Синдром саванта у людей с аутизмом | Фонд Выход, аутизм в России

Синдром саванта у людей с аутизмом | Фонд Выход, аутизм в России Женщине

Что говорят ученые

Чем можно объяснить феномен савантов? Ученые пока только выдвигают версии и ищут странности в строении их мозга. Механизм синдрома саванта пока непонятен. Но известно, что у аутов с суперпамятью некоторые фрагменты мозга крупнее, чем у обычных людей.

Более других в изучение данного явления внес американский ученый-психиатр Дарольд Трефферт из Университета Висконсин, три десятилетия посвятивший теме савантов. По его мнению, хотя строение человеческого мозга вполне изучено и разложено на составляющие, система в целом остается тайной.

Одно очевидно — этот серый орган организован достаточно демократично. Он функционирует подобно государству, со своей системой сдерживаний и противовесов. Сознательное мышление — это акция исполнительной власти, с планированием, подготовительными и контрольными мерами.

Простой пример — составление списка покупок на выходные: хлеб, чай, сыр. Такая крупная «акция» подразделяется на несколько подчиненных, как то: посмотреть в холодильник, прикинуть, сколько хлеба потребуется на выходные; процесс, в общем-то банален, а структура его сложна.

Таким образом, не будь механизма сдерживаний и противовесов, мозг работал бы безостановочно, вплоть до полного разрушения, «взрыва». Здоровый мозг обладает механизмом управления хранилищами, перекладывая в соответствующий ящичек то, что необходимо в данный момент, более ничего.

Австралийский ученый Аллан Снайдер утверждает, что «саванты показывают нам, кто мы есть на самом деле, то есть кем мы могли бы быть». Согласно его теории, в мозге савантов протекают те же самые мыслительные процессы, что у всех остальных людей. Только у последних в голове происходит обработка информации, и сознание включается в тот момент, когда обработка завершена и образ предмета целиком сформировался.

Ученые надеются: если им все же удастся разгадать секрет «людей дождя», то тогда появится реальный шанс увеличить интеллектуальные возможности у людей обычных.

Игорь ОстинНПИ «Открытия и гипотезы» №11, 2009 г.

Другие известные саванты

Слепой Том — умственно отсталый гениальный пианист 1860-х годов (США), не имевший никакого музыкального образования. Тони Де Блойс — американский слепой музыкант. Тони впервые сел за фортепиано в два года, а сегодня умеет играть на 20 музыкальных инструментах. Знает напамять 8000 песен.

Джонатан Лерман — художник-аутист (США) (родился в 1987 году). Перестал разговаривать в два года, IQ всего 53. Но лет в десять Джонатан начал рисовать углем гениальные портреты, которые теперь демонстрируются на крупных выставках.

Лесли Лемке — музыкант. Родился в 1952-м с глаукомой и повреждением мозга. Мальчику удалили глаза. Уже в раннем детстве Лесли демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет его родители впервые услышали, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору. Вскоре Лесли уже выступал с концертами.

Хикари Оэ — японский композитор, сын известного писателя Кэндзабуро Оэ. Появился на свет в 1962 году; врачи советовали родителям пренебречь лечением и дать неполноценному ребенку спокойно умереть, но они отказались. Хикари страдает множеством болезней и, почти лишенный способности говорить, выражает свои чувства в музыке.

Жиль Трехин — французский художник и создатель вымышленного города Урвилля. Родился в 1972-м, диагноз аутизм ему поставили в 8 лет. С раннего возраста Жиль проявлял способности к музыке, вычислениям и рисованию. Еще подростком он начал рисовать карту воображаемого города Урвилля, для которого придумал свою увлекательную и подробную историю.

Сара Миллер — 42-летняя американская программистка, президент Nova Systems. Сара Миллер способна отловить «баг» в программе, лишь бросив беглый взгляд на программный код. Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий «переводить» слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста.

Донна Уильяме (родилась в 1963 году) — художница и автор австралийских бестселлеров. Ее первая книга называлась «Никто из Ниоткуда: необычная автобиография девочки-аутиста». В детстве Донне долго не могли поставить правильный диагноз: ее считали глухой.

Верной Смит (родился в 1927 году) — профессор экономики и права, доктор наук, автор 200 статей, обладатель наград за достижения в экономической науке… И это несмотря на врожденный синдром Аспергера.

Как быть Леди:  Ментор: это кто такой, что такое менторство в бизнесе, как найти наставника

Кристофер Тейлор — 40-летний англичанин, проживающий в коммуналке под присмотром, без сопровождения не может дойти до ближайшей пивной, однако свободно владеет датским, голландским, финским, французским, немецким и многими другими языками. Радуется, когда кто-либо из посетителей пивной приносит ему журналы и газеты на разных языках. «Слова, слова, дайте мне слова!», восклицает он.

Обычный гений

Впервые савантов описали в медицинской литературе восемнадцатого века, но лишь за последние несколько десятилетий этот феномен начали понимать гораздо лучше. Обширное исследование 1978 года предполагает савантизм у 1 человека с аутизмом из 10, и долгое время эту цифру не подвергали сомнению.

Тем не менее, за последние 10 лет даже само существование савантизма было поставлено под сомнение. Некоторые ученые говорят о том, что нет ничего «исключительного» в способностях людей с аутизмом как таковых, просто их способности развиваются не так, как у их нейротипичных сверстников.

Кроме того, для людей с аутизмом характерны очень плохие результаты стандартных тестов на уровень интеллекта, в которых есть ограничения по времени, большое количество устных инструкций, и которые требуют хорошего знания культурных норм и правил социального взаимодействия.

Когда исследователи используют более подходящие методы для оценки интеллекта, то признаки савантизма — «островки гения» у людей с тяжелыми нарушениями — исчезают. «Существует кривая нормального распределения савантизма, точно так же как кривая нормального распределения интеллекта», — говорит Моттрон.

Подобная интерпретация соответствует исследованию 2009 года, которое провела психолог Патриция Хоулин из Института психиатрии королевского колледжа Лондона. В этом исследовании среди 93 людей с аутизмом, согласно отчетам родителей и результатам тестов, 39-40% имели исключительные способности, как по сравнению с другими своими навыками, так и по сравнению с навыками населения в целом.

Исследование Хоулин включало два разных измерения. Участники либо имели «савантный навык», например, в области математики, музыки, рисования или необычно хорошую память на даты, места, направления или факты, либо они имели «исключительные когнитивные навыки», которые определялись как уровень IQ выше 130 баллов. Лишь немногие участники относились к обеим категориям.

Симптомы

Врожденный савантизм проявляется с раннего возраста. Дети значительно опережают сверстников в определенных областях умственного развития, но при этом их интеллектуальное развитие, способность адаптироваться в обществе и овладевать повседневными навыками отстают.

Например, ребенок рисует сложные картинки, но не умеет самостоятельно одеваться, есть и разговаривать. Приобретенный савантизм возникает после травмы или острого периода болезни. Симптомы разнообразны, часто наблюдается интенсивное развитие новых способностей на фоне общего интеллектуального упадка, утраты определенных умственных или физических функций (паралич, мутизм, глухота).

В научной литературе описан случай, когда после ранения человек потерял слух, но стал гением механики. Таланты Саванта часто касаются математики, лингвистики и искусства. Итак, художественные способности проявляются без специальной подготовки в живописи: пациенты прекрасно представляют предметы на бумаге, привносят собственное творческое видение действительности.

У некоторых есть гиперлексия — способность читать большой текст за секунды и воспроизводить его с точностью 99%. Савантная память характеризуется способностью фиксировать многие детали конкретной ситуации. Это создает трудности в классификации и отборе информации: невозможность отделить важное от второстепенного делает невозможным понимание сути явления в целом, обобщение жизненного опыта.

Память у таких людей глубокая, но нет значимой составляющей. Даун назвал это явление «словесной связью». Другие симптомы савантизма — выполнение сложных математических операций, овладение иностранным языком за несколько дней, владение музыкальным инструментом в классе.

Синдром саванта. все важнейшие термины в области рас в аутизм.энциклопедия.

Состояние, при котором человек с расстройством развития (например, с аутизмом) проявляет выдающиеся способности или навыки в какой-то определенной сфере (например, в математике или музыке).

История изучения

История исследований синдрома саванта описана в работах Дарольда Трефферта. В частности, в своей статье The savant syndrome: an extraordinary condition. A synopsis: past, present, future («Синдром саванта: уникальное состояние. Синпсис: прошлое, настоящее, будущее») [1] автор пишет о том, что впервые состояние, похожее на синдром, было описано в 1783 году в немецком психологическом журнале Gnothi Sauton на примере случая Джедидайи Бакстона, человека с уникальными способностями к счету и феноменальной памятью. В 1798 году Бенджамин Раш описал еще один случай выдающихся способностей к счету у Томаса Фуллера. При том что Томас «едва ли мог понять что-то более сложное, чем счет — будь то теоретическая или практическая информация», когда его попросили посчитать, сколько секунд прожил человек, которому было 70 лет, 17 дней и 12 часов, он дал абсолютно верный ответ и даже учел 17 високосных лет.

Как быть Леди:  Прощайте, родственнички: 4 мифа о том, почему близкие люди становятся чужими - Психолог - 31 января - 43732630813 - Медиаплатформа МирТесен

Первое точное описание синдрома было дано в 1887 году Джоном Лэнгдоном Дауном. Он представил 10 случаев людей с «особыми способностями», которых называл «учеными идиотами». Один из его пациентов дословно помнил огромные куски из «Расцвета и падения Римской империи» и мог цитировать их с любого места. Другие пациенты Дауна рисовали с большим мастерством, имели музыкальные и арифметические способности. Все это вписывается в клиническую картину синдрома саванта, как он понимается сегодня.

В 1914 году Уильям Тредголд в своем учебнике Mental Deficiency («Ментальная недостаточность») дал очень подробное описание синдрома, добавив более 20 случаев из клинического опыта различных специалистов. В 1978 году А. Л. Хилл составил обзор литературы с 1890 по 1978 годы, включающей в себя описание более 100 случаев савантизма. В тот же год Бернард Римленд опубликовал данные своего исследования, проведенного с участием 5400 детей с аутизмом, 531 из которых проявили «особые способности». В 1988 году Дарольд Трефферт опубликовал обновленную версию обзора, содержащую более детальную информацию об описанных ранее случаях, и предложил изменить термин «ученый идиот» на «синдром саванта». В 1989 году он же опубликовал монографию Extraordinary People («Выдающиеся люди»), в которой суммировал результаты исследований и описаний, за предыдущие 100 лет. В 2001 году Беата Хермелин в своей полубиографической книге Bright Splinters of the Mind: A Personal Story of Research with Autistic Savants («Блестящие островки разума: личная история исследований савантизма у людей с аутизмом») подвела итог 20 годам исследований, которыми занималась она сама и ее коллеги.

Определение

В 1887 году Джон Даун ввел для своих пациентов термин «ученый идиот» (idiot savant), который находился в употреблении в течении почти 100 лет. В то время «идиот» было приемлемым словом для обозначения людей с IQ ниже 25 баллов, а слово «ученый», savant, было образовано от французского глагола savoir — знать. При этом термин был ошибочным, потому что почти все случаи савантизма встречаются у людей с IQ выше 40. В целях соблюдения точности и из уважения к человеческому достоинству термин был заменен на «синдром саванта», который сегодня широко используется. Именно он считается предпочтительным, а не используемый иногда «аутичный савант»: поскольку синдром также встречается и при других расстройствах, нарушениях или травмах ЦНС.

В 1973 году Американская ассоциация по вопросам ментальной недостаточности (старое название Американской ассоциации по вопросам нарушений интеллекта и развития, AAIDD) дала следующее определение синдрома саванта: «Человек с низким уровнем интеллекта, который обладает необычайными навыками выполнения некоторых специальных заданий типа счета в уме, запоминания дат и чисел или в выполнении некоторых бытовых заданий на крайне высоком уровне». В 1983 году определение было пересмотрено и звучало так: «Человек с явными интеллектуальными нарушениями, имеющий при этом выдающиеся умения в узко ограниченных сферах (например, арифметика, высчитывание дат)». Несмотря на различия этих определений их роднит два соображения: 1. человек должен иметь некоторые необычайно развитые способности по сравнению с нормативной выборкой и по сравнению с общим уровнем способностей этого человека; 2. человек должен иметь интеллектуальные нарушения или/и сложности в адаптивном поведении.

В 1998 году Леон Миллер предложил употреблять термин «савант» ко всем людям, которые имеют выдающиеся навыки хотя бы в одной сфере, которые контрастируют с общим уровнем его функционирования. Это свидетельствовало о том, что исследователи приходят к пониманию: савантизм может встречаться у людей с IQ выше 70 (что является «порогом» интеллектуальной недостаточности) и характерен не только для аутизма (например, для синдрома Прадера-Вилли или синдрома Вильямса) [2].

Распространенность среди людей с РАС

Люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) в кино, телепрограммах и литературе часто изображаются носителями синдрома саванта. Например, маленький ребенок, способный взламывать сложнейшие коды или взрослый с феноменальной памятью. Музыкант, который может сыграть любую мелодию на слух, лишь услышав ее. Некоторые изображения людей с аутизмом и синдромом саванта опираются на реальные истории (например, Ким Пик стал прототипом Рэймонда Бэббита, персонажа Дастина Хоффмана в «Человеке дождя»), некоторые — плод фантазии писателей и сценаристов. Иногда реальные случаи оказываются удивительнее любого вымысла и широко тиражируются СМИ и социальными медиа. Например, уже несколько лет в соцсетях то и дело появляются рассказы о поразительных способностях художника Стивена Уилтшира рисовать панорамы городов по памяти.

Но как часто савантизм на самом деле встречается в популяции людей с РАС? И как взаимосвязь аутизма и синдрома саванта, демонстрируемая в кино, влияет на жизнь людей с РАС и их близких?

Согласно последним исследованиям, савантизм не такое уж редкое явление при аутизме. Исследование 2009 года Патрисии Хоулин и коллег показало [6], что 1/3 взрослых людей с аутизмом демонстрировали выдающиеся навыки в одной или более сферах (на основании родительских отчетов и психометрических тестов). Как правило, особые способности характерны для ограниченного количества областей: согласно исследованию 2021 года Андре-Анн Меёр и коллег [2], более 70% детей и взрослых с аутизмом показали высоко развитые память (по сравнению с 52% в контрольной группе), визуально-пространственные способности (по сравнению с 32% в контрольной группе), способности к счету, рисованию или музыке (по сравнению с 17% в контрольной группе в каждой сфере). В то же время исследователи заметили, что хотя в ряде случаев особые изолированные навыки и могут теряться (в среднем у 12% участников исследования), но это скорее нетипичные случаи.

Как быть Леди:  Циник: кто это такой, какие бывают и кто такой циничный человек

Интересно, что при исследовании, проведенном при участии 6000 близнецов 8-летнего возраста [5], было показано, что способности (о которых сообщали родители) к музыке, математике, искусству или запоминанию были связаны с наличием аутичных черт у ребенка, особенно — с устойчивыми и повторяющимися интересами и деятельностью, повышенным вниманием к деталям (также данные родительских отчетов). Результаты этого исследования показали, что генетический эффект двух переменных во многом пересекается. Исследователи обнаружили, что одни и те же генетические факторы могли отвечать за наличие у детей как выдающихся способностей, так и аутичных черт. Грубо говоря, гены «отвечающие» за таланты пересекались с теми, которые «отвечают» за аутизм. Авторы сделали предположение, что эти аллели, связанные с аутичностью, появились не случайно и что скорее всего они стали продуктом позитивного отбора в ходе эволиции, так как они положительно коррелируют с высоким интеллектом и развитой способностью к обучению в генеральной популяции [6].

Франческа Аппе пишет [7]: «Можно предположить, что внимание к деталям лежит в основе таланта к музыке или искусству у детей с аутизмом. Все музыканты с савантизмом, протестированные до сегодняшнего дня, показывали абсолютный слух. Но именно дети с аутизмом, даже без специального обучения, отлично запоминали информацию о нотах и сохраняли ее спустя дни и недели. В то время как их типично развивающиеся сверстники переключались от конкретных нот к мелодиям (которые могут быть представлены в разных переложениях), при аутизме способность поддерживать конкретное звучание сохранялась». Аппе пишет о случае, когда человек с аутизмом мог не только различать ноты на слух, но даже определять высоту звука в речи людей или шумах окружающей среды. Исследовательница также отмечает, что многие художники с аутизмом настолько восприимчивы к деталям, что способны рисовать набело участок за участком, вместо того чтобы сначала сделать набросок всей картины. Внимание к деталям и предпочтение обрабатывать информацию о частях, а не целом, характерны для аутизма, хотя могут встречаться и у нейротипичных людей. Некоторые когнитивные аспекты аутизма могут быть «внедрены» в различные генетические и неврологические основы. Это значит, что одаренные люди могут иметь общий когнитивный стиль с людьми с аутизмом, но при этом не разделять их социально-коммуникативные трудности — заключает Аппе.

Несмотря на то, что савантизм среди детей и взросых с аутизмом действительно иногда встречается, большинство людей с аутизмом не обладает выдающимися способностями. Это значит, что тиражируемые медиа стереотипы о «гениальных людях с аутизмом» часто негативно сказываются на жизни людей с аутизмом и их близких. Те, кто никогда не сталкивался с аутизмом в реальной жизни, ожидают, что люди с аутизмом будут иметь феноменальные таланты. Родителей это часто задевает. «Когда соседи спрашивают меня об особых талантах моего аутичного сына, я говорю им, что его талант — получить срыв в магазине из-за мерцания ламп!» — говорит мать мальчика с аутизмом.

С другой стороны, подчеркивание и привлечение внимания общества к специальным интересам, способностям и талантам может помочь повысить самооценку людей с РАС, дать им новые возможности и темы для взаимодействия и лучшие шансы на получение работы. Общественный деятель, социальный работник и женщина с синдромом Аспергера Дина Гасснер отмечает, что представление в медиа людей с аутизмом как суперодаренных — это иногда даже хорошо. «Люди видят проявления аутизма, о которых они не знали раньше. Правда, мне кажется в СМИ есть тенденция преувеличивать особенности людей с аутизмом для того, чтобы они были заметны и наглядны для зрителей. Общество стало более информированным об аутизме, чем когда-либо. С другой стороны, эти образы не похожи на типичного человека с синдромом Аспергера. Мне также кажется, что образы в СМИ создают искаженное представление о синдроме Аспергера. Мы не занимаемся целыми днями чем-то, что хорошо у нас получается. Нам все еще нужно делать уборку в доме, нам нужно планировать свой день, многие из нас заботятся о семьях, и эти задачи даются нам с большим трудом. Мне кажется, СМИ не отражают всех этих бытовых проблем, с которыми мы живем постоянно, как они не отражают и огромного истощения, которое мы испытываем, пытаясь их решить» [8].

См. также: Теория центральной когерентности, Расстройства аутистического спектра, Синдром Аспергера, Когнитивные навыки

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий