Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум Женщине

Что нам дает знание особенностей представителей этих групп?

Рассмотрим такой пример взаимодействия на работе: начальник – стрессонеустойчивый, подчиненный – стрессоустойчивый. Задача – офисная, рутинная работа с бумагами.

Быстро адаптировавшись в новой обстановке, подчиненный6 станет ощущать дискомфорт от плавного течения процессов и начнет создавать себе стрессовые ситуации, в которых, по его мнению, работать удобней и быстрее. Такое поведение может мешать руководителю, коллективу и демотивировать окружающих сотрудников, хотя для подчиненного это будет комфортная среда обитания. И ему не будет понятно, за что он получает выговор, ведь скорее всего, он даже не заметит, что создает кому-то стресс, и продолжит в том же духе. В итоге непонимание приведет к конфликту. В этом конкретном примере целесообразно направить подчиненного на работу с клиентами.

Работа с клиентами, чаще всего, несет тот или иной стресс, это объясняется постоянной сменой ситуации, с которой починенный (в данном примере), будет справляться лучше. Уже незачем будет устраивать стрессовые ситуации на рабочем месте, подчиненный будет делать свою работу с ожидаемым результатом. Ну а когда начальник поинтересуется, насколько трудно работать, в ответ услышит, что все хорошо.

Поменяем группы стрессоустойчивости и рассмотрим такой пример: начальник – стрессоустойчивый, подчиненный – стрессонеустойчивый.

Подчиненный назначен на работу с клиентами. Какое-то время он будет справляться, и 7все будет отлично, однако из-за постоянного изменения ситуации это будет даваться тяжело. Когда уровень стресса серьезно возрастет, подчиненный просто не сможет выполнять работу и будет нуждаться в хорошем отдыхе. Начальник будет недоволен, что с такой легкой (как ему кажется) работой подчиненный не может справиться в поставленный срок. Рано или поздно такая ситуация приведет к конфликту. В этом случае целесообразно направить подчиненного на работу не с клиентами, а, например, на ведение клиентских баз данных.

Это позволит ему существенно лучше справляться со своей работой, гармонично функционировать в команде. При этом он может выслушать и поддержать коллег и подчиненных, стремясь во время работы не создавать стрессовых ситуаций. Душа компании… Такое развитие событий вполне благоприятно.

Выводы

Учитывая группы стрессоустойчивости, можно грамотно подобрать персонал или выбрать для себя достойную работу. Стоит помнить, что для представителей разных групп стрессоустойчивости понятие «стресс» будет разным. Не стоит так же забывать, что всем людям, независимо от психологического типа после продолжительно стресса нужен отдых.

Где пригодится быть стрессоустойчивым?

Личная жизнь. Мир внутри — мир вокруг. Стрессоустойчивые люди счастливы. Чтобы строить отношения с людьми, нужен контроль эмоций и понимание чувств окружающих. Научись также приёмам борьбы со стрессом.

Учёба и работа. Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости сохраняют спокойствие на экзаменах, в критических ситуациях, на работе. Также они остаются работоспособными в некомфортных внешних условиях: повышенное внимание, ненормированный график, психологическое давление и т. д.

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум

Для конструктора очень важна внимательность, усидчивость, стрессоустойчивость и умение находить общий язык с людьми. Идеально, когда человеку нравится его занятие. Тогда и научиться чему-то новому не проблема. А иначе ты бессмысленно тратишь энергию и нервы.

Екатерина Павлович, конструктор мебели

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум

В работе маркетолога сильно ценится эмоциональный интеллект. От срывов, слёз и гнева до спокойного и размеренного восприятия событий. Нужно учиться стрессоустойчивости и взаимодействию с людьми: конкуренция должна быть здоровой.

Ольга Зотова, бренд-менеджер

Отдельные профессии. Для некоторых сфер стрессоустойчивость — основное и обязательное профессиональное качество: пожарные, полицейские, военные, медики, преподаватели.

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум

Профессия энергетика довольно сложная и обязывает работника иметь высокую квалификацию. Постоянная опасность на производстве требует большой ответственности, внимательности, организованности, стрессоустройчивости.

Евгений Дайлидович, инженер-энергетик

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум

Многие люди в стрессовых ситуациях теряются. Для хирурга это недопустимо, он должен наоборот мобилизироваться, чтобы из стрессовой ситуации перейти в плановую.

Виталий Кадочкин, кардиохирург

Как стать стрессоустойчивым?

Если хочешь оставаться здоровым, счастливым и преуспевать в начинаниях, придётся поработать над собой. Следуй нашим рекомендациям:

1) Тренируй психику. В непонятной ситуации взвешивай каждое слово. Сначала думай, а потом говори и делай. Формируй в себе положительное мышление. Учись воспринимать сложные ситуации как возможность научиться новому, шанс преодолеть страхи и слабости. Решай проблемы по мере поступления. Беспокойство о ещё несбывшемся ни к чему не приведёт, а здоровье потратишь.

2) Медитируй. Сложно справиться со рвущимися наружу эмоциями? Выучи парочку дыхательных техник.

3) Выплёскивай эмоции. Выбери для себя адекватный способ разгрузить мозги от плохих мыслей: спорт, танцы, общение с друзьями, прослушивание любимой музыки, прогулки по лесу и т. д. Есть много интересных хобби для парней и девушек.

4) Самоорганизовывайся. Упорядоченные дела успокаивают блуждающие мысли. С расписанием в ежедневнике ты не будешь беспокоиться о невыполненных или забытых задачах. Расставляй приоритеты и избегай многозадачности.

5) Вовремя отдыхай. Тёплый душ, ароматный чай и хороший сон — помощники в борьбе со стрессом.

6) Имей принципы и моральную этику. Если каждый раз близко к сердцу принимать то, что думают о тебе люди, недолго уронить самооценку ниже плинтуса. Нельзя нравиться каждому. Но имея собственные убеждения и моральный кодекс, волноваться о мнении других придётся меньше. Провокации, оскорбления и необоснованная критика больше не будут цеплять.

Изучай вопрос глубже с книгой Шэрон Мельник «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях» и воспринимай стресс, как канадский врач Ганс Селье.

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Как повысить и развить стрессоустойчивость: лучшие 9 приемов и упражнений

Волнения являются частью жизни и их нельзя избежать.

Тренировка резистентности должна происходить каждый день. Чем старше человек, тем больше усилий потребуется, чтобы изменить свои привычные реакции на внешние раздражители.

Развитие стрессоустойчивости заключается в следующих навыках:

  1. Позитивно настраиваться.
    Формирование настроя является ключом к сопротивлению атакам стрессовых факторов. Большая часть врожденного оптимизма заключается в генах и зависит от правильной работы мозговых центров. Одним из способов изменить реакцию мозга на стресс является прекращение и рационализация пессимистических мыслей, в числе которых чувство вины.
  2. Не сдаваться.
    Пытайтесь преодолевать стрессовые факторы. Если источник волнений связан с событием, попробуйте изменить его восприятие. Будьте уверены, что неудача является компонентом развития. Научитесь принимать это.
  3. Найти человека для подражания.
    Кумиры могут влиять на наши ценности (психологический импринтинг). Ищите кого-то, кто вас впечатляет. Следите за своими ценностями и придерживайтесь их, как только почувствуете, что ваш мир начинает колебаться под воздействием стресса.
  4. Не бояться встретиться со своими страхами — бороться.
    Страх и стресс — это нормально. Не стесняйтесь бояться, не отрицайте существование страха. Вместо этого используйте его как инструмент, который поможет повысить самооценку.
  5. Тренироваться активно справляться со стрессом.
    Начните активно бороться с болезненными приступами стрессовых эпизодов. Вместо того, чтобы смириться с ситуацией или отступить перед лицом стресса, пытайтесь искать решения: минимизируйте оценку риска, ободряйте себя и думайте позитивно, активно обращаясь за помощью к другим.
  6. Признавать свои ошибки и сложные ситуации.
    Окружающие люди могут не заметить, что вы боретесь со стрессом, если не говорить об этом. Факторы, являющиеся источником страха, могут повлиять на тех, кто с этим справился и теперь будет рад поддержать вас в этой борьбе.
  7. Проводить гимнастику для мозга.
    Изменение задач для ума будет полезным. С небольшой самодисциплиной и благодаря регулярным и систематическим упражнениям можно получить удовлетворительные результаты.
  8. Не забывать об отдыхе.
    Пикник или прогулка позволят избавиться от навязчивых идей. Во время борьбы с трудностями это помогает сконцентрировать эмоции и мысли на чем-то отдаленном от проблемы, например, на природе.
  9. Формировать в себе сильные стороны характера.
    Признать, использовать и развивать свои сильные стороны характера — эффективное решение при борьбе со стрессами. Применяйте свои таланты и навыки.

Как строить общение со стрессонеустойчивыми

13Стрессонеустойчивые лучше других реагируют на фразы: «Потихонечку, постепенно мы выйдем из этого», «Давай держаться вместе», «А жизнь-то налаживается…», «Привычка вырабатывается 21 день», «Как солнце встает каждый день, так и мы, шаг за шагом, выходим из этой трудной ситуации».

Не следует требовать от такого человека собранности в стрессовой ситуации: ему необходимо время, чтобы осознать, что произошло, собраться с силами. Лучше всего в таких ситуациях обращаться за помощью к врачу или психологу, к помощи команды, не затягивая решение проблемы.

Располагая подобной информацией о своих подчиненных, руководитель создаст наиболее благоприятную атмосферу для адаптации новых сотрудников в команде, сумеет организовать наиболее результативную работу, при этом с наилучшим качеством. А уж внимательный, бережный подход к родным и близким, в семье и в дружеском кругу, и вовсе незаменим!

Список литературы

  1. Аугустинавичуте А. Социон. – М.: Чёрная белка, 2008. — 192 с.
  2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. – Новосибирск: «РИПЭЛ», 1995; М: «Астрель», 2003г.
  1. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: Изд-во «Алмаз», 2005. – 112 с.
  2. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  3. Прокофьева Т.Н. Управление качеством жизни. Учебно-практическое пособие. – М., 2021. 
Как быть Леди:  Кто такой циничный человек его поведение и стиль жизни в обществе

Методика шерон мельник

Гарвардский психолог Шэрон Мельник более 10 лет прорабатывала вопросы стресса и возможности их преодоления. Свои результаты исследования она изложила в книге «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях». Опишем основные её принципы как не стать заложником стресса:

  1. Перестать всё контролировать. Человек находится в состоянии покоя когда у него все под контролем. Каждая проблема делится на факторы, половина из которых не поддаётся контролю, скопление неразрешенных ситуаций приводит к перенапряжению нервной системы. В этом случае необходимо сконцентрировать внимание на решаемой части задачи. Впечатлениее что имеется возможность что-то контролировать увеличить стрессоустойчивость и возможно приведет к конструктивному решению. Представление о том, что есть возможность решить даже часть проблемы, направит на позитивное мышление и уменьшит опасения.
  2. Относится к проблемам как к временным трудностям. Ощущение беспомощности пройдет, с осознанием о том, что затруднения скоро разрешатся. Повышение стрессоустойчивости будет происходить вместе с адаптацией к переменам.
  3. Отстраниться от ситуации. Такое правило действует если человек не в том положении чтобы диктовать условия. Нужно установить планку: какой негатив можно принять, а какой нет.
  4. Использовать в течение дня чередование напряженной работы с периодами восполнения энергии или расслабления. Так нервная система успеет восстановиться и сконцентрироваться на работе.
  5. Дыхательная гимнастика. Не требует специальной подготовки, поможет абстрагироваться. Соединяем кончики пальцев и на равный счёт вдыхаем через нос, задерживаем дыхание и выдыхаем через нос. Проделываем такое упражнение в течение 3 минут, при желании можно продлить до 11 минут.
  6. Правильно расставить приоритеты. Нужно развивать направленное мышление. Представить желаемый результат от предстоящей работы и двигаться к нему, продумывая каждый шаг.
  7. Делегирование обязанностей. Есть задачи с которыми может справится и другой человек. При отсутствии таких в окружении необходимо прямо, но тактично об этом сообщить. Зачастую причиной стресса является перегруженность из-за низкой квалификации других сотрудников.
  8. Научиться говорить «нет». Необходимо ясно и четко сформулировать отказ. Если это задание на работе, то до руководителя нужно донести, что выполнить работу в установленный срок не представляется возможным.
  9. Меньше отвлекаться на другие предметы, время невосполнимый ресурс. Нужно объяснить людям, что на данный момент нет возможности переключиться на решение их проблемы.
  10. Расслабляться перед сном. За четверть часа до сна перестать думать о проблемах, вспомнить положительные моменты. Сделать дыхательную гимнастику.

Наполнение групп следующее

Стрессоустойчивые

Стрессотренируемые

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (СЛЭ), ESTP, «Жуков»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (ИЭИ), INFP, «Есенин»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (ИЭЭ), ENFP, «Гексли»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (СЛИ), ISTP, «Габен»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум(ЭСЭ), ESFJ, «Гюго»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (ЛИИ), INTJ, «Робеспьер»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум(ЛИЭ), ENTJ, «Джек Лондон»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (ЭСИ), ISFJ, «Драйзер»

Стрессотормозные

Стрессонеустойчивые

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум(ИЛЭ), ENTP, «Дон Кихот»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум(СЭИ), ISFP, «Дюма»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (СЭЭ), ESFP, «Наполеон»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (ИЛИ), INTP, «Бальзак»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум  (ЭИЭ), ENFJ, «Гамлет»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум  (ЛСИ), ISTJ, «Максим Горький»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (ЛСЭ), ESTJ, «Штирлиц»

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог ВикиумСтрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум (ЭИИ), INFJ, «Достоевский»

Обладаете ли вы стрессоустойчивостью (э. г. касимова)?

Ответьте «да», «не особенно» или «нет» на следующие вопросы:

  1. Боитесь ли вы соперничества на работе, в спортивных или азартных играх?
  2. Появляется ли при этом агрессия?
  3. Легко ли переходите от одного вида деятельности к другому?
  4. Выносливы ли вы в работе?
  5. Если видите, что ваши старания не отмечают должным образом, то выходите ли вы «из игры»?
  6. Вы избегаете конфронтации?
  7. Вам нравится ничего не делать?
  8. Близко ли вы принимаете к сердцу мелкие неудачи и разочарования?
  9. Доставляют ли вам удовольствие мелкие радости жизни?
  10. Вы часто действуете согласно желаниям других людей, а не своим собственным?
  11. В течение дня вы уделяете себе хотя бы полчаса?
  12. Хорошие ли у вас отношения с коллегами?
  13. Можете ли вы сказать, что ваша рабочая атмосфера конфликтная?
  14. Согласны ли вы, что многие люди ведут себя бескомпромиссно?
  15. Жизнь несправедлива?
  16. Вы часто смеетесь над своими неудачами?
  17. Вам есть с кем поделиться своими переживаниями?
  18. Вы нервничаете, если ваши планы меняются из-за чьей-то халатности?
  19. Считаете ли вы себя физически здоровым человеком?
  20. Вы умеете сохранять самообладание в трудных ситуациях?
  21. Вы когда-нибудь раскаивались в совершенном в момент раздражения (другое чувство) поступке?
  22. Вас раздражают мятые страницы книги или чьи-то нравоучения?
  23. У вас бывают трудности в общении?
  24. Вы испытываете недоверие к коллегам?
  25. Вас мучает мысль о собственной ничтожности?
  26. Хотите ли вы много достичь?
  27. Часто ли вы раздражаетесь и замыкаетесь в себе?
  28. Вам часто бывает скучно?
  29. Бывает ли такое, что вам не хочется возвращаться домой?
  30. Ваши коллеги довольны вами?
  31. Вам всегда удается сохранять самообладание?
  32. Вы поддерживаете отношения с людьми, с которыми вас мало что связывает?
  33. У вас есть постоянный круг друзей с конкретными интересами?
  34. Чувствуете ли вы необоснованную неприязнь, которую раньше не испытывали, к каким-то людям или ситуациям?
  35. Вы уверенно выполняете свои обязанности?
  36. Часто ли вы не можете отключиться от мрачных мыслей?
  37. Вы бываете непунктуальны?
  38. Вы хорошо относитесь к людям, которые часто меняют свою точку зрения?
  39. Когда болеете, вы терпеливы?
  40. Часто ли вы перебиваете собеседника?
  41. Вы хорошо выполняете свои обязанности?
  42. Вы хотели бы знать, что думают о вас другие люди?
  43. Совпадают ли ваши желания и обязанности?
  44. Вы нервничаете, когда чего-то ждете?
  45. Легко ли вы сочетаете семейные и профессиональные обязанности?
  46. Характерно ли для вас «ждать у моря погоды»?
  47. После того, как приходите домой, вы думаете о том, что было на работе?
  48. Бываете ли вы слишком категоричным, в том числе в высказываниях?
  49. Вам трудно говорить с близкими людьми о своих проблемах?
  50. У вас бывает ощущение, что вы не можете с чем-то справиться?
  51. Надеетесь ли вы на лучшее?
  52. Бывает ли такое, что вы конфликтуете, а потом жалеете?
  53. Вам легко удается усмирять гнев?
  54. На вашу работу влияет шум и другие раздражители?
  55. Вы легко приобретаете привычки и так же легко избавляетесь от них?
  56. Вы работаете в ровном темпе?
  57. Нервничаете ли вы при ожидании?
  58. Вы постоянно пребываете в плохом настроении и подозрительны к окружающим?
  59. Вы часто «взрываетесь»?
  60. Вы беспокоитесь, если забыли что-то сделать?
  61. Вы умеете сдерживать свои чувства?
  62. Вы оказываете влияние на решения, принимаемые на работе?
  63. Вашу деятельность часто сопровождает борьба и противоречия?
  64. Вы перегружены работой?
  65. Вы часто «выходите из себя»?
  66. Вы реагируете на критику окружающих?
  67. Вы можете работать долгое время без снижения эффективности и результатов?
  68. Часто ли вы испытываете перепады настроения?
  69. Вы быстро принимаете решения?
  70. Утомление провоцирует у вас бессонницу?
  71. Вы спокойно реагируете на отказы?
  72. Вы часто ищете предлог не делать работу?
  73. Ваши переживания сопровождаются невербальными признаками (выраженная жестикуляция, изменение мимики и голоса)?

Подведите итоги: «да» – 3 балла, «не особенно» – 2 балла, «нет» – 0 баллов. Ознакомьтесь с результатами:

  • Больше 180 баллов. Вы очень подвержены стрессу, несдержаны и нетерпеливы, вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система явно расшатана, что заставляет страдать и вас, и ваших близких.
  • 100-180 баллов. Самая обширная группа, к которой относятся люди со средней стрессоустойчивостью. Вывести из себя вас может только очень неприятное событие. На мелкие неприятности вы не обращаете внимания. У вас есть к ним иммунитет.
  • Меньше 100 баллов. Вы аномально спокойны, можно сказать, черствы и равнодушны ко всему происходящему. Вероятно, близкие люли часто считают вас «толстокожим». Полное равнодушие – не самый лучший признак.

Понятие стрессоустойчивости и психологические условия ее развития

Понятие стрессоустойчивости и психологические условия ее развития

Устойчивое поведение в условиях стресса на работе

      Устойчивое поведение людей в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности как индивидуальной, так и совместной. Таким образом, профилактика стрессов посредством развития у работников достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистов-психологов специализирующихся на психологическом обеспечении профессиональной деятельности[1].

   Устойчивость к стрессу – важный фактор сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека в трудных, стрессовых условиях.  При изучении стрессоустойчивости, прежде всего, необходимо определить это понятие. Следует отметить, что существует множество определений стрессоустойчивости, в которых она определяется как: эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, устойчивость личности, психофизиологическая устойчивость, моральная устойчивость, морально-психологическая  устойчивость,  эмоционально-волевая  устойчивость[2]. Устойчивость, в широком смысле, необходимо рассматривать как функцию двух переменных – окружающей среды и внутренней структуры системы. В психологическом плане устойчивость отра­жает функциональные характеристики профессионально зна­чимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных рабочих ситуаций. Стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений [3].

     Таким образом, можно  говорить о том, до настоящего времени категория стрессоустойчивости не приобрела однозначного трактования,  несмотря на то, что она давно и систематически исследуется в зарубежной и отечественной психологии.

     C.B. Субботин, основываясь на теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, характеризует стрессоустойчивость как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, результатом чего является биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности[4].

   В.Ф. Матвеев определяет стрессоустойчивость как совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья[5].

О.В. Лозгачева под стрессоустойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности»[6].

      Б.X. Варданян, определяет стрессоустойчивость, как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному вы­полнению деятельности»[7].

    П.Б. Зильберман, на наш взгляд, дает наиболее удачное определение стрессоустойчивости, это — «интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, обеспечивающих оптималь­ное успешное достижение цели деятельности в напряжённой обстановке»[8].

    Однако, наиболее полно, по нашему мнению, понятие стрессоустойчивости характеризует В.А. Бодров. Автор определяет его, как интегративное свойство человека, характеризующее: во-первых, сте­пень его адаптации к воздействию экстремальных факторов среды (внешней и внутренней) и деятельности; во-вторых, определяющее уровень функциональной на­дежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях; и, в-третьих, проявляющееся в активации функциональных ресурсов орга­низма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности.[9].

  Структуру стрессоустойчивости личности М.Ф. Секач предлагает рассматривать как динамическую структуру, включающую: эмоциональный, интеллектуальный и волевой компоненты[10].

  • Эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи.
  • Интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.
  • Волевой компонент, выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации[11].

Ю.Н. Гурьянов выделяет еще ряд структурных компонентов:

  • мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи;
  • физиологический компонент, определяющий запас энергети­ческих возможностей организма;
  • познавательный, характеризующий степень осознания и понимания служебной задачи;
  • операциональный (моторный), объединяющий применяемые способы и приемы деятельности;
  • коммуникативный компонент, характеризующий социально-психологический аспект деятельности личности, состояние готовности к взаимодействию[12].

    Н.И. Бережная, рассматривает категорию стрессоустойчивости как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

  • психофизиологического (тип, свойства центральной нервной системы);
  • мотивационного, считая, что сила мотивов во многом определяет эмоциональную устойчивость;
  • эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
  • волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;
  • профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;
  • интеллектуального, действующего на оценку требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий[13].

      Р.М. Шагиев включает в структуру стрессоустойчивости следующие блоки:

  • психодинамические свойства (активность, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций);
  • волевые качества (выдержка, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность, энергичность);
  • особенности саморегуляции поведения (планирование, моделирование, оценка результатов, гибкость, общий уровень саморегуляции поведения);
  • мотивация (мотивация стремления к успеху)[14].

    А.Л. Рудаков в качестве компонентов стрессоустойчивости выделяет: направленность личности, ситуативную и личностную тревожность, локус контроля, личностную рефлексию, самооценку, когнитивный стиль и показатели нейротизма[15].

   В структуре стрессоустойчивости личности психологи выделяют эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и другие компоненты. Причем все компоненты стрессоустойчивости, как и психической устойчивости находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

    Механизмы регуляции и особенности проявления стрессоустойчивости человека, как считает  В.А.  Бодров, обусловливаются характеристиками его мотивации и це­ленаправленного поведения, функциональных ресурсов и уровня их активации, личностных черт и когнитивных возможностей, эмоционально-волевой реактивности, профессиональной подготовленности и работоспособности[16].

    По мнению М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко, детерминантами стрессоустойчивого по­ведения являются оценка ситуации, предвосхищение хода и результатов деятельности, испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства, опыт личности (установки, образы, прошлые переживания)[17].

Важным фактором, опосредующим влияние стресса, определяющим стрессоустойчивость являются ресурсы личности. В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса»[18].

     Н.Е. Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией[19].

         В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные и нематериальные объекты; внешние и внутренние интраперсональные переменные; психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды[20]. По мнению С. Хобфолла, личностные ресурсы являются фундаментальными компонентами индивидуальной способности к адаптации, играющими первостепенную роль в контексте совладания со стрессом[21].

      К ресурсам личности Н.Е. Водопьянова относит знания, умения, навыки, способности, опыт, модели кон­структивного поведения, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности, связывает с поиском ресурсов, помогающих личности в преодолении стрессовых ситуаций[22].

     Развитие стрессоустойчивости мы рассматриваем как процесс накопления ресурсов личности, таких как: знания о феномене стресса и методах его преодоления, навыки саморегуляции психофизиологического состояния, опыт успешного преодоления стрессовых ситуаций, модели кон­структивного поведения в стрессогенных условиях, способность к позитивному мышлению, умение действовать осознанно и рационально. Наличие данных ресурсов поможет снизить личностную значимость стресс-факторов для индивида, что снизит вероятность субъективной оценки (субъективного восприятия) сложной ситуации, как угрожающей и тем самым поможет предотвратить в большинстве случаев возникновение стрессовых реакций.

      Опираясь на теорию сохранения ресурсов С. Хобфолла и положение о первостепенной роли личностных ресурсов, мы определили следующие психологические условия развития стрессоустойчивости:

  • Расширение знаний о феномене стресса и методах его преодоления;
  • Развитие навыков саморегуляции психофизиологического состояния;
  • Актуализация опыта успешного преодоления стрессовых ситуаций;
  • Формирование моделей кон­структивного поведения в стрессогенных условиях;
  • Развитие рационального и позитивного мышления;
  • Развитие осознанности собственного поведения.

       Итак, мы раскрыли сущность понятия стрессоустойчивости, определив его как интегративное свойство личности, включающее эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и другие структурные компоненты. Так же мы определили психологические условия развития стрессоустойчивости.

[1] Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2021. – № 9. – С. 243.

[2] Дербин П.А. Формирование стрессоустойчивости у военнослужащих как направление психологической работы. [Электронный ресурс]: IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2021» // Российская академия естествознания. UPL: (дата обращения: 12.02.2021).

[3] Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен. – С. 243.

[4] См.: Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 1992. – С. 7.

[5] Цит. по: Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен. – С. 244.

[6] Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации. дис. …канд. психол. наук: Екатеринбург , 2004. – С. 158.

[7] Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. – М.: Наука, 2008. – С. 242-243. 

[8] Цит. по: Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2021. – № 1. Т.10. – С. 6-19.

[9] См.: Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров.  М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. 301-302.

[10] Секач М.Ф. Психическая устойчивость человека: Монография. / М.Ф. Секач. – М.: АПКиППРО, 2021. – С. 143.

[11] Цит. по: Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен. – С. 243.

[12] Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие / Ю.Н. Гурьянов. – М.: Академия ФПС России, 2001. – С. 470.

[13] Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н.И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. – СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 453-457.

[14] Шагиев Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.03. – M., 2009. – С. 16-18.

[15] Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография / А.Л.Рудаков. – Красноярск, 2021. – С. 31-33.

[16] Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – С. 302.

[17] Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмо­циональной устойчивости / М.И. Дьяченко,  В.А. Пономаренко // Военно-медицинский журнал. 1989. №5. С. 106-112.

[18]Бодров, В.А. Информационный стресс. – С. 81.

[19] Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – С. 290.

[20] Цит. по: Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С.А. Калашникова // Молодой ученый. – 2021. – №8. Т.2. – С. 84-87.

[21] Hobfoll S.E.  Conservation of resource caravans and engaged settings // Journal of Occupational and Organizational Psychology. – 2021a. 84. – P. 116-122.

[22] Монина Г.Б., Раннала Н.В.Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости. – С. 97.

Примеры стрессовых ситуаций в семейной жизни

Родители стрессонеустойчивые, ребенок стрессоустойчивый.

8Сын рассказывает о своих задумках и планах на лето, о походах в горы, о поездках автостопом и о занятиях экстремальным спортом. Он понимает, что во время этого отдыха ему придется столкнуться со стрессом и не один раз, но это его не пугает и даже наоборот – подстегивает. Стресс для него – это неотъемлемая часть жизни, которая только заставляет собраться, мобилизует силы и позволяет добиваться необходимых результатов. Такой вид отдыха для сына будет комфортным, справляться со стрессом ему удается достаточно хорошо.Родителей наоборот весь этот рассказ приводит в замешательство, а чуть позже и в откровенный ужас, видя надвигающийся стресс, они понимают всю серьезность ситуации и9Сын рассказывает о своих задумках и планах на лето, о походах в горы, о поездках автостопом и о занятиях экстремальным спортом. Он понимает, что во время этого отдыха ему придется столкнуться со стрессом и не один раз, но это его не пугает и даже наоборот – подстегивает. Стресс для него – это неотъемлемая часть жизни, которая только заставляет собраться, мобилизует силы и позволяет добиваться необходимых результатов. Такой вид отдыха для сына будет комфортным, справляться со стрессом ему удается достаточно хорошо.Родителей наоборот весь этот рассказ приводит в замешательство, а чуть позже и в откровенный ужас, видя надвигающийся стресс, они понимают всю серьезность ситуации и9 отпускать сына, у них, никакого желания нет. Стрессонеустойчивые оценивают размер стресса и пытаются понять, сколько понадобится ресурсов для его преодоления. С другой стороны они с большой радостью уйдут от этого стресса. Стресс не воспринимается как что-то придающее силы.

Как выйти из этой ситуации?

Стрессоустойчивому типу не стоит рассказывать о всех сложностях и возможных преградах с которыми он столкнется во время своего отдыха. Лучше поберечь нервы родных, а рассказать все потом, по благополучном возвращении.

Выводы

Учитывая группы стрессоустойчивости, в семье следует заботиться о состоянии близких людей и лишний раз не давать повода для стресса. Ведь всего один разговор может стать серьезным поводом для стресса.

Рекомендации по совладанию со стрессом

Часто преодолению стресса мешает неадеватное восприятие этого феномена. Вот несколько тезисов по проблеме, которые стоит знать:

  • Стресс провоцирует развитие реальных заболеваний. Ошибочно считать, что все симптомы находятся в воображении личности.
  • Стрессу в большей степени подвержены не слабые люди, а максимально загруженные на работе и с высоким уровнем притязаний в жизни.
  • Мы не всегда в ответе за события, происходящие в жизни, но как реагировать на них, мы выбираем сами. За стресс ответственны мы сами.
  • Не всегда можно ощутить реальную силу испытываемого стресса. Обычно наоборот, чем больше стресс, тем меньше мы ощущаем симптомы. И только когда стресс переходит в дистресс, они становятся очевидными.
  • Не всегда реакция на раздражитель бывает мгновенной. Иногда стресс развивается уже после ухода раздражителя из жизни, что мешает точному определению причин состояния.
  • Стресс, его профилактика и преодоление – индивидуальны. Источники стресса, симптомы, последствия и лечение отличается от человека к человеку. Притом методы совладания со стрессом отличаются не только от человека к человеку, но и от случая к случаю.
  • Не все способы расслабления, используемые людьми, являются таковыми на самом деле. Например, йога гораздо полезнее просмотра телевизора. Однако не нужно забывать про предыдущий пункт.

Повышение стрессоустойчивости предполагает масштабную работу над собой, развитие личности. В данном случае проблема не решается локально. Стрессоустойчивость в большей мере зависит от следующих личностных характеристик:

  • Локус контроля. Бывает внешним (приписывание ответственности за события своей жизни внешним условиям, другим людям и высшим силам) и внутренним (понимание собственной ответственности за все происходящие в жизни события). Люди с внутренним локусом контроля уверены в себе, настойчивы, последовательны, уравновешены, общительны, доброжелательны, склонны к самоанализу. Внешний локус контроля сопровождается неуверенностью в своих силах и способностях, неуравновешенностью, тревожностью, подозрительностью, откладыванием целей, агрессивностью, конформностью. Люди с внутренним локусом контроля устойчивее к стрессам, неврозам, болезням, психологическим проблемам типа потери самоуважения.
  • Самооценка. Тесно связана с потребностью в самоутверждении личности, самовосприятием и, соответственно, стилем поведения. Неадекватная самооценка всегда является негативным фактором, обеспечивающим предрасположенность к стрессам. При заниженной самооценке человек берет на себя слишком много ответственности, обвиняет себя; при завышенной оценке он перекладывает ответственность на других людей.

Самооценка по сути и определяет уверенность человека в способности справиться с жизненными трудностями. Перестройка мышления и восприятия проблем предполагает обязательную работу по повышению уверенности в себе и коррекции самооценки.

Кроме того, при перестройке мышления важно оценить корректность требований личности, выдвигаемых к самой себе. Отдельно проводится работа с убеждениями и стереотипами, стремлением личности соответствовать чьим-то ожиданиям. Следование стереотипам или чьим-то убеждениям – популярная причина стресса.

Самостоятельная работа

Не обязательно посещать тренинги, можно самостоятельно попробовать разобраться в ситуации по следующему плану:

  1. Ориентация в проблеме. Предполагает определение факта, наличия проблемы, принятие неизбежности и нормальности жизненных трудностей, убеждения себя в разрешимости проблемы, восприятие ситуации как возможностей для положительных изменений и личностного развития. Самый эффективный метод на этом этапе – аутотренинг.
  2. Определение и формулирование проблемы. Предполагает сбор информации по проблеме (чем больше человеку известно, тем ниже тревога), разделение информации на объективные факты и субъективные переживания (предположения, оценки), определение главных проблемных элементов из всей ситуации (опорные камни преткновения), составление письменного плана по достижению реальной цели и желаемому исходу ситуации.
  3. Определение альтернативных путей решения. Запишите как можно больше вариантов решения ситуации. Фиксируйте даже самые фантастические идеи. Позже из всех вариантов можно будет выбрать оптимальный или объединить несколько альтернатив в одно решение.
  4. Принятие решения. Выберите тот вариант, который позволит полностью решить проблемы с благоприятным исходом, не отсрочит решение и не замаскирует проблему, а именно решит. Чтобы было проще, распишите на каждый вариант возможные последствия (они бывают кратковременными и долговременными, направленными на себя или на окружающих). Каждое решение имеет свои последствия, часто как положительные, так и отрицательные. Ваша задача – оценить последствия и возможность справиться с ними с точки зрения собственных ценностей, приоритетов и возможностей.
  5. Воплощение решения и оценка его эффективности. По сути, анализ последствий и есть заключительный этап – проверка решения.

Кстати, анализ вымышленных проблемных ситуаций – прекрасное упражнение для повышения стрессоустойчивости. Регулярно пополняйте свою теоретическую базу преодоления стресса за счет анализа по представленному плану проблемных ситуаций, встречающихся в жизни. Примеры таких ситуаций можно брать из книг, фильмов, жизни друзей и знакомых, своего опыта.

Кроме этого, для самостоятельного преодоления и профилактики стресса люди используют:

Как самостоятельно, так и в сопровождении специалиста применяется метод гипноза и аутотренинга. Аутотренинг повышает работоспособность, тренирует волю, внимание и память, формирует навыки самоконтроля и самонаблюдения.

Теория стрессоустойчивости

Все люди реагируют на стресс по-разному. Кто-то выплескивает свои эмоции через край, кто-то остаётся внешне спокойным, а внутри человека бушует эмоциональный вихрь. Существуют и очень печальные результаты психического перенапряжения. Во всем необходима золотая середина, ведь не зря говорят, что все болезни от нервов.

Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения — Блог Викиум
Человеку которому свойственно самообладание живет в мире с собой и окружающими. Он позитивно смотрит на мир, невозмутимо решает возникшие проблемы. Испытывая стресс мы приносим вред прежде всего себе, разрушая себя изнутри, впадая в депрессию, чувствуя физические недомогания. От этого также страдают близкие, которым может передаться унылое настроение.

В теории существуют 4 уровня стрессоустойчивости:

  1. Стрессоустойчивые – психика таких людей предельно защищена от негативных последствий, они контролируют свои эмоции. Её могут пошатнуть только серьёзные личные или семейные проблемы. Хладнокровно смотрят на перемены, зачастую являясь их родоначальниками. Невозмутимы в нестабильных и кризисных ситуациях, вследствие чего принимают верные решения по устранению проблем. Такие люди необходимы в профессии пожарных, полицейских, военных.
  2. Стрессотормозные – терпимы к внешним переменам, но не готовы меняться медленно. Им необходима постоянная динамика, вялотекущие процессы их изматывают. При длительном сильном стрессе срываются, теряют самообладание.
  3. Стрессотренируемые – предпочитают стабильность или постепенные изменения. Резкие перемены приводят к нервным срывам, депрессиям. С течением времени накапливают опыт по преодолению стрессовых ситуаций и могут перейти в активисты с перечнем конструктивных решений.
  4. Стрессонеустойчивые – адаптация ко всем изменениям у такого типа людей проходит сложно. Даже незначительные перемены или намек на них может вывести их из себя, крайне эмоциональны.

На протяжении жизни у человека может меняться уровень стрессоустойчивости. У кого то накапливается жизненный опыт, нервы приобретают качество стальных канатов. А кому-то не обойтись без психологической помощи.

Как быть Леди:  Что делает гения гением? Величайшие умы объединяет одна общая черта | Longread | ИноСМИ - Все, что достойно перевода
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий