Воображение, его виды и формы проявления. Доклад. Психология. 2009-01-12

Воображение,
его сущность, формы
выражения воображения,
формы синтеза представлений
в процессе воображения

Что
такое воображение, наверное, знает
каждый. Мы очень часто говорим
друг другу: «Представь себе такую
ситуацию…», «Вообрази себе, что
ты…» или «Ну, придумай же что-нибудь!»
Так вот, для того чтобы все это делать
— «представлять&q ot;, «воображать»,
«придумывать&q ot;, — нам необходимо воображение.
К этому лаконичному определению понятия
«воображение&qu t; следует добавить лишь
несколько штрихов.

Человек
может представить себе то, что
он никогда не воспринимал ранее, с
чем никогда не сталкивался в жизни, или
то, что еще будет создано в более или менее
отдаленном будущем. Такого рода представления
называют представлениями воображения
или просто воображением.

Воображение
— познавательный высший процесс, психологическая
деятельность, состоящая в создании представлений
и мысленных ситуаций, никогда в целом
не воспринимающихся человеком в действительности.

В
воображении своеобразно и неповторимо
отражается внешний мир, оно позволяет
программировать не только будущее
поведение, но и представлять возможные
условия, в которых это поведение будет
осуществляться.

Воображение
— это не способность фантазировать
без цели, а интуитивная способность
видеть сущность параметров — их природную
логику. Оно комбинирует образы того,
что еще не существует из материалов памяти
и чувств, создает образ неизвестного
как известного, то есть создает его предметное
содержание и смысл, считает их действительными.

Поэтому воображение — самодвижение чувственного
и смыслового отражений, а механизм воображения
объединяет их в целостность, синтезирует
чувства в мысль, в результате чего создается
новый образ или суждение о неизвестном
как об известном.

Воображение
человека — его способность заглянуть
вперед и рассмотреть новый предмет
в его будущем состоянии.

Поэтому
прошлое в каждый момент жизни
человека должно существовать в соответствии
с той или иной целенаправленностью
в будущее. Если память претендует на
активность и действенность, а не является
только хранилищем опыта, она всегда должна
быть направлена на будущее, на форму будущего
себя, своих способностей и того, чего
человек стремится достичь.

Такое воображение
всегда работает: человек трансформирует
предметы и сырье не просто в воображении,
а действительно с помощью воображения,
прокладывающего путь к желаемому предмету.
Большое значение в активизации работы
воображения имеет удивление. Удивление
в свою очередь вызывают:

? новизна
воспринятого «что-то»;

? осознание
его как чего-то неизведанного,
интересного;

? импульс,
который задает заранее качество
воображения и мышления, привлекает
внимание, захватывает чувства и всего
человека целиком.

Воображение
вместе с интуицией способно не только
создать образ будущего предмета
или вещи, но и находить его природную
меру — состояние совершенной гармонии
— логику его строения. Оно дает начало
способности к открытиям, помогает
находить новые пути развития техники
и технологии, способы решения задач и
проблем, возникающих перед человеком.

Начальные
формы воображения впервые появляются
в конце раннего детства в
связи с зарождением сюжетно
ролевой игры и развитием знаково-символическо
функции сознания. Ребенок учится замещать
реальные предметы и ситуации воображаемыми,
строить новые образы из имеющихся представлений.
Дальнейшее развитие воображения идет
по нескольким направлениям.

? По
линии расширения круга замещаемых
предметов и совершенствования самой
операции замещения, смыкаясь с развитием
логического мышления.

? По
линии совершенствования операций
воссоздающего воображения. Ребенок
постепенно начинает создавать
на основе имеющихся описаний,
текстов, сказок все более сложные
образы и их системы. Содержание этих образов
развивается и обогащается. В образы вносится
личное отношение, они характеризуются
яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

? Развивается
творческое воображение, когда
ребенок не только понимает некоторые
приемы выразительности, но и самостоятельно
их применяет.

? Воображение
становится опосредованным и
преднамеренным. Ребенок начинает
создавать образы в соответствии
с поставленной целью и определенными
требованиями, по заранее предложенному
плану, контролировать степень соответствия
результата поставленной задаче.

Как быть Леди:  Как стать привлекательной и влюбить в себя любого мужчину?

Воображение
выражается:

1. В
построении образа средств и
конечного результата предметной
деятельности субъекта.

2. В
создании программы поведения,
когда проблемная ситуация неопределенна.

3. В
продуцировании образов, которые
не программируются, а заменяют
деятельность.

4. Создание
образов, соответствующих описанию
объекта.

Важнейшее
значение воображения — в том, что
оно позволяет представить результата
труда до его начала (например, стол
в завершенном виде как готовое изделие),
тем самым, ориентируя человека в процессе
деятельности. Создание с помощью воображения
модели конечного или промежуточного
продукта труда (те детали, которые надо
последовательно изготовить, чтобы собрать
стол) способствует его предметному воплощению.

Представления
воображения бывают 4
видов:

— представления
того, что существует в действительности,
но чего ранее человек не
воспринимал;

— представления
исторического прошлого;

— представления
того, что будет в будущем и того,
что никогда не было в действительности.

Как
бы ни было ново то, что создано воображением
человека, оно неизбежно исходит
из того, что имеется в действительности,
опирается на нее. Поэтому воображение,
как и вся психика, есть отражение
мозгом окружающего мира, но только отражение
того, что человек не воспринимал, отражение
того, что станет реальностью в будущем.

Физиологически
процесс воображения представляет
собой процесс образования новых
сочетаний и комбинаций из уже
сложившихся временных нервных связей
в коре головного мозга.

Процесс
воображения всегда протекает в
неразрывной связи с двумя
другими психическими процессами —
памятью и мышлением. Так же как
и мышление, воображение возникает
в проблемной ситуации, то есть в
тех случаях , когда необходимо отыскать
новые решения; так же как и мышление, оно
мотивируется потребностями личности.

Реальному процессу удовлетворении потребностей
может предшествовать иллюзорное, воображаемое
удовлетворение потребностей, то есть
живое, яркое представление той ситуации,
при которой эти потребности могут быть
удовлетворены. Но опережающее отражение
действительности, осуществляемое в процессах
фантазии, происходит в конкретнообразной
форме.

Воображение работает на том этапе
познания, когда неопределенность ситуации
весьма велика. Чем более привычной, точной
и определенной явится ситуация, тем меньше
простора дает она фантазии. Однако при
наличии весьма приближенных сведений
о ситуации, напротив, трудно получить
ответ с помощью мышления — здесь вступает
в права фантазия.

Говоря о воображении,
мы лишь подчеркиваем преобладающее направление
психической деятельности. Если перед
человеком стоит задача воспроизвести
представления вещей и событий, бывших
ранее в его опыте, мы говорим о процессах
памяти. Но если те же самые представления
воспроизводятся для того, чтобы создать
новое сочетание этих представлений или
создать из них новые представления, мы
говорим о деятельности воображения.

Деятельность
воображения самым тесным образом
связано с эмоциональными переживаниями
человека. Представление желаемого может
вызвать у человека позитивные чувства,
а в определенных ситуациях мечта о счастливом
будущем способна вывести человека из
крайне негативных состояний, позволяет
ему отвлечься от ситуаций настоящего
момента, проанализировать происходящее
и переосмыслить значимость ситуации
для будущего. Следовательно, воображение
играет весьма существенную роль в регуляции
нашего поведения.

Воображение
связано и с реализацией наших
волевых действий. Так, воображение
присутствует в любом виде нашей трудовой
деятельности, поскольку прежде чем создать
что-либо, необходимо иметь представления
о том, что мы создаем.

Воображения
из-за особенностей ответственных за
него систем в определенной мере связано
с регуляцией органических процессов
и движения. Воображение оказывает влияние
на многие органические процессы: функционирование
желез, деятельность внутренних органов,
обмен веществ и др. Например: представление
о вкусном обеде вызывает у нас обильное
слюноотделение, а, внушая человеку представление
об ожоге можно вызвать реальные признаки
«ожога» на коже.

Как быть Леди:  22 сентября - День подзатыльника 🌕 Какой сегодня праздник

Можно
сделать вывод о том, воображение
играет существенную роль как в регуляции
процессов организма человека, так
и в регуляции его мотивированного
поведения.

Основная
тенденция воображения — преобразование
представлений (образов), обеспечивающее,
в конечном счете, создание модели ситуации
заведомо новой, ранее не возникавшей.

Всякий
новый образ, новая идея соотносятся
с действительностью и в случае
несоответствия отбрасываются как
ложные или исправляются

Синтез
представлений в
процессах воображения
осуществляется в
различных формах:

— агглютинация
— соединение («склеивание&qu t;) различных,
не соединяемых в реальности
качеств, свойств, частей предметов,
результатом может стать весьма
причудливый образ, порой далекий от реальности,
путем агглютинации строятся многие сказочные
образы (русалка, избушка на курьих ножках
и т.д.), она используется и в техническом
творчестве (например, аккордеон- сочетание
фортепьяно и баяна);

— гиперболизация
или акцентирование — парадоксальное увеличение
или уменьшение предмета (мальчик-с-пальчик,
Гулливер), изменение количества его частей,
выделяется какая-либо деталь или часть
целого и делается доминирующей, несущей
основную нагрузку (драконы с семью головами
и т.д.);

— заострение
— подчеркивание каких-либо признаков
предметов, при помощи этого
приема создаются шаржи и злые
карикатуры;

— схематизация
— сглаживание различий предметов
и выявление черт сходства
между ними, например, создание художником
орнамента, элементы которого взяты из
растительного мира;

— типизация
— выделение существенного, повторяющегося
в однородных явлениях и воплощение
его в конкретном образе, граничащий
с творческим процессом, широко
используется в художественной
литературе, скульптуре, живописи.

Развитие
воображения, условия
развития воображения

Человек
не рождается с развитым воображением.
Развитие воображения осуществляется
в ходе онтогенеза человека и требует
накопления известного запаса представлений,
которые в дальнейшем могут служить
материалом для создания образов воображения.
Оно развивается в тесной связи с развитием
всей личности, в процессе обучения и воспитания,
а также в единстве с мышлением, памятью,
волей и чувствами.

Определить
какие-либо конкретные возрастные границы,
характеризующие динамику развития воображения,
очень трудно.

Несмотря
на сложность определения этапов
развития воображения у человека,
можно выделить определенные закономерности
в его формировании. Так первые
проявления воображения тесно связаны
с процессом восприятия. Например, дети
в возрасте полутора лет не способны еще
слушать даже самые простые сказки, они
постоянно отвлекаются или засыпают, но
с удовольствием слушают рассказы о том,
что они сами пережили.

В этом явлении
достаточно ясно видна связь воображения
и восприятия. Ребенок слушает рассказ
о своих переживаниях потому, что отчетливо
представляет то, о чем идет речь. Связь
между восприятием и воображением сохраняется
и на следующей ступени развития, когда
ребенок в своих играх начинает перерабатывать
полученные впечатления, видоизменяя
в воображении воспринимаемые ранее предметы.

Стул превращается в пещеру или самолет,
коробочка — в автомашину. Следует отметить,
что первые образы воображения ребенка
всегда связаны с деятельностью. Ребенок
не мечтает, а воплощает переработанный
образ в свою деятельность, даже, несмотря
на то, что эта деятельность — игра.

Важный
этап в развитии воображения связан
с тем возрастом, когда ребенок
овладевает речью. Речь позволяет включить
в воображение не только конкретные
образы, но и более отвлеченные представления
и понятия. Более того, речь позволяет
ребенку перейти от выражения образов
воображения в деятельности к непосредственному
их выражению в речи.

Этап
овладения речью сопровождается
увеличением практического опыта и
развитием внимания, что позволяет ребенку
легче выделять отдельные части предмета,
которые он воспринимает уже как самостоятельные
и которыми все чаще оперирует в своем
воображении.

Однако
синтез происходит со значительными
искажениями действительности. Из-за
отсутствия достаточного опыта и недостаточной
критичности мышления ребенок не может
создать образ, близкий к реальной действительности.
Главной особенностью данного этапа является
непроизвольный характер возникновения
образов воображения.

Как быть Леди:  ПЕССИМИСТ - Сканворды, Энциклопедический словарь, Толковый словарь, Академический словарь, Существительных, Сборник слов и иносказаний, Орфографический словарь, Формы слов, Синонимы, Идиоматика, Морфемно-орфографический словарь, Этимологический словарь, Словарь галлицизмов, Словарь иностранных слов, Грамматический словарь, Словарь ударений, Новый словарь иностранных слов

Следующий
этап развития воображения связан с
появлением его активных форм. На этом
этапе процесс воображения становится
произвольным. Возникновение активных
форм воображения вначале связано с побуждающей
инициативой со стороны взрослого.

Позднее
ребенок начинает использовать произвольное
воображение без всякого участия взрослого.
Этот скачок в развитии воображения находит
свое отображение, прежде всего в характере
игр ребенка. Они становятся целенаправленными
и сюжетными.

Объект игры ребенка часто
существует только в воображении, равно
как и для взрослых, элемент воображения
является важным переходом из мира работы
в мир игры и отдыха. Окружающие ребенка
вещи становятся не просто стимулами к
развертыванию предметной деятельности,
а выступают в виде материала для воплощения
образов его воображения.

Другой
важнейший сдвиг в воображении
происходит в школьном возрасте. Необходимость
понимания учебного материала обуславливает
активизацию процесса воссоздающего воображения.
Для того чтобы усвоить знания, которые
даются в школе, ребенок активно использует
свое воображение, что вызывает прогрессирующее
развитие способностей переработки образов
восприятия в образы воображения.

Другой
причиной бурного развития воображения
в школьные годы является то, что
в процессе обучения ребенок активно
получает новые и разносторонние
представления об объектах и явлениях
реального мира. Эти представления
служат необходимой основой для воображения
и стимулируют творческую деятельность
школьника.

Можно
сделать вывод, что основное значение
воображения состоит в том, что
без него был бы невозможен любой
труд человека, так как невозможно
трудиться, не представляя себе конечного
результата и промежуточных результатов.
Деятельность воображения всегда соотносится
с реальной действительностью.

Реферат по обществоведению

на тему:

«Воображение»

Выполнила: ученица 9 «В» класса

Плышевская Светлана

Преподаватель: Лихач Галина Владимировна

Гимназия №12

Минск, 2002 г.

Список использованной
литературы

    Атлас по
    психологии. (Учебное пособие) Гамезо М.В.,
    Домашенко И.А. (2004, 276с.)
    Введение
    в психологию. (Учебник) Аткинсон Р.Л,
    Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и
    др. (2003, 672с.)
    Введение
    в психологию. (Учебник) Под ред. Петровского
    А.В. (2006, 496с.)
    Возрастная
    психология. (Учебник) Шаповаленко И.В.
    (2005, 349с.)
    История психологии:
    идеи, концепции, направления. (Учебное
    пособие) Абдурахманов Р.А. (2008, 326с.)
    Общая психология.
    (Учебник) Узнадзе Д.Н. (2004, 413с.)

и т.д……………..

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». — Издательство «Просвещение», Москва, 1950

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — Москва, 1979

3. Крушинский Л.В. «Есть ли разум у животных?» .- «Юный натуралист»№11, ст.12-15, Москва,1980г..

4. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Издательство «Питер», Москва-Харьков-Минск, 1999

5. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина – Издательство политической литературы, Москва, 1968

7. Шибутани Т. «Социальная психология».- Издательство «Прогресс», Москва, 1969

Заключение

Подводя
итог по данной теме, следует подчеркнуть,
что воображение является основной
двигательной силой творческого процесса
человека и играет огромную роль во всей
его жизни. Это происходит потому, что
вся жизнедеятельность в той или иной
степени связана с творчеством, начиная
от приготовления пищи дома до создания
литературный произведений или изобретательства.
Без творческого подхода тяжело решить
какую-либо задачу, и поэтому творческие
способности необходимо развивать у человека
с раннего детства.

Основная
роль в плане осуществления развития
творческих способностей ребенка принадлежит,
в первую очередь, его родителям, которые
не должны упускать времени и заниматься
с ребенком постоянно.

Учебные
заведения также играют важнейшую
роль в развитии воображения и
творческих способностей человека. От
того, насколько профессионально
учителя и преподаватели относятся
к своему делу, насколько правильно и интересно
для ребенка разработана программа обучения,
зависит уровень развития конкретного
ребенка и, в конечном итоге, весь человеческий
потенциал государства.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий