Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками | консультация по психологии: | образовательная социальная сеть
Взаимодействие между учителем и учеником и то, как оно анализируется.
Авторитет учителя в глазах детей формируется и укрепляется не декларациями, призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении как норма в целом и в классе в частности.
Личность учителя и то, как он взаимодействует с детьми, следует рассматривать в совокупности. В социальной педагогике и педагогическом менеджменте наиболее широко используется классификация К. Левина, на основе которой стили взаимодействия условно делятся на категории:
Стили взаимодействия можно разделить на категории и классифицировать в зависимости от атрибутов (качеств), которыми они обладают.
Именно манера говорить, т.е. обращение, формирует формальную сторону любого взаимодействия.
Существенное, основа — это суть действий и поступков, совершаемых педагогом, которые в совокупности составляют педагогическую деятельность.
Авторитарный стиль общения учителя с учениками.
Формальный аспект характеризуется следующими элементами — учитель — обращается к детям в основном в форме строгого приказа, наставления, директивы; тон речи авторитарный и резкий; характер речи в основном недоброжелательный;
Предъявляет в основном завышенные требования к детям, не учитывая их реальных способностей и специфических условий;
Кроме того, он подавляет проявление чувств детей, не понимает и не учитывает их психологические особенности. Для него не имеет значения, как они на него реагируют;
Имеет негативное впечатление от большинства действий студента;
Кроме того, он редко хвалит детей, скорее ругает, и в основном обращает внимание на формальные аспекты работы (красиво оформленный стенд, отчет, высокий процент «качества»). ).
Авторитарный стиль характеризуется следующими признаками: учитель:
— четко планировать свою деятельность;
Тенденция использования бюрократического подхода — возможность создавать множество бумаг для различных целей;
Под своим руководством он подавляет инициативу подчиненных и считает, что только его мнение является правильным;
— считает себя вне всякой критики;
Деятельность детей в основном является результатом их добровольных действий;
Испытывает трудности в общении с людьми, часто является инициатором конфликтных ситуаций;
— имеет официальную власть.
Такого учителя дети боятся и презирают. Его часто прозвали за его отрицательные качества.
Основные признаки демократичного взаимодействия преподавателя и студента.
Формальная сторона :
Обращение к ученикам в самых разных формах, например, совет, просьба, пожелание;
— тон обращения дружественный, а содержание обращения спокойное;
— потребности учащихся, принимая во внимание их индивидуальные особенности;
— способен общаться с детьми, не осуждая их;
Постоянно хвалить своих учеников за их хорошие поступки;
— очень осторожен в своей формальной оценке;
— использует позитивные стимулы в своей образовательной деятельности.
В соответствии со стороной содержания:
— имеет четкий план действий как для себя, так и для своих учеников, но избегает ненужных формальностей;
— критически оценивать свои собственные действия и действия своих детей;
— не подавляет критику, умеет пользоваться самокритикой;
Обеспечивает эффективное управление своими подопечными, гарантируя, что они не работают сверх своих возможностей;
— демонстрирует заботу не только словами, но и действиями;
— никогда сам не инициирует конфликтную ситуацию и в других случаях способен пресечь конфликт в зародыше
— имеет настоящий неформальный авторитет.
Педагогов-демократов иногда называют матерью. Единственный демократ, к которому бывшие ученики обращаются за советом и помощью после окончания учебы.
Основные признаки либерального стиля взаимодействия учителя и ребенка.
Формальная часть — это часть педагога:
Форма обращения непостоянна: просьба, заискивание, попытка приказа или угроза;
— быстро забывает о предыдущих требованиях и может за короткое время представить им противопоставление;
Тон речи, мягкий и вкрадчивый или нерешительный, когда он не уверен в том, что ему подчинятся;
— имитирует «демократа» — часто делает вид, что учитывает настроения и возможности подчиненных, но быстро забывает об этом, может требовать выполнения нереальных распоряжений и директив;
— предвзято оценивая результат своих собственных действий, а также действий учеников, могут поставить себе в заслугу якобы колоссальную работу.
Страница содержания:
— действует наугад, у него нет четкого плана действий;
Стремясь распределить обязанности и избежать даже малейшей ответственности, он охотно передает инициативу подчиненным и с удовольствием принимает инициативы, за которые отвечает и выполняет кто-то другой;
— ни во что не вмешиваются; никакой эффективной деятельности для детей, и в то же время «не вмешиваются» в органы самоуправления и действия неформальных лидеров;
Умение легко общаться с людьми, никого не обижая, не критикуя открыто;
Не участвует в производственных конфликтах, скорее стремится уйти от них. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо слезы и желание сострадать, либо откровенную агрессию по отношению к человеку, который «посмел» его критиковать;
— имеет временные формальные полномочия. Следовательно, ему трудно оказать реальное влияние на поведение подчиненных.
Они часто называют учителя-либерала прозвищами, подчеркивающими его бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либеральном подходе подчиненных (детей) поощряют к тому, чтобы они сами занимались своими проектами, а группой обычно руководит неформальный лидер, выбранный изнутри.
Изучая характеристики трех стилей взаимодействия, становится ясно, что они редко встречаются в чистом виде. Можно сделать ошибочный вывод, что наиболее желателен и предпочтителен демократический стиль. В результате личность проявляет смешанные стили в своем взаимодействии с подчиненными.
Смешивание двух стилей приводит к сочетанию формальных и содержательных аспектов.
Именно авторитарно-демократический стиль считается лучшим и наиболее подходящим. Используя этот стиль, вы будете творческим, деловым, четким и конкретным. Процесс управления невозможен без формальной автократии.
На втором месте можно поставить демократически-авторитарную систему.
Эта классификация считается наиболее достоверной, поскольку была проанализирована многолетняя практика. Третий — чисто демократический стиль.
Стиль взаимодействия — не врожденная черта, он зависит от стажа, опыта, образования и выгорания учителя.
Основные методы
Педагогического воздействия на детей
1. Методы убеждения — слова, используемые для влияния на других.
Она направлена на формирование установок и убеждений, помощь в организации деятельности детей, формирование самооценки, регулирование поведения и стимулирование мотивации к деятельности.
— Индивидуальная беседа. Это помогает определить знание и понимание ребенком норм и правил поведения. Учитель должен хорошо понимать способности, взгляды, убеждения и привычки ребенка, чтобы правильно строить уроки.
Объяснение, разъяснение того, что произошло. Необходимо не только показать и рассказать, но и объяснить, что делать в определенных обстоятельствах.
— Прошу вас.
— Внушение.
— Суждение.
— Убеждение, изменение мнения. Критический анализ действий ребенка.
— Аргументация учителя. Спросите ребенка, что бы он чувствовал, если бы был на вашем месте.
Предупреждение, предостережение о последствиях своих поступков.
— Сообщение об общепринятой культуре.
— Доверие
Учащиеся и учителя могут вести открытый диалог.
Обсуждение в классе, спонтанное или специально организованное учителем («Давайте дадим определение дисциплине и обсудим, зачем она нужна каждому из нас»).
— Обмен впечатлениями, сотрудничество.
— Совет, рекомендация, консультирование педагога.
— Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие правил поведения.
— Использование медиа, литературы, искусства.
— Инструкция (наставление). Должна передавать суть поставленной задачи в краткой форме. Лучше, если учитель не будет использовать сложные или длинные фразы.
2. Методы учения — практико-действенное влияние. Способствует формированию поведения.
Как визуальный образ, ролевая модель — это тип образца для подражания. Это может быть учитель, родитель, сказочный персонаж или фигура в книге.
— Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создается ситуация успеха, в которой ребенок может выразить себя.
— Упражнение. Повторение действия происходит много раз. Действие должно быть обосновано и объяснено ребенку как необходимое и разумное.
— Вовлечение ребенка в качестве помощника.
— Приучение.
Детям предписывается образец поведения, например, поведение за столом, во время игры или при общении со сверстниками или старшими. Помимо демонстрации, важно также контролировать точность выполнения того или иного правила.
Прививка к общественно полезной деятельности — задания повторяются, становятся более сложными и мотивируются социальным значением.
Обучение поведенческим навыкам (этикет, общение)
— Доверие. Ребенок выполняет значимые социальные задания, данные коллективом и учителями, которые дают ему возможность проявить способности и возможности.
— Сотрудничество.
— Игра с этико-психологическими правилами («Играй в прятки по-честному»).
— Продуктивная деятельность, вовлеченность в деятельность.
— Приказ к действию в особых случаях («Прекратите драку!»).
— Переключение. Занятиями ученика могут быть работа, спорт, общественная деятельность, рукоделие и т.д.
Педагогическая оценка — методы стимулирования. Оценочное воздействие оказывает педагогическое влияние.
А. Открытая педагогическая оценка:
— Поощрение. Активизация ребенка за выбор правильного поведенческого шага, поощрение за выполнение принятых решений.
Одобрение выражается словесно (улыбка, кивок, ласковое слово).
Это речь поддержки, поощрения.
Это комплимент.
Это демонстрация малейшего успеха.
Почетная грамота — это благодарность, личное или коллективное признание значимости достижения ребенка.
Это осязаемый предмет, который своей материализацией создает расширение признательности и продолжительность положительного опыта (открытка, игрушка, конфета).
Это звание является признанием его основных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности (командира группы).
— Натянутая.
В этой форме негативное действие осуждается, не одобряется учителем и другими детьми (направлено на появление желания сделать хорошо).
Это недоверие. Поскольку коллектив имеет негативное мнение о личных качествах каждого отдельного ребенка, он сомневается, стоит ли поручать каждому конкретное задание, тем самым поощряя самокритику.
По сути, он влияет на получение удовольствия от походов, отдыха, развлечений и других удовольствий.
Предпочитаемые и любимые занятия ребенка (например, физические занятия) не входят в этот список.
Это сложная задача для родителей.
Было сделано замечание (наедине, при всех детях, косвенно).
Это цензура
Это замечание.
Это исключение из системы коммуникаций.
Оценка поведения и активности, а также самоконтроль.
Система строга в разных видах деятельности.
Средства контроля не должны быть экстремальными (от вседозволенности до жесткого авторитаризма); они непродуктивны.
Учителя, использующие наказание для воздействия на личность своих учеников, должны помнить:
Проблема не может быть решена с помощью каждого наказания;
Это должно быть наказание, соответствующее преступлению; ученик должен понять, почему он был наказан, как вести себя в будущем и как справиться с чувством вины;
— Наказание должно последовать сразу после совершения преступления;
Не рекомендуется применять одновременно наказание и поощрение.
Он не должен содержать угроз, тем более неисполнимых угроз;
— санкции должны быть последовательными.
Запрещаются:
— Коллективные наказания (просмотр фильмов, отказ от прогулок и т.п.);
Если вы что-то разрушили или сломали мебель, то должны быть наказаны трудом.
— физическое воздействие со стороны преподавателя;
— наказание с помощью пищи;
Человек может быть унижен, нарушив другие права, и может быть наказан за это.
Б Скрытая педагогическая оценка.
» Я — это сообщение», то есть личное сообщение о собственном опыте и состоянии («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).
Предполагаемое состояние ребенка в момент совершения им поступка выражено в этой фразе: «Ты, наверное, был расстроен и потерял контроль над собой, но теперь-то чего ты стыдишься?») .
» Естественное следствие», логический результат обстоятельств, в которых оказался ребенок (Пролил? — Вытри! «).
Возложение оценочной власти на ребенка («Как ты оцениваешь свои действия?»)
Оценка с задержкой во времени. («Я расстроен, давай поговорим, когда я приду в себя»).
Независимо от метода воспитания, все методы направлены на развитие сознательного нравственного поведения и положительных черт личности.