Сублимация в психологии. Что это, примеры из жизни, по Варламовой, Фрейду, что значит сублимировать простыми словами, виды, методы

Сублимация в психологии. Что это, примеры из жизни, по Варламовой, Фрейду, что значит сублимировать простыми словами, виды, методы Женщине

Механизм

Сублимация в психологии – это перенаправление неприемлемых импульсов; механизм явления трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности. Понять сублимацию возможно путем выделения видов и аспектов ее защитного механизма.

Роберто Ассаджиоли, итальянский психолог, рассматривал явление как выражение сексуальной энергии, но, в отличие от Фрейда, он пытался рассмотреть механизм сублимации в виде отражения всех аспектов сексуальности:

  • эмоциональный аспект (ощущение единения с другим человеком);
  • чувственный аспект (удовлетворение физических потребностей);
  • созидательный аспект (образование новой личности, внутренний рост, развитие в разных сферах деятельности).

Также механизм сублимации проявляется в двух направлениях:

Горизонтальная сублимацияГоризонтальный вид сублимации означает обычное замещение эгоистических сексуальных потребностей человека другими желаниями, нередко также эгоистическими. Примером горизонтальной сублимации является общение, вкусная еда, созерцание искусства и природы и другое.
Вертикальная сублимацияСублимация в вертикальном направлении называется эмоциональной или внутренней сублимацией. Вертикальный уровень предполагает буквальный перенос любви на абстрактный широкий круг людей, что может выражаться в религиозных действиях, благотворительности, участии в творческих процессах и созидательной деятельности.

Также необходимо понимать, что механизм сублимации не происходит путем вытеснения отрицания и смещения; явление представляет собой способ защиты без потери психической энергии, потому что в процессе сублимации внутренние импульсы переходят в другую форму их реализации, то есть ничего не подавляется и не блокируется.

Определение понятия

Слово сублимация происходит от латинского sublimus, который означает возвышенность, одухотворенность. Впервые в психологии этот термин был введен австрийским психологом Зигмундом Фрейдом – основателем учения о психоанализе.

Сублимация в психологии. Что это, примеры из жизни, что значит сублимировать, виды, методы
Понятие сублимация в психологию ввел Зигмунд Фрейд

Понятие связано с перенаправлением нежелательной или не способной к прямому расходованию энергии в другое русло, что позволяет избавиться от конфликтного состояния, негатива и принести пользу себе или обществу.

Первоначальный взгляд на явление заключался в трансформации сексуальной энергии на социально значимые действия, но современный психоанализ понимает сублимацию шире, как процесс, не зависящий от природы происхождения и принимающий разные формы, заключающийся в перенаправлении неприемлемых импульсов.

Современная психология определяет сублимацию как перенаправление общего количества импульсов психической энергии, не привязанных к тому или иному типу мышления, восприятия, понимания и выделяет формы выражения чувств и энергии: садистические и творческие.

К первым относятся действия, обусловленные сексуальными стремлениями; вторые включают в себя любую творческую деятельность (музыка, рисование, скульптура, писательство и другие).

Поэтому сублимация не рассматривается исключительно как положительное явление; множество случаев говорит о переходе энергии в деструктивное поведение:

  • агрессивное поведение по отношению к окружающим;
  • насильственные действия;
  • повышенный интерес к трупам и жестоким убийствам;
  • сексуальный садизм или мазохизм.

Сублимация — это плохо или хорошо?

Каждый тип личности по-разному воспринимает творчество и его конечный итог. Для людей с демонстративной направленностью в творчестве характерно наслаждаться реакцией людей, которые следят за их деятельностью. Интровертам наибольшее удовольствие приносит сам процесс сублимации.

Если же у человека возникают долгожданные серьезные отношения, которые не придают ему чувства гармонии, то он может получить недостающие ощущения от творческих занятий. Если в отношениях полностью отсутствует физическое удовлетворение, то он может абстрагироваться от этого и реализовать себя без сексуальных отношений. В большинстве случаев такие люди не будут менять свои интимные недостатки, и менять что-то в лучшую сторону.

Благодаря равновесию, которое постоянно сохраняется в каждом организме, наша энергия либидо находится под полным контролем. Это дает возможность реализовать свои желания в одной из сфер (творческую или сексуальную) или равномерно распределить ее во всех сферах жизни.

Многие люди опасаются процесса сублимации, и они не проявляют дальнейшего интереса к изучению психоанализа. Но нашлись и те, которые не побоялись допустить правдивость данной теории и в итоге нашли для себя положительные стороны в культурном побуждении личности.

Сублимация в психологии — примеры, теория сублимации фрейда

сублимация фотоСублимация – это защитный механизм психики, отвечающий за снятие внутреннего напряжения, используя перенацеливание энергии на достижение результатов социально приемлемых целей, например в творчестве, в спорте, метафизике или религии. Сублимация в переводе с латинского (sublimare) означает возносить или одухотворять. Первоначально этот термин выражал нравственное возвышение. Впервые, это суждение изложил Зигмунд Фрейд в 1900 году. В социальной психологии этот защитный механизм психики ассоциируется с процессами социализации. Проблемам сублимации уделяется существенное значение в детской психологии, в психологии творчества, психологии спорта.

Сублимация что это? Этот термин может также означать:

— технологию удаления водяного льда вакуумным способом из свежих, замороженных продуктов, биологических материалов;

— обращение вещества из твёрдого в газообразное состояние без нахождения в жидком состоянии;

— в полиграфии это способ переноса изображения на разные поверхности: полиэстеровые ткани, металл, дерево, керамику;

— сублимация в психологии это трансформация либидозной энергии в творческую.

В соответствии с концепциями своей теории, Зигмунд Фрейд описывал защитный механизм психики, как отклонение от биологической энергии (полового влечения от его прямой цели и перенаправление его на социально приемлемые задачи).

Сублимацию Фрейд рассматривал, как исключительно «положительную» защиту, оказывающую содействие конструктивным занятиям, а также снятию внутреннего напряжения личности.

Подобная оценка сублимации присутствует в любой терапии, которая направлена не на избавление индивида от его внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного решения.

Метод сублимации широко применяется в психоанализе. В разработанной Фрейдом концепции психоанализа, сублимация трактуется, как вид трансформации влечений (либидо). В настоящее время сублимация имеет несколько значений и понимается шире, но независимо от ее природы происхождения сублимацией называется перенаправление неприемлемых импульсов.  Она может принимать самые разные формы.

Примеры сублимации:

— занимаясь хирургией можно сублимировать садистские желания;

— отдавая предпочтение изобразительному искусству, шуткам, анекдотам, можно сублимировать чрезмерное влечение к занятию интимом.

Повсеместно, ежедневно личность ожидают сюрпризы в виде разных проблематичных или перенапряженных ситуаций, нуждающихся в снятии напряжения.

Процесс сублимации помогает личности не игнорировать внутренние конфликты, а перенаправить энергию индивида на поиск путей в их разрешении. В этом выражается основная функция сублимации в психологии.

Агрессивность и ее энергия может трансформироваться в спорте, например в каратэ или в строгости воспитании собственных детей – применяя требовательность по отношению к ним. Эротизм может сублимироваться в дружбу.

Когда индивид не способен дать выход  своим инстинктивным влечениям, то он подсознательно ищет ту деятельность, тот род занятий, благодаря которым данные импульсы будут высвобождаться. Фрейд объяснял занятия творчеством каждой личностью именно благодаря защитному механизму психики.

Механизм сублимации трансформирует травмирующие, нежелательные, негативные переживания в разные виды востребованной и конструктивной деятельности. В течение всей деятельности Фрейд относил к сублимации некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, которые явно не направлены к половой цели это: интеллектуальное исследование, художественное творчество, с точки зрения общества ценные виды деятельности.

Итак, сублимация это в психологии защитный механизм психики, выполняющий функцию снятия внутреннего напряжения и перенаправление этого напряжения на социально значимые объекты.

Зигмунд Фрейд полагал, что всё, что человек называет «цивилизацией», возможно, возникло, вследствие механизма сублимации.

Психоаналитики утверждают, что многие выдающиеся произведения искусства выступают достижением сублимирующей энергии от фрустрации, которые связанны с крахом и неудачами в личной жизни (зачастую потерянной или отвергнутой любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и прочее).

В качестве примера Фрейд ссылается на Леонардо да Винчи, знаменитого живописца, инженера и учёного. Он практически создал немыслимое для одного человека. За что бы он ни брался, он добивался совершенства. Вместе с тем, у него было отмечено полное отсутствие интереса к интиму.

Зигмунд Фрейд утверждал, что Леонардо стал исключительным потому, что у него без внутренней борьбы была полная сублимация полового влечения — либидо. Этим же Фрейд толковал собственную, аналогичную позицию и относил свою потрясающую работоспособность в сорок лет к результату полной, сознательной сублимации половой энергии. Зигмунд Фрейд, будучи атеистом, разделял иудейскую мораль о том, что интим «приличен» только для цели деторождения.

«Биографический психоанализ» демонстрирует, что многие известные произведения были созданы, когда у авторов отмечалась либо утрата любви, либо разочарование, либо отсутствие возможности встретиться с объектом страсти. Через творчество энергия находила свой выход. Фантазия в произведениях дорисовывала то, чего не хватало авторам в реальной жизни.

В психоанализе зачастую под сублимацией понимают смену душевных состояний: от горя к наслаждению, от тоски к радости. Так действует психологическая защита, видоизменяя энергию полового влечения в социально приемлемую цель.

Теория сублимации. Т. Адорно установил эффект сложного соединения любви и ненависти у людей к телевизионным героям и сделал вывод, что сублимационный эффект может умножить манипулирование сознанием. Ведь духовная жизнь личности во многом вырабатывается бессознательными предпочтениями. Например, человек ищет при просмотре телепередач не причину для развития аналитических способностей или художественных, глубоких впечатлений и вечных истин. Его тянет к просмотру передач благодаря воздействию психологических влечений. В этом прячется тайна раздвоенности сознания.

Как быть Леди:  Даниил Хармс :: Биография :: Детская литература

Рядовой телезритель, отвергая насилие в жизни, в экранных преступлениях находит для себя привлекательным зрелище, а также для него оно выступает искупительным освобождением от каждодневных переживаний и перенапряжений.

Однообразная, изнуряющая каждодневность неустанно зарождает в индивиде разочарование. Большинство его устремлений, надежд не сбывается, и вытесняются в сферу бессознательного. Все это пробуждает потребность в искусственной реализации обрушившихся замыслов, в абстракции от постылой реальности. Говоря другими словами, индивиду необходима психологическая компенсация, которую он находит в просмотре телепередач или за просиживанием в интернете.

Психологи уверяют, что, просмотры детективных, криминальных телепередач снижают число реальных преступлений, поскольку при просмотре дурные наклонности личности сублимируются.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Сублимация и творчество.: в ходе рассмотрения понятия сублимации, а также механизма сублимации

В ходе рассмотрения понятия сублимации, а также механизма сублимации мы пришли к заключению, что с самого своего рождения, с момента изготовления первых производственно-магических инструментов человек фактически занимался творческой деятельностью. На этом основании можно было бы сделать заключение о том, что человек является сугубо творческим существом, однако такое заключение было бы отчасти безосновательным, так как мы игнорировали другую сторону творчества, а именно, деструктивною деятельность. В самом деле, когда древний человек, уже изменяя реальность вокруг себя, произвел первые производственно-магические инструменты, в свою очередь предназначенные для изменения реальности, он проявил себя как творческое существо. Но не следует забывать, что в результате такой своей деятельности он фактически разрушил ту первоначальную целостность природы, частью которой он первоначально являлся. Даже изготовление примитивного скребка из гальки требует ее одновременного разрушения. Более того, само его выпадение из природы уже явилось манифестацией подобного разрушения, деструкции самой природной целостности.

Отсюда актуальным становится не только рассмотрение взаимоотношений творческой и деструктивной деятельности человека, но и ответ на вопрос о том, является ли причиной творческой деятельности конфликт человека с миром, или человек способен на творчество независимо от наличия такого конфликта, более того, является ли творческая деятельность человека свободной или вынужденной условиями существования.

Вспомним, что рассматривая работы неофрейдистов, мы могли отчасти найти ответы на возникшие у нас вопросы. Исследование указанными специалистами повседневного и патологического поведения людей, их бессознательного привели их к пониманию того, что творческая деятельность является частью процесса сублимации (принятого как процесс становления человека), она свободна в выборе направления, она проявляется к повседневной деятельности людей, хотя все еще является довольно ограниченной ее частью.

Однако здесь проявляются стереотипы подхода к творческой деятельности как к художественному творчеству. Помимо этого предполагается разделение творческой деятельности по степени креативности, условием творческой деятельности остается конфликт. Здесь становится понятно, что при утверждении человека творческим существом, как классический, так и постфрейдистский психоанализ не может пойти в понимании творче- ства еще дальше из-за недостатков, в общем присущих психоаналитической парадигме, в которой сублимация изначально принимается как случайный психический процесс и рассматривается только на уровне индивида. Сам процесс сублимации все равно становится в зависимость от психического конфликта, отсутствие которого предполагает невозможность сублимации. Даже в том случае, когда провозглашается независимость сублимации от конфликта (как в случае «нерепрессивной сублимации» Г. Маркузе), обязательной ее основой и источником является только сексуальность. Узость понимания творческой деятельности человека выливается также в то, что деструктивность выделяется как отдельная черта, присущая человеку.

В случае понимания сублимации как процесса становления человека приведенные результаты теоретизирования последователей Фрейда не годятся для понимания сути этого процесса. Деятельность архаичного человека при производстве производственно-магических инструментов можно объявить творческой, но одновременно, как мы уже сказали, ее можно рассматривать и как деструктивную. Это говорит о том, что, следовательно, такую деятельность следует определять шире, чем просто творческую. Но тогда прежде всего нам следует определиться с самим понятием творчества.

Несмотря на огромное количество существующих определений творчества, отечественные исследователи609 выделяют не менее пяти основных подходов к его пониманию. 1.

Творчество понимается как внеисторическая категория, обозначающая всеобщую форму развития материального мира через создание, возникновение нового. Творчество трактуется, к примеру, как «необходимое условие для развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Творчество человека — лишь одна из таких форм»610. 2.

Творчество рассматривается как форма трудовой деятельности611. С этой точки зрения элемент творчества присутствует в любом процессе труда, совершаемом человеком, а исторические формы творчества зависят прежде всего от исторических форм труда, т. е. творчество в той или иной степени отождествляется с трудом или «растворяется» в труде. 3.

Творчество рассматривается как форма создания нового безотносительно к материальной форме такого объекта, будь то продукт или знание612 . Некоторые авторы отмечают, что результат творчества отличается от результата, к примеру, нововведения принципиальным характером своей новизны613. Такой подход имеет множество оттенков, но он не дает конкретного ответа на вопросы, чем именно определяется новизна результата и представляется ли он качественно новым для самого творящего субъекта, для его непосредственного окружения или же для всего человечества. Четкое определение границ творческого процесса остается в такой ситуации достаточно сложным. 4.

Творчество трактуется как процесс, в котором получает свою реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Подобная точка зрения предполагает, что главным моментом процесса является не столько вещный результат, сколько совершенствование человеческих способностей614, а основные отличия творчества от труда наблюдаются не в результатах деятельности, а в ее внутренних мотивах и структуре615. 5.

Существует понимание творчества как мировоззрения, как «нестандартного отношения человека к действительности»616, причем, в таком аспекте творчество чаще всего рассматривается как познавательное творчество.

В западной традиции изучения творчества превалируют психологические подходы и направления, поэтому творчество в большинстве случаев связывается с «производством» идей, являющихся новыми и значимыми для самого субъекта. Некоторые исследователи617 предлагают условное разделение многочисленных определений творчества (для обозначения которого также применяют термин «креативность») западных исследователей на: 1)

гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего); 2)

инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта); 3)

эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражении творца); 4)

психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я); 5)

проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач).

По мнению философа И. Н. Дубины618, понятие «креативность» включает в себя следующие смыслы: 1.

Способность субъекта вносить в собственное бытие значимо новое (новое решение проблемы, новый метод или новое устройство, новый художественный образ и т. п.) независимо от присутствия (или отсутствия) создаваемого в социально-культурном окружении. 2.

Процесс новообразования (процесс возникновения и становления новой идеи), новаторская деятельность. 3.

Продукты новаторской деятельности.

Совмещая точки зрения различных исследователей на термины «творчество» и «креативность», можно сделать вывод о том, что зачастую авторы вкладывают в них один и тот же смысл. Это происходит потому, что при переводе работ западных исследователей английский термин creativity переводился и как «творчество», и как «креативность», что привело к смешению этих, на наш взгляд, разных понятий. Подобную, по нашему мнению, непозволительную взаимозаменяемость этих терминов можно проследить у таких исследователей, как Е. Л. Яковлева,

В. В. Колпачев, К. Е. Сумнительный, М. М. Назаренко, А. С. Шаров,

А. В. Василевицкая, В. Н. Дружинин, Е. И. Щебланова619 и др.

Тем не менее, И. Н. Дубина также совершенно правомерно разделяет термины «творчество» и «креативность», предлагая рассматривать «творчество» как более общее понятие (включающее в себя в т. ч. и креативность), отражающее, помимо субъективных моментов, также процесс взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом. Это понятие исследователь также связывает с образованием социально-культурной новизны и значимости. Давая определение понятию «творчество», он исходит из того, что это понятие является результатом сложнейшего процесса взаимодействия личностного и социального, возникает как креативность в процессе человеческой деятельности в социокультурной системе и оказывает на эту систему преобразующее воздействие.

Момент преобразования, по его мнению, необходимо присутствует и в креативности, и в творчестве.

Как быть Леди:  Ненависть — Психология человека

Но в креативности преобразовательный элемент выступает как выход за пределы системы наличного знания субъекта через ее трансформирование, в результате чего возникает феномен, известный в психологии как «инсайт» или «ага- переживание». В креативности преобразование касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве — и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действия и т. д.

Можно согласиться с И. Н. Дубиной, когда он иллюстрирует отличие креативности от творчества так: новая картина создается художником, но творческим произведением она становится благодаря воздействию на публику. С этой точки зрения писатель — не всякий пишущий, а только тот, кто имеет читателя. Поэтому смысл творческого произведения не только в нем самом, но и в его способности воздействовать на социальное окружение. Здесь можно вспомнить М. Фуко, по мнению которого творчество можно назвать «основанием дискурсив- ности» или «установлением некой бесконечной возможности дискур- сов»620, понимая их как диалог субъекта с объектом. Хотя, по нашему мнению, в этом случае было бы корректнее говорить не о творчестве, а

о креативности. Важность «внешней» оценки для творчества подчеркивала Дж. Вайкофф: «Нельзя быть творческой личностью, можно лишь восприниматься в качестве таковой»621. Отсюда мы подходим к выводу о том, что творчество тесно связано с общественным сознанием, с принятием и оценкой креативной идеи со стороны социума.

Представляет определенный интерес рассмотрение И. Н. Дубиной622 творчества в форме креативной флуктуации, первоначально возникающей в окружающем контексте, который к ней адаптируется. Вместе с адаптацией происходит преобразование и изменение существующего контекста. Социальная адаптация к новому результату одно временно является и социальным осознанием случившегося преобразования. По мере освоения нового результата обществом он становится общезначимым, т. е. креативность становится творчеством, но в то же время новый результат постепенно теряет свою новизну, все более стандартизируется и превращается в обыденность, т.

е. фактически перестает быть творчеством. В этом состоит парадоксальность ситуации, когда идея является и творческой, и нетворческой одновременно. Это, по мнению И. Н. Дубины, позволяет говорить о творчестве не только как о формирующемся феномене, но и как феномене становящемся. Именно категория становления характеризует не только процесс обретения формы, но интегрирует в себе моменты возникновения и уничтожения, моменты зарождения возможностей и реализации одной из них в действительности, характеризует единство бытия и еще небытия, на границе которых и рождается творчество. Творчество есть динамичный феномен, обладающий социально-коммуникативной природой, возникающий как результат сложнейшего процесса объединения и взаимодействия индивидуального и социального, личностной уникальности и социальной нормативности. Творчество — это не только характеристика человеческих способностей, не только характеристика человеческой деятельности и ее результатов, но и характеристика социальных отношений. Понятие «творчество» характеризует различные формы взаимоотношений личности с другими людьми, обществом, культурой. Эти формы взаимоотношений многочисленны и разнообразны, поэтому и оттенки творчества так многочисленны и так многозначно и сложноопределяемо само понятие творчества.

Тем не менее, вся многочисленность и разнообразие форм взаимоотношений творческой личности и общества не охватывают все формы и оттенки креативности. Поэтому, в противовес мнению И. Н. Дубины, мы считаем творчество более узким, или видовым понятием, чем понятие креативности, которое является родовым по отношению к нему. Еще Платон называл творчеством «все, что вызывает переход из небытия в бытие»623. Не следует забывать, что творчество в таком понимании подразумевает не только рождение чего-либо материального, но и рождение идей, образов, чувств624. Так, И. Кант называл творчеством, к примеру, построение художником образа в своем воображении625. По нашему мнению, этими определениями можно характеризовать не творчество, имеющее общественную оценку, а феномен человеческой креативности, который также можно назвать становящимся феноменом. Именно в психической реальности человека, которую можно было бы назвать креативной реальностью, рождение образов не подвержено социальной оценке. Именно здесь человек полностью свободен и сам определяет ценность созданных им образов. Именно здесь происходит единение бытия и еще небытия, в точке и в момент единения которых рождается креативность, но пока не творчество, так как его «продукт» еще неизвестен обществу. Таким образом, творчество характеризуется «социальной» совершенностью, а креативность — «социальной» потенциальностью. Потенциальность же, говоря словами С. Л. Франка, является тем, чему еще предстоит свершиться и тем самым определиться. Отсюда потенциальность полностью совпадает со свободой в самом общем смысле этого слова626. В нашем случае свобода означает возможность выбора человеком способа, которым он может творить. Совершенность, по нашему мнению, предполагает конечность и конкретность результата творчества. Отсюда креативность более свободна, чем творчество, ей не нужна положительная социальная оценка. Может получиться так, что будучи воплощенными в реальность креативные замыслы получат совершенно отрицательную социальную оценку.

Помимо этого, если творчество предполагает переход из небытия в бытие, то креативность также подразумевает и обратный процесс перехода из бытия в небытие, именно поэтому креативность шире творчества. Поясним это утверждение. К примеру, при создании скульптором статуи креативность проявляется прежде всего при возникновении образа статуи в психической (креативной) реальности человека. Обретение камнем формы статуи — это проявление креативности человека, направленной вовне. Общественная оценка статуи способствует превращению креативности в творчество. Одновременно с этим потерю камнем своей первоначальной формы можно определить как своего рода переход первоначального состояния камня в небытие. Но рассматривая все процессы, происходящие в становящемся мире, в которых участвует становящийся человек, как формы проявления универсальной креативности, мы также можем определить исчезновение первичной формы камня как проявление креативности и утверждать, что в данном случае имеет место не переход в небытие, а диалектическая трансформация бытия.

С этой точки зрения каждый индивид на своем уровне повторяет макропроцессы, происходящие в природе. В этом смысле человек един с природой, для которой не существует конструкции и деконструкции, добра и зла, а есть только универсальная креативность как непрерывная трансформация бытия, этот своеобразный креативный онтологический монизм. Человек отделяется от природы, когда универсальную креативность, присущую природе, начинает измерять относительно себя самого с помощью категорий добра и зла, ассоциируя добро с конструктивностью, а зло — с деконструкцией. Но тогда, к примеру, упомянутое создание скульптором статуи является одновременным воплощением добра и зла. Зло состоит в разрушении первоначальной формы камня, добро — в получении красивой статуи. Человек, таким образом, отрицает изначальную форму камня и, делая это, творит зло. Но тогда, продолжив такие рассуждения, по аналогии можно сказать, что человек вообще творит зло, изменяя мир вокруг себя.

В этом отношении интересны рассуждения Е. В. Сатыбаловой, которая рассматривает человеческую природу как понятие, обозначающее такое измерение бытия, в котором явления и процессы одновременно едины с общеприродными и в то же время отличаются от них627. Такой разрыв человека со своим непосредственным окружением приводит к тому, что человек, являясь частью природы, одновременно «выпадает» из нее, занимая дистанцию по отношению к самому себе. Это говорит о том, что теперь человек не просто «есть», но и определенным образом относится к своему бытию, он «есть» в той мере, в какой он делает себя тем, что он есть, он осознает свой опыт как практическую активность.

В итоге, по Сатыбаловой, определяя бытие человека как становление, мы говорим о том, что человеческое как феномен обладает качеством процессуальности, благодаря которой оно становится тем, что оно есть. Процессуальность является источником и механизмом становления человеческого, обретения им всех своих существенных характеристик. Благодаря процессуальности становления человеческая природа обладает возможностью и способностью отрицания природы, из которой «выпадает» человек, и самоотрицания, которое можно понимать как попытку выхода за собственные пределы и, таким образом, трансцендирования в мир своей уникальной сущности.

Подобные возможность и способность человеческой природы к процессуальному отрицанию и самоотрицанию могут, по нашему мне нию, ошибочно приниматься за основания человеческой деструктивности. На самом деле, на наш взгляд, они являются основаниями человеческой креативности, которая, в свою очередь, есть способ изменения как самой природы человека, так и всей природы, из которой та «выпадает».

«Выпадение» человека из природы говорит о том, что он биологически не соотносится с определенной средой, поэтому его деятельность должна компенсировать редукцию и отсутствие необходимых механизмов, способствующих выживанию человека в мире. «Выпав» из природы, человек осознает свою несовместимость с ней, а себя осознает не данностью, а процессом, целью которого является преодоление природы, своего физического существования. Именно так, в противоположность мнению Сатыбаловой, человеческая природа становится всецело креативной, избирая креативность в качестве средства преобразования противостоящего ей мира.

Как быть Леди:  Быков о графомании - Будь собой. Остальные роли уже заняты — LiveJournal

Отсюда человеческая креативность, содержащая в себе неизбежные компоненты изменения бытия, которые можно назвать элементами деструктивности, есть одновременно и парадоксально источник, режим (способ) и результат становления человеческого, или, иными словами, источник, режим (способ) и результат становления человека. Именно благодаря ему природа человека приобретает особое положение в Космосе (М. Шелер), является двойственной (не в смысле сакральности и профанности) в соединении противоположных тенденций. Это, во-первых, стремление вписаться в мир, быть его частью, а во-вторых — постоянное противостояние миру.

Платоново определение творчества как перехода из небытия в бытие, помимо творчества, применимо и к креативности, так как творчество определяется нами как высшая форма креативности. Более того, оно ясно показывает, что точкой такого перехода является человек, его внутренний мир, психическая реальность. Таким образом, суть креативности — в ее пограничности: креативность существует одновременно внутри человеческого и вне человеческого, и переход в инобытие происходит именно на этой границе, на пределе человеческого. Такое понимание креативности как предельного состояния человеческого объясняет сущность и предназначение человека, который является точкой соединения, взаимодействия противоположностей.

При этом человек является активным началом, осуществляющим выход за свои пределы. Потому нельзя согласиться с Сатыбаловой в том, что человек находится в «пограничном со-стоянии» или в «процессе деятельного стояния на границе» между очеловеченным и вне- человеческим, так как в этом случае утверждается его «деятельная» пассивность. На наш взгляд, человек активно, по своей воле находится в процессе «нарушения» этой границы. Такой процесс «нарушения» этой границы мы обозначим как процесс трансгрессии628 , а самого человека — точкой трансгрессии.

Отсюда определение креативности будет выглядеть следующим образом: человеческая креативность — это источник, режим (способ) и результат становления человеческого, а также процесс постоянной трансгрессии человеческого между очеловеченным и внечеловече- ским, выход за собственные пределы и приобретение статуса со- субъекта бытия. Исходя из этого, творчество можно определить как высшую позитивную форму креативности, имеющую высокую социальную оценку и характеризующуюся совершённостью и конечностью каждого отдельного результата.

В соответствии с таким определением можно принять положение о том, что существовать для человека — значит постоянно выходить за пределы самого себя, так как только человеческое бытие, выходящее за пределы самого себя в мир, в котором оно существует, может реализовать себя. Можно также согласиться с тем, что, пережив опыт транс- цендирования, человек начинает искать смысл собственного существования, потеря которого может привести к отрицанию человеком самого себя. Но, полагая самотрансценденцию «сплавом отрицания, связанного с выходом за пределы наличной формы и конструирования (деконструкции)»629, на наш взгляд, неверно было бы полагать ее антропологическим основанием человеческой деструктивности, понимая ее как процесс деконструкции. Конечно, чтобы выйти за пределы, необходимо разрушить имеющееся, но природа человека такова, что прежде чем разрушать что-либо, он строит альтернативную реальность (пусть даже в пределах самого себя, в психоанализе это психическая реальность), а затем разрушает то, что есть и не соответствует этой реальности. Именно поэтому мы можем, не видя никакого смысла в дуализме конструкции и деконструкции, считать первичной в природе человека конструкцию, настаивая на таком онтологическом монизме. Именно поэтому самотрансценденцию можно считать амбивалентной: она репрезентирует позитивную и негативную формы человеческой креативности. Именно поэтому негативную форму человеческой креативности можно назвать деструктивностью.

Принимая во внимание сказанное выше, уже невозможно говорить

о предметности и конечности результата сублимации, которую наряду со становлением человека можно понимать и как активную деятельность человека по преобразованию мира, своего бытия и таким образом самого себя. Эта деятельность человека представляется креативной, а деструктивность понимается как форма креативности и неизбежное средство, которым человек может пользоваться в процессе креативной деятельности. Художественное творчество полагается всего лишь высшей формой креативной деятельности человека. Его результат представляет собой высшую точку креативности, конечный продукт, дальнейшее развитие которого с момента его фиксации как результата творчества предполагает только его деконструкцию. К примеру, дальнейшее «совершенствование» «Давида» Микеланджело уже не будет творческой деятельностью, так как оно приведет только к частичному разрушению зафиксированного результата. Поэтому к приведенному выше определению сублимации можно добавить, что сублимация — неотъемлемая часть процесса становления человека, характеризующаяся свободой выбора из многовариантности форм креативности как источника, режима (способа) и результата этого становления.

Очень важно, что подобное определение сублимации содержит в себе, в терминах В. Хесле, метафизику уважения к природе, а также метафизику уважения к человеку. С этой точки зрения методологическое значение введения подобной дефиниции сублимации в философский и мировоззренческий оборот трудно переоценить. В настоящее время, когда апофеозом господства мировоззрения, принимающего деструктивность как неотъемлемую часть природы человека, явилась ситуация, в которой стали реальностью две мировые войны, третья «холодная» война, не прекращающиеся локальные конфликты, идеологические и информационные войны, разгул терроризма и сопутствующие им утрата нравственных ценностей и идеалов, упадок культуры, проблемы преступности, наркомании и экологии, оно имеет критический характер. Оно утверждает, что человек по природе креативен, но для осуществления своих желаний он также пользуется негативной креативностью, т. е. деструктивностью. Это происходит особенно явно тогда, когда желания человека максимально эгоистичны.

Однако и «выпадение» человека из природы — это, возможно, не предмет гордости человека, не его вина, а его беда. Упомянутая «биологическая несоотнесенность» со средой постулируется самим человеком и вряд ли ее можно назвать конструктивной. Следует по-другому заявить о бытии человека в мире, определить его как процесс противо речивый, креативный и одновременно деструктивный. И превалирующая деструктивность как раз и является индикатором отдаления человека от природы.

В настоящее время (как и в эпоху возникновения человека) подлинной креативностью можно считать не противостояние природе и ее преодоление, а встраивание в нее, это и будет настоящим метафизическим уважением природы. Именно в этом уважении скрыто архаическое. Само наличие такого уважения есть признак архаического сознания. И сейчас это архаическое представляет собой более бессознательное, чем выстраиваемое потребительской цивилизацией сознательное, являющееся всего лишь надстройкой над бессознательным. Отсюда противостояние бессознательного и сознания мы можем рассматривать и как конфликт непреодолимого, на грани осознанности, чувства встроенности в природу с желанием укротить ее, подчинить себе. Пока человек будет заставлять себя быть чужим природе, противопоставлять ей себя, бороться с ней, он будет разрушать ее, а одновременно разрушать и себя. Такая конфликтность человека и мира снимается только возвращением человека в мир, но уже в совершенно новом качестве, как со-трудника, собеседника, знающего правила существования в природе, в мире, обращающего на них пристальное внимание, скрупулезно соблюдающего их. Иными словами, осуществляющего re-ligio.

В заключение подведем некоторые итоги. Итак, одним из факторов становления человека является присущая ему креативность. Она является составляющей природы человека, собственно быть человеком — значит быть существом креативным.

Креативность является родовым понятием для творчества и отличается от него потенциальностью, незаконченностью и возможностью движения не только от небытия к бытию, но и обратно. Креативность есть источник, режим (способ) и результат формирования и проявления человеческого. Определяя человека как становящееся существо, мы наделяем его свободой выбора между многовариантными формами креативности, как позитивными, так и негативными, точнее, как социально одобряемыми, так и социально не одобряемыми. Сублимация, помимо становления, определяется как активная деятельность человека по преобразованию мира, своего бытия и таким образом самого себя, неотъемлемая часть процесса становления человека, характеризующаяся многовариантностью форм креативности как источника, режима (способа) и результата этого становления.

Уточняя определения понятий креативности и сублимации, мы снимаем с природы человека обвинения в деструктивности, утверждая человека креативным началом, давая человеку свободу выбора между позитивной и негативной креативностью. Последнее говорит о том, что креативность не является инстинктивной.

Многовариантность форм креативности выражается, помимо прочего, и в отношении к природе. Это отношение двойственно. С одной стороны, человек относится к миру, как к объекту креативности. Но, с другой стороны, он относится к миру как к со-субъекту, с которым надо входить в отношения, т. е. изменяться самому. Таким образом, миру через антропоморфизацию и витализацию приписывается субъектность и креативность как способность влиять на человека и его поведение. Это и есть проявление необходимой для re-ligio обратной связи.

Однако, определяя человека субъектом креативности, мы одновременно утверждаем существование отношений «субъект — объект» как изначально конфликтных, или полемических. Существование множества индивидов как субъектов креативности предполагает возникновение отношений «субъект — субъект», которым также присуща изначальная конфликтность. Она также присуща возникновению отношений «субъект — субъект» человека с природой, с окружающим миром.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий