Суицидальное поведение подростков. Как предотвратить суицид.. ГУО «Средняя школа №1 г.Гомеля»

Суицидальное поведение подростков. Как предотвратить суицид..  ГУО «Средняя школа №1 г.Гомеля» Женщине
Содержание
  1. Что делать, если подросток уже предпринял попытку суицида?
  2. Существует теория, что если человек совершил одну или несколько суицидальных попыток, то рано или поздно он предпримет еще одну. это правда?
  3. . Блог
  4. . Дополнительные возможности для Пользователей
  5. . Каталог товаров, услуг и решений
  6. . Условия оформления заказа в Каталоге
  7. . Устранение нарушений авторских прав
  8. Общая информация о Портале
  9. Общие положения об использовании Портала
  10. Условия использования материалов, размещенных на Портале
  11. Обязанности Пользователей при использовании материалов
  12. Регистрация Аккаунта
  13. Данные Пользователей
  14. Прекращение (удаление) Аккаунта
  15. В каких ситуациях разговор о суициде нельзя откладывать?
  16. Взрослые, внимание! какие подростки в зоне риска?
  17. Выслушайте человека, но не пытайтесь решить его проблемы
  18. Демонстрация
  19. Детский и подростковый суицид. как предотвратить? психотерапия
  20. Заберите из дома опасные вещества и предметы
  21. Замечайте резкие перемены в поведении
  22. Замечайте тревожные слова и заявления
  23. Защищающийся
  24. Как делать это правильно?
  25. Как нужно вести себя родителям?
  26. Как отговорить от суицида и обезоружить словами? психологические приемы переговорщиков
  27. Как убедить подростка посетить психиатра, если он сам категорически отказывается от подобного шага?
  28. Куда обращаться за бесплатной психологической помощью
  29. Не оставляйте человека одного, если он постоянно думает о самоубийстве
  30. Поговорите со специалистом
  31. Подражательный
  32. Поощряйте человека регулярно заботиться о самом себе
  33. Предложите человеку пройти терапию
  34. Препятствуйте самоубийственным и смертельно опасным увлечениям
  35. Признаки аутоагрессии
  36. Причины самоубийств
  37. Продолжайте разговаривать и общаться
  38. Протестный
  39. Прямо спросите, думает ли человек о самоубийстве
  40. Самоутверждающийся
  41. Следите за друзьями, которые замкнулись в себе и перестали нормально общаться
  42. Спросите, думает ли человек о самоубийстве
  43. Стоит ли обсуждать с подростком тему суицида?
  44. Суицид и суицидальное поведение
  45. Суицидальное поведение подростков. как предотвратить суицид.. гуо «средняя школа №1 г.гомеля»
  46. Типы саморазрушающего поведения
  47. Уговорите человека найти постоянную поддержку
  48. Учитывайте факторы, при которых существует риск суицидальных наклонностей
  49. Чем отличается желание подростка привлечь к себе внимание (в том числе родителей) от намерения покончить с собой?
  50. Эмоционально-психологические изменения
  51. . Правила публикации комментариев и отзывов

Что делать, если подросток уже предпринял попытку суицида?

В этой ситуации вариант только один — обращаться к врачам. Иногда родители, опасаясь социальных последствий от обращения к психиатру («поставят на учет, не сможет поступить в институт, сдать на права, клеймо на всю жизнь»), предпочитают скрывать суицидальные попытки.

Но замалчивание — опасный путь, потому что суицид — это всегда последствия чего-то большего, верхушка айсберга. Если не пытаться помочь подростку в том главном, что с ним происходит — например, справиться с депрессией или преодолеть какие-то болезненные поведенческие паттерны, которые у него возникают в силу особенностей развития, — он надолго останется в группе риска.

Существует теория, что если человек совершил одну или несколько суицидальных попыток, то рано или поздно он предпримет еще одну. это правда?

Это зависит от того, что стало причиной суицида. Действительно, ребята с психическими расстройствами будут повторять суицидальные попытки, если их болезнь продолжает прогрессировать. Это один из симптомов — такой же, как снижение настроения, нарушение мышления или галлюцинации, например. И если психическое состояние не улучшается, риск повтора суицидальной попытки остается.

. Блог

Сервис предоставляет авторизованному Пользователю, при условии внесения пользователем требуемых данных в Личном кабинете, возможность размещать и распространять контент на Портале, а также удалять размещенный им контент.

Пользователь самостоятельно несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации перед третьими лицами за свои действия, связанные с размещением и распространением контента на Портале, в том числе за то, что содержание Контента соответствует требованиям применимого законодательства и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Пользователь понимает и соглашается с тем, что Контент не должен нарушать авторские права, права на товарные знаки, средства индивидуализации и/или иные интеллектуальные права, принадлежащие третьим лицам, а так же другие требования законодательства Российской Федерации.

Пользователь самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии третьих лиц, связанные с размещением им Контента. В случае возникновения спорной ситуации бремя доказывания того, что размещаемый Пользователем Контент не нарушает чьих-либо прав, лежит на таком Пользователе.

Пользователь признает и соглашается с тем, что Администрация не обязана просматривать контент, размещенный Пользователем на Портале, а также то, что Администрация имеет право (но не обязанность) по своему усмотрению отказать Пользователю в размещении и/или распространении им контента, или удалить любой контент, размещенную Пользователем на Сервисе без указания причин.

Пользователь не вправе размещать и распространять контент, содержащий следующую информацию:

. Дополнительные возможности для Пользователей

После прохождения Дополнительной (расширенной) регистрации Пользователям также доступен сервис публикации Новостей и Событий.

Ко всем новостям и событиям, публикуемым посредством вышеуказанного сервиса, применяются правила, аналогичные Блогу, а также правила и требования, аналогичные Контенту на Портале.

Пользователь признает и соглашается с тем, что Администрация не обязана просматривать Новости и События, размещенные Пользователем на Портале, а также то, что Администрация имеет право (но не обязанность) по своему усмотрению отказать Пользователю в размещении Новости или События, или удалить указанный контент без указания причин.

. Каталог товаров, услуг и решений

Каталог товаров, услуг и решений – составная часть Портала, содержащая информацию о товарах, работах, услугах и решениях для сферы образования, воспитания и обучения.

Портал и / или Администрация не выступают владельцами и не обладают никакими правами на товары, представленные в Каталоге, а равно не являются стороной в правоотношениях, возникающих из действий Пользователей по приобретению / заказу товаров, работ, услуг, решений посредством Каталога.

Все отношения между Порталом (Администрацией) и поставщиками (продавцами) регулируются отдельны договором и / или публичной офертой и находятся вне пределов действия настоящего Соглашения.

Портал предоставляет Пользователю бесплатную возможность поиска информации о товарах, ознакомления с товарными предложениями продавцов, возможность получения (в т.ч. по результатам поиска) релевантных интересам Пользователя товарных предложений и информации, а также иные функциональные возможности, явно доступные Пользователю.

Ставить оценки товарам и оставлять отзывы может только зарегистрированный Пользователь. Пользователи не могут изменять (редактировать) и удалять свои оценки и отзывы.

. Условия оформления заказа в Каталоге

Портал и / или Администрация не выступают владельцами и не обладают никакими правами на товары, представленные в Каталоге, а равно не являются стороной в правоотношениях, возникающих из действий Пользователей по заказу товаров, работ, услуг, решений посредством Каталога

В Каталоге Пользователям доступна база данных, которая представляет собой информационно-справочную систему, содержащую информацию о товарах/услугах, предназначенную для потенциальных покупателей/потребителей товаров/услуг. Информация о товарах/услугах, представленная в Каталоге, основана на информации, предоставленной продавцами (поставщиками).

Каталог предназначен исключительно для ознакомления и предварительного заказа товаров, услуг и решений. Никакие оплаты через Каталог не производятся и никакие сделки напрямую в Каталоге не совершаются.

Каталог так же позволяет запросить у Продавца пакет документов, необходимый пользователю для оформления поставки товаров / работ / услуг в порядке государственной закупки и иные документы, необходимые для совершения сделки. Данные документы предоставляются Пользователю непосредственно Продавцом (Поставщиком), Портал и Администрация не несут ответственности за достоверность и корректность указанных документов.

Любое общение, в том числе с использованием средств в Личном кабинете Пользователя, с поставщиком (продавцом) товаров, работ, услуг признается непосредственной перепиской между Пользователем и указанным лицом. Портал и / или Администрация ни в коей мере не могу участвовать или выступать стороной в указанном общении и / или нести какую-либо ответственность из (за) отношений / действий, вытекающих из указанного общения.

. Устранение нарушений авторских прав

Мы прилагаем все усилия, чтобы как можно быстрее ответить на вопрос о предполагаемом нарушении авторских прав или товарных знаков.

Общая информация о Портале

ActivityEDU – интернет ресурс о школьном и дошкольном образовании, представляющий из себя совокупность текстовых, видео и фото материалов на обозначенную тематику, а так же каталог товаров, услуг и комплексных решений для образования. 

Общие положения об использовании Портала

Настоящее Пользовательское соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещенных на Портале.

Портал доступен Пользователям, которые обладают дееспособностью для принятия условий настоящего Соглашения и достигшим возраста, который необходим для того, чтобы использовать Портал, в соответствии с законодательством страны гражданства или места жительства Пользователя.

Использование Портала Пользователем означает, что Пользователь принимает и обязуется соблюдать все нижеприведенные условия настоящего Соглашения.

Условия использования материалов, размещенных на Портале

Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Портал содержит материалы, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, включая, но не ограничиваясь, тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения.

При этом все содержание сайта охраняется законом как произведение науки, литературы и искусства, созданное коллективным творческим трудом в соответствии с положениями 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Владельцу принадлежат исключительные права на использование содержания Портала, которые были переданы ему на основании настоящего Пользовательского соглашения авторами произведений науки, литературы и искусства (в том числе, право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Портале, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в настоящем Соглашении и / или в содержании опубликованных на Портале материалов.

Использование любой информации с Портала в любых целях, кроме как в личных, без согласия Владельца не допускается.

Распространяется бесплатно.

Обязанности Пользователей при использовании материалов

При использовании контента Портала в любых целях, кроме личных, ссылка на сайт Портала обязательна.

Ссылка на источник и гиперссылка, указанные выше, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового контента, а также непосредственно под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим контентом сайта.

Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются контент сайта, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-, видео-, фотоматериалы и графические материалы.

Использование контента Портала, полученного из вторичных источников, возможно только со ссылкой на эти источники.

Как быть Леди:  Мудрые статусы и мысли о жизни

Регистрация Аккаунта

Ряд функций Портала доступен Пользователю только после Регистрации.

Для Регистрации Пользователь предоставляет информацию, предусмотренную формой регистрации. Если у Администрации есть основания полагать, что предоставленная Пользователем информация не является достоверной и актуальной, Администрация вправе по своему усмотрению заблокировать Пользователя.

После заполнения формы Регистрации Пользователю надо подтвердить Регистрацию путем ее активации согласно инструкции, направленной Администрацией на адрес электронной почты, указанный Пользователем при Регистрации.

Данные Пользователей

Технические данные, передаваемые Сервису программным обеспечением Пользователя, а также иные данные, передаваемые Пользователем Сервису, будут доступны Администрации и могут использоваться последней по своему усмотрению незапрещенными законом способами, в том числе для таргетинга демонстрируемой Пользователю рекламы.

Информация из Профиля может быть доступна иным Пользователям Портала. Информация становится доступной при создании Пользователем Контента, оставлении комментариев, постановке оценок.

Пользователь вправе в любое время удалить и/или скорректировать Профиль, используя Личный кабинет.

Прекращение (удаление) Аккаунта

Администрация оставляет за собой право удалить Аккаунт пользователя и весь контент, созданный данным Пользователем, если Пользователь не входил в свой Аккаунт и / или не осуществлял каких-либо действий на портале более 2 лет подряд или был заблокирован в течение того же срока в связи с нарушением настоящего Пользовательского соглашения, нарушил требования Пользовательского соглашения.

В каких ситуациях разговор о суициде нельзя откладывать?

Когда мы видим явные признаки того, что подросток испытывает суицидальные переживания и совершает антивитальные действия. В первую очередь это порезы на руках или ногах. В этих случаях ребенок начинает постоянно носить закрытую одежду. Важный момент: когда у родителей возникают подозрения, что ребенок думает о суициде, нужно обсудить с ним это, избегая запретов, ограничений, наказаний и уничижения его эмоционального опыта.

Взрослые, внимание! какие подростки в зоне риска?

  • Те, кто находится в депрессии.

  • Кто злоупотребляет алкоголем и наркотиками.

  • Подростки, которые либо сами совершали попытку самоубийства, либо видели, как кто-то из членов семьи покончил с собой.

  • Одаренные ребята слишком болезненно воспринимают видимые неудачи. Часто причина – в завышенных требованиях родителей. Помогите снизить градус ответственности, обнимите и поддержите ребенка словом.

  • Подростки с плохой успеваемостью в школе.

  • Беременные девочки.

  • Жертвы насилия.

«Ребенок не всегда намеревается себя убить. Депрессия или неуспеваемость могут просто сказаться на его эмоциональном состоянии. Пора бить тревогу, когда резкие перепады настроения появляются внезапно и на первый взгляд беспричинно».

Выслушайте человека, но не пытайтесь решить его проблемы

Самое важное — просто слушать, пока он будет говорить о своих проблемах. У вас нет знаний и навыков, которые помогут сдержать суицидальные порывы, поэтому не пытайтесь разобраться. Позвольте человеку поделиться своими чувствами, мыслями о самоубийстве и проблемами.

  • Не вступайте в спор и не пытайтесь отговорить человека. Просто слушайте и подтвердите, что у него действительно трудная ситуация.
  • Не говорите: «Существует столько причин не делать этого». Если человек задумался о попытке суицида, то он уже решил для себя, что причин жить нет, поэтому ваши слова лишь утвердят его в такой мысли.

Демонстрация

Иногда попытки суицида похожи скорее на театральное представление. Подросток режет себе вены, изображает повешение или травится неядовитыми лекарствами в надежде, что его спасут. Он не хочет покончить с собой, а просто привлекает внимание. Еще это действенный способ для манипулирования — родителями или объектом любви.

«Родные будут страдать, если ребенка не станет. А человек, в которого подросток влюблен, едва ли испытает угрызения совести из-за его кончины. Объясните ребенку: посторонние люди не стоят его эмоциональных мучений и тем более жизни».

Детский и подростковый суицид. как предотвратить? психотерапия

Клинический психолог Вероника Степанова расскажет о причинах детского и подросткового суицида, а также о том, как это можно предотвратить.

Заберите из дома опасные вещества и предметы

Унесите с собой оружие, лезвия и рецептурные лекарства. Не позволяйте человеку употреблять алкоголь или наркотики, поскольку они влияют на процесс принятия решений. Заручитесь поддержкой друзей и родственников, которые помогут вам следить за опасными предметами и веществами.

Замечайте резкие перемены в поведении

Люди, которые собираются покончить с собой, нередко начинают вести себя совершенно иначе. Часто проявляется отрицательное поведение — агрессия, замкнутость или подавленность. В ряде случаев человек может вести себя противоположным образом — стать счастливым и спокойным после нескольких месяцев подавленности и грусти.

Замечайте тревожные слова и заявления

Люди, которые находятся на грани самоубийства, часто «зовут на помощь» друзей и родных, рассказывая о своем состоянии и намерениях. Важно обращать внимание на такие слова:

  • «без меня мир станет лучше», «вам будет лучше без меня»;
  • «жизнь не имеет смысла», «я зря занимаю место на этой планете»;
  • «чувствую себя загнанной в угол», «не вижу никакого выхода»;
  • человек говорит о постоянных и невыносимых страданиях;
  • человек рассказывает о том, как можно умереть или убить себя;
  • человек звонит, чтобы «попрощаться» или привести дела в порядок, особенно «если со мной что-нибудь случится».

Защищающийся

Подростки, которые растут в конфликтных семьях, чаще других нуждаются в одобрении и внешней поддержке. Тяжелая домашняя обстановка толкает их на прогулы, бесцельное шатание по улицам и даже побег. Аутодеструкция для них — способ обрести психологическую безопасность, снять внутреннее напряжение.

«Помощь подростку — это не обязательно доверительные разговоры. Можно организовать классный час с практическими занятиями, где ребятам расскажут, как совладать с тревогой».

Как делать это правильно?

Такие непростые темы лучше обсуждать в спокойной обстановке. Точно не стоит этого делать сразу после того, как родители увидели на запястье у ребенка порезы. В этот момент подросток находится в очень большом напряжении, родители напуганы, злятся, не знают, как себя вести. Лучше честно сказать, что у вас есть вопросы, которые вы чуть позже хотели бы обсудить.

Как нужно вести себя родителям?

Зачастую, сталкиваясь с саморазрушающим и антивитальным поведением ребенка или слыша от него слова вроде «Я хочу умереть», «Я знаю, что вы меня не любите, я хочу исчезнуть», «Меня достала жизнь», родители относятся к этому как к манипуляции. К сожалению, это не помогает поддержать подростка.

Очень важно серьезно относиться к тому, что испытывает ребенок. И фразы вроде «Не смей наносить себе порезы, это очень плохо» или «У тебя все не так уж плохо, на улице весна, хорошая погода, и все будет хорошо» могут ранить подростка. Говоря так, родители показывают, что они не воспринимают всерьез его переживания.

Как отговорить от суицида и обезоружить словами? психологические приемы переговорщиков

О роли переговоров в экстремальных ситуациях на неделе заставили задуматься криминальные сводки. Так, в Гомеле девочку-подростка удалось уговорить, не прыгать с 16 этажа, а лейтенант в Новополоцке обезоружил мужчину с ножом, предложив ему закурить. Какие еще психологические приемы есть в арсенале таких переговорщиков? И кто волей случая может оказаться на их месте?

Как убедить подростка посетить психиатра, если он сам категорически отказывается от подобного шага?

На самом деле правильнее ставить вопрос так: как убедить родителей подростка отвести его к психиатру? Как ни странно, современные подростки гораздо более толерантны к идее встречи со специалистом, чем старшее поколение. Родители часто отрицают, что у ребенка есть эмоциональные проблемы, или не считают их важными.

Когда же родители видят проблему, но подросток по какой-то причине отказывается от помощи, аргументы для его убеждения нужно формулировать исходя из того, что беспокоит его самого. Например, он плохо спит ночью, ссорится с друзьями, не успевает в школе.

Если я родитель и я хочу, чтобы мой ребенок пошел к психиатру, я, вероятнее всего, скажу: «Послушай, я вижу у тебя порезы на руке, мне кажется, что это опасно. Ты постоянно конфликтуешь с нами, нам очень тяжело. Ты стал плохо учиться. Неплохо бы об этом поговорить с психиатром».

Если мы посмотрим на ситуацию глазами подростка, то увидим, что порезы на запястьях для него не проблема, а способ справиться с эмоциональным напряжением. При этом проблему он видит в чувстве тревоги, страхе, душевной боли. Именно возможность справиться с этими состояниями может стать для него поводом встретиться со специалистом.

Куда обращаться за бесплатной психологической помощью

  1. Служба Экстренной психологической помощи МЧС России. Позвоните  7 (495) 989-50-50 или задайте вопрос на сайте.

  2. Твоя территория. онлайн — бесплатная анонимная помощь для детей, подростков и молодых людей от 11 до 23 лет. Специалисты консультируют ежедневно с 15:00 до 22:00 в чате в режиме онлайн. Можно написать письмо и дождаться ответа.

  3. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Бесплатная анонимная консультация не ограничена по времени. Телефон — 7 (800) 2000-122.

  4. Линия УМК под научной редакцией Ю. С. Шойгу (8-9) — Учебник в печатной и электронной форме, методическое пособие и рабочая программа.

  5. Линия УМК под научной редакцией С. Н. Егорова (5-9) — Учебник в печатной и электронной форме, методическое пособие и рабочая программа.

  6. Цифровой сервис «ПРОвоспитание».

  7. «Родительский университет» «Просвещения» (вебинары, статьи, услуги, полезные интервью).

Не оставляйте человека одного, если он постоянно думает о самоубийстве

Если человек сказал о том, каким способом он хочет покончить с собой, то не оставляйте его без присмотра. Если есть план, то подобные мысли посещают его не впервые, поэтому необходимо обеспечить постоянную поддержку. Если вам нужно уйти и кажется, что человек не спешит воплотить задуманное в жизнь, то перед уходом убедите его поговорить с кем-нибудь, пусть даже просто по телефону.

  • Именно по этой причине необходимо сообщить о проблеме другим. Всесторонняя поддержка — лучший способ предотвратить трагедию.

Поговорите со специалистом

Не пытайтесь решить проблему своими силами. Даже если друг просит вас оставить разговор в тайне, придется нарушить слово и рассказать о ситуации. Следует обратиться к оператору горячей линии, консультанту или надежному взрослому человеку. Важно заручиться поддержкой опытных и ответственных людей, которые лучше вас знают, как помочь вашему другу.

  • Позвоните на Всероссийский телефон доверия 8-800-333-44-34, чтобы сообщить о напряженной ситуации и узнать предпочтительный план действий.

Подражательный

К этому типу относят подростков, склонных к зависимостям. Они остро нуждаются в одобрении, но редко бывают асоциальны, скорее навязчивы. Такие дети пытаются оправдать прогулы, попрошайничество, курение и употребление алкоголя своей повышенной ранимостью. Их не останавливает даже запрет на продажу алкогольной и табачной продукции лицам младше 18 лет.

«Чтобы вывести школьника из деструктивного состояния, важно развивать в нем самостоятельность решений и ответственность. Объясните: навязываться в собеседники не самый удачный способ завести дружеские отношения».

Демонстративный

Манипуляции взрослыми — проверенная схема. Истерические требования превращаются в угрозы: «Если вы не сделаете, как я прошу, то прямо сейчас пойду брошусь с крыши».

Как быть Леди:  Главное – не избаловать. Нужно ли дарить подарки мужчинам | Психология | ЗДОРОВЬЕ | АиФ Владимир

Подростки с демонстративным поведением рано начинают употреблять алкоголь, курить. Чаще всего причина аутодеструкции — в стремлении завоевать чье-то внимание.

«Если ребенок пытается манипулировать через крики, слезы и угрозы, проконсультируйтесь со школьным психологом, привлеките к разговору родителей».

Поощряйте человека регулярно заботиться о самом себе

Спросите человека, чем он любит заниматься и что помогает ему расслабиться. Это может быть какой-то интерес, хобби или просто успокаивающее действие, например долгое принятие ванны. Убеждайте человека находить время для этих занятий, так как это часть регулярной заботы о себе. Скажите ему, что это может помочь избавиться от стресса, развить устойчивость к нему и чувствовать себя лучше в целом.

  • Например, если человек любит наблюдать за птицами, пусть он выделяет каждый день 30 минут на это занятие. Или пусть он сделает час перед отходом ко сну часом купания и красоты, когда он будет принимать чудесную ванну с маслами или пеной и расслабляться.

Предложите человеку пройти терапию

Предложите позвонить по номеру телефона доверия, обратиться к психотерапевту или в группу поддержки. Помогите человеку понять, что в терапии или помощи со стороны нет ничего постыдного. Убедите его поделиться своими мыслями со специалистом, который, который часто имеет дело с подобными ситуациями.

  • Оказывайте поддержку в процессе терапии. Вместе ходите на приемы, помогайте исследовать вопрос или подвозите друга на встречи группы поддержки.

Препятствуйте самоубийственным и смертельно опасным увлечениям

Некоторые люди, которые задумываются о самоубийстве, начинают бездумно рисковать, поскольку считают, будто их жизнь ничего не стоит. Они могут перебегать дорогу на красный свет, злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики, увлекаться опасными занятиями. Всегда напоминайте, как важно помнить о безопасности.

  • Злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость — очевидные признаки депрессии или мыслей о самоубийстве. Внимательно следите за человеком, если он вдруг стал напиваться каждый вечер.

Признаки аутоагрессии

Родным сложно обнаружить признаки саморазрушающего поведения — ребята почти все время проводят вне дома. К тому же подростки обычно скрывают причины повышенной тревожности: им кажется, что взрослые просто лезут с расспросами, посягая на личную свободу.

«Если проблему выявить на ранних стадиях, то она решается довольно легко. В большинстве случаев ее корень — в простом перенапряжении. Когда подросток подавлен, игнорирует приемы пищи или сознательно делает себе больно, нужно обратиться к неврологу. Назначение успокоительных средств должно привести к улучшению».

Расстройство пищевого поведения — еще одна страшная проблема. Подростки с готовностью поддаются образам, которые агрессивно навязываются обществом. Девочки изнуряют себя диетами, «очищают» организм клизмами, мочегонными и слабительными препаратами, чтобы стать похожими на звезд Инстаграма. Итогом может стать анорексия, истощение, нарушение обмена веществ.

Или наоборот, внутренние проблемы ребенок принимается бессознательно заедать, причем калорийной и тяжелой пищей. В результате получает ожирение.

Чтобы почувствовать себя особенными, пережить необычные эмоции, подростки рано начинают половую жизнь, пробуют психоактивные вещества. Одно из проявлений — спор «кто круче». В стремлении доказать себе и товарищам, чего он стоит, мальчик может начать прыгать по крышам, цепляться за вагон отходящего поезда.

«На курсе ОБЖ мы пытаемся донести до ребят, чем грозит намеренное создание опасных ситуаций. Под сильнодействующим препаратом подростку кажется, что он способен на все и абсолютно неуязвим. Но самонадеянность, увы, часто оборачивается трагедией».

Причины самоубийств

  • Конфликты внутри семьи. Педагог не может контролировать чужие отношения, но поведение ребенка расскажет о завышенных требованиях, которые предъявляют взрослые. Можно тактично поговорить с родителями, предложить им разнообразить досуг школьника.

  • Конфликты в школе. Буллинг — на первом месте. Дети не всегда могут договориться, поэтому взрослым важно принимать участие в разрешении острых споров.

  • Несчастная или безответная любовь. Не отмахивайтесь от детских проблем, даже если они кажутся вам наивной ерундой.

  • Материально-бытовые трудности. 

  • Депрессия и психические расстройства возникают во время затяжных ссор между родителями. 

  • Негативное влияние оказывает агрессивная интернет-среда: пропаганда секса, насилия, убийств и суицида.

  • Генетические факторы.

  • Неизлечимые болезни.

Продолжайте разговаривать и общаться

Побуждайте человека к открытому диалогу. Узнавайте о том, как у него дела, что изменилось за последнее время. Позвольте другу высказаться обо всем, что тревожит его в данный момент. Не пытайтесь давать советы или искать виновных, достаточно лишь поддерживать разговор.

  • Разговор с вами не должен доставлять неудобств. Не нужно осуждать или перебивать человека, просто не позволяйте причинить себе вред.

Протестный


Ему все равно, что за окном зима и он может простудиться. Главное — насолить тому, кто раздражает его повышенной опекой. Если в морозы внук снимает шапку назло бабушке, у него, скорее всего, протестный тип аутоагрессии.

Желая «отомстить» за мнимые и реальные обиды, а заодно и самоутвердиться, подросток способен физически причинять себе вред. Если пустить все на самотек, ребенок может заняться бродяжничеством или втянуться в азартные игры.

«Дети с протестным типом саморазрушения социально отгорожены. Проявите эмпатию в общении с ними, объясните, как в реальности выглядит неконфликтное и толерантное взаимодействие с людьми».

Прямо спросите, думает ли человек о самоубийстве

Этим действием вы не «вкладываете такую мысль ему в голову». Упоминания о самоубийствах сейчас повсюду — в новостях и средствах массовой информации, поэтому ваши слова не подтолкнут человека к новой мысли. Лучше задать вопрос прямо, открыто и честно, чтобы получить прямой и честный ответ.

  • Попробуйте узнать о том, что человек задумал. Такая мысль пришла ему в голову недавно или это обдуманный план? Если действия спланированы, то ни в коем случае не оставляйте человека одного.

Самоутверждающийся

Подросток часто пытается доказать что-то и себе, и другим — особенно если состоит в какой-то группе или хочет привлечь внимание отдельного человека или родственников. Проблема в том, что он не способен просчитать все возможные последствия. Например, ребенок совершает мелкие правонарушения, а потом хвастается в соцсетях, что и где он стащил.

«Перенаправьте внимание ребенка на другие, безопасные варианты самоутверждения: клуб альпинизма, школа каскадеров. Сейчас есть даже секции по паркуру. Там с ребятами занимаются профессионалы, поэтому острые ощущения остаются, а риск сведен к минимуму».

Следите за друзьями, которые замкнулись в себе и перестали нормально общаться

Замкнутость в сочетании с резкой утратой интереса к любимым занятиям — это явный признак суицидального поведения. Многие погружаются в собственный мир и считают, что их жизнь зря отнимает чужое время. Если друг внезапно исчез из вашей жизни, то попытайтесь возобновить общение. Если для отсутствия нет видимых причин, то лучше побеспокоиться о человеке.

  • Если вы не знаете, как поступить или как проверить слова человека, то старайтесь говорить как можно чаще. Чем больше времени вы будете проводить вместе, тем проще буде понять реальное состояние человека.

Спросите, думает ли человек о самоубийстве

Мысли о том, что вы «вкладываете эту идею ему в голову», не имеют ничего общего с реальностью. Если существуют настораживающие признаки, то необходимо поговорить с человеком. Прямо и открыто спросите, собирается ли человек причинить себе вред. Будет непросто, но подготовьтесь к открытому разговору о самоубийстве. Попробуйте задавать такие вопросы:

  • «Тебе приходили в голову мысли о том, чтобы причинить себе вред?»;
  • «Какой именно способ ты рассматриваешь?»;
  • «Ты намерен покончить с собой?».

Стоит ли обсуждать с подростком тему суицида?

Существует стереотип, что если человека спросить, есть ли у него мысли о суициде, то этим можно усугубить его переживания. Это неправда. Для многих подростков вопрос «Думаешь ли ты о том, что ты не хочешь жить?» или «Думаешь ли ты о том, чтобы уснуть и не проснуться?», наоборот, может стать той спасительной веточкой, которая даст шанс открыто и честно поговорить о том, что с ним происходит.

Суицид и суицидальное поведение

В подростковом возрасте кипят гормоны, хочется самоутверждаться внутри своей социальной группы. И это, конечно, всегда сопровождается стрессом. Комплексы и проблемы с родителями окончательно могут выбить из колеи — а жизнь вообще имеет смысл?

Суицидальное поведение подростков. как предотвратить суицид..

гуо «средняя школа №1 г.гомеля»

Суицидальное поведение подростков. Как предотвратить суицид..  ГУО «Средняя школа №1 г.Гомеля»

Одной из основных проблем современного общества является обострение суицидального поведения среди населения.

Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет».    Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Для Беларуси эта проблема также актуальна.

Что же такое суицид и суицидальное поведение?

Суицид — это умышленное лишение себя жизни.Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этиокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.

Суицидальное поведение– всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления суицидальной активности отмечаются многообразием. Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях – это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.

Типы суицидального поведения

Суицидальное поведение условно можно разделить на три типа:

  • Демонстративное суицидальное поведение– разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства, безо всякого намерения действительно  покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается суицидом по неосторожности.
  • Аффективное суицидальное поведение– суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда, в силу напряженной ситуации, может растягиваться на часы и сутки.
  • Истинное суицидальное поведениеимеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной.

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.

Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.

 Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:

  • Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.
  • Конфликты в школе.Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.
  • Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
  • Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого –« ничего».
  • Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.
  • Генетические факторы – некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
  • Неизлечимые болезни —  такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические – нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют:

Эмоционально-психологические изменения:

  1. Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
  2. Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
  3. Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.
  4. Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
  5. Потеря интереса к привычным видам деятельности.
  6. Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.

Изменения внешнего вида и поведения:

  1. Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
  2. Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.
  3. Причитания, склонность к нытью, ворчливость.
  4. Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
  5. Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
  6. Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
  7. Плохое поведение в школе.
  8. Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.
  9. Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Изменения оценки действительности и собственной жизни:

  1. Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.
  2. Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.
  3. Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.
  4. Поиск себе подобных суицидальноозабоченных в Интернете и других местах.
  5. Связь с деструктивными сектами.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.

Как предотвратить суицид?

Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом.

До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения: искали возможность  высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез.

Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:

  • Немедленнопроинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.
  • Обеспечитьнепрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье.
  • Осуществитьквалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.
  • Оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.
  • Установить заботливые взаимоотношения с подростком – незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.
  • Избегать «дешевых» утешений или упреков.
  • Временно оградить подростка от стрессогенной ситуации.
  • Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу  подростка.
  • Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.
  • Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.

Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:

  • Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок.
  • Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием.
  • Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.
  • Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.
  • Принципиальное в такой беседе – не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а оказать дружественную поддержку ребенку, доверять ему.
  • Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.

Родители, врачи, педагоги должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.

Автор:                                                 Борисова И.А. – педагог-психолог

Редактор:                                           Арский Ю.М.

Оформление:                                    Капустина О.С.

Компьютерная вёрстка:              Дудько А.В.

Ответственный за выпуск:         Тарашкевич И.И.

Белорусский государственный технологический университет

Городской Центр здоровья

 

Типы саморазрушающего поведения

Российский психолог Андрей Ипатов выделил несколько типов аутодеструктивного поведения. Знание типологии поможет родителям и педагогам аккуратно скорректировать образ действий ребенка и, возможно, спасти ему жизнь. Но самый эффективный способ улучшить ситуацию — обратиться за помощью к психологу.

Уговорите человека найти постоянную поддержку

Важно убедить человека обратиться за помощью к психотерапевту или, по крайней мере, к другим друзьям и родным, если он не желает даже думать о психотерапии. Дайте ему понять, что вы тоже будете рядом. Можете предложить свою помощь в поиске такой поддержки: например, поискать психотерапевта вместе с ним, связаться с кем-то из его друзей или членов семьи или помочь чем-либо еще.

  • Возможно, человеку пойдет на пользу, если работодатель узнает о его проблемах и войдет в положение. Однако некоторые работодатели могут негативно отнестись к тому, что подчиненный лечится от депрессии, так что смотрите по обстоятельствам.

Учитывайте факторы, при которых существует риск суицидальных наклонностей

Некоторые люди больше других предрасположены к таким мыслям из-за своей жизни или прошлого. Изучите различные факторы риска, чтобы всегда замечать опасные перемены.

  • предшествующие попытки покончить с собой;
  • случаи психических расстройств, зависимости или попыток суицида в семье;
  • физическое или сексуальное насилие, насильственные действия в отношении человека;
  • хронические физические или психические заболевания, включая хроническую боль.
  • тюремное заключение;
  • общение или близость с жертвами самоубийств.

Чем отличается желание подростка привлечь к себе внимание (в том числе родителей) от намерения покончить с собой?

На самом деле современная детская и подростковая психиатрия не разграничивает эти вещи. Любое проявление антивитального поведения расценивается психиатром как суицидальный риск. Бывает, что подросток наносит себе порезы, чтобы успокоиться, и не планирует от этого умирать. Но он может не рассчитать глубину пореза и погибнуть.

Есть крайне опасный стереотип, что подростки совершают суицидальные попытки исключительно с манипулятивной целью. Но часто причина этого более серьезна — например, депрессии и различные варианты психических расстройств, которые родители могут долго не замечать.

Подросток взрослеет, и многие формы его поведения, например замкнутость, отгороженность, протест, негативизм, раздражительность, могут восприниматься как «возрастные особенности». Но когда в причинах такого поведения начинают разбираться специалисты, часто выясняется, что подросток на самом деле испытывает клиническую депрессию, у него расстройство биполярного или шизофренического спектра. И очень важно не пропустить это состояние именно в подростковом возрасте.

Эмоционально-психологические изменения

  • Скучающий вид, грусть, уныние, раздражительность.

  • Безразличие или, наоборот, враждебность по отношению к окружающим.

  • Постоянный страх, тревога, ощущение беспомощности, отчаяния.

  • Сны с сюжетами катастроф или аварий, внутреннее ожидание беды.

  • Потеря интереса к привычным видам деятельности.
    Прогулы, снижение успеваемости, частые исчезновения из дома без объяснения причин.

  • Изменения внешнего вида и поведения

  • Неопрятный внешний вид, немигающий взгляд в пустоту.

  • Тихая и монотонная, замедленная или ускоренная речь. В ответ на вопросы — молчание или «да/нет/не знаю».
    Ворчливость, нытье.

  • Ребенок словно к чему-то готовится: тщательно убирается в комнате, сортирует фотографии, раздает свои вещи. Это особенно опасно, если он не склонен к такому поведению.

  • Потеря аппетита или переедание.

  • Хулиганство в школе и за ее пределами. Участие в драках, беспорядках с привлечением правоохранительных органов.

  • Пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам.

  • Изменения оценки действительности и собственной жизни. Когда подросток с пессимизмом вспоминает прошлые события, думает только о неприятностях и не видит для себя в будущем никакой перспективы.

  • Рассуждения о том, что жизнь не имеет смысла, намеки о намерении покончить с собой.

  • В соцсетях ребенок ищет группы, посвященные самоубийствам, контактирует с деструктивными сектами.

«Если вы заметили хотя бы один тревожный признак, попытайтесь поговорить с ребенком. Спросите, чем вы можете помочь. Поделитесь опасениями с родителями, вместе проконсультируйтесь со школьным психологом — специалист подскажет, какая методика будет эффективной. Беседуйте с детьми о безопасном общении в интернете».

. Правила публикации комментариев и отзывов

При публикации комментариев и / или отзывов к любым материалам Портала, равно товарам в каталоге, Пользователям категорически запрещается использовать ненормативную лексику, призывать к национальной и религиозной розни, использовать высказывания экстремистского, националистического, расистского характера, порочащие и оскорбляющие достоинство других пользователей, видных общественно-политических деятелей, а также другие высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий