- Что можно со всем этим сделать?
- Двойные стандарты: статус толерантности в россии
- Появление и развитие термина
- Признаки такого человека
- Смысл данного поведения
- Современное понимание толерантности на западе
- Сэйф-спейс, триггер-ворнинг и микроагрессия
- Толерантность — википедия переиздание
- Толерантность • большая российская энциклопедия — электронная версия
- Толерантность в международном праве
Что можно со всем этим сделать?
Примеры и России, и США показывают нам, что толерантность создаёт столько же проблем, сколько и решает. Любое понятие, которому сложно дать единое определение, нужно постараться исключить из общественной практики. Из слова «яблоко» не построить воздушных замков, как ни старайся. А вот словом «либерализм», или, например «нация», как и «толерантностью» и «политкорректностью», можно играться, искажая смысл до неузнаваемости тысячи раз.
Возможно, стоит вообще отказаться от термина «толерантность», не отказываясь от установок, которые за ним стоят, и разбить его на более узкие и более точные формулировки. Например: права человека, уважение к правам человека, уважение к личному выбору человека, взаимовыгодное уважительное общение, естественность расовых и половых различий и так далее. Чтобы никакой манипулятор больше не мог промывать нам мозги, намеренно смешивая совершенно разные понятия.
Также было бы неплохо законодательно прописать, какая государственная политика в этой области допустима, а какая — нет. Цензура недопустима, как и любые другие запретительные методы во имя толерантности. В Америке предлагали наказывать людей, которые своей деятельностью пытаются ограничить свободу слова в университетах, и мне кажется это вполне здравой идеей. Только при соблюдении этого постулата высшее образование, равно как и любое другое, будет функционировать эффективно.
С другой стороны, нельзя отказываться от воспитания тех ценностей, которые принято объединять в понятие «толерантность»: просто запреты и принуждения необходимо заменить рациональными объяснениями, сделав упор на собственный пример. Школьники и студенты должны учиться уважать друг друга, но только осознанно, а не по «указке».
Двойные стандарты: статус толерантности в россии
В российской культуре есть много понятий, которые искажены глупыми словами авторитетных людей. Если мы говорим о политике, то самый простой пример — слова «либерализм» и «демократия», которые в последнее время становятся почти что ругательными. Такая же судьба и у понятия «толерантность». Когда я учился в средней школе, лет 12 назад, нас учили толерантности, и сегодня, если я не ошибаюсь, в школах учат тому же. Хотя точное значение этого термина никто из учителей нам объяснить не мог, в нас воспитывали этническую, религиозную и гендерную толерантность. Для нашей общеобразовательной школы на окраине Москвы это было вдвойне важно: школа была многонациональная, русских в ней было не больше двух третей.
Поэтому создание уважительной среды было в интересах самих учителей, и это давало им большую мотивацию. И у них получалось воспитывать в нас взаимоуважение: этнических конфликтов в нашей школе не было никогда. Да и я усвоил это воспитание и жил с установкой, что толерантность — это хорошо, даже не задумываясь о том, что означает такой термин на самом деле: лишь разобравшись в теме, я понял, что всё не так однозначно.
Сейчас я наблюдаю совсем иную ситуацию. По федеральным каналам регулярно выступают «эксперты», которые рассказывают, что толерантность — свойство иммунной системы воспринимать инородный антиген как собственный и не отвечать на него. Это явное передёргивание фактов, смысл которого — опорочить саму идею терпимости и уважения между людьми.
Понятие, о котором в школе говорили как о важнейшем правиле человеческого общежития, сегодня вдруг приравнивается к болезни — а в стране-то ничего не поменялось, те же люди у власти, те же учителя в учебных заведениях, те же ведущие на ТВ. Тут недалеко до того, чтобы провести параллель: если общество — это иммунная система, то, выходит, агрессивный антиген — это другие национальности, которые нас учили уважать в школе.
Российская трактовка толерантности ущербна из-за шовинизма, который остаётся частью нашей культуры. У нас попросту дефицит толерантности. Стереотипы и предрассудки транслируются из поколения в поколение, и этот самовоспроизводящийся цикл необходимо прервать.
И я имею в виду не только этнические и религиозные вопросы, ведь есть ещё, например, толерантность классовая. В России силён стереотип, согласно которому любой богатый человек — жулик. В то же время и «нищебродов» у нас не любят. А словосочетание «толерантность к ЛГБТ-людям в России» звучит примерно как «атомный ледокол в древней Финикии». Но если в нашей стране толерантности слишком мало, то на Западе её слишком много.
Появление и развитие термина
Термин «толерантность» имеет множество трактовок и употребляется в различных отраслях естественных и социальных наук /философии, социологии, политологии, религиоведении, математике, биологии и медицине/. Этимологически слово «толерантность» восходит к латинскому tolerantia, что означает «выносливость», «стойкость».
В английский язык глагол tolerate пришел через старофранцузский и стал употребляться с начала XV в. в значении «выносить страдание, демонстрировать силу духа». На основе глагола tolerate в английском сформировались два существительных: tolerance /способность принимать иные чувства, верования и привычки; умение смиряться с неприятными вещами/ и toleration /практика приятия, смирения с чем-либо/.
В первое половине XVI в. слово также приобрело значение «разрешение, позволение со стороны властей», что главным образом относилось к возможности отправления иных религиозных культов. Исторически веротерпимость стала первой формой проявления толерантности.
Термин «толерантность» получил широкое распространение в эпоху Просвещения. В 1689 г. было опубликовано «Письмо о терпимости» британского философа Джона Локка. В латинском оригинале название послания звучало как Epistola de Tolerantia. Под толерантностью /терпимостью/ Локк понимал отказ от насилия как средства приобщения человека к вере.
https://www.youtube.com/watch?v=cdn.iframe.lyapiiframe
Благодаря трудам Локка и других просветителей /Вольтер, Дидро/, понятие «толерантность» прочно вошло в политический словарь. Долгое время под толерантностью понимали в основном веротерпимость, но постепенно слово освободилось от сугубо религиозного оттенка. К XIX в. понятие «толерантность» окончательно приобрело знакомое нам значение терпимости и снисхождения к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям.
Признаки такого человека
Индивидуумы, обладающими качествами толерантности, отличаются рядом признаков, а именно:
Самоирония. Они умеют смеяться над своими неудачами, промахами. У них хорошее чувство юмора. Внутренняя гармония. Люди никого не обвиняют, и не приписывают себе ложные достоинства в отличие от интолерантных личностей. Трезво себя оценивают.
Каждый из нас судит о других в меру своего воспитания и взглядах на окружающий мир.
Стремление к самореализации. Люди целеустремленные, открытые, они сострадательны и отзывчивы. Не боятся помочь другим людям. Ответственность – такой гражданин не боится отвечать за свои слова, поступки. Обладают чувством безопасности. Толерантные люди чувствуют себя в безопасности в обществе и не видят угроз.
Что входит в главные понятия:
- терпение;
- открытое высказывание против чего-либо или кого-то;
- зависимость от мнения окружающих;
- постоянное удержание себя в рамках.
Смысл данного поведения
Она необходима для создания спокойной обстановки в социуме. Интолерантные индивидуумы, наоборот, приносят суету, хаос, конфликты, споры и даже войны. Именно такие индивидуумы провоцировали геноцид, уничтожение инакомыслящих и прочие негативные события.
Сфера использования
В зависимости от того, в какой области применяется слово, его значение может отличаться:
- Политическая сфера. Толерантный человек терпим к людям с другими взглядами на политику. Он осознает, что другие имеют право на свою точку зрения.
- Педагогическая область. Личность умеет терпимо относиться к школьникам и студентам и понимает их ошибки.
- Научная среда, когда индивидуум признает вероятность существования других теорий.
- Административная сфера. Человек умеет грамотно руководить сотрудниками без применения агрессии и давления.
- Социальная область. Личность относится к окружающим без враждебности, неприятия. Она уважает чужой образ жизни, веру, поведение.
Неожиданное использование понятия
Существуют еще области, где применяют данный термин:
Современное понимание толерантности на западе
В странах Запада понятие толерантности как одной из основополагающих ценностей стало особо популярным на волне антифашизма и пацифизма после окончания Второй мировой войны. Идея толерантности в Европе воплотилась в виде концепции «мультикультурализма» (поддержка культурного разнообразия в мире и в отдельно взятой стране), терпимости к иному во всех его проявлениях.
Сэйф-спейс, триггер-ворнинг и микроагрессия
О границах толерантности спорят в Америке более 30 лет. Апологеты политкорректности (политкорректность — это языковая толерантность, умение уважительно говорить и писать) полагают, что государство должно цензурировать информацию, которая кому-то может показаться оскорбительной. Поэтому её нужно преобразовывать таким образм, чтобы человека ничто не могло психологически ранить или оскорбить.
Их оппоненты заявляют, что свобода — довольно жёсткая, но прекрасная вещь, которая к тому же является основополагающей ценностью для западной культуры. И отказываться от правды и прав ради того, чтобы не быть обиженным, очень глупо. Тем не менее, последние годы доминирует именно первая позиция.
В США активно цензурируют книги и фильмы, заменяют оскорбительные для кого-то слова на эвфемизмы. Например, недавно была издана книга «Приключения Гекльберри Финна», в которой то самое слово на букву N было заменено словом «раб». Забавно, что этническую принадлежность, в которой, кроме оскорбительного наименования, нет ничего плохого, заменили на однозначно негативный социальный статус.
Сторонники политкорректности часто игнорируют смысл текста и видят в нём лишь триггеры. Нередко произведения в Америке запрещают на уровне школы и сообщества. Справедливости ради стоит отметить, что обычно мотивами для запрета книги служат обилие эротики и насилия или пропаганда гомосексуализма.
Хуже всего политкорректность сказывается на американском образовании. В некоторых американских школах сейчас проводится политика полного отказа от какого-либо упоминания тем гендера. На деле это приводит, например, к отмене традиционного бала отцов и дочерей (ведь такое мероприятие транслирует традиционные гендерные роли). А чтобы не обидеть чувства детей других религий, некоторые школы переименовывают Хэллоуин в «День черного и оранжевого духов».
Среди американских студентов под воздействием ценностей политкорректности сформировалась так называемая «культура виктимности». Она выражается, прежде всего, в паническом страхе быть оскорблённым, задетым, униженным и в стремлении избежать таких факторов в ущерб всему остальному. Культура виктимности зиждется на трёх столпах. Первый — это сэйф-спейс, то есть территория, свободная от хейт-спичей и любых проявлений нетерпимости.
Другой столп — триггер-ворнинг. Это практика, подразумевающая предупреждение о любой информации, которая может кого-то оскорбить.
Третий и самый ограничивающий свободу столп культуры виктимности — микроагрессия. Под ней понимается любое действие, в котором может содержаться латентная агрессия. Назвать микроагрессией при желании можно почти всё, что угодно. Так, в соответствии с речевыми кодексами некоторых вузов, спрашивать у человека азиатской, африканской, латиноамериканской внешности «Где ты родился?» значит выражать агрессию, так как вопрос ставит под сомнение возможность рождения человека с отличающейся внешностью на территории США.
Все эти прогрессивные ценности студенты навязали своим вузам. Сегодня во многих университетах Америки кампус объявляется сэйф-спейсом, в уставы вносятся положения о микроагрессии, преподавателей заставляют предупреждать на своих лекциях о «плохих» словах, а студенты, которые не хотят быть triggered, услышав предупреждение, могут выйти из аудитории.
В 2021 году в Йеле разгорелся страшный скандал, после которого несколько педагогов подали в отставку. Сначала университет разослал подробные рекомендации для студентов о том, как сделать никого не оскорбляющий хэллоуинский костюм. Одной семейной паре преподавателей это не понравилось, и они написали письмо, отправленное по той же рассылке декану и студентам. В нём они недоумевали, почему нельзя быть немного оскорбительными в Хэллоуин и зачем вообще нужна вся эта инфантилизация студентов, к которой может привести такой подход.
Это письмо взорвало Йель. Студенты устраивали акции протеста, писали гневные открытые письма и требовали увольнения непокорной пары педагогов.
Кому-то это может показаться смешным, но я думаю, что это довольно страшно. Американская молодёжь готова обменять свою свободу на сомнительную «психологическую защищённость». И это самая низкая цена, ведь «психологическая защищённость» делает человека только слабее и беззащитнее. Политкорректность как бы накрывает нас непрозрачным куполом, который вроде бы защищает от всех проблем. Но на самом деле это не защищённость от расистов, сексистов и гомофобов, а изоляция от настоящей жизни. Реальный мир наполнен жестокостью, злыми людьми, да и сама истина зачастую жестока, что, впрочем, не умаляет её ценности.
Толерантность — википедия переиздание
Толера́нтность (лат. tolerare — терпеть, переносить, выносить, привыкать) может означать:
- Толерантность в социологии — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
- Иммунологическая толерантность — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам.
- Экологическая толерантность — способность организмов жить и развиваться в широком диапазоне условий окружающей среды (в том числе при неблагоприятных факторах).
- Толерантность в фармакологии, иммунологии и наркологии — привыкание организма.
- Толерантность в математике — рефлексивное, симметричное, но не обязательно транзитивное (в отличие от отношения эквивалентности) бинарное отношение.
- Толерантность переменной — термин регрессионного анализа.
- Инженерная толерантность (калька с англ. Engineering tolerance) — допуск, разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями (размеров, массовой доли, массы), которая задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства.
- Толерантность в биохимии — способность биологических организмов адаптироваться к ядам.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Толерантность • большая российская энциклопедия — электронная версия
ТОЛЕРА́НТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпимость), терпимые (неагрессивные) отношения между людьми, придерживающимися различных ценностных позиций. Речь идёт о таких ценностных различиях, которые не ограничиваются индивидуальными особенностями оценок и поведения в рамках одних и тех же принципов, но охватывают сами принципы, включая верования, убеждения, традиции и обычаи. Для Т. характерно отсутствие у субъекта корректирующего воздействия (критики, дискриминации, преследования) по отношению к взглядам и действиям, которые им воспринимаются и оцениваются негативно. Т. представляет собой адекватный способ публичного поведения в ситуации религиозно-конфессионального, этнич., расового, мировоззренч. и культурного многообразия обществ. организма.
Т. формируется исторически, преобразуясь из второстепенного психологич. качества (терпимость к боли и страданиям, мягкость и сдержанность общения) в фундам. обществ. добродетель. Это происходит в Новое время и связано со становлением нац. государств и демократич. форм общественно-политич. жизни; в частности, Т. возникает как ответ на длительные Религиозные войны 16 в. Религ. веротерпимость – первая и доныне одна из осн. форм Т. – позволила объединить в рамках одного политико-правового гос. пространства людей, придерживающихся разл. религ. убеждений и принадлежащих к разл. церковным объединениям. Первый правовой документ, учредивший практику веротерпимости, – Нантский эдикт 1598 – провозгласил, что представители реформированной религии не могут притесняться и принуждаться к отречению, признал за ними равенство в правах с католиками в вопросах образования, лечения, гос. призрения.
В дальнейшем происходило расширение поля Т., захватывая гендерные, расовые, этнокультурные и др. различия. Этот процесс продолжается, приобретая актуальность и особую остроту в связи с интенсификацией межкультурных контактов, расширением миграционных потоков, легализацией нетрадиц. практик и др. совр. вызовов.
Т. как конкретная форма гуманизма и нравственно достойного поведения была осмыслена преим. в традиции либерализма, классич. источником идей Т. явились сочинения Дж. Локка «Опыт о веротерпимости» (1667) и «Послание о веротерпимости» (1689). Самым трудным в понимании Т. являются проблемы её обоснования и пределов применимости.
Ключевым моментом обоснования является вопрос о том, каким образом требование Т. применимо к принципиально разл. ценностным позициям. Человеку свойствен пафос истины, который в первую очередь связан с его мировоззренч. выбором, убеждениями и верованиями. Обоснование Т. не требует отказа от идеи абсолютности истины, адекватное осмысление которой обязывает считать относительным любое из её конкретных воплощений. Ответственное осознание этого ведёт к Т., являющейся этич. санкцией многообразия человеческих путей к абсолютной истине. Мы должны быть толерантны, потому что мы несовершенны и способны ошибаться. Кроме того, предметом Т. являются не сами ценности, а люди, которые их исповедуют. Т. не требует согласия со взглядами других, их одобрения, она является деятельным признанием права человека на собств. путь к истине, даже через возможные заблуждения.
Необходимо различать Т. как политико-правовое отношение и Т. как нравств. принцип. В качестве политико-правового отношения она исторически конкретна, ограничена определёнными нормами, обеспечивающими равенство гражданских и человеческих прав индивидов, независимо от их происхождения, социального положения, религии, политич. убеждений и иных характеристик. Характер самоценного и безусловного требования Т. приобретает только в качестве нравств. принципа, который человек предъявляет не к другим, а к самому себе и который имеет форму запрета навязывать другим против их воли свои ценностные предпочтения. В этом смысле Т. является разновидностью этич. принципа ненасилия.
Толерантность в международном праве
Принцип толерантности впервые появился в международном праве после Второй мировой войны. Он был закреплен в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В 1995 г.
принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО / Declaration of principles on tolerance, в русском переводе — «Декларация принципов терпимости»/. Она определяет толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира…, это добродетель, которая делает возможным достижение мира…»