Тест — 7 вопросов на логику и интеллект для определения уровня аналитического мышления

Тест - 7 вопросов на логику и интеллект для определения уровня аналитического мышления Женщине

Что такое интеллект?

Так что же такое интеллект и из чего он складывается? Под этим термином понимают систему способностей человека, с помощью которых он разумно мыслит, воспринимает и усваивает информацию, после чего успешно применяет знания на практике.

С момента появления на свет, человек начинает познавать окружающий мир. Далее подключается воображение и мышление. Очень важна для развития интеллекта память и внимание, без которых невозможно собрать и сохранить информацию. Чтобы развить интеллект, необходимо расширять свой кругозор, узнавать новое, повышая уровень сложности задач.

Теоретические основы

«Культурно-независимый тест интеллекта» опирается на концепцию интеллекта Р. Кеттелла, получившую достаточно широкое распространение в англоязычных странах. По мне­нию Р. Кеттелла, общий фактор интеллекта имеет психологи­ческий смысл, если опираться на двухфакторную модель: «об­щий флюидный фактор» (или «свободный» интеллект)

– g1, и «общий кристаллический фактор» (или «связанный» интел­лект) – g2.
«Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических детерминант, на базе индивиду­альной архитектоники коры больших полушарий. В этом смы­сле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности.

«Флюидные» способности опираются на понимание основ­ных видов логических взаимосвязей, на ведущие опера­ции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный» интеллект определяет способность взаимосвязи между объектами, которые индивид способен вос­принимать и с которыми способен манипулировать.

Исследо­вания психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь, при большей стабильности «свя­занного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.

«Связанный интеллект» является продуктом усвоения раз­нообразных видов перцептивных и моторных умений и разви­вается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, В процессе воспи­тания и общения, усвоения культурных ценностей.

Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми лич­ностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т. д.). С этой точки зрения «связанный ин­теллект» близок к концепции интеллекта Векслера и измеря­ется с помощью традиционных тестовых методик, оцениваю­щих словарный запас, умение оперировать числами, адекват­ность оценок и суждений об окружающем мире и социальных явлениях, механические умения и т.

д, Таким образом, оценка «связанного интеллекта» во многом опирается на языковые и культурологические ограничения и вызывает затруднения при диагностике определенных групп населения (например малых народов). «Культурно-независимый тест интеллекта» Р.

Близок к подобной интерпретации интеллекта и тест «Прогрессивные матрицы Равена», построенный, по большей части, на выявлении отношений между абстрактными фигурами.

Описание методики

«Культурно-независимый тест интеллекта» Р. Кеттелла впервые был издан США в 1949 году Институтом личностного тести­рования и тестирования способностей и переиздавался 1956 и 1966 годах.

Существует три варианта теста:

  1. GFT 1 – для исследования детей с 4-х до 8-и лет, а также диагностики задержек психического развития.
  2. GFT 2 – для диагностики детей старше 8 лет, а также обычного не дифференцированного взрослого населения.
  3. GFT 3 – для исследования студентов ВУЗов и одаренных лиц.

Шкала GFT 2 состоит из двух частей, каждая из которых содержит по четыре субтеста:

  • 1 субтест – «дополнение» – содержит 12 заданий, возра­стающих по сложности. В каждом задании слева расположе­ны 3 фигуры в определенной логической последовательности (последовательные изменения пространственного расположе­ния, размера, количества и т. д.) Проанализировав логику из­менений, необходимо из 5–4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономер­ности и может продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева.
  • II субтест – «классификация» – содержит 14 заданий, воз­растающих по сложности. Каждое задание содержит ряд из 5-и фигур, в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо об­щим признаком. В каждом ряду необходимо найти единствен­ную фигуру, отличающуюся от всех остальных. Общими для че­тырех фигур признаками являются форма, количество, окрас­ка, пространственное отношение между элементами фигур.
  • Ill субтест – «матрица» – состоит из 12 заданий, возра­стающих по сложности. Логикой решения эти задания похожи на задания 1-го субтеста. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой объединены 3 фигуры в матрице слева, и среди 5-и вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в за­дании закономерность, т.е. правильно дополнить матрицу. Спе­цифика этого субтеста состоит в комплексном анализе призна­ков, (анализ матрицы по горизонтали, вертикали и диагонали). Признаки, которые лежат в основе построения заданий дан­ного субтеста – это пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность и комбинации данных при­знаков.
  • IV субтест – «топология» – состоит из 8 заданий, возра­стающих по сложности, в каждом задании слева расположе­на сложная фигура-эталон, состоящая из простых геометриче­ских фигур. Внутри сложной фигуры-эталона стоит точка. Необходимо проанализировать положение точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон. Затем среди пяти сложных фигур, расположен­ных справа, надо найти ту, в которой точка может занять точно такое же положение, как в сложной фигуре-эталоне.

Тест прошел проверку на валидность и надежность, стан­дартизирован в США, Англии, ФРГ, Чехословакии и Болгарии.

Валидность проверялась на основе факторного анализа (конструктивная валидность). Была показана большая насы­щенность теста общим фактором интеллекта «g». Полученные коэффициенты корреляции колеблются в пределах от 0.78 до 0.83. Проверка валидности по содержанию дала высокие кор­реляции со Станфордской формой теста Бине 0.85) и с общим интеллектом теста Векслера (0.84).

Надежность проверялась методом ретестирования и оценки гомогенности задач теста (по каждой серии). Для выборки 450 учащихся в США был получен коэффициент 0.85, а для выбор­ки лиц с высшим образованием – 0.82. Средний коэффициент гомогенности для различных выборок колебался в пределах 0.71–0.91.

Инструкция

Вам предстоит ответить на 8 вопросов логического характера, выбрав один из трех предложенных вариантов ответов. Для точного получения результата тестирования Вам не нужно спешить, отвечайте обдуманно. Как только Вы дадите ответы на все 8 вопросов, система обработает их и выдаст итоги уровня интеллектуального развития.

Интерпретация результатов

Итоговой оценкой теста является коэффициент интеллекта (1Q), представляющий собой интегральный показатель интел­лектуального развития испытуемого.

Одним из первых показателей IQ, используемых и в настоя­щее время, был показатель, предложенный В. Штерном в 1912 г.: соотношение умственного и хронологического возрастов. Показатель фактически давал информацию о степени опере­жения или отставания развития умственных способностей ис­пытуемого.

Позднее Д. Векслер предложил иную интерпретацию коэф­фициента, в котором оценка выражается в величинах стандарт­ного отклонения и показывает, как соотносится результат испы­туемого с результатами репрезентативной выборки испытуемых соответствующей возрастной группы. По мнению А.

Существенным дополнением в представленном тесте явля­ется шкала процентилей, которая отражает процентную долю индивидов из выборки стандартизации, результаты которых ниже показателя 1Q данного испытуемого.

Эти два ведущих показателя позволяют исследователю ори­ентироваться в полученных результатах и с точки зрения соот­ветствия возрастным нормам, и с точки зрения соотношения с традиционными тестами измерения интеллекта. Динамика результатов от 1-ой ко 2-ой части теста дает представление об обучаемости испытуемого.

Заключение по результатам тестирования должен делать специалист-психолог, обладающий помимо знаний методики общей квалификацией в области психологии развития и обу­чения. Грамотная интерпретация результатов невозможна без понимания теоретических аспектов проблемы «свободного ин­теллекта».

Как быть Леди:  Фантазия (мультфильм, 1940) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

Кому подойдет тест?

Данный тест рассчитан на людей старше шестнадцати лет, его вопросы не адаптированы для детей и подростков младшего возраста. Совершенно не важно, какой вы национальности, вероисповедания и уровня образованности. Единственным условием является законченные 9 классов школы.

Литература

Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). – СПб.: Иматон, 1996. – 17 с.

Обработка результатов

Ответные бланки с результатами испытуемого обрабатыва­ются с помощью специальных ключей. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется один балл. Сумма «сырых» бал­лов подсчитывается отдельно по 1-ой и 2-ой части теста, а также по 1-ой и 2-ой части теста вместе.

Суммы «сырых» баллов заносятся в первую итоговую таблицу Ответного бланка. «Сырые» баллы переводятся в шкальные IQ-баллы (X = 100; σ = 15)с помощью Нор­мативные таблиц. Номер таблицы перево­да зависит от возраста испытуемого (количество полных лет и полных месяцев на момент тестирования), указанного над ка­ждой таблицей.

Полученные результаты графически отражаются во второй итоговой таблице (см. приложение 2). Здесь же отражено соотношение IQ-баллов и процентилей.

Пройдите тест на определения уровня интеллекта!

Методика, по которой мы предлагаем Вам определить уровень интеллекта, отличается своей быстротой. Вам не придется долго отвечать на огромное количество вопросов. Несколько минут раздумий, восемь кликов – и перед Вами готовый результат с короткой ссылкой и возможностью ею поделиться.

Процедура проведения

Перед началом тестирования испытуемому выдается Ответ­ный бланк и Тестовая тетрадь (форма А и Б). Психолог просит испытуемого открыть 1-ю страницу Тесто­вой тетради и начать знакомство с общей инструкцией к тесту:

«Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.

Каждая часть содержит графические задания, которые раз­биты на четыре группы (четыре субтеста) по 8-14 заданий в каждой.

В каждом субтесте задания расположены в порядке нара­стания сложности. Возможно, Вам не удастся правильно ре­шить все задания. Все равно всегда старайтесь решить как можно больше. Если Вы не уверены в правильности решения, то лучше выбрать то решение, которое кажется наиболее вероятным, чем вообще не решить задание. Все задания имеют только одно правильное решение.

Время решения каждого субтеста ограничено. Вы будете начинать и заканчивать работу точно по указанию экспериментатора. Если Вы закончите раньше времени, проверьте свои решения еще раз.

Все решения заносите в Ответный бланк. Ничего не пиши­те и не делайте никаких пометок в этой тетради.

Ждите указаний для дальнейшей работы!

Не переворачивайте страницу без разрешения!»

После того, как психолог убедился, что инструкция понята испытуемым правильно, дается команда «перевернуть страни­цу», и начинается работа над субтестами 1-ой части теста.

Каждый субтест начинается с 2-3 «пробных» заданий или примеров, которые позволяют испытуемому овладеть логикой выполнения заданий. При этом правильный ответ указывается только в первом примере (он уже вычеркнут на Ответном блан­ке). Оставшиеся примеры испытуемый решает самостоятельно и вычеркивает буквы, соответствующие правильным ответам в Ответном бланке. Психолог проверяет правильность решения оставшихся примеров и совместно с испытуемым исправляет ошибки.

Ответный бланк состоит из 2-х частей, соответствующих двум частям теста. Каждая часть Ответного бланка содержит 4 колонки, соответствующие 4-м субтестам. Количество строк в колонке отражает количество заданий в каждом субтесте.

После выполнения всех «пробных» заданий, психолог дает команду: «Перевернули страницу, начали», — и засекает время по секундомеру. По команде «Стоп» испытуемый заканчивает работу над субтестом.

Между 1-ой и 2-ой частями теста можно сделать небольшой перерыв. 2-я часть теста начинается с повторения основных мо­ментов общей инструкции. Каждый субтест по-прежнему начи­нается с 2 – 3-х «пробных» заданий или примеров. Правильный ответ указывается только для 1-го примера.

Оставшиеся при­меры испытуемый решает самостоятельно, психолог проверяет правильность решения. В отличие от 1-ой части теста ника­ких вербальных пояснений к «пробным» заданиям не приво­дится. Работа над основными заданиями начинается по коман­де «перевернули страницу, начали», заканчивается по команде «стоп». Буквы, соответствующие правильным решениям, вычер­киваются на второй части Ответного бланка.

Возможно индивидуальное и групповое проведение теста. При групповом проведении каждый испытуемый должен иметь Тестовую тетрадь и Ответный бланк. Испытуемым, сидящим ря­дом, рекомендуется предлагать разные формы Тестовых тетра­дей (А и Б). Так же следует использовать параллельные формы при ретестировании с небольшим временным интервалом.

Время работы над отдельными субтестами (в минутах)

Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4
1 часть4433
2 часть3333

Реймонд бернард кеттелл (20.03.1905 — 02.02.1998)

Родился в Англии, где и получил образование. Всю свою долгую жизнь посвятил преподавательской и исследовательской деятельностям, написал множество книг, публикаций, автор нескольких тестов.


Что касается изучений области интеллекта, Кеттеллом было выделено два его основных типа:

  • Подвижный. Способность быстро находить выходы из ситуаций, независимо от прошлого опыта.
  • Кристаллизовавшийся. Часть интеллекта, сформировавшаяся в ходе получения опыта, образования.

По его теории, интеллект объединяет в себе свыше ста способностей, набор и уровень развития которых у всех различен. Таким образом, каждый человек является интеллектуальной индивидуальностью.

Тест на интеллект: 12 взрослых вопросов для разминки мозга

12 Января, 17:18

Сразу признаемся — на фото к тесту изображены игрушки, а вот как зовут редких и интересных животных, которые существуют на самом деле, вам предстоит угадать, возможно, вы их даже знаете? Наша планета полна тайн и загадок, мы привыкли к тому, что нам доступно в повседневной жизни и что мы можем увидеть, а ведь на нашей огромной земле природа создала такие чудеса, на которые многие люди могут взглянуть только по фото. Испытайте свою догадку!

Тест на логику и интеллект: определение уровня аналитического мышления

18 Декабря, 2021, 14:43

Кратковременная память отвечает за то, что вы видели, слышали или чувствовали 20-30 секунд назад. Думаете, у вас не может быть проблем с ней, однако ученые доказали, что уже на 18 секунде образы начинают угасать, а к 30-ой большая их часть исчезает. Если вы попытаетесь что-то вспомнить, то, скорее всего мозг начнёт просто фантазировать. Увеличить этот временной отрезок можно, но потребуется время, терпение и практика. Чтобы определить ваш уровень и способность памяти прогрессировать мы подготовили этот тест. Ответь на несколько простых вопросов и узнайте, можете ли вы запоминать больше.

Тест: 7 вопросов на логику и интеллект для определения уровня аналитического мышления

  • img

    Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 617 372982 686 просмотров — 18 августа 2022Пройти тест

  • img

    У вас блестящая эрудиция, если сумеете дать 14 верных ответов из 14

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 534 9161 075 949 просмотров — 22 ноября 2022Пройти тест

  • img

    Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности

    HTML-кодНикитин КонстантинКоличество прохождений: 1 136 9242 237 243 просмотров — 26 декабря 2022Пройти тест

  • img

    Из какой страны вы душой?

    HTML-кодКоклягина ПолинаКоличество прохождений: 734 0601 084 071 просмотров — 05 января 2022Пройти тест

  • img

    Проверьте свой интеллект

    HTML-кодВладленаКоличество прохождений: 315 468513 464 просмотров — 23 января 2020Пройти тест

  • img

    А насколько хорошо натренирован ваш мозг?

    Как быть Леди:  Блог Про отношения | Психолог Саша Строгонова

    HTML-кодНикитин КонстантинКоличество прохождений: 318 707569 961 просмотров — 01 апреля 2022Пройти тест

  • img

    Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 707 5551 194 406 просмотров — 31 января 2022Пройти тест

  • img

    Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 309 588575 593 просмотров — 07 августа 2022Пройти тест

  • img

    В чём ваш мозг крут

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 491 630901 127 просмотров — 22 ноября 2022Пройти тест

  • img

    Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 397 849710 373 просмотров — 21 февраля 2022Пройти тест

  • img

    Всего 2% людей могут назвать ВСЕ столицы этих европейских стран. Часть 2

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 315 336491 232 просмотров — 30 января 2022Пройти тест

  • img

    Что вас ждет в старости?

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 395 570658 607 просмотров — 09 сентября 2022Пройти тест

  • img

    Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 626 062977 235 просмотров — 13 марта 2022Пройти тест

  • img

    Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?

    HTML-кодНикитин КонстантинКоличество прохождений: 283 614441 931 просмотров — 28 декабря 2022Пройти тест

  • img

    Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 569 9501 181 163 просмотров — 04 августа 2022Пройти тест

  • img

    Помнишь, что ели в Советском Союзе?

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 417 178716 868 просмотров — 10 сентября 2022Пройти тест

  • img

    Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 630 1221 055 317 просмотров — 15 января 2022Пройти тест

  • img

    Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит

    HTML-кодАннаКоличество прохождений: 431 257711 160 просмотров — 30 марта 2020Пройти тест

  • img

    Простейший тест на IQ из нескольких вопросов

    HTML-кодАдминистраторКоличество прохождений: 349 465735 307 просмотров — 09 декабря 2022Пройти тест

  • img

    Cколько лет вашей душе?

    HTML-кодАндрейКоличество прохождений: 552 530894 409 просмотров — 26 сентября 2022Пройти тест

  • Тесты интеллекта (зарубежные и отечественные)

    Тесты интеллекта (лат. intellects — понимание, познание) — тесты общих способностей.

    Представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Т. и. являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.

    Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.

    Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

    Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.).

    Этот эмпирически образовавшийся ряд тестов («очищенных» от измеряющих мышечную силу, остроту слуха и зрения, время реакции и других переменных) достаточно четко отграничен от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей — тестов личности, направленных на изучение интересов, эмоций, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях.

    Первые Т. и. были созданы Ф. Гальтоном, стремившимся охватить «измерением и числом операции ума» (1879). Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анализа данных по индивидуальным различиям.

    Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию «умственных тестов». Исследованиями Дж. Кэттелла, а за ним — многих европейских психологов и клиницистов были заложены основы современных Т. и., прообразом которых является широко известная Бине — Симона умственного развития шкала, разработанная в 1905 г.

    Мощным стимулом развития Т. и. явились предпринятые уже в начале XX в. статистические работы по природе интеллекта, целью которых являлось установление взаимосвязей между показателями, полученными у различных обследуемых с помощью разнообразных тестов (Ч. Спирмен, 1904, 1927; Л. Тэрстоун, 1931, 1947).

    Родившийся в этих исследованиях факторный анализспособствовал появлению комплексных тестовых батарей, широко используемых в современной психодиагностике (ВЕКСЛЕРА ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ШКАЛЫ).

    Полученные с помощью Т. и. результаты выражаются количественно в виде интеллекта коэффициента (IQ), на психологической интерпретации которого следует остановиться подробнее. Это необходимо потому, что за интерпретацией количественного показателя интеллекта стоят различные подходы к пониманию природы измеряемого явления.

    1. Шкала умственного развития Бине-Симона.

    И.К. = умственный возраст/хронологический возраст.

    2. Шкала измерения интеллекта Векслера.

    Адаптирован сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

    Для обследования лиц старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (WISC), адаптированный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973).

    Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик — субтестов. Все субтесты разделены на 2 группы — вербальные (6) и невербальные (5).

    Вербальные субтесты:

    на общую осведомленность,

    понятливость,

    арифметический субтест,

    нахождение сходства,

    воспроизведение числовых рядов,

    словарный.

    Невербальные субтесты:

    цифровые символы,

    нахождение недостающих деталей в картине,

    кубики Коса,

    последовательные картинки,

    сложение фигур.

    2. Шкала прогрессивных матриц (тест Дж. Равена)

    Методика предназначена для оценки уровня интеллектуального развития. Предложена Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году.

    Методика исходит из теории Спирмена и его понимания значения фактора «g» интеллекта, который проявляется в способности понимать отношения между абстрактными фигурами.

    Методика представляет собой набор из 60 графических композиций (матриц) с пропущенным элементом. Задания сгруппированы в 5 серий, каждая по 12 одноименных по возрастающей трудности матриц.

    В первых сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более трудных, предполагается использование аналогий, перестановок, изменений образца и других логических связей.

    Задача обследуемого выбрать недостающий элемент из 6—8 предлагаемых вариантов. Методика может применяться индивидуально и в группе. Время выполнения методики — 30 мин.

    Трудность заданий возрастает от начала к концу серии, а также от первой серии (А) к пятой (Д).

    Методика выполняется следующим образом: перед началом обследования каждому обследуемому раздается стимульный материал и регистрационный бланк.

    3. Гудинаф тест «Нарисуй человека».

    Методика — Ф.Гудинаф (1926 г.) — для исследования уровня интеллектуального развития детей и подростков в возрасте от 3 до 13 (в модификациях -до 15) лет.

    Исследуемого просят как можно лучше нарисовать на листе бумаги мужчину. Время исследования не ограничивается.

    Целесообразно наблюдать за поведением испытуемого во время рисования и особенностями самого процесса рисования.

    Оценка уровня интеллектуального развития проводится по разработанной Ф.Гудинаф шкале, содержащей критерии выполнения 51 элемента рисунка.

    Имеются возрастные нормы, сопоставленные с умственным возрастом. Надежность методики высокая, но чем старше ребенок, тем менее надежным указателем его умственного развития является рисунок.

    4. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

    Авторы – К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова, В.Г.Зархин.

    Как быть Леди:  В ритме мозга. Научный взгляд на медитацию | Саморазвитие | Наша Психология

    Школьный тест умственного развития (ШТУР)* предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения.

    Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.

    Тест включает шесть наборов заданий (субтестов):

    1. «осведомленность» (2 субтеста),

    2. «аналогии»,

    3. «классификация»,

    4. «обобщение»,

    5. «числовые ряды».

    Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.

    Апробация теста проводилась на выборке учащихся 6-8 классов московских школ (411 человек).

    Эквивалентность форм А и Б по отдельным субтестам и общему баллу оценивалась по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена. Для отдельных субтестов они были в пределах от 0,64 до 0,74, для общего балла г = 0,83.

    Надежность теста определялась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,60 до 0,88. Для общего балла Г = 0,93 и Г= 0,90.

    Определялся еще один вид надежности — гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий. Они представлены в таблице 1.

    Валидность теста определялась путем сопоставления успешного его выполнения со школьной успеваемостью. Коэффициенты ранговых корреляций для отдельных форм были: RА = 0,57, Rв= 0,54.

    Еще один способ определения валидности — с помощью сопоставления успешности выполнения ШТУР и теста интеллекта Р.Ахмтауэра. Коэффициент корреляции оказался равным 0,75.

    Все полученные данные позволяют считать, что разработанный Школьный Тест Умственного Развития имеет хорошие показатели надежности и валидности.

    5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

    Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).

    IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов, используются задачи закрытого типа).

    I. Логический отбор (LS) — исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.

    II. Определение общих черт (GE) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно — лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий — 20, время их выполнения — 6 мин.

    III. Аналогии (AN) — анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий -— 20, время выполнения — 7 мин.

    IV. Классификация (KL) — оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 16, время выполнения — 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

    V. Задания на счет (RA) — оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения — 10 мин.

    VI. Ряды чисел (ZR) — анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения — 10 мин.

    VII. Выбор фигур (FS) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на ч Количество заданий — 20. Время bi нения — 7 мин.

    VIII. Задание с кубиками (W) исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII-м субтестом. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения — 9 мин.

    IX. Задания на способность доточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы — 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Напр., ряд, где требуется найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Правильным решением будет выбор слова «зебра». Время выполнения 20 заданий — 6 мин.

    Всего в IST обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки школьные, таким образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта.

    IST имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST 70 — четыре формы.

    IST разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.

    При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» — речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.

    Коэффициент ретестовой надежности IST (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм — 0,95, надежности частей теста (метод расщепления) — 0,97.

    Критериальная валидность по корреляции с успеваемостью — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели текущей валидности и прогностической валидности, определенной по методу контрастных групп.

    6. Тесты интеллекта Г. Дж. Айзенка (Узнай свой собственный коэффициент интеллекта.М.: «АЙ КЬЮ». 1993.)

    Содержит 8 самостоятельных тестов различных сторон интеллекта.

    Чикагские тесты основных умственных способностей — первый опыт создания комплексных батарей способностей.

    Комплексная батарея Тестов различных способностей DAT издана в 1947 г. для нужд средней школы, нашла применение в выявлении профессиональной ориентации учащихся. Включает измерение качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе.

    • Словесное мышление.
    • Числовые способности.
    • Абстрактное мышление.
    • Скорость и точность восприятия информации.
    • Техническое мышление.
    • Пространственные отношения.
    • Использование языка.

    Эта батарея хорошо оценивает возможности индивидов в учебной деятельности общего характера.

    Батарея тестов общих способностейGATB — использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим постам.

    Таким образом, GATB в большей степени ориентирована на применение в промышленности, a DAT — в учебных заведениях.

    Обе батареи представляются достаточно пригодными для использования в практике психологической службы.

    Батарея тестов общих способностей измеряет 9 способностей:

    • Общие умственные способности;
    • Вербальные способности;
    • Счетные способности;
    • Пространственное восприятие;
    • Восприятие формы;
    • Скорость восприятия;
    • Ручная ловкость;
    • Пальцевая моторика.
    Оцените статью
    Ты Леди!
    Добавить комментарий