- В мире закономерных случайностей. | элективный курс по алгебре (10 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
- В мире случайных закономерностей | презентация к уроку по алгебре на тему: | образовательная социальная сеть
- Рабочая программа. по элективному курсу «в мире закономерных случайностей» (фк гос) 9 класс — pdf free download
В мире закономерных случайностей. | элективный курс по алгебре (10 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждена
приказом директора
МКОУ СОШ №4
от « » сентября 2021г. №
________________
М.В.Кравцова
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «В МИРЕ ЗАКОНОМЕРНЫХ СЛУЧАЙНОСТЕЙ» ДЛЯ 10-Х КЛАССОВ
Автор- составитель:
В.Н.Студенецкая
Л.С.Козлова и др.
Учитель-пользователь:
Маринкевич Наталья
Владимировна
2021 – 2021 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основании авторской программы Студенецкой В.Н. элективный курс « В мире закономерных случайностей» , учебного плана МКОУ СОШ № С. Малые Ягуры, рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Элективные курсы представляют собой новейший механизм дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Их введение позволит учащимся определить свою программу обучения и получить образование с углублением в любую область знаний (выбранную самим учеником).
Данный элективный курс связан с основным курсом математики. Развивает систему ранее приобретенных программных знаний, углубляет и расширяет курс математики основной школы. Материал, связанный с решением заданий по статистике и теории вероятностей. Решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся. В данном элективном курсе рассматриваются задачи на определение возможных и невозможных событий. Целесообразность этого метода состоит в том, что он дает более глубокую подготовку к ЕГЭ. Учебный материал, касающийся нестандартных методов решения, содержится в учебных пособиях для подготовки к ЕГЭ по математике, к конкурсным экзаменам в вузы. Во временных рамках уроков полностью этот материал рассмотреть невозможно, поэтому есть смысл вынести его на курсы по выбору. Тематика и содержание данного элективного курса отвечает следующим требованиям:
Основная форма изложения теоретического материала – лекция. На всех практических занятиях должна присутствовать самостоятельная работа учащихся: как индивидуально, так и в группах. Такая организация учебной деятельности способствует реализации поставленных целей курса, так как развитие способностей учащихся возможно лишь при сознательном, активном участии в работе самих школьников.
Содержание курса может быть освоено как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Численность учебной группы может быть любой.
Цели курса:
Задачи:
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного элективного курса ученик должен
знать/ понимать:
уметь:
ПОЧАСОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание программы.
1. Наглядные представления информации ( 2ч)
Использование табличного процессора для представления
статистических данных и построения диаграмм. Виды диаграмм.
Результаты обучения:
2.Описательная статистика. (3 ч)
Среднее арифметическое, медиана, мода, размах числового ряда.
Результаты обучения:
3. Комбинаторика ( 1ч.)
Перестановки, размещения, сочетания.
Результаты обучения:
4. Математические описания случайных событий ( 12ч.)
Случайные опыты. Элементарные события. Статистическая вероятность. Классическое определение вероятности. Противоположные события. Правило сложения вероятностей. Диаграммы Эйлера. Несовместные события. Умножение вероятностей. Геометрическая вероятность. Независимые повторные испытания. Формула Бернулли.
Результаты обучения:
5. Случайные величины ( 6ч.)
Примеры случайной величины, распределение вероятностей случайной величины. Числовые характеристики случайной величины, математическое ожидание, дисперсия.
Результаты обучения:
6. Случайные величины в статистике ( 3ч.)
Выборочный метод. Закон больших чисел.
Результаты обучения:
7. Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2021. (5 ч.)
8. Разработка проектов(1ч.)
Самостоятельная работа учащихся и консультация учителя.
Результаты обучения:
9. Защита проектов (1ч.)
Результаты обучения:
Формы и средства контроля
Уровень достижений учащихся определяется в результате:
Предлагаемый курс, как и любой другой, улучшает имидж и повышает конкурентоспособность школы, так как реализация элективного курса дает более глубокие знания по математике, увеличивает уровень интеллектуального развития.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Дата прове-дения | Тема занятия | Цель | Методы обучения | Форма контроля |
1 | 04.09.2021 | Наглядное представление информации | Научить учащихся построению по имеющимся статистическим данным таблиц и диаграмм заданного типа | Беседа | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
2 | 11.09.2021 | Наглядное представление информации | Использовать табличный процессор для наглядного представления информации | п/р | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
3 | 18.09.2021 | Наглядное представление информации | Использовать табличный процессор для наглядного представления информации | п/р | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
4 | 25.09.2021 | Описательная статистика | Научить вычислять моду, размах, среднее арифметическое, медиану числового ряда. | лекция | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
5 | 02.10.2021 | Описательная статистика | Сформировать умения использовать характеристики для описания числовых рядов. | п/р | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
6 | 09.10.2021 | Описательная статистика | Закрепить умения решать задачи на нахождение описательных характеристик числового ряда. | лекция | Проверка выполненных упражнений, самостоятельно решённых задач |
7 | 16.10.2021 | Комбинаторика | Повторить элементы комбинаторики | Устные упражнения | Проверка самостоятельно решённых задач |
8 | 23.10.2021 | Математическое описание случайных событий | Ввести понятия: случайный опыт, элементарное событие | лекция | Проверка самостоятельно решённых задач |
9 | 30.10.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
10 | 13.11.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
11 | 20.11.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
12 | 27.11.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
13 | 04.12.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практикум | Проверка самостоятельно решённых задач |
14 | 11.12.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
15 | 18.12.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
16 | 25.12.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
17 | 15.01.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
18 | 22.01.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
19 | 29.01.2021 | Математическое описание случайных событий | Решение ключевых задач на определение случайного опыта, подсчёт количества элементарных событий в том или ином опыте | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
20 | 05.02.2021 | Случайные величины | Познакомить учащихся с понятиями: случайная величина, распределение случайной величины | лекция | Проверка самостоятельно решённых задач |
21 | 19.02.2021 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
22 | 26.02.2021 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
23 | 04.03.2021 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
24 | 11.03.2021 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
25 | 18.03.2021 | Случайные величины | Сформировать умение приводить примеры случайных величин, составлять таблицы распределения для случайных величин | Решение ключе-вых задач | Проверка самостоятельно решённых задач |
26 | 25.03.2021 | Случайные величины в статистике | Познакомить учащихся с понятием генеральная совокупность и случайная выборка, рассмотреть методы её представления | п/р | Проверка самостоятельно решённых задач |
27 | 01.04.2021 | Случайные величины в статистике | Познакомить учащихся с понятием генеральная совокупность и случайная выборка, рассмотреть методы её представления | п/р | Проверка самостоятельно решённых задач |
28 | 08.04.2021 | Случайные величины в статистике | Познакомить учащихся с понятием генеральная совокупность и случайная выборка, рассмотреть методы её представления | п/р | Проверка самостоятельно решённых задач |
29 | 15.04.2021 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2021. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
30 | 22.04.2021 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2021. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
31 | 29.04.2021 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2021. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
32 | 06.05.2021 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2021. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
33 | 13.05.2021 | Решение задач из курса комбинаторики и статистики из открытого банка ЕГЭ 2021. | Решение ключевых задач. | Практи-кум | Проверка самостоятельно решённых задач |
34 | 20.05.2021 | Разработка проектов | Разработка алгоритма построения проекта : монопредметный, практико-ориентированный. | с/р | |
35 | 27.05.2021 | Защита проектов | Презентации. |
Список литературы
- Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. В 2 частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений. [Текст]: учебник / Под. ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2003.
- Василевский, А. Б. задания для внеклассной работы по математике: 9-11 классы [Текст]: книга для учителя / А. Б. Василевский. Минск.: Народная асвета, 1988. – 175 с.
- Е. Б. Ваховский, А. А. Рывкин // Квант. – 1975. №2. С 43-48.
- Вопросы обучения математики в школе [Текст]: сборник статей. – Киров, 1962. – 143 с.
- Глейзер, Г.Д. История математики в школе [Текст] / Глейзер Г. Д. – М.: Просвещение, 1964. 375 с.
- Горнштейн, П. И. Экзамен по математике и его подводные рифы [Текст] / П. И. Горнштейн, А. Г. Мерзляк [и др.]. – М.: Илекса, 2004. – 236 с.
- Денищева, Л. О., Глазков, Ю. О. Единый государственный экзамен 2007. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся [Текст] / Л. О. Денищева, Ю. О. Глазков [и др.]. – М.: Интеллект-Центр, 2007. – 272 с.
- Ермаков, Д. С. Элективные курсы для профильного обучения [Текст] / Д. С. Ермаков // Педагогика. – 2005. №2. С. 36-41.
- Ермаков, Д. С., Петрова, Г. Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения [Текст] / Д. С. Ермаков, Г. Д. Петрова // Школьные технологии. – 2003. №6.
- Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов [Текст] / Сост. Г. И. Ковалева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2008. 494 с.
- Супрун, В. П. Избранные задачи повышенной сложности по математике [Текст] / В. П. Супрун. – Мн.: Полымя, 1998. – 108 с.
- Студенецкая В.Н. элективный курс « В мире закономерных случайностей» « Учитель», Волгоград, 2007, 127с.
Рассмотрена Согласована
на заседании зам. директора по УВР
МО учителей математики _____________
и рекомендована к утверждению. Дубовик О.Т.
Протокол заседания
МО учителей математики
от « » ___________________ №
Руководитель МО
_____________
Н.В.Маринкевич
В мире случайных закономерностей | презентация к уроку по алгебре на тему: | образовательная социальная сеть
В мире случайных закономерностей Проект по теме «Введение в вероятность» 5 класс Учитель Турова Н.С.
Основополагающий вопрос: В окружающем нас мире все происходит случайно или закономерно? Можно ли все подсчитать? Учебная цель: Научится определять степень случайности в явлениях окружающей действительности. Научиться вычислять число вариантов.
Вопросы к группам по части проекта «Школьное меню» Группе мерчендайзеров: Какие блюда на первое, второе и третье можно включить в школьное меню? Группе калькуляторщиков: Сколько разных вариантов различного меню в школьной столовой можно составить?
Проект «Школьное меню» Задание: Выберите 2 первых блюда, 3 вторых блюда, 2 салата, 3 напитка и составьте разнообразное меню для школьной столовой. Подсчитайте на сколько учебных дней можно составить неповторяющееся меню. Сколько надо взять различных блюд, чтобы обед не повторялся месяц. Для работы над проектом потребуются: мерчендайзеры калькуляторщики
Вопросы к группам по части проекта «Расписание уроков» Группе диспетчеров: Какие предметы и сколько в день можно включить в расписание 5 класса? Группе программистов: Подсчитайте сколько вариантов расписания возможно, если в день 3 – 6 уроков?
Проект «Расписание уроков» Задание: Составьте различные расписания уроков в 5 классе на один день, если в этот день 3 урока,4 урока. Подсчитайте сколько вариантов расписания возможно, если в день 5 уроков, 6 уроков. Для работы над проектом потребуются: диспетчер программист
Вопросы к части проекта «События нашей жизни» Группе сценаристов Какие события жизни можно показать, чтобы было интересно и понятно к кому виду они относятся с точки зрения вероятности? Группе режиссеров Как показать интересно и доступно то, что придумали сценаристы? Группе актеров: Как сыграть свои роли, чтобы добиться правильных ответов у одноклассников о вероятности показанных событий?
Проект «События нашей жизни» Задание: Смоделировать различные события повседневной жизни и определить к какому виду они относятся с точки зрения вероятности. Представить работу в виде фильма или фотоальбома так, чтобы во время показа одноклассники могли правильно определить какие это события. Для работы над проектом потребуются: сценарист оператор артисты
Вопросы группам к части проекта «Почему буквы на клавиатуре компьютера расположены именно так?» Группе лингвистов: Какие тексты надо подобрать и в каком объеме для опыта? Группе счетоводов: как правильно расположить полученные результаты подсчета букв? Группе аналитиков: Почему буквы на клавиатуре компьютера расположены именно так, а не иначе?
Проект «Почему буквы на клавиатуре компьютера расположены именно так?» Задание По выбранным нескольким литературным текстам подсчитать как часто встречаются буквы русского алфавита и отметить на клавиатуре частоту появления букв. По проделанному исследованию сделать выводы почему буквы на клавиатуре компьютера расположены именно так, а не по другому. Для работы над проектом потребуются: лингвисты счетоводы аналитик
Вопросы группам части проекта «бесплатный обед» Группе математиков: может ли группа людей из 10 человек посещать кафе «бесплатно», при условии, что каждый раз будут сидеть по-разному, и какое время?
Проект «Бесплатный обед» Задание «В кафе пришли 10 одноклассников отметить день рождения одного из них. Они долго решали как им сесть за столом, чтобы весело и интересно провести время. Официант предложил свою помощь и сказал, что они могут ходить в это кафе и обедать бесплатно, если выполнят его условие: каждый раз они должны сидеть по-разному и не повторятся.» Смогут ли воспользоваться бесплатными обедами ребята? Если да, то на какое время? Для работы над проектом потребуются: математики