Виды речевой деятельности (экспрессивная и импрессивная речь).

Виды речевой деятельности (экспрессивная и импрессивная речь). Женщине

Что это такое в психологии?

Известный психолог и ученый А. Маслоу утверждал что экспрессивность является проявлением нормального функционирования психики человека, поскольку выражает ее отношение, способное быть замеченным другими людьми.

Экспрессивность является особой формой контакта, общения с другими личностями, являясь мощным сигналом выражения мнения или отношения человека.

Для выражения экспрессивности человек может использовать разные приемы и методы: от стиля поведения до стиля одежды. Внешний вид уже может указать на выраженность этой возможности у личности.

Многие люди сознательно скрывают свое отношение к происходящему и гасят в себе экспрессивность, формируя тем самым внутренний конфликт.

Другие же наоборот склонны к неограниченному выражению, что также может способствовать дискомфорту как самого человека, так и окружающих. Экспрессивность как психологическое понятие находит отражение на всех уровнях психики человека: поведение, привычки, реакции, психологические синдромы.

1. Память. Мнемические процессы

Память

(англ. memory) – это

  • «способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении» [, С. 79];
  • совокупность психических процессов, посредством которых информация кодируется / регистрируется (прием, обработка, объединение полученной информации), хранится (создание постоянной записи закодированной информации) и извлекается / вспоминается (обратный вызов сохраненной информации в ответ на внешний или внутренний стимул).

Виды речевой деятельности (экспрессивная и импрессивная речь).
Рис. 4.1.
Память и мнемические процессы

Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими

(от греч. память).Мнемическая деятельность– деятельность по запоминанию и воспроизведению информации.

Основные функции памяти:

  1. отражательная
    – память отражает объекты, которые ранее ощущались и воспринимались субъектом, посредством создания мнемических образов;
  2. регулятивная
    – память задействована во всех протекающих психических процессах и выступает основой деятельности и поведения.

Физиологическая основа

памяти – образование, сохранение и актуализация ассоциаций, т.е. временных связей и их систем, в головном мозге. Образование ассоциаций происходит при воздействии раздражителей на органы чувств и наличии внимания к ним. В рецепторных системах анализаторов возникают сенсорные следы информации, лишняя (повторяющаяся) информация отфильтровывается таламусом.

Поступающая информация структурируется в сенсорной коре (начало этапа формирования кратковременной памяти). В ассоциативной коре определяется, какая часть поступившей информации будет переведена в долговременную память. Гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга) участвует в механизмах консолидации памяти – перевода информации из кратковременной памяти в долговременную, избирательно усиливая запоминание объектов.

Основные мнемические процессы:

  1. Запоминание (кодирование)
    – процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций; «преобразование информации в определенный код или репрезентацию, приемлемую для памяти» [, С. 293]. Запоминание избирательно. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление —
    импринтинг
    .
  2. Хранение
    – процесс удержания и переработки закодированной информации.
  3. Воспроизведение
    – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может осуществляться на уровне узнавания, на уровне воспроизведения и на уровне припоминания.
  4. Забывание
    – активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Р. Аткинсон и Р. Шифрин [] предложили следующую модель памяти ( рис. 4.2).

Рис. 4.2.Модель памяти Аткинсона-Шифрина

Данные, подлежащие сохранению, называются памятью

, а структурный элемент, в котором они хранятся –хранилищем памяти. Входящий стимул регистрируется в сенсорной памяти. Информация, удерживаемая в сенсорном регистре 1-3 секунды, сканируется, и отфильтрованная ее часть вводится в кратковременное хранилище.

В долговременное хранилище информация поступает из кратковременного хранилища, а также непосредственно из сенсорной памяти. Информация, находящаяся в долговременном хранилище, является относительно постоянной, хотя доступ к ней может теряться из-за интерференции с входной информацией.

Характеристики памяти:

  • Длительность
    – время, в течение которого необходимая информация удерживается в памяти.
  • Объем
    – количество элементов, одновременно удерживаемых в памяти (объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 элементами; объем и длительность хранения в долговременной памяти практически неограниченны).
  • Точность воспроизведения
    – степень соответствия между принятой информацией и воспроизведенной по памяти (в процентах).
  • Быстрота воспроизведения
    – скорость извлечения из памяти необходимой информации.
  • Скорость запоминания
    – быстрота запечатления информации в единицу времени, зависящая от количества повторений.
  • Скорость забывания
    – быстрота исчезновения информации (элементов объема памяти) из памяти в единицу времени.

На рис. 4.3 показаны основные характеристики компонентов памяти, приведенные в работе Р. Л. Солсо [, С. 272].

Рис. 4.3.Характеристики компонентов когнитивных систем хранения

Подходы к классификации видов памяти

1. По характеру психической активности различают следующие виды памяти:

  • образная
    – информация запоминается в виде сенсорно-перцептивных образов определенной модальности (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых) и используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью / самосохранением организма.
  • эмоциональная
    – память на пережитые аффекты, эмоции, чувства и настроения;
  • двигательная (моторная)
    – память различных характеристик движения (амплитуды, быстроты, темпа, ритма, последовательности и др.); является в значительной мере автоматизированной; служит основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых и др. навыков, также лежит в основе речи.
  • словесно-логическая
    – память на числа, слова, понятия, правила, абстрактные идеи.

2. По продолжительности сохранения информации

выделяют мгновенную (синонимы – иконическая, сенсорная, следовая), кратковременную, долговременную и оперативную память.Оперативная памятьвключает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней).

3. По степени волевого контроля

выделяют виды памяти:

  • произвольная память
    – волевая регуляция мнемической деятельности, направленная на достижение сознательной мнемической цели (задачи);
  • непроизвольная память
    – отсутствует специальная мнемоническая задача (цель) и запоминание происходит автоматически и без волевого усилия.

4. По способу заучивания

выделяют два вида памяти:

  • механическая память
    – запоминание воспринимаемой информации без ее анализа и преобразования путем многократных повторений;
  • логическая память
    – запоминание информации путем выявления и структурирования логических связей и отношений между отдельными элементами.

Логическая память во много раз продуктивнее механической.

5. По использованию вспомогательных средств

выделяют два вида памяти:непосредственную (натуральную)– память без использования вспомогательных средств, иопосредованную– с использованием различных средств и приемов.

6. По происхождению

выделяют виды памяти:генетическую (биологическую), обусловленную генотипом и передаваемую из поколения в поколение, иприобретенную, хранящую информацию, которую человек усваивает в процессе жизни.

7. По степени осознаваемости

различаютимплицитную(бессознательную) иэксплицитную(осознаваемую) память.

Мнемотехники

– система приемов, позволяющих повысить эффективность запоминания информации: увеличить объем информации, запоминаемой после однократного предъявления, а также скорость, точность и быстроту запоминания.

Приемы улучшения процесса запоминания информации:

  • управление произвольным и послепроизвольным вниманием;
  • структурирование информации различными методами (ранжирование, сортировка, классификация и др.)
  • рациональное повторение;
  • использование семантических приемов;
  • целенаправленное воображение.

Нарушения (аномалии) памяти:

  • гипомнезия
    – ослабление памяти;
  • парамнезия
    – ложные узнавания незнакомых объектов («дежа вю»);
  • амнезия
    – отсутствие или значительное снижение памяти;
  • гипермнезия
    – резкое усиление мнемических процессов запоминания, хранения и воспроизведения.

Аграфия как отдельное проявление расстройства экспрессивной речи

Аграфией называют утрату способности к правильному писанию, которая сопровождается сохранением двигательной функции рук. Она возникает как следствие поражения вторичных ассоциативных полей коры левого полушария мозга.

Это расстройство становится сопутствующим при нарушениях устной речи и как отдельное заболевание наблюдается крайне редко. Аграфия является признаком афазии определенного вида. В качестве примера можно привести связь поражения премоторной области с расстройством единой кинетической структуры письма.

В случае незначительного повреждения, страдающий аграфией человек может правильно записывать конкретные буквы, но допускать ошибочное написание слогов и слов. Вероятно наличие инертных стереотипов и нарушение звуко-буквенного анализа состава слов. Поэтому таким людям сложно дается воспроизведение нужного порядка букв в словах. Они могут по нескольку раз повторять отдельные действия, нарушающие общий процесс письма.

Альтернативное толкование термина

Термин «экспрессивная речь» относится не только к видам речи и особенностям ее формирования с точки зрения нейролингвистики. Он являтеся определением категории стилей в русском языке.

Экспрессивные стили речи существуют параллельно с функциональными. К последним относят книжный и разговорный. Письменные формы речи – это публицистический стиль, официально-деловой и научный. Они относятся к книжным функциональным стилям. Разговорный же представлен устной формой речи.

Средства экспрессивной речи повышают ее выразительность и предназначены для усиления воздействия, оказываемого на слушателя или читателя.

Само слово «экспрессия» обозначает «выразительность». Элементами такой лексики становятся слова, призванные повысить степень выразительности устной или письменной речи. Нередко к одному нейтральному слову можно подобрать несколько синонимов экспрессивной окраски.

Экспрессивная окраска речи может иметь богатую гамму различных стилистических оттенков. Словари включают специальные обозначения и пометки для идентификации таких синонимов:

  • торжественные, высокие;
  • риторические;
  • поэтические;
  • шутливые;
  • иронические;
  • фамильярные;
  • неодобрительные;
  • пренебрежительные;
  • презрительные;
  • уничижительные;
  • сульгарные;
  • бранные.

Использование экспрессивно окрашенных слов должно быть уместным и грамотным. В противном случае смысл высказывания может быть искажен или получит комическое звучание.

Как выявляют нарушения речевого развития

Обследованием речевой функции детей, проведением тестов и анализом полученной информации занимаются врачи логопеды. Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение.

  • Произношение звуков.
  • Слоговую структуру слов.
  • Уровень фонетического восприятия.

Принимаясь за обследование, квалифицированный логопед четко представляет, что именно является целью, то есть какое расстройство экспрессивной речи ему надлежит выявить. Работа профессионала включает специфические знания о том, каким образом проводится обследование, какого рода материалы следует применить, а также каким способом оформить результаты и сформировать выводы.

Как быть Леди:  Catharsis — Википедия с видео // WIKI 2

С учетом психологических особенностей детей, возраст которых относится к дошкольному (до семи лет), процесс их обследования зачастую включает несколько этапов. На каждом из них применяют специальные яркие и привлекательные для названного возраста наглядные материалы.

Какие встречаются нарушения экспрессивной речи

Среди нарушений экспрессивной речи чаще всего встречается дизартрия – невозможность использования органов речи (паралич языка). Ее частые проявления – скандированная речь. Не редки и проявления афазии – нарушения речевой функции, которая уже сформировалась.

Существует три возможные формы расстройства экспрессивной речи (моторной афазии):

  • Афферентная. Наблюдается, если поврежденными становятся постцентральные отделы доминантного полушария большого мозга. Они обеспечивают кинестетическую основу, необходимую для полноценных движений аппарата артикуляции. Поэтому становится невозможным озвучивание некоторых звуков. Такой человек не может выговорить буквы, близкие по способу образования: например, шипящие или переднеязычные. Следствием становится нарушение всех видов устной речи: автоматизированной, спонтанной, повторной, называния. Кроме того, наблюдаются сложности с чтением и письмом.
  • Эфферентная. Возникает, когда повреждаются нижние отделы премоторной зоны. Ее еще называют областью Брока. При таком нарушении артикуляция конкретных звуков не страдает (как при афферентной афазии). Для таких людей сложность вызывает переключение между разными речевыми единицами (звуки и слова). При отчетливом произнесении отдельных речевых звуков, человек не может произнести серию звуков или фразу. Вместо продуктивной речи наблюдается персеверации или (в отдельных случаях) речевой эмбол.

Отдельно стоит упомянуть о такой особенности эфферентной афазии как телеграфный стиль речи. Его проявлениями становится исключение из словаря глаголов и преобладание существительных. Может быть сохранена непроизвольная, автоматизированная речь, пение. Нарушены функции чтения, письма и называния глаголов.

  • Динамическая. Наблюдается, когда поражены префронтальные отделы, области спереди зоны Брока. Главным проявлением такого нарушения становится расстройство, затрагивающее активную произвольную продуктивную речь. Однако происходит сохранение репродуктивной речи (повторной, автоматизированной). Для такого человека сложность вызывает высказывание мысли и задавание вопроса, но артикуляция звуков, повторение отдельных слов и предложений, а также правильные ответы на вопросы не составляют труда.

Отличительной чертой всех видов моторной афазии становится понимание человеком обращенной к нему речи, выполнение всех заданий, однако невозможность повторения или самостоятельного высказывания. Также распространена речь с явными дефектами.

Коррекция

Коррекция задержки развития экспрессивной и импрессивной речи предполагает наличие комплексного подхода.

Конкретный набор предпринимаемых мер определяется логопедом с учетом фактических данных конкретного маленького пациента:

  • ноотропные лекарственные средства (стимулируют деятельность клеток коры головного мозга, благодаря чему у детей улучшается память, усиливается внимание, появляется способность сосредотачиваться, нормализуется сон и общее психическое состояние и так далее);
  • физиотерапевтические процедуры (например, микротоковая терапия, подразумевающая активное воздействие минимальными разрядами тока на биологически активные зоны коры головного мозга);
  • развивающие занятия с логопедом и дефектологом (специалисты направляют свои усилия на улучшение памяти маленького человека, общее развитие мышления);
  • логопедический массаж (комплексное воздействие на лицевую мускулатуру, способствующее становлению речи маленького человека);
  • выполнение упражнений в игровой форме, направленных на развитие лицевой мускулатуры (например, «Часики», при котором ребенку 2-3 лет необходимо высунуть язык и перемещать его из стороны в сторону; звукоподражательные упражнения (имитация дождя, голосов животных и так далее) или озвучивание стихотворения (взрослый показывает – ребенок озвучивает его действия, после чего происходит смена ролей).

Экспрессивная и импрессивная речь в норме должны быть сформированы у детей на базовом уровне уже к 4-5 годам. В логопедии существует большое количество способов стимуляции способностей у ребенка грамотно выражать свои мысли, практиковать которые он может не только со специалистом, но и дома наедине с родителями.

Несмотря на важность речевого аспекта в общем развитии подрастающего человека, взрослым не рекомендуется оказывать на ребенка моральное давление и заставлять заниматься. Вместо этого следует как можно больше разговаривать с ним, интересоваться детским мнением и расширять его кругозор.

Понятие экспрессивной толпы

Такое скопление людей формируется при общем возбужденном фоне: все члены этой толпы находятся в приподнятом настроении и как правило готовы к действию, но никакого действия они при этом не выполняют.

Экспрессивная толпа не имеет цели, но обладает большим энергетическим потенциалом, индивиды объединяются по сходности состояния и готовности к его выражению.

Такая толпа как правило имеет лидера, но это не всегда дает целенаправленность скоплению людей.

Яркий пример экспрессивной толпы можно увидеть на футбольных матчах или карнавальных шествиях.

В ряде случаев такая толпа представляет опасность, поскольку не имеет никаких способов контроля и направления и подчиняется хаотичному влиянию возбужденного настроения.

Понятие экспрессивности в современной лингвистике

УДК 808.2:159.42

Т.М. Крючкова

ПОНЯТИЕ ЭКСПРЕССИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ

ЛИНГВИСТИКЕ

В исследовании рассмотрены проблемы экспрессивности в современной лингвистике, освещены взгляды лингвистов на проблему экспрессивности и ее связь с эмоциональностью и интенсивностью.

Проблема экспрессивности изучена далеко не достаточно. В современной лингвистике существует много определений понятия «экспрессивность», и все они пересекаются с понятиями «эмоциональность», «образность», «оценочность», «интенсивность».

Многие лингвисты рассматривают категорию экспрессивности на уровне единиц лексико-семантического уровня (лексем и лексико-семантических вариантов). Так, Н.А. Лукьянова в работе «О термине экспрессив и о функциях экспрессивов русского языка» [4] говорит о том, что экспрессивная функция очень часто развивается и закрепляется за отдельными ЛСВ многозначного слова в результате вторичной номинации. Переносные ЛСВ, особенно метафорические, являются универсальным и наиболее мобильным средством выражения эмоционального отношения и социальных оценок говорящего к предмету речи; они составляют значительную долю в общем объеме словаря русского языка. Автор выделяет 2 разновидности экспрессивных слов:

а) с ослабленной номинативностью,

б) с сильно ослабленной номинатив-ностью.

Первые составляют большую часть лексического экспрессивного фонда. Такие экспрессивы называют определенный денотат и одновременно характеризуют его с какой-то из сторон, выражают эмоциональное отношение говорящего к данному явлению. К ним могут быть отнесены многие слова и ЛСВ, сохраняющие словообразовательную или семантическую мотивированность: канцелярщина, безмозглость, мордобой и др.

В структуре значений экспрессивов с сильно ослабленной номинативностью

коннотативные компоненты экспрессивность, эмоциональность или оценочность являются ведущими, составляют ядро их смыслового содержания, «смещая» на периферию номинативность и усиливая их выразительность. Их можно назвать «чистыми» экспрессивами, они осознаются как экспрессивно маркированные языковые знаки даже на основе одной интуиции говорящих.

В.И. Шаховский в статье «Проблема разграничения экспрессивности и эмотив-ности как семантической категории лингвостилистики» [8] к эмотивной и экспрессивной лексике относит междометия и междометные слова, эмотивно-усилительные наречия, бранные и ласкательные слова, эмотивно-оценочные прилагательные. К экспрессивной лексике относятся также архаизмы, поэтизмы, сленгизмы, эвфемизмы, экзотизмы, некоторые звукоподражательные слова, зоолексика в фигуральном значении. Однако автор попытался разграничить экспрессивность и эмоциональность, называя их «размытыми понятиями и расплывчатыми краями» [8]. Он считает, что экспрессивность и эмотивность могут быть компонентами лексического значения языковой единицы, они относятся к выразительным средствам языка и являются качественной характеристикой речи. Вместе с тем, он выделяет дифференциальные признаки экспрессивности и эмотивности:

1. Экспрессивность связана с представлениями, а эмотивность с чувствами, ощущениями.

Экспрессивность и эмотивность различаются по своим функциям: экспрессивность — это усиление воздействующей, впечатляющей силы высказывания, его

© Крючкова Т.М., 2006

характеризация, а эмотивность служит для выражения чувств человека, его отношения, его оценки.

2. Эмотивность тесно связана с оце-ночностью и субъективностью, так как является проявлением чувствований. Экспрессивность не обязательно связана с ними.

Экспрессивность и эмотивность различаются также и с точки зрения их направленности и зависимости от наличия отсутствия референта. Экспрессивность предполагает его наличие, т.к. она направлена на него. Эмотивность является всегда направленной на конкретный референт. Она результат его факта.

3. Эмотивность представляет собой реакцию агента на этот референт, а экспрессивность может быть не столько реакцией, сколько стимулом для референта.

4. Экспрессивность измеряется интенсивностью, а эмоциональность — оце-ночностью.

5. Экспрессивность, в отличие от эмо-тивности, является не только выразительным, но и изобразительным средством речи.

0.В. Загоровская, говоря о семантических различиях образных и экспрессивных единиц языка, признает, что наличие в семантической структуре словесных единиц, выраженных эмоциональных и оценочных сем целесообразно использовать в качестве основного критерия при определении границ экспрессивной лексики [3]. Автор отмечает, что анализ материала словарей и речевых произведений показывает, что в современном русском языке существует минимум четыре разряда слов, в семантике которых эмоциональные и оценочные компоненты всегда играют ведущую роль.

1. Собственно-экспрессивные слова, в семантической структуре которых ведущая роль принадлежит коннотативному компоненту значения, представленному ярко выраженными семами интенсивности, эмоциональности, оценочности и стилистической отнесенности: тащиться — «идти, ехать медленно», шпарить — «быстро говорить, читать».

2. Эмоционально-

экспрессивные слова, коннотативный компонент которых включает в себя выраженные семы эмоциональности, оценочности и стилистической отнесенности: плут — с эмоцией неодобрения и отрицательной оценкой о хитром и изобретательном обманщике или человеке коварном. К выделенному разряду экспрессивной лексики относятся также эмоциональные обращения типа, голубушка, милочка, в которых эмоциональность «поглощает» все остальные компоненты значения.

3. Образно-экспрессивные слова, в семантическую группу которых помимо денотативных и коннотативных эмоционально-оценочных сем, входит выраженная сема образности. К данной группе относятся слова с яркой внутренней формой (крохобор, лизобл.юд и др.), семантические производные номинативных лексем (орел, змея — о человеке), изобразительные слова (фифа, охламон и др.).

4. Экспрессивно-стилевые слова, в семантической структуре которых особую значимость имеет компонент стилевой отнесенности, подкрепленный семами эмоциональности и оценочности.

Как быть Леди:  К. Э. Циолковский в воспоминаниях современников » - Литературный гуру

Сопоставляя образную и экспрессивную лексику русского языка, автор отмечает, что не существует жесткой связи между образностью словесной единицы и ее экспрессивностью, образное не всегда является экспрессивным и наоборот.

Одним из основных способов разграничения номинативных и экспрессивных слов является метод идентификации, впервые использованный Ш. Балли [1]. По его словам, «идентифицировать экспрессивный факт — это значит приравнять его к единице мысли, определить его путем подстановки простого, неэмоционального слова (слова -идентификатора), соответствующего представлению или понятию» [1]. Такую точку зрения поддерживает Т. А. Трипольская [6]. Она подчеркивает, что часть экспрессивных единиц, например, экспрессивные глаголы, соотносится с нейтральными словами. Ср.: пить — дуть, хлестать, лакать. Нейтральный синоним эксплицирует денотативное, «вещественное» содержание экспрессивных глаголов [6]. Признавая экс-

прессивность семантическим компонентом, Т.А. Трипольская анализирует словарные дефиниции. По мнению автора, идентификаторами семы «экспрессивность» могут быть такие, которые используются в словаре для толкования слов с эксплицитной семой «экспрессивность» («интенсивность»), например, глаголов, прилагательных, наречий, обозначающих высокую степень признака (ахнуть, адский, ужасный и т.п.). Это, во-первых, наречия меры, степени и образа действия (очень, крайне, слишком); во-вторых, прилагательные, называющие высокую степень качества (красивейший, прекрасный, огромный).

З.П. Никулина отмечает, что экспрессивность, эмоциональность, оценочность, образность являются существенными свойствами слов не только апеллятивной, но и ономастической лексики [5].

Эмоциональность и экспрессивность, по мнению О.И. Блиновой [2] органически связаны с образностью. Образные и полуобразные слова составляют ядерную группу эмоциональных и собственно экспрессивных слов, например, существительных со значением лица (шкурник, лежебока и т.п.), глаголов со значением «сильно ударить кого-нибудь, применив физическую силу» (звездануть, садануть и т.п.).

Помимо выделения экспрессивности на уровне слова, многие лингвисты рассматривают проблему экспрессивности на уровне текста или в речи. По мнению В.К. Харченко, «сущность языковой экспрессии — в преодолении всевозможных шаблонов, стандартов. Экспрессивное в языке выступает как нерегулярное, нетипичное и потому необычное, свежее, выразительное» [7].

Таким образом, говоря о разграничении данных категорий, можно сделать следующие выводы:

1. Образность — это способность языковых единиц вызывать чувственно-образные представления и ассоциации.

2. Эмоциональность — это способность языковых единиц отражать переживания человека по поводу определенного явления действительности.

3. Оценочность заключается в выражении одобрительной или неодобрительной оценки предмета речи.

4. Интенсивность выражает степень проявления действия, признака.

Все эти качества языковых единиц являются экспрессивными, поэтому, можно предположить, что экспрессивность — это родовое понятие для всех выразительных средств русского языка (а именно, образности, эмоциональности, оценочности, интенсивности).

Литература

1. Балли Ш. Французская стилистика. — М., 1961. — С. 34.

2. Блинова О.И. Образность как категория лексикологии // Экспрессивность лексики и фразеологии: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1983. — С. 3 — 11.

3. Загоровская О.В. Образный компонент в значении слова // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака: Сб. науч. тр. — Воронеж, 1983. — С. 16-20.

4. Лукьянова Н.А. О термине экспрессив и о функциях экспрессивов русского языка // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования: Сб. науч. тр. — Новосибирск: НГУ. -1980. — Вып. 9. — С. 3 — 22.

5. Никулина З.П. Образные средства апеллятивной лексики и прозвища // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1980. — С. 38 — 44.

6. Трипольская Т.А. О методе выявления коннотативных компонентов семантики экспрессивного слова // Экспрессивность лексики и фразеологии: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1983. — С. 51 — 61.

7. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессивности и эмоциональности в семантике слова // Русский язык в школе. — 1976. — № 3. — С. 70 — 75.

8. Шаховский В.И. Проблема разграничения экспрессивности и эмотивности как семантической категории лингвостилистики // Проблемы семасиологии и лингвостилистики: Сб. науч. тр. — Рязань, 1975. — Вып. 2. — С. 53-67.

The problem of expressiveness in modern linguistics.

T.M. Kruchkova

The research concentrates on the problem of expressiveness in modern linguistics. The article deals with different linguists’ views of the problem of expressive structures and their interaction with emotive and intensive structures.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

УДК 808.2

Э.Д. Хаустова

УПОТРЕБЛЕНИЕ УСТАРЕВШИХ НАИМЕНОВАНИЙ ОБУВИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРИМЕР ПРОБЛЕМЫ

«СЛОВА И ВЕЩИ»

Статья посвящена исследованию причин широкого употребления в языке наименований вышедшей из обихода обуви. Слова «бахилы», «валенки», «лапти», «башмаки», «чеботы», «чуни» и др. с иронической окраской используются для называния современной обуви. Вслед за Г. Шухардтом, одним из основных представителей направления «Слова и вещи», предпринята попытка объяснить наименование вещи через историю самой вещи.

Историческое развитие общества влечет за собой когнитивное усложнение мира, всех сфер человеческой деятельности, материальной сферы и в том числе сферы обуви. Предметы обуви постепенно совершенствуются: усложняется фасон, расширяются выполняемые ими функции, увеличивается количество оттенков. В результате обувь становится удобной, функциональной и красивой. Некоторые предметы обуви исчезают, какие-то заимствуются у других народов, возникает новая обувь, для которой появляются новые наименования или используются уже имеющиеся. Как отмечается в работе Канафиева Р.Л., уровень человеческих знаний в определенной жизненной сфере, степень ее изученности в значительной мере обусловливают изменение количественного состава того или иного семантического поля. Фрагменты языковой картины мира, отражающие явления материальной культуры, в большей мере, нежели духовные феномены, подвержены модификационным изменениям [3; 1].

Изучение лексико-семантической группы наименований обуви позволило выявить интересные семантические процессы

[7], [9]. Естественным считается процесс ограниченного употребления в языке историзмов, называющих исчезнувшие реалии, или диалектизмов, понятных только жителям определенной местности. Необычным представляется, когда подобная лексика широко употребляется в современном русском языке. Так произошло с некоторыми наименованиями обуви, давно вышедшей из обихода или получившей другое название. Эти устаревшие слова и диалектизмы вошли в общенародный литературный язык, правда, приобрели ироническую окрашенность.

Лексема бахилы, согласно словарям русского языка, имеет прямое номинативное значение «крестьянская обувь, представляющая собою кожаные или плетенные из бересты полусапожки, спереди стягивающиеся ремешками» [14], «у рыбаков и охотников: мягкие кожаные сапоги с закрывающими бедро голенищами на помочах» [12]. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля также иллюстрирует широкое распространение

© Хаустова Э.Д., 2006

Последовательность процесса обследования

Благодаря правильной постановке процесса обследования, существует возможность выявления различных умений и навыков, путем изучения одного вида деятельности. Такая организация позволяет за один прием на протяжении короткого времени заполнять более одного пункта речевой карты. В качестве примера можно привести просьбу логопеда рассказать сказку. Объектом его внимания становятся:

Полученную информацию анализируют, обобщают и вносят в определенные графы речевых карт. Подобные обследования могут быть индивидуальными или проводиться для нескольких детей одновременно (двух-трех).

Экспрессивная сторона речи детей исследуется следующим образом:

  1. Изучение объема словарного запаса.
  2. Наблюдение за словообразованием.
  3. Исследование произношения звуков.

Также большое значение имеет анализ импрессивной речи, в который входит изучение фонематического слуха, а также наблюдение за пониманием слов, предложений и текста.

Причины развития расстройства

Основной причиной развития нарушения считается возникновение органических повреждений определенных участков мозга, контролирующих процессы формирования речи.

Эти повреждения могут возникать как до рождения ребенка, так и после.

В некоторых случаях моторная алалия сочетается с другими сходными отклонениями. Это происходит в тех случаях, когда церебральные дефекты оказываются достаточно значительными.

Ключевые причины развития отклонения:

  1. Дородовые неблагоприятные воздействия. Это могут быть инфекционные болезни, которые перенесла женщина в процессе вынашивания (к примеру, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), острые и хронические отравления токсическими веществами, включая наркотики и алкоголь, нехватка кислорода, резус-конфликты (происходят, если кровь матери имеет отрицательный резус, а кровь ребенка — положительный; иммунная система матери начинает вырабатывать антитела, вредящие плоду), травматические повреждения, сильные стрессы, прием медикаментов, не рекомендованных при беременности.
  2. Родовые травмы, удушье. Крайне неблагоприятно на здоровье ребенка сказываются черепно-мозговые травмы и гипоксия.
    Чаще всего они происходят на фоне осложнений в процессе родовой деятельности: слишком медленные или стремительные роды, узкие бедра роженицы, удушение пуповиной, врачебные ошибки.
  3. Черепно-мозговые травмы, полученные в первые месяцы после рождения. Когда младенец начинает достаточно активно шевелиться, он может скатиться с ровной поверхности и удариться головой. Поэтому родителям важно не оставлять его надолго без внимания на подобных поверхностях.
  4. Осложнения после нейроинфекций. Менингит способен оставить после себя множество нарушений и затормозить процесс развития. Важно прививать ребенка согласно календарю и обращаться в больницу при появлении первых признаков инфекционных болезней, чтобы снизить риск возникновения менингита. А чтобы уберечь подрастающего ребенка от энцефалита, важно избегать областей с энцефалитным клещом либо ставить прививки.
  5. Внутримозговые новообразования (опухоли, кисты), затрагивающие центр Брока: область, ответственную за моторный контроль речи.
  6. Крайне неполноценное питание. Эта причина встречается нечасто в развитых странах мира, но широко распространена в неразвитых.
    Нехватка питательных веществ ведет к развитию гипотрофии, рахита и других болезней, способных серьезно замедлить процесс развития ребенка.
  7. Неблагоприятная психосоциальная обстановка. Если ребенка часто игнорируют родители, не беседуют с ним, не произносят эмоционально окрашенные высказывания, избегают телесного контакта, это негативно скажется на процессах формирования речи. Моторная алалия и другие нарушения часто встречаются у детей, разлученных с матерями и растущих в сиротских приютах.

Развитие в норме

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии являются одними из ключевых показателей общей развитости и состояния здоровья ребенка. В зависимости от возраста маленького пациента, врач, по основным нормативам идентифицирует необходимость коррекционных занятий или консультации с узкими специалистами (невролог, психиатр, психолог, нейрохирург и так далее).

Как быть Леди:  Безжалостность Безжалостный | Что такое Безжалостность Безжалостный

По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых:

  • гуканье;
  • гуление;
  • смех;
  • плач;
  • лепет;
  • имитация звуков, воспроизводимых родителями;
  • умение описательно воспроизводить свои мысли, возникающее в возрасте 8-9 мес. – 1.2 года (например, вместо конкретного слова «собака», дети говорят «гав-гав»);
  • словарный запас, объемом не менее 200 слов (до 2-х лет);
  • способность формулировать предложения, состоящие, минимум, из 3 слов (в 1.5 – 2 года);
  • расширение словарного запаса в возрасте 4-5 лет (на этом этапе активная лексика ребенка должна состоять из не менее, чем 1500-2000 слов);
  • активное использование всех частей речи во время выражения своих мыслей;
  • способность составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения без лексических ошибок;
  • освоение, понимание и использование в речи грамматических правил родного языка;
  • освоение этнических навыков (акцент, диалект).

Понять, на каком этапе развития находится импрессивная составляющая речи конкретного ребенка, логопедам удается с помощью соотношения фактических навыков маленького пациента с общепринятыми нормами.

Такими, как:

  • реагирование на обращенную к ним речь (происходит по достижению ребенком 6 мес.);
    Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления
  • способность соотнести услышанное с конкретным изображением (например, на карточке или в окружающей ребенка обстановке);
  • умение соотнести показанное взрослым действие с имеющим к нему отношение изображением (например, если родитель имитирует удары молотком по гвоздям, ребенок должен достать из ящика с разными инструментами именно показываемый взрослым рабочий инструмент);
  • понимание лексики, связанной с описанием действий и качеством предметов бытового обихода (цвета, материал, фактура, размер и так далее);
  • возможность реализовать указания, состоящие из 2 и более этапов;
  • понимание значения используемых в речи предлогов и союзов (например, в норме ребенок не должен путать «и» с «или» и так далее);
  • способность восприятия сказок с помощью органов зрения (до 4 лет), а позднее только с помощью органов слуха (с 4-5 лет).

Расстройства

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.

Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.

Связанные с серьезными нарушениями функционирования цнс

По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.

Например:

Форма речевого расстройстваКраткая характеристика
АфазииПри таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга.
АлалииПри наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития.
ДизартрииВозникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:
  • псевдобульбарная;
  • бульбарная;
  • подкорковая;
  • мозжечковая.

Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения.

Употребление экспрессивной лексики в жизни

В жизни человек использует очень много оценочных суждений, основными звеньями которых являются эмоциональные выражения. Во всех сферах жизни, даже в деловой сфере, используется экспрессивная лексика. Примеры – высказывание дипломатов России касаемо других стран.

Экспрессивным можно сделать любое слово, если подобрать ему подходящий контекст. Например, взять предложение: “эти граждане, если их можно так назвать, выбрали не самый лучший способ демонстрации силы”. Если вырвать слово “граждане” из контекста, то это самое обычное выражение принадлежности человека к определенной стране.

Но вот экспрессивной окраски данному понятию в приведенном предложении прибавляет часть” если их можно так назвать”. Сразу высказывается оценка автора касаемо действий живущих в определенной стране людей. Теперь следует привести небольшую классификацию эмоционально окрашенных выражений.

Функции

Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):

  1. Формирование мотива или возникновение желания высказаться.
    Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии. Что это такое, расстройство, задержка, функции, развитие, средства восстановления
  2. Воспроизведение сформулированной мысли в мозговых центрах (кодирование основной идеи в речевых схемах головного мозга).
  3. Озвучивание сформулированного высказывания.

К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:

  • возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам);
  • упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе;
  • формирование предрасположенности к быстрой социализации (возможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).

Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:

  1. Первичное восприятие информационного потока. Он может поступать к ребенку как посредствам органов слуха, так и речевой системы.
  2. Расшифровка полученного сообщения. На этом этапе детский мозг звуковой или буквенный состав поступившей информации.
  3. Формирование связей результата анализа данных со знаниями, отложенными в мозговых центрах, или собственным пониманием услышанного (прочитанного).

Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии

Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:

Формы, относящиеся к экспрессивной речиФормы, относящиеся к импрессивной речи
  • устная речь;
  • письменная речь.
  • восприятие устной речи;
  • чтение (осознание написанного).

Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.

При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.

Ее суть заключается в четком осознании мозговыми центрами информации, воспринимаемой человеком с помощью органов слуха или зрения.

За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.

При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.

В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.

Экспрессивность как качество личности

Способность человека с помощью вербальных и невербальных средств передавать свои эмоциональные состояния называют экспрессивностью. В той или иной степени это качество присуще всем людям. Но некоторые личности настолько ярко и бурно демонстрируют свои чувства, что о них говорят как об экспрессивных натурах.

Уровень экспрессивности зависит не только и не столько от ситуации или состояния человека, сколько от его индивидуально-психологических особенностей. Они являются устойчивыми, часто носят врожденный характер и связаны с темпераментом. К таким свойствам личности, определяющим ее повышенную экспрессивность, относятся следующие:

  • возбудимость нервной системы; преобладание возбуждения над торможением, что свойственно холерикам;
  • подвижность нервных процессов, что приводит к быстрой смене настроения;
  • высокая скорость реакций – моментально все чувства отражаются на лице, в движениях и интонации;
  • высокий уровень активности – энергичные и деятельные сангвиники, как правило, более экспрессивны, чем флегматики;
  • чувствительность нервной системы, которая приводит к бурным эмоциональным реакциям даже на незначительные раздражители.

Экспрессивность человека зависит также еще от нескольких факторов. Например, от пола и возраста. Женщины обычно более экспрессивны, чем мужчины, так как у них подвижнее нервная система. Дети эмоциональнее, чем взрослые, они легко возбуждаются и не привыкли скрывать свои чувства. Поэтому их экспрессия намного заметнее.

Интересно, что уровень экспрессивности зависит и от национальной принадлежности человека. Это связано как с психологическим фактором (национальным характером), так и с культурным – традициями и обычаями. Так, более экспрессивные народы живут на юге. Думаю, все представляют, как бурно жестикулируют и выражают свои эмоции испанцы, португальцы, итальянцы, жители Латинской Америки и кавказские народы.

Экспрессия не просто играет важную роль во взаимодействии людей, многие психологи считают ее ядром личности. Способность человека выражать свои эмоции и управлять процессом экспрессии сыграла важную роль в эволюции homo sapiens и в развитии цивилизации.

Экспрессивные стили речи

Представители современной науки о языке относят к таким стилям следующие:

  1. Торжественный.
  2. Фамильярный.
  3. Официальный.
  4. Шутливый.
  5. Интимно-ласковый.
  6. Насмешливый.

    устная экспрессивная речь

Противопоставлением всем этим стилям становится нейтральный, который полностью лишен любой экспрессии.

Эмоционально-экспрессивная речь активно использует три вида оценочной лексики как эффективного средства, помогающего достичь желаемой экспрессивной окраски:

  1. Использование слов, имеющих яркое оценочное значение. Сюда следует отнести слова, характеризующие кого-либо. Также в этой категории находятся слова, оценивающие факты, явления, признаки и действия.
  2. Слова с многозначительным смыслом. Их основное значение зачастую нейтрально, однако, будучи употребленными в метафорическом смысле, они приобретают довольно яркую эмоциональную окраску.
  3. Суффиксы, использование которых с нейтральными словами позволяет передать самые разные оттенки эмоций и чувств.

Кроме того, общепринятое значение слов и ассоциации, закрепившиеся за ними, оказывают непосредственное влияние на их эмоционально-экспрессивную окраску.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий