Что такое маскулинность
Обратный образ сформирован для описания мужчин. Предполагается, что они сильные, обладают лидерскими качествами, склонны к агрессии, проявлению силы, выпячиванию своего «Я». Они не умеют и не хотят подчиняться. Склонность к сопереживанию, проявлению нежности, любви считают неуместной. Все это относится даже к тем, кто по натуре, физическому состоянию слаб.
В почете – смелость, мужественность, стремление быть первым, умение отстоять свое мнение.
Кое-где маскулинность включает не только личностные черты, но и внешние характеристики. Это – атлетическое телосложение, высокий рост, волевое лицо.
До определенного времени, признаком мужественности была и склонность к физическому труду. Сейчас она осталась больше, чтобы проявить себя и подтвердить свой статус мужчины.
Что такое феминность
Не знаю, как тебе, но многим девушкам, женщинам мамы в детстве говорили о том, как важно быть женственными, нежными, красивыми, милыми. Ссылались на образы далекого прошлого – улыбающихся дам, которые не противоречат мужу, любят платья, розовое, обожают рюшечки.
Вспоминали и о том, что раньше девушки были девушками, а теперь непонятно что – многие женщины превратились в чучело в брюках с короткими синими волосами, совсем непохожее на идеал женственности и романтизма. Действительно, с давних пор женщину воспринимали, как нежное, легкое создание, не склонное к агрессии.
Но было бы правильнее сказать, что такой образ пытались создать художники, поэты, романтически настроенные люди. Для описания совокупности черт начал использоваться термин «феминность». В него входит:
- Мягкость;
- Застенчивость;
- Уступчивость;
- Низкий уровень агрессии;
- Нежность;
- Чувствительность;
- Стремление быть в семье;
- Эмпатия;
- Пассивность;
- Терпение;
- Внушаемость;
- Низкая самооценка;
- Отсутствие склонности к лидерству.
3. маскулинность феминность
Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между мужчинами и женщинами одинаковы во всем мире, но их социальные роли в обществе лишь в малой степени объясняются биологическими различиями. Многие виды поведения, которые не связаны непосредственным образом с проблемой продолжения рода, считаются в обществе типично мужскими или типично женскими.
Однако те виды поведения, которые считаются характерными для того или иного пола, меняются от культуры к культуре. Понятия маскулинность и феминность, согласно Хофстеде, определяют социальные, заранее определенные культурой роли. Однако относительно того, что считать «мужским», а что «женским», в каждой конкретной культуре существуют различные мнения.
Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и феминных культур Хофстеде предлагает традиционное разделение общества. То есть мужчинам приписывается твердость, ориентация на конкуренцию, соперничество и стремление быть первым. Женщинам приписывается ориентация на дом, семью, социальные ценности, а также мягкость, эмоциональность и чувственность.
Согласно такому разделению в маскулинных культурах центральное место занимают работа, сила, независимость, материальный успех, открытость, конкуренция и соперничество и существует ясное разграничение мужских и женских ролей. В феминных культурах эти признаки считаются не столь важными.
На первом плане здесь находятся эмоциональные связи между людьми, забота о других членах общества, сам человек и смысл его существования. Например, конфликты в таких культурах пытаются решать путем переговоров и достижения компромисса, в то время как в маскулинных культурах конфликты решаются в свободной борьбе, по принципу «пусть победит лучший».
Соответственно в маскулинных культурах у детей поощряется честолюбие, дух соревнования, самопрезентация. В работе здесь больше ценится результат, и награждение происходит по принципу реального вклада в работу. В феминных культурах при воспитании детей большее значение придается развитию чувства солидарности и скромности.
Награждение за труд происходит больше по принципу равенства. К культурам феминного типа Хофстеде относит Швецию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Финляндию, Чили, Португалию и другие страны. Можно предположить, что Россия также относится к этому ряду. К маскулинным культурам относятся Япония, Австрия, Венесуэла, Италия, Швейцария, Мексика, Великобритания, Германия и другие страны.
Следует заметить, что отнесение некоторых стран, например, к ярко выраженным феминным культурам вовсе не означает, что мужские и женские ценности в этих странах полностью совпадают. В каждой культуре, даже в «самых» маскулинных, например, Японии или Австрии, мужские и женские ценности также нередко пересекаются, однако различие между маскулинными и феминными культурами состоит в частоте таких пересечений.
Маскулинность и феминность в психологии нации
Овчаров А.О., кандидат социологических наук, 2001 г.
Психология больших социальных групп формируется под влиянием различных факторов, которые играют роль программирующих в процессе возникновения феномена менталитета социума. К этим факторам, в первую очередь, можно отнести влияние биосферы, включающей особенности географической, климатической, ландшафтной, растительной и животной среды; техносфери как комплекса средств, орудий и технологий, доминирующих в данном социуме; социосфери как комплекса разных составных инфраструктуры, включающей различные сферы удовлетворения материальных и духовных потребностей социума.
Географические факторы, в свою очередь, включают в себя особенности расположения социального сообщества в рамках государства, нации или этнической группы, имеющей общую территорию. Эта территория в географическом контексте может иметь признаки островного или континентального характера, размещаться в арктической или тропической зонах. В каждом конкретном случае географический фактор отражается на социально-психологических качествах, присущих населению вообще и представителям мужского и женского пола, в частности.
Регионы, территориально изолированные от других сообществ, психологически ориентированные на постоянные нормы мышления и поведения, которые в целом оказывают содействие формированию и культивированию традиций в социуме как на локальном уровне (семья, межличностные и межгрупповые отношения в маленьких и средних социальных группах), так и на глобальном уровне (взаимодействие больших социальных сообществ в рамках нации или государства и с представителями других наций и государств).
Кроме традиционности, таким сообществам присущи черты автономности и самодостаточности, с одной стороны, и чувства социальной причастности к национально-корпоративному духу, с другой стороны. Представители подобных сообществ склонны полагаться на собственные силы, но с обязательным учетом групповой мысли, групповой морали, групповых ценностей и норм. Характерными примерами таких сообществ являются островные нации — Япония и Англия.
Мужество японцев и англичан всегда было темой исторических и литературных произведений. Этика японского самурая или английского джентльмена была и сейчас порой остается образцом настоящего мужчины для молодого человека в соответствующем обществе.
Континентальные социумы отличаются от островных большей открытостью в коммуникациях и склонностью к международной кооперации. Уровень открытости или закрытости конкретной нации можно рассматривать в континууме, образованном пересечением географических координат Запад-Восток и Юг — Север.
Северные нации, прежде всего скандинавские (норвежцы, шведы, финны) известны своей сдержанностью в поведении, в то же время как представители типичных южных наций — африканских и латиноамериканских характеризуются раскованностью в проявлении эмоций и непосредственностью в поведенческих реакциях. Первые скорее воплощают в образцах своего поведения стереотипы “мужества”, а вторые соответственно “женственности”. Эти стереотипы связаны с противопоставлением противоположных по проявлению качеств – логического мышления и чувственного (первое К.Г. Юнг считал функцией интеллектуального познания, а второе – функцией субъективной оценки [ 4,c.617]).
Совсем другие критерии выступают в роли детерминант маскулинности и фемининности по шкале Запад — Восток. Западное мышление известно своей прагматической направленностью, а сугубо восточное — созерцательностью. Для западных наций (англо-саксонских, германоязычных и латиноязычных групп) характерна высокая социальная мобильность и экспансивность. Восточные сообщества — индусы, китайцы, и в определенной мере арабы, в данное время представляют собой пример относительной социальной статичности.
Индивидуальная и социальная динамика на фоне экспансивности, как проявления решительности, также ассоциируется с мужеством, в то время как пассивная социальная позиция больше ассоциируется с “женскими” тенденциями в поведении.
Указанные тенденции частично были положены в основу концепции ментального программирования в отдельных работах американских специалистов (2), которые используют для дифференциации разных национальных сообществ признаки маскулинности и фемининности как проявления социальной активности женской и мужской части населения.
В этом контексте, возникает противоречие между влиянием на менталитет социума, с одной стороны, психофизических детерминант, а с другого — социально-психологических. Те же скандинавские социумы по первому критерию отвечают маскулинному аспекту, а по второму — фемининному.
В общем, исходя из социально-психологических критериев, можно констатировать: маскулинным считается социум, в котором социальные гендерные роли ярко выраженны, то есть мужчины и женщины в своем поведении максимально отвечают тем стереотипам и ожиданиям, которые традиционно сложились в данном социуме в течение продолжительного исторического периода.
Женственность характерна больше для социумов, где социальные гендерные роли относительно совпадают (частично или полностью). В таких социумах стереотипизация сугубо мужского или сугубо женского поведения на бытовом, профессиональном, политическом и других уровнях не имеет особого значения.
По мнению некоторых зарубежных специалистов по вопросам национальной культуры (Хофстед, 1991), на крайнем полюсе шкалы «маскулинность» расположены такие нации, как японская и австрийская. Соответственно, на противоположном полюсе этой шкалы, где маскулинность переходит в дихотомический признак – фемининность, расположены представители скандинавских наций – шведы, норвежйцы, финны. ( В данном случае автор имел в виду те аспекты социального поведения представителей скандинавских наций, которые относительно большее отвечают ролевым стереотипам современной западной женщины).
Действительно, социальная пассивность японок настолько очевидна, что отпадает потребность в проведении соответствующих статистических исследований. В свою очередь, достаточно выразительно отличается на этом фоне социальная заангажованность представительниц женского пола указанных скандинавских наций, в особенности в политической и бизнесовой сферах.
Показателем доминирования признака «маскулинности» в социуме является ориентация населения на такие ценности, как социальный статус, имидж, профессиональный и материальный успех. Социумы с преобладанием «фемининных» признаков в социальной жизни больше ориентированные на такое комплексное понятие, как качество жизни.
Это понятие есть качественным показателем степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Оно также связано с другим понятием – “образ жизни”, что вмещает в себе такие его стороны, как материальный уровень жизнь, социальные гарантии со стороны государства – пенсии, льготы, страхование, благотворительные акции, здоровая экология, высокие общественные морально-этические нормы, качество коммунальных услуг и сервиса, питания, отдыха, условий работы и т.п.
Результатом высокого уровня качества жизни является положительный социально-психологический климат в социуме и такие его проявления как толерантность в широком контексте этого слова. Это понятие задевает широкий спектр проблем, без которых не обходится любое современное общество, в частности:
•национальных: расовая и национальная терпимость, отсутствие дискриминации национальных меньшинств – языковой, профессиональной и т.п.;
•возрастных: минимизация конфликтной коллизии “родители-дети”, решение социально-психологических проблем старых людей;
•половых: высокий уровень терпимости к индивидуальным особенностям в этой области каждого человека; просветительская и профилактическая работа в учебных и воспитательных учреждениях; толерантность законодательных актов по отношению к сексуальным меньшинствам и половому поведению граждан; реальное обеспечение возможностей реализовать свою социальную активность в любой сфере жизни (бизнесе, политике, науке, искусстве и т.п.);
•экономических: отсутствие резкой дифференциации в материальном уровне жизни; государственное регулирование социального обеспечения и уровня доходов граждан.
Такие развитые в экономическом отношении страны, как США и Япония, вместе с тем, характеризуются наличием массы выше приведенных социальных проблем. В то же время, в таких европейских государствах, как Швеция, Финляндия, Норвегия, Голландия, их решению придают больше внимания. Маскулинный характер североамериканской и японской культур и фемининность – скандинавских стран и голландской, в этом контексте играют очень значимую роль.
Кроме приведенных объективных факторов, которые характеризуют тенденции общественного сознания (ментальности), не менее важную роль в природе маскулинности-фемининности нации играет фактор, связанный с феноменом коллективного подсознательного и его влиянием на индивидуальное подсознательное.
В соответствии со взглядами К.Г. Юнга (3) коллективное подсознательное включает в себя определенные образцы филогенетического опыта общества. Содержательными выразителями коллективного подсознательного выступают архетипы – психические структуры, которые выполняют программирующую роль при формировании как групповой так и индивидуальной психики.
За Юнгом, наибольшее влияние на формирование психических особенностей, которые отображают тенденции мужского и женского поведения, имеют архетипы Анима и Анимус. Анима является проекцией женских особенностей психики, которые отвечают за чувственную направленность (Эрос) индивида. В свою очередь, Анимус – архетип, который отвечает за мужскую модель поведения, более связанную с функцией мышления (Логос).
Поскольку любой индивид, независимо от половой принадлежности, имеет андрогинную природу, то есть наличие психофизических свойств как маскулинной, так и фемининной природы, то проявления архетипа Анима находят у мужнин, и, соответственно, Анимус – у женщин. Указанные проявления привносят в способ мышления и поведение представителей обоих полов элементы компенсаторного механизма, следствием которого являются разные нюансы жизненных сценариев, с положительными и отрицательными проявлениями на психофизическом и социально-психологическом уровнях.
В повседневной жизни мужчины с доминирующим влиянием архетипа Анима на индивидуальное бессознательное проявляют в способах своего мышления и поведении выраженные признаки фемининности – аффективность, уступчивость, эротичность, интровертированность, социальная пассивность.
В свою очередь, женщины, в структуре психики которых Анимус играет достаточно значимую роль, проявляют маскулинные тенденции – рациональность мышления и поведения, экспансивность, прагматичность, экстравертированность, активное участие в общественной жизни и распределении социальных ролей.
Указанные архетипические влияния отражаются на уровне коллективного бессознательного в больших социальных сообществах, к которых принадлежат этносы и нации. В украинском этносе женщина традиционно играла доминирующую роль в семьи. Мужчины компенсировали свою семейную второстепенность в сфере производства, экономики, политики.
Трансформационные процессы, начиная с событий 1917 года и новый этап развития Украины в статусе независимого государства (90-е годы), положили начало усилению социализации женского населения и его активизации в разных общественных сферах, то есть относительное усиление фактора “мужественности”.
Маскулинизации украинских женщин оказывают содействие навязываемые ей стереотипы североамериканского образа жизни — маскулинного по своей ориентации: реклама делового стиля, жесткие музыкальные ритмы, кино и видеопродукция с пропагандой насилия и конкуренции. Вместе с тем, в украинском социуме отрабатывают компенсаторные механизмы, которые усиливают фемининные признаки у представителей мужского пола.
В то время, как социализированные женщины занимаются решением насущных бытовых и социальных проблем, значительная часть “сильного” пола направляет свои усилия на общение, развлечения и поиски не очень отягощающей работы. Вследствие этого наблюдается перераспределение человеческих ресурсов из производственной сферы в сферу услуг, торговли, шоу-бизнеса, посредничества.
В целом, указанные тенденции свидетельствуют о том, что украинский социум можно условно отнести к странам с преимущественно фемининной культурой, с ориентацией на социальное благополучие в отличие от стран с маскулинной культурой, ориентированных на высокую производительность и качественные технологии.
Литература
1.Донченко О.А. Соцієтальна психика. – К.: Наукова думка. – 1994. – 207 с.
2.G. Hofstede. Cultures and Organizations. – Harper Collins Publishers. McGrow-Hill International (UK) Limited 1991,279 p.
3.К.Г. Юнг Избранное. Минск: Поппури.- 1998. – С.173-178.
4.К.Г. Юнг Психологические типы. Спб: Ювента, М.: Прогресс-Юниверс. – 1995. – С. 617.
Популярность гендерных стереотипов
Ты скажешь, что в современном обществе все, что было описано в отношении маскулинности и феминности смешалось, и сейчас нет места гендерным стереотипам. Мужчина может обладать женственными чертами, а девушки – маскулинными. В одном ты права – каждый человек уникален.
Проблема в том, что так было и раньше. Посмотри картины о деревенской жизни. Перед тобой появятся сильные, мощные женщины, способные нести ответственности за семью. Появятся и слабые, женоподобные мужчины, особенно в высшем свете.

Художники и писатели вырисовывали образы нежных дам, способствовали поддержанию стереотипов, но в реальности было много тех, кто абсолютно не соответствовал стереотипам. Если бы все женщины были только мягкими и слабыми, как бы они пережили войны, организовывали производство в тылу. Должны были быть те, кто обладал силой, внутренней мощью, лидерскими качествами.
Как же тогда сформировались гендерные стереотипы? Если у тебя есть дети, ты наверняка замечала:
- Девочка 2,5-3 лет уже начинает красоваться перед зеркалом, таять при виде красивого платья. Мальчик с удовольствием играет машинками. Да, он посмотрит на себя, улыбнется, но тут же поскачет заниматься своими делами.
- В 4-5 лет девочка с удовольствием смотрит на свои фотографии, восхищается глазками, носиком, голосом, движениями. Красивые, блестящие туфли – это ее все. Пусть личико будет в шоколаде, ноги в синяках, но то, что на ней новые туфельки дает ей силу, ощущение собственного великолепия, женского превосходства.
Большинство мальчиков продолжает увлекаться мальчишескими игрушками, проявляют склонность к дракам, физическому доказательству превосходства. Часто всплеск феминности и маскулинности связывают со знаменитым эдиповым комплексом Фрейда.

- У старших дошкольников стереотипы поведения часто смешиваются – мальчишки могут стать более мягкими, капризными, девочки – властными, стремящимися к порядку.
- В начальной школе дети попадают под влияние сверстников, учителей, которые подчеркивают половые стереотипы. Происходит корректировка поведения. Мягкие мальчики, агрессивные девочки становятся непопулярными, исключаются из коллектива или не находят признания. В результате им приходится корректировать поведение или привыкать быть аутсайдерами.
- Подростки стремятся к протестному поведению, рушат стереотипы. Мальчишки могут оказаться в компании девочек и принимать женственные черты. Девочки – наоборот. В силу возраста, страха обидеть ребенка, спровоцировать на неадекватные поступки, взрослые относятся к этому процессу с пониманием.
- В юношестве опять наступает время корректировок – девушки начинают ценить женственность, юноши – мужественность. Если изначально или под влиянием воспитания есть склонность к проявлению черт, свойственных противоположному полу, происходит их укрепление.