«Такой человек чаще всего о себе думает плохо». Как правильно отвечать на хамство? Объясняет психолог — citydog.by | журнал о Минске

«Такой человек чаще всего о себе думает плохо». Как правильно отвечать на хамство? Объясняет психолог - citydog.by | журнал о Минске Женщине
Содержание
  1. Почему люди хамят
  2. Кто, кому и почему?
  3. А что делать, если хамят кому-то рядом?
  4. «когда человек голоден, он становится злым и агрессивным»
  5. В россии
  6. Грубость или критика?
  7. За маской хама и грубияна скрывается ребенок
  8. Интересно
  9. Когда обижают близкие
  10. Кто здесь хам? семь признаков хамства | журнал для настоящих пап "батя"
  11. Литература
  12. Личное мнение
  13. Мотивы и типы хамства
  14. Оглянитесь!
  15. Отражение в культуре
  16. Примечания
  17. Только цифры
  18. Три реакции: бей, беги, замри
  19. Хам — происхождение и история хамства — о мужчинах в шутку и всерьез. — 20 мая — 43715186193 — медиаплатформа миртесен
  20. Хам — сканворды, энциклопедический словарь, толковый словарь, академический словарь, существительных, словарь церковнославянского языка, поговорки, язык одессы, словарь сленга, орфографический словарь, формы слов, синонимы, морфемно-орфографический словарь, этимология, этимологический словарь, история слов, грамматический словарь, словарь разговорных выражений, сборник слов и иносказаний, этимологический словарь русского языка, словарь иностранных слов, египетские имена, татарские, тюркские, мусульманские имена, словарь галлицизмов
  21. Хамство среди учащихся и способы его преодоления
  22. Чем руководствуются хамы? такой человек чаще всего о себе думает плохо

Почему люди хамят

Для того чтобы понять причины хамского поведения, стоит обратиться к родительско-детским сценариям и посмотреть, в каком жизненном контексте, в каких условиях рос человек: взрослый человек демонстрирует то, что когда-то видел. В детском возрасте его психика восприняла определенные образцы поведения – осознанно или неосознанно, – и сейчас он по ним живет.

По сути, хамство – это приобретенное поведение, которое человек выбирает для себя как самое подходящее. Таким образом он может просто защищаться. Защищать своего неуверенного в себе, закомплексованного, израненного внутреннего ребенка, который сам нуждается в помощи, но не может продемонстрировать собственную уязвимость, так как боится, что окружение использует его слабость против него. Поэтому нападение он использует как способ защиты.

Можно предполагать, что либо в семье этого человека имело место физическое или моральное насилие, либо его обижали в школе – подростки бывают очень жестоки в своих проявлениях. И если это продолжается годами, то ребенок так или иначе впитывает в себя образцы поведения – и впоследствии может их воспроизводить.

Кто, кому и почему?

Что мы подразумеваем под хамством? Неадекватную реакцию на слова или поступки. Вы случайно задели локтем пассажира в автобусе – и на вас вылился ушат грязи. Или муж, разозлившись на ваше невнимание, начинает ругаться последними словами.

Хамство говорит лишь о том, что человек, во-первых, не умеет выражать свои эмоции – ведь то же недовольство вполне можно выразить нормальными словами, а, во-вторых, ему просто не хватает воспитания.

Именно поэтому все психологи в один голос советуют не отвечать на хамство хамством. Дело не только в том, что, нагрубив в ответ, вы опускаетесь до уровня своего обидчика. Ответной грубостью вы провоцируете его на следующий выпад. Более того, вы вступаете в его игру на его поле. Только для него это – естественная среда, а для вас – огромный стресс.

После ссоры вы будете без конца проигрывать в голове ситуацию, снова и снова «отвечать» хаму и заново переживать отрицательные эмоции. Вам это надо?

Чтобы этого не происходило, старайтесь не ввязываться в склоки. Особенно это касается ситуаций на рынке и в общественном транспорте. Учитесь не реагировать, не воспринимать грубость на свой счет. Все эти злые слова направлены не против вас лично, а против обстоятельств, в которых вы оказались. Если бы с этой недовольной всем женщиной в электричке сел кто-то другой, а не вы, он бы тоже получил массу упреков.

Не стоит также пытаться сострить что-то в ответ или «убить» своим вежливым сарказмом. Даже ваша сверхвежливость – это все то же вступление в «игру». Не надо, не замечайте обидчика! Если вы споткнулись о камень на дороге, вы же не будете еще полдня думать, как наказать этот камень.

Кстати, давно замечена такая особенность: часто жертвами хамов становятся люди, которые сами внутренне напряжены и готовы к конфликтам. Своей внутренней агрессией и готовностью дать отпор они словно притягивают к себе грубость. Тому же, кто улыбается и доброжелателен, хамят намного меньше – ведь своей улыбкой человек вызывает желание улыбнуться в ответ, а не пихнуть его локтем.

А что делать, если хамят кому-то рядом?

Здесь важно понимать и контекст ситуации, и вашу собственную реакцию на грубость. «Бей» и «беги» указывают на то, что у вас достаточно внутренней силы, чтобы противостоять хамству и быть поддержкой другому человеку. В таком случае вы можете стать тем самым «взрослым», поддержки которого сейчас не хватает жертве.

Такое поведение будет еще и уроком для нападающего, который сможет увидеть, что не все кругом враги, а есть и добрые люди, готовые помочь.

Если же это не единичный случай с обычным прохожим, а ситуации повторяются регулярно (например, на работе кого-то постоянно обижают), то может получиться очень опасная ситуация, в которой жертва всегда будет занимать слабую позицию, обидчик будет отыгрывать роль агрессора, а вы – роль спасателя.

И эту ситуацию невозможно будет изменить, потому что каждый участник раз за разом будет отыгрывать одни и те же роли. Причем человек в позиции жертвы не будет эволюционировать – и вы, несмотря на самые добрые побуждения, будете оказывать ему медвежью услугу.

В такой ситуации лучше поговорить с жертвой, показать, что вы понимаете, как ей непросто, и посоветовать обратиться за помощью к психологу, который поможет исследовать происходящее и научит находить выход из подобных ситуаций и защищать себя. Человеку важно немного себя «подрастить», найти в себе внутренние ресурсы и силу, которые позволят справляться со сложностями и с достоинством выходить из любой ситуации.

«когда человек голоден, он становится злым и агрессивным»

– Такой тип поведения, как хамство, характерен для ожесточенных, озлобленных и обиженных на весь мир людей. Чаще всего они росли в дефиците родительской любви и условиях эмоционального голода. И, повзрослев, такие люди действуют из этого же дефицитного состояния, видят окружающую действительность искаженно и очень остро на нее реагируют.

Человек, находящийся в состоянии полноты, всем доволен. У него нет желания замечать плохое, защищаться от окружающего мира и грубить прохожим – это удел несчастных людей.

Банальный пример: когда человек голоден, он становится злым и агрессивным. А после того, как физический голод утолен, человек становится добрее, мягче, сговорчивее. И в случае с эмоциональным голодом все то же самое.

В россии

В русскоязычную среду понятие «хамство» пришло из Речи Посполитой. Польская шляхта, обосновывая свои особые права, считала себя потомками сына НояИафета (которого традиционно считали прародителем арийцев) и верила, что крестьяне — потомки Хама.

Понятие «хам» ввёл в употребление Н. И. Тургенев, отметив своё авторство в дневнике 27 ноября 1818 года[14][15].

В Российской империидворяне презрительно называли словом «хамство» представителей низших слоёв общества (холоп, лакей), поскольку считали их лишёнными человеческого достоинства[16].

Так, в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» аристократ Гаев, указывая на социальный статус купца Лопахина, называет его хамом, а в дальнейшем в том же смысле Лопахин называет и самого себя[17].

В «Толковом словаре живого великорусского языка»Владимира Даля «хам» — это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг.

Понятие «хамство» с точки зрения христианских либералов в России начала XX века включало в себя «мещанство как дух посредственности, бездуховности и хулиганство как анархическую вольницу»[18].

Грубость или критика?

Довольно часто за грубостью может скрываться вполне справедливое замечание. И вы бы наверняка обратили на него внимание и прислушались к нему, если бы оно было высказано в иной форме. Например, соседям сверху мешает музыка, которую включил на полную громкость ваш сын. Но не все люди вежливо просят убавить звук, некоторые начинают кричать с порога, ругая вас, вашего сына и его музыку.

Втягиваться в дискуссию в данном случае просто вредно для вашего здоровья. В ситуациях, когда замечание верно по сути, но выражено совершенно в хамском виде, самое лучшее – свернуть разговор. «Да, я вас поняла, сейчас сделаем потише!» – говорите вы и захлопываете перед скандалистом дверь.

За маской хама и грубияна скрывается ребенок

Важно понимать, что за маской хама и грубияна скрывается ребенок. Физиологический возраст у этого человека может быть абсолютно любой, психологически же он, очевидно, застрял в детских годах – в том периоде, когда произошла травма, с которой он не смог справиться.

Позиция взрослого – быть тактичным, уверенным в себе, общаться с людьми в одной плоскости. Хам же всячески пытается добиться своего превосходства и показать, что он выше и круче, хотя внутри чувствует себя с точностью до наоборот, и от этого идет конфликт.

Чаще всего такому человеку нужна помощь, хотя сам он этого не осознает, будучи уверенным в том, что у него все прекрасно, он со всем справляется и все держит под контролем. Среди обычных людей ему живется непросто.

Перепечатка материалов tiledi.ru возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Интересно

Исследования английских врачей показали, что даже легкое раздражение, которое вызывает склока, может спровоцировать инсульт. Еще одно исследование, уже американских медиков, выявило, что стрессы (а столкновение с хамом не что иное, как стресс) снижают иммунитет.

Недаром говорят, что все болезни от нервов. Более того, от хамства страдают не только те, на кого направлена грубость, но и сами грубящие. Ведь в обоих случаях грубость вызывает раздражение, заставляет человека нервничать. А это, в свою очередь, изменяет нормальную работу сердца, дыхательной и пищеварительной системы, нарушает обмен веществ. А значит, создает условия для раннего износа организма, то есть старения.

Как быть Леди:  Психологи в Москве: частные объявления. Найти лучшего психолога в Москве недорого

Когда обижают близкие

Это, конечно, переносить сложнее всего. Они знают наши слабые места и попадают в цель точнее и больнее. И в этом случае хамство спускать нельзя. Конечно, бывают разные ситуации: может, мужу на работе испортили настроение, и он сорвал раздражение на вас.

Кто здесь хам? семь признаков хамства | журнал для настоящих пап "батя"

Недавно один мой старый знакомый написал мне: «Не хочу тебя обидеть, но у тебя православие головного мозга». Повторю, господа, знаю этого человека давно – и верю, что он действительно обидеть меня не хотел. Честно скажу, эта фраза таки действительно не вызвала у меня каких-то особенных эмоций. Привык. Привык я к тому, что хамство стало неотъемлемой частью мышления многих и более того, многим теперь оно кажется проявлением истинной свободы. Особенно страшно, когда хамство приходит в семью и становится нормой семейных отношений. И тут уже не столь важно, кто кому хамит – супруги друг дружке, родители детям или дети родителям.

Попытки защищать право на хамство — это верный признак упадка культуры диалога. Не умеем и не хотим слушать, хотим только самовыражаться. Любые собственные проявления кажутся человеку столь ценными, что для него тяжела мысль о каком-то ограничении выразительных средств. (То-то вдруг проявилась такая болезненная реакция на запрет мата в кино.) Монологизм — вот примета времени, наш мир подвержен эпидемии монологизма.

А вот некоторые маркеры упадка культуры диалога.

Кто здесь хам? 7 признаков хамства

1. Человек постоянно перебивает собеседника. И не только перебивает, но и оправдывает этот недостаток живостью своей реакции, особой своей чувствительностью, а когда ему указывают на неприличие такого поведения, искренне обижается. Ему претит мысль о том, что диалог невозможен без обоюдного соблюдения некоторых правил общения.

2. Человек слушает не собеседника, а себя. Часто нас интересует не то, что вкладывает в свои слова собеседник, но ассоциации, которые вызывают у нас отдельные его фразы, долетающие до нашего сознания сквозь наш внутренний монолог. И мы считаем себя вправе не только эмоционально реагировать на эти вырванные из контекста фразы, но и не скрывать своих реакций. Увы, некоторые психологи даже дают такому поведению псевдонаучные оправдания, побуждая доверчивых клиентов не сдерживаться. Часто люди, увлечённые своими ассоциациями больше, чем информацией, доносящейся до них извне, пытаются выгородить себя, выдавая подобную истеричность за внимание к нюансам, забывая о том, что, во-первых, увлекаясь собственными эмоциями, они как раз и упускают множество нюансов, во-вторых, пренебрегают целым.

3. Уверенность в том, что имеешь право высказываться по любому вопросу – вне зависимости от уровня своей компетентности. Причина этого та же, что и в предыдущем случае, то есть инфантильность. Да, такой человек похож на невоспитанного ребёнка, который при этом требует, чтобы к нему относились, как к зрелой личности, уважали его мнения и т. д. Но на вежливые предложения хотя бы немного разобраться в вопросе эти люди порой реагируют агрессивно, их лозунг: «Не знаю и знать не хочу, мне и так всё понятно». Одна из крайних форм: «Я так чувствую, и мне достаточно» (чем-то это напоминает ход мысли маньяка).

4. Человек перетолковывает слова собеседника, сообщает им смыслы, которые собеседник в них не вкладывал. «Ну, я понял, ты вот что на самом деле думаешь…» Понятно, это делается с одной целью – дискредитировать собеседника. Дескать, говори, говори, но я-то знаю, что у тебя на уме. В крайней форме у такого человека всегда присутствует презумпция виновности или несостоятельности собеседника. Не обходится здесь и без самообольщения – человек кажется себе проницательным, умеющим понимать больше, чем ему сказано.

5. Человек не находит аргументов в защиту своей позиции, но категорически отказывается это признать. Вместо этого он выдаёт фразы вроде «ты меня не слушаешь» и т. п. (вообще обвинять собеседника в том, в чём виноват сам, характерно для не владеющих культурой диалога). Ещё вариант – пресловутое «ой, всё», то есть резкое и недостаточно мотивированное прекращение разговора, даже если сам прекращающий этот разговор и начал.

6. Этакий романтик, говорит загадками, постоянно на что-то намекает, считает, что собеседник должен либо ломать голову над его ребусами, либо признать себя существом низшего порядка. Такой человек любит отвечать вопросом на вопрос и вообще всячески уходить от прямых и чётких ответов. При этом сам же часто страдает от одиночества, от непонимания окружающих. Непоследовательность — тоже обычное дело в таких случаях.

7. Провокатор особого типа, готовый целенаправленно раздражать собеседника, и в случае, если тот сорвётся, объявить себя жертвой. Истеричные черты у такого человека выражены ярко, а обвиняет окружающих он с особой оголтелостью. Такому человеку особенно трудно задуматься о том, что во многих своих бедах он виноват сам – слишком он занят либо провокациями, либо переживаниями обид и травм, нанесённых «насильниками» и «сатрапами».

Список этот можно продолжать и продолжать, но в мою задачу не входит составление энциклопедии хамства.

Хам – это не просто человек, не умеющий сдерживаться. И это не обязательно человек, сознательно желающий зла своему ближнему. Вспомним, кстати, и библейскую историю, давшую название явлению, о котором говорим. Хам смеётся над спящим пьяным отцом – значит ли это, что он желает отцу зла? Не любит отца? Да нет, ничего такого в тексте Священного Писания мы не находим. Однако не находим мы и описания раскаяния Хама. Он не просит прощения. Как не просили его и Адам с Евой, нарушившие Божий запрет…

Хам всегда оправдывает своё поведение, травмирующее других людей, порой даже подводит под такое поведение философскую базу. Именно потому распоясавшегося хама так нелегко остановить – порой кажется, что для этого вообще нет никаких средств, кроме шоковой терапии. А уж каков будет этот шок – каждый решает в зависимости от своих убеждений и уровня культуры. К тому же, хам бывает так беспечен, что не готов к встрече с другим хамом. Несмотря на то, что хамы постоянно отстаивают своё право обижать всех, кого им вздумается, сами они бывают очень обидчивы. Любая негативная реакция на их поведение, даже довольно мягкая словесная, вызывает у них возмущение. Один мой знакомый хам очень любит повторять: «Зато я говорю правду, пусть даже это только моя правда». Этой вот «якобы правдой» хамы то и дело себя оправдывают: «Мы имеем право хамить потому, что мы прогрессивные, цивилизованные и честные, а вы должны терпеть потому, что вы отсталые и правды знать не хотите». Но есть хамы, готовые драться. И когда хамы — оба собеседника, такой разговор чреват большой бедой.

А нам что? А нам то, что все мы живём в том мире, в котором живём, и в той или иной степени пропитываемся его веяниями. Чтобы не сдаться, не впасть в безумие, мы должны замечать хамские проявления в себе и вовремя останавливаться, постоянно спрашивать себя: «Кто я в этом разговоре? Не хам ли я?» Как в песне поётся: «Следи за собой, будь осторожен!»

Литература

  • Варшавская Ю.Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость // Psychologies. — 24.10.2021.
  • Волкова Я. А.Феномен хамства в деструктивном общении // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2021. — Т. 1, № 4. — С. 215—221.
  • Довлатов С. Д.Это непереводимое слово — «хамство» // Собрание сочинений в 4-х томах. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — Т. Том 4 / Авторский сборник. — 480 с. — ISBN 5-352-01942-X, ISBN 5-352-01211-3.
  • Казаринова Н. В.Хамство и оскорбления как коммуникативные практики негативной солидарности российского общества // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. — М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. — ISBN 978-6-89697-157-3.
  • Невлер Л. Культура хамства. // Декоративное искусство. 1987, №9.
  • Сергеев И. С.Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 315 с. — (Учебное пособие). — ISBN 5-94723-909-4.
  • Хамство // Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц : [В 2 т.]. — М.: Рус. яз., 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0.
  • Химик В. В.Хам и хамство в русском речевом пространстве // Антропология языка. The Anthropology of Language: сборник статей. Выпуск 2 / Отв. ред. С. Р. Омельченко. — М.: Флинта, Наука, 2021. — С. 97—105. — 200 с. — ISBN 978-5-9765-1442-3, ISBN 978-5-02-037787-5.
  • Хроленко А. Т.Культура филологического труда. Учебное пособие. — М.: Флинта, Наука, 2021. — 268 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-9765-1696-0, ISBN 978-5-02-037921-3.
  • Jewish Culture in the Soviet Union: Proceedings of the Symposium Held by the Cultural Department of the World Jewish Congress, Jerusalem, January 30-31, 1972 / Aryeh Tartakower, Zelda Kolitz. — Jerusalem: Cultural Department of the World Jewish Congress, 1973. — 195 p.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Личное мнение

Максим Дунаевский:

– Лучше всего игнорировать хамов, это их очень злит. Хам ждет вашей ответной негативной реакции, поэтому надо пытаться не доставлять ему такого удовольствия. Я, безусловно, не всегда могу следовать этому правилу, иногда и сам в ответ говорю что-то резкое, но, как правило, стараюсь пропускать нелицеприятные выражения мимо ушей.

Мотивы и типы хамства

Доктор филологических наук, профессор и заведующий кафедрой русского языка для гуманитарных и естественных факультетов филологического факультетаСПбГУ В. В. Химик отмечал, что «хамство — один из отрицательных коммуникативных феноменов речевой культуры».[5] Он выделяет три мотива обращения к этому явлению[6]:

В первом случае хамство рассматривается как «явление негативной коммуникации», которое обычно очень волнует социум и становится предметом дискуссий, как среди общественности, так и в Интернете.

В.Химик обращает внимание на то, что проведённый в 2021 году журналистами газеты «Аргументы и факты» читательский опрос показал, что наиболее раздражающим фактором для большинства (14 %) стало хамство.[5]

Касаясь языкового мотива В.Химик критически оценивает нынешнее состояние толкования слов «хам» и «хамство» в отечественных толковых словарях, которые он считает недостаточно исчерпывающими и отмечает, что несмотря на то, что во всех рассмотренных случаях ставка делается на грубое и наглое поведение, как отличительные черты хама и хамства, тем не менее «хамство возможно и без грубости, без явной наглости, а хам не обязательно грубиян и наглец».[6]

Как быть Леди:  Сильная личность 'Экстремал'

Третий мотив иллюстрируется тем, что «хам» и «хамство» в различных речевых ситуациях могут выступать в различных проявлениях. В одном случае это может быть столкновение с наглым, грубым и несправедливым поведением. В другом важным является не столько грубость и наглость, хотя они тоже возможны, сколько показная невосприимчивость к существованию собеседника (речевого партнёра) или присутствующих.

Исходя из всего этого В.Химик выделяет «третий, нравственный, лексико-семантический вариант значения существительного хам», под которым понимает «выражение пренебрежения, неуважения, превосходства по отношению к речевому партнеру».[7]

Кроме того В. Химик в своей типологизации хамства выделяет два вектора — вертикальный и горизонтальный. Вертикальный вектор охватывает «варианты негативной интерпретации коммуникативного неравенства „сверху вниз“, „от сильного к слабому“, это варианты столкновения безнаказанности с беспомощностью».

Это поведение субъекта свободного от этических запретов по отношению к несвободному (связанному культурой, воспитанием, этическими запретами) адресату. Примерами могут служить пренебрежительное отношение начальника к подчиненному («на ты», номенклатурное хамство), а также чиновника — к посетителю и старшего — к младшему.

В свою очередь горизонтальный вектор «даёт многочисленные социальные разновидности вариации, которые можно назвать пространственными». В. Химик выделяет следующие социальные интерпретации данного вектора: коммунальное хамство, телефонное хамство, семейное хамство, хамство в поликлинике, хамство в магазине.

К актуальным ситуативным разновидностям пространственного вектора нового времени он относит «хамство автомобилистов со своими подвидами: дорожное, парковочное, хамство при обгонах и т. п.». Как пример он отмечает возникший в СССР в довоенное время термин «трамвайный хам», то есть «заурядный бытовой грубиян, который затевает ссоры в общественных местах, как бы в борьбе за пространство».[8]

В. Химик считает, что троллинг — это «хамство в Интернете», а «соответственно тролль — хам в Интернете».[9]

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета «ЛЭТИ», доцент кафедры теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Н. В.

  • негативное оценочное действие (чаще — высказывание), направленное одним из участников коммуникации в адрес другого;
  • неспровоцированное нарушение уважительного отношения друг к другу, как нормы межличностного общения («сохранение лица» друг друга);
  • уничижительная характеристика адресата как неполноценного, неумелого, неспособного, непривлекательного и т. п., с целью показать своё превосходство;
  • возникновение чувства незащищённости, уязвимости, хрупкости, стыда, растерянности, возмущения у лица, ставшего жертвой хама, порождающие механизм психологической защиты от эмоционального насилия, включая ответную агрессию.

Н.В.Казаринова отмечает, что хамство выступает как вид психологического и коммуникативного насилия, с помощью которого создаётся неравенство положений коммуникаторов. Источник хамства заключается в готовности и способности одной из сторон унизить другую в обстановке, где ожидается взаимоуважительное отношение.

Она считает, что чувство безнаказанности возникает у хама потому, что его «жертва» не в состоянии переступить через установленные в обществе правила поведения. Причина хамского поведения, по мнению Н.В.Казариновой, заключается в том, что хам нуждается в эмоциональном общении и, будучи неспособным вызвать к себе положительные чувства (например любовь) приемлемыми способами, пытается по собственному сценарию наладить коммуникацию с другой стороной при помощи агрессии, стараясь проникнуть в пространство речевого партнёра путём вызывания у него отрицательных эмоций (например ненависти и страха).

Оглянитесь!

А вы никогда не срывали свое дурное настроение на близких, не грубили продавщице за то, что она нерасторопна, или коллеге, который ошибся? Чувствуете нарастающее раздражение? Не надо пытаться его подавить, копить в себе. Выскажите его – только не с помощью набора грубостей, а словами, которые рассказывают о ваших эмоциях: «Я прихожу в ярость от твоих поступков…», «Меня очень задевают ваши слова…»

Отражение в культуре

  • Тема хамства поднималась в романе Н. Д. Ашрумова «Мандарин»[19].
  • Хам — роман польской писательницы Э. Ожешко.
  • По мнению исследователей[20], тема хамства как духовного самопорабощения является одной из главных тем творчества Д. С. Мережковского, в частности, в его известной статье «Грядущий Хам» предсказывается появления и усиления в будущем социального Хама, которому сможет противодействовать только Христос.[17]
  • М. М. Зощенко в 1928 году написал рассказ под названием «Хамство»[21].
  • В своём эссе «Это непереводимое слово — „хамство“» С. Д. Довлатов отмечал, что Владимир Набоков, читая лекции в Корнеллском университете американским славистам, так и не смог им «растолковать, что означает слово „хамство“». По мнению Довлатова, «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности всё дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву».[22] Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Курского государственного университетаА. Т. Хроленко по этому поводу отметил, что «Довлатов сопоставляет синонимы к лексемехамство — грубость, наглость, нахальство — и обнаруживает семы „сверху внизу“ и „безнаказанность“».[23]

Примечания

  1. Химик, 2021, с. 100-101.
  2. Химик, 2021, с. 98.
  3. Кусов Г. В.Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт / автореферат дис. … кандидата филологических наук : 10.02.19. — Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 2004. — 26 с.
  4. 12Волкова Я. А.Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте / автореферат дис. … доктора филологических наук : 10.02.19. — Волгоград: Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т, 2021. — 45 с.
  5. 12Химик, 2021, с. 97.
  6. 12Химик, 2021, с. 97-98.
  7. Химик, 2021, с. 98-103.
  8. Химик, 2021, с. 104-105.
  9. Химик, 2021, с. 105.
  10. Казаринова, 2008, с. 46-47.
  11. Казаринова, 2008, с. 49.
  12. Сергеев, 2004, с. 90-91.
  13. Mikołaj Gliński.Колониализм по-польски, или длинная тень панщины (неопр.). Culture.pl (16 июня 2020).
  14. Тургеневский Архив в Библиотеке Академии Наук, папка № 212.
  15. Б. Л. Модзалевский. Примечания // Пушкин А. С. Письма, 1815—1825 / Под ред. Б. Л. Модзалевского. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1926. — С. 340.
  16. Ефремова, 2000.
  17. 12Химик, 2021, с. 100.
  18. Воеводина А. А.Социальная доктрина и общественно-политическая деятельность З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского в контексте развития русского христианского либерализма / автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.02. — Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2021.
  19. Ашрумова Н. Д.Мандарин // Заря. — 1870. — № 52. — С. 95
  20. Зощенко М. М. Хамство // Избранное. М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 800 с.
  21. Довлатов, 2005.
  22. Хроленко, 2021.

Только цифры

Кто хамит чаще?

По словам опрошенных, это жители крупных городов (60%), молодежь (63%), люди, чей душевой доход свыше 30 тыс. рублей (62%), и люди, наделенные властью (такой ответ дали 52% опрошенных).

Три реакции: бей, беги, замри

На стрессовые ситуации у людей могут быть разные реакции, чаще всего встречаются три: бей, беги или замри.

Вариант «беги» хорош в том случае, если с хамом вы столкнулись на пару минут и больше жизнь вас связывать не будет – то есть это обычный прохожий, а не родственник или коллега по работе. В такой ситуации лучше позаботиться о себе и проигнорировать нападение, обойти его стороной и не думать об этом.

Вариант «бей» (то есть отвечай) уместен в том случае, если вы чувствуете собственную силу и устойчивость. Однако важно учитывать контекст ситуации: вступать с хамом в перепалку, находясь с ним один на один, может быть опасно. Нападающий вариант поведения лучше использовать в общественном месте, где вы можете заручиться поддержкой окружающих. Причем отвечать нужно не на языке хама, а со своей устойчивой позиции, просто очертив границы дозволенного в ваш адрес.

Реакция «замри» скорее говорит о том, что вы сами попадаете в травматичную ситуацию. Если в ответ на грубость и агрессию вы замираете, ничего не можете сказать и сделать, вас обездвиживает, скорее всего, вам нужна квалифицированная психологическая помощь.

А вообще лучшая реакция на хамство – это юмор. Снисходительное отношение к попытке испортить вам настроение и ответ в саркастичной форме поставят хама в тупик, а вам помогут сохранить самооценку в балансе.

Хам — происхождение и история хамства — о мужчинах в шутку и всерьез. — 20 мая — 43715186193 — медиаплатформа миртесен

Хам — происхождение и история хамства

Слово «хам» имеет еще допотопное происхождение. Оно связано с именем библейского персонажа – Хама, сына Ноя (того самого, что плавал на ковчеге во время Всемирного потопа). В переводе с иврита «хам» означает – «горячность», «страсть».

В девятой главе Книги Бытия рассказывается о том, как Хам увидел обнаженным и опьяневшим своего отца и с укоризной рассказал об этом своим братьям.

Вот этот библейский фрагмент:

Хам — происхождение и история хамства

«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своём.

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

Сим же и Иафет покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».

Хам — происхождение и история хамства

В поступке Хама усматривается его испорченная натура: он не устыдился увиденного, ничего не предпринял, а поспешил выставить отца в неприглядном свете перед братьями.

Неразумному и дерзкому поведению Хама противопоставляется скромность, стыдливость и почтительное отношение к отцу двух других его братьев – Сима и Иафета.

Проснувшись, отец узнал о скверном поступке младшего сына, и со словами: «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих», проклял сына Хама. Почему был проклят не сам Хам, а его сын, так и осталось тайной.

Непочтительность Хама не только навлекла проклятия отца на его род, но и сделала его имя нарицательным. А поведение Хама легло в основу понятия «хамство».

Сегодня, поступить по-хамски, значит поступить невежливо, оскорбительно по отношению к другому человеку.

Иногда слово «хам» употребляют в устаревшем для современного языка значении, как синоним к словам «простолюдин» и «варвар», в понимании – необразованный, неотёсанный. Отсюда и пословицы негативного оттенка: «Из хама не будет пана», «по бороде Авраам, а по делам – хам».

С течением времени слова «хам» и «хамство» обросли новыми смыслами, и стали своеобразной характеристикой модели поведения человека – наглого, грубого и невоспитанного.

Это значение характерно для слова «хам» во многих языках мира. И, конечно, любому народу с библейских времен и до наших дней понятно, что хамское поведение – недостойно.

Как быть Леди:  Искусство отпускать: 5 способов облегчить боль

Дубинина Тамара

Хам — сканворды, энциклопедический словарь, толковый словарь, академический словарь, существительных, словарь церковнославянского языка, поговорки, язык одессы, словарь сленга, орфографический словарь, формы слов, синонимы, морфемно-орфографический словарь, этимология, этимологический словарь, история слов, грамматический словарь, словарь разговорных выражений, сборник слов и иносказаний, этимологический словарь русского языка, словарь иностранных слов, египетские имена, татарские, тюркские, мусульманские имена, словарь галлицизмов

толковый словарь

толковый словарь ушакова

ХАМ, хама, муж.

1. В языке дворян: человек, принадлежащий к низшим классам и лишенный потому всякого человеческого достоинства (презрит, дорев.). «- Он там дворовых людей по-французски учить выдумал! Это, дескать, ему полезно! Хаму-то, слуге-то!» Достоевский.

2. перен. Грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости (разг. презрит, бран.). «Секретари его все хамы, все продажны, людишки, пишущая тварь, все вышли в знать, все ныне важны.» Грибоедов. (По имени Хама, сына библейского Ноя, проклятого отцом за непочтение.)

толковый словарь ожегова

толковый словарь даля

ХАМ — муж. хаму(ы)га, хамовщина, хамово колено, отродье, бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной. Хамство ср. хамовщина жен. лакейщина. Из хама не будет пана. По бороде Авраам, а по делам — Хам. Ходит Хам по лавке, в хамовой рубашке: открою я окошко, выдь Хам вон! (дым в черной избе). При нем все хамы служат, подлый народ, люди низкого рода и безусловные поклонники. Хамоватый человек, холоповатый, неуч. Хамовник ·стар. ткач, полотнянщик, скатертник, откуда и название части города в Москве, Хамовники. Хамовное дело, ткацкое, полотняное и браное. Хамовить? архан. скитаться без приюта, по миру. Хамойка жен., смол. судомойка, вихоть, пучок мочала. Хаметь? влад. понимать, разуметь.

| Становиться хамом.

словарь существительных

ХАМ, -а, м Разг.

Человек, в своих словах, поступках обнаруживающий дерзкое бесстыдство, беззастенчивый, грубо бесцеремонный, наглый.

// ж ха́мка, -и, мн род. -мок, дат. -мкам.

Всегда все-таки были хамами эти американцы нашего поколения. Подходит к утонченной, изящной даме и берет ее за локоть, словно девку (В. Акс.).

энциклопедический словарь

ХАМ -а; м.

1. Разг. Бессовестный, наглый человек.

2. В России до 1917 г.: презрительное название крестьянина или простолюдина.

Ха́мка, -и; ж. Ха́мов, -а, -о. Бранно. Хамово отродье. Хамово племя. ● По имени Хама, сына Ноя, проклятого, согласно библейскому рассказу, отцом за непочтительность.

* * *

Хам — см. Сим, Хам, Иафет.

* * *

ХАМ — ХАМ, см. в ст. Сим, Хам, Иафет (см. СИМ, ХАМ, ИАФЕТ).

большой энциклопедический словарь

академический словарь

-а, м.

1. устар.

Презрительное название крепостного крестьянина, а также человека, принадлежавшего к низшим сословиям общества.

— Еще прадед мой — царство ему небесное! — был мценским мещанином. Невысокое звание, но все ж таки не хам. Эртель, Гарденины.

— В третьем классе дозволяется ехать одним только мужикам, то есть хамам. Чехов, Гусев.

2. разг.

Грубый, наглый человек.

[Репетилов:] Секретари его все хамы, все продажны, Людишки, пишущая тварь, Все вышли в знать. Грибоедов, Горе от ума.

— Зачем вы, Варя, наскандалили? — укоризненно заметил Звонарев. — Хамов надо учить! Я еще обо всем расскажу Вере Алексеевне. Степанов, Порт-Артур.

||

Употребляется как бранное слово.

— Хам! — крикнула она и плюнула через решетчатую калитку в лицо парню. — Как ты смеешь оскорблять офицера императорской армии? Паустовский, Далекие годы.

[По имени Хама, сына Ноя, проклятого отцом за непочтительность, по библейскому сказанию]

словарь церковнославянского языка

поговорки

язык одессы

невоспитанный человек.

*Сара дома с любовником. Неожиданно муж входит в спальню. Любовник, не обращая на него внимания, продолжает свое дело. Потом заканчивает, надевает брюки, рубашку, повязывает галстук и устало выходит из квартиры мимо опешившего от такой наглости мужа.

— Сара, — наконец приходит в себя муж, — кто этот наглый хам?

— И не говори, Абраша, — быстро соглашается жена. — Именно хам! Ни тебе «здрасьте», ни мне «до свидания»…

словарь сленга

орфографический словарь

формы слов

ха́м, ха́мы, ха́ма, ха́мов, ха́му, ха́мам, ха́мом, ха́мами, ха́ме, ха́мах

синонимы

морфемно-орфографический словарь

грамматический словарь

этимология

этимологический словарь

Церковнославянское — хамъ (человек из простонародья).

Древнееврейское — cham.

Слово «хам» пришло в русский язык в XVIII в. из церковнославянского.

Это слово пришло из Библии, где Хамом звали одного из сыновей Ноя, который надсмеялся над пьяным отцом и был за это проклят. В Библию имя попало из греческого, где оно, в свою очередь, является заимствованием из древнееврейского.

В XIX в. слово приобрело яркую политическую окраску: его использовали со значением «невежественный человек, проявляющий раболепие и угодничество перед властью». Современное значение слова «хам» — «грубиян, нахал» или «человек, отрицающий все общепринятые правила поведения».

Родственными являются:

Украинское и белорусское — хам.

Чешское — cham (мужик).

Польское — cham (грубиян).

Производные: хамка, хамский, хамство, хамить.

этимологический словарь русского языка

этимологический словарь

I

I — межд., передающее жадное поедание, ха́мкать «есть», ха́мка «собака», детская речь, звукоподражательное. Едва ли правильно сближение с ша́мать «шептать» (Ильинский, ИОРЯС 20, 4, 174), которое предполагало бы праслав. древность.

II

II, род. п. -а «грубиян», раньше «слуга, крепостной, мужик», напр. донск. (Миртов), укр. хам, польск. сhаm. Принимая во внимание диал. ха́мово коле́но «слуги», олонецк. (Кулик.), следует возводить хам к имени Хама, сына Ноя, библейск., цслав. Хамъ из греч. Χάμ; см. Брюкнер 176; Мi. ЕW 423; Христиани, AfslPh 34, 325. Меньше оснований говорить о происхождении из тур. χаm «грубый», вопреки Горяеву (ЭС 394).

Хам — ветхозаветный патриарх Ной, рассказывает Библия, однажды выпил вина, опьянел и уснул обнаженным. Один из его сыновей по имени Хам стал насмехаться над отцом и поэтому лишился родительского благословления, а потомство его было осуждено на рабство. Со временем имя «Хам» стало в бытовой речи нарицательным: так на Руси называли крепостного крестьянина, слугу, вообще человека из народа. Прошли еще века, и хам стал грубияном, нахалом, а поведение его — хамством.

история слов

ХАМ.

…в начале 40-х годов употребление слова хам еще не было вполне устойчивым. Грот, прочитав это слово в письме к нему П. А. Плетнева, спрашивает своего корреспондента: «Вы употребили слово хам; что оно значит?» (Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым. 1896, т. 1, с. 226). Плетнев отвечает: «Слово хам есть техническое и соответствует в моем употреблении слову пошлый или, как говорится в свете, unhomme tout fait ordinaire» (там же, с. 231).

К крепостному слуге: «Не дотрагивайся до меня, хам! — сказал мнимопьяный и поспешно встал на ноги» (Рассказ Порф. Байского «Юродивый» // Сев. цветы, 1827, с. 164).

Публикуется по сохранившейся в архиве рукописи на 2-х листках небольшого формата. — М.П.

сканворды

— Беспардонный человек.

— Нахал-профессионал.

— Невежливый сын Ноя.

— Невежа.

— Тот, кто не уважает, а унижает других, грубиян, неуч.

— Один из сыновей Ноя, осмеявший выпившего и уснувшего голым отца, был проклят, а его детям суждено рабство.

— Самый невоспитанный сын Ноя.

— Персонаж Логана Лермана в фильме «Ной».

— Сын Ноя, считающийся изобретателем идолов.

— Грубое прозвище слуг, лакеев, крепостных (устар.).

полезные сервисы

Хамство среди учащихся и способы его преодоления

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования И.С.Сергеев касаясь вопроса взаимоотношений ученика и учителя рассматривает возникающие в ходе педагогического общения конфликты на почве хамства и способы их преодоления:[12]

  • отказ от немедленного искоренения хамства любым (в том числе насильственным) путём;
  • осознание того, что ученик не стремится к тому, чтобы оскорбить или унизить педагога;
  • следует обращать внимание не на форму, а на суть обращения, поскольку за ним может «скрываться вполне разумное содержание речевого сообщения»;
  • поскольку хамство является «духовной болезнью», то «лечить» её следует путём человеческого общения с хамящим учеником;
  • стать наблюдателем-исследователем «феномена бескультурья, глупости, тупости» — анализ бессловесных и словесных действия ученика, его мимики и лексикона, отношения окружающих, с последующим сравнением ситуации с ранее виденными аналогами.

Чем руководствуются хамы? такой человек чаще всего о себе думает плохо

Чаще всего человек с хамским поведением руководствуется своими страхами: быть отверженным, остаться в одиночестве, быть непонятым – это тяжело, это очередная психологическая травма. И, чтобы ее предотвратить, человек, используя такой кривой способ, защищается.

При помощи напускной грубости и хамства человек маскирует собственную неуверенность в себе и низкую самооценку. Через браваду и эпатаж он пытается избежать непосредственного контакта с окружающими, в котором может проявить себя настоящего. А о себе самом такой человек чаще всего думает плохо – поэтому и боится, что его отвергнут и не примут.

То есть если я сам боюсь чего-то, то буду усиленно демонстрировать обратное, чтобы уж наверняка создать нужное впечатление о себе. В таком случае человек может обрекать себя на одиночество – у озлобленных и грубых людей друзей не так много. Вокруг него будут собираться либо такие же, как он, либо люди слабые, «подчиненные», которые будут смотреть на него снизу вверх и подпитывать его эго.

Кроме того, может существовать такая иллюзия, что хамство – это признак силы и власти, атрибут «высшей прослойки» общества: якобы люди, чего-то достигшие, могут позволить себе такое поведение. И человек, который хочет приобщиться к этой прослойке и позиционировать себя как успешного и уверенного в себе, может позволять себе хамское поведение, давая окружающим понять, что они никто и с ними можно так обращаться.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий