Ксенофобия и ее разновидности — Психолог — 12 августа — 43191667865 — Медиаплатформа МирТесен

Ксенофобия и ее разновидности - Психолог
 - 12 августа
 - 43191667865 - Медиаплатформа МирТесен Женщине

Что такое ксенофобия

Ксенофобия – это ненависть, нетерпимость к чужим особенностям. Но если вы внимательно посмотрите на слово «ксенофобия», то увидите часть «фобия», а значит, в этом феномене есть место страху. Ксенофобией называют не только ненависть к отличиям, но и страх перед неизвестным, иным, непохожим, «не нашим».

Ксенофобия может возникнуть на разных уровнях и по разным причинам: между государствами, между культурой одного человека и культурой другого, между одним обществом и другим, между традициями одной семьи и традициями другой.

К чему, в частности, может возникнуть нетерпимость:

  • к людям с особыми потребностями;
  • к другим национальностям;
  • к полным людям;
  • к людям нетрадиционной ориентации;
  • к чужому мнению;
  • к музыке, отличной от той, что слушает конкретный человек или группа.

Продолжать эту цепочку примеров можно до бесконечности. Возненавидеть можно все что угодно, все, чего нет в человеке и его жизни.

Ксенофобия встречается даже в рамках коллектива, например, рабочего. Представьте: в коллектив, где все участники примерно одного возраста, одной национальности и примерно с одинаковым уровнем образования, приходит новичок. А обучался новичок за границей.

И вот решает он модернизировать уже устоявшийся процесс, внести изменения в жизнь коллектива. На что слышит: «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь». После этого коллектив категорически не принимает новичка, подставляет, провоцирует, выживает. Вот вам и пример ксенофобии. И заметьте: никакой межрасовой или международной войны.

Ксенофобия – это глобальная проблема человечества. Она возникает на разных уровнях и в разных условиях. Человек любого возраста, социального статуса и положения может столкнуться с этим.

Виды и формы

Формы проявления ксенофобии бывают разные: от молчаливого ухода ксенофоба, избегания «инородного объекта» до агрессии, насилия.

Некоторые ксенофобы испытываю тревогу, панические атаки, ступор, когда сталкиваются с неизвестным. Доходит до того, что они не могут спросить дорогу у незнакомого человека, испытывают дискомфорт в новом городе и незнакомой компании, не могут зайти в какое-то заведение.

Другие ксенофобы ведут себя настороженно, недоверчиво. Они проявляют бдительность, прощупывают почву, сохраняют скептический настрой. Часто решаются на словесную или физическую агрессию. Такая форма ксенофобии встречается между субкультурами, нациями, религиями.

По направленности ксенофобия бывает четырех видов:

  • расовая,
  • религиозная,
  • социальная,
  • территориальная.

Пример расовой ксенофобии – расизм, пример религиозной – конфликты между представителями разных направлений, пример территориальной – вражда между подростками с разных районов, пример социальной ксенофобии – неприязнь на основе социального статуса, материального положения, внешнего вида, поведения и т. д.

Какие бывают виды ксенофобии

Выделяют множество разновидностей ксенофобии по нескольким критериям. Так, она делится на открытую и скрытую. Первая основана на политических или идеологических взглядах и проявляется в актах насилия над чужаками, дискриминации и экстремизма. Вторая основана на предрассудках и заключается в неприязни ко всему, что не вписывается в привычный жизненный уклад.

Также бывает четыре вида ксенофобии:

  • Религиозная;
  • Расовая, или этническая;
  • Социальная – в этом случае агрессия направлена на различные социальные группы: геев, лесбиянок, инвалидов, беженцев, богачей или бедняков, людей умственного труда и т. д.;
  • Территориальная – здесь агрессия направлена вообще на всех иностранцев, а также на иногородних. Бывает, что сельские жители ненавидят городских, и наоборот. Территориальная ксенофобия проявляется даже в масштабах городских районов, кварталов и улиц, особенно это касается подростковых банд, каждая из которых «держит свой район».

Ксенофобия • большая российская энциклопедия — электронная версия

КСЕНОФО́БИЯ (от греч. ξένος – чу­жой и …фо­бия), не­тер­пи­мость к ко­му-ли­бо или че­му-ли­бо чу­жо­му, не­зна­ко­мо­му, не­при­выч­но­му. Про­яв­ле­ния К. близ­ки к т. н. куль­тур­но­му ра­сиз­му. Од­на­ко в от­ли­чие от ра­сиз­ма К. пред­став­ля­ет со­бой не­при­язнь к чу­жа­ку из-за его по­веде­ния, об­раза жиз­ни и т. п., а не им­ма­нент­но при­су­щих ему ка­честв. В ЕС тер­мин «К.» при­нят офи­ци­аль­но для обо­зна­че­ния рас­про­стра­нён­ных в об­ще­ст­ве по­доз­ри­тель­но­сти и вра­ж­деб­но­сти в от­но­ше­нии им­ми­гран­тов и, по су­ти, слу­жит эв­фе­миз­мом для по­ня­тия «ра­сизм», но по­ни­ма­ет­ся как его мяг­кая фор­ма. По­доб­но ра­сиз­му, К. слу­жит для про­ти­вопос­тав­ле­ния «нас» «им», ут­вер­жда­ет, что эт­нич. куль­ту­ра, по­доб­но био­ло­гич. осо­бен­но­стям, да­ёт­ся че­ло­ве­ку на всю жизнь вме­сте с «кро­вью». Сме­ше­ние куль­тур вы­зы­ва­ет про­тест, т. к. яко­бы спо­соб­ству­ет дез­ори­ен­та­ции, на­вя­зы­вая ин­ди­ви­ду раз­ные куль­тур­ные и по­ве­ден­че­ские ко­ды. В этом кон­тек­сте го­во­рит­ся о «не­со­вмес­ти­мо­сти куль­тур», что ве­дёт к вы­сту­п­ле­ни­ям про­тив сме­шан­ных бра­ков. Об­на­ру­жи­ва­ет­ся страх в от­но­ше­нии «при­шель­цев», ко­то­рые буд­то бы спо­соб­ны за­со­рить и ис­пор­тить куль­ту­ру «ко­рен­ных жи­те­лей», и раз­да­ют­ся при­зы­вы со­хра­нять тра­диц. эт­но­куль­тур­ный об­лик. При этом ме­ст­ная куль­ту­ра по­ни­ма­ет­ся как бо­лее «вы­со­кая», и вы­страи­ва­ет­ся воз­глав­ляе­мая ею ие­рар­хия куль­тур.

Как быть Леди:  Юридические истории #352: Сама доброта | Пикабу

Ис­сле­до­ва­ния К. уде­ля­ют боль­шое вни­ма­ние влия­нию на неё био­ло­гич. (ин­сти­нк­тив­ных) и пси­хо­ло­гич. (в т. ч. как ме­ха­низ­ма под­дер­жа­ния иден­тич­но­сти) фак­то­ров. Од­на­ко «био­ло­гич. де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сть» К. не под­тве­рж­да­ет­ся на­уч. дан­ны­ми и её нель­зя счи­тать ка­че­ст­вом, при­су­щим че­ло­ве­ку как ви­ду. Бу­ду­чи в пер­вую оче­редь пси­хо­ло­гич. ре­ак­ци­ей на чу­жа­ка, К. в то же вре­мя не яв­ля­ет­ся не­из­беж­ным след­ст­ви­ем иден­тич­но­сти. Совр. К. час­то объ­яс­ня­ют эт­нич. и ре­лиг. «ре­нес­сан­сом», со­про­тив­ле­ни­ем эко­но­мич. кон­ку­рен­ции и ре­ак­ци­ей на от­чу­ж­де­ние в ус­ло­ви­ях то­таль­ной ком­мер­циа­ли­за­ции, нос­таль­ги­ей по «ут­ра­чен­ной общ­но­сти» и стрем­ле­ни­ем к со­хра­не­нию преж­не­го «куль­тур­но­го по­ряд­ка». К. по­зво­ля­ет ис­клю­чать им­ми­гран­тов из ме­ст­но­го со­об­ще­ст­ва, ве­дёт к их дис­кри­ми­на­ции в сфе­ре за­ня­то­сти, об­ра­зо­ва­ния и со­ци­аль­но­го вспо­мо­ще­ст­во­ва­ния. Их по­доз­ре­ва­ют в стрем­ле­нии к соз­да­нию за­кры­тых анк­ла­вов и по­сле­дую­щем се­па­ра­тиз­ме.

В ме­ди­ци­не К. как бо­язнь чу­жо­го, не­зна­ко­мо­го рас­смат­ри­ва­ет­ся как раз­но­вид­ность на­вяз­чи­вых со­стоя­ний.

Лит.: Bory-Lugon V. Immigration et xéno­pho­bie dans la société suisse. Lausanne, 1977; Wtulich J. American xenophobia and the Slav immigrant. N. Y., 1994; Racisme et xénophobie en Europe. P., 1994; New xenophobia in Eu­rope / Ed. by B. Baumgartl, A. Favell. L., 1995; Watts M. W. Xenophobia in united Germany: generations, modernization, and ideology. N. Y., 1997; Вер­хов­ский А., При­бы­лов­ский В., Ми­хай­лов­ская Е. На­цио­на­лизм и ксе­но­фо­бия в рос­сий­ском об­ще­ст­ве. М., 1998;Identity and intolerance: nationalism, racism, and xe­nophobia in Germany and the United States. Wash.; Camb., 1998; Diken B. Strangers, am­bivalence and social theory. Aldershot, 1998; Ксе­но­фо­бия в со­вре­мен­ном ми­ре. СПб., 2008; Кон И. С. Го­мо­фо­бия как фор­ма ксе­но­фо­бии. http://www.sexology.narod.ru.

Массовые фобии

Кроме индивидуальных реакций возможно нагнетание ксенофобских настроений в массах людей посредством художественной литературы и СМИ.

Зарождение мировых массовых ксенофобий происходит в эпоху модерна (1870—1910 год), их активно формировали в просвещённой Европе и распространяли по всему миру.

В начале 20 века особую популярность приобрели теории «мирового еврейского заговора» и «жёлтой опасности», в сознании радикально настроенных людей они соединялись в общую теорию мирового заговора.

К концу 20 века Европой овладевают концепции надвигающейся «интервенции мигрантов» и «исламской угрозы».

Восток также выдвигает свои концепции, заявляя, что «западный мир», возглавляемый евреями, настроен на подавление «мира исламского» и противостояние «жёлтой цивилизации».

Мнение психологов: к чему приводит ксенофобия

Термин «ксенофобия», как и «гомофобия», внешне похож на обычное медицинское понятие – такое как клаустрофобия, агорафобия и др. Но сегодня эти слова чаще всего употребляют вне медицинского и научного контекста – а именно в политике и общественной жизни.

Так, при ксенофобии у человека при встрече с незнакомцем или иностранцем происходит болезненная реакция: дрожь, сбивчивое дыхание, сильное потоотделение, ускоренный пульс, тошнота, тревожность, панические атаки. Поведение пациента при ксенофобии в тяжёлом состоянии может стать неадекватным: ведь он всеми средствами пытается избежать встречи с незнакомцем.

Таким образом, на уровне личности ксенофобия может привести к тяжёлым психическим и физическим расстройствам. А на политическом и общественном уровне ксенофобия и вовсе может представлять опасность, примеров чему немало было в истории.

Ксенофобия способствует росту преступности, милитаризма, военных настроений. Приводит она и к всеобщей подозрительности и ненависти: приверженец ксенофобии даже лучшего друга может подозревать в сочувствии к «чужакам».

Ксенофобия, впрочем, сопровождала человечество всегда. С глубокой древности люди одной страны делились на касты и сословия, и каждый с неприязнью относился к представителям других каст. С глубокой древности люди участвовали в религиозных войнах (например – Крестовые походы).

В средние века такое явление, как феодальная раздробленность, способствовало враждебным отношениям между жителями в буквальном смысле соседних городов и деревень. Ксенофобия прошла сквозь времена и дожила до нашего времени. Теперь она в той или иной степени встречается повсеместно, даже в самых благополучных и «тихих» странах.

Причины

Ксенофобию можно рассматривать как специфическую защитную реакцию организма типа агрессии. Первая реакция на неизвестность, новизну – страх. Это нормально. А первая реакция на страх – агрессия, нападение как защита. Таким образом, ксенофобия – это защитная реакция человека на то, чего он не понимает, не знает. Или на тех, кого человек ставит выше себя. В принципе любой ксенофоб слаб и неустойчив внутри.

О чем еще свидетельствует ксенофобия, или какие проблемы лежат в ее основе:

Ненависть возникает к тем, кто поступает не так, как нам этого хочется. Или не так, как мы привыкли. Одни люди понимают, что каждый человек отличается темпераментом, характером, опытом, условиями развития; а общества отличаются по культуре, традициям, обычаям.

Хоть мы и привыкли отождествлять ксенофобию с национальной враждой, на самом деле суть проблемы никак не связана с нациями. Люди из разных уголков земли склонны к зависти, эгоизму, самолюбию, гордыне, высокомерию. Общечеловеческие пороки – истинная причина ксенофобии.

Как быть Леди:  /Классика: Мопассан Ги Де. Любовь

Профилактика

Увлекаясь ненавистью к другим, ксенофобы забывают о собственной жизни. Лучшая профилактика нетерпимости – увлеченность собой, любовь к себе и своей жизни, понимание смысла жизни.

Еще несколько советов для профилактики ксенофобии:

  1. Как только почувствуете ненависть к человеку, подумайте, что именно вызвало эти чувства. Не руководят ли вами стереотипы? Не проецируете ли вы на этого человека обиды прошлого? Знаете, как бывает: девушку бросил футболист, а она не смогла пережить психотравму и теперь ненавидит всех футболистов. И подобных примеров можно привести массу.
  2. Учитесь психологической саморегуляции, управлению эмоциями. Иногда мы подсознательно выливаем плохое настроение и раздражение на совершенно невиновных людей.
  3. Примите и полюбите себя. Если вы в себе что-то категорически не принимаете, то велика вероятность, что люди с такими же особенностями будут вызывать у вас злость и ненависть.
  4. Воспитывайте в себе толерантность. Замените страх любопытством, развивайтесь, узнавайте новое. Будьте открыты новому, расширяйте кругозор.
  5. Проработайте психологические травмы, если они имеются. Ксенофобия – это подсознательный страх лишиться индивидуальности, безопасности, идентичности. Подумайте, почему вы так зависимы от нынешних условий жизни, образа жизни, круга общения. Почему вы так боитесь стать уязвимым, открыться незнакомому человеку.
  6. Прежде чем что-то ненавидеть, постарайтесь понять это. А уже после этого решите: может это присутствовать в вашей жизни или нет. Если нет, то просто оградите себя от влияния. А если это невозможно, то примите. Наш мир настолько разнообразен, что каждый человек обязан уметь понимать и уважать особенности других людей, культур, сообществ. Вы не должны принимать все новое, но вы должны уважать и понимать «других», «чужих».
  7. Не стоит забывать о здоровой нетерпимости. Нетерпимости к насилию, равнодушию, преступности, вражде и ксенофобии, ведь она тесно граничит с принуждением, унижением, дискриминацией. С этим нужно бороться, но при помощи просоциальных методов. И начать стоит с себя.

Ксенофобия – это иррациональный, неконтролируемый страх, заставляющий испытывать ненависть и неприязнь ко всему, что выходит за границы вашего понятия нормы, за границы ваших ценностей и установок, вашего образа жизни. Необходимо задуматься, что вызывает эти чувства.

Профилактика ксенофобии

Даже если в данный момент сознание человека (или целой социальной группы) удаётся изменить, это не даёт гарантии, что ксенофобия не появится впредь. Развитое человеческое общество всегда структурировано, в нём есть социальные группы, классы, профессии, занимаемая им территория обязательно делится на более мелкие единицы.

Но если неравенство и различия между людьми – это нормальное, необходимое и неизбежное явление, то ксенофобия – это уже явная патология. Это как раковая опухоль – она состоит из обычных клеток организма, которые внезапно начали вести себя неправильно и стали убивать весь организм.

Некоторые убеждены, что ксенофобию можно победить только устранением всяких различий между людьми (ультратоталитарный коммунизм), но это абсолютно неверно: по логике этих людей, чтобы вылечить какую-то болезнь, нужно уничтожить весь организм как таковой.

В качестве меры профилактики ксенофобии в первую очередь нужно предложить правильное воспитание, начиная с детского возраста. Уже маленьких детей нужно приучать к тому, что все люди друг от друга чем-то отличаются, что этих отличий может быть много, но всё равно это не делает кого-то хорошим или плохим.

Нужно убедить ребёнка, что качества человека никак не связаны с его внешностью. Не всегда кавказец – это дикий головорез, африканец не обязательно будет глупым и наивным, а немец – это ни в коем случае не «фриц» или «фашист».

Подобное воспитание должно продолжаться и в более позднем возрасте. Человек это должен не «вызубрить», а осознать, увидеть своими глазами. «Бывалому» человеку, повидавшему многое, гораздо труднее подпасть под влияние какой-либо идеологии, ведь ему есть с чем сравнивать.

Иногда приходится слышать мнение, что в некоторых случаях ксенофобия имела благотворное влияние и даже способствовала прогрессу. Например, только благодаря расцвету ксенофобии нацистская Германия смогла сделать огромный прорыв в экономике, то же самое касается и Советского Союза при Сталине, и Италии при Муссолини.

Фашистская Греция 1960 – 70-х годов также показала неплохой экономический рост, чуть только власти объявили о преследовании всех неправославных и негреков. Однако у таких режимов есть одна особенность: после нескольких лет резкого экономического подъёма неизбежно наступает коллапс, который часто заканчивается угрозой массового голода; после этого диктаторский режим свергают.

В действительности наилучшие показатели экономического роста наблюдались лишь в либерально-демократических странах, жители которых проявляли живой интерес к другим странам (особенно экзотическим). Этот рост не был резким и эффектным, но показывал стабильно высокие результаты.

Как быть Леди:  Синдром утраченных иллюзий: почему мы разочаровываемся - Психолог - 2 апреля - 43070508429 - Медиаплатформа МирТесен

Поражённую во Второй мировой войне Германию пришлось спасать всем миром (она долгое время жила только за счёт финансовой помощи многих западных стран, в том числе тех, на которые пыталась нападать). Тоталитарный СССР с его ненавистью к западу, капиталистам, длинноволосым парням, джинсам, евреям и генетикам так и не выполнил задачу построения социального государства, постепенно перейдя из «второго» мира сразу в «четвёртый». Грецию фашистская хунта за 6-8 лет разорила до такой степени, что она до сих пор не может оправиться.

Развитие в индивидуальном сознании

Хотя суть ярких проявлений ксенофобии абсолютно иррациональна, она может пытаться оправдать себя логически. Например, индивид объясняет неприязнь к группе лиц А тем, что ей свойственны дурные манеры общения группы лиц Б, а неприятие манер группы Б — тем, что они свойственны группе лиц А.

При этом возникновению неприязни совсем не мешает отсутствие личного знакомства с людьми из группы А и манерами общения в группе Б.

На примерах преодоления антисемитизма и гомофобии было замечено, что личные знакомства способствуют отступлению страха перед неизвестным и установлению более благожелательных отношений.

В России, по расчётам Льва Гудкова, пересечение разных ксенофобских объектов составляет 75-80%. То есть, россиянин может выбрать себе сразу несколько объектов ненависти: евреи, цыгане, африканцы, геи, американцы, таджики, азербайджанцы.

Ксенофобия не имеет клинических проявлений страха или паники, но при этом она «заразна» и легко распространяется. Люди, страдающие от ксенофобски настроенного большинства, могут сами проявлять ксенофобские настроения к таким же жертвам или к угнетающему их большинству.

Существует тонкая грань между ксенофобией и отстаиванием своих ценностных предпочтений. Когда порядочные люди избирательно отказываются от общения с аморальными и деградирующими индивидами, не делая общих заключений о народности, религии и профессии, к которой они принадлежат, это здоровый сознательный выбор развитой личности.

Расизм

В основе расовой дискриминации лежит деление рас на более и менее одарённые, физически развитые и интеллектуальные. Из этого разделения на «высшие» и «низшие» расы вытекает главенствующая роль первых и угнетаемая роль вторых.

Страны, правители которых являются адептами расизма, меняют свой внутренний политический уклад, внешнюю политику, заново переписывают историю мира и своей страны, пытаясь доказать правильность своих античеловечных воззрений.

На личном уровне приверженцы расизма могут рьяно вслух высказывать свои убеждения или помалкивать, прикидываясь толерантными. Но на практике они могут не трудоустраивать представителей ненавидимой расы, не позволять своим детям общаться и вступать в брак с ними.

Любой человек, страдающий расовой ксенофобией, говорит он о ней или нет, обладает паранойяльным мышлением и внутри себя разделяет людей на «правильных» и «неправильных». Причисляя себя к «правильным», он отказывается видеть негативное в себе и негатив, вытесненный из собственного сознания, переносит на «неправильных персонажей».

Формирование в ходе эволюции

Учёные, опираясь на факт наличия у животных этиологической (видовой) изоляции и агрессии к ближайшим подвидам и видам, выводят гипотезу, что настороженность человека в отношении людей, непохожих на него внешне или ментально, вполне нормальна и имеет биологическое обоснование.

Сегодня нет видов, с которыми человек мог бы скреститься, но поскольку они были на ранних этапах эволюции, у людей до сих пор вызывают опасения иные языки, традиции, одежды и кулинарные предпочтения людей из других народов. Именно близкое соприкосновение с ними запускает механизм ксенофобии внутри человеческого сознания.

Экстремизм

Само слово экстремизм образовано от латинского слова «крайний», им обозначают политические движения и идейную приверженность к крайне жёстким и бескомпромиссным суждениям и действиям.

Как возникает экстремизм? Наиболее благодатное для развития экстремизма время — периоды социальных и экономических кризисов, за которыми следует обнищание населения страны, изменение политики государства в сторону тоталитаризма и подавления оппозиции.

Понимание того, что дипломатическими средствами изменения политики не добиться, толкает руководителей экстремистских движений к воздействию на низменные инстинкты обездоленных и малограмотных людей. Посредством лозунгов зажигательного характера, демагогии и слепого подчинения участников экстремистских организаций руководителям они проводят теракты, провоцируют массовые беспорядки и гражданское неповиновение.

Отличительные черты экстремизма:

  • неприемлемость компромиссов, переговоров, соглашений с официальным руководством страны;

  • наличие полного подчинения участников экстремистских движений руководителям;

  • базирование своей идеологии не на разуме и опыте, а на необразованности толпы, её примитивных инстинктах и предрассудках;

  • устремление к охлократии (власти толпы).

Экстремизм принимает политическую, религиозную, экологическую и националистическую форму.

Историческими примерами ксенофобии, перешедшей в форму экстремизма, являются: Крестовые походы, Контрреформация, фашизм и антисемитизм, составившие часть идеологии Третьего Рейха и проведения Второй мировой войны.

Источник

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий