- Основные теории зарождения жизни
- Бритва оккама для проверки гипотез
- Гипотеза в философии и других науках
- Научная гипотеза
- Отличие гипотезы от теории
- Плюрализм концепций происхождения жизни
- Примечания
- Развитие представлений о происхождении жизни на земле — урок. биология, общие биологические закономерности (9–11 класс).
- Ссылки
- Теория креационизма
- Теория панспермии
- Теория самозарождения
- Теория стационарного состояния
Основные теории зарождения жизни
- Концепция самозарождения
- Концепция стационарного состояния
- Концепция панспермии
- Концепция креационизма
- Концепция биохимической эволюции
Бритва оккама для проверки гипотез
Существуют такие принципы, как бритва Оккама, которые являются не аксиомами, а презумпциями, то есть они, в принципе, не запрещают объяснять какие-то явления более сложными путями, а лишь рекомендуют следовать наилучшему, как можно более простому порядку рассмотрения гипотез.
Гипотеза в философии и других науках
Карл Поппер[5] в философии науки дополнил позитивистский принцип верифицируемости принципом фальсифицируемости. Соответствие реальности естественнонаучной теория может быть установлена путём постановки соответствующего эксперимента (верификация).
Любое научное знание носит лишь относительный характер. Научными могут быть только потенциально опровергаемые утверждения. Такие взгляды, вытекающие из марксистского постулата об относительности истины и любого знания, разделяют и современные российские философы[3].
Ученик Поппера Лакатос развил концепцию учителя. Отдельную (естественнонаучную) теорию, которая неизбежно опровергается, нельзя рассматривать как научную. Научной может быть только «исследовательская программа» — последовательность опровергаемых и сменяющих друг друга теорий-гипотез — например, следующая череда: геоцентрическая механикаПтолемея, гелиоцентрическая механика Галилея и Кеплера, классическая механикаНьютона и Галилея, релятивистская механика, квантовая механика, квантовая теория поля и т. п.
Научная гипотеза
Логическое предположение, чтобы считаться научной гипотезой, должно удовлетворять следующим критериям[7]:
- объяснять все имеющиеся в предметной области гипотезы факты;
- не должно иметь логических противоречий и противоречить фундаментальным положениям науки;
- должно быть принципиально проверяемым;
- не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено;
- должно быть приложимо к возможно более широкому классу явлений.
Отличие гипотезы от теории
Часто можно встретить ситуации, когда люди случайно, по незнанию или намеренно путаются в терминах «теория» или «гипотеза». Так, часто можно услышать фразу типа «Это всего лишь теория…». Подобную фразу могут употреблять, допустим, по отношению к глобальному потеплению, эволюции и к другим.
Утверждение является теорией тогда и только тогда, когда оно удовлетворяет всем следующим критериям: | Утверждение является гипотезой, только когда оно удовлетворяет одному или нескольким следующим критериям: |
Т1. утверждение точно является истиной, ибо оно было достоверно выведено из экспериментов; | Х1. утверждение является правдой с высокой вероятностью, но, возможно, не полностью; |
Т2. утверждение экспериментально — то есть оно имеет экспериментально тестируемые последствия; | X2. это догадка или предположение: это утверждение не основано на экспериментальных свидетельствах; |
Т3. утверждение относится к измеримым и наблюдаемым свойствам вещи, а не к её «природе». | X3. это утверждение имеет отношение к «природе» вещи, а не к наблюдаемым, измеряемым её свойствам. |
Ньютон считал свою «теорию универсальной гравитации» именно теорией, поскольку она может быть подтверждена экспериментами. Но с другой стороны, сами объяснения, причины гравитации он относил к гипотезам, потому что они уже относились к объяснению природы явления гравитации, а возможности для измерения или подтверждения любых утверждений о причинах возникновения гравитации экспериментально в те времена не существовали.[6] Другими словами, гипотеза о природе гравитации пытается ответить на вопросы: «Почему гравитация есть?», «Что является причиной гравитации?», а теория — «Существует ли гравитация или нет?», «Насколько сильна гравитация?», «Как измерить гравитацию?».
Плюрализм концепций происхождения жизни
Тип урока:
урок-семинар
Формы работы:
групповая, индивидуальная
Цель:
Познакомить учащихся с различными
концепциями происхождения жизни.
Задачи:
- Сформировать у учащихся научный, критический
подход к философским проблемам. Учить
избавляться от догматизма в суждениях. - Активизировать мыслительные процессы учащихся,
применяя активные методы обучения: дискуссию,
сравнение, самостоятельное изложение научных
гипотез. - Прививать терпимость к людям инакомыслящим,
уважать их мнение.
Оборудование:
слайд-презентация
подготовленная учащимися.
Ход урока
Организационный момент
:
Учитель:
Дорогие ребята, уважаемые гости я
рада приветствовать вас на учебном семинаре,
посвященном проблеме возникновения жизни на
Земле.
Проблема жизни — ее возникновения, сущности,
существования в материальном и духовном
аспектах, ее развитие и предназначение является
одной из актуальных проблем науки вообще и
биологической науки в частности. Посмотрите
видеофрагмент и ответьте на вопрос.
Вопрос: Что же такое жизнь?
Ответ на этот вопрос вызывает затруднение не
только у вас. Дать точное определение жизни
чрезвычайно трудно, но все-таки такие попытки
были предприняты неоднократно.
Многочисленные определения жизни можно свести
к двум концепциям:
1.согласно первому, жизнь определяется
субстратом, носителем ее свойств.
2.согласно второму, жизнь определяется как
совокупность специфических физико-химических
процессов.
Познакомимся с наиболее известными
определениями жизни этих двух концепций.
(Определение Ф.Энгельса и М. Волькенштейна),
(слайд 1,2)
Вывод:
таким образом, по Энгельсу,
материальным носителем жизни является белок,
способ ее существования — самообновление, а
механизм самообновления – обмен веществ.
По Волькенштейну, носителем жизни являются
белок и нуклеиновые кислоты, сущность жизни как
самовоспроизводящейся системы связана, со
способностью постоянно обмениваться веществом и
энергией с окружающей средой.
И все же не одно определение не является полным,
так как не дает ответа на вопрос, чем живое
отличается от неживого?
Единственный способ описать жизнь — это
перечислить основные свойства живого.
Вопрос:
Перечислите свойства живого. (слайд3)
Вопрос:
Каждое ли из этих свойств, присуще
только живому? Ответ аргументируйте.
Ответ:
Нет, можно привести пример из неживой
природы. Рост: сосулька, размножение —
компьютерный вирус, движение — заводная игрушка.
Вопрос:
Выделите из перечисленных свойств
существенные для определения жизни.
Ответ:
Основные (существенные) свойства это
те, без которых не может существовать предмет.
Для живых организмов это особый химический
состав и обмен веществ, так как они обеспечивают
все остальные свойства.
Точно также как нет однозначного ответа на
вопрос, что такое жизнь? Нет и однозначного
ответа на вопрос, как жизнь возникла на нашей
планете?
С глубокой древности и до нашего времени было
высказано бессчетное количество гипотез о
происхождении жизни. Все их многообразие
сводиться к двум взаимоисключающим точкам
зрения — биогенезу и абиогенезу. (слайд 4,5)
Гипотезы, касающиеся возникновения жизни,
разнообразны. Среди главных следует упомянуть
следующие гипотезы: креационизм, самозарождение,
панспермия, стационарного состояния, химическая.
(Название записывают в первую графу таблицы).
К сегодняшнему уроку я просила вас разделиться
на группы, каждая из которых, познакомившись с
сутью одной из гипотез, донесет ее до остальных.
Хотелось бы сказать, что подготовленные ребятами
сообщения не ставили своей целью дать
однозначный ответ или навязать вам одну из точек
зрения на вопрос о происхождении жизни. Наоборот,
мы попытались сопоставить различные подходы к
этой проблеме, в надежде, что услышанный на уроке
материал побудит вас к собственным размышлениям
на эту тему, даст пищу для самостоятельных
исследований в дальнейшем.
По ходу выступлений вы самостоятельно
заполняете вторую графу таблицы.
Название гипотезы | Суть гипотезы |
1. Креацианизм | жизнь создана творцом |
2.Самозарождения | жизнь возникла из неживого |
3. Стационарного состояния | жизнь существовала всегда |
4. Панспермии | жизнь занесена из космоса |
5. Биохимическая | жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся законам химии. |
Итак, полистаем страницы истории, и послушаем,
какие доводы в пользу своей точки зрения
приводили сторонники каждой из гипотез.
Гипотеза креационизма — взгляд на
возникновение жизни с точки зрения верующих
людей. (Слайд 6)
Выступление первой группы. Согласно этой
гипотезе жизнь возникла в результате какого-то
сверхъестественного события в прошлом. ЕЕ
придерживаются последователи всех религиозных
концессий мира — ислама, христианства, буддизма,
иудаизма.
С точки зрения этих религий Вселенная состоит
из материальной и духовной составляющих. Живую
материю, то есть животный, растительный мир и
человека породила духовная составляющая,
другими словами Бог.
Сторонники этой гипотезы приводят примеры
особенностей живой материи, которые не могут
быть объяснены современной наукой и с точки
зрения религии демонстрируют существование
Высшего Разума.
Например:
вирусы состоят из белковой
оболочки и ДНК. В клетке хозяина для размножения
вирусу необходимо удвоить молекулу ДНК, но для
этого нужна огромная энергия, кто инициирует
этот процесс? В рамках естественных наук вопрос
пока без ответа.
Материалист Ч.Дарвин в последние годы жизни
писал о живых организмах — “меня прошибает
холодный пот: такое не может образоваться само
собой. У них должен быть Всевышний Творец”.
Значит ли это, что присущая многим стереотипная
точка зрения о том, что наука и религия по сути
своей противоречивы верна?
Нам кажется, что нет. Наука и религия это
способы познания двух сторон единого мира —
материальной и духовной реальности. На практике
они должны не противопоставляться, а дополнять и
поддерживать друг друга. Вот почему Альберт
Эйнштейн говорил: “Наука без религии ущербна,
религия без науки слепа”.
Учитель:
Есть ли у вас вопросы, дополнения,
возражения выступающему?
Гипотеза самозарождения жизни.
Суть этой гипотезы заключается в том, что жизнь
возникла из неживого.
“Таковы факты, — писал в своем труде Аристотель,
— живое может возникать в результате не только
спаривания организмов, но и в результате
разложения почвы, самозарождаясь под действием
сил природы из разлагающейся земли.” (слайд 7)
Против такого подхода к проблеме зарождения
жизни выступил итальянский натуралист Франческо
Реди.
“Убежденность была бы тщетной,- писал он, — если
бы ее нельзя было подтвердить экспериментом.
Поэтому я взял 2 сосуда, поместил туда угря. Один
сосуд был закрыт, а другой оставался открытым,
Можно было видеть, что личинки мух появились
только в открытом сосуде. Значит, личинки
зарождаются не самопроизвольно, а из отложенных
мухами яиц.”
Но противники Реди, так называемые виталисты
(от лат. Витас — жизнь)- сторонники всепроникающей
жизненной силы — утверждали, что в закрытый
горшок не мог поступить воздух, а вместе с ним и
“жизненная сила”, поэтому личинки мух в
закрытом сосуде и не появлялись.
Тогда Реди поставил гениальный по простоте
опыт. (слайд 8) Он поместил мертвых змей в 2 сосуда
один оставил открытым, другой закрыл кисеей.
Через некоторое время личинки мух появились
только в открытом сосуде. Опыт убеждал в том, что
растения и животные появляются только из семян
или яиц, образуемых родительскими особями, но не
могут возникнуть из неживой природы. А как быть с
микроорганизмами? Споры между сторонниками
биогенеза и абиогенеза продолжались.
В 1859 г. Французская академия наук назначила
премию тому, кто положит конец спорам о
самозарождении жизни.
В 1862 г. Премию получил Луи Пастер. Он провел
эксперимент, по простоте соперничавший с опытом
Реди. (слайд 9) В колбах он кипятил мясной бульон, в
котором могли бы развиваться микроорганизмы. При
кипячении они и их споры погибали. К колбе Пастер
присоединил изогнутую трубку, споры микробов
оседали в ней и не могли проникнуть в питательную
среду, а доступ пресловутой “жизненной силы
“был обеспечен. Питательная среда оставалась
стерильной, но стоило отломить трубку, как среда
загнивала.
Впоследствии на основе опыта Пастера были
созданы методы:
- пастеризации
- консервации
- учение об асептики и антисептике
Таким образом, подтвердилась гипотеза
биогенеза. Но тут же возник новый вопрос, если для
возникновения живого необходим другой живой
организм, то откуда взялся самый первый живой
организм?
Учитель:
Есть ли у вас дополнения, возражения
к выступающему.
Ученик:
Я хотел бы добавить, что сам Пастер
писал, что его двадцатилетние безуспешные
попытки выявить хоть один случай самозарождения
жизни не убедили его в том, что это не возможно в
принципе. Его опыт доказал лишь то, что в его
колбах, при его условиях и с его исходным
материалом жизнь действительно не возникла.
Учитель:
Гипотеза стационарного
состояния.
Согласно этой гипотезе, Земля никогда не
возникала, она существовала вечно, она всегда
была способна поддерживать жизнь. Эта гипотеза
постулирует, что физические условия на Земле, в
атмосфере и океане, как прежние, так и нынешние
активно созданы жизнью самой для себя. Это
противоположно дарвиновскому представлению, что
жизнь приспособилась к условиям на Земле. Жизнь
на Земле также вечна, как и геологическая история
истории Земли. Виды тоже существовали всегда, у
каждого вида существует 2 возможности –
изменение численности, либо вымирание. В
качестве примера приводиться представитель
кистеперых рыб — латимерия. (слайд 10) По данным
палеонтологии эти рыбы вымерли 70 млн. лет назад.
Однако в 1938гуостроваМадагаскара
была поймана живая латимерия. Значит, древние
формы жизни живут рядом с нами. Эти факты плохо
согласуются с учением о естественном отборе.
В 1933 г. В Австралии в горных породах, возраст
которых датируется в 3,8 млр. лет нашли следы
цианобактерий, хотя геологи утверждают, что в то
время на Земле происходили события, исключавшие
возможность зарождения жизни. Кроме того, такие
же цианобактерии были найдены в современных
соленых лагунах. Они прошли в неизменном виде всю
историю Земли.
Сторонники этой гипотезы не признают, что
наличие или отсутствие определенных ископаемых
остатков может показывать на время появления или
вымирания вида.
Появление какого-либо ископаемого вида в
определенном пласте, говорит лишь об увеличении
численности вида или перемещением его в места,
благоприятные для сохранения остатков.
Гипотеза панспермии.
Согласно этой гипотезе жизнь возникла в разное
время и в разных частях Галактики. Она
переноситься с планеты на планету метеоритами.
Простейшие организмы или их споры попадая на
планету и найдя здесь благоприятные условия,
размножаются, давая начало эволюции от
простейших форм к сложным. (слайд11)
Для обоснования этой гипотезы используются
многократные появления НЛО, наскальные
изображения предметов, похожих на ракеты, а также
изучение материалов метеоритов и комет. В их
составе обнаруживаются многие
“предшественники” живого — такие вещества, как
цианогены, синильная кислота, те органические
соединения, которые, возможно, сыграли роль
“семян”, падавших на голую Землю.
Одним из свидетельств в пользу гипотезы
внеземного происхождения жизни было обнаружение
внутри метеорита, названного ALH 84001 палочковидных
образований, напоминающих по форме окаменелые
бактерии. Сам метеорит был частичкой марсианской
коры, которая была выброшена в космос 16 млн. лет
назад в результате взрыва на этой планете. А 13
тыс. лет назад он упал на Землю, в Антарктиде, где
и был недавно обнаружен. Окончательно ответить
на вопрос “Есть ли жизнь на Марсе?” удастся в
скором будущем, когда будут опубликованы отчеты
американского национального управления по
аэронавтике и космическим исследованиям NASA. Эта
организация осуществила запуск спутника на Марс
с целью взятия образцов марсианского грунта и
теперь проводит обработку полученного
материала. Если исследования покажут, что
микроорганизмы населяли Марс, то о занесении
жизни из космоса можно будет говорить с большей
долей уверенности.
Ученик:
Мне хотелось сказать, что эта
гипотеза не дает ответа на вопрос, как возникла
жизнь вообще? Ведь даже, если споры жизни и были
занесены на Землю из Космоса, они должны были
где-то возникнуть. Кроме того, прежде чем споры
попали на Землю, они долгое время пробыли в
космосе под действием космической радиации, а мы
знаем, что для всех живых существ на Земле
радиация губительна.
Химическая гипотеза:
Эта гипотеза основывается на химической
специфике жизни и связывает ее происхождение с
историей Земли. В настоящее время наиболее
широкое признание получила гипотеза академика А.
Опарина. Она исходит из предположения о
постепенном возникновении жизни на Земле из
неорганических веществ, путем длительной
химической эволюции на уровне молекул. По
Опарину, процесс возникновения жизни можно
поделить на ряд этапов (слайд12)
- Абиогенный синтез простейших органических
соединений из неорганических. - Абиогенный синтез полимеров (белков, углеводов,
нуклеиновых кислот) из простых органических
соединений. - Образование коацерватов, как обособление в
растворе высокомолекулярных веществ в виде
высококонцентрированного раствора. - Взаимодействие коацерватов с окружающей
средой, сходство с живыми существами: рост,
питание, дыхание, обмен веществ, размножение. - Возникновение генетического кода, мембраны,
начало биологической эволюции.
Доказательством того, что первый и второй этап
может осуществляться без участия живых
организмов, явились опыты С. Миллера и С. Фокса.
В 1955 г. С. Миллер создал установку, с помощью
которой в миниатюре были воспроизведены условия,
существовавшие на первобытной Земле. (слайд 13)
Атмосферой в этой модели служила смесь
газообразного метана, воды, аммиака, водорода и
углекислого газа. Именно такой, по-мнению, ученых
была первичная атмосфера. В камеру с атмосферой
были вмонтированы электроды, для получения
электрических разрядов, имитировавших молнию —
один из возможных источников энергии для
химических реакций нам первобытной Земле. В
результате опыта были получены простейшие
углеводороды, и даже аминокислоты.
В 1953 г. С Фокс провел эксперимент, в котором,
нагревая смесь аминокислот, при нормальных
атмосферных условиях он получил полипептидные
цепочки. (слайд 14)
Эти опыты подтверждали гипотезу Опарина о том,
что простые компоненты первичной атмосферы
могли вступать во взаимодействие и усложняться,
а затем конденсироваться с образованием
полимеров.
Третий этап – образование коацерватов, тоже
был подтвержден экспериментально (слайд 15). В
коллоидных растворах полипептидов, при
определенных условиях образуются сгустки
объемом 108 кубических сантиметров. Вокруг
капель имеется граница раздела — водная оболочка.
Коацерваты обладают способностью поглощать
различные вещества, увеличиваться в размерах,
т.е. проявлять признаки напоминающие питание,
рост.
В результате включения в коацерват молекулы,
способной к самовоспроизведению могла
возникнуть примитивная клетка, так называемый
пробионт ( предшественник первых живых
организмов).
Ученик:
Мне хотелось бы добавить следующее.
Хотя гипотеза Опарина и считается одной из более
убедительных, много неясного и в ней.
Так, на мой взгляд, в этой гипотезе желаемое
выдается за действительное. Сначала все
особенности жизни сводятся к обмену веществ, а
затем его моделирование объявляется решением
загадки возникновения жизни. Но даже при таком
подходе так никому и не удалось воспроизвести
последний и самый важный этап — получить систему
способную к самовоспроизведению.
Эта теория не объясняет существования на Земле
единого генетического кода.
Учитель:
Мы заслушали выступление всех групп.
В качестве эпилога ребята еще раз напомнят вам
суть основных гипотез происхождения жизни, но
уже в стихотворной форме. (стихи)
Проверим, что вы записали в таблицу.
Действительно, на сегодняшний день,
однозначного ответа о происхождении жизни мы
дать не можем. Мы можем придерживаться какой- то
концепции или выстроить собственную гипотезу, но
это не означает, что точки зрения, не совпадающие
с нами ошибочны и не имеют право на
существование. Каждый человек имеет право на
свою точку зрения, но при этом должен уважать
мнение других.
Вопрос:
Какая гипотеза ближе Вам и почему?
Ученик:
Мне больше импонирует гипотеза
креационизма, и не потому, что она точно отвечает
на вопрос, как возникла жизнь, а потому что она
отражает потребность человека понять внутреннюю
сущность этого мира, познать смысл жизни.
Ведь ответы на эти вопросы очень важны для
человека, они служат основой для его
представлений о моральных ценностях. И не
случайно, по-моему, сейчас когда многие моральные
устои подорваны, люди обращаются к религии. Ведь
все религии учат, что истинный путь развития
человека – это путь нравственного
самоусовершенствования, путь добра и милосердия
по отношению ко всему живому.
Учитель: есть еще желающие высказаться. Нет
Ничего страшного. Ведь вопрос веры глубоко
интимный, а кому-то нужно время, что бы глубоко
вникнуть в суть проблемы. Возможно, у кого-то,
после сегодняшнего урока, появилось больше
вопросов, чем ответов. Я думаю, что это станет
поводом для вашей самостоятельной работы в
дальнейшем, по вопросу возникновения жизни.
А сейчас попробуем порассуждать вместе. (слайд
16, 17, 18, 19)
Домашнее задание. Обзор литературы.
(слайд 20, 21). Оценки за урок.
Примечания
- ↑Гипотеза // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑тезис: словарь греко-русский
- ↑ 12Меркулов И. П.Гипотеза // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2022. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов. — 5-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 256 с. — ISBN 5-7975-0059-0.
- ↑Popper, Karl. Conjectures and refutations : the growth of scientific knowledge (англ.). — London: Routledge, 2004. — ISBN 0-415-28594-1.
- ↑ 12Kirsten Walsh. The Idea of Principles in Early Modern Thought: Interdisciplinary Perspectives / Peter R. Anstey. — Routledge, 2022. — 304 с. — ISBN 9781315452678.
- ↑Ивлев Ю. В. Логика. — М., Проспект, 2022. — c. 269—270
Развитие представлений о происхождении жизни на земле — урок. биология, общие биологические закономерности (9–11 класс).
Ссылки
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Теория креационизма
Теория креационизма или божественного творения имеет очень длинную и богатую историю. Все религиозные учения мира по-своему объясняют происхождение жизни, но все они говорят о неком божественном замысле и о божественном происхождении Вселенной в целом и жизни на Земле в частности. Христианский креационизм является наиболее развитым, в его основу положены библейские тексты. Согласно этой теории, зарождение жизни произошло в результате разумного акта творения высшим существом. В зависимости от метода трактовки Библии, сторонники теории делятся на разные течения. Важно! Кроме Библии, есть и другие священные книги мировых религий, в каждой из которых тоже есть сведения о возникновении мира.Например, буквалистские креационисты утверждают, что мир был создан за 6 дней около 6 000 лет назад, как это и описано в Библии. Сторонники метафорического креационизма считают, что написанное в Библии не стоит понимать буквально. По этой версии, один “день творения” мог длиться тысячи лет.Также в рамках концепции креационизма существует теистический эволюционизм, признающий эволюционную теорию. Однако его сторонники считают, что эволюция — ни что иное, как орудие в руках творца. Важно! В соответствии с современными представлениями о науке, креационизм рассматривают только как философско-методологическую концепцию, поскольку теория возникла в рамках религиозного мировоззрения. Многие противники теории говорят о нецелесообразности преподавания креационизма в школе из-за ее антинаучности.
Теория панспермии
Теория панспермии — это теория о внеземном происхождении жизни. Впервые эту идею высказал греческий философ Анаксагор (V в до н. э.). А в 1865 году Х. Рихтер — ученый, родом из Германии, возродил ее. Он выдвинул предположение, что на Землю жизнь в виде зародышей простейших микроорганизмов занесли многочисленные метеориты и космическая пыль с планеты, где на тот момент уже имелась жизнь.Сторонники теории утверждают, что условия первобытной Земли были благоприятны для развития этих микроорганизмов, и они дали начало всему разнообразию жизни. Приверженцы теории панспермии стремятся научно доказать возможность переноса жизни с планеты на планету, ведь при путешествии через космическое пространство спора бактерии столкнется со множеством испытаний. Опасность будут составлять и холод межпланетного пространства (-220°С), и сильнейшее ультрафиолетовое излучение. Также не стоит забывать об атмосфере планеты, проходя через которую на большой скорости, любое тело благодаря силе трения загорится.
Теория самозарождения
Еще в древности появились первые гипотезы о происхождении жизни. Жители древних стран востока верили в теорию самопроизвольного зарождения жизни. Они не сомневались, что жизнь способна появляться почти из ничего, сама по себе. Согласно этой теории, многочисленные животные, такие как черви, жабы, змеи, рождаются из глины и воды под воздействием тепла и солнечного света, которым приписывались божественные, волшебные силы.
Теория стационарного состояния
Согласно этой концепции, Земля в современном ее виде существовала всегда, и на ее поверхности на всем протяжении истории была жизнь. Теория появилась в 1880 году, ее предложил немецкий медик Тьерри Вильям Прейер.Согласно современным исследованиям, примерный возраст Земли — 4,6 млрд лет. Но точно определить возраст планеты на сегодняшний день невозможно. Этот факт и позволяет сторонникам теории стационарного состояния развивать свое учение. Основные положения теории:
- Земля и вся Вселенная вечны и существуют в неизменяемом виде;
- Изменения в природе незначительны и не имеют существенного влияния на живые организмы;
- Для всех видов есть два возможных пути — они либо вымирают, либо изменяют свою численность.
Основные доказательства этернизма (второе название теории, от латинского слова eternus— вечный) основываются в большей степени на пробелах и неясных аспектах эволюционной теории. Самое популярное доказательство связано с рыбой латимерией. Останки этой древней кистеперой рыбы находят в пластах, датируемых мезозойской эрой (60-90 млн лет назад, меловой период). Долгое время латимерия считалась переходным видом от рыб к земноводным. Однако в 1939 году в районе острова Мадагаскара рыбакам удалось выловить живую латимерию. Эта находка позволяет сделать вывод, что данный вид не может быть переходным. Важно! Эта теория отрицает положения теории Большого Взрыва и эволюционной теории. В современных условиях этернизм стоит рассматривать скорее как философское учение. Известный российский ученый, автор учения о биосфере, академик В. И. Вернадский придерживался теории этернизма. Вернадский говорил что “…жизнь вечна, потому что вечный Космос”.