Сущность личностного и профессионального самоопределения в психологии | СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Сущность личностного и профессионального самоопределения в психологии | СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Женщине

3.3. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Профессиональные роли.

Правильно выбрать профессию очень важно для каждого человека. Это позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, материально обеспечить себя и свою семью.

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интерес (от лат. Interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет.

Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека.

Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако это несовместимые словосочетания с точки зрения логики, поскольку интерес – это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности.

Схема (метод «паутины» для примера)

Таким образом, интерес — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.

Интересы различаются:

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов.

Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.

Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности.

Склонности и выбор профессии

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино.

Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Способности и выбор профессии.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими.

Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения.

Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником.

Различают общие умственные и специальные способности.

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.

Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.

К художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т.д.

Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку.

Контрольные вопросы:

  1. Почему так важно учитывать собственные интересы и склонности в профессиональном выборе?
  2. Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как? Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера…». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел?
  3. Может ли человек развивать свои интересы, склонности?
  4. Кто влияет в первую очередь на формирование ваших интересов в детстве?
  5. Карьера это…
  6. Что необходимо человеку для продвижения по горизонтальной карьере?
  7. Карьерный рост это…
  8. Специальные способности это…
  9. Ваша задача на основе имеющихся у вас интересов, знаний заполнить следующую таблицу. Для этого:
  • Запишите в левый столбик всё, что вам нравится: свои увлечения, интересные дела, независимо от того, реальны они или нет.
  • Подумайте и запишите в центральном столбике возможные профессии, специальности или способы заработка, соответствующие каждому вашему увлечению.
  • Проанализируйте основные требования к получению необходимой профессии, специальности, ответив на вопрос, что для этого понадобится (обучение, деньги, знакомство, оборудование, помещение, сотрудники).
  • Подумайте над реалистичностью варианта (поставь « » или «–»).

Процесс и этапы профессионального самоопределения в условиях трансформации социально-трудовых отношений

УДК 331.54 JEL: J24

DO110.24147/1812-3988.2020.18(1)77-88

ПРОЦЕСС И ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

И.В. Диннер

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 10 ноября 2022 г.

Дата принятия в печать 1 декабря 2022 г.

Тип статьи

Исследовательская статья

Ключевые слова

Профориентация, выбор профессии, противоречия, рынок труда, профессиональное самоопределение, социально-трудовые отношения

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональным самоопределением на протяжении всей жизни, а также с изменением требований к профориентации в условиях трансформации социально-трудовых отношений под воздействием факторов четвертой промышленной революции и цифровой экономики. Приводятся результаты эмпирического исследования различных социальных групп (школьники, родители, учителя, студенты, работающее население). В связи с изменением требований к профессиональному самоопределению в современных условиях выделяются новые субъекты профессионального самоопределения. Выделяются и подробно описываются этапы профессионального самоопределения (учащиеся 7-9 классов, учащиеся 10 и 11 классов, студенты I курсов (бакалавриата), студенты IV курсов (бакалавриата), занятое население, Мве!-молодежь, предпенсионеры и пенсионеры) с учетом институциональных и трансформационных переходов, для каждого этапа приводятся цели, содержание и методы. Раскрываются задачи профессионального самоопределения на каждом из этапов. Дается характеристика каждого этапа с подробными рекомендациями по участию в профориен-тационных активностях конкретной направленности для построения эффективной траектории профессионального развития. Сформирован перечень мероприятий для определения особенностей профориентации на разных этапах процесса профессионального самоопределения и оценена их результативность. Определена и приведена в группы популярность профориентационных мероприятий среди респондентов и оформлена в табличном виде. Выделены приоритеты методов профессионального самоопределения (с разбивкой на общую, профессиональную и индивидуальную направленности).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00885.

THE PROCESS AND STAGES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS

I.V. Dinner

Dostoevsky Оmsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received

November 10, 2022

Accepted December 1, 2022

Type paper

Research paper

Abstract. The article discusses issues related to professional self-determination throughout life, as well as changing requirements for career guidance in the context of the transformation of social and labor relations under the influence of the factors of the fourth industrial revolution and the digital economy. There are presented the results of an empirical study of various social groups (schoolchildren, parents, teachers, students, working population). The requirements for professional self-determination are changing in modern conditions, and new subjects of professional self-determination are being identified. This article highlighted and described in detail the stages of professional self-determination (students in 7-9, 10, 11 grades, students of 1 and 4 courses (bachelor), employed, neet-young people, pre-retirees and retirees) taking into account institutional and transformational transitions for each stage are given objectives, content and methods. There were revealed the tasks of professional self-determination at each stage. Each stage is characterized with detailed recommendations for participation in career-oriented activities of a specific orientation for building an effective trajectory of professional development. A list of measures was formed to determine the features of career guidance at different stages of the process of professional self-determination and their effectiveness was evaluated. The popularity of career guidance activities among respondents is defined and grouped and is presented in tabular form. The priorities of methods of professional self-determination are highlighted (with a breakdown into general, professional and individual orientation).

Как быть Леди:  Меланхолик - определение типа темперамента, описание, характеристика, основные черты

Keywords

Career guidance, choice of profession, contradictions, labor market, professional self-determination, social and labor relations

Acknowledgements. The research was carried out with the financial support of the RFBR in the framework of scientific project No. 19-010-00885.

1. Введение. В современных условиях становится очевидным, что профессиональное самоопределение — непрерывный процесс. Традиционно этот процесс связан с самоопределением школьников и студентов. Но в связи с изменениями в социально-трудовой сфере появляется необходимость корректировки сложившегося понимания этапов и процесса профессионального самоопределения. Увеличивается продолжительность жизни населения и, следовательно, увеличивается период трудовой деятельности работника. В связи с этим возникают новые этапы профессионального развития у людей предпенсионного возраста и пенсионеров. Для этой категории трудовых ресурсов необходимо использовать эффективные методы профессионального самоопределения. Особенностью, с точки зрения профессионального самоопределения, является наличие достаточно уверенного опыта трудовой деятельности, что говорит об индивидуальности с точки зрения траекторий профессионального развития. Расширение границ начала и окончания трудовой деятельности способствует появлению новых форм занятости, которые позволяют начинать трудовую деятельность буквально со школы. Возможность удаленной работы предполагает наличие опыта и компетенций, которые могут быть у подростков или студентов первых курсов. Это значит, что трудовая деятельность в формате фриланса может начинаться значительно раньше. В связи с улучшением качества жизни населения появилась такая категория трудоспособного населения, как Мге^-моло-дежь, которая не работает и не учится. Для этой категории требуются совершенно новые инструменты и технологии профессионального самоопределения.

Всё это свидетельствует о необходимости конструирования процесса профессионального самоопределения и выделении новых его этапов, чтобы на каждом из них определить наиболее эффективные методы профессионального самоопределения.

2. Обзор литературы. Вопросы профессионального самоопределения исследуются на протяжении многих лет. Различные точки зрения на эту научную проблематику свидетельствуют об актуальности данного вопроса для экономики государства. Профессиональное самоопределение является важным фактором в вопросах воспроизводства, распределения и использования рабочей силы. Большинство авто-

ров считает, что целью профессионального самоопределения является последовательное формирование индивидуальных карьерных траекторий, осознанное развитие личностного, профессионального и жизненного потенциала, и кроме того стремления вовремя исправлять и осуществлять намеченные планы [1; 2]. Особенно важно при этом учитывать то, что меняются требования к профессиональному самоопределению в условиях четвертой промышленной революции и цифровой экономики. В ряде исследований, проводимых современными авторами, говорится о влиянии технологий и глобализации на изменение содержания большинства профессий. Тенденция к непрерывному профессиональному развитию в течение всей жизни объективно приводит к тому, чтобы рассматривать профессиональное самоопределение как многоэтапное и многофакторное явление. В работах российских ученых преимущественно выделяются этапы профессионального самоопределения, связанные со школьниками и студентами [3-5]. На самом же деле в условиях непрерывного профессионального развития возникают новые этапы.

3. Методология исследования. В качестве базового методологического подхода в исследовании принят процессный подход, в рамках которого профессиональное самоопределение анализируется в контексте непрерывно связанных стадий, ориентированных на взаимосвязь компетенций личности с формами занятости и профессией в процессе профессионального развития. На каждой стадии выполняются базовые функции: профадаптация, проф-информирование, профдиагностика, профотбор, профконсультирование и др. [3; 6]. В связи с тем, что процесс профсамоопределения является непрерывным, необходимо к описаному выше добавить карьерное развитие, которое берет начало на первых стадиях профсамоопределения и при этом реализуется на протяжении всей трудовой деятельности.

Компетентностный подход придает сквозной характер и непрерывность процессу профессионального самоопределения. В работах отечественных и зарубежных авторов [7-9] приводятся содержательные характеристики данного подхода. В рамках теории обучения в течение всей жизни развитие компетенций является целью профразвития личности, гарантируя непрерывный и последовательный характер профсамоопределения.

Системный подход считается наиболее распространенным в исследованиях профессионального самоопределения, является комплексным и способен придавать профессиональному самоопределению необходимый уровень организованности, упорядоченности, непротиворечивости и развития. В соответствии с теорией системного подхода, изложенной в трудах В.С. Половинко [10], профессиональное самоопределение имеет следующие свойства: функционирование в среде, наличие элементов, связи и отношения, структурность и целостность.

В процессе исследования анализировались данные официальной статистики, документы Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по делам молодежи (Росмо-лодежь), Министерства труда и социального развития РФ, программы и материалы региональных органов управления, информация из открытых источников о реализуемых в России и регионах профориентационных проектах (анализ проводился в 2022 г.). Эмпирической основой стали результаты опросов школьников Омской области (9-11 классы, N = 11 691 чел.), классных руководителей N = 1 132 чел.), родителей школьников N = 2 701 чел.), студентов омских вузов N = 844 чел.), работающих N = 284 чел.) [11].

4. Результаты исследования. В условиях стремительных преобразований перед государством стоит непростая задача, связанная с обеспечением отдельных отраслей экономики квалифицированной рабочей силой, необходимой по качеству и количеству, требования к которой постоянно возрастают. Учитывая тот факт, что происходят существенные трансформации в социально-трудовых отношениях под воздействием ряда факторов, на первый план в этих вопросах выходят процессы, связанные с профессиональным самоопределением человека [12; 13].

Профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью профессионального развития каждого человека. Процесс профессионального самоопределения в силу своей многофакторности подразделяется на этапы [14].

Начинается он еще со школы (профессиональное самоопределение в более раннем возрасте не имеет смысла, по мнению автора, поскольку в дошкольном возрасте происходит лишь первичное познание картины мира). В младших классах происходит первое знакомство с миром профессий, раскрывается сущность. В средней школе детей знакомят с отрас-

лями и более широким спектром профессий. Учащиеся старших классов продолжают знакомство с миром профессий посредством различных уроков, бесед и других активностей. Кроме того, старшеклассники в обязательном порядке проходят первый этап профессионального самоопределения в 9 классе. На данном этапе профессиональное самоопределение носит институциональный характер и определяется Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Дальнейшее обучение осуществляется либо в рамках колледжа, либо в рамках школы (10-11 классы). Кроме этого, после 9 класса школьники могут перейти в категорию №е^-молодежи. К категории относят экономически неактивное население в возрасте 15-24 лет, а также тех, кто нигде не учится и не работает. В неоднородной по своему составу группе №е?-молодежи выделяют две подгруппы: безработных и экономически неактивных. В группе экономически неактивных различают: занятых домашним хозяйством, уходом за детьми и другими членами семьи; имеющих проблемы со здоровьем; тех, кто находится в активном поиске работы, но не могут трудоустроиться по каким-либо причинам; не имеющих необходимости работать (независимо от источника дохода) [4; 15; 16, с. 35].

Следующий этап институционального профессионального самоопределения осуществляется в 11 классе. Главной задачей данного этапа является построение дальнейшей траектории профессионального развития (колледж, вуз, трудовая деятельность) или переход в категорию №в(. Дальнейшее обучение в среднем профессиональном или высшем учебном заведении способствует формированию профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Данный этап предполагает первое знакомство с профессиями в рамках организаций, что осуществляется путем прохождения практики и производственного обучения. На этапе трудовой деятельности человек применяет свои компетенции. Помимо этого, осуществляется корректировка карьерных предпочтений.

В современных условиях рыночной экономики следует выделять этап внетрудового развития, к которому относится №е?-молодежь, предпенсионеры и пенсионеры, безработные, незанятое население.

Обозначенные выше этапы профессионального самоопределения представлены в табл. 1.

Таблица 1. Этапы профессионального самоопределения [17, с. 28-29] Table 1. Stages of professional self-determination [17, p. 28-29]

Этапы Цель Содержание Методы

Школьный этап

Начальные классы, средние классы, старшие классы — Понимание разнообразия форм деятельности; — осознание своих способностей и склонностей; — выбор профиля обучения (в СОШ), траектории дальнейшего образования; — осознание форм занятости (обучение / трудоустройство) — Знакомство с миром профессий; — формирование soft skills; — осознание сильных и слабых сторон в контексте трудовой деятельности; — ознакомление с характером и содержанием труда по профессии — Занятия в учреждениях дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.); — знакомство с различными профессиями; — тестирование способностей; — профессиональное тестирование; — профессиональные пробы; — первичное планирование карьеры

Этап первичного профессионального развития

Обучение в СПО (акцент на первый и последний годы обучения)

— Формирование профессиональных и развитие над-профессиональных компетенций;

— выбор места дальнейшего трудоустройства;

— выбор форм занятости

— Освоение учебного плана по профессии;

— знакомство с возможными вариантами трудоустройства и карьерного развития

— Прохождение практики, знакомство с работодателями, формирование карьерных планов;

— экскурсии;

— пробы

Обучение в вузах: бакалавриат (акцент на 1-й и 4-й год), магистратура, аспирантура

— Формирование профессиональных и развитие над-профессиональных компетенций;

— выбор форм занятости;

— выбор места дальнейшего трудоустройства

— Освоение учебного плана по выбранному направлению подготовки;

— знакомство с возможными вариантами трудоустройства и карьерного развития

— Теоретическое обучение, выполнение курсовых работ, прохождение практики, знакомство с работодателями, формирование карьерных планов;

— экскурсии;

— встречи;

— тренинги_

Этап трудовой деятельности

Трудовая деятельность: акцент на 1-3-й год работы, предпенсионный этап

— Реализация и развитие человеческого капитала;

— оптимальное использование компетенций на рынке труда

— Трудовая деятельность в рамках выбранной профессии;

— развитие компетенций;

— корректировка карьерного развития

— Выполнение трудовых функций;

— повышение квалификации;

— переподготовка;

— трудовые перемещения;

— карьерное планирование;

— проекты_

Этап внетрудового развития

Neet-молодежь

Корректировка планов траектории профессионального развития_

— Переобучение;

— консультационная поддержка

Тренинги, повышение квалификации, обучение

Безработные; незанятое население

Корректировка планов трудовой деятельности и траектории развития

— Переобучение;

— корректировка системы ценностей;

— материальная и психологическая поддержка

— Обучение;

— самоопределение;

— тренинги;

— тестирование;

— перспективы рынка труда и занятости

Предпенсионеры

— Развитие профессиональных и надпрофессиональ-ных компетенций;

— выбор форм занятости

— Развитие компетенций;

— корректировка форм занятости

— Консультирование;

— психологическое сопровождение

Пенсионеры

Корректировка жизненных планов и планов трудовой деятельности

— Корректировка системы ценностей;

— корректировка форм занятости

— Оптимизация активности;

— консультирование;

— психологическое сопровождение;

— социальная защита

В условиях трансформации социально-трудовых отношений под воздействием факторов четвертой промышленной революции и цифровой экономики можно наблюдать изменения приоритетов профессионального самоопределения на разных этапах процесса профессионального самоопределения.

Для определения особенностей профессионального самоопределения на разных этапах процесса профессионального самоопределения в ходе исследования была оценена результативность применяемых в Омской области профориентационных мероприятий. На основе анализа деятельности субъектов профориентации был сформирован перечень таких мероприятий, состоящий из 27 пунктов. Такое разнообразие предопределило необходимость авторской группировки:

— мероприятия общей направленности, цели и задачи которых — предоставление общей информации о спектре профессий, о технологии выбора, о наличии возможностей и векторов профессионального самоопределения;

— мероприятия профессиональной направленности, которые формируют более глубокое

представление школьников о конкретной профессии, содержании функции, перспективах трудоустройства;

— мероприятия индивидуальной направленности, которые ориентированы на индивидуальные способности и предпочтения человека.

Была выявлена популярность мероприятий (число принявших участие). Результативность оценивалась с помощью коэффициентов. Коэффициент эффективности (Кэф) рассчитывался как отношение числа отметивших мероприятие как «эффективное» к общему числу принявших участие в мероприятии. Коэффициент демонстрирует степень влияния мероприятия на выбор респондентами профессии. Коэффициент перспективности (Кперсп) проф-ориентационного мероприятия (отношение числа считающих мероприятие перспективным к числу принявших участие в нем) демонстрирует перспективность этого мероприятия в будущем. Результаты оценки относительно эффективности мероприятий по профессиональному самоопределению школьников Омской области представлены в табл. 2.

Как быть Леди:  Как выйти из позиции ребенка | Вдохновение Перемен

Таблица 2. Результативность мероприятий по профессиональному самоопределению

школьников Омской области [17, с. 78]

Table 2. Effectiveness of measures for professional self-determination of schoolchildren of the Omsk region [17, p. 78]

Мероприятия Доля использовавших, % Кэф Кперсп

Мероприятия общей направленности

Выставки (ярмарки) профессий 41,35 0,39 0,21

Тематические классные часы 42,49 0,34 0,18

Выступления представителей вузов и колледжей в школе 43,36 0,40 0,21

Мероприятия профессиональной направленности

Экскурсии на предприятия 29,79 0,53 0,32

Профессиональные пробы (учебно-профессиональные комбинаты) 16,61 0,75 0,46

Встречи с профессионалами своего дела (представители профессий) 26,25 0,65 0,44

Мероприятия индивидуальной направленности

Индивидуальные консультации 20,27 0,63 0,40

Мастер-классы, тренинги по выбору профессии (шаги выбора) 24,34 0,63 0,36

Тестирование способностей (психологическое) 46,77 0,35 0,19

Профильные смены по профориентации (включенное погружение) 12,57 0,79 0,53

На следующем этапе исследования были выделены приоритеты методов профессионального самоопределения (с разбивкой на общую, профессиональную и индивидуальную направленности). Учитывая, что цели профессионального самоопределения относятся к выбору профессии, форм и методов развития и образования, форм занятости и выбора организации тру-

доустройства с учетом циклической диагностики уровня развития компетенций, для каждого этапа профессионального самоопределения выделены модули (профессии, занятость, образование, диагностика). Общая схема распределения приоритетов на различных этапах представлена в табл. 3.

Таблица 3. Приоритеты профессионального самоопределения на различных этапах [17, с. 138] Table 3. Priorities of professional self-determination at various stages [17, p. 138]

Объект Цель (выбор) Направленность мероприятий Модули

Общая Профессиональная Индивидуальная Профессии Занятость Образование / развитие Диагностика потенциала

Школьники 7-9 классов Школа / СПО; профиль в школе

Школьники 10 классов Варианты развития

Школьники 11 классов ВУЗ / СПО / трудоустройство

Студенты 1-го курса Подтверждение выбора

Студенты 4-го курса Выбор варианта трудоустройства и формы занятости

Занятое население Траектория карьерного развития

Мге/-молодежь Варианты развития

Безработные; незанятое население Варианты развития / Трудоустройство

Предпенсионеры Варианты развития и трудоустройства

Пенсионеры Варианты развития

Примечание. ( ) — степень проявления низкая; ( ) — степень проявления средняя; ( ) — степень проявления высокая.

Этап 1. Учащиеся 7-9 классов, по мнению автора, должны принять решение относительно профессионального развития, которое определяется институционально. Результатом данного решения является продолжение обучения в рамках средней школы или поступление и дальнейшее обучение в колледже.

Задачи данного этапа направлены на формирование представлений о ценностно-смысловых сторонах профессиональной деятельности, тенденциях изменения мира профессий, а также первичных представлений о рынке труда, навыков использования информации для поиска профессии, первой диагностики компетенций и помощь в самопознании.

Исходя из этого, могут быть использованы такие профориентационные мероприятия, как игры «Мое будущее», «Темперамент и профессия», «Мир профессий», «Я в мире профессий», и такие традиционные формы, как классные часы с использованием интерактивных методов и методов наглядного сопровождения. Для

учащихся 7-9 классов особо актуально использование фильмов и видеопрофессиограмм, направленных на формирование представления о рынке труда в целом. Отдельным направлением должны стать мероприятия, формирующие знания об образовательных организациях региона и России [5].

Из числа профориентационных активностей профессиональной направленности целесообразно, например, использовать информационно-активизирующий тренинг «Мир профессий», «Учись для будущего и для себя», а также настольные игры по «Атласу профессий будущего». Для диагностики способностей используются психологические тесты, направленные на определение общей профессиональной направленности. Очень внимательно необходимо относиться к трактовке результатов о различных сферах развития, особенно гуманитарной или технической, так как мир профессий изменчив и границы в рамках одной профессии могут стираться.

Важен тот факт, что рекомендуемые мероприятия в литературе и проводимые на практике, такие как день открытых дверей и участие в конференциях в вузах, ярмарки профессий и пр., уже неактуальны для школьников данного возраста. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного в рамках данного исследования.

При формировании интереса к определенному виду деятельности, а также представления об успешности траектории профессионального развития могут быть использованы встречи с представителями профессий, а особенно актуальны для учащихся 7-9 класса встречи с успешными выпускниками школы.

Но один из важных результатов — это формирование навыков работы с информацией о профессиях, на рынке труда и рынке образовательных услуг [17, с. 139].

Этап 2. Учащиеся 10 класса в большей степени нуждаются в профориентационных мероприятиях, но при этом у них нет необходимости делать выбор с институциональной точки зрения. Результатом этого этапа должны стать несколько траекторий профессионального развития: основной, дополнительный и вероятностный варианты профессиональной деятельности, обучения, формы занятости.

Направленность мероприятий на данном этапе должна аккумулировать в себе предшествующий опыт профессионального развития, связанного с миром профессий, рынком труда, особенностей личности и др. Фокус должен быть направлен на мероприятия, связанные с профессиональной деятельностью. Для большей уверенности в выборе профессии необходимо использовать профориентационные тестирования, которые позволяют более детально продемонстрировать укрупненные группы профессий, а также конкретизировать возможные сочетания с конкретно выбранными профессиями. Кроме этого, на данном этапе требуется использовать мероприятия консультационного характера, которые позволяют прогнозировать изменения содержания профессий под влиянием различных факторов. Такого рода мероприятиями могут выступать различные тренинговые программы, например «Осознанный выбор профессии», и активные семинары «Моя карьера».

Профессиональный блок мероприятий предполагает активное использование гейми-фикации с учетом аспектов рынка труда и осо-

бенностей личности. Это могут быть ролевые игры, фабрика профессий, тренинговые и коу-чинговые программы. Например, «Weekend профессий» — встреча с успешными представителями профессий, нацеленная на формирование профессиональной направленности.

Общая и индивидуальная направленность мероприятий должна формировать траекторию выбора образовательной организации (среднее профессиональное или высшее учебное заведение, выбор региона проживания, тип и уровень образовательной организации). Для этого рекомендуется использовать инструменты работы с информацией в сети Интернет: сайты, форумы, дискуссии, посещение ярмарок профессий, образования, дней открытых дверей. Результаты исследований показывают, что школьники этого возраста предрасположены использовать различные варианты проб себя в профессии. Это могут быть занятия в учебно-производственных комбинатах, занятость во время каникул, специализированные тренинги и другие интерактивные мероприятия.

Для достижения целей профессионального самоопределения необходимо использовать различные подходы и технологии: коуч-сессии от профориентаторов школ, самоанализ результатов различных профориентационных активностей и др. Если брать во внимание тот факт, что учащиеся 10 классов проявляют высокую самостоятельность в принятии решений относительно профессионального самоопределения, то содействие со стороны субъектов должно носить рекомендательный и направляющий характер. Эффективным и правильным вариантом окончания профориентационной работы школьника 10 класса может быть участие в различных выездных загородных проектах, направленных на профессиональное самоопределение.

Этап 3. Учащиеся 11 классов — очевидно, данный этап является серьезным и трансформационным для личности с точки зрения принятия решения и профессионального самоопределения. Во внимание необходимо брать институциональный фактор (переход от школы к вузу) и фактор профессиональной трансформации (выбор профессии или специальности). Главным является выбор профессии и построение дальнейшей траектории профессионального развития.

Профориентационные мероприятия должны быть направлены на детализацию выбора

из обозначенных ранее вариантов. Исследование показало, что на данном этапе мероприятия, которые позволяют формировать общее представление о мире профессий, теряют свою актуальность и отходят на второй план, в связи с чем проводимые мероприятия должны показывать возможные варианты развития в профессии, способствовать анализу преимуществ при выборе учебного заведения, демонстрировать возможности дальнейшей трудовой деятельности. Результативным с точки зрения мероприятий могут быть посещения вузов, участие в выставках профессий, походы в организации и т. д.

Актуальными являются мероприятия профессиональной и, особенно, индивидуальной направленности, сопоставляющие возможности (финансовые, социальные, доступ к поступлению в вуз / техникум в регионе, на бюджетные места и пр.) с интересами школьника («хочу»). Результативными могут быть мероприятия, в которых учащиеся активно взаимодействуют с конкретными представителями профессий. Одной из форм может быть «Weekend профессий», а также встречи с профессионалами на предприятиях, система наставничества (менторства), которая органично может быть вплетена в контекст механизма «школа -вуз — предприятие» или в развитие взаимодействий школы с конкретным предприятием.

Результаты исследования показывают, что механизм «пробы в профессии», когда учащиеся в режиме практики трудоустройства во время школьных каникул, семинаров и тренингов выполняют наиболее типичные профессиональные функции, осознавая себя в качестве профессионалов, является перспективным. Следует иметь в виду, что вышеперечисленные методы формируют ориентацию применительно к сложившемуся профессиональному разделению труда, т. е. отражают прошлое и настоящее. Автор считает, что перспективы изменения профессий и планирования профессионального развития необходимо выстраивать на 10-12 лет вперед. Эффективным инструментом с точки зрения представления профессий и трендов в ее развитии может стать геймификация.

На этом этапе будут уместны такие диагностические тесты, как, например, тесты «Проф-Диалог — Профессиональный тест по методике А.М. Князева», конкретизирующие уровень развития компетенций и качеств, адекватных выбранным вариантам. При этом высока роль

профессиональных консультантов и родителей, учителей, которые могут в режиме коучин-говых методов воздействовать на устранение барьеров и уточнение, конкретизацию интересов школьников. Имеют потенциал развития проектно-ориентированные методики, где школьники с учетом анализа обширной информации с использованием форсайт-методов разрабатывают проект своего профессионального развития, а также дискуссионные площадки и семейное консультирование.

Очевидным барьером на данном этапе является наличие широкого спектра различных профориентационных мероприятий, проводимых для данной категории, но при этом никак не учитывающих потребности данной социальной группы. Проводимые мероприятия не должны быть формальными, общими и малосодержательными. При этом особую роль играют специалисты по профессиональному самоопределению, которые являются проводниками различных активностей соответствующим трендам. Необходимо брать во внимание организацию профориентационной работы таким образом, чтобы снизить стресс при выборе дальнейшего места обучения или трудоустройства с учетом накопленного потенциала, что существенно сократит возможность спонтанного выбора.

Этап 4. Студенты 1-го курса (бакалавриат) — отличительной особенностью на данном этапе является сопоставление состоявшегося выбора с вероятными профессиональными и карьерными перспективами, а также формами занятости и сценариями возможного профразвития с учетом нового статуса. Студент находится в профессиональном поле и получает информацию от преподавателей вуза / колледжа, знакомится с практиками и кейсами, связанными с трудоустройством. С этой точки зрения он оценивает личный потенциал, и у него возникают новые интересы. Цель этапа — осознание себя в рамках выбранной профессии, формирование вариантов трудоустройства и форм занятости.

Данная среда перераспределяет значимость субъектов профориентации, которые оказывают влияние на профессиональное развитие. Повышается роль тех, с кем взаимодействует студент: преподаватель, заведующий кафедрой, представители центра карьеры, научного руководителя, — в связи с чем особое значение в вопросах профессионального развития

имеют мероприятия профессиональной и индивидуальной направленности.

Важным на данном этапе является конкретизация выбранного профиля, профессиональное развитие в выбранной профессии и развитие необходимых для этого soft и hard skills. Существенным аспектом при этом является исключение ложных представлений, сформированных на предыдущих этапах. В ходе исследования было определено, что 1/5 студентов допускает смену профессии в процессе или по окончанию обучения. При этом важно предусмотреть другой вектор профессионального развития, основывающегося на обучении схожей профессии, совершенствовании формы занятости, дополнительного обучения.

Базовыми принципами профсамоопреде-ления студентов выступает развитие профессиональных и надпрофессиональных навыков и их соотнесение с предъявляемыми требованиями профессиональной деятельности. Для этого важны такие мероприятия, как практика, экскурсии на предприятия, встречи с работодателями, анализ HR-брендов. В рамках развития компетенций в вузе для профессионального самоопределения важны практикоориен-тированные научные исследования, участие в научных конференциях, межпрофессиональных проектах, участие в научных исследованиях для предприятий-работодателей.

Кроме того, в последние годы активизируются общественные профессиональные сообщества, которые предлагают профориента-ционные мероприятия, демонстрирующие актуальность и перспективы развития в определенной профессиональной сфере. Другим акцентом в работе на данном этапе является формирование вариантов трудоустройства и форм занятости. Для этого перспективным является формирование навыков анализа рынка труда с учетом тенденций профессионального разделения труда, а также навыков анализа экономических процессов и отдачи на формируемый студентом человеческий потенциал.

Отличительной чертой данного этапа выступает то, что студенты способны совмещать учебу и работу одновременно. Опустим возможные предпосылки данного факта и обратим внимание на то, что такого рода активность способствует более полному представлению реальных условий работы по выбранной профессии, а также формированию soft skills и hard skills.

Как быть Леди:  Самообладание - что это такое и как его развить?

Этап 5. Студенты 4-го курса (бакалавриат), итогового года обучения в бакалавриате, связанного с принятым институциональным изменением социального статуса. В виду того, что процент тех, кто после бакалавриата продолжает дальнейшее обучение в магистратуре или аспирантуре, не велик, остановимся на траектории перехода, связанной с трудовой деятельностью. Главным на данном этапе становится определение с той организацией, где продолжит свою трудовую деятельность выпускник. На этом этапе особое значение имеют мероприятия индивидуальной направленности. Актуальность мероприятий профессиональной направленности способствует конкретизации условий трудовой деятельности и с фактической точки зрения, и с позиции карьерного развития. Важным для дальнейшего профессионального развития является взаимодействие с представителями работодателя, различными профессиональными ассоциациями и службами по управлению персоналом. Значимыми возможностями для этого являются посещения предприятий, в рамках которых потенциальный работник может более предметно познакомиться с будущей профессией. Встречи с профессионалами, но обязательно с представителями конкретных должностей, узкопрофессиональными специалистами. Существенно возрастает значимость прохождения практики для более эффективного самоопределения. На данном этапе студенты выполняют выпускные квалификационные работы. Студенты в полной мере пользуются сетью Интернет для поиска возможных вариантов трудоустройства. При этом существенно возрастает актуальность ИЯ-бренда организаций.

Важным аспектом остается консультирование профориентаторов, особенно важна активность специализированных центров профориентации.

Этап 6. Для занятого населения в рамках темы исследования профессиональное самоопределение рассматривается с основной целью изменения профессиональной деятельности с учетом нового социального статуса, меняющихся социальных обязательств, где в конечном итоге либо подтверждается профессия, либо происходит смена профессии на смежную или радикально иную. При этом субъектам необходимо создать информационное, консультационное и корректирующее воздействие, где самыми актуальными мероприятиями

выступают отражающие варианты занятости и развития компетенций.

Но для данного этапа важной проблемой остается выбор форм занятости: найм, фри-ланс, предпринимательство либо самозанятость, — поэтому профориентационная активность должна включать мероприятия, в соответствии с потенциалом личности демонстрирующие способности, а также возможности различных форм занятости.

Этап 7. Шв^молодежъ — задачами этого этапа является поиск возможных сценариев профессионального развития. В виду специфики данной категории особое внимание необходимо уделять мероприятиям индивидуальной направленности для того, чтобы построить подходящую траекторию профессионального развития. Индивидуальные консультации и тренинги способствуют осознанию сильных и слабых сторон личности и дальнейшему их развитию. Вопросы, связанные с анализом рынка труда и мира профессий, направляют представителей данной категории на профориен-тационную активность.

Немаловажным направлением работы являются мероприятия профессиональной направленности, которые демонстрируют перспективы развития отдельных отраслей экономики. Данный этап позволяет формировать варианты трудоустройства и форм занятости. Мероприятия общей направленности нужны для того, чтобы понимать тенденции развития профессий и рынка труда в целом. Важным является умение сформировать возможные траектории профессионального развития и трудоустройства.

Этап 8. Предпенсионеры и пенсионеры -известно, что люди данного этапа могут и желают трудиться либо на старом месте, либо осваивать более доступные профессии. Однако, стоит отметить, что многие пенсионеры

хотели бы учиться, получать, осваивать те профессии, о которых мечтали ранее, но которые так и не освоили по разным причинам. Всё это свидетельствует о том, что предпенсионеры и пенсионеры — это огромный и всё увеличивающийся трудовой ресурс, который необходимо грамотно использовать. Наиболее актуальными являются мероприятия профессиональной направленности, на которых будут показаны различные варианты занятости и развития компетенций.

Данный этап предполагает наличие новых возможностей профессионального развития и выбора форм занятости (фриланс, самозанятость). Для указанной категории актуально понимание тенденций и изменений в профессиях. Также значимым для них является понимание того, как и в каком направлении они могут развиваться.

5. Заключение. Таким образом, профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью профессионального развития каждого человека, на самом же деле в условиях непрерывного профессионального развития возникают новые этапы. В данной статье выделены и подробно описаны восемь этапов профессионального самоопределения: 1) учащиеся 7-9 классов; 2) учащиеся 10 классов; 3) учащиеся 11 классов; 4) студенты 1-х курсов (бакалавриата); 5) студенты 4-х курсов (бакалавриата); 6) занятое население; 7) молодежь; 8) предпенсионеры и пенсионеры. Дана характеристика выделенных этапов, приведены цели, содержание и методы, раскрыты задачи и выделены приоритеты методов профессионального самоопределения. Тенденция к непрерывному профессиональному развитию в течение всей жизни объективно приводит к тому, чтобы рассматривать профессиональное самоопределение как многоэтапное и многофакторное явление.

Литература

1. Антипъев А. Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2022. — № 2. -С.141-150.

2. Балакина А. П. Профориентация в системе управления развитием человеческих ресурсов // Экономика и управление. — 2022. — № 12 (74). — С. 3-6.

3. Апостолов О. П. Профориентация: опыт, проблемы, поиск // Социальный труд. — 1985. -№ 5. — С. 88-96.

4. Иванова Е. Ю. Ранняя опережающая профориентация как форма перспективного регулирования региональных сегментов рынка труда // Мир современной науки. — 2022. — № 6. -С.100-110.

5. Колесникова О. А., Крымова Н. А. Развитие системы управления профориентацией — требование времени // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2022. — № 1. — С. 139-144.

6. Шангина Н. А., Орлова С. Н., Шангина Е. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников при выборе профессии // Решетневские чтения. — 2022. — № 19 (2). -С.450-451.

7. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-14.

8. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 22-28.

9. Погорелова И. Г., Калягин А. Н., Жукова Е. В. Компетентностный подход в современном медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал. — 2008. — № 2. — С. 106-109.

10. Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация : моногр. / под науч. ред. Ю. Г. Одегова. — М. : Информ-Знание, 2002. — 484 с.

11. Половинко В. С., Арбуз А. В., Диннер И. В. Обоснование комплексной методики исследования профориентации и профессионального самоопределения // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2022. — Т. 17, № 2. — С. 207-216. — DOI: 10.25513/1812-3988.2022.17(2).207-216.

12. Капелюшников Р. И. Технологический прогресс — пожиратель рабочих мест? // Вопросы экономики. — 2022. — № 11. — С. 111-140.

13. Половинко В. С. Модернизация социально-трудовых отношений в период неоиндустриализации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2022. — № 3. — С. 9-13.

14. Диннер И. В. Развитие системы и становление новых субъектов профориентации // Социально-экономические тенденции развития экономики : сб. науч. тр. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2022. -С. 101-108

15. Зудина А. А. «Не работают и не учатся»: NEET-молодежь на рынке труда в России : препринт WP3/2022/02. — М. : Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики», 2022. — 21 с.

16. Варшавская Е. Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. — 2022. — № 9. — С. 31-39.

17. Диннер И. В. Профориентация и профессиональное самоопределение в контексте непрерывного профессионального развития : дис. … канд. экон. наук. — Омск, 2022. — 233 с.

References

1. Antip’ev A.G. Proforientatsiya molodezhi v sovremennom rossiiskom obshchestve: sostoyanie i puti razvitiya [Career guidance of youth in modern Russian society: state and development paths]. Historical andsocio-educational thought, 2022, no. 2, pp. 141-150. (in Russian).

2. Balakina A.P. Proforientatsiya v sisteme upravleniya razvitiem chelovecheskikh resursov [Career guidance in the human resources development management system]. Economics and Management, 2022, no. 12 (74), pp. 3-6. (in Russian).

3. Apostolov O.P. Proforientatsiya: opyt, problemy, poisk [Career guidance: experience, problems, search]. Sotsial’nyi trud, 1985, no. 5, pp. 88-96. (in Russian).

4. Ivanova E.Yu. Rannyaya operezhayushchaya proforientatsiya kak forma perspektivnogo reguli-rovaniya regional’nykh segmentov rynka truda [Early advanced career guidance as a form of prospective regulation of regional segments of the labor market]. World of Modern Science, 2022, no. 6, pp. 100-110. (in Russian).

5. Kolesnikova O.A., Krymova N.A. Razvitie sistemy upravleniya proforientatsiei — trebovanie vremeni [Development of a career guidance management system — a requirement of the time]. Bulletin of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2022, no. 1, pp. 139-144. (in Russian).

6. Shangina N.A., Orlova S.N., Shangina E.A. Problema professional’nogo samoopredeleniya starsheklassnikov pri vybore professii [The problem of professional self-determination of high school students when choosing a profession]. Reshetnev readings, 2022, no. 19 (2), pp. 450-451. (in Russian).

7. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model’: ot idei k obrazovatel’noi programme [Competency model: from an idea to an educational program]. Pedagogy, 2003, no. 10, pp. 8-14. (in Russian).

8. Zeer E., Symanyuk E. Kompetentnostnyi podkhod k modernizatsii professional’nogo obra-zovaniya [Competency-based approach to the modernization of vocational education]. Higher Education in Russia, 2005, no. 4, pp. 22-28. (in Russian).

9. Pogorelova I.G., Kalyagin A.N., Zhukova E.V. Kompetentnostnyi podkhod v sovremennom meditsinskom obrazovanii [Competency-based approach in modern medical education]. Siberian medicine journal, 2008, no. 2, pp. 106-109. (in Russian).

10. Polovinko V.S. Upravlenie personalom: sistemnyi podkhod i ego realizatsiya [Personnel management: a systematic approach and its implementation], Monograph, Moscow, Inform-Znanie publ., 2002, 484 p. (in Russian).

11. Polovinko V.S., Arbuz A.V., Dinner I.V. Substantiation of a complex research methodology career guidance and professional self-determination. Bulletin of Omsk University. Series «Economics», 2022, Vol. 17, no. 2, pp. 207-216. DOI: 10.25513/1812-3988.2022.17(2).207-216. (in Russian).

12. Kapelyushnikov R.I. Tekhnologicheskii progress — pozhiratel’ rabochikh mest? [Technological advances — job eaters?]. Voprosy Ekonomiki, 2022, no. 11, pp. 111-140. (in Russian).

13. Polovinko V.S. Modernizatsiya sotsial’no-trudovykh otnoshenii v period neoindustrializatsii [Modernization of social and labor relations during the period of neo-industrialization]. Bulletin of Omsk University. Series «Economics», 2022, no. 3, pp. 9-13. (in Russian).

14. Dinner I.V. Razvitie sistemy i stanovlenie novykh subyektov proforientatsii [The development of the system and the formation of new subjects of career guidance], in: Socio-economic trends in the development of the economy, Collection of scientific works, Omsk, Omsk State Technical University publ., 2022, pp. 101-108. (in Russian).

15. Zudina A.A. «Ne rabotayut i ne uchatsya»: NEET-molodezh’ na rynke truda v Rossii [«Do not work and do not study»: NEETyouth in the labor market in Russia], Preprint WP3/2022/02, Moscow, HSE publ., 2022, 21 p. (in Russian).

16. Varshavskaya E.Ya. Rossiiskaya NEET-molodezh’: kharakteristiki i tipologiya [Russian NEET-youth: characteristics and typology]. Sociological studies, 2022, no. 9, pp. 31-39. (in Russian).

17. Dinner I.V. Career guidance and professional self-determination in the context of continuous professional development, Dissertation, Omsk, 2022, 223 p. (in Russian).

Сведения об авторе

Диннер Игорь Владимирович — канд, экон. наук, доцент кафедры экономики и управления человеческими ресурсами

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: igor-dinner@yandex.ru

SPIN-код: 4692-3211; РИНЦ AuthorlD: 971476

About the author

Igor V. Dinner — PhD in Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Human Resource Management

Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: igor-dinner@yandex.ru

SPIN-code: 4692-3211; RSCI AuthorlD: 971476

Для цитирования

Диннер И. В. Процесс и этапы профессионального самоопределения в условиях трансформации социально-трудовых отношений // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2020. — Т. 18, № 1. -С. 77-88. — РО!: 10.24147/1812-3988.2020.18(1).77-88.

For citations

Dinner I.V. The process and stages of professional self-determination in the conditions of transformation of social and labor relations. Herald of Omsk University. Series «Economics», 2020, Vol. 18, no. 1, pp. 77-88. DOI: 10.24147/1812-3988.2020.18(1).77-88. (in Russian).

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий