Как развить фотографическую память? 10 фото Метод Айвазовского и другие упражнения в эйдетике для развития эйдетической памяти

Как развить фотографическую память? 10 фото Метод Айвазовского и другие упражнения в эйдетике для развития эйдетической памяти Женщине

Что такое эйдетическая память

Эйдетическая память – это вид памяти, позволяющий зрительно воспринимать, сохранять и воссоздавать образ во всех деталях. То есть человек не просто вспоминает увиденное, а как бы «продолжает» лицезреть объект перед собой или вновь переживать какое-либо событие.

К зрительному восприятию присоединяются и другие способы познания мира: слух, обоняние, осязание, вкус, моторика. Запоминаются и воспроизводятся также эмоции и переживания. Эйдетическое восприятие – это запоминание преимущественно зрительных образов, по этой причине такой вид памяти ошибочно именуют фотографической. Окружающие люди считают эйдетизм особым даром, психотерапевты трактуют эту разновидность памяти как серьезное отклонение.

Иногда можно услышать выражение «идиотическая память». Как утверждают психологи, такого типа памяти не существует, выражение возникло от созвучности в произношении и непонимания значения термина «эйдетическая память».

Ассоциации

Данная методика является основной и по праву считается составной частью почти всех методов запоминания. Слово «ассоциирование» обозначает какую-либо связь с чем-либо.

Чтобы лучше понять данный метод, необходимо рассмотреть пример. Возьмем образ Деда Мороза. Он всегда ассоциируется с зимой, с теплыми вещами и вкусными подарками. Такие ассоциации возникают тогда, когда вы активизируете какой-либо предмет или явление (в нашем случае это Дед Мороз). Вот так главный предмет влечет за собой появление другого предмета или явления.

Чтобы научиться создавать ассоциации, необходимо хорошо поработать. Создание связующих образов – это мастерство. И прежде чем научиться этому мастерству, нужно ознакомиться с правилами.

В первую очередь, все ассоциации должны быть очень нестандартными и необычными. Помните, что человек скорее запомнит предмет, образ которого яркий или звонкий. Например, если вы хотите связать слова «кошка» и «шоколад», то вам нужно провести какую-либо «вкусную» параллель (можно провести и не «вкусную» параллель, но обязательно яркую и запоминающуюся). Сочетание «шоколадная кошка» вызовет очень положительный отзыв в вашем сознании. Когда вам понадобится вспомнить эти два слова, то у вас в памяти очень легко возникнет образ вкусного шоколада в форме кошки.

Не придумывайте слишком много ассоциаций за один день. С непривычки вы можете в них запутаться.

Виды памяти

Информация, поступающая в мозг, группируется под влиянием особенностей психической деятельности, мер осознания образов, от вида целей функционирования, по продолжительности.

Отталкиваясь от органов восприятия объектов, по особенностям умозаключающей деятельности память разделяется на виды:

  • Образная (создается благодаря ощущениям) различается согласно органам чувств:
  1. зрительная;
  2. слуховая;
  3. вкусовая;
  4. обонятельная;
  5. тактильная.
  • Двигательная форма проявляется в виде сохранения и воспроизведения операций, связанных с движениями (навыки плавания, катания на коньках, велосипеде, футбол).
  • Эмоциональный вид выявляется в чувствах, он относится к наиболее достоверному процессу фиксации объектов. Это сохранение пережитых эмоций (страх, стыд, радость, гнев).
  • Смысловая (семантическая) группа, где запоминание основывается на процессах мышления и словах. Такая память бывает механического (вырабатывается в процессе многократного повторения информации без осмысления) и логического (основывается на выработке логических связей) типа.

Исходя от соотношения степеней осознанности, разделяют следующие виды памяти:

  • имплицитная форма – это сохранение образов, излагаемых неосознанно;
  • эксплицитный подвид основывается на умышленном применении добытой информации.

В связи с целями активности разделяют следующие виды памяти:

  • бессознательное мышление, появляющееся в уме независимо от поставленных задач;
  • сознательное запоминание, включающееся благодаря умеренному сохранению объектов, связанное с конкретными задачами.

По длительности удерживания в памяти картин определяются типы:

По целям исследования память делят на типы:

  • генетический (передается по наследству);
  • биологический;
  • эпизодичный (сохранение отдельных фрагментов образов);
  • реконструктивный (исправление разрушенных цепочек);
  • репродуктивный (постоянное повторение воспроизведения сохраненного объекта);
  • ассоциативный (создание связок между сохраняемым и существующими объектами);
  • автобиографический (запоминание событий из личной жизни).

Гениальность и эйдетическая память

Гениальность и эйдетическая память

Мне очень интересен феномен Николы Тесла ))).  Меня, человека, у которого плохо «работает» визуальный (зрительный) канал (я очень смутно вижу картинки и образы) — всегда удивляло, как это можно было в голове!!! сконструировать станок,  и в голове же держать его в работающем виде, чтобы, например, проверить, насколько износятся детали при интенсивной работе. Как у него это получалось? 

                   Никола Тесла, сын сельского священника, родился в Хорватии (в то время часть Австро-Венгрии) 10 июля 1856 года и умер 7 января 1943 года (Прожил на свете он 87 лет). Он был изобретателем в области электротехники и радиотехники.  Про него много написано, сняты фильмы, художественные и документальные. Он, насколько я понимаю, был довольно плодовитым изобретателем и учёным. 700 его изобретений включают электромагнитный двигатель, турбину, устройства беспроволочной передачи и дистанционного управления. Его открытие вращающегося магнитного поля в конце 1800-х годов является основой использования переменного тока, что сделало возможным передачу электроэнергии по всему земному шару. Именно Тесла составил проект первой электростанции на Ниагарском водопаде (его систему предпочли системе постоянного тока Томаса Эдисона). Его именем названа физическая величина: единица измерения магнитной индукции.

Говорят, что его некоторые его изобретения до сих пор спрятаны в неких секретных хранилищах.

Меня же заинтересовал феномен Теслы, с точки зрения того, что являлось основой для его изобретательского таланта, какая психологическая подоплёка?

Обратимся к тому, что рассказал про себя сам Тесла: «В детстве я страдал от необычного расстройства, связанного с появлением образов, часто сопровождавшихся вспышками света, которые искажали вид реальных объектов и вторгались в мои мысли и действия. Это были изображения предметов, сцены, которые я уже видел, и никогда — того, что воображал. Когда мне говорили что-либо, образ объекта, обозначенного этим словом, живо представал перед моим взором, и иногда я не мог отличить, было ли передо мной нечто такое, что я просто видел, или это можно было потрогать. Подобные видения вызывали у меня большой дискомфорт и тревогу… «

Дело в том, что наш мозг специальным образом «кодирует» наш прошлый опыт, включающий наши эмоции, которые возникают по отношению к этому опыту. Как кодирует? С помощью, например, яркости, цвета, величины «картинок», которые мы себе представляем, вспоминая о том, что было с нами, например, год назад, месяц назад, час назад. 

То, что происходит в настоящий момент  мозг тоже кодирует, и, обычно, мы очень хорошо различаем воспоминания о прошлом опыте и то, что происходит с нами в настоящий момент, а также прошлый опыт и настоящий момент мы отличаем от наших фантазий также с помощью «шифра». Кодирование происходит неосознанно и у каждого есть свои индивидуальные «коды».

Мозг Теслы в его детстве, судя по всему,  кодировал «как реальность» воспоминания и никак не «различал» в кодировке настоящий момент и прошлый опыт. 

Должно быть, в довольно юном возрасте Тесле пришлось немало помучиться. Вот что ещё он вспоминал: «Чтобы вы могли получить представление о моих огорчениях, представьте себе, что я видел похороны или что-то другое душераздирающее. Затем, неизбежно, в тишине ночи, живая картина этой сцены появлялась передо мной и оставалась перед моим взором, несмотря на все усилия ее убрать. Иногда она продолжала оставаться в пространстве, хотя я и мог проткнуть ее рукой»

 Итак, феномен Теслы начинался с того, что:

1.Изначально у него сама по себе была способность к визуализации. И способность эта была очень сильная.

2. Способность к визуализации  была ориентирована на его прошлый опыт, а не на фантазии: «Это были изображения предметов, сцены, которые я уже видел, и никогда — того, что воображал». 

3. Способность к визуализации Теслы похожа на т.н. эйдетическую память.

(Эйдетизм (от греч. éidos — вид, образ) — когда человек всегда всё помнит, и эти воспоминания представляются ему «как живые».  

Или, как пишет психолог Светлана Янковская: «Эйдетическая память … выражается в сохранении предельно ярких, красочных, детализированных образов предметов после того, как они перестали быть видимыми (слышимыми, осязаемыми). Эйдетик не воспроизводит образ предмета в памяти, а как бы продолжает его видеть. Продолжительность такого видения при воспоминании составляет примерно минуту, в редких случаях – до десяти минут. Учёные считают, что такое восприятие данных и объектов многократно увеличивает человеческие возможности, многие техники развития памяти задействуют приёмы эйдетики. В некоторой степени эйдетическая память схожа с галлюцинациями, однако, если галлюцинирующий человек убеждён в реальности видимых образов, то эйдетик осознаёт нереальность образа». По образному выражению У. Джемса, при эйдетической памяти “мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор”. В России А.Р. Лурия, если кому интересно, в своей работе «Маленькая  книжка о большой памяти» описал подобный феномен у человека, который был эйдетиком. 

Эйдетическую память впервые стал изучать  немецкий  психолог Э. Йенш. 

Йенш выделил пять степеней эйдетизма:

  • латентный эйдетизм, наличие которого устанавливается лишь косвенным путем, а именно тем, что изменение величины послеобразов при приближении или удалении экрана от глаз наблюдателя не соответствует закону Эммерта. Закон Эммерта гласит, что послеобразы увеличиваются в своих линейных размерах в строго геометрической пропорции по мере удаления экрана от глаз наблюдателя;
  • слабые эйдетические образы от простых объектов (квадрата, круга и т.п.);
  • слабые эйдетические образы от более сложных объектов, в которых запечатлеваются некоторые детали рисунка;
  • эйдетические образы сложных объектов;
  • эйдетические образы высокой степени отчетливости и ясности от сложных объектов, которые были способны создавать такие таланты как, например,  Гете, Бальзак, Флобер, Бетховен, А.Н. Толстой и, конечно, Тесла.
Как быть Леди:  Предательство — это когда кто-то обманывает доверие другого человека, относясь к нему, как к средству, а не цели (Светлана Коппел-Ковтун) — Омилия

 4. Теслу в детстве пугало то правдоподобие, с которым возникали у него в голове картинки, которые он никак не мог контролировать.   

Вот как он пытался справиться со своим испугом: «Чтобы освободиться от этих мучительных явлений, я пытался сконцентрировать мой ум на чем-либо другом, что я видел, и таким образом добивался временного облегчения; но для того, чтобы его получить, мне приходилось постоянно вызывать в воображении новые образы. И вскоре я обнаружил, что запас тех образов, которые были в моем распоряжении, иссяк; мой источник, так сказать, иссох, потому что я мало видел мир. Я наблюдал лишь предметы в доме и в моем ближайшем окружении. Когда я делал эти умственные упражнения во второй или в третий раз, чтобы изгнать ужасные образы из моего воображения, это лекарство постепенно утратило свою силу». 

 5. Тесла научился справляться со своим «недостатком» следующим образом: «…  я инстинктивно начал совершать воображаемые экскурсии за пределы того маленького мира, который знал, и стал видеть новые сцены. Они вначале были туманными и трудноразличимыми и сразу улетали, стоило мне сконцентрировать на них свое внимание, но постепенно я научился их удерживать; они усилились и наконец приобрели четкость реальных вещей. Вскоре я обнаружил, что добиваюсь наибольшего спокойствия, когда просто иду за моим воображением дальше и дальше, все время получая новые впечатления; и так я начал путешествовать, конечно, в мыслях. Каждую ночь (а иногда и днем), оставаясь один, я начинал мои путешествия …» 

Со слов самого Теслы становится понятно, что он не стал подавлять процесс визуализации, а научился, пусть не сразу, «переключать» своё внимание на что-то другое... И не просто переключать, а конструировать новые образы, видеть «новые сцены», выходящие «за пределы маленького мира», который был ему знаком. Пусть ему понадобилось время для развития нового навыка, потому что он заметил, что сконструированные образы «вначале были очень туманными и трудноразличимыми и улетали, когда я пытался на них сконцентрировать свое внимание, но постепенно я научился их удерживать; они усилились и наконец приобрели четкость реальных вещей». И, скорее всего, способность Теслы «видеть сны наяву» развилась настолько хорошо в конце концов, что позднее он смог «видеть» реальные изобретения.

Кстати, другой гений, Альберт Эйнштейн, говорил, что всегда мыслил образами, а не словами или математическими формуламии что теория относительности выросла из его подростковой фантазии, когда он пытался зрительно представить себе, на что была бы похожа реальность, если бы он «ехал на конце светового луча«. По-моему, у Теслы и у Эйнштейна есть нечто общее в переработке информации))).

6. Тесла, видимо, анализировал, то, что с ним происходило и сделал выводы: » Непрерывные умственные усилия развили мои способности к наблюдению и дали возможность открыть очень важную истину. Я заметил, что появлению образов обычно предшествовало реальное видение сцен при необычных или исключительных обстоятельствах, и в каждом отдельном случае они побуждали меня обнаружить первоначальный импульс. Через некоторое время это усилие стало почти автоматическим, и я научился очень легко соединять причину и следствие».

То есть, проще говоря, он понял, что у всего есть причина, и быстро обнаружил, какая именно причина вызывает тот или иной образ.

Скорее всего, анализ Теслы, с помощью которого он научился отслеживать цепочку от следствия к причине, наряду с тем, что он постоянно тренировал свою способность вызывать образы и удерживать их, привел его в зрелые годы к изобретательским успехам. 

Вот как описывал этот процесс сам Тесла: «Мне было около семнадцати лет, когда я стал серьезно думать об изобретениях. Тогда, к моему огромному удовольствию, я заметил, что могу очень легко визуализировать. Мне были не нужны модели, рисунки или эксперименты. Я мог рисовать их в моем сознании. Так, бессознательно я пришел к тому, чтобы разработать новый метод материализации изобретательских идей и концепций, полностью противоположный чисто экспериментальному и, по моему убеждению, столь же быстрый и эффективный. В тот момент, когда некто конструирует устройство для проверки на практике сырой идеи, он неизбежно оказывается погрязшим в деталях и дефектах такого аппарата. По мере того, как он занимается его усовершенствованием и реконструкцией, способность к концентрации уменьшается, и он теряет представление о принципе, лежащем в его основе. Результатов можно достичь, но всегда за счет потери качества.
    Мой метод иной. Я не спешу приступать к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу в воображении начинаю строить прибор. Я изменяю конструкцию, произвожу усовершенствования и у себя в мозгу привожу в действие этот прибор. И мне абсолютно безразлично, запускаю ли я свою турбину у себя в мыслях или испытываю в моей мастерской. Я даже могу заметить, что нарушилась ее балансировка. При этом не существует никакой разницы в результатах. Таким образом, я быстро развиваю новую концепцию и могу усовершенствовать ее, ни до чего при этом не дотрагиваясь. И как только я дойду до такой стадии, когда произведу в изобретении все возможные улучшения, которые я мог придумать, и когда больше не увижу нигде никаких недостатков, только тогда я воплощаю в конкретной форме продукт своего воображения. Мое устройство неизменно будет работать так, как я и рассчитывал, и результат эксперимента всегда получается таким, каким я его запланировал. За двадцать лет у меня не было ни одного исключения. Почему должно быть по-другому? Инженерная работа, электрическая и механическая, приносила позитивные результаты. Почти не существует проблем, которые не поддаются математической обработке и результаты которых не могут быть рассчитаны или определены заранее на основе имеющихся теоретических и практических данных. Я утверждаю, что воплощение на практике сырой идеи, как это обычно делается, является ничем иным, как потерей энергии, денег и времени».(Никола Тесла. Мои изобретения). 

И этим, конечно, Тесла разительно отличался от Эдисона, например, который утверждал, что «изобретение — это 1% вдохновения и 99% — пота«.

Из всего этого, пожалуй, следует, что если бы в детстве Тесла испугался настолько, что подавил бы свои эйдетические способности, — то  не о ком мне сегодня было бы писать, ибо не было бы феномена Теслы))). 

Самое интересное, что практически 100 процентов представителей младшей возрастной группы являются латентными (скрытыми) эйдетиками, то есть дети младшего школьного возраста в массе своей практически все — эйдетики))). Про наличие эйдетических способностей у детей писал ещё Выготский в “Педологии подростка” , он  рассматривал эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. Он считал, что “… наглядные эйдетические образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству”.  Куда же это всё девается в более взрослом возрасте, например, куда это делось у меня? (ах, как бы эта способность мне сегодня пригодилась!) 

Куда исчезает эйдетическая память в более взрослом возрасте?

У Выготского  следующая гипотеза на этот счёт: “Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, … для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя, таким образом, свою основную психологическую функцию”. Своего максимума эйдетические проявления достигают к 11-12 годам. С наступлением переходного возраста в 15-16 лет наглядные образы начинают исчезать. В этом Л.С. Выготский видел влияние развития речи, когда понятия начинают занимать место прежних образов”. (Л.Выготский, С.Геллерштейн, Б.Фингерт, М.Ширвинд «Основные теории современной психологии» 1930г. )

Как бы то ни было, мы в детстве постепенно учимся «не видеть» образы, связанные с воспоминаниями , и, наверное, многое теряем…

Ещё раз повторю, что Тесла не стал подавлять свои воспоминания, он проявил чудеса мыслительной гибкости, и, благодаря этому только усилил свои способности к визуализации, которые у него были с детства, что, как мне кажется, послужило основой его гениальности впоследствии, да речь не только о нём — похожие стратегии визуализации можно проследить у Леонардо да Винчи, Моцарта, Эйнштейна (о чём я упоминала выше).

Например, Моцарт сочинял музыку в голове, а затем, когда она была готова, просто «переписывал» ее на бумагу. Моцарт писал, что видел музыку мысленным взором таким образом, что «она была почти полностью завершенной и законченной в моем мозгу, так что я мог ее рассматривать, как прекрасную картину или статую… Поэтому перенесение на бумагу происходит достаточно быстро, поскольку, как я уже сказал, к этому моменту все уже закончено; и то, что написано на бумаге, очень редко отличается от того, что находилось в моем воображении». (Е. Холмс. Жизнь Моцарта, включая его переписку). 

Эйдетические способности помогали многим ныне известным художникам:  «Я пишу в уме по три картины в день, но зачем портить холсты, которые никто не купит» (Модильяни). «Картину в уме можно просто даже как бы наложить на чистый лист и потом подштриховать». Так писали, к примеру, Рейнольде, Врубель, Надя Рушева. «Я вижу, как на бумаге проступают контуры будущего рисунка — мне остается только обвести их фломастером».

Я думаю, что многие гении обязаны своими достижениями тому, что они смогли развить свои способности к визуализации максимально полно, да не просто к визуализации, а именно в русле эйдетической визуализации))).

Как быть Леди:  Жадность до обогащения

Исследование феномена

В 1907 г. был открыт феномен эйдетической памяти словенским ученым Виктором Урбанчичи.

Теория данной разновидности способностей исследовалась на протяжении 1920-1940 гг.:

  • Ученым Эрихом Йеншем был сделан большой вклад в развитие науки, его исследования проводились в университете города Марбурга (Германия).
  • Большой вклад в развитие направления сделали советские ученые: Лев Выготский, Павел Блонский, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Анатолий Шемякин, Полина Эфрусси.
  • Первые упоминания о феномене были опубликованы в книгах Павла Блонского «Педология» и Сергея Кравкова «Очерки психологии» (издание 1925 г.).

Ученые и исследователи обычно не обращали внимания на теоретическое изучение феномена: основное время уделялось практическому применению. В трудах ученых очерчено большое количество информации, касающейся перечисления основных проблем работы с одаренными детьми, описание результатов экспериментов, содержание протоколов исследований, оценивание проделанных работ.

63-й том «Большой Советской энциклопедии» был выдан в 1963 г., в него вошла статья Александра Лурия «Эйдетизм». Автор описывает в ней редкость феномена в чистом виде и его распространение в детском возрасте, угасание во взрослой жизни, причины, по которым это происходит.

Исследования эйдетики были полностью заброшены после Великой Отечественной войны. В 1936 г. вступило в силу направление в педагогике, которое поставило своей целью объединить различные подходы науки и методики образования ребенка.

Фотографическая память является возрастной особенностью у детей дошкольного возраста. Обычно при переходе в подростковый возраст она теряется. Ученые определили, что эйдетические образы возникли в начале зарождения человеческой культуры, но одновременно с развитием цивилизации феномен исчезал, а на его место пришло отвлеченное мышление.

Наиболее часто феномен встречается у детей младшего и подросткового возраста и является редкостью у взрослых. Ученые полагают, что процесс потери эйдетизма связан с взрослением человека и обучению навыкам получения информации другими способами.

Профессор Хейбер в 1969 г. в ряде многочисленных экспериментов над детьми вывел правила, с помощью которых эйдетики управляют образами и их запоминанием:

Таким людям для процесса запоминания и удерживания образов необходима эмоциональная подоплека, понимание предметов или явлений и, в качестве мотивации, интерес к происходящему. При соблюдении всех аспектов память может опускать или корректировать некоторые детали увиденной картины.

Процесс запоминания основывается на создании картинки, к которой постепенно присоединяются другие виды памяти: слуховая, тактильная, обонятельная. Такую память нельзя воспринимать как объективное явление, так как она подвержена личной интерпретации человека с последующим таким же воспроизведением деталей.

Люди-эйдетики

Истинный эйдетизм – явление довольно редкое, но история знает немало выдающихся людей, обладающим таким талантом. Легенды гласят, что древнеримский император Гай Юлий Цезарь и знаменитый полководец Александр Македонский зрительно помнили всех военнослужащих в своих армиях, их насчитывалось до 25 тысяч человек. По преданиям, древнеримский философ Сенека точно и последовательно воспроизводил бессвязный двухтысячный набор слов.

Известны и другие примеры эйдетических способностей:

  • Б. Гейтс (основатель Microsoft) держал в памяти несколько сотен кодов языков программирования.
  • Шахматисты П. Морфи и П. Сеанс не забыли ни одного хода из сыгранных ими партий.
  • Известный политик У. Черчилль сохранял в памяти и точно воспроизводил все произведения У. Шекспира.
  • Археолог Г. Шлиман в совершенстве овладевал любым иностранным языком в течение 6 недель.
  • Физик и изобретатель Никола Тесла запоминал все свои изобретения без записей. Даже пожар в его лаборатории не смог нанести никакого урона схемам и формулам, так как хранились они только в памяти ученого.
  • Президент США Теодор Рузвельт постоянно тренировал свою память с помощью чтения книг и воспроизведения их сюжетов с мелкими подробностями.
  • Русскому композитору и пианисту Сергею Рахманинову хватало одного беглого взгляда на партитуру, чтобы точно исполнить музыкальное произведение.
  • Папа Римский Иоанн Павел ІІ прекрасно знал 21 язык и около 100 разных диалектов.
  • Филиппинский президент Фердинанд Маркос славился точными знаниями текста Конституции страны и мгновенным запоминанием написанных для него речей.
  • Американская актриса и телеведущая М. Хеннер точно знала все мельчайшие подробности своей биографии с момента крещения в младенчестве.
  • Британский живописец С. Уилштир обладает способностью детального воспроизведения плана населенного пункта после одного полета над ним.

Эйдетическая память – исключительный феномен, сущность которого еще не изучена учеными. Многие люди хотят быстро и без всяких усилий воспринимать и сохранять большой объем информации, но природа не зря одаривает таким даром только избранных. Настоящего эйдетика можно считать гением, в то же время в психологии известны случаи, когда эта гениальность становилась психическим отклонением и являлась причиной определения человека на изоляцию от общества.

Наблюдение

Данный способ быстро поможет развитию памяти. Только нужна ежедневная практика. Для этого возьмите любой предмет. Лучше, если он будет иметь очень яркую поверхность и различные изгибы. Внимательно рассмотрите его в течение 2 мин. Обратите внимание на формы и цвет.

Потом закройте глаза и представьте этот же предмет, только в своем сознании. Не торопитесь и во всех подробностях рассмотрите его внутри своей памяти. Откройте глаза и сравните свою картинку с оригиналом. Если есть некоторые несовпадения, то упражнение следует повторить. Все получилось с первого или со второго раза? Беритесь за следующий объект, который должен быть более сложным.

Продолжайте действовать по указанной ранее методике. Если вы наделены некоторыми способностями, то не испытаете трудностей.

У большинства людей эйдетическая память если и присутствует, то в очень незначительных показателях. Поэтому ее нужно развивать. Для этого попробуйте позаниматься по следующей методике.

Вам понадобятся лист бумаги и примерно 5 мелких предметов. Действуйте так. Бросьте непроизвольно предметы, чтобы они распределились по всему листу. Следующим этапом станет внимательное изучение месторасположения предметов, их форм и расцветок. На это занятие должно уйти 3 минуты.

После чего закройте глаза и представьте белый лист и вещи, лежащие на нем. Откройте глаза и сравните с настоящей картинкой свою воображаемую картину. Если совпадения очень маленькие (а в большинстве случаев так и бывает), то стоит продолжить занятие. Такие манипуляции необходимо проделывать до тех пор, пока вы не запомните всецело картину.

Также можно поступить и с текстовым изображением. Для этого берем книгу и выбираем небольшой абзац. В комнате, где вы устроили занятие, должно быть тихо. Вы внимательно всматриваетесь в текст и словно фотографируете в своей памяти. Потом закрываете глаза на 1-2 секунды и снова их открываете. В это время ваше внимание должно быть сосредоточено на тексте.

Данные действия нужно повторить несколько раз. Так у вас в глазах останется отпечаток. Он будет отображен на 100%.

Нейробика

Комплекс упражнений, помогающих развивать умственную деятельность, называется нейробикой.

Метод был разработан американским ученым Лоуренсом Катсом, он подразумевает вовлечение всех 5 органов чувств человека, причем каждый из них должен научиться работать в новом для себя контексте. Во время выполнения упражнений происходит выработка нейротропина – вещества, которое способствует образованию новых связей в клетках мозга.Фотографическая память. Как развить, что это такое, упражнения, как работает

В комплекс входят следующие упражнения:

  • Изучение новых запахов (следует вдыхать сразу же после пробуждения). Метод объясняется тем, что обоняние служит единственным проводником, который связан с эмоциональными центрами мозга.
  • Чтение журналов не по интересам. Необходимо разнообразить получаемую информацию.
  • Упражнения для ног. Ученые доказали, что на стопах ног находится большое количество нервных окончаний, взаимодействующих с мозгом. Для того чтобы реализовать тренировки, необходимо научиться выполнять некоторые действия ногами (поднять упавшую с дивана подушку).
  • Чтение вслух.
  • Высказывание своих мыслей с помощью новых слов, то есть формирование одинаковых идей разными словами.
  • Изменение привычного темпа жизни и действий (людям, привыкшим быстро работать необходимо себя замедлять и наоборот).
  • Тренировки другой рукой (если рабочая рука правая, то следует переходить на выполнение задач левой).
  • Поиск взаимосвязей между несвязанными предметами (найти нечто общее между яблоком и грушей).

Предметы на столе

Для упражнения понадобится два идентичных набора предметов любого характера и размера, помещающихся на столе. Один из них нужно хаотично бросить или разложить на стол, другие же понадобятся чтобы повторить расположение первых в другом месте.

Сначала вы наблюдаете за положением предметом и мельчайшими деталями их размещения, после чего уходите в другую комнату и пытаетесь повторить ту же картину другим набором предметов. По началу, можно повторно давать себе время наблюдения и корректировать расположение второй группы.

Как видите, фактически, невозможно тренировать феноменальные типы памяти, вызванные особенностью функций головного мозга, однако занимаясь тренировкой памяти и саморазвитием, можно добиться желаемого результата, хоть это и будет называться другими терминами, главное чтобы польза от этих умений качественно изменила вашу жизнь.

Примеры эйдетической памяти

Фотографическая память, или эйдетическое восприятие, – это способность человека запоминать и воспроизводить информацию (картинки, звуки, движения и так далее) с высокой точностью.

Эйдетик изначально запоминает основной рисунок события: кафе, столик, скатерть, посуду, еду и напитки, людей, очередность событий. Через некоторое время, воссоздав подробности картинки, он вспомнит детальный внешний вид спутницы, текст беседы, запах и вкус еды, неожиданный звук, свои чувства, различные побочные события.

Причем в его представлении отложатся мелкие детали, на которые обычный человек не обратит внимания: количество пуговиц на рубажке официанта, цвет полосочки на тарелке, расположение строчек в меню. Прирожденный эйдетик запоминает детали непринужденно, без особых усилий.

Человек, специально развивающий у себя зрительную память, целеустремленно фиксирует в памяти все детали окружающих объектов и неоднократно повторяет воспринятое. Люди с врожденной способностью к эйдетизму имеют безграничный объем памяти, легко и непринужденно воспроизводят нужный объект в любое время.

Развитие фотографической памяти без сложных тренировок. практические приемы

Люди, обладающие хорошими способностями зрительного запоминания информации, могут тренироваться для усовершенствования эйдетической памяти. Также необходимо заниматься тем людям, у которых нет особых способностей, но приемы помогут им развить мозговую деятельность.

Как быть Леди:  Развитие мышления человека | Упражнения на развития мышления

Осуществлять тренировки можно в любом местонахождении: по дороге на работу или учебу, на прогулке, в очереди в магазине, на остановке общественного транспорта.

Практические приемы основываются на следующей методике:

  1. Необходимо смотреть в течение 30 сек. на объект (явление, человека).
  2. Затем, отведя глаза, попытаться воспроизвести все детали увиденного в памяти.

В качестве материалов для запоминания можно рассматривать рекламные объявления, информацию для посетителей. Навык нужно периодически проверять: насколько все пробелы образа заполнены. Не следует ожидать, что результат появится быстро, но, проявляя упорство, можно все-таки улучшить эйдетизм без специальных упражнений.

Развитие эйдетической памяти у взрослых

Если для детей занятия проводятся в непринужденной форме, то для взрослых важны самоконтроль и мотивация.

Для развития эйдетической памяти взрослые:

  • Подробно вспоминают сны.
  • Зацепившись за какую-либо значимую картину или событие из жизни, вспоминают цепочку сопутствующих событий во всех деталях.
  • Во время прогулки рассматривают и подсчитывают окружающие предметы, затем дома припоминают количество, детали и последовательность увиденного.
  • Делают упражнения по И. К. Айвазовскому: выбирают некий объект, на протяжении 3-4 минут рассматривают его, затем с закрытыми глазами стараются мысленно воспроизвести увиденное, потом сравнивают мыслеобраз с оригиналом. Упражнение повторяют ежедневно по несколько раз до тех пор, пока в памяти не отложатся все нюансы выбранного предмета.
  • Процесс запоминания можно развить, осваивая ассоциации.
  • Работают с незнакомыми научными текстами и палиндромами.
  • Развитию эйдетической памяти способствует нейробика.

Степени

Классификацию степеней выраженности феномена составили совместно ученый Э. Йенш и его сотрудники.

Разделение на группы происходит по 6 степеням, начиная с 0-й до 5-й меры:

  1. Во время этапа в памяти возникает послеобраз (продолжение увиденного) после исчезновения объекта. Степень характеризуется кратковременностью.Фотографическая память. Как развить, что это такое, упражнения, как работает
  2. Далее осуществляется визуализация объекта (придание образу более четких границ). К картине послеобраза добавляются сильные ощущения зрительного восприятия.
  3. Продолжение фиксирования образа не только с помощью зрения, но и воздействием звуковых сигналов. Происходит корректировка отклонений величины и формы запоминаемых объектов.Фотографическая память. Как развить, что это такое, упражнения, как работает
  4. Запоминание зрительных образов не сложных объектов. При этом уже не требуется фиксация, сложные объекты запоминаются частично.
  5. Внесение ясности и полноты в зрительный образ сложных объектов.
  6. Полная визуализация сложных образов со всеми мелкими деталями.

Согласно степеням выраженности феномена происходит классификация людей, имеющих способности к логическому представлению, которые делятся на 2 типа:

  • «Т-тип» представляет собой людей, у которых появляются стойкие и продолжительные представления образов, не требующие стимуляции.
  • «В-тип» представляет вид людей, которые имеют способности к произвольному пробуждению феномена и сознательной корректировке образов.

Тренировка на улице

Для этого не нужна специальная подготовка. Вы даже не потратите драгоценное время, так как занятие будет выполняться во время передвижения с места на место.

Данная методика довольно схожа с методикой рассматривания предметов. На улице очень много вещей, которые можно использовать в качестве объекта для запоминания. Один из многочисленных домов станет лучшим объектом для упражнения. Итак, сначала внимательно изучаем здание, а затем закрываем глаза и пытаемся запечатлеть его в памяти. Открываем глаза и сравниваем картинку. Мало совпадений? Тогда повторяем упражнение.

Если у вас есть терпение и вы верите в себя, то вскоре такие действия вам понравятся. Данное увлечение превратится в забавную игру. А дальше нужно будет только усложнять задания. Когда ваша память достигнет определенного уровня, то приступите к запоминанию панорамных видов.

Очень эффективным считается метод под названием «прогулка по дому». Правила данного занятия: пока вы находитесь дома, внимательно изучайте предметы, которые встречаются на пути. Не забывайте и про места их расположения. Когда покинете дом, то попробуйте воспроизвести картину внутреннего расположения помещений в вашем доме и вспомнить расположение предметов обихода.

С первого раза у вас может ничего не получиться. Упорно продолжайте тренировки. Вскоре все встанет на свои места.

Тренировка эйдетической памяти у детей

Развивать зрительную память и наблюдательность специалисты рекомендуют с детства, так как именно этот период жизни человека наиболее благоприятен для восприятия и систематизации большого количества информации.

Существуют методики совершенствования эйдетической памяти, которые эффективно развивают образное мышление ребенка и оказывают сильное влияние на процесс становления его личности.

Упражнения для развития зрительного восприятия начинают проводить с 3-х лет ежедневно по 15 минут. Примерные задания для работы с детьми:

  • Ребенку выдают некоторое количество изображений знакомых предметов (животные, птицы, игрушки, предметы быта) и предлагают выбрать несколько картинок и составить рассказ о них.
  • Перед выходом на улицу просят малыша по памяти назвать одежду, которую будут одевать на прогулку. При этом следят, чтобы кроха перечислял предметы в порядке одевания.
  • В течение 20-30 секунд карапузу позволяют рассмотреть какое-то изображение, потом просят детально описать увиденное.
  • После просмотра мультфильма просят ребенка пересказать сюжет, отметить характерные детали внешности и одежды героев, перечислить объекты интерьера или пейзажа.
  • На улице играют в игру «У этого человека (предмета) было…» Суть игры – описать увиденного человека или предмет (у этого человека была куртка синего цвета, черные кроссовки, серые брюки, голубые глаза и так далее).
  • Чтение книг помогает развивать наглядно-образное восприятие ребенка. В младшем возрасте книги с иллюстрациями служат еще и пособием для упражнений на улучшение зрительной памяти

Уникальные носители фотографической памяти

В мировой истории не так уж много личностей, продемонстрировавших необыкновенные способности своей памяти. Возможно, на самом деле таких людей было больше, просто они не смогли реализовать такой дар и попасть в историю.

  • Известный воинственный деятель Александр Македонский не только обладал способностями к стратегии, но и мог в лицо узнать любого из своей армии, он помнил их имена и краткую информацию о каждом, а это приблизительно 30 тысяч человек.
  • Древний мыслитель и философ Сенека также отличился выдающимся умением, в то время, когда о мнемотехниках никто и не слышал, он мог повторить около 2 тысяч несвязанных между собой слов, услышанных всего лишь один раз.
  • Еще один философ и исследователь глубоких жизненных вопросов Сократ, по сохранившемся данным, знал в лицо и помнил имена всех жителей Афин того времени, а это по разным источникам близко к 20 тысячам человек.
  • В наше время также встречаются подобные умения, стала известной на весь мир работница колл-центра в Австралии Паула, которая знает на память в районе 130 тысяч телефонных номеров организаций, помнит их адреса и краткую информацию.

Как вы наверное заметили, тренировать такую память неэффективно, так как она присуща небольшому числу людей с рождения, однако это вовсе не значит, что вы не сможете улучшить свою память в этом направлении, всегда можно и нужно заняться своей зрительной памятью, это неотъемлемая часть комплексного саморазвития.

Чем отличается зрительная и фотографическая память, какую нужно развивать?

Зрительная память заключается в способности запоминать визуальные образы. Если же она способна запоминать объекты надолго и точно, то переходит в область эйдетического вида.

Фотографическая память, развить которую можно в течение продолжительных тренировок, отличается от зрительной непринужденным запоминанием, то есть отсутствием заинтересованности в сохранении информации.

В случае наличия феномена процесс откладывания информации в мозг максимально приближен к фотосъемке, то есть буквальной фиксации картинки: такой, как она есть со всеми деталями.

Зрительная память запечатлевает объект, не сосредотачиваясь на деталях, и возможно их искажает.

На подсознательном уровне специалисты рекомендуют развивать фотографическую память путем расширения возможностей зрительного осязания. Существуют разработанные методики тренировок и упражнений, выполнять которые можно в домашних условиях в свободное время.

Эксперименты с текстами

Когда вам необходимо запомнить большой текстовый объем, вы впадаете в панику. Не стоит этого делать. Помните, что каждый человек индивидуален. Возможно, вы сможете найти для себя оптимальный вариант упражнений, который будет способствовать запоминанию объемных текстов.

Используйте чтение вслух. Когда человек читает про себя, то работают только зрительные органы. Если к чтению подключить слух и речь, то эффект утроится.

Итак, в результате чтения вслух у вас сразу же подключаются к процессу запоминания такие процессы, как чтение, разговорная речь, восприятие информации на слух. У творческих людей хорошо развито образное мышление. И если такая личность будет производить все действия одновременно, то шансы к запоминанию увеличатся в разы. Чтение вслух еще и позволяет не отвлекаться на посторонние звуки и мысли.

Маленькие тексты читаются быстро, но запоминаются плохо. Особенно трудно сразу усвоить их отдельные фрагменты. Поэтому попробуйте выделить проблемные абзацы, а лучше запишите их своими словами на лист бумаги. Возвращайтесь к их прочтению снова и снова.

Если в процессе чтения у вас возникают ассоциации, то это очень хорошо. В большинстве случаев именно они помогают вспомнить весь текст. Чтобы воспроизвести материал, достаточно вспомнить ассоциацию, которая возникла при прочтении забытого слова. Может, именно этот вариант вам понадобится.

И еще нужно сказать об отдельных словах. В тексте зачастую присутствуют непонятные по значению слова. Не стоит их игнорировать и пропускать. Лучше посмотреть значение в словаре. Так вы точно поймете смысл прочитанного текста и усвоите материал.

И помните, что смысловое значение текста напрямую связано с отличным запоминанием. Поэтому сначала поймите смысл прочитанного материала, а уже потом постарайтесь его запомнить.

Еще можно попробовать разделить текст на части. И если времени на заучивание материала достаточно, то можно изучать каждую часть по отдельности на протяжении нескольких дней.

Другим индивидам можно попробовать использовать повторение. Недаром говорят, что повторение – мать учения. Возможно, именно путем повторения текста вы сможете запомнить его надолго, а может и навсегда.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий