«Возлюбленный души моей…»: пять писем Гойи • Arzamas

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas Женщине
Содержание
  1. «теперь наконец я знаю, что значит жить!»
  2. «от какой болезни он умрёт?»
  3. «университеты» франсиско гойи
  4. 19 ноября 1788 года, мадрид
  5. 2 августа 1800 года, лондон  гойя не был в лондоне, год — тоже шутка: письмо было написано в августе 1794 года.
  6. Дезастрес («бедствия войны»)
  7. Диспаратес («безумие»)
  8. Жизнь гойи в автопортретах
  9. Капричос: сатира на грани фола
  10. Между 28 мая и 30 июля 1785 года, мадрид
  11. Ноябрь–декабрь 1790 года, мадрид
  12. Плафоны в сарагосе, шпалеры в мадриде
  13. По стопам веласкеса: гойя ищет свой путь
  14. Происхождение и ранние годы
  15. С 10 января и до 6 апреля 1789 года, мадрид
  16. Санлукарский альбом: неопровержимое свидетельство
  17. Семейная жизнь франсиско гойи
  18. Старость и радость
  19. Тауромахия
  20. Франсиско гойя. восстание 2 мая 1808 года в мадриде
  21. Франсиско гойя. игра в жмурки
  22. Франсиско гойя. портрет маркизы санта-крус
  23. Франсиско гойя. портрет семейства герцога и герцогини осуна
  24. Франсиско гойя. продавец посуды
  25. Франсиско гойя. фердинанд гиймарде

«теперь наконец я знаю, что значит жить!»

Когда-то Гойя бравировал отменным здоровьем. В юности он ради смеха подписывал свою корреспонденцию

«Франсиско де Лос Таурус»

– Франсиско Бычий. Теперь он признавался в письме ближайшему другу

«Я стал старым, на моём лице много морщин, ты меня даже, может быть, не узнал бы, если бы не мой плоский нос и не мои впалые глаза»

Изменения коснулись творчества Гойи: красочную жизнерадостность сменили гротеск и кошмары. Тогда родилась тревожащая серия офортов – знаменитые «Капричос». Призраки и злодеи, ведьмы и демоны вместо пышногрудых мах, испанских святых и королевских особ – так теперь видел и воспринимал мир испанский художник, лишённый возможности его, этот мир, расслышать.

Но одно в жизни художника осталось неизменным: его всё так же любили женщины.

Самой яркой звезде на небосклоне мадридской придворной жизни герцогине Каэтане Альбе было чуть за двадцать, когда Гойя изобразил её в рисунке для шпалер и слегка за 30, когда он написал с неё первый портрет. Она отличалась красотой, утонченностью, пылкостью, а её родословная дала бы фору даже находящимся при власти Бурбонам.

«от какой болезни он умрёт?»

Гойе было 46, когда с ним приключилось нечто, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

, о котором нам достоверно известно лишь то, что оно преследовало Гойю уже много лет, заставило его просить в Мадриде официальный отпуск на пару месяцев и направиться для поправки здоровья в Андалусию.

«университеты» франсиско гойи

Академия Сан-Фернандо отфутболила Франсиско дважды. В 1763-м он не получил в свою пользу ни единого голоса, сгоряча отчаялся, но постепенно остыл и в 1766-м предпринял вторую попытку. Она тоже закончилась неудачей: Франсиско Гойя не был силён в рисунке, да и вообще ни на кого не похож – академики просто не поняли этот странный, небывалый, «деформированный» (как назовет его в ХХ веке Ортега-и-Гассет) стиль.

Кто угодно опустил бы руки. Но мастер, родившийся под огненным знаком овна, был чертовски упрям и настолько уверен в собственных силах, что решил: он всё равно перехитрит – если не судьбу, так уж Королевскую академию точно. Не получив от неё пенсиона, 23-летний Франсиско Гойя рванул в Рим за собственный счёт. Для этого он примкнул к группе матадоров, направлявшихся в Италию.

Бой быков, кураж, возбужденный гул толпы – это вообще была его стихия. Общительный и задиристый Франчо обожал шумные сборища и не раз клялся сплясать арагонскую хоту на спинах тех, кто осмеливался косо посмотреть в его сторону. Франсиско Гойя принимал участие в корриде и выступлениях уличных акробатов.

Он был ловок, мускулист и отчаянно смел, а о его амурных похождениях, осложнённых многочисленными дуэлями, ходили легенды. Рассказывали, например, как Гойя, влюбившись в послушницу одного из римских монастырей, выкрал девушку из обители. Знавшие его накоротке не сомневались, что именно так оно и было.

Покорение Рима испанский художник начал с того, что забрался на купол Собора Святого Петра. Но не затем, чтобы оценить вид на «вечный город», нет – на вершине собора Франсиско Гойя выцарапал свои инициалы. Матадор и драчун из Сарагосы жаждал во весь голос заявить о себе urbi et orbi – «городу и миру», и ни секунды не сомневался, что Провидение и Пресвятая Дева Аточская приготовили для него великое будущее.

19 ноября 1788 года, мадрид

Другу пары строчекНе черкнул ни разу —Уж прости, дружочек,Старого заразу!

Мне бы, чертомазу,Выйти, оглянуться.Сто заказов сразу —Где уж разогнуться!

Все в работе лето —Почитай, пропало!Ан, его и нету,И похолодало.

Дьявольская стужа,Чтоб мне провалиться!(Выражусь похуже,Если так продлится!)

Сгорбился от груза,Изнемог — хоть бросьте!Оттого и музаНе заходит в гости.

Я в любом вопросеТот же, а точнее:Чуточку курносей,Чуточку старее.

Написать решилсяИ собрался с силой,Но уж притомился —Бог с тобою, милый!

Словом, мой бесценный,Чтоб сказать короче —С дружбой неизменнойИ т. д. и прочее.

Как всегда, в халате,Как всегда, без фрака,Кстати и некстати.Твой навеки,

Пако

(Перевод Наталии Ванханен)

2 августа 1800 года, лондон  гойя не был в лондоне, год — тоже шутка: письмо было написано в августе 1794 года.

Ради бога, пусть тебя не беспокоят мои глупые шутки, пусть они диковатые, но ты присоедини их к своим и брось на растерзание. Увидишь, насколько мои выигрывают, ведь я тщеславно полагаю, что только они и красуются в мире. 

Дезастрес («бедствия войны»)

Под одним из листов Desastres de la Guerra Гойя написал лаконично-знаменитое: «

Я это видел».

Шесть бурных лет Испания,обескровленная гражданской войной и бездарным коррупционным правлением Бурбонов,воевала за независимость с наполеоновской Францией. Зная темперамент Гойи,можно не сомневаться: он не был пассивным созерцателем,хотя на тот момент уже был абсолютно глухим и не мог слышать,как стреляют пушки и рвутся снаряды.

Узнав о героической обороне Сарагосы,руководимой доном Хосе Палафоксом,герцогом Сарагосским,Гойя лично ринулся в Сарагосу и там оказался в осаде — к счастью,ненадолго.

А когда основной театр военных действий переместился в Мадрид — снова поспешил туда. Есть легенда,что Гойя наблюдал за расстрелом повстанцев непосредственно с крыши своего дома. Документы не подтверждают этот факт,но миф оказался сильнее реальности — зритель часто уверен,что при всех военных событиях Гойя присутствовал лично.

Как быть Леди:  Играющий в пустоте. Великая печать скачать epub, fb2 книгу Демчог Вадим Викторович, читать онлайн

Отношение Гойи к французам не было однозначным,и это не раз будет ставиться ему в упрёк. Он явно симпатизировал либеральной политике Жозефа Бонапарта(брата Наполеона,которого тот сделал испанским королём) и в то же время не мог не сопереживать испанцам.

Вот что сам Гойя писал о разрушенной Сарагосе: «Увидев руины города,я стал изучать их,чтобы создать картины,прославляющие городских жителей,я не отрицаю громадного интереса,который возник во мне к славе моего отечества».

Диспаратес («безумие»)

Жизнь гойи в автопортретах

Франсиско Гойя рисовал самого себя в ключевые моменты своей жизни. С его автопортретов на зрителя смотрит придворный художник, преследуемый инквизицией экспериментатор, автор королевских портретов, пожилой эмигрант

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет. Около 1771–1775 годов© Wikimedia Сommons

В 1771 году из-за болезни отца Гойя вернулся в Сарагосу из Италии, по которой путешествовал год, изучая живопись. В Парме он успел заслужить награду местной Академии художеств за картину на античный сюжет (для этого Гойе даже пришлось выдать себя за уроженца Рима).

Вернувшись, он получил одобрение своего варианта фрески для церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (его гонорар также был одобрен: он просил сильно меньше, чем бывший в то время более известным Антонио Веласкес). Спустя два года Гойя был вынужден жениться на соблазненной им Хосефе — сестре своего друга, критика и художника Франсиско Байеу. Гойя перебрался в дом к Байеу, который занимал должность придворного художника короля Карла IV и королевы Марии Луизы и недавно получил первый придворный заказ.

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет. 1783 год© Musée des Beaux Arts d’Agen

К 1783 году Гойя стал модным придворным портретистом. В лице маркиза де Пеньяфеля он приобрел постоянного заказчика на следующие 30 лет. В 1785 году 39-летнего художника назначили вице-директором отделения живописи Королевской академии — всего через пять лет после того, как его наконец туда приняли.

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет. Около 1790–1795 годов© Museo de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando

Испанский двор переживает события Французской революции и перестает интересоваться украшением дворцов; на просвещенных испанцев начались гонения — некоторые друзья Гойи были арестованы, других вынудили уехать под разными предлогами. Самого Гойю в июле 1790 года отправили в Валенсию — «подышать морским воздухом». Искусствоведы отмечают появившуюся в его творчестве резкость и мрачность.

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет с треуголкой. Около 1790 года© The Metropolitan Museum of Art

В зиму с 1792 на 1793 год Гойя подхватил в путешествии болезнь, которую разные исследователи считают то отравлением, то сифилисом. Художник чуть не умер и остался полуглухим на всю жизнь. Но болезнь позволила некоторое время не особенно заботиться об обязательствах, связанных со двором. Гойя писал небольшие работы, больше не возвращаясь к надоевшим гобеленам; он пренебрегал и своими обязанностями в Академии, ссылаясь на плохое самочувствие. В 1795 году, после смерти его шурина Франсиско Байеу, Гойю назначили директором отделения живописи Королевской академии изящных искусств.

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет. 1795 год© Museo Nacional del Prado

В 1795 году Гойя пишет очень много портретов. В них заметно влияние английской портретной живописи, для которой была важнее передача внутреннего состояния героя, а не его внешности. 

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет. 1795–1797 годы© The Metropolitan Museum of Art

В 1797 году Гойя приступает к серии сатирических офортов «Капричос», начинающихся с прелюдии — автопортрета. С февраля 1799 года их можно было приобрести в парфюмерно-ликерной лавке Мадрида. Однако реакция на эти произведения вынуждает художника отозвать офорты из продажи: вмешалась инквизиция. Но двор не в курсе этой истории, и уже в октябре Гойю назначили первым придворным художником.

Франсиско Гойя-и-Лусьентес, художник
Автопортрет. Около 1797–1799 годовФрансиско Гойя-и-Лусьентес, художник. © Museo Nacional del Prado

В 1800 году Гойя получает заказ на большую картину, изображающую членов королевской семьи, — «Портрет семьи Карла IV». В глубине ее, в тени, Гойя рисует самого себя, превращая, таким образом, королевский дворец в свою мастерскую, а саму картину — в пародию на парадный портрет.

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет в очках. 1800 год© Musée Goya, Castres

В 1800 году Гойя покупает большой дом и заканчивает свою «Маху обнаженную». Существует мнение, что на картине изображена герцогиня Альба, с которой, поговаривали, у Гойи был роман.

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет. 1815 год© Museo Nacional del Prado

В 1815 году «непристойная» картина «Маха обнаженная» стала причиной инквизиторского процесса над Гойей, но благодаря влиятельным друзьям художник был полностью оправдан. Тем временем общественное мнение осудило Гойю за сотрудничество с французскими властями во время наполеоновского нашествия (он сохранял за собой в это время должность придворного художника). 

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет с доктором Арриетой. 1820 годГойя благодарен своему другу Арриете за мудрость, заботу и спасение своей жизни во время жестокой и опасной болезни в конце 1819 года в возрасте 73 лет.© Minneapolis Institute of Arts

В начале 1819 года Гойя заболел, он больше не ходил на заседания Академии. Гойя купил дом в пригороде Мадрида, где поселился с Леокадией Вейс — своей экономкой и любовницей.

«Возлюбленный души моей...»: пять писем Гойи  •  Arzamas
Автопортрет. 1824 год© Museo Nacional del Prado

В 1824 году, опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, Гойя вместе с Леокадией и дочерью были вынуждены уехать во Францию. Сначала они укрылись у аббата Дуасо, а затем перебрались в Бордо, где уже осели многие его друзья, покинувшие родину. Домой Гойя вернется только однажды — оформить пенсию.

В 1828 году Гойя умер в Бордо в возрасте 82 лет. После смерти его прах возвратился в Мадрид, под своды церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида, плафон которой он когда-то расписывал.  

Капричос: сатира на грани фола

«До сорока лет Гойя был крепким мужчиной,темпераментный,временами непредсказуемый,он был большим любителем острых ощущений,шоколада и охоты на куропаток», — — писал искусствовед Пьер Гассье.

Но почему же только до сорока? И что случилось потом?

Осенью 1792 года 46-летний художник покидает Мадрид и едет в Севилью. Он срывается с места так неожиданно,что даже не удосуживается получить разрешение короля — своего работодателя. Друзьям Гойи приходится спешно разруливать эту непростую ситуацию. И до сих пор этот эпизод в жизни Гойи остается одним из самых загадочных. Неясно,что же погнало его прочь из столицы?

Впрочем,до Севильи беглец не доехал. Почувствовав себя неважно,Гойя остановился у своего приятеля Мартинеса в Кадисе. Недомогание,начавшееся всего лишь с «плохого расположения духа» и чудовищной раздражительности,стало прогрессировать — начались сильные головные боли,шум в ушах,потемнение в глазах и потеря координации. У Гойи отнялась правая рука и появились мышечные судороги.

Как быть Леди:  Бескорыстие (бескорыстный человек): что такое, примеры из жизни

Что это было? Диагнозы(вирусный менингит,отравление свинцом,осложнения застарелого сифилиса и тому подобное) являются лишь гипотезами,для которых недостаточно данных. Но в целом болезнь Гойи остаётся медицинской загадкой. Известно,что восстанавливался он долго. Паралич руки,к счастью,оказался временным.

Но произошло кое-что не менее страшное: Гойя полностью оглох.

Трудно даже сходу сказать,кого Гойя пощадил. В «Капричос» он высмеял испанских грандов и святую инквизицию,распутных мужчин и продажных женщин,молодящихся старух и лицемерных епископов,маменькиных сынков и неверных жён.

Он был так едок,изобретателен и ядовит в своей сатире,что иногда кажется: вся работа и затевалась-то не для исправления нравов(о чем мечтали просветители-друзья Гойи), а чтобы самому не отравиться собственным ядом,выплеснув его вовне.

Название листа № 50 из Капричос переводят по-разному: «Сурки», «Хомяки», «Ленивцы», хотя Гойя назвал этот офорт Los Chinchillas — «Шиншиллы». Но изображены тут не животные. Точнее,не вполне. Мы видим двух человекообразных,которые могут напомнить персонажей каких-нибудь фантастических мультфильмов. Их глаза закрыты добровольно,а на ушах — еще и замки,зато они охотно раскрывают рты,чтобы поглощать варево,которым их пичкает некто с завязанными глазами и ослиными ушами. Комментарий Гойи: «Те,кто не хотят ничего знать,видеть и слышать,принадлежат к многочисленному семейству шиншилл(ленивцев,сурков,хомяков), которые никогда ни на что не были полезны». А ведь Гойя ничего не мог знать о таких явлениях современного мира,как,к примеру,телевизионная пропаганда или сетевые«хомячки»!

Между 28 мая и 30 июля 1785 года, мадрид

Иди ты к черту, что молчишь так долго, не собираюсь соблюдать с тобой этикет, если я не писал тебе, на то были причины, умерла моя девочка  Речь идет о дочери Гойи Пауле, родившейся 13 апреля 1782 года., а я был болен, в любом случае от тебя не было ответа с тех пор, как я послал тебе ленты.

Твой настоящий друг Пакорро

Ноябрь–декабрь 1790 года, мадрид

Друг мой душевный, я уже на ногах, но такой слабый, что, право, не знаю, как еще держится на плечах моя голова. Не хочу ни есть, ни пить, вообще ничего не хочу. Только твои письма, одни они да ты радуете меня. Не знаю, что со мной происходит. Бедный я, бедный, потерял тебя, потерял.

Тот, кто обожает тебя и остается с надеждой, что твои глаза встретятся с этими каракулями, чем я и утешаюсь.

С бесконечной любовью

Плафоны в сарагосе, шпалеры в мадриде

В 1771-м, постранствовав по Италии и даже получив премию Пармской академии, Гойя возвращается в Сарагосу. В городе своей юности он с успехом расписывает дворцы и церкви. Его яркая палитра, настоянная на итальянском солнце, радует глаз, а ангелы, для которых позировали уличные плясуньи, украшают плафоны соборов и обволакивают сердца испанцев непозволительно сладкой истомой. Через пару лет Франсиско зарабатывал уже в три раза больше, чем его бывший учитель.

И всё же Гойя рвётся в Мадрид. Амбиции гонят его в столицу, а еще – его зовёт туда старый приятель, придворный художник Франсиско Байеу (вот его портрет кисти Гойи), с которым Франсиско познакомился, когда безуспешно пытался поступить в Академию.

В Мадриде мастер начинает создавать рисунки для королевской ковровой мануфактуры св. Варвары. Его шпалеры – безворсовые ковры с идиллическими изображениями из испанской народной жизни (1, 2, 3, 4) – очень нравятся при дворе.

Коммуникабельный Франсиско Гойя быстро обрастает влиятельными знакомыми. Ему покровительствуют гранд Осуна, критик Сеан-Бермудес, придворные реформаторы Флоридабланка и Ховельянос, инфанты и сам король. Вскоре на трон восходит следующий монарх – безвольный, но чувствительный Карлос IV.

Положение художника от этого только упрочилось. Гойя сумел обаять и нового короля, и его умную и властную супругу Марию Луизу Пармскую, и даже её всесильного фаворита и будущего премьер-министра Мануэля Годоя. Это тем более поразительно, что в своих портретах королевских и приближенных к ним особ мастер ни в малейшей степени не льстит: Карл IV так и остаётся на них «размазнёй», а королева – стареющей сластолюбицей.

«Так случилось, что отныне я – придворный художник. Трудно привыкнуть к мысли, что мой годовой доход теперь будет составлять более 15 тысяч реалов», – сообщает Гойя одному из друзей. Другому пишет: «Я не могу себя ограничивать так, как, может быть, себя ограничивают другие, потому что здесь, в Мадриде, я очень почитаем».

Теперь Франсиско может отдаться своим слабостям – поглощению шоколада и охоте на куропаток. И он, наконец, отмщён перед Академией Сан-Фернандо: сначала избирается её членом, а потом становится директором. На этом посту он сменил скончавшегося Байеу.

По стопам веласкеса: гойя ищет свой путь

Считается

,

что первыми по-настоящему оригинальными произведениями Гойи в области графики стали

«

Капричос», созданные в 1790-е годы. Однако искать свой почерк Гойя начал на 20 лет раньше — в 1770-е. В это время он

,

будучи художником королевской мануфактуры гобеленов

,

«для души» делал тщательные

(

может

,

лишь слегка утрированные) графические копии с живописных работ Диего Веласкеса.

Для чего это было нужно? В отличие от многих художников,Гойя почти никогда не теоретизирует об искусстве — своём или чьём бы то ни было. По натуре он был практиком и любил повторять,что признаёт только трёх учителей — Рембрандта,природу и Веласкеса. Очевидно,это и были его университеты.

Происхождение и ранние годы

Родившийся 30 марта 1746 года

Гойя

(Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, исп.

Francisco José de Goya y Lucientes

) был одним из трёх сыновей владельца маленькой позолотной мастерской в деревушке Фуэндетодос. Его мать происходила из рода захудалых дворян – идальго, так удачно высмеянных Сервантесом в «Дон Кихоте», а вот отец был чистым батурро – простолюдином, передавшим сыну способность крепко стоять на земле и не питать лишних иллюзий.

Потом семья переехала в Сарагосу, где 13-летнего Франсиско отдали учиться в мастерскую художника Хосе Лусана. Там Гойя проведёт около семи лет, больше преуспев не на поприще живописи, а в исполнении фанданго, пении серенад и уличных драках.

Консервативный живописец Лусан сам посоветует Гойе попытать счастья в Мадриде, поступив в Академию Сан-Фернандо, хотя и в Сарагосе не было недостатка в работе. Поговаривали, что учитель просто хотел сплавить с глаз долой взрывного, темпераментного смутьяна, не расстающегося даже в мастерской со своим складным ножом-навахо, коварным оружием испанских махо.«Франчо, ты родился луком, а не розой, – беспокойно говорила мать Гойи Евграсия Люсьентес, – луком ты и помрёшь».

Как быть Леди:  Виды нарушений (расстройств) памяти | Диплом по психологии

С 10 января и до 6 апреля 1789 года, мадрид

Возлюбленный души моей,

те 12, 13 или 15 эскудо, которые я тебе должен, поскольку их взяла у тебя моя сестра, чтобы оплатить аренду дома, я так и не отдал Пирану, сам не знаю почему.

Не знаю, почему не пишем мы друг другу; не знаю, ты ли в этом виноват или я; не знаю, ты ли, что не развлекаешься, или я; не знаю, ты ли, что так устаешь от своих дел, или я; не знаю, почему живем мы так далеко друг от друга, не знаю, ты ли, что чешешь свои … .

Не знаю, ты ли плут, что никогда не женишься, или я, что так тебя люблю.

Твой Пако

Санлукарский альбом: неопровержимое свидетельство

Роман Гойи с герцогиней Каэтаной Альба — история не столь достоверная

,

как уверяет нас художественная беллетристика. Конечно

,

роман Фейхтвангера

«

Гойя

,

или Тяжкий путь познания» и художественные

берут за основу любовную линию Гойя — Альба. Но это — кино и книга. Наука же иногда сомневается в том

,

что между людьми столь несхожими

,

как художник и герцогиня

,

действительно могла возникнуть Love story.

Гойя по отцовской линии был батурро — фактически простолюдин,а титулы Марии дель Пилар Тересы Каэтаны де Сильва и Альварес де Толедо герцогини Альба при написании занимали полстраницы. Кроме того,Гойя был на 20 лет старше.

Немолодой,тяжелого нрава и совершенно глухой. Вряд ли,говорят те,кто ставит под сомнение сам факт романа,это могло быть интересно только что овдовевшей и никогда не знавшей недостатка в поклонниках герцогине.

У скептиков есть резоны: ни письма,ни мемуары не дают достаточных оснований говорить,что любовная связь между Гойей и Альбой — действительно была.

Семейная жизнь франсиско гойи

Нужно сказать, отношения Гойи и Байеу никогда не были простыми. Франсиско казалось, что Байеу давит на него, и они часто ссорились. Классицистки настроенный Байеу поучал Гойю, что тому следовало бы быть посдержаннее в красках и поаккуратнее в линиях, а для этого брать себе за образец француза

. Можно представить, как действовали на гордеца Франсиско эти призывы. В одном из сохранившихся писем Гойя заклинает собственный гнев на Байеу словами:

«Я вновь и вновь обращаюсь к Богу с просьбой осводобить меня от вспыльчивой гордости, которая овладевает мною»

Но была и еще одна причина, порождавшая напряжение: любвеобильный Гойя соблазнил сестру Байеу Хосефу. Всё открылось не сразу. На момент спешного венчания Хосефа была беременна. Байеу был возмущён, но подавил эмоции: Франсиско уже успел получить прочное положение при дворе и был далеко не беден.

Первое время Хосефа ощущала себя очень счастливой, их дом был полной чашей, а за один только парадный выезд (лошадей и карету) мастер отдал столько, сколько его отец-позолотчик не зарабатывал за год. Франсиско Гойя хвастал: «В Мадриде такая только у меня и у министра Годоя».

Испанский художник и Хосефа проживут вместе почти 40 лет. Она будет страдать от многочисленных измен мужа, бояться, когда Гойю, становящегося в своих работах всё откровеннее и критичнее, начнёт преследовать инквизиция. Хосефа потеряет (живыми и неродившимися), по некоторым сведениям, почти 20 детей: до зрелых лет доживёт только один их сын, Хавьер – тоже художник, а впоследствии ростовщик и пройдоха.

За все четыре семейных десятилетия Франсиско написал лишь один портрет Хосефы. Во всяком случае, других до нас не дошло.

Старость и радость

Казалось, под старость Франсиско Гойя останется совсем один. Кого-то из его друзей угробила инквизиция, кто-то по политическим мотивам вынужден был покинуть страну. В 1802-м году умрёт Альба, по слухам, отравленная ядом из красочных пигментов, а в 1812-м не станет ворчливой и верной Хосефы.

). Испания переживёт «ужасы войны» и французскую оккупацию, однако Франсиско сможет сохранить положение придворного художника и при правлении французов – чего потом испанцы долго не смогут ему простить.

А когда Гойе исполнится 68 лет и можно будет подводить итоги и оплакивать потери, его жизнь вновь заиграет радугой и запахнет скандалом. Замужняя красавица Леокадия Вейс, на 40 лет его моложе, влюбится в Гойю и уйдёт от состоятельного и нестарого мужа к нему.

Великий испанский художник умрёт во французском Бордо в возрасте 82 лет.

Тауромахия

Гойе исполнилось 70

,

когда в 1816 году увидела свет его серия офортов Tauromaquia — 33 листа со сценами корриды

,

очень зрелищных и динамичных. «Тауромахия» в буквальном переводе

«

борьба с быками», но чаще её называют

«

История и практика боя быков».

Франсиско гойя. восстание 2 мая 1808 года в мадриде

1814 г. Музей Прадо, Мадрид

Картина была сильно повреждена в конце 1930-х годов во время гражданской войны в Испании, и некоторое время ее не реставрировали, стремясь сохранить память о тех событиях. Но впоследствии полотно все же привели в порядок, ведь оно само по себе является напоминанием об ужасах войны. Оно посвящено восстанию жителей Мадрида против войск Наполеона.

Франсиско гойя. игра в жмурки

1791 г. Музей Прадо, Мадрид

Несмотря на сложный и свободолюбивый характер, Франсиско Гойя долгое время занимал «пост» королевского живописца. Картина «Игра в жмурки» предназначалась для одной из комнат мадридского дворца Эль-Пардо. Интересно, что на этом полотне проявились многие черты стиля рококо, нехарактерного для художника: простой наивный сюжет, декоративность, обилие мелких деталей.

Франсиско гойя. портрет маркизы санта-крус

1805 г. Музей Прадо, Мадрид

Это произведение создано в духе классики: маркиза представлена в образе музы Эвтерпы. В руках у нее лира, а платье напоминает древний хитон. Так художник подчеркнул любовь заказчицы портрета к поэзии. Статичная композиция не очень характерна для Гойи, но здесь она обусловлена образом.

Франсиско гойя. портрет семейства герцога и герцогини осуна

1788 г. Музей Прадо, Мадрид

Гойя не был склонен льстить своим моделям (даже из числа самых богатых заказчиков, а род Осуна принадлежал к числу богатейших и знатнейших в Испании). Можно сказать, что «Портрет семейства Осуна» — образец реалистической живописи.

Франсиско гойя. продавец посуды

1779 г. Музей Прадо, Мадрид

Продавец со своим товаром расположился прямо на земле, на первом плане картины. Но какое отношение к нему имеет проезжающая карета? Никакого. Художник просто подчеркнул контраст между бедным торговцем и восседающими в карете аристократами.

Франсиско гойя. фердинанд гиймарде

1798 г. Лувр, Париж

Фердинанд Гиймарде приезжал в Испанию в качестве французского посла. У себя на родине этот человек в свое время поддержал революцию и был сторонником казни королевского семейства. С особым тщанием художник выписывает «республиканские цвета» на плюмаже шляпы и на шарфе политика: в Испании подобные символы были запрещены, и живописца восхитила смелость Гиймарде.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий