Тест интеллекта: что такое IQ, как узнать уровень интеллекта | Фоксфорд.Медиа — Фоксфорд.Медиа

Тест интеллекта: что такое IQ, как узнать уровень интеллекта | Фоксфорд.Медиа  - Фоксфорд.Медиа Женщине

Что такое интеллект?

Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта.

Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.

Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.

Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте.

Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.

Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.

Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.

10 признаков высокого iq

Главные составляющие интеллекта – это способности к математическим вычислениям, ориентации в пространстве, распознаванию изображений, вербальному общению, запоминанию информации и выполнению задач с помощью моторики.

Каждая из перечисленных способностей важна при определении уровня умственного развития. При этом нужно учитывать, что есть люди, способности которых развиты только в одной сфере, например, в области решения математических задач. Однако чаще всего у людей наблюдаются признаки высокого интеллекта сразу в нескольких областях.

Человека, результаты тестирования которого высокие, можно называть интеллектуал. Такие люди отличаются от других по ряду признаков. К этим признакам относится:

1. Длительная и устойчивая концентрация внимания. Многочисленные эксперименты показали, что люди с высоким IQ не замечают «фоновый шум», то есть игнорируют помехи при выполнении поставленных задач.

2. Адаптивность, то есть умение быстро подстраиваться под меняющуюся обстановку. Эта черта демонстрирует высокий уровень социального интеллекта.

3. Любознательность. Интеллектуальное мышление у людей с высоким IQ проявляется с детства в виде попытки максимально подробно изучить окружающий мир. С годами эта черта сохраняется, позволяя человеку постоянно развиваться и узнавать новое.

4. Самодостаточность. Это способность легко переносить одиночество, получать удовольствие от отдыха в обществе самого себя.

5. Хорошее чувство юмора. Большинство интеллектуалов – люди с хорошим чувством юмора, умеющие понимать тонкие шутки и откровенный сарказм. В данном случае речь идёт не о шутках на уровне отечественных комедий, а о качественном юморе, близком к философии.

6. Эмпатия. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции других людей, является одним из главных признаков высокоразвитого эмоционального интеллекта.

7. Ассоциативное мышление. При поступлении в школу многие дети проходят примитивное тестирование, в ходе которого оценивается их умственное развитие. При этом им обязательно задают задачи вроде «Что общего между ёлкой и ежом?». В данном случае неважно, каким будет ответ.

8. Самоконтроль. Способность контролировать свои эмоции позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения. Это обязательная черта характера любого интеллектуала.

9. Умение признавать пробелы в своих знаниях и получать новый опыт. По-настоящему умный человек осознаёт, что даже в профессиональной сфере не обладает абсолютным знанием. Поэтому интеллектуалы безостановочно учатся и стремятся к получению нового опыта посредством внедрения инноваций.

10. Мечтательность. Умение предаваться размышлениям о будущем, фантазировать и представлять что-то новое, является важной чертой для интеллектуала.

Перечисленные интеллектуальные качества — это только основные признаки высокого интеллекта. Есть также и другие черты, вроде стремления к порядку или умения планировать свою работу.

Нужно понимать, что высокий интеллект — это не всё, что нужно для успеха. Однако развитые умственные способности облегчают жизнь человека и открывают перед ним множество возможностей. Именно поэтому умные люди чаще работают на высокооплачиваемой работе и в целом чувствуют себя счастливее других.

G-фактор

Истоки концепции оценки человеческого интеллекта восходят к 1904 году, когда психолог Чарльз Спирмэн (

) выдвинул предположение о связи между, казалось бы, не взаимосвязанными задачами, такими как запоминание, чтение и арифметические вычисления. Эту взаимосвязь он назвал

(от «

general

»: основной, главный) и предложил использовать в качестве оценки способности решать разные ментальные задачи. С тех пор в течение 20 века было разработано немало тестов на интеллект с использованием широкого арсенала методов. Всё это многообразие по сей день применяется для оценки детей, студентов, рекрутов и потенциальных работников, несмотря на многочисленную критику специалистов.

Мы доказали, что категорически нельзя оценивать разных людей по одному числовому параметру, это самое главное

», – сказал Оуэн, добавив, что необходимо продолжить исследования. «

Нужно двигаться дальше и выяснить, каким же образом можно измерить разницу в интеллектах людей, это предмет наших будущих исследований

Ниже приведены ссылки на несколько различных онлайн-тестов на IQ, желающие могут проверить себя.Тест 1Тест 2Тест 3Тест 4Тест 5

В чём суть?

Исследователи из канадского Западного Университета (

) утверждают, «коэффициент интеллекта» не может считаться корректной оценкой мыслительных способностей человека. Учёные утверждают, нельзя использовать какой-то единственный компонент чтобы понять, как человек справляется с вычислительными и когнитивными задачами.

в журнале Neuron, учёные подкрепляют результатами онлайн-исследования более чем 100 000 человек.

«Количество испытуемых нас изумило», – говорит Эдриан Оуэн (Adrian Owen), глава исследовательской группы, «мы ожидали лишь несколько сотен откликов, однако участие в исследовании принимали тысячи и тысячи людей, всех возрастов, из стран со всего мира».

Принять участие в исследовании мог любой человек, имеющий доступ в интернет. Каждому испытуемому необходимо было пройти 12 когнитивных тестов, оценивающих способность запоминать, логику, планирование и внимательность. Результаты тестов показывали уровень развития как минимум трёх способностей: краткосрочной памяти, логики и вербальность.

Помимо тестирования, исследователи также использовали результаты функционального магнитно-резонансного сканирования группы испытуемых, чтобы оценить работу мозга во время решения различных задач. Было обнаружено, что каждый когнитивный компонент связан с отдельным участком мозга, что подтвердило теорию о различной специализации тех или иных областей в нашем главном органе. Более того, разные части мозга продемонстрировали разную производительность у разных участников исследования.

Вадим пестун, партнер и директор московского офиса bcg

Анализ большого числа компаний показывает, что рост инвестиций в IT не всегда дает бизнесу пропорциональную отдачу.
Но все же есть целый класс компаний, которые научились получать положительные эффекты от затрат на цифровизацию.
Именно эта способность компаний получать выгоду от цифровых технологий и называется Digital IQ (цифровой интеллект).

Значимую роль в его развитии играет Process Mining (в русскоязычных публикациях постепенно утвердился термин «процессная аналитика»). Иногда процессную аналитику называют BPR (Business process reengineering) – вверх ногами: реинжиниринг бизнес-процессов ведется не на основании описательной модели из документации (она порой весьма далека от реальности), а за счет сбора и анализа сигналов, событий и метрик, получаемых от систем, с которыми работают сотрудники компаний.

Digital IQ – это подход, который учитывает не только то, как идет бизнес-процесс, оставляющий пригодный для анализа «цифровой след». Он учитывает все факторы, которые влияют на показатели вашего бизнеса: интенсивность запросов пользователей к вашему сайту, время, проведенное на нем, все, что при этом происходит с бэкэнд-системами, серверами баз данных, поддерживающей инфраструктурой, и т. п.

Каждая транзакция и ее параметры, успех или неудача процесса «поиска и покупки» могут быть объяснены. И если вы поняли механизмы развития и удержания самого дорогого ресурса – времени и внимания ваших пользователей, вы шагнули в совершенно другие бизнес и эпоху. Вы сделали переход, который повысил ваш Digital IQ.

Измерить интеллект: работают ли iq-тесты и зачем они нужны


IQ — сокращение от английского intelligence quotient — коэффициент интеллекта. Это количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека — того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют. 

Английский учёный Фрэнсис Гальтон измерял наследственные особенности людей, в том числе умственные. Он стремился определить границы возможностей человека: насколько высокие звуки и близкие оттенки цвета мы способны различать, какова максимальная скорость реакции.

В конце XIX века понятие интеллекта ещё не использовалось. Первые тесты моторных навыков и сенсорных способностей применяли в антропометрии наряду с показателями роста, обхвата головы и объёма лёгких.

Следующим шагом в развитии IQ-тестов стали разработки французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. В начале XX века перед системой образования Франции стояла задача разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. Бине и Симон создали методику диагностики для детей.

Как быть Леди:  Клиника когнитивной психотерапии

Сначала тест включал 30 словесных, манипулятивных и задач на восприятие. Дети от 3 до 13 лет делились на возрастные группы. Задания подбирались так, чтобы их могли выполнить ¾ детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Коэффициент умственных способностей по шкале Бине — Симона

IQ ребёнка приравнивали к частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Если, например, ребёнок в 8 лет соображал, как девятилетний, то его коэффициент интеллекта составлял 9/8*100=112.

В Первую мировую войну руководство армии США стремилось снизить потери и эффективно распорядиться человеческим ресурсом. Чтобы знать, кого назначить командиром, кто готов ехать на фронт, а кто пригодится в штабе, нужно было оценивать интеллектуальные и психологические возможности новобранцев. По заказу минобороны США были разработаны групповые тесты: вербальная версия Альфа — для англоговорящих военных, а Бета — для иностранцев и малограмотных.

Примеры заданий теста на интеллект в Британской армии

Итоговый вариант опросника внедрили в практику только за 3 месяца до окончания войны, и он не сыграл существенной роли в отборе. Сейчас психологическое тестирование и оценку интеллекта проводят в армиях разных стран и крупных компаниях.

Пример вопроса из теста умственных способностей на сайте минобороны РФ

Одни люди лучше строят логичные высказывания, другие могут подобрать недостающую деталь пазла, третьи — видят закономерность в ряду чисел. У кого из них выше интеллект? После нескольких лет измерений, анализа данных и споров психологи пришли к идее общего интеллекта. Общий интеллект ещё называют фактором g (general) — это совокупные умственные силы человека, его способность воспринимать и запоминать информацию, обучаться и решать задачи.

Нельзя оценить общий интеллект только заданиями на логику или арифметику. Испытуемым предлагают несколько типов заданий: кто-то хорошо справляется с аналогиями, кто-то расшифровывает анаграммы, но в целом интеллектуальный уровень этих людей примерно одинаков.

Поскольку опросники не всегда удаётся точно перевести на другой язык, не все методики одинаково распространены в разных странах.

Тест Бине и Симона для детей был доработан профессором Стэнфордского университета и сейчас известен как шкала интеллекта Стэнфорд — Бине. В период с 1905 по 2003 год опросник выдержал 5 редакций.

В начале XX века с помощью теста проверяли восприятие, понимание и способность к рассуждению. Альфред Бине считал, например, что речевые способности — это основа интеллекта.

Сейчас шкала Стэнфорд — Бине строится на модели подвижного и кристаллизовавшегося интеллекта Реймонда Кеттела, а также оценивает специальные способности. Подвижный, или флюидный, интеллект — это способность решать новые логические и аналитические задачи. По оценке психологов подвижный интеллект развивается до 30-40 лет. Кристаллизовавшийся интеллект включает опыт и знания, которые человек накапливает и использует в течение жизни.

Таким образом, современный тест состоит из 5 блоков:

  1. Подвижный интеллект.
  2. Вербальное мышление (кристаллизовавшийся интеллект).
  3. Вычислительные задачи.
  4. Зрительное восприятие и пространственный интеллект.
  5. Рабочая кратковременная память.

В зависимости от возраста и уровня интеллекта испытуемого, на тест дают от 15 минут до 1 часа 15 минут. Коэффициент IQ в пределах 70-79 считается пограничным, 80-89 — ниже среднего, 90-109 — средним, 110-119 — выше среднего, результат выше 130 демонстрируют одарённые люди.

В западных странах шкала Стэнфорд — Бине используется для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.

Подобно тесту Стэнфорд — Бине методика Векслера оценивает общий интеллект с помощью различных типов заданий. Весь опросник состоит из 9 субтестов:

  1. «Закончи предложение» — задания на логику и вербальный интеллект.
  2. «Найди лишнее слово» — требуется выбрать одно слово из пяти.
Примеры заданий опросника Векслера из адаптированного онлайн-теста
  1. «Аналогии» — подобрать пару к слову по принципу, который заложен в образце.
  2. «Классификация» — нужно объединить два понятия общим словом.
  3. «Арифметика» — задания на практические математические навыки.
  4. «Закономерности» — предлагается продолжить ряд чисел или заполнить пропуск в последовательности.
  5. «Пространственный тест» — нужно мысленно составить целую фигуру из частей.
  6. «Анализ изменений» — визуальный тест, в котором нужно выбрать фигуру с учётом мысленных преобразований.
  7. «Внимание и память» — испытуемому предлагается запомнить 25 слов, а затем найти их среди других.

На решение 176 заданий дают полтора часа. Тест Векслера адаптирован для детей от 2 лет, подростков и взрослых. В России его применяют в оценке персонала, педагогике и медицине.

Ганс Айзенк считал, что его тест выявляет уровень интеллекта независимо от кругозора человека. Критики спорили с автором, поскольку результаты более образованных испытуемых оказывались выше.

Тест в равной степени оценивает вербальный интеллект и способность мыслить логически. По замыслу автора, ни «физики», ни «лирики» не имеют в нём преимуществ.

Примерно половина испытуемых набирает от 90 до 100 баллов из 160 возможных. Респонденты с высшим образованием часто показывают результат 115 и выше. Отметка ниже 70 расценивается как тревожный сигнал проблем с интеллектом.

Оценку результатов данного теста давно проводят автоматически в режиме онлайн, поэтому он у многих на слуху.

В российских школах используют ШТУР — школьный тест умственного развития для учеников 7—9 классов. Он оценивает уровень эрудиции, способности проводить аналогии, классифицировать понятия, обобщать и видеть закономерности.

В эпоху индустриализации тесты интеллекта позволяли оценить уровень человека и определить его рабочие функции. В XXI веке на первый план выходят мягкие или гибкие навыки, поэтому IQ тесты оказались менее востребованы.

Уровень общего интеллекта одинаково зависит от наследственности и среды. Чем выше уровень IQ у родителей, тем больше шансов на высокие показатели интеллекта у ребёнка. Чем более насыщенная развивающая среда, в которой воспитывается индивид, тем более высокий уровень IQ он сможет продемонстрировать.

Исследования показывают, что уровень IQ кореллирует с продолжительностью жизни, уровнем образования и здоровья, но прямой причинной связи здесь нет. Совпадение показателей можно объяснить так: люди с более высоким IQ демонстрируют успехи в обучении, получают высшее образование и передают умственные способности своим детям.

Благодаря высшему образованию люди с высоким IQ находят высокооплачиваемую работу и обеспечивают себе и своим детям достаточно высокий уровень жизни: разнообразное питание, медицинское обслуживание, условия для развития. Если человек от природы имеет высокий IQ, но не стремится реализовать свой потенциал, ни богатства, ни долголетие ему не гарантировано.

Факторы и последствия интеллектуальных различий

Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.

Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.

Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.

Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.

С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.

Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.

Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.

Тест на интеллект стоит пройти хотя бы затем, чтобы иметь о нём представление. Учёные из разных стран трудились над его созданием на протяжении всего XX века! Вы можете на собственном опыте проверить корреляцию между вашим уровнем IQ и успехами в учёбе. И, наконец, это просто увлекательно — решать задачи разного типа. Только помните, что результат будет выше, если вы заранее потренируетесь и будете выполнять задания в хорошем настроении.

Изображение на обложке: zara magumyan / Dribbble

Как перестать догонять лидеров

По данным опроса PwC, который был частью исследования Digital IQ 2020, препятствиями для повышения цифрового интеллекта являются:
● проблемы с внедрением (не выполняются установленные сроки, выход за рамки бюджета, проблема масштабирования);
● стратегические препятствия (риски нарушения информационной безопасности и конфиденциальности данных, дефицит квалифицированных специалистов на рынке, устаревшие технологии, отсутствие отношений сотрудничества между IТ и бизнесом, негибкие или медленные процессы);
● руководство компании не поддерживает цифровую трансформацию на должном уровне; кроме того, может быть недостаточная стратегия управления;
● излишняя сосредоточенность на сокращении затрат, что мешает перейти к росту.

Важный шаг к тому, чтобы стать компанией с высоким цифровым интеллектом, флагманом – расширить права и возможности сотрудников, пишут авторы исследования Global Digital IQ 2020. Большинство традиционных тренингов фокусируется на накоплении знаний, а не на развитии навыков или понимания, указывают они. «Современные технологии и роли работников могут устареть, но, если вы сосредоточитесь на том, чтобы помочь своим сотрудникам мыслить и работать более гибко, они могут повысить ценность организации по мере изменения ситуации», – сказано в исследовании.

Как быть Леди:  Психолог Ирина Ярцева рассказала, как отец должен воспитывать свою дочь 13 августа 2020 года | Нижегородская правда

Бизнес – это приложения, которые помогают работать, принимать решения, участвовать в цепочках создания стоимости, говорит Пестун. Любые ошибки в цифровизации или непонимание важности этого приводят к большим потерям. Так, эпоха построения ERP-компаний только для нужд финансового отдела и бухгалтерии завершилась пониманием того, что человек по возможности не должен участвовать в перекладывании данных из одной системы в другую. «Другими словами, для обеспечения более качественных данных и расчетов, на них основанных, необходимо исключить человеческий фактор», – заключает Пестун.

Как повысить свой iq

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему в школах дают так много сложных и с первого взгляда абсолютно бесполезных заданий? Высшая математика, строение клеток организмов, химические реакции – всё это редко пригодится вам в жизни. Однако в школьной программе сложные науки необходимы, так как они развивают умственные способности детей.

Физик-теоретик Стив Дентон в своё время задался вопросом, как стать умнее и повысить уровень интеллекта. Результатом проведённых им исследований стал набор правил, обеспечивающих умственное развитие.

Отвечая на вопрос, как повысить интеллект, Стив Дентон советовал:

Развитие эмоционального интеллекта возможно только посредством общения с другими людьми. Если поведение окружающих остаётся загадкой, стоит пообщаться с опытным психологом или психотерапевтом. Этот специалист поможет понять и самого себя, и других людей.

Нужно сказать, что не только Стив Дентон пытался понять, как развить интеллект. Во всём мире огромной популярностью пользуется книга «Японская система развития интеллекта и памяти» автора Кавашима Рюта.

В этой книге даётся шестидесятидневная программа саморазвития, позволяющая всего за 2 месяца, существенно поднять уровень IQ и развить умственные способности. Отзывы читателей говорят о том, что предложенная автором система реально работает: помогает думать быстрее, концентрироваться на важном и запоминать главные тезисы. Всё это говорит об одном – развивать интеллект можно и нужно!

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ».

Кто ввёл понятие интеллект?

Умственные способности людей были предметом изучения многих учёных, в том числе знаменитых мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Однако понятие интеллекта впервые было введено только в конце XIX века, то есть чуть больше ста лет назад.

Термин «интеллект» ввёл в обиход британский учёный-антрополог Фрэнсис Гальтон. Он вдохновлялся работами Чарльза Дарвина и был сторонником дарвиновской теории эволюции. Кстати, предметом интереса Фрэнсиса Гальтона были не только интеллектуальные способности людей, но и их геном.

В стремлении принести человечеству пользу, учёный стал основоположником евгеники – учения, направленного на борьбу с вырождением. Это учение позже было использовано Адольфом Гитлером для объяснения целей и пользы нацизма.

Впрочем, сам Фрэнсис Гальтон не стремился к уничтожению ущербных людей. По его мнению, интеллектуальный человек должен быть всесторонне развит, в том числе духовно. Сам учёный вполне соответствовал этому описанию, сделав существенный вклад в развитие психологии, генетики, криминалистики и физики.

От чего зависит iq

Важно помнить, что IQ определяет не интеллектуальные способности, а скорости процессов мышления. А они зависят, в большей степени, от психологических качеств и физиологических характеристик человека.

Чтобы хорошо решить задания теста, человеку важно:

Интеллект зависит от наследственности и социальной среды, при этом вклад генов составляет, по оценкам ученых, от 40% до 80%. В разные времена предпринимались попытки отыскать зависимость айкью от национальной принадлежности, пола и других физиологических данных, но все они не увенчались успехом.

Статистика свидетельствует, что у жителей развитых стран средний ай-кью выше. На него влияют такие факторы, как доступность образования, разнообразие и качество питания, уровень медицинского обслуживания.

Уровень интеллекта меняется с возрастом. Наивысший пик наблюдается около 26 лет, после чего тестирование показывают снижение результата.

Можно ли повысить уровень ай-кью? Хорошие результаты дает выполнение заданий на развитие логики, памяти, внимания, аналитического мышления. Для этого можно решать кроссворды, играть в шахматы или покер, изучать иностранные языки, читать художественную литературу, изучать точные науки.

Позитивное воздействие на мозг оказывает классическая музыка, хэви- и металл-рок, что подтверждается рядом исследований. Однако хип-хоп и R’N’B, по мнению ученых, снижают скорость мыслительных процессов.

Результат прохождения теста ай-кью во многом зависит от самочувствия человека. Уровень интеллекта снижается от плохого состояния здоровья, усталости, волнения, спешки. Для поддержания высокой мозговой активности важно вести здоровый образ жизни и следить за состоянием организма.

Практика «эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как « », правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашемупартнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период.

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Расшифровка уровней iq

Коэффициент интеллектаКраткое описание
141 и вышеВ эту категорию попадает всего 0,2% человечества. Именно они являются двигателями научно-технического прогресса и создателями шедевров искусства, которыми восхищается весь мир. Среди них – Билл Гейтс, Стивен Хокинг, Пол Аллен, Гарри Каспаров, Альберт Эйнштейн, Арнольд Шварценеггер.
131-140Эти цифры по результатам тестов показывают около 2,5% людей. Человек с таким уровнем умственных способностей достигает значительных успехов в выбранной сфере.
121-130Только шесть процентов населения обладает таким ай-кью. Они успешно заканчивают вуз (чаще всего не один) и строят карьеру, достигая значительных высот.
111-120Таким уровнем IQ может похвастаться не более 12% человечества. Эти люди обладают большой тягой к знаниям, трудоспособностью и целеустремленностью.
91-110Около половины населения земного шара имеют именно такие показатели. Обычно люди с таким уровнем IQ заканчивают вузы и строят карьеру до уровня менеджера среднего звена или узкого специалиста.
81-90Низкий уровень интеллектуальных способностей. Такие люди чаще всего работают в сферах, где используется физический, а не умственный труд.
71-80Пограничная форма умственной отсталости, при которой ребенок может учиться как в обычном учебном заведении, так и в специальной школе.
51-70При таком уровне ай-кью ребенок способен учиться в специализированном учебном заведении. Во взрослом возрасте такие люди являются дееспособными и практически полностью интегрируются в общество.
20-50Люди с таким IQ страдают средней формой умственной отсталости. Они не могут учиться, но способны позаботиться о себе. Чаще всего живут с опекунами.
Ниже 20Интеллектуальное развитие ниже 20 баллов по шкале IQ свидетельствует о глубокой умственной отсталости. Такие люди не способны к обучению и не могут заботиться о себе.

Связь между нашим образом жизни и мозгом

Учёные также исследовали образ жизни испытуемых, их привычки, и обнаружили взаимосвязь между возрастом, полом и функционированием мозга (Гусары, молчать!). «

Регулярные тренировки мозга совершенно не помогают в развитии познавательных способностей, в отличие от возраста, который оказывает глубокое влияние на память и логику.

» – говорит мистер Оуэн. Другими факторами, оказывающими влияние, оказались курение, стресс и видеоигры. «

Весьма любопытен тот факт, что люди, регулярно играющие в видеоигры, продемонстрировали заметно лучшие способности как в решении логических задач, так и в работе кратковременной памяти

» – сказал Адам Хэмпшир (Adam Hampshire). «

Более низкие результаты по кратковременной памяти вербальной функции показали курильщики, в то время как люди, регулярно испытывающие стресс, по кратковременной памяти имеют самые низкие показатели.

», – добавил Хэмпшир (чёрт побери…).

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции 
— это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2021 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Уровни интеллекта

Выше уже неоднократно упоминались тесты на интеллект и эрудицию, в частности, шкала Айзенка.

Логично, что тестирование интеллекта проводится индивидуально по каждому виду интеллекта. Поэтому психологи используют в работе одновременно 5-8 видов тестирования. Обычно к ним относятся тесты Кеттелла, Гилфорда, Векслера, Равена, Амтхауэра, Беннета, Айзенка, Гоулмана и Гарднера.

Как быть Леди:  7 признаков, что психотерапевту не стоит доверять - Горящая изба

В чём измеряется интеллект человека? Независимо от вида тестов, единицей измерения являются баллы. При этом в зависимости от того, какая шкала оценивания используется, определяются нормы тестирования. Так, интеллектуальный уровень человека по шкале Айзенка определяется так:

Для определения уровня эмоционального интеллекта (EQ) чаще всего используется тест Гоулмана. В нём оценивается уровень развития таких навыков, как эмоциональная восприимчивость, самоконтроль, эмпатия и управление отношениями. Согласно теории Гоулмана, низкий эмоциональный интеллект – это не приговор, а повод для саморазвития.

Чтобы объективно оценить уровень интеллектуального развития человека, психологи сначала проводят предварительную беседу, в ходе которой определяют особенности мышления человека. В зависимости от того, какие способности у него больше развиты, они подбирают подходящий тест.

Интеллектуально развитый человек – это не обязательно эрудит вроде Анатолия Вассермана. Тесты позволяют оценить способности любого человека, в том числе маленького ребёнка. В этом психологам помогают признаки низкого интеллекта – плохая обучаемость, неспособность воспринимать и использовать полученную информацию, нежелание развиваться.

Незаурядный интеллект – это не повод для отказа от социализации. В большинстве своём умственно отсталые люди мало отличаются от других представителей социума. Главное – признать наличие проблемы и начать работать над её решением, развивая умственные способности.

Цифровой iq-тест для бизнеса

Сегодня цифровизация уже не является отличительной характеристикой отдельных отраслей, отмечает управляющий директор практики Applied Intelligence Accenture в России Лариса Малькова. Еще три года назад можно было говорить о том, что цифровая трансформация в меньшей степени коснулась промышленных предприятий и производств, а сейчас уже не осталось отраслей вне этого процесса, указывает она. Это подтверждает и опыт IТ-компаний, которые помогают внедрять интеллектуальные технологии в бизнес-процессы: от клиентского обслуживания до построения сложных логистических цепочек и автоматизации закупочной деятельности. Так, у компании ABBYY, мирового разработчика решений в области интеллектуальной обработки информации и анализа бизнес-процессов, только в России за последний год количество проектов в корпоративном сегменте с применением интеллектуальных технологий увеличилось на 19%. Этот показатель говорит о том, что в «цифровую гонку вооружений» включается все больше компаний из разных сегментов экономики.

Успешность инициатив по цифровизации можно оценить по уровню цифрового интеллекта (Digital IQ) компании. Это индекс цифровой компетентности, который определяет способность компании получать выгоду от цифровых технологий, рассказывает Пестун из BCG. Руководитель группы стратегического и операционного консультирования KPMG в России и СНГ Елена Устюгова называет этот показатель индексом цифровизации и предлагает измерять его по ряду ключевых параметров, таких как развитие цифровых продуктов и каналов продаж, зрелость процессов управления программой трансформации, уровень цифровизации бизнес-процессов и др. «Если говорить фокусно о реинжиниринге бизнес-процессов, то прогресс компании можно оценить исходя из того, насколько принятие решений в рамках процесса опирается на анализ больших данных и аналитику, насколько автоматизированы и прослеживаемы шаги процесса», – подчеркивает Устюгова. «Развитый цифровой интеллект – уже, по сути, требование времени для компаний, желающих опережать своих конкурентов, быть эффективнее и привлекательнее для клиентов и инвесторов, – отмечает Дмитрий Шушкин, генеральный директор «ABBYY Россия». – Наиболее успешные компании применяют технологии и решения, которые, с одной стороны, позволяют управлять большими потоками полезной информации из корпоративных источников, с другой – помогают хорошо изучить структуру ключевых процессов, чтобы знать, как повысить их эффективность».

По словам эксперта BCG, значимую роль в усилении цифрового интеллекта играет Process Mining, или процессная аналитика. «Process Mining имеет непосредственное значение для перехода компаний класса «как у всех» в класс «как надо», – комментирует Пестун. Это метод реинжиниринга бизнес-процессов, но не на основании описательной модели из документов, а на основе собранных и проанализированных сигналов, событий, метрик. Эти данные аналитики получают от систем, с которыми работают сотрудники компаний. «Наиболее продвинутые решения – так называемые Process Intelligence – используют машинное обучение, чтобы предсказывать возможные результаты проектов», – отмечает Шушкин из ABBYY.

Вадим пестун, партнер и директор московского офиса bcg

Анализ большого числа компаний показывает, что рост инвестиций в IT не всегда дает бизнесу пропорциональную отдачу.
Но все же есть целый класс компаний, которые научились получать положительные эффекты от затрат на цифровизацию.
Именно эта способность компаний получать выгоду от цифровых технологий и называется Digital IQ (цифровой интеллект). Значимую роль в его развитии играет Process Mining (в русскоязычных публикациях постепенно утвердился термин «процессная аналитика»). Иногда процессную аналитику называют BPR (Business process reengineering) – вверх ногами: реинжиниринг бизнес-процессов ведется не на основании описательной модели из документации (она порой весьма далека от реальности), а за счет сбора и анализа сигналов, событий и метрик, получаемых от систем, с которыми работают сотрудники компаний.
Digital IQ – это подход, который учитывает не только то, как идет бизнес-процесс, оставляющий пригодный для анализа «цифровой след». Он учитывает все факторы, которые влияют на показатели вашего бизнеса: интенсивность запросов пользователей к вашему сайту, время, проведенное на нем, все, что при этом происходит с бэкэнд-системами, серверами баз данных, поддерживающей инфраструктурой, и т. п. Каждая транзакция и ее параметры, успех или неудача процесса «поиска и покупки» могут быть объяснены. И если вы поняли механизмы развития и удержания самого дорогого ресурса – времени и внимания ваших пользователей, вы шагнули в совершенно другие бизнес и эпоху. Вы сделали переход, который повысил ваш Digital IQ.

Process Mining опирается на данные, которые содержатся в логах информационных систем, позволяет восстановить картину того, как на самом деле работает бизнес-процесс. И часто она существенно отличается от ожиданий руководства, рассказывает Устюгова из KPMG. Эксперт приводит такой пример из своей практики. Руководитель одной из крупных компаний во время интервью рассказывал: в его компании договоры согласуют в единой системе параллельно все службы и тратят на это не более недели. Но выгрузка и анализ данных из системы согласования показали: параллельно согласуется только 12% договоров, остальные же 88% – последовательно, служба за службой, а среднее время с учетом повторных раундов для одного и того же документа составляет более 30 дней. Похожие наблюдения приводит и ABBYY в отношении финансового сектора. Так, по регламентам крупнейших российских банков процесс открытия счета для юридического лица должен составлять от нескольких часов до суток. По факту во многих финансовых организациях эта процедура в России занимает от недели и больше, причем 52% времени занимают такие рутинные задачи, как проверка документов службами безопасности и финансового мониторинга.

Интеллектуальный анализ бизнес-процессов позволяет не просто наблюдать их течение, но и определять факторы, которые влияют на показатели бизнеса, говорит Пестун. Например, изучать не только запросы и время пользователей на сайте компании-продавца, но и смотреть, что в это время происходит с серверами, бэкэнд-системами и поддерживающей инфраструктурой. Таким образом, каждая транзакция и ее параметры, успех или неудача процесса «поиска и покупки» может быть объяснена, продолжает он. «Если раньше выводы о состоянии того или иного бизнес-процесса делали на основании отрывочных сведений из разных информационных систем, то теперь лидеры рынка делают это централизованно, опираясь на всю совокупность данных. Сам реинжиниринг бизнес-процессов из аналогового становится цифровым», – подчеркивает Шушкин.

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

 Факт   (ситуация,   человек)

 Мысли    

 Физические   ощущения

 Эмоции    

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

 Эмоции

 Чувства

 Эмоции кратковременны.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции  кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

 Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную  эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека.  Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость,  ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас  неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное  время.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий