Стигматизация общества в социологии, в психиатрии — теория

Стигматизация общества в социологии, в психиатрии - теория Женщине

Радикальная криминология.прочтите и задумайтесь!

1497778_519131101527332_1544753587_nальтеро0альтеро2альтеро

СТИГМЫ ТЕОРИЯ — концепция, согласно которой ни одно действие не преступно само по себе, а является таковым в силу закона. Определение акта в качестве преступного зависит исключительно от реакции общества. Человек становится преступником первоначально потому. что его поведение признано преступным в результате стигматизации, осуществленной системой уголовной юстиции. Государство, таким образом, навязывает лицу, совершившему общественно опасное деяние, статус преступника. Тому же, кто однажды был заклеймен как преступник, трудно в дальнейшем избавиться от этого клейма и восстановить свое прежнее положение в обществе.

Общеизвестно, что термин stigma (клеймо) своей этимологией обязан Древней Греции. В то далекое время это был знак, который выжигался или вырубался на
теле человека и означал, что его носитель либо раб, либо преступник, т.е. запятнанная личность, которую нужно избегать. Несмотря на то, что
клеймо не выжигается в наши дни «stigma» не утратила своего первоначального значения. Конкретизируя это понятие в социологическом смысле, американский ученый Гоффман выделяет три типа стигмы.

Первая группа — физическая стигма (хромота, слепота и другие телесные увечья). Во вторую группу он включает людей с недостатками, связанными
с волей — это алкоголики, наркоманы, душевно больные. Третий тип — расовая стигма (например, черные).
Поскольку теория Гоффмана рассматривается в контексте криминологии, то к его классификации можно добавить еще один вид заклейменности — морально-
правовую стигму (преступники, проститутки и т.д.). Личность с морально-правовой стигмой можно охарактеризовать как однажды дискредитировавшую
себя с нравственной и законной стороны в глазах общественности. Гоффман, таким образом, дихотомически разделил людей на «нормальных», чье поведение
совпадает с общественно ожидаемым, и «стигматизированных», чей внешний облик и образ жизни отклоняются от общепринятых норм той или иной социальной
общности. Значение данной концепции состоит не только в том, что он осуществил такое разделение, но и в том, что он пронаблюдал социальное поведение
«стигматизированных» в контакте с «нормальными», в конечном итоге придя к выводу, что носители стигмы (независимо от ее типа) разрабатывают определенную тактику и стратегию своего поведения, нацелившись на сокрытие дискредитирующей их печати.

Гоффман демонстрирует примеры, подтверждающие его выводы: слепые, носящие темные очки, хромые, предпочитающие сидеть в общественных местах,
дабы скрыть свой недостаток хотя бы от незнакомых людей, бывшие алкоголики, с юмором относящиеся к алкоголю, выпивающие рюмку—две, чтобы не оставить у
окружающих впечатления будто их полный отказ от употребления спиртных напитков свидетельствует о слабоволии… В каждом случае автор показывает,
как наблюдаемые им личности борются со своей стигмой.

Основоположник теории — ученый Колумбийского университета Ф. Танненбаум, его последователи американские криминологи Э. Лемерт и Г. Беккер указывали, что, если подростка все оценивают негативно, то он утрачивает многое из того положительного, что есть у каждого человека. Отрицательные оценки имеют две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут инициировать криминализацию личности. Наклеивание негативных ярлыков нередко приводит к тому, что этот ярлык становится компасом в жизни молодого человека. По наблюдениям Пилиавина и Брайара, делинквент — это продукт социального решения и от того, как полиция проводит в жизнь это решение, зависит прекращение либо развитие делинквентной карьеры. Факт привода подростка в полицию оказывает гораздо большее влияние на выбор преступной карьеры, чем осуждение: среди имевших приводы уровень рецидива был выше, чем среди судимых. Э.Сатерленд пришел также к заключению, что 3/4 лиц, содержащихся в тюрьмах штатов, не являются преступниками в полном смысле этого слова, однако соответствующее криминальное клеймо, поставленное на них судебной системой, инициирует процесс их отчуждения от общества. Он предложил существенно расширить рамки применения штрафных санкций с тем, чтобы «снять клеймо преступления со значительной части судебных дел». Главный практический вывод В. Сатерленда заключается в необходимости ограничить применение карательных мер. поскольку они неэффективны, несправедливы и путем стигматизации обрекают человека на преступную карьеру.

Э. Лемерт выделил несколько этапов криминализации личности:

а) нарушение человеком правил поведения

б) реакция окружающих людей в форме отрицательной оценки

в) вторичное правонарушение, вызванное чувством обиды и враждебным отношением к окружению

г) осуждение, влекущее стигматизацию

Как быть Леди:  Измена жены: 15 признаков. Как обнаружить первые признаки женской измены, как понять, что жена изменяет?

д) укрепление лица на преступном пути, восприятие роли преступника.

Стигмы теория предполагала коррекцию практики воздействия на преступность. Многие ее рекомендации реализованы на практике и дали положительные результаты. В большинстве стран отказались от краткосрочного тюремного заключения. Само тюремное заключение в ряде государств модифицировано таким образом, что полного отчуждения преступника от общества не наступает (его отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, заключенные участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование,развивают творческие способности, организуют выставки работ заключенных). Во многих странах возникли общественные объединения по связи с заключенными и оказанию им помощи после освобождения. Процент судебных приговоров, связанных с лишением свободы, в большинстве стран неуклонно снижается: соответственно в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы

Ф. Танненбаум попытался применить к решению криминологических проблем социологическую теорию интеракционизма чикагского профессора Д.Г. Мида. Джордж Герберт Мид рассматривал общественную жизнь как серию социальных ситуаций и типичных реакций людей на поведение окружающих (интеракций). По Д. Миду, каждому индивиду общество определяет какую-то роль, в которую тот «вкладывает себя, как актер», его поведение определяется социальными ожиданиями и стереотипами.

Справедливости ради следует заметить, что основная парадигма интеракционистов еще в прошлом веке была сформулирована русским писателем: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились».

Применив «эти положения к проблемам объяснения преступного поведения, Ф. Танненбаум достаточно убедительно доказал, что неправильное реагирование общества на преступления является одним из наиболее значимых криминогенных факторов. Он развил мысль М. Ю. Лермонтова и доказал, что если подросток все оценивает негативно, то он утрачивает многое из того положительного, что есть у каждого человека. Отрицательные оценки имеют две стороны:они удерживают от антиобщественных поступков, но принеумелом их применении (Ф. Танненбаум называет этот процесс чрезмерной драматизацией зла) они могут инициировать криминализацию личности. Наклеивание негативных ярлыков нередко приводит к тому, что этот ярлык становится компасом в жизни молодого человека.

Надо заметить, что в конце 30-х годов многими социологами со всей остротой был поставлен вопрос о том, справедливо ли рассматривать в качестве общественно опасных только те деяния, за которые закон предусматривает уголовное наказание. Теоретически схема уголовного законотворчества такова: то или иное поведение расценивается как общественно опасное – принимается закон, запрещающий его под угрозой уголовного наказания. Реально же далеко не все, что запрещается законом, представляет опасность для общества. Нередко уголовно-правовые запреты защищают интересы весьма незначительной части общества, и их соблюдение приносит всему обществу не пользу, а вред. Социологи вслед за Р. Горафало пытались найти неправовые определения преступления и преступности. Справедливость и эффективность уголовной репрессии ставилась под сомнение. Разработанная Ф. Танненбаумом концепция «недопустимости драматизации зла» в значительной мере впитала эти идеи. Она легла в основу интеракционистского подхода к изучению преступности, который впоследствии трансформировался в теорию стигмы.

Стигма в переводе с латинского означает клеймо. Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые, самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение. Этот факт был общепризнанным, и его брали за аксиому авторы данной теории. Теория стигмы основывалась на многих философских и социальных традициях. Ее истоки можно увидеть в христианской заповеди «не судите – да не судимы будете». Теоретики анархизма рассматривали государство как начало, озлобляющее человека. По их мнению, все религиозные учения призывали человека к доброте, но государство, основанное на насилии, отрицает всеобщую любовь и способствует проявлениям зла.

И если критики различных форм стигматизации не заходили так далеко, чтобы отрицать само государство, то многие формы его деятельности по воздействию на преступность они ставили под сомнение, рассматривая их не только как неэффективные, но и как вредные.

Эта теория достаточно полно раскрывала глубинные механизмы криминального рецидива, с ее помощью удалось интерпретировать многие эмпирические данные. Например, еще в 1934 году супруги Глюк установили, что факт привода подростка в полицию оказывает гораздо большее влияние на выбор преступной карьеры, чем осуждение: среди имевших приводы уровень рецидива был выше, чем среди судимых.

Как быть Леди:  Как стать гением?

На развитие теории стигматизации значительное влияние оказала гипотеза Т. Селлина о том, что в поисках отличий преступников от непреступников криминологи исследуют различия между осужденными и неосужденными. В действительности же среди «несудимой части общества» преступников также немало, и среди неосужденных различия между преступниками и непреступниками несущественны.

Эту гипотезу в значительной мере подтвердил Э. Сатерленд, который открыл и исследовал феномен беловоротничковой преступности. Э. Сатерленд проанализировал факты хищений, злоупотреблений служебным положением, коррупции, хозяйственных и экономических преступлений, совершаемых представителями высших слоев общества. Результаты его анализа ошеломили современников. Преступления, совершаемые «сливками общества», многократно превосходят по своей общественной опасности и по размеру материального ущерба традиционную преступность. Кражи, совершаемые представителями трущоб, оказались каплей по сравнению с морем хищений в лакированном мире бизнеса. Парадоксальным результатом его исследований было следующее: несмотря на то, что степень общественной опасности преступлений представителей низших слоев общества ниже, вся мощь карательной машины обрушивается именно на них. Криминальные представители респектабельного общества, как правило, остаются безнаказанными. Это научное открытие привело исследователя к достаточно острой политической проблеме: «Почему закон применяется по-разному к преступникам в белых воротничках и к другим преступникам?».

Таким образом, из исследования Э. Сатерленда логически вытекал вывод о том, что те, кто попал в поле зрения судебной системы и находится в тюрьмах (контингент, на основе изучения которого криминологи конструируют свои теории), – это лишь незначительная часть реального криминального мира, это наименее ловкие и наиболее обездоленные из преступников.

Последующие исследования латентной преступности подтвердили выводы Э. Сатерленда. И. Валерстайном, К. Вайлом, Р. Портфельдом и другими исследователями был установлен факт практически тотальной криминализации взрослого населения. Эти исследователи опросили несколько тысяч американцев на предмет, не совершали ли они когда-либо преступления. Результаты опроса были ошеломляющими. Более 90% опрошенных признали, что им приходилось совершать те или иные преступления (в том числе и такие серьезные, как грабежи, разбои, похищения автомобилей и иных ценных вещей), за которые они не были привлечены ни к какой ответственности, поскольку о преступлении никто не узнал.

Эти данные заставляли серьезно задуматься, имеют ли право одни нарушители осуждать других.

Определенный интерес представляет подход Г. Беккера к периодизации преступной карьеры. По результатам его исследований, в большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями либо с их результатом. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника (официально на период тюремного заключения, реально – практически навсегда). На четвертой стадии, как правило, происходит активная реализация социального статуса и социальной роли, которыми общество заклеймило осужденного, – реализация в форме серии преступлений. Вершиной криминализации, по Г. Беккеру, является вступление человека в банду преступников, где по максимуму реализуются все криминальные возможности индивида.

Таким образом, основные положения теории стигматизации сводятся к следующему:

не существует абсолютных признаков преступления, определение того или иного деяния в качестве преступного зависит исключительно от реакции людей;

преступники практически ничем не отличаются от непреступников. Различия между осужденными и неосужденными (выявленными и невыявленными) преступниками более существенны;

воздействие судебной системы и карательного аппарата на преступность носит скорее негативный, нежели позитивный характер, оно причиняет обществу больше вреда, чем пользы;

не следует драматизировать зло, важна не кара, а меры, которые могли бы удержать человека от преступления, предотвратить раскол общества на два враждующих лагеря: преступников и непреступников.

Теория стигмы оказала значительное влияние на практику противостояния преступности. Она вновь привлекла внимание к проблеме карательных мер, продемонстрировав их существенные недостатки: избирательную направленность (избирательность, исключающая их воздействие на наиболее опасных преступников); положительный эффект общего предупреждения нередко нейтрализуется отрицательным эффектом стигматизации (негатив массовой стигматизации в обществе может превосходить позитив удержания).

Эта теория предполагала коррекцию практики воздействия на преступность в следующих направлениях:

расширение некарательных мер;

поиск и внедрение карательных мер, исключающих стигму (например, телесные наказания);

поиск путей снижения эффекта стигматизации применительно к карательным мерам, отказаться от которых не представляется возможным;

отказ от ряда карательных мер (например, краткосрочного тюремного заключения).

Как быть Леди:  Эмоционально - экспрессивные стили. — МегаЛекции

В воздействии на преступность представители этого направления предлагают опираться не на машину подавления, а на системную перестройку основных начал общественной жизни: последовательное увеличение справедливости, честности, доброты, человеколюбия в обществе будет отрицать преступность. На начальном этапе значительная роль отводится системе пресечения преступлений (без карательных мер и связанной с ними стигматизацией). В последующем предполагается возможность эффективного воздействия на преступность без жестких мер.

Эту устремленность можно считать выражением идеала гуманизма в криминологии. К сожалению, в реальной практике полностью воплотить данный идеал пока не удалось никому. Однако многие рекомендации теоретиков криминологического интеракционизма реализованы на практике и дали положительные результаты: в большинстве стран отказались от краткосрочного тюремного заключения. Само тюремное заключение в ряде стран модифицировали таким образом, что полного отчуждения преступника от общества не наступает (его отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, заключенные участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование, развивают творческие способности, для широкой публики организуют выставки работ заключенных и т. п.). Во многих странах возникли общественные движения связи с заключенными и оказания им помощи в период после освобождения из тюрьмы. Процент судебных приговоров, связанных с лишением свободы, в большинстве стран мира неуклонно снижается, соответ-ственнно в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы. В ряде стран стало практиковаться неполное заключение, позволяющее заключенному продолжать заниматься своей обычной работой или учебой (в места заключения осужденный обязан являться вечером и в выходные дни).

Норвежский криминолог И. Анденес поставил вопрос о необходимости разработки новых мер общественного реагирования на преступления: «Специалистам в области наказаний в будущем следует предусмотреть формы этой реакции, отличные от классических санкций, но способные обеспечить поддержание общественного порядка, без которого жизнь в обществе становится невозможной. Эти формы могут носить характер частных предупреждений, предварительных санкций, а также могут осуществляться в виде помощи, создании благоприятных условий, советов, которые необходимо выполнить, чтобы пользоваться определенными преимуществами и поддержкой. Такое вмешательство не будет автоматически носить характер порицания или нравственного осуждения, которые неразрывно связаны с классическими наказаниями или мерами, даже в самом смягченном виде».

Поскольку преступление тоже является действием, оставляющим на его субъекте антизаконную, аморальную печать, правомерно предположить, что
экс-преступник будет вырабатывать определенную тактику сокрытия своей запятнанной репутации. И если физическая стигма может вызвать только
чувство жалости у окружающих, то морально-правовая усугубляется у нормальных людей рутинными понятиями о потенциальной опасности индивидов, когда-то
совершивших противозаконное действие. Результаты проведенного социологического исследования (май 1990 г.) в Абовянской мужской воспитательно-трудовой колонии (ВТК) подтвердили концепцию Гоффмана, а также показали отклонения от нее, которые могут стать дополнением.

Из 120 воспитанников колонии было опрошено 70 человек. Использовался квотный тип выборки. Квотируемые признаки: возраст, национальность, тип
преступления. Опрос проводился методом стандартного интервью. Уже в первых ответах респондентов (57%) прослеживался факт изменения
отношения к ним окружающих, которые перестали им доверять, начали их бояться круг друзей соответственно резко сократился. На вопрос о желании
поменять местожительство после заключения 46% ответили утвердительно, так 98 как это избавит их от мучительных встреч с бывшими знакомыми, осведомлен-
ными об их прошлом, поможет начать новую честную жизнь, оторваться от старых «дружков». 53,3% опрашиваемых не захотели уезжать из родных
мест, поскольку уверены в небольших размерах нанесенного ими вреда и, следовательно, не предполагают, что люди могут к ним плохо отнестись.
Но в следующих вопросах, таких как «Предполагаете ли Вы, что криминогенный фактор Вашей жизни отразится на Вашем будущем?», «Сможете ли Вы чего-
нибудь достичь?» наблюдается некоторое отклонение от воздействия стигмы на поведение людей. Только часть респондентов (23%) считает, что этот
момент их жизни будет постоянной препоной на пути к поставленным целям. Остальные интервьюируемые вовсе не думают, что информация об их при-
влечении к ответственности будет мешать, например, прописке, трудоустройству, должностному продвижению и т.д.

Однако,представьте себе, их последующее разочарованием и ответные действия обществу и государству,когда они обнаружат,что являются «КЛЕЙМЕННЫМИ»!!!!
НАС ЖДЕТ МАРГИНАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ!!!!

Использованные работы:1.М.Р. ОГАНЕСЯН ФЕНОМЕН «ЗАПЯТНАННОЙ РЕПУТАЦИИ» У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (http://ecsocman.hse.ru/data/300/049/1217/012.OGANESIAN.pdf)
2.http://coolreferat.com/Шпаргалка_по_Криминология_часть=21
3. Долгова Азалия Ивановна.Криминология(http://tiledi.ru/book/97-kriminologiya/89—2-teoriya-stigmy.html)

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий