русский язык егэ словарные слова Flashcards | Quizlet

русский язык егэ словарные слова Flashcards | Quizlet Женщине

Дидактический материал | учебно-методический материал по русскому языку: | образовательная социальная сеть

Дидактический материал адаптирован для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для обучающихся с задержкой психического развития.

Упражнения способствуют более глубокому осмыслению обучающимися практического материала по русскому языку, его систематизации и закреплению.

Занятие № 1

Тема: Повторение орфограмм о правописании гласных в корне (проверяемых, непроверяемых безударных, чередующихся).

План

  1. Орфограмма, её опознавательные признаки.
  2. Правописание согласных и безударных гласных (проверяемых) в корне.
  3. Повторение правила написания корней с чередованием гласных.

Содержание занятия

  1. Дайте ответы на поставленные вопросы:
  1. Выделите корни, подберите проверочные слова.

Упл…тнить, прил…скать, обн…жить, раск..лить, усл…жнить, обл…котиться, отд..литься, погл…щать, зан…зить, угр…жать, опр…вдание, ж…лтеть, в…пиющий, зап…вала, зар…дить, р…птание, см…гчение, ув…дание, загл…дение, оч…рование, обр…мление, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, вскл…коченный, пок…яние, т…птать, св…щенник, см…рение, ст…рониться, угн…тение, упр…щённо.

  1. Вставьте пропущенные согласные буквы, выделите корни, подберите проверочные слова.

Ко…ка железа, цветущий лу…, вя…кий кисель, дорогая скри…ка, доро…ка в саду, могучий ду.., деревянный стол.., тёплые варе…ки, сизый голу..ь.

Занятие № 2

Тема: Повторение орфограмм о правописании гласных в корне (непроверяемых безударных, чередующихся).

План

1. Орфограмма, её опознавательные признаки.

2. Повторение правила написания корней с чередованием гласных.

3. Правописание согласных и безударных гласных (непроверяемых, чередующихся) в корне.

Содержание занятия

  1. Выделите корни. В каких случаях пишется и, а в каких – е? Назовите слова-исключения. Заполните таблицу.

Выдирать, выдернуть, собирать, соберут, блистательный, блестящий, запирать, заниматься, начинающий, обжигание, умирать, обсчитаться, опереться, отблеск, оттереть, отмереть, отчитать, пересчитать, пробираться, поджигание, поднимать, подпирать, подстелить, разбирать, расстелить, расстилаться, сочетание, сочетать, упереться, устилать, блестеть, блистающий.

  1. Выделите корни. В каких случаях пишется о, а в каких а? Назовите слово-исключение среди написаний с корнем -лаг- /-лож-. Заполните таблицу.

Касаться, коснуться, коснувшись, неукоснительно, прикосновение, соприкасаться, соприкосновение, предлагать, предложить, безотлагательный, вложение, возложить, доложить, излагать, обложение, предполагаемый, предрасположенный, предложение, слагаемое, усложнять.

  1. Выделите корни. В каких случаях пишется о, а в каких а? Вспомните и напишите все чередующиеся пары корней с о и а. Назовите слова-исключения. Заполните таблицу.

Заря, зори, зарница, зоренька, озарение, озаренность, озарять, озариться, горение, безугарный, возгорание, горелка, догорание, загорелый, нагореть, огарок, перегорать, погорелец, самовозгораемость, угорелый, творец, благотворительность, вытворить, одухотворённость, сотворение, растворимость, сотворить, удовлетворение, утварь, творение, поклонение, наклон, наклонить, неуклонный, отклонение, откланиваться, уклончивый, преклонный, наклонять.

Таблица 1.

Задание для самостоятельной работы

Проверка самостоятельной работы (первой и второй граф таблицы), уточнение и исправление объяснений обучающимися принципа выбора гласной буквы в каждой группе корней с чередованием (заполнение третьей графы таблицы).

Занятие № 3

Тема: Повторение орфограмм о правописании гласных в корне (чередующихся).

План

  1. Орфограмма, её опознавательные признаки.
  2. Повторение правила написания корней с чередованием гласных.

Содержание занятия

  1. Выделите корни. Запомните, в каких словах пишется -плов-. Каким смыслом отличаются они от своих однокоренных слов? Заполните таблицу.
Как быть Леди:  Что означают знаки в переписке. Что означает несколько полукруглых скобочек в конце предложения? | Психология отношений

 Плавание, плавучий, пловец, пловчиха, поплавок, плавучесть, заплывать. 

  1. Выделите корни. Чем обусловлено написание в них о или а? Назовите слова-исключения. Заполните таблицу.

Врастать, растение, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, доморощенный, дорасти, заросль, нарастание, отрасль, отросток, перерастание, переросток, взрослый, подростковый, подросток, прирастить, произрастать, прорастать, прорасти, разрастись, растение, расти, растительный, ростовщик, Ростислав, срастись, Ростов, вскочить, выскочить, наскакаться, обскакать, отскочить, скачок, скачи, подскочить, скачет, соскочить, подскочить, на скаку, выскочка.

  1. Выделите корни. Чем обусловлено написание в них о или а? Заполните таблицу.

Обмакнуть в воду, плащ промокает, выровненный асфальт, заровнять поверхность, подровнять края, приравнять величины, подравняться в строю, подровнять листы, поравняться с прохожим, равнение на середину, красивая равнина, равнобедренный треугольник бороться за равноправие, разровнять грядку, лестное сравнение, ровесник века, сравнительный метод исследования, решить уравнение, уравновешенный человек.

Таблица 2.

Проверка самостоятельной работы (первой и второй граф таблицы), уточнение и исправление объяснений обучающимися принципа выбора гласной буквы в каждой группе корней с чередованием (заполнение третьей графы таблицы).

Задания для самостоятельной работы

  1. Изучить и закрепить теоретические знания по теме «Чередование гласных в корне слова» по рекомендованной учебной литературе.
  2. Выделите корень, вставьте пропущенную букву, объясните причину своего выбора.

Зам…реть от восторга, наж…мать на кнопку, отп…рать замок, зам…рать от восхищения, приб…ру в квартире, пост…лить постель, любоваться расст…лавшейся равниной, уд…рать с места происшествия, уд…ру без оглядки, изл…гать мысли вслух, написать изл…женние, к…саться темы, прик…снуться к прошлому, скл…ниться над ручьем, откл…нение в сторону, отв…рить окно, домашняя утв…рь, несг…раемый шкаф, заг…рать на берегу моря, выпл…вка чугуна, хороший пл…вец, пл…вучие льды, рыбные пл…вники, обувь пром…кает, обм…кнуть кисть в краску, пром…кашка, держать р…внение в рядах, подр…внять кусты сирени, зар…сти травой, пор…сло мхом, совершить ск…чок, подск…чить от неожиданности, бл…стящий оратор, нач…нать работу, покл…няться солнцу, бл…стать красотой, нач…нать работу, бл…стеть на солнце, зам…реть от счастья, зам…рать от страха, соб…рательный образ, бл…стящий оратор, изб…рательная кампания, предл…гать помощь, накл…нить голову, зар…внять канаву, выр…стить цветы, первое скл…нение, земная р…внина, далекая з…рница, соч…тание теории с практикой, проск..кать на лошади, проск…чить мимо, обм…кнуть вареник в сметану, вым…кнуть под дождем, покл…няться солнцу, отр…слевое производство, заносчивый выск…чка, заск…чить на минуту, ск…чу в гору, рассч…тывать на помощь, произвести расч…т, раст…рание красок, раст…реть ногу, отр…сль промышленности, отр…стить волосы, подр…стковый костюм.

Фрагмент урока «Правописание приставок Пре- и При-» (6 класс)

1. Создание проблемной ситуации. Этап целеполагания.

1. Перед вами слова, запишите их, вставляя пропущенную букву.

Пр…ехать, пр…лететь, пр…брежный, пр…отличный, пр…крыть, пр…града.

2. В какой части слова пропущена буква?

3. Какие буквы вы вставили в слова? Объясните написание.

4. С какой трудностью вы столкнулись, работая над словами? Сформулируйте проблему.

5. Определите тему урока и сформулируйте цель предстоящей деятельности.

2. Наблюдение над языковым материалом. Выведение нового знания. (Этап самостоятельной продуктивной деятельности)

  1. Исследуйте схему:

        = около; близ чего-либо (пришкольный участок – участок около школы)русский язык егэ словарные слова Flashcards | Quizlet

Как быть Леди:  «Я никому не доверяю». Что такое травма отвержения и как от нее избавиться

ПРИ-         = приблизиться, достичь чего-либо (прибежать к дому)русский язык егэ словарные слова Flashcards | Quizlet

        русский язык егэ словарные слова Flashcards | Quizletрусский язык егэ словарные слова Flashcards | Quizlet

        = соединить (прибить доску)

        = чуть-чуть, немного (неполнота действия) (приоткрыли форточку)

         = очень (презабавный – очень забавный)русский язык егэ словарные слова Flashcards | Quizlet

ПРЕ-русский язык егэ словарные слова Flashcards | Quizlet

         = пере- сходное со значением приставки пере-: (прервать = перервать)

  1. Ответьте на вопрос: от чего зависит написание приставок пре-, при-?
  2. Перед вами четверостишия. Прочитайте их и выпишите слова с приставками пре- и при-.

Приставка ПРИ

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,        Винт привинтил, прикрутил колесо,

Космонавт прилетел из Вселенной –        Приклеил, пришил умело —

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт        Помни, что ПРИ говорят обо всём,

Пишется ПРИ, несомненно.        Что добрые руки приделали…

На пригорке придорожном        Язык прикусил – не совсем откусил.

В пригороде приморском…        Пригорело – не значит горит.

На пришкольном участке пригожем        Помни, что сделано, но не совсем,

Даже привередливому – приволье.        Пишут с приставкой ПРИ.

Приставка ПРЕ-

Предлинный достанет до крыши рукой,        Дожди непрерывно льют в октябре,

Прежадный не даст вам конфету.        Но грамотным дождь – не преграда.

Кто очень такой или очень сякой –        Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

ПРЕ мы напишем при этом.        Там только ПРЕ ставить надо.

  1. Постарайтесь объяснить значения приставок ПРЕ-, ПРИ- в словах, выписанных из четверостиший.
  2. Приготовьте рассказ на тему: «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-».

Орфоэпия

Поставьте ударение в словах. Выучите наизусть это стихотворение

Выполняя договоры,
Инженеры
 и шофёры,
Столяры
 и маляры
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов
кварталы.

 Морфология (склонение существительных).

   Отметьте номера предложений, в которых есть существительные 3 склонения:

  1. В магазине продаётся мебель.                                  
  2. Солнце выглянуло из-за туч.                                      
  3. Выполни работу в тетради.
  4. Быстро и качественно делаем ремонт кухонь.
  5. Артиллеристы зарядили пушку картечью.
  6. Оркестр сыграл туш.
  7. Больного посещала врач Петровская.
  8. Купил шампунь.
  9. Гонец весь день мчался вскачь.

Упражнения над основными понятиями текста

  1. Продолжите следующие предложения.
  1. Определите тип речи по вопросу, заданному к тексту. 
  1. Составить предложения так, чтобы получился текст.  

А. Ходит царь, любуется на свою дочь, а царица грустная сидит над ребёнком и горюет.

Б. Взглянул на неё царь, а придворные и ахнули: краше её никого не видели.

В. Скоро родилась у царицы дочь.

Г. Побледнела, исхудала, а с люльки глаз не сводит.

                                         ( ВБАГ)

  1. В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.

А. Дальний Восток-это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Омывающие побережье моря даже летом не полностью очищаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра, и промёрзшая земля почти не оттаивает.

Как быть Леди:  Сублимация в психологии. Что это, примеры из жизни, по Варламовой, Фрейду, что значит сублимировать простыми словами, виды, методы

Б. Название «Дальний Восток» возникло в народе, вероятно, в конце 17 века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землищ» и пушного зверя всё дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана.

В. Близ дальневосточного побережья находится одна из самых глубоких впадин в мире-Курило-Камчатский жёлоб. Глубина его немногим менее 10 тысяч метров.

Г. По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры.

План

  1. В поисках «новых землищ».
  2. Северная часть удивительной земли.
  3. Белые медведи.
  4. Самая глубокая впадина.

      На уроках русского языка практикую работу по составлению опорных таблиц.

Работа с таблицами помогают учащимся лучше усваивать материал, видеть главное в изучаемой теме, логически мыслить, что помогает совершенствовать моторику, развивать основные мыслительные операции, речь, корректировать индивидуальные пробелы в знаниях. На начальных этапах помогаю учащимся составлять опорные таблицы по изученным правилам. В конце учебного года у каждого ребенка формируется база с правилами и заданиями.

 Таблицы. ГДЗ.Русский язык.9 класс.Л.А.Тростенцова.Морфемика.§43.Задание  238.Составьте таблицу. – Рамблер/класс

Практика: задачи №9 и №10

Правописание гласных в корне слова (задание 9). Правописание приставок (задание 10).

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) сж…мать, изм…рение, в…негрет
2)реп…тиция, скл…ниться, посв…тить
3) разж…гать, обм…кнуть, соч…тание
4) сл…жить, тел…грамма, р…внение
5) выг…рает, пор…сль, ск…чок

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением. Запишите номера ответов.

1) зар…сти, препод…вать, пл…вучий
2) погл…щать, просв…щение, обн…жать
3) прим…рять, ст…рожил, угр…жать
4) обм…кнуть, опт…мист, нач…нать
5) зач…ркнуть, т…снёный, ост…новиться

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

1) инт…ллигентный, к…нфликт, ш…девр
2) тр…диция, од…вать, т…оретик
3) т…нденция, ф…нтазия, осозн…вать
4) пан…гирик, р…торика, антаг…нист
5) ув…ртюра, объед…нение, раств…рить

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) во…стание, бе…форменный, чере…полосица
2) ро…сказни, бе…ценный, во…хождение
3) ар…ергард, неот…емлемый, под…ячий
4) без…дейный, вз…мать, небез…нтересный
5) пр…соединиться, пр…вратник, пр…сутствовать

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра…чистить, ни…ходить, ни…вергнуть
2) роз…ск, вз…скательный, пред…стория
3) батал…он, суб…ект, бар…ер
4) ад…ютант, кон…юнктура, фельд…егерь
5) бе…звездный, и…бавиться, ра…жечь

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр…тензии, пр…возмочь, пр…одолевать
2) вз…мать, контр…гра, меж…нститутский
3) пр…данье, пр…красный, пр…вратник
4) об…ектив, медал…он, волеиз..явление
5) ра…четный, чре…мерный, ни…послать

Ответы:

1. 3,5
2. 2,3,5
3. 1,4
4. 1,2,5
5. 2,4,5
6. 1,2

Русский язык егэ словарные слова flashcards | quizlet

}

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий