- Босх — живописец уродства
- Босх и скрытые смыслы
- Доктор кто. кем на самом деле был иероним босх
- Тест на широкий кругозор: проверка знаний великих художников по фрагментам картин
- Трансляцию проекта «москва онлайн» о смыслах, которые спрятаны в картинах босха, вы можете увидеть в прямом эфире 16 октября в 20:00.
Босх — живописец уродства
В Средние века было принято изображать порок уродливым и устрашающим, то есть таким, каков он на самом деле. Но нигде зло не было таким причудливым и ужасным, как на картинах Иеронима Босха.
О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) — таково его настоящее имя — происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери — религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т.е. в боковом пределе) братства. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму; человек, распятый на арфе; заяц, поймавший своего охотника; бесы с мерзкими рожами, груды тел, — это ад Босха, где господствует хаос. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней — ад реален. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами.
Творчество Босха загадочно. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Коллеги-живописцы ценили его мастерство колорита. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков, и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда.
«Воз сена» — другое сатирическое произведение Босха, центральная часть алтаря[i], созданная как иллюстрация к голландской пословице «Мир — это стог сена, и всякий старается ухватить с него, сколько может». В середине композиции — воз, на его вершине восседают олицетворения пороков: поющие и играющие на музыкальных инструментах женщины — гордыня и демон с трубой — слава. Толпа, в которой можно различить и папу, и короля, гонится за возом, падает под колеса.
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай, и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых, и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа.
Работами Босха вдохновлялись Пикассо , Дали, Ваг Гог, Матис и многие другие.
Босх и скрытые смыслы
Лектор погрузит в тему, ответит на вопросы, даст конспект мероприятия и список рекомендуемой литературы. Время и длительность зависит от расписания. Обычно лекция идет два часа, с 10-минутным перерывом после первого часа.
Доктор кто. кем на самом деле был иероним босх
О том
,
что работы Босха тронуты
«
тленом ереси» начали говорить еще в XVI веке
,
и сегодня эта гипотеза ничуть не утратила актуальности. В основном
,
ее сторонники делятся на два лагеря. Первые считают
,
что Босх состоял в секте адамитов — обществе Свободного Духа
,
члены которого совершали свои обряды нагишом
,
проповедовали свободу сексуальных отношений
,
не признавали частной собственности и рассчитывали построить на земле новый Эдем
,
где все были бы равны
,
невинны и беспечальны
,
словно Адам и Ева. В качестве
«
доказательства» некоторые исследователи приводят центральную часть триптиха
«
Сад земных наслаждений», считая
,
что Босх изобразил ритуалы
«
клуба
,
за который играет»
(
в частности эту гипотезу активно лоббировал немецкий историк искусства Вильгельм Френгер).
Другие уверены,что изобильная обнаженная натура нужна художнику,чтобы показать свое презрение к плотским утехам. К примеру,биограф Линда Харрис считает,что ересь Босха восходит к катаро-манихейской традиции с ее четким дуализмом(отсюда очевидное«деление» образов на Свет и Тьму,рай и ад,духовное и материальное).
И те,и другие упорно игнорируют тот факт,что во времена Босха инквизиция свирепствовала с особым тщанием. И пробежаться нагишом по улицам Хертогенбоса,проповедуя свободную любовь или двойственность мироздания(пусть даже в живописной иносказательной манере) можно было разве что до ближайшей дыбы.
Тест на широкий кругозор: проверка знаний великих художников по фрагментам картин
А вы знали, что мозг, как и другие мышцы, растёт от тренировок? Чем больше его тренируешь, тем больше он становится. Предлагаем размять его и проверить ваш кругозор. Кстати, для того, чтобы расширить кругозор полезно много читать, узнавать новые факты, общаться с разными людьми или же проходить специальные тесты. Именно такой тест мы для вас и приготовили. В нём десять неординарных вопросов, которые требуют повышенной эрудиции и изощренной логики. Справитесь?
Трансляцию проекта «москва онлайн» о смыслах, которые спрятаны в картинах босха, вы можете увидеть в прямом эфире 16 октября в 20:00.
Абаева Алиса