Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками | Консультация по психологии: | Образовательная социальная сеть

Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками | консультация по психологии: | образовательная социальная сеть

Взаимодействие между учителем и учеником и то, как оно анализируется.

Авторитет учителя в глазах детей формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении как норма в целом и в классе в частности.

Личность учителя и то, как он взаимодействует с детьми, следует рассматривать в совокупности. В социальной педагогике и педагогическом менеджменте наиболее широко используется классификация К. Левина, на основе которой стили взаимодействия условно делятся на категории:

Стили взаимодействия можно разделить на категории и классифицировать в зависимости от атрибутов (качеств), которыми они обладают.

Именно манера говорить, т.е. обращение, формирует формальную сторону любого взаимодействия.

Существенное, основа — это суть действий и поступков, совершаемых педагогом, которые в совокупности составляют педагогическую деятельность.

Авторитарный стиль общения учителя с учениками.

Формальный аспект характеризуется следующими элементами — учитель — обращается к детям в основном в форме строгого приказа, наставления, директивы; тон речи авторитарный и резкий; характер речи в основном недоброжелательный;

Предъявляет в основном завышенные требования к детям, не учитывая их реальных способностей и специфических условий;

Кроме того, он подавляет проявление чувств детей, не понимает и не учитывает их психологические особенности. Для него не имеет значения, как они на него реагируют;

Имеет негативное впечатление от большинства действий студента;

Кроме того, он редко хвалит детей, скорее ругает, и в основном обращает внимание на формальные аспекты работы (красиво оформленный стенд, отчет, высокий процент «качества»). ).

Авторитарный стиль характеризуется следующими признаками: учитель:

— четко планировать свою деятельность;

Тенденция использования бюрократического подхода — возможность создавать множество бумаг для различных целей;

Под своим руководством он подавляет инициативу подчиненных и считает, что только его мнение является правильным;

— считает себя вне всякой критики;

Деятельность детей в основном является результатом их добровольных действий;

Испытывает трудности в общении с людьми, часто является инициатором конфликтных ситуаций;

— имеет официальную власть.

Такого учителя дети боятся и презирают. Его часто прозвали за его отрицательные качества.

Основные признаки демократичного взаимодействия преподавателя и студента.

Формальная сторона :

Обращение к ученикам в самых разных формах, например, совет, просьба, пожелание;

— тон обращения дружественный, а содержание обращения спокойное;

— потребности учащихся, принимая во внимание их индивидуальные особенности;

— способен общаться с детьми, не осуждая их;

Постоянно хвалить своих учеников за их хорошие поступки;

— очень осторожен в своей формальной оценке;

— использует позитивные стимулы в своей образовательной деятельности.

В соответствии со стороной содержания:

— имеет четкий план действий как для себя, так и для своих учеников, но избегает ненужных формальностей;

— критически оценивать свои собственные действия и действия своих детей;

Как быть Леди:  Какую роль в твоей жизни играет Закон Мёрфи? — Трикки — тесты для девочек

— не подавляет критику, умеет пользоваться самокритикой;

Обеспечивает эффективное управление своими подопечными, гарантируя, что они не работают сверх своих возможностей;

— демонстрирует заботу не только словами, но и действиями;

— никогда сам не инициирует конфликтную ситуацию и в других случаях способен пресечь конфликт в зародыше

— имеет настоящий неформальный авторитет.

Педагогов-демократов иногда называют матерью. Единственный демократ, к которому бывшие ученики обращаются за советом и помощью после окончания учебы.

Основные признаки либерального стиля взаимодействия учителя и ребенка.

Формальная часть — это часть педагога:

Форма обращения непостоянна: просьба, заискивание, попытка приказа или угроза;

— быстро забывает о предыдущих требованиях и может за короткое время представить им противопоставление;

Тон речи, мягкий и вкрадчивый или нерешительный, когда он не уверен в том, что ему подчинятся;

— имитирует «демократа» — часто делает вид, что учитывает настроения и возможности подчиненных, но быстро забывает об этом, может требовать выполнения нереальных распоряжений и директив;

— предвзято оценивая результат своих собственных действий, а также действий учеников, могут поставить себе в заслугу якобы колоссальную работу.

Страница содержания:

— действует наугад, у него нет четкого плана действий;

Стремясь распределить обязанности и избежать даже малейшей ответственности, он охотно передает инициативу подчиненным и с удовольствием принимает инициативы, за которые отвечает и выполняет кто-то другой;

— ни во что не вмешиваются; никакой эффективной деятельности для детей, и в то же время «не вмешиваются» в органы самоуправления и действия неформальных лидеров;

Умение легко общаться с людьми, никого не обижая, не критикуя открыто;

Не участвует в производственных конфликтах, скорее стремится уйти от них. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо слезы и желание сострадать, либо откровенную агрессию по отношению к человеку, который «посмел» его критиковать;

— имеет временные формальные полномочия. Следовательно, ему трудно оказать реальное влияние на поведение подчиненных.

Они часто называют учителя-либерала прозвищами, подчеркивающими его бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либеральном подходе подчиненных (детей) поощряют к тому, чтобы они сами занимались своими проектами, а группой обычно руководит неформальный лидер, выбранный изнутри.

Изучая характеристики трех стилей взаимодействия, становится ясно, что они редко встречаются в чистом виде. Можно сделать ошибочный вывод, что наиболее желателен и предпочтителен демократический стиль. В результате личность проявляет смешанные стили в своем взаимодействии с подчиненными.

Смешивание двух стилей приводит к сочетанию формальных и содержательных аспектов.

Именно авторитарно-демократический стиль считается лучшим и наиболее подходящим. Используя этот стиль, вы будете творческим, деловым, четким и конкретным. Процесс управления невозможен без формальной автократии.

На втором месте можно поставить демократически-авторитарную систему.

Эта классификация считается наиболее достоверной, поскольку была проанализирована многолетняя практика. Третий — чисто демократический стиль.

Стиль взаимодействия — не врожденная черта, он зависит от стажа, опыта, образования и выгорания учителя.

Как быть Леди:  Рай под ногами матерей (Оксана Костромитина) / Стихи.ру

Основные методы

Педагогического воздействия на детей

1. Методы убеждения — слова, используемые для влияния на других.

Она направлена на формирование установок и убеждений, помощь в организации деятельности детей, формирование самооценки, регулирование поведения и стимулирование мотивации к деятельности.

— Индивидуальная беседа. Это помогает определить знание и понимание ребенком норм и правил поведения. Учитель должен хорошо понимать способности, взгляды, убеждения и привычки ребенка, чтобы правильно строить уроки.

Объяснение, разъяснение того, что произошло. Необходимо не только показать и рассказать, но и объяснить, что делать в определенных обстоятельствах.

— Прошу вас.

— Внушение.

— Суждение.

— Убеждение, изменение мнения. Критический анализ действий ребенка.

— Аргументация учителя. Спросите ребенка, что бы он чувствовал, если бы был на вашем месте.

Предупреждение, предостережение о последствиях своих поступков.

— Сообщение об общепринятой культуре.

— Доверие

Учащиеся и учителя могут вести открытый диалог.

Обсуждение в классе, спонтанное или специально организованное учителем («Давайте дадим определение дисциплине и обсудим, зачем она нужна каждому из нас»).

— Обмен впечатлениями, сотрудничество.

        —  Совет, рекомендация, консультирование педагога.

— Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие правил поведения.

— Использование медиа, литературы, искусства.

— Инструкция (наставление). Должна передавать суть поставленной задачи в краткой форме. Лучше, если учитель не будет использовать сложные или длинные фразы.

2. Методы учения — практико-действенное влияние. Способствует формированию поведения.

Как визуальный образ, ролевая модель — это тип образца для подражания. Это может быть учитель, родитель, сказочный персонаж или фигура в книге.

— Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создается ситуация успеха, в которой ребенок может выразить себя.

— Упражнение. Повторение действия происходит много раз. Действие должно быть обосновано и объяснено ребенку как необходимое и разумное.

— Вовлечение ребенка в качестве помощника.

— Приучение.

Детям предписывается образец поведения, например, поведение за столом, во время игры или при общении со сверстниками или старшими. Помимо демонстрации, важно также контролировать точность выполнения того или иного правила.

Прививка к общественно полезной деятельности — задания повторяются, становятся более сложными и мотивируются социальным значением.

Обучение поведенческим навыкам (этикет, общение)

— Доверие. Ребенок выполняет значимые социальные задания, данные коллективом и учителями, которые дают ему возможность проявить способности и возможности.

— Сотрудничество.

— Игра с этико-психологическими правилами («Играй в прятки по-честному»).

— Продуктивная деятельность, вовлеченность в деятельность.

— Приказ к действию в особых случаях («Прекратите драку!»).

— Переключение. Занятиями ученика могут быть работа, спорт, общественная деятельность, рукоделие и т.д.

Педагогическая оценка — методы стимулирования. Оценочное воздействие оказывает педагогическое влияние.

А. Открытая педагогическая оценка:

— Поощрение. Активизация ребенка за выбор правильного поведенческого шага, поощрение за выполнение принятых решений.

Как быть Леди:  Конспект классного часа "Компьютерные иры за и против" | План-конспект урока (2 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Одобрение выражается словесно (улыбка, кивок, ласковое слово).

Это речь поддержки, поощрения.

Это комплимент.

Это демонстрация малейшего успеха.

Почетная грамота — это благодарность, личное или коллективное признание значимости достижения ребенка.

Это осязаемый предмет, который своей материализацией создает расширение признательности и продолжительность положительного опыта (открытка, игрушка, конфета).

Это звание является признанием его основных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности (командира группы).

— Натянутая.

В этой форме негативное действие осуждается, не одобряется учителем и другими детьми (направлено на появление желания сделать хорошо).

Это недоверие. Поскольку коллектив имеет негативное мнение о личных качествах каждого отдельного ребенка, он сомневается, стоит ли поручать каждому конкретное задание, тем самым поощряя самокритику.

По сути, он влияет на получение удовольствия от походов, отдыха, развлечений и других удовольствий.

Предпочитаемые и любимые занятия ребенка (например, физические занятия) не входят в этот список.

Это сложная задача для родителей.

Было сделано замечание (наедине, при всех детях, косвенно).

Это цензура

Это замечание.

Это исключение из системы коммуникаций.

Оценка поведения и активности, а также самоконтроль.

Система строга в разных видах деятельности.

Средства контроля не должны быть экстремальными (от вседозволенности до жесткого авторитаризма); они непродуктивны.

Учителя, использующие наказание для воздействия на личность своих учеников, должны помнить:

Проблема не может быть решена с помощью каждого наказания;

Это должно быть наказание, соответствующее преступлению; ученик должен понять, почему он был наказан, как вести себя в будущем и как справиться с чувством вины;

— Наказание должно последовать сразу после совершения преступления;

Не рекомендуется применять одновременно наказание и поощрение.

Он не должен содержать угроз, тем более неисполнимых угроз;

— санкции должны быть последовательными.

         Запрещаются:

— Коллективные наказания (просмотр фильмов, отказ от прогулок и т.п.);

Если вы что-то разрушили или сломали мебель, то должны быть наказаны трудом.

— физическое воздействие со стороны преподавателя;

— наказание с помощью пищи;

Человек может быть унижен, нарушив другие права, и может быть наказан за это.

Б Скрытая педагогическая оценка.

» Я — это сообщение», то есть личное сообщение о собственном опыте и состоянии («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).

Предполагаемое состояние ребенка в момент совершения им поступка выражено в этой фразе: «Ты, наверное, был расстроен и потерял контроль над собой, но теперь-то чего ты стыдишься?») .

» Естественное следствие», логический результат обстоятельств, в которых оказался ребенок (Пролил? — Вытри! «).

Возложение оценочной власти на ребенка («Как ты оцениваешь свои действия?»)

Оценка с задержкой во времени. («Я расстроен, давай поговорим, когда я приду в себя»).

Независимо от метода воспитания, все методы направлены на развитие сознательного нравственного поведения и положительных черт личности.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий