Социальная психология: конспект лекций. Надежда Мельникова. ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность. Читать на сайте

Социальная психология: конспект лекций. Надежда Мельникова. ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность. Читать на сайте Женщине

Что такое социализация?

Социализация – это процесс получение человеком набора личностных качеств, необходимых для полноценного существования в социуме. Социализация проходит во время взаимодействия индивида с внешней средой и другими членами общества.

Результатом социализации становится превращение человека в полноценную личность. Накопленный опыт и знания общения в социуме приводят к личностным трансформациям и выработке определенных черт и манер общения и поведения. При этом социализация представляет собой бесконечный процесс, так как переоценка взглядов возможна в любом возрасте.

Учесть необходимо и двусторонний характер социализации. Она предполагает не только накопление человеком определенного опыта и знаний, но и обеспечивает формирование взаимоотношений. Получаемый при этом социальный опыт трансформируется в личные пристрастия и предпочтения. На себя индивид позиционирует и ролевые функции, характерные для социума.

В условиях коллективной жизни вопрос вхождения отдельного человека в общественную структуру продолжают оставаться актуальными. Именно социализация и является процессом, обеспечивающим интеграции человека в существующие социальные группы.

§ 3. социализация личности

Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.


Источниками социализации личности являются:

  • опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом возрасте);
  • социальные институты – системы воспитания, обучения и образования;
  • взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация – не механизм наложения на индивида «готовой социальной формы», а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными социальными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация индивида связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям. Мода, вкусы, потребительские ориентации изменчивы. Более стабильны мировоззренческие позиции людей, ценности общечеловеческой культуры. У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь.

Социализация не означает «подгонки» новых поколений под прежние социальные ценности и традиции. Исторический процесс утратил бы развитие, если бы отцам удалось из своих детей сделать свое подобие. Социализация – это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе.

Стиль социализации определяется мерой господства старших над младшими. Только в архаичных и тоталитарных обществах социализация сводится к безусловному воспроизведению младшими социальных стереотипов старших. В цивилизованном демократическом обществе принципом взаимодействия между поколениями являются принцип равенства и сотрудничества, возможность свободного развития новых поколений в рамках фундаментальных общечеловеческих ценностей

Приобщение индивида к социальному наследию – это приобщение его к культуре общества. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – это достижения человечества, представленные в духовных и материальных ценностях, нормах социальных и межличностных отношений.

В понятиях культуры фиксируются эталоны необходимого поведения людей в различных сферах труда, быта, общественной и политической жизни. Результат социализации индивида проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценные качества – качества ума, характера, манер и стиля поведения, воспитанности и образованности, социальной адаптированности индивида.


На разных возрастных этапах развития индивида существуют наибольшие предрасположенности его психики к формированию определенных качеств.

В процессе социализации очень рано формируется жизненная позиция личности – принципы и обобщенные способы ее поведения, основные черты характера.

Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего. «Обыкновенно думают, – писал Л. Н. Толстой в романе «Воскресение», – что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное.

Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие»[1].

Драматизм психического состояния Раскольникова и всех, совершивших умышленное убийство, их личностная трагедия  в том, что мерзкому, жуткому преступлению – убийству человека – они придают положительный личностный смысл. Извечное стремление человека к субъективно-положительному личностному смыслообразованию породило особые психологические механизмы стабилизации личности в конфликтной ситуации путем обесценивания нарушаемых им ценностей, ограждения своего сознания от психотравмирующих воздействий, использования «ложных замещений».

Поведение человека детерминируется его потребностно-ориентировочной сферой, системой принятых им ценностей, мерой социализированности, степенью приобщенности к общечеловеческой культуре. Человек, в отличие от животных, не обречен на какие-либо единые схемы поведения, он полифункционален. Его поведение определяется не однозначными инстинктивными влечениями, а мерой его социализированности.


Наиболее опасны для срыва социально-положительной самореализации личности ее «выпадение» из системы социальных связей, ослабление механизмов социального самоконтроля.

В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у него внутренних условий. К ним относятся: система ценностных ориентации, особенности целеполагания и целедостижения, обобщенные способы поведения, психодинамические особенности саморегуляции.

Обобщенные способы поведения, т. е. характерологические особенности индивида, формируются преимущественно под влиянием условий среды. Психодинамические особенности являются следствием биологических факторов – генотипа. Все отмеченные факторы поведения не обособлены – они образуют единую личностную систему психической регуляции поведения.

Поведение индивида определяется тем, что он себе запрещает и позволяет. При низком уровне нравственного, социально-психологического развития у него преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его эмоции могут преобладать над разумом, низшие потребности – над высшими.

Каждый человек обладает своим набором «значений для себя», индивидуальным классификационно-оценочным механизмом – личностным конструктром, определяющим меру его возможных отклонений от норм в различных типовых ситуациях. В острых конфликтных ситуациях, в обстановке конфликта норм, в условиях сложного взаимодействия сознания и подсознания возможна регрессия поведения – переход индивида на предшествующие уровни его развития.

Особая «хрупкость» психики присуща подростковому возрасту. Критический перелом в этом возрасте проявляется во всем – в изменении лица, голоса, строения тела, новых способах взаимодействия со средой. Проснувшиеся половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение.

Повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы, возросшие силы не находят в ряде случаев достойного и эмоционально насыщенного применения. Относятся же к подростку, как правило, еще как к ребенку. Отсюда – подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения.

В отдельных случаях возможно и обольщение «уличной» романтикой. Неправы те, кто утверждает, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформированы, но это социально отрицательные интересы: раннее приобретение сексуального опыта, половые извращения, наркомания, асоциальность.

Первоначальная разновидность отклоняющегося поведения – делинквентное поведение – система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, неадекватностью реакций, ригидностью (негибкостью) поведения, склонностью к аффективным реакциям.

Как быть Леди:  Особенности психотипа визуал — Блог Викиум

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания, иногда «гиперопекой» или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных педагогов. Первые проявления делинквентного поведения – прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, терроризирование слабых сверстников, шантаж, угон велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные, эти формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных ценностей – такова первопричина социально дезадаптивного поведения.

Социальная неадаптированность личности, ее отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством, асоциальным проявлением личности на ранних стадиях формирования. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее способов психологической самозащиты. Трагедия человека – с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия.

Необратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет особенно важное значение. Фундаментальная социальная потребность человека – потребность в самоуважении, в личностном признании – должна находить отклик в социально положительной среде. К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная социумом личность.

Несостоявшийся общесоциальный масштаб личностного самоизмерения индивид заменяет доступным для него асоциальным суррогатом. И вот уже физически слабый паренек, начавший пить и курить, начинает чувствовать себя «настоящим парнем». А первые его успехи в «деле» создают ему ореол «своего парня».

Утрированные поощрения главарей льстят его болезненному самолюбию. И только в этой асоциальной субкультуре индивид начинает находить смысл своего существования. У индивида укрепляется мотивация девиантного (отклоняющегося) поведения. Антинормативность становится нормой – таков парадокс девиантности.

Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействия асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на формирующуюся личность оказывает первичный социализирующий коллектив – семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

Итак, социализация – это процесс (а также и результат) присвоения (интернализации) индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств.

Качество и характер социализации в значительной мере определяются социальным устройством данного общества.

Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия – происходит психическое раздвоение личности. Наивысшие проявления человеческой сущности затормаживаются. Жизненный путь перестает ощущаться большинством людей как движение к личному совершенству.

Основными качествами этого типа личности являются: конвенционализм– некритическое принятие догматических норм и правил; тревожная озабоченность повсеместным исполнением догматических требований; верноподданность; авторитарная зависимость – преклонение перед официальной властью; некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость; авторитарная агрессивность – ненависть ко всем инакомыслящим; этноцентризм – крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами; ригидность, косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу, пониманию оппонентов; уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы, стремление к самоутверждению через принадлежность к корпоративным, кастовым объединениям, высокомерие и враждебное отношение к людям, не входящим в корпорацию; депрофессионализация, утрата компетентности и социальной ответственности.

Такова «личностная продукция» тоталитарного режима. В социально-психологические сети тоталитаризма захватываются прежде всего люди, склонные к психическому уподоблению – конформизму. Они не противостоят мифологизации своего сознания, легко поддаются идеологическому заражению.

Без анализа смысловой сферы конкретной личности нельзя понять механизм ее взаимодействия со средой. У каждого человека свое жизненное пространство, своя «техника» жизни, самовозложение на себя своих обязанностей, свои сокровенные устремления и приверженности.

Личность стремится упорядочить свое миропонимание, сделать мир предсказуемым и понятным для себя. Для поддержания своей стабильности она может прибегать даже к самообману. И нет большей трагедии для личности, чем разрушение ее субъективного мира, деконцептуализация ее существования – крах надежд и верований.

Жизненные трудности возникают у всех. Но только высокоадаптированные индивиды способны преобразовать трудную ситуацию, использовать механизм психологической защиты, переоценить ценности, переориентироваться в ценностных приоритетах, увидеть новые жизненные перспективы, смягчить психотравмирующую ситуацию.

Для этого сознание индивида должно быть готово к концептуальным перестройкам. В ситуациях жизненных катаклизмов индивиды, способные адаптироваться к любым условиям, переходят на новую схему психической саморегуляции. Во всех сложных жизненных ситуациях человек может увидеть свой спасительный шанс, новую жизненную опору. Неспособность же его к стратегической переориентации может оказаться губительной.

Судьба порой наносит такие тяжелые удары, что полностью изменяет характер человека, всю его ценностно-регулятивную систему. Люди, «предвосхищающие печаль», психологически подготовленные к возможным ударам судьбы, проявляют большую жизнестойкость. Люди, ориентированные только на «радости жизни», нередко оказывается сломленными. Сильные личности способны перестраивать себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.

В общем виде люди подразделяются на две категории: на тех, кто во всех неудачах винят внешние обстоятельства (экстерналы), и на тех, кто в своих неудачах склонен винить прежде всего себя (интерналы). Интерналы более адаптивны – они способны своевременно корректировать свое поведение, исправлять ошибки.

Их поведение отличается большей социальной ответственностью. Экстерналы же интерпретируют социальные нормы как нечто навязанное извне. Преимущественная ориентация на внешний контроль снижает уровень их самоконтроля. Трудные обстоятельства жизни они интерпретируют как кару судьбы.

Различаются личности социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения – маргинальность) и психически аномальные (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями – «слабыми местами» в психической саморегуляции).


Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной адаптированностью развития личность обладает личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (цельность личности).

Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Нормой для личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов, познание «радости завтрашнего дня», поиск возможностей актуализации своих способностей, в трудных условиях – толерантность, способность к адекватным действиям.

В построении жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна – способна к коррекции поведения.

На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью, без психических надломов. Источником своих удач и неудач считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск.

Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Как быть Леди:  Уровни профессиональной социализации: концептуальный аспект – тема научной статьи по социологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

  • Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.
    В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.
  • Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
  • Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
  • Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
  • Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
  • Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Лекция № 6. отклонения социального поведения

Используются три термина, близких по значению: деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное.

Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.

В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих развитию отклонений.

Отклоняющееся поведение может быть нормативным, т. е. иметь ситуативный характер и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или моральных норм.

Опасным является такое поведение, которое не только выходит за пределы допустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межличностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально этическими и культурными нормами.

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделили семь вариантов отклоняющегося поведения: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.

Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера.

Демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарциссическому поведению; застревание – к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью – к антисоциальному и т. д.

Любое отклонение в своем развитии проходит ряд этапов.

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений.

Его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Однако начало отклонения часто приходится на период детства.

Способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося поведения.

Сущность аддиктивного поведения состоит в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголя, наркотиков) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитие минтенсивных положительных эмоций.

Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда человек переживает ощущения необыкновенного подъема, связанного с определенными действиями.

Сознание фиксирует эту связь.

Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психическое состояние.

Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается определенная последовательность прибегания к аддикции.

На третьем этапе аддикция становится обычным способом реагирования в неблагоприятной ситуации.

На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации.

Пятый этап – катастрофа. Психологическое состояние человека – крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведение уже не приносит прежнего удовлетворения.

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации.

Изначально понятие виктимизации было использовано в рамках юридической психологии для обозначения различных процессов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоятельств или насилия других людей.

Понятие социально педагогической виктимологии введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека.

А. В. Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, являющуюся составной частью социальной педагогики, изучающей различные категории людей – реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Виктимогенность – наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, сам процесс и результат такого превращения – виктимизация.

Среди условий, способствующих виктимизации человека, можно выделить социальные и феноменологические условия (факторы).

Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия – с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации.

Важным социальным фактором является влияние особенностей социального контроля

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни.

Как быть Леди:  Что делают люди в ночном клубе?

В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах.

Примеры социализации

Один из простейших примеров социализации — это процесс взаимодействия ребенка со сверстниками в детском саду, в ходе которого он усваивает первые правила общения. Ребенок видит, что если делиться игрушками с другими детьми — можно найти друзей, а если жадничать — то другие дети не захотят с тобой общаться. Подобное усвоение особенностей взаимодействия в социуме — это и есть социализация.

Другой пример — школа. В школе подросток усваивает особенности общения с другими детьми, осознает сущность и механизм возникновения конфликтов, начинает общаться с противоположным полом, проявлять интерес, и думать о том, как заинтересовать самому. В рамках такого взаимодействия со сверстниками подросток не только усваиват определенные социальные нормы, осознает культурные ценности, но и начинает лучше понимать себя самого.

Социализация проявляется и в повседневной жизни. Человек усваивает сложившиеся правила поведения в обществе, осознает, что уступить место пожилому человеку в транспорте — это хорошо и правильно, что важно уважительно относиться к другим людям не зависимо от их национальности, цвета кожи и этнической принадлежности.

Таким образом, социализация помогает человека усваивать базовые правила поведения в обществе, осознавать социальные и культурные ценности, лучше понимать других людей и узнавать себя самого.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние.

В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое.

А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами.

Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное.

В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы.

К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Формы социализации

Для социализации принято выделять наличие двух форм.

  • Ненаправленная предполагает стихийное формирование под воздействием ближайшей социальной среды тех или иных качеств человека. Поэтому она носит название стихийной. Окружением при этом считаются родственники, ближайшие друзья, коллеги.
  • Направленная социализация предусматривает выстроенную систему методик воздействия, создаваемых социальными институтами с целью привить индивидуумам определенные ценности и идеалы, характерные для общества в целом.

К числу методов направленной социализации необходимо отнести воспитание. Под ним понимается последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки определенного восприятия мира, набора ценностей и установок социального характера, позволяющих провести полноценную подготовку человека для полноценного самостоятельного существования в рамках социума.

Существующие формы социализации при определенных условиях могут связываться между собой, но возможно и полное отсутствие согласования. Появление противоречий становится основой для конфликтов, становящихся преградой на пути дальнейшей социализации личности.

Стихийная социализация, формируемая в условиях ближайшего окружения, зачастую сталкивается с устарелостью стереотипов (что такое стереотип?) и форм восприятия, характерных для старших поколений, и утративших часть своей актуальности в современном мире.

В свою очередь реализация ненаправленной социализации без применения мер направленного воздействия способна привести к ущербности отдельной личности или социальной группы. Именно поэтому целенаправленность воздействия является важным элементом проведения социализации индивидов.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий