Термин «толерантность»/»терпимость». Досье — Биографии и справки — ТАСС

Термин "толерантность"/"терпимость". Досье -  Биографии и справки - ТАСС Женщине

Что можно со всем этим сделать?

Примеры и России, и США показывают нам, что толерантность создаёт столько же проблем, сколько и решает. Любое понятие, которому сложно дать единое определение, нужно постараться исключить из общественной практики. Из слова «яблоко» не построить воздушных замков, как ни старайся. А вот словом «либерализм», или, например «нация», как и «толерантностью» и «политкорректностью», можно играться, искажая смысл до неузнаваемости тысячи раз. 

Возможно, стоит вообще отказаться от термина «толерантность», не отказываясь от установок, которые за ним стоят, и разбить его на более узкие и более точные формулировки. Например: права человека, уважение к правам человека, уважение к личному выбору человека, взаимовыгодное уважительное общение, естественность расовых и половых различий и так далее. Чтобы никакой манипулятор больше не мог промывать нам мозги, намеренно смешивая совершенно разные понятия.

Также было бы неплохо законодательно прописать, какая государственная политика в этой области допустима, а какая — нет. Цензура недопустима, как и любые другие запретительные методы во имя толерантности. В Америке предлагали наказывать людей, которые своей деятельностью пытаются ограничить свободу слова в университетах, и мне кажется это вполне здравой идеей. Только при соблюдении этого постулата высшее образование, равно как и любое другое, будет функционировать эффективно. 

С другой стороны, нельзя отказываться от воспитания тех ценностей, которые принято объединять в понятие «толерантность»: просто запреты и принуждения необходимо заменить рациональными объяснениями, сделав упор на собственный пример. Школьники и студенты должны учиться уважать друг друга, но только осознанно, а не по «указке».

Двойные стандарты: статус толерантности в россии

В российской культуре есть много понятий, которые искажены глупыми словами авторитетных людей. Если мы говорим о политике, то самый простой пример — слова «либерализм» и «демократия», которые в последнее время становятся почти что ругательными. Такая же судьба и у понятия «толерантность». Когда я учился в средней школе, лет 12 назад, нас учили толерантности, и сегодня, если я не ошибаюсь, в школах учат тому же. Хотя точное значение этого термина никто из учителей нам объяснить не мог, в нас воспитывали этническую, религиозную и гендерную толерантность. Для нашей общеобразовательной школы на окраине Москвы это было вдвойне важно: школа была многонациональная, русских в ней было не больше двух третей.

Поэтому создание уважительной среды было в интересах самих учителей, и это давало им большую мотивацию. И у них получалось воспитывать в нас взаимоуважение: этнических конфликтов в нашей школе не было никогда. Да и я усвоил это воспитание и жил с установкой, что толерантность — это хорошо, даже не задумываясь о том, что означает такой термин на самом деле: лишь разобравшись в теме, я понял, что всё не так однозначно.

Сейчас я наблюдаю совсем иную ситуацию. По федеральным каналам регулярно выступают «эксперты», которые рассказывают, что толерантность — свойство иммунной системы воспринимать инородный антиген как собственный и не отвечать на него. Это явное передёргивание фактов, смысл которого — опорочить саму идею терпимости и уважения между людьми.

Понятие, о котором в школе говорили как о важнейшем правиле человеческого общежития, сегодня вдруг приравнивается к болезни — а в стране-то ничего не поменялось, те же люди у власти, те же учителя в учебных заведениях, те же ведущие на ТВ. Тут недалеко до того, чтобы провести параллель: если общество — это иммунная система, то, выходит, агрессивный антиген — это другие национальности, которые нас учили уважать в школе.

Российская трактовка толерантности ущербна из-за шовинизма, который остаётся частью нашей культуры. У нас попросту дефицит толерантности. Стереотипы и предрассудки транслируются из поколения в поколение, и этот самовоспроизводящийся цикл необходимо прервать.

И я имею в виду не только этнические и религиозные вопросы, ведь есть ещё, например, толерантность классовая. В России силён стереотип, согласно которому любой богатый человек — жулик. В то же время и «нищебродов» у нас не любят. А словосочетание «толерантность к ЛГБТ-людям в России» звучит примерно как «атомный ледокол в древней Финикии». Но если в нашей стране толерантности слишком мало, то на Западе её слишком много.

Как быть Леди:  Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов)

Появление и развитие термина

Термин «толерантность» имеет множество трактовок и употребляется в различных отраслях естественных и социальных наук /философии, социологии, политологии, религиоведении, математике, биологии и медицине/. Этимологически слово «толерантность» восходит к латинскому tolerantia, что означает «выносливость», «стойкость».

В английский язык глагол tolerate пришел через старофранцузский и стал употребляться с начала XV в. в значении «выносить страдание, демонстрировать силу духа». На основе глагола tolerate в английском сформировались два существительных: tolerance /способность принимать иные чувства, верования и привычки; умение смиряться с неприятными вещами/ и toleration /практика приятия, смирения с чем-либо/.

В первое половине XVI в. слово также приобрело значение «разрешение, позволение со стороны властей», что главным образом относилось к возможности отправления иных религиозных культов. Исторически веротерпимость стала первой формой проявления толерантности.

Термин «толерантность» получил широкое распространение в эпоху Просвещения. В 1689 г. было опубликовано «Письмо о терпимости» британского философа Джона Локка. В латинском оригинале название послания звучало как Epistola de Tolerantia. Под толерантностью /терпимостью/ Локк понимал отказ от насилия как средства приобщения человека к вере.

https://www.youtube.com/watch?v=cdn.iframe.lyapiiframe

Благодаря трудам Локка и других просветителей /Вольтер, Дидро/, понятие «толерантность» прочно вошло в политический словарь. Долгое время под толерантностью понимали в основном веротерпимость, но постепенно слово освободилось от сугубо религиозного оттенка. К XIX в. понятие «толерантность» окончательно приобрело знакомое нам значение терпимости и снисхождения к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям.

Признаки такого человека

Индивидуумы, обладающими качествами толерантности, отличаются рядом признаков, а именно:

 Самоирония. Они умеют смеяться над своими неудачами, промахами. У них хорошее чувство юмора. Внутренняя гармония. Люди никого не обвиняют, и не приписывают себе ложные достоинства в отличие от интолерантных личностей. Трезво себя оценивают.

Каждый из нас судит о других в меру своего воспитания и взглядах на окружающий мир.

 Стремление к самореализации. Люди целеустремленные, открытые, они сострадательны и отзывчивы. Не боятся помочь другим людям. Ответственность – такой гражданин не боится отвечать за свои слова, поступки. Обладают чувством безопасности. Толерантные люди чувствуют себя в безопасности в обществе и не видят угроз.

Что входит в главные понятия:

  • терпение;
  • открытое высказывание против чего-либо или кого-то;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • постоянное удержание себя в рамках.

Смысл данного поведения

Она необходима для создания спокойной обстановки в социуме. Интолерантные индивидуумы, наоборот, приносят суету, хаос, конфликты, споры и даже войны. Именно такие индивидуумы провоцировали геноцид, уничтожение инакомыслящих и прочие негативные события.

Сфера использования

В зависимости от того, в какой области применяется слово, его значение может отличаться:

  1. Политическая сфера. Толерантный человек терпим к людям с другими взглядами на политику. Он осознает, что другие имеют право на свою точку зрения.
  2. Педагогическая область. Личность умеет терпимо относиться к школьникам и студентам и понимает их ошибки.
  3. Научная среда, когда индивидуум признает вероятность существования других теорий.
  4. Административная сфера. Человек умеет грамотно руководить сотрудниками без применения агрессии и давления.
  5. Социальная область. Личность относится к окружающим без враждебности, неприятия. Она уважает чужой образ жизни, веру, поведение.

Неожиданное использование понятия

Существуют еще области, где применяют данный термин:

Современное понимание толерантности на западе

В странах Запада понятие толерантности как одной из основополагающих ценностей стало особо популярным на волне антифашизма и пацифизма после окончания Второй мировой войны. Идея толерантности в Европе воплотилась в виде концепции «мультикультурализма» (поддержка культурного разнообразия в мире и в отдельно взятой стране), терпимости к иному во всех его проявлениях.

Сэйф-спейс, триггер-ворнинг и микроагрессия

О границах толерантности спорят в Америке более 30 лет. Апологеты политкорректности (политкорректность — это языковая толерантность, умение уважительно говорить и писать) полагают, что государство должно цензурировать информацию, которая кому-то может показаться оскорбительной. Поэтому её нужно преобразовывать таким образм, чтобы человека ничто не могло психологически ранить или оскорбить.

Их оппоненты заявляют, что свобода — довольно жёсткая, но прекрасная вещь, которая к тому же является основополагающей ценностью для западной культуры. И отказываться от правды и прав ради того, чтобы не быть обиженным, очень глупо. Тем не менее, последние годы доминирует именно первая позиция.

Как быть Леди:  БЕЗМЯТЕЖНЫЙ - что такое в Толковом словаре Дмитриева

В США активно цензурируют книги и фильмы, заменяют оскорбительные для кого-то слова на эвфемизмы. Например, недавно была издана книга «Приключения Гекльберри Финна», в которой то самое слово на букву N было заменено словом «раб». Забавно, что этническую принадлежность, в которой, кроме оскорбительного наименования, нет ничего плохого, заменили на однозначно негативный социальный статус.

Сторонники политкорректности часто игнорируют смысл текста и видят в нём лишь триггеры. Нередко произведения в Америке запрещают на уровне школы и сообщества. Справедливости ради стоит отметить, что обычно мотивами для запрета книги служат обилие эротики и насилия или пропаганда гомосексуализма.

Хуже всего политкорректность сказывается на американском образовании. В некоторых американских школах сейчас проводится политика полного отказа от какого-либо упоминания тем гендера. На деле это приводит, например, к отмене традиционного бала отцов и дочерей (ведь такое мероприятие транслирует традиционные гендерные роли). А чтобы не обидеть чувства детей других религий, некоторые школы переименовывают Хэллоуин в «День черного и оранжевого духов». 

Среди американских студентов под воздействием ценностей политкорректности сформировалась так называемая «культура виктимности». Она выражается, прежде всего, в паническом страхе быть оскорблённым, задетым, униженным и в стремлении избежать таких факторов в ущерб всему остальному. Культура виктимности зиждется на трёх столпах. Первый — это сэйф-спейс, то есть территория, свободная от хейт-спичей и любых проявлений нетерпимости.

Другой столп — триггер-ворнинг. Это практика, подразумевающая предупреждение о любой информации, которая может кого-то оскорбить. 

Третий и самый ограничивающий свободу столп культуры виктимности — микроагрессия. Под ней понимается любое действие, в котором может содержаться латентная агрессия. Назвать микроагрессией при желании можно почти всё, что угодно. Так, в соответствии с речевыми кодексами некоторых вузов, спрашивать у человека азиатской, африканской, латиноамериканской внешности «Где ты родился?» значит выражать агрессию, так как вопрос ставит под сомнение возможность рождения человека с отличающейся внешностью на территории США.

Все эти прогрессивные ценности студенты навязали своим вузам. Сегодня во многих университетах Америки кампус объявляется сэйф-спейсом, в уставы вносятся положения о микроагрессии, преподавателей заставляют предупреждать на своих лекциях о «плохих» словах, а студенты, которые не хотят быть triggered, услышав предупреждение, могут выйти из аудитории.

В 2021 году в Йеле разгорелся страшный скандал, после которого несколько педагогов подали в отставку. Сначала университет разослал подробные рекомендации для студентов о том, как сделать никого не оскорбляющий хэллоуинский костюм. Одной семейной паре преподавателей это не понравилось, и они написали письмо, отправленное по той же рассылке декану и студентам. В нём они недоумевали, почему нельзя быть немного оскорбительными в Хэллоуин и зачем вообще нужна вся эта инфантилизация студентов, к которой может привести такой подход.

Это письмо взорвало Йель. Студенты устраивали акции протеста, писали гневные открытые письма и требовали увольнения непокорной пары педагогов.

Кому-то это может показаться смешным, но я думаю, что это довольно страшно. Американская молодёжь готова обменять свою свободу на сомнительную «психологическую защищённость». И это самая низкая цена, ведь «психологическая защищённость» делает человека только слабее и беззащитнее. Политкорректность как бы накрывает нас непрозрачным куполом, который вроде бы защищает от всех проблем. Но на самом деле это не защищённость от расистов, сексистов и гомофобов, а изоляция от настоящей жизни. Реальный мир наполнен жестокостью, злыми людьми, да и сама истина зачастую жестока, что, впрочем, не умаляет её ценности.

Толерантность — википедия переиздание

Толера́нтность (лат. tolerare — терпеть, переносить, выносить, привыкать) может означать:

  • Толерантность в социологии — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
  • Иммунологическая толерантность — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам.
  • Экологическая толерантность — способность организмов жить и развиваться в широком диапазоне условий окружающей среды (в том числе при неблагоприятных факторах).
  • Толерантность в фармакологии, иммунологии и наркологии — привыкание организма.
  • Толерантность в математике — рефлексивное, симметричное, но не обязательно транзитивное (в отличие от отношения эквивалентности) бинарное отношение.
  • Толерантность переменной — термин регрессионного анализа.
  • Инженерная толерантность (калька с англ. Engineering tolerance) — допуск, разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями (размеров, массовой доли, массы), которая задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства.
  • Толерантность в биохимии — способность биологических организмов адаптироваться к ядам.
Как быть Леди:  ДИВИНАЦИЯ это

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Толерантность • большая российская энциклопедия — электронная версия

ТОЛЕРА́НТНОСТЬ (от лат. tolerantia – тер­пи­мость), тер­пи­мые (не­аг­рес­сив­ные) от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми, при­дер­жи­ваю­щи­ми­ся раз­лич­ных цен­но­ст­ных по­зи­ций. Речь идёт о та­ких цен­но­ст­ных раз­ли­чи­ях, ко­то­рые не ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми оце­нок и по­ве­де­ния в рам­ках од­них и тех же прин­ци­пов, но ох­ва­ты­ва­ют са­ми прин­ци­пы, вклю­чая ве­ро­ва­ния, убе­ж­де­ния, тра­ди­ции и обы­чаи. Для Т. ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие у субъ­ек­та кор­рек­ти­рую­ще­го воз­дей­ст­вия (кри­ти­ки, дис­кри­ми­на­ции, пре­сле­до­ва­ния) по от­но­ше­нию к взгля­дам и дей­ст­ви­ям, ко­то­рые им вос­при­ни­ма­ют­ся и оце­ни­ва­ют­ся не­га­тив­но. Т. пред­став­ля­ет со­бой аде­к­ват­ный спо­соб пуб­лич­но­го по­ве­де­ния в си­туа­ции ре­ли­ги­оз­но-кон­фес­сио­наль­но­го, эт­нич., ра­со­во­го, ми­ро­воз­зренч. и куль­тур­но­го мно­го­об­ра­зия об­ществ. ор­га­низ­ма.

Т. фор­ми­ру­ет­ся ис­то­ри­че­ски, пре­об­ра­зу­ясь из вто­ро­сте­пен­но­го пси­хо­ло­гич. ка­че­ст­ва (тер­пи­мость к бо­ли и стра­да­ни­ям, мяг­кость и сдер­жан­ность об­ще­ния) в фун­дам. об­ществ. доб­ро­де­тель. Это про­ис­хо­дит в Но­вое вре­мя и свя­за­но со ста­нов­ле­ни­ем нац. го­су­дарств и де­мо­кра­тич. форм об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. жиз­ни; в ча­ст­но­сти, Т. воз­ни­ка­ет как от­вет на дли­тель­ные Ре­лигиозные вой­ны 16 в. Ре­лиг. ве­ро­тер­пи­мость – пер­вая и до­ны­не од­на из осн. форм Т. – по­зво­ли­ла объ­е­ди­нить в рам­ках од­но­го по­ли­ти­ко-пра­во­во­го гос. про­стран­ст­ва лю­дей, при­дер­жи­ваю­щих­ся разл. ре­лиг. убе­ж­де­ний и при­над­ле­жа­щих к разл. цер­ков­ным объ­е­ди­не­ни­ям. Пер­вый пра­во­вой до­ку­мент, уч­ре­див­ший прак­ти­ку ве­ро­тер­пи­мо­сти, – Нант­ский эдикт 1598 – про­воз­гла­сил, что пред­ста­ви­те­ли ре­фор­ми­ро­ван­ной ре­ли­гии не мо­гут при­тес­нять­ся и при­ну­ж­дать­ся к от­ре­че­нию, при­знал за ни­ми ра­вен­ст­во в пра­вах с ка­то­ли­ка­ми в во­про­сах об­ра­зо­ва­ния, ле­че­ния, гос. при­зре­ния.

В даль­ней­шем про­ис­хо­ди­ло рас­ши­ре­ние по­ля Т., за­хва­ты­вая ген­дер­ные, ра­со­вые, эт­но­куль­тур­ные и др. раз­ли­чия. Этот про­цесс про­дол­жа­ет­ся, при­об­ре­тая ак­ту­аль­ность и осо­бую ост­ро­ту в свя­зи с ин­тен­си­фи­ка­ци­ей меж­куль­тур­ных кон­так­тов, рас­ши­ре­ни­ем ми­гра­ци­он­ных по­то­ков, ле­га­ли­за­ци­ей не­тра­диц. прак­тик и др. совр. вы­зо­вов.

Т. как кон­крет­ная фор­ма гу­ма­низ­ма и нрав­ст­вен­но дос­той­но­го по­ве­де­ния бы­ла ос­мыс­ле­на пре­им. в тра­ди­ции ли­бе­ра­лиз­ма, клас­сич. ис­точ­ни­ком идей Т. яви­лись со­чи­не­ния Дж. Лок­ка «Опыт о ве­ро­тер­пи­мо­сти» (1667) и «По­сла­ние о ве­ро­тер­пи­мо­сти» (1689). Са­мым труд­ным в по­ни­ма­нии Т. яв­ля­ют­ся про­бле­мы её обос­но­ва­ния и пре­де­лов при­ме­ни­мо­сти.

Клю­че­вым мо­мен­том обос­но­ва­ния яв­ля­ет­ся во­прос о том, ка­ким об­ра­зом тре­бо­ва­ние Т. при­ме­ни­мо к прин­ци­пи­аль­но разл. цен­но­ст­ным по­зи­ци­ям. Че­ло­ве­ку свой­ст­вен па­фос ис­ти­ны, ко­то­рый в пер­вую оче­редь свя­зан с его ми­ро­воз­зренч. вы­бо­ром, убе­ж­де­ния­ми и ве­ро­ва­ния­ми. Обос­но­ва­ние Т. не тре­бу­ет от­ка­за от идеи аб­со­лют­но­сти ис­ти­ны, аде­к­ват­ное ос­мыс­ле­ние ко­то­рой обя­зы­ва­ет счи­тать от­но­си­тель­ным лю­бое из её кон­крет­ных во­пло­ще­ний. От­вет­ст­вен­ное осоз­на­ние это­го ве­дёт к Т., яв­ляю­щей­ся этич. санк­ци­ей мно­го­об­ра­зия че­ло­ве­че­ских пу­тей к аб­со­лют­ной ис­ти­не. Мы долж­ны быть то­ле­рант­ны, по­то­му что мы не­со­вер­шен­ны и спо­соб­ны оши­бать­ся. Кро­ме то­го, пред­ме­том Т. яв­ля­ют­ся не са­ми цен­но­сти, а лю­ди, ко­то­рые их ис­по­ве­ду­ют. Т. не тре­бу­ет со­гла­сия со взгля­да­ми дру­гих, их одоб­ре­ния, она яв­ля­ет­ся дея­тель­ным при­зна­ни­ем пра­ва че­ло­ве­ка на собств. путь к ис­ти­не, да­же че­рез воз­мож­ные за­блу­ж­де­ния.

Не­об­хо­ди­мо раз­ли­чать Т. как по­ли­ти­ко-пра­во­вое от­но­ше­ние и Т. как нравств. прин­цип. В ка­че­ст­ве по­ли­ти­ко-пра­во­во­го от­но­ше­ния она ис­то­ри­че­ски кон­крет­на, ог­ра­ни­че­на оп­ре­де­лён­ны­ми нор­ма­ми, обес­пе­чи­ваю­щи­ми ра­вен­ст­во гра­ж­дан­ских и че­ло­ве­че­ских прав ин­ди­ви­дов, не­за­ви­си­мо от их про­ис­хо­ж­де­ния, со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния, ре­ли­гии, по­ли­тич. убе­ж­де­ний и иных ха­рак­те­ри­стик. Ха­рак­тер са­мо­цен­но­го и без­ус­лов­но­го тре­бо­ва­ния Т. при­об­ре­та­ет толь­ко в ка­че­ст­ве нравств. прин­ци­па, ко­то­рый че­ло­век предъ­яв­ля­ет не к дру­гим, а к са­мо­му се­бе и ко­то­рый име­ет фор­му за­пре­та на­вя­зы­вать дру­гим про­тив их во­ли свои цен­но­ст­ные пред­поч­те­ния. В этом смыс­ле Т. яв­ля­ет­ся раз­но­вид­но­стью этич. прин­ци­па не­на­си­лия.

Толерантность в международном праве

Принцип толерантности впервые появился в международном праве после Второй мировой войны. Он был закреплен в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В 1995 г.

принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО / Declaration of principles on tolerance, в русском переводе — «Декларация принципов терпимости»/. Она определяет толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира…, это добродетель, которая делает возможным достижение мира…»

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий