Шаблонные реакции в жизни или поведенческие паттерны в психологии

Шаблонные реакции в жизни или поведенческие паттерны в психологии Женщине

Что это такое, определение

Паттерн в современной психологии — это укоренившаяся модель поведения человека, которая отработана до автоматизма, а также регулярно используется в повседневной жизни. Эти шаблоны действий присутствуют в любой поведенческой сфере.

Ежедневная гигиена ротовой полости, крепкий кофе перед выходом на работу, рукопожатие с коллегами в качестве приветствия, применение определенного способа шинкования овощей для приготовления супа. Это паттерны, которые необходимы человеку для выполнения задач ежедневной жизни. Данные шаблоны обеспечивают стабильную жизнедеятельность организма и не допускают переутомления головного мозга.

Формирование паттернов происходит на основе ранее возникшей привычки. В структуре ЦНС образуется специальная программа, которая функционирует, как единая инструкция выполнения тех или иных действий. Во время реализации поведенческого шаблона человек взаимодействует с окружающим миром практически на автоматизме.

Паттерн в психологии. Что это такое конфликтные, поведенческие, семейные, теории
Паттерн в психологии

Считается, что паттерны — это не просто рефлекторные реакции на внешние и внутренние раздражители. Организационный уровень действий, которые регулируются поведенческими шаблонами, намного выше, чем приобретенные инстинкты.

Виды паттернов

Паттерн может быть как общим шаблоном поведения человека, так и ситуативным сценарием. В течение одного дня мы используем множество паттернов, которые будут зависеть от обстоятельств (поведение человека в метро отличается от поведения в торговом центре), социальной роли и образа жизни. Ученые выделяют несколько типов паттернов:

Все эти виды паттернов существуют одновременно и могут спокойно уживаться в одном сценарии поведения. Например, привычка пить кофе вполне может быть одновременно социальным и индивидуальным, приобретенным паттерном. Позитивный он или негативный, зависит от того, сколько кофе вы пьете и как он влияет на ваш организм.

Определять свои и чужие поведенческие паттерны — это навык, который помогает глубже понимать себя и своего собеседника. Таким образом можно строить качественную коммуникацию, выигрывать переговоры и даже найти способ изменить свой образ жизни, понимая его причины.

Дорога из желтого кирпича — карта поведений

Помочь аналитикам, проектировщикам и маркетологам в разделении своих пользователей на группы может прийти карта поведений и классификаций. С помощью этой карты нужно группировать пользователей по определенным признакам (половым, возрастным и т.д.), а так же прописать соответствующее поведение для этих групп.

Для небольшого примера возьмем бизнес по продаже футболок с принтами в интернет-магазине. Составим первоначальный образ типичного покупателя — молодой парень или девушка возрастом от 16 до 30. Итак уже на первом шаге у нас образовывается небольшая классификация:

Шаблонные реакции в жизни или поведенческие паттерны в психологии
Так, уже можно работать с этими двумя классами. Можно, к примеру, строить простые логические цепочки следующего вида:

Если пользователь — мужчина (смотрит мужские футболки), то предлагать ему мужские футболки.

Пусть мало, зато у нас уже есть входные данные. Пойдем дальше. Интернет-магазин готов, футболки поступили на склад. Состоится открытие. Спустя время выясняется, что женская часть аудитории помимо женских смотрит и мужские футболки. Предполагаем, что девушки смотрят футболки в подарок своим молодым людям.

Мужская же часть пользователей время от времени проявляет интерес к футболкам определенной тематики, например, хоккей и комиксы. Для первого случая делаем вывод, что в интернет-магазине необходим блок «В подарок парню», где выведем самые популярные футболки.

Второй случай мы привязываем к выходу очередного фильма от Марвел или ДС, и к началу чемпионата. Следовательно, мужская часть аудитории покупает футболки с принтами какого-то массового события. В карту классификации наших клиентов добавляются несколько блоков.

Шаблонные реакции в жизни или поведенческие паттерны в психологии
Таким образом, с развитием вашего бизнеса, карта будет расширяться, вы будете делать новые предположения о том, как буду вести себя ваши пользователи, о том, как повлиять на ту или иную группу покупателей. Чем больше данных вы будете получать, тем больше вы будете знать о ваших покупателях, тем точнее вы можете организовывать ваши рекламные кампании.

Использование паттернов

Зная о существовании паттернов, можно разработать способы их использования. Так, широко поведенческие паттерны используются при создании брендов и формировании маркетинговой политики.Но гораздо чаще по известным личностным или групповым паттернам предсказывается и, далее, программируется

поведение человека в:

  • в бизнесе, в переговорном процессе;
  • в политике, при планировании избирательных компаний;
  • в информационных войнах, для разработки стратегии психологического воздействия на население;
  • в медицине и психологии, где они используются как один из инструментов лечения;
  • в гипнозе, в транс человек вводится с использованием известного гипнотического паттерна;
  • в коуч-техниках, где на них опирается стратегия личностного роста.

Зная о том, что паттерны могут применяться и для манипулирования, и в позитивных целях, можно проанализировать собственное поведение, выявив точки риска и зоны роста. Если паттерн негативно влияет на человека, он может быть скорректирован в процессе работы с психологом.

Предполагается, что его изменение может повлиять на формирование характера человека в лучшую сторону, этот принцип используется в педагогике, в пенитенциарной системе, в армии, на психологических тренингах.Социальный статус человека — что это и что он означает

Какими свойствами обладают?

  • Паттерны легко распознать — им свойственно часто повторяться. Обычно, модель поведения, сформированную бессознательно, изменить очень не просто, но реально.
  • Паттерны могут демонстрироваться частично или полностью. Когда паттерн проявляется частично – это называется кодом. Примером может быть такая ситуация, кто-то слышит знакомое имя, логотип или название, он начинает вспоминать события и впечатления, связанные с этим. Так, когда человек слышит код, запускается весь паттерн.
  • Паттерны поведения тесно взаимосвязаны между собой. Люди рождаются с одним паттерном – начальной точкой, далее на нее накладываются приобретенные паттерны, они объединяются с привычками и стереотипами, образовывая темперамент, образ жизни и поведение человека.

На протяжении всей жизни люди постоянно развиваются и их паттерны тоже. 

Пример: человек N с самого детства социофоб, но процесс взаимодействия личности с обществом неминуем. N осознает, что для нормального процесса взаимодействия с обществом, ему необходимо заводить знакомства и, как минимум, уметь поддерживать и вести адекватный диалог с другими людьми.

Осваивая новые привычки, человек меняет алгоритм поведенческого паттерна, но старые привычки могут оставаться еще активными.

Классификация

Паттерн в психологии — это целый комплекс поведенческих механизмов, унаследованных людьми от поколений предков, которые были вынуждены ежедневно приспосабливаться к суровым условиям окружающего мира. Рациональное объяснение шаблонного типа мышления и действия сводится к тому, что головной мозг идентифицирует ситуации и поступки, которые привели к достижению положительного результата.

Например, если определенная реакция на конкретный внешний фактор имела положительный эффект, то аналогичные манипуляции снова приведут к успеху. На данном этапе ЦНС перестает изобретать новые алгоритмы действий, а начинает составлять рациональный шаблон, появившийся на основе извлеченного жизненного опыта

Каждый человек использует гораздо большее количество стандартных паттернов, чем может себе представить. В таблице ниже описаны основные классификационные виды шаблонов поведения, которые позволяют индивидууму проживать стандартные ситуации в режиме автоматизма.

Вид паттернаХарактеристика психологической модели
СоциальныеПаттерны социального типа — это шаблоны поведения, которые запускаются в момент взаимодействия личности с социумом. Поведенческие шаблоны данного вида модно отнести к категории общих привычек, норм и правил, сформировавшихся в обществе. Рукопожатия с коллегами по прибытию на работу, придерживание двери перед другим человеком, пропускание вперед женщин. Это все социальные паттерны, которые являются обычными поступками для большинства воспитанных людей, живущих в условиях взаимопонимания с другими представителями социума.
ИндивидуальныеПоведенческий паттерн индивидуального типа — это исключительно личные привычки конкретного человека. Шаблоны данного вида формируются на протяжении всей жизни индивидуума, но их большинство закладывается в детстве и подростковом возрасте. Например, манера употреблять пищу, алгоритм действий в утреннее время суток, когда организм еще находится в сонном состоянии, навыки вождения автомобиля.
ВрожденныеПаттерны врожденного типа — это поведенческие особенности каждого человека, которые достаются ему от предков вместе с генетической информацией. Реакция на болевой синдром, психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях, трудолюбие, склонность к жестоким поступкам. Это те поведенческие шаблоны, которые могут быть унаследованы.
ПриобретенныеПаттерны приобретенного типа формируются в сознании человека в процессе его воспитания родителями, а также взаимодействия с окружающим миром. Например, при получении положительного или отрицательного опыта во время общения с людьми.
ПозитивныеПреимущество позитивных паттернов заключается в том, что данные шаблоны помогают человеку аккумулировать положительный опыт, извлекая из него только полезные элементы. Чистка зубов утром и вечером, выполнение влажной уборки в доме, улыбка при встрече знакомого или друга. Это позитивные паттерны, которые обеспечивают благоприятное развитие личности индивидуума и поддерживают здоровье его организма.
НегативныеПаттерны негативного типа — это шаблоны, состоящие из негативного жизненного опыта, который накапливался по итогам неприятных ситуаций или событий. Поведенческие алгоритмы данного вида носят деструктивный характер, мешают человеку полноценно жить и развиваться. Например, парень избегает девушек, так как все предыдущие отношения причиняли ему боль. Выкуривание по утрам сигареты с чашкой кофе натощак. Это все негативные паттерны, которые вредят психическому и физическому здоровью. Избавление от шаблонов данного вида проводится при участии психотерапевта.
КоммуникативныеПаттерны коммуникативного типа — это конкретный тип мимики, набор жестов, интонация голоса, которые человек использует во время встречи определенных людей. Например, для коллег применяется один коммуникативный шаблон. Это более деловое, официальное и сдержанное общение с изначально очерченными социальными границами. В момент встречи друзей запускаются совершенно другие коммуникативные шаблоны с гораздо меньшим количеством ограничений.
МыслительныйПаттерны мышления играют основную роль в построении всех остальных поведенческих шаблонов. После положительного или отрицательного опыта взаимодействия личности с окружающим миром центры головного мозга анализируют произошедшую ситуацию, проводят обобщающие выводы, формируют логические заключения, на основании которых разрабатывается новая поведенческая модель.
ЭмоциональныйПаттерн эмоционального типа является естественной реакцией человека в ответ на веселую шутку, хорошее отношение окружающих, обиду, агрессивное поведение других людей. С помощью шаблонов данной группы формируется автоматическая реакция индивида на те или иные действия, происходящие в его жизни. Насыщенность эмоциональных паттернов во многом зависит от того, какие моральные и этические ценности были привиты человеку в детстве его ближайшим окружением.
ДвигательныеПо природе реализации двигательные паттерны очень близки к рефлексам и моделям инстинктивного поведения. Это шаблоны, которые разрабатываются центрами головного мозга на случай критических ситуаций. Например, в случае возникновения внезапной опасности, когда запускается механизм «бей или беги». Независимо от того, какая модель поведения будет выбрана индивидом, произойдет автоматический запуск двигательного шаблона. Человеку придется сгруппировать свое тело для быстрого бега или занять позицию с целью отражения атаки противника.
ЛингвистическиеПаттерны данного вида также именуются языковыми. Это набор привычных слов, речевых оборотов, словосочетаний, диалогов и реплик, которые человек использует в повседневной жизни во время общения на работе, в семье, с друзьями. На формирование этого шаблона оказывает сильное влияние окружающая среда, в которой человек растет и развивается психологически.
КультурныеЦенности, моральные устои, примеры для подражания — это культурные паттерны, которые характерны для людей больших и малых социальных групп. Например, для жителей одного племени или села. Всемирная история знает события, когда под влиянием психологических манипуляций, руководством государств проводилось формирование у населения ложных культурных шаблонов. Например, Италия, Германия 30-40-х годов.
Как быть Леди:  Деспотически - это... Что такое деспотически? - Значение слова

Паттерн в психологии. Что это такое конфликтные, поведенческие, семейные, теорииПаттерн в психологии — это закономерная модель поведения одного человека или социальной группы. Шаблоны разных сфер жизни индивидуума могут быть откорректированы или существенно изменены в результате продолжительного воздействия стрессовых ситуаций.

Классификация пользователей


В эпоху, когда интернет может встретиться даже в вашем холодильнике, человек частично обезличился. В интернете никто не узнает, что ты кот.

Однако, на другом конце провода все равно находится человек (до тех пор, пока системами ИИ не будет пройден тест Тьюринга, но и тогда не все будет потеряно), который имеет свои привычки, вкусы, взгляды и страхи. Основываясь на них мы, подобно психологам, можем как предсказать его поведение, так и манипулировать им.

Адаптируем ее под реалии веба:

  1. Холерики — активисты. Как правило, такие пользователи хотят скорее получить все для него необходимое от вашего продукта. Они не любят тратить время. Что-то искать, находить, разбираться — не в их привычках.
  2. Флегматики — неспешные. Прежде чем выполнить какое-нибудь действие обязательно разбираются. Могут читать соглашения, все тексты на всплывающих окнах. Готовы посвятить свое время на изучение продукта, но только в том случае, если этим действительно необходимо.
  3. Сангвиники — горячие. Таких пользователей всегда нужно держать в тонусе, т.к. при потере интереса он попросту «сливается». Подобно холерикам, быстро реагируют на всю поступающую информацию. Отличие — легко принимают собственные ошибки.
  4. Меланхолики — боязливые. Боятся совершить ошибку. При возникающей проблеме или сложном действии предпочитают не разбираться, а просто закрыть и забыть. Такие пользователи обычно не выбирают оплату картой прямо на сайте, т.к. боятся, например, ошибиться при вводе данных.

В идеале, при проектировании продукта необходимо учитывать все эти типы (конечно, за некоторым исключением). Однако, не стоит переусердствовать, ведь, как известно, всем сразу не угодишь. На первых этапах развития лучше всего взять слабые стороны всех типов и по максимуму устранить возможность их появления.

Не просто условный рефлекс

Поведенческий паттерн — это набор сценариев «по умолчанию», которые человек может проигрывать на автопилоте. Это может быть сценарий «приличного поведения» при знакомстве с деловыми партнерами или, наоборот, сценарий «бей или беги» при встрече с источником опасности и сильного стресса.

В 1933 году американский психолог Гордон Уиллард Олпорт описал паттерн поведения как шаблон действий и реакций, который строится на стереотипном представлении ситуации и возможных действий.

По мнению Олпорта, само появление поведенческих шаблонов вызвано стремлением человеческого мозга к упрощению и ускорению когнитивных процессов, поэтому для экономии времени он просто выбирает линию поведения, подходящую к той или иной ситуации. Стереотип формируется человеком в течение жизни или закладывается культурным кодом сообщества (как, например, правила этикета).

Однако по мере развития психологии и этологии❓Область зоологии, посвященная изучению генетически обусловленного поведения у животных. ученые начали добавлять к паттерну новые составные части:

Вместе со стереотипом они образуют комплексную структуру, которая, с одной стороны, объединяет людей в группы, а с другой — поведенческий паттерн одновременно индивидуален для каждого человека. Иногда стереотип может пересиливать инстинкт, и, несмотря на чувство страха, агрессии или привязанности, человек сдерживает себя и выбирает нейтрально-дружелюбную линию поведения. А порой стереотип бессилен, когда человек попадает в новую для себя среду, и в дело вступают инстинкты и рефлексы.

Паттерны поведения

(Эта заметка является завершением серии постов, в которую вошли

«Технический долг»

,

«Синдром рефакторинга»

и

«Эффект второй системы»

)

В чем польза паттернов проектирования? (*) Это, прежде всего, повторное использование проверенных архитектурных решений, а также упрощение коммуникаций между разработчиками. Но ведь помимо паттернов проектирования существует и масса других паттернов: существуют паттерны кодирования, тестирования, модификации кода (a.k.a. рефакторинг), существуют архитектурные паттерны и многие другие. Поскольку мы, на самом деле, редко делаем что-либо по-настоящему новое, то проверенные типовые решения существуют для огромного количества областей. И поскольку большинство проблем, с которыми сталкиваются команды разработчиков, также не отличаются разнообразием, то и поведение этих людей также весьма однообразно.

«Технический долг», «синдром рефакторинга» и «эффект второй системы» — это типовые ситуации, с которыми периодически сталкивается команда разработчиков. И главная польза от них как раз и заключается в том, чтобы увидеть проблему и доказать ее существование нужным людям. Если вы сами поняли, что технический долг проекта слишком велик, то используя денежную метафору будет уже значительно проще доказать важность этой проблемы менеджеру или заказчику. А затем взвешенно показать ему альтернативные пути развития событий: (1) оставить все, как есть; (2) уменьшить технический долг путем разумного рефакторинга или (3) переписать все нафиг.

Как быть Леди:  Все в жизни просто, надо лишь понять: Её не стоит слишком усложнять! Минутой каждой, мигом дорожить, ЦЕНИТЬ, что ЕСТЬ, и жить! И просто ЖИТЬ!

Аналогично, если вы будете знать о проблемах ваших разработчиков, типа стремления чрезмерного переписывания или склонность к переусложненным решениям, то вам будет уже значительно легче использовать доступные ресурсы наиболее оптимальным образом. Комбинируя разработчиков таким образом, чтобы плюсы одного разработчика компенсировали недостатки другого, можно снизить риск впадания в крайности.

Помимо использования правильных людей для правильных задач и разумного прагматизма есть еще несколько мыслей, о которых стоит задумываться для снижения всевозможных рисков и принятия неадекватных технических решений.

Управление рисками и инкапсуляция

Джон Роббинс, если вы не знали, прежде чем стать известным bugslayer-ом служил зеленым беретом в армии Соединенных Штатов; и хотя, как он сам признается, в нем сейчас сложно узнать бравого вояку, но некоторые «приемчики», почерпнутые при планировании боевых операций он научился применять и при разработке программных продуктов и управлением рисками.

Да, возможно вопросы, типа «А что будет, если Василий даст дуба до того, как он закончит фазу анализа или сбора требований?» (**) может быть чересчур жесткой и едва ли будет встречена аплодисментами коллег, но вопросы типа «А что если наше текущее решение окажется неверным?» могут быть очень полезными.

Например, вы выбираете, модель взаимодействия с базой данной, библиотеку межпроцессного взаимодействия, СУБД или библиотеку для создания интерфейса пользователя. Каждый раз, принимая подобное решение не лишне спросить себя о том, «А что будет, если это решение окажется ошибочным и нам придется от него отказаться?» Как минимизировать влияние подобной ошибки и во что выльется, если все-таки оно не взлетит?

Основная идея минимизации риска подобных ошибок, заключается в инкапсуляции подобных решений в минимальном числе модулей. Это позволит минимизировать количество модулей, которые придется изменять в случае ошибки и позволит уменьшить как технический долг, так и стоимость последующих изменений.

Например, если вы приняли решение использовать WCF для межпроцессного взаимодействия, то это не значит, что сервисы должны торчать из всех дыр и бизнес-логика должна располагаться прямиком в классах сервисов. Или, если вы используете кастомный протокол взаимодействия, будь-то протокол работы со сторонним оборудованием, ручную реализацию RPC и т.д., то не нужно размазывать информацию об этом тонким слоем по всему приложению. Или вдруг вам еще нравится COM (хотя уже даже Дон Бокс не может на него смотреть), то не стоит каждую фигню заворачивать в СОМ объект.

Это может показаться настолько банальным, что и говорить об этом не стоит (ну или писать тоже), но, к сожалению, такие примеры попадаются слишком часто, чтобы думать, будто все об этом знают.

Инкапсуляция – это не только закрытые поля класса (т.е. сокрытие данных), но это и сокрытие информации и в более широком смысле этого слова. Так что инкапсуляция использования WCF в отдельном модуле является точно такой же инкапсуляцией с архитектурной точки зрения, как и закрытое поле с типом intв вашем классе, с точки зрения дизайна.

Более высокоуровневые абстракции (типа сборок/модулей/любой другой хрени более высокого уровня, чем классы) точно также состоят из публичного интерфейса (абстракции) и реализации (скрытых деталей). Понятие абстракции и инкапсуляции, которые описывают верхушку айсберга – абстракцию, и его подводную часть – инкапсулируя детали реализации, точно также применимы к сборке или модулю, как и к отдельному классу, пусть и применяются они обычно менее формально.

Опять возвращаясь к модулю межпроцессного взаимодействия, мы можем выделить открытый интерфейс этого взаимодействия и максимально спрятать WCF в качестве детали реализации. Я нисколько не сомневаюсь, что из этой затеи на 100% все равно ничего не выйдет и согласно «закону дырявых абстракций» информация о низкоуровневых деталях реализации будет просачиваться в другие уровни или модули. Но хотя бы попытка ответить на простой вопрос «А что будет, если эта хрень не взлетит и придется нафиг отказаться от текущего решения?», должна уменьшить последствия, если вдруг эта хрень и правда не взлетит.

Одна голова хорошо, а две – мутация

Есть масса решений, которые должен принимать один человек. Вряд ли выйдет что-то путевое, если дизайнер будет бегать и спрашивать мнение у всех пятнадцати разработчиков и стараться угодить каждому из них. При этом получится такая хрень, что Windows 3.11 в наши дни покажется верхом дизайнерского искусства и эргономики. Да и если архитектор приложения будет спрашивать совета всех и каждого, у кого есть свое собственное мнение относительно архитектуры системы (а оно, как известно, есть у каждого участника проекта), то результат такой работы тоже не заставит себя долго ждать.

У модели управления типа «колхоз», когда на коллективном собрании принимается решение, какой ORM использовать, есть масса недостатков; но ведь и польза от модели управления, при которой технические решения принимается одним человеком без обсуждений, соплей, слюней и апелляций, тоже весьма сомнительна.

Часто бывает, что в команде есть наиболее опытный «перец», который и принимает единолично все важные архитектурные (и не очень) решения. Эта ситуация полезна для этого самого «перца» (ЧСВ, оно такое ЧСВ), но не так уж полезна для всего проекта, особенно если «перец» не горит желанием спросить совета у других.

Первая проблема связана с тем, что у людей потихоньку вырабатывается привычка, что «перец» прав, при этом у самого «перца» такая привычка появляется тоже. В результате все плывут по течению, никто не оспаривает важные решения, ибо его решениям доверяют. В результате такого отношения качество этих решений падает.

Вторая проблема в том, что есть ряд решений, которые просто нельзя принимать самостоятельно. Я лично не знаю не одного человека, которому я бы доверил проектирование корпоративной библиотеки (себе бы одному я тоже это не доверю) (***). Проблема в том, что понятие повторного использования, хотя и мусолится уже не один десяток лет, все еще остается одной из наиболее сложных задач в нашей области. При проектировании библиотек, которой будет пользоваться даже десяток человек нужно идти на совершенно другие компромиссы и принимать решения, которые вы бы никогда не приняли при проектировании обычного приложения. Тут без «коридорного тестирования» просто нельзя, поскольку то, что тебе кажется простым и понятным в использовании, уж точно не будет таковым для человека, чей мозг находится не в вашей голове.

Если в команде нет полноценного номера 2, то это обязательно приведет к снижению качества решений по очень простой причине. Номеру один (нашему «перцу») тупо не с кем поговорить, чтобы проверить свои решения на вшивость, в результате чего команда может длительно идти не в том направлении, однако поскольку команда варится в своем соку, то заметить это очень сложно.

Кроме того, опытный «перец» может убедить команду и принять откровенно неверное решение, просто благодаря своему опыту. Если собеседники находятся в разных весовых категориях, то более опытному человеку не составит труда переубедить собеседника в своей точке зрения, не зависимо от того, насколько она адекватна. В любом споре, типа что лучше С или C#, есть масса аргументов с каждой стороны и более опытный «перец» можно просто называть одни аргументы и умалчивать другие. В результате будет принято решение в интересах «перца», а не в интересах проекта.

В большинстве команд даже ревью чужого кода делается крайне редко, а говорить о ревью спецификации, архитектуры или дизайна вообще не приходится. А ведь даже интуитивно понятно, что чем раньше будет найдена ошибка, тем дешевле ее исправление. Сама мысль о том, что на «мое творение» упадет взор постороннего человека, дополнительно дисциплинирует и повышает качество решения.

Как быть Леди:  Личностные качества человека: какие бывают, базовые психологические и личностные

Финита

Наверняка есть масса других способов, способных смягчить проблемы, описанные в предыдущих заметках, но мне кажется, несколько советов хотя и не избавят от этих проблем, но могут здорово снизить риск их возникновения. Итак, вот они в краткой форме:

1) Прагматизм рулит (не нужно крайностей); этот совет применим всегда и везде, и он же помогает избегать проблем, типа «синдром рефакторинга» и «эффекта второй системы»

2) Не вырубайте свои решения в камне (есть шансы, что вы где-то запороли, и тогда снова придется браться за зубило)

3) Разумно советуйтесь с разумными коллегами, ибо взгляд со стороны всегда полезен

—————————————

(*) Помимо пользы, от паттернов проектирования может быть и вред. Бездумное и неразумное использование любого даже самого полезного инструмента или технологии приведет к «абсурду и коррупции». Сколько раз вы сталкивались с проблемой “overengineering-а”, когда для реализации простой концепции использовался десяток паттернов проектирования? В общем, это очередной пример того, что прагматизм и здравый смысл, как всегда является лучшим выбором, и паттерны проектирования – не исключение.

(**) По словам самого Джона, он задал именно этот вопрос на одном из своих первых митингов. Дословно его вопрос звучал так: «Что, если Боб умрет до того, как мы закончим фазу сбора требований?», за подробностями смело обращайтесь к оригиналу: “Debugging Applications .NET 2.0 Applications”, раздел “The «Code First, Think Later» Approach”.

(***) Я не говорю о библиотеках аля MiscUtilsДжона Скита. Во-первых, его библиотека «выросла» при решении реальных задач, а во-вторых, я просто уверен, что Джон вносил в нее массу изменений на основе фидбека коллег и пользователей. Если хотите хотя бы немного узнать о сложностях проектирования крупных библиотек, полистайте “Framework Design Guidelines” Абрамса и Квалины, там есть масса интересных мыслей по этому поводу.

Теория механизма реализации паттернов

Существует еще одна интересная психологическая теория, которая касается механизма реализации паттернов. Считается, что большинство людей для близкого общения и приятного времяпровождения выбирают партнеров с аналогичными моделями поведения.

Данный выбор осуществляется на уровне подсознания. Этим объясняется закономерность, когда одна и та же девушка постоянно находит себе парней с репутацией подлецов. На самом деле происходит выбор близкого человека, личные качества которого максимально подходят под реализацию собственных паттернов девушки.Паттерн в психологии. Что это такое конфликтные, поведенческие, семейные, теории

Аналогичные ситуации происходят с мужчинами, которые все время ищут единственную и верную спутницу жизни, но останавливают свое внимание на девушках с сомнительной репутацией. После очередных неудачных отношений парень уверен, что следующая возлюбленная будет не такая, как предыдущие, но снова выбирает девушку с отрицательными паттернами.

Паттерны — это заранее сформированные головным мозгом человека поведенческие модели, реализация которых происходит с соблюдением строгого алгоритма действий. Выделяют отрицательные и положительные психологические схемы.

Шаблоны, которые сформировались в сознании индивидуума на основании негативного практического опыта, носят деструктивный характер, снижая качество жизни человека. Положительные паттерны являются механизмом взаимодействия личности с окружающим миром и представителями общества.

Теория уолтера мишела

Согласно научной теории данного специалиста каждый младенец во время своего рождения уже имеет базовые модели поведения. Данная информация наследуется новорожденным вместе с генами от родителей. По мере взросления ребенка на его врожденные алгоритмы поведения накладываются приобретенные привычки, стереотипы и шаблоны, диктуемые обществом. Важную роль в формировании новых схем действий в жизненных ситуациях играет качество воспитания.

Все вышеуказанные факторы формируют основу характера человека в будущем. Психика ребенка является очень гибкой структурой. С раннего детства начинают закладываться предпосылки для образования базовых паттернов, сохраняющихся в сознании каждого человека на протяжении всей его взрослой жизни.

Если в период воспитания ребенка родители внимательно следят за его поведенческими привычками, то они могут своевременно убрать негативные паттерны из жизни дочери или сына. В подтверждение своей теории доктор Уолтер Мишел разработал «зефирный тест».

«Зефирный эксперимент», который также известен под названием «маршмеллоу-тест» проводится для детей возрастом от 4 до 6 лет. Численное количество группы составляет от 5 до 15 детей.

Доктор Уолтер Мишел провел психологический тест по изучению паттернов, который выглядит следующим образом:

  1. Каждого ребенка поочередно заводят в пустую комнату, где стоит только стул и стол.
  2. На столе находится тарелка с зефиром в количестве 1 шт.
  3. Руководитель эксперимента рассказывает ребенку, что если в течение 15 мин. он удержится, чтобы не съесть это лакомство, то в вознаграждение получит 2 зефирки.
  4. Человек, занимающийся проведением теста, покидает комнату, оставляя ребенка наедине со сладостью.

Результаты данного эксперимента, посвященного изучению паттернов, таковы, что 20% детей смогли продержаться 15 мин., не съев зефир. Остальные участники теста употребили кондитерское изделие в течение первых минут. На этом эксперимент социальной психологии не закончился.

Уолтер Мишел наблюдал за жизнью всей группы детей на разных этапах становления их личности. Выяснилось, что участники эксперимента, которые воздержались от поедания сладости, получив за это награду в 2 зефирки, добились в жизни гораздо больше остальных детей.

Данным исследованием доктор Уолтер Мишел показал, что достаточно развитый паттерн самоконтроля дает возможность человеку выдержать соблазн, жизненные испытания, проявить силу воли и упорство, чтобы в итоге получить намного больше. Люди с аналогичным поведенческим шаблоном обладают навыками стратегического планирования, отбрасывают философию жизни сегодняшним днем.Паттерн в психологии. Что это такое конфликтные, поведенческие, семейные, теории

Родители, которые хотят воспитать в своем ребенке паттерн самоконтроля, должны приучать его к порядку и дисциплине с раннего детства. Например, регулярно чистить зубы утром и вечером, рассказывая о важности гигиены ротовой полости. После завершения игры ребенок должен самостоятельно собирать игрушки, слаживая их в заранее подготовленный ящик.

Функции и роль

Паттерн в психологии — это своеобразные модели поведения, которые необходимы каждому человеку для ведения полноценной жизни.

Выделяют следующее функциональное предназначение данных шаблонов:

  • повышение продуктивности центров головного мозга, которые не тратят энергию на поиск новых путей решения типичной жизненной ситуации;
  • совершенствование индивидуальных навыков и способностей, связанных с выполнением определенной работы или других действий;
  • обеспечение быстрой реакции организма на внешние и внутренние раздражители, которые регулярно возникают в повседневной жизни;
  • наличие уже готового решения и алгоритма действий в условиях стресса (например, если человек ранее уже сталкивался с аналогичными обстоятельствами, то на этот случай его мозг имеет готовую модель поведения);
  • систематизация положительного и отрицательного опыта, который используется для построения рационального алгоритма действий;
  • формирование общепринятых моральных, культурных и этических ценностей, соответствующих требованиям окружающего социума;
  • влияние на личностное развитие индивидуума, который большую часть своего времени находится в условиях определенных шаблонов поведения, преобладающих в обществе, семье, трудовом коллективе;
  • минимизация риска совершить грубую ошибку путем принятия неправильного решения (перед тем, как запустить программу формирования поведенческого шаблона головной мозг человека просчитывает все возможные варианты, останавливая свой выбор на наиболее выгодной модели);
  • отображение различных способов построения логических связей между окружающими объектами;
  • обеспечение эффективной коммуникации индивидуума с другими людьми, которые находятся с ним в одной социальной группе.Паттерн в психологии. Что это такое конфликтные, поведенческие, семейные, теорииПаттерн в психологии. Что это такое конфликтные, поведенческие, семейные, теорииШаблонные реакции в жизни или поведенческие паттерны в психологии

Паттерн в психологии — это поведенческие модели человека, которые изучаются учеными для повышения качества прогноза дальнейших действий индивидов, малых, средних и больших социальных групп. Без изначальных шаблонов, сформированных мозгом для быстрого рационального принятия решений в сложных ситуациях, человек бы тратил по несколько часов в поисках алгоритма дальнейших манипуляций. Все поступки людей находятся под тотальным руководством паттернов.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий