Психологический дебрифинг

Психологический дебрифинг Женщине

Дебрифинг в психологии

Дебрифингом в психологии называют методику проведения бесед с людьми, которые совместно пережили трагическое событие или катастрофу. Он относится к мерам неотложной психологической помощи и должен проводиться непосредственно после того, как случилось событие.

Оптимальным временем для проведения дебрифинга считается 48 часов после того, как случилось трагическое событие или стрессовая ситуация. Так как через 48 часов закончится период специфических реакций, а сами участники событий окажутся в состоянии, при котором возвращается возможность рефлексии и способность к самоанализу.

Процесс дебрифинга включает в себя реагирование в безопасных и конфиденциальных условиях. Данный процесс дает возможность  разделить впечатления, чувства, реакции, которые связаны с событием, с другими участниками. Благодаря тому, что участники событий встречают у других людей похожие чувства и реакции, им становится легче пережить то, что произошло.

Также снижается ощущение ненормальности и уникальности своих реакций, внутреннее напряжение. Люди получают в группе поддержку от других ее участников. Действия тренеров в таком процессе лежат в том, чтобы мобилизовать и сосредоточить  внутренние резервы переживших трагедию, и в подготовке к появлению реакций или симптомов, связанных с посттравматическими стрессовыми симптомами или расстройствами.

Целью дебрифинга является минимизация любых психологических проявлений после перенесенного стресса. А общей целью коллективного обсуждения является снижение психологических переживаний, страданий и напряженности. Для того чтобы достигнуть данных целей необходимо: проработать впечатления, чувства и реакции, объяснить структуру и смысл событий, которые случились и реакции на них, минимизировать групповое и индивидуальное напряжение, снизить ощущение ненормальности и уникальности индивидуальных реакций.

Дебрифинг не может предохранить от всех последствий травмы или от их возможного проявления. Однако с его помощью можно препятствовать развитию таких последствий и их усилению. Данный процесс способен помочь понять причины состояния и осознать свои действия, которые следует предпринять для облегчения последствий.

Также этот метод считается одной из наиболее распространенных процедур для проведения групповой профилактики профессиональных стрессов работников экстремального профиля (например, для сотрудников МЧС).

Для наиболее оптимального и эффективного снижения нежелательных последствий профессиональных стрессов нужно обязательное следование строгой процедуре этой специфической беседы.

Существуют и другие сферы применения дебрифинга. Так, например, дебрифинг в рекламе может применяться для того, чтобы предоставить возможность участникам обсудить и обдумать все преимущества и недостатки, потенциальные  варианты решения таких задач, которые не подразумевают единственного правильного решения.

Также данный метод может использоваться и для оценивания эффективности и оптимальности обучения. Во время данной процедуры участники и ведущие тренинга меняются своими ролями. При этом возникает обратная связь, которая идет от участников к тем, кто ведет одноразовую специфическую беседу, а непосредственно темой дебрифинга является эффекты тренинга, процесс тренинга и его результат.

Дебрифинг и развитие обратной связи заключается в равенстве психологических позиций всех участников процесса, установке на партнерство, принятии партнера по коммуникации, в инициировании работы по самопознанию, образовании нового понимания предмета коммуникации в качестве результата диалога.

Дебрифинг в тренинге

Любое упражнение в тренинге бессмысленно без обсуждения его итогов, без дебрифинга. Что такое дебрифинг?

Дебрифинг – это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться друг с другом.

В литературе можно встретить перечни вопросов для упорядочивания анализа пережитого в хронологическом порядке. Так например Gaw (1979) составил перечень ключевых вопросов для каждой из приведенных ниже фаз обучения, полученного на основе пережитого опыта.

  1. Фаза проживания опыта (например: “Что происходит?”).
  2. Фаза разделения опыта (например: “Какие чувства у вас возникли при этом?”).
  3. Фаза интерпретации (например: “Как вы объясняете это?”).
  4. Фаза обобщения (например: “Чему вас это научило?”).
  5. Фаза приложения (например: “Что бы вы хотели сделать с этим?”).
  6. Процессуальная фаза (например: “Что в этом плохого/хорошего?”).

Lederman и Stewart (1986) применили другую рамку для структурирующих вопросов, которые используют в процессе анализа пережитого опыта.

  • Вопросы обоснованности (например: “О чем все это было?”).
  • Вопросы достоверности (”Почему это произошло?”)
  • Вопросы выгодности (например: “Чем вы за это заплатили?”).

При использовании процесса анализа пережитого опыта ролевой игры Morry van Ments (1989), предложил три группы вопросов.

  • Установление фактов (например: “Как вы думаете, что произошло?”).
  • Анализ причин поведения (например: “Есть ли другая возможность?”).
  • Планирование действия (например: “Как вы могли бы применить эти стратегии в реальной жизни?”).

Шесть шагов дебрифинга разработанные Тиаги (1980).

  1. Как вы себя чувствуете? Эти вопросы обращают внимание на чувства участников, помогают им эмоционально разрядиться и облегчают более объективный анализ пережитого опыта в последующих фазах.
  2. Что произошло? Функция этих вопросов – сбор информации. Участники группы вспоминают и сообщают о своих решениях, действиях и пережитом опыте, отыскивая сходное, различное или повторяющееся в своем поведении.
  3. Согласны ли вы? (чему научились) Эти вопросы усиливают генерацию гипотез и сопоставление их с реально произошедшими событиями. […] Они побуждают участников поддерживать или отвергать гипотезы на основании пережитого ими опыта. Эти гипотезы сформулированы в форме вопросов, которые начинаются словами: “Согласны ли вы, что…” либо “Что вы думаете о том, что…”
  4. Как это соотносится с реальной жизнью? (эффект уже виденного ранее) Эти вопросы помогают соотнести опыт, полученные в игре, с опытом реальной жизни. Они побуждают участников обсуждать аналогии того, что произошло в игре, и того, что происходит на рабочем месте. Они также подкрепляют применение в будущем того, что было открыто сейчас.
  5. Что если..? Эти вопросы побуждают участников экстраполировать опыт, полученные в игре, на то, что бы произошло (как бы изменилось их поведение)? если бы изменились условия и правила игры. Они требуют от участников размышления о том, какое действие оказывает на их поведение изменение в контексте.
  6. Что бы вы сделали по-другому? Эти вопросы направлены на формулировку и осознание альтернативных стратегий.

В дебрифинге важным принципом является соединение структурированности с гибкостью. […] Используйте систематическую упорядоченность вопросов дебрифинга. Если это вам подходит, то запишите свою последовательность обсуждения через ключевые вопросы на доске.

по материалам Н. Немичевой

Дебрифинг стресса критических инцидентов

В качестве метода борьбы с результатами групповых травм психики у сотрудников потенциально опасных объектов (ПОО) разработан метод дебрифинга стресса критических инцидентов. Данная методика разработана в 1983 году американцем Д. Митчелом. Психологический дебрифинг стресса критических инцидентов в качестве способа оказания помощи при возникновении кризисных условий или ситуаций проводится с коллективом людей, которые вместе пережили трагические ситуации или испытали стресс.

Целью такого дебрифинга является минимизация нежелательных психологических реакций и последствий, предотвращение развития посттравматических стрессовых симптомов или расстройств. Такая цель может быть достигнута путем обмена эмоциями или впечатлениями (вентиляция); познавательной организации опыта; минимизации напряженности и тревожности; понимания универсальности характеристик субъективных личностных реакций, которое достигается в ходе интенсивного обмена ощущениями и чувствами в группе; мобилизации средств для поддержки, приумножения коллективной сплоченности и групповой солидарности; подготовки всех участников процесса к верному принятию своего предстоящего состояния и применению разных стратегий психологической помощи.

Как быть Леди:  Сензитивные периоды развития

Процесс дебрифинга стресса критических инцидентов должен проводиться двумя людьми: ведущим и его помощником. Непосредственно сам процесс может включать от 5 до 7 фаз обязательного характера. Через такие фразы должны пройти все участники, которых не должно быть больше 12 субъектов.

Дебрифинг состоит из трех частей: проработки основных ощущений и чувств участников и оценки интенсивности стресса; детального обсуждения симптомов, проявления и обеспечения ощущений защищенности, безопасности и поддержки; обеспечении сведениями, мобилизации ресурсов и выработки планов на ближайшее будущее.

Время проведения процедуры дебрифинга стресса критических инцидентов строго регламентировано и сначала составляет не более двух с половиной часов без перерывов. Данное ограничение связано с тем, что за 2,5 часа совершается очень напряженная и достаточно сильная проработка опыта с привлечением сильных эмоций.

Существуют определенные требования к ведущему. Руководитель дебрифинга обязательно должен быть знаком с коллективной работой, с проблемами, которые связаны непосредственно с травмами, тревожностью и утратой, должен быть уверенным в себе, обязан уметь управлять своими эмоциями и быть эмоционально уравновешенным.

Практические аспекты дебрифинга

Цель группового обсуждения — минимизация психологических страданий.

Задачи дебрифинга.

  • 1. «Проработка» негативных впечатлений, реакций и чувств.
  • 2. Когнитивная организация переживаемого опыта: осознание травматического события, реакций и симптомов его сопровождающих и им вызванных.
  • 3. Снижение индивидуального и группового напряжения.
  • 4. Уменьшение представлений об уникальности и патологичности собственных чувств и реакций.
  • 5. Нормализация состояний (самочувствия): появление возможности обсудить кризисную ситуацию и поделиться друг с другом своими переживаниями.
  • 6. Мобилизация внутренних и внешних ресурсов и усиление групповой поддержки, солидарности и понимания.
  • 7. Подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть спустя несколько дней или недель.
  • 8. Определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости и информирование участников групповой дискуссии, куда и к кому можно обратиться в случае необходимости.

Условием применения классического психологического дебрифинга считается наличие кризисной ситуации с присутствием в ней осознаваемой участниками угрозы и участие в ней всех членов группы. Оптимальное время для проведения дебрифинга — не позднее 48 часов после события. Обсуждение может быть организовано, конечно, и в более позднее время после события, но чем больше пройдет времени, тем более туманными будут воспоминания. Для воссоздания картины происшедших событий при большой временной дистанции могут быть использованы видеозаписи событий, если такие имеются.

Обстановка для проведения психологического дебрифинга должна быть удобной, желательно с изолированной комнатой, в которой группа была бы защищена от внешних вмешательств, таких, например, как телефонные звонки, случайные посетители. Члены группы могут расположиться вокруг стола. Это предпочтительней, чем использование традиционной модели групповой терапии — расположенные по кругу стулья. Пустое пространство в центре круга непривычно для группы людей, тем более тех, кто пережил травматическое событие, поэтому может быть воспринято ими как несущий тревогу фактор.

Интервенция означает вмешательство. При вмешательстве психолог является важнейшей частью этого процесса. Квалификационные требования к ведущему отражают знание и опыт проведения группового тренинга, умение работать с людьми, пережившими горе, страх, тревогу, психическую травму, т. е. знание симптоматики посттравматических стрессовых расстройств, готовность к интенсивному проявлению эмоций у членов группы, владение приемами эмпатийного слушания. Руководит проведением психологического дебрифинга один человек, имеющий ассистентов — одного или двух котерапевтов. Наличие ассистентов — обязательное условие проведения психологического дебрифинга.

Сердцевина дебрифинга — фасилитирование группового обсуждения, которое включает говорение, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня и доведение встречи до удовлетворительного для членов группы окончания. Исходя из этого в список умений руководителя включаются его действия на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики и их использование в терапевтических целях, фасилитация, контроль за перемещением членов группы внутри и вне комнаты, где идет дебрифинг, контроль за временем, индивидуальные контакты с тем, кто переживает дистресс. Процесс дебрифинга должен быть записан, однако применение технических средств (аудио- и видео запись) ограничено, так как требуется согласие всех членов группового обсуждения.

Численность группы для психологического дебрифинга варьируется вокруг цифры «15». Заметное увеличение количества участников связано с необходимостью иметь дополнительное число ко- руководителей и условия для проведения дебрифинга: просторное помещение, чтобы люди могли осуществлять обсуждение одновременно в нескольких группах из 15 человек.

392

Структура психологического дебрифинга включает три части и семь отчетливо выраженных фаз.

Часть первая: проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса включает:

  • 1) вводную фазу,
  • 2) фазу фактов,
  • 3) фазу мыслей,
  • 4) фазу реагирования.

Часть вторая выступает как детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки состоит из:

фазы № 5 — симптомов,

фазы № 6 — завершающей фазы.

Часть третья включает фазу № 7 — это реадаптация, мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

Следует еще раз подчеркнуть, что излагаемая процедура психологического дебрифинга дана в его классическом варианте. Все перечисленные фазы возможны и необходимы, так как участники группового обсуждения были свидетелями или пострадавшими от одного чрезвычайного для них события.

Часть первая. Проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса 1. Вводная фаза

Данная фаза психологического дебрифинга предполагает умелое начало групповой работы: проведение знакомства, порядок размещения участников за столом. На введение тратится около 15 минут.

В начале вводной фазы ведущий дебрифинга представляет себя и своих помощников, излагает цели и задачи встречи.

Правила дебрифинга обозначаются для того, чтобы минимизировать тревогу, которая может возникнуть у участников группового обсуждения.

Правило первое. Участники группового обсуждения говорят только тогда, когда пожелают это делать. Никто не может принуждать их к откровению. Единственное требование — они должны назвать свое имя и выразить свое отношение к обсуждаемому событию.

От членов группы требуется умение выслушивать, не перебивая и давать высказываться всем желающим.

Правило второе. Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности содержания обсуждения. На каждой встрече устанавливается свой уровень конфиденциальности. Руководитель дает гарантию того, что все, что будет сказано, не выйдет за рамки этого круга общения. Членов группы также просят не сплетничать о том, что здесь будет происходить. Это создает уучастников группового обсуждения состояние психологической безопасности.

Особо следует оговорить ведение записей во время групповых дискуссий. Необходимо снять страх, успокоив участников заверением, что ничего не будет записываться против их воли.

Однако, с другой стороны, им можно сообщить, что было бы полезно для них же самих делать запись изложенных фактов и мыслей, чтобы потом можно было еще раз обратиться к данному материалу. Это полезно особенно для снятия иллюзий, которые возникают по поводу уникальности происшедших событий.

Как быть Леди:  Цитаты про молчание | Высказывания и фразы о молчании

Правило третье. Участникам группового обсуждения объясняется, что процедура психологического дебрифинга не предполагает оценок, критики и приговоров. Это не трибунал, не суд, здесь нет виновных и судий — это лишь процедурное обсуждение. Подобная установка предупреждает споры, взаимные обвинения, которые могут возникнуть из-за расхождения в ожиданиях, мыслях, чувствах.

Правило четвертое. Участников предупреждают, что они могут почувствовать себя несколько хуже во время группового обсуждения (во время сессии), но это нормальное явление, которое обычно происходит из-за прикосновения к болезненным проблемам. Ведущий должен объяснить, что это часть платы за возможность впоследствии противостоять стрессам, за будущее выздоровление.

Правило пятое. Группе не рекомендуется работать без перерыва. Поэтому им может быть предложено: перекусить или посетить туалет до начала дебрифинга. Полезно иметь кофеварку или чайник, чтобы каждый мог обслужить себя тут же, не прерывая занятий.

Правило шестое. Членов группового обсуждения предупреждают, что у них есть возможность тихо выйти и вернуться обратно. Однако ведущего следует предупредить о своем состоянии, если уходящий находится в дистрессе, ему необходимо сопровождение.

Правило седьмое. Участникам группового обсуждения объясняют, что они могут обсуждать проблемы, выходящие за рамки заданной темы, задавать любые вопросы. Важно постоянно помнить, что у участников скорее нет опыта представления своего «Я» в группе. На ведущем и его команде лежит ответственность за поощрение и успокоение членов группы. И начало этой деятельности запускается уже во вводной фазе. Здесь уместны мягкие шутки, легкое подтрунивание над собой. Все это поможет снизить напряжение в группе.

2. Фаза фактов

Данная фаза представляет собой краткое описание человеком того, что с ним произошло во время инцидента. Участники могут описать, как они увидели обсуждаемое событие и какова была временная последовательность этапов его восприятия. Ведущий должен поощрять вопросы, помогающие прояснить и откорректи-

394

ровать объективную картину фактов и событий, имеющихся в распоряжении членов группы. Это важно, так как в связи с размахом инцидента и ошибкам восприятия каждый человек реконструирует картину по-своему. Это могут быть просто неадекватные переживания событий или же наличие ошибочных ключевых представлений о них. Иногда нарушается чувство времени: последовательность и продолжительность событий.

Продолжительность фазы факта может варьироваться. Но чем дальше длилось травмирующее событие, тем длиннее может быть фаза факта. Знание обо всех эпизодах события и их последовательности создает ощущение когнитивной организации прошедшего события. Это одна из главных задач психологического дебрифинга — дать людям шанс более объективно и адекватно увидеть ситуацию, имея полную картину всех фактов обсуждаемого события, таким четким обсуждением блокируются различные спекуляции, подогревающие тревогу.

3. Фаза мыслей

Данная фаза предполагает собой фиксирование на суждениях по поводу события. Происходит анализ высказанных суждений и обсуждение их. Вопросы, открывающие эту фазу, могут быть такого типа: «Какими были ваши первые мысли? Когда это произошло? Когда вы возвратились на место действия? Когда оказались вовлеченными?»

Люди, которые не спешат поделиться своими первыми мыслями, потому что они, эти мысли, им кажутся неуместными, причудливыми, переживают интенсивное чувство страха. Первая мысль может отражать то, что впоследствии составляет основу тревоги. Необходимо подтолкнуть участников группового обсуждения к высказываниям по поводу происшедшего события.

Оживить воспоминания и активизировать мысли можно с помощью вопросов: «Что вы делали во время инцидента? Почему вы решили делать именно то, что вы делали?»

В конце этой фазы могут быть проговорены впечатления участников, которые у них были на месте события. Вопросы, которые, возможно, будут заданы, следующие: «Каковы были ваши впечатления о том, что происходило вокруг вас, когда события только начали развиваться? Что вы слышали, видели, обоняли?»

Сопоставление воспоминаний и их устное сообщение делает не столь мощным их разрушительный эффект, так как они еще и вербализуются внутри когнитивных рамок, в процессе группового обсуждения.

4. Фаза реагирования

В процессе проведения этой фазы исследуются чувства. Это часто самая длительная часть психологического дебрифинга. Для того чтобы она проходила успешно, ведущему необходимо помогать людям рассказывать о своих переживаниях, нередко даже болезненных. Это снизит деструктивный характер выраженных чувств.

Когда люди описывают причины принятых решений, они очень часто говорят о страхе, беспомощности, одиночестве, самообвинениях и фрустрации. Типичны комментарии: «Я так боялся сделать ошибки…»; «Я знал, что если я смогу…»; «Я никогда в своей жизни не был так испуган. Мои руки тряслись и тряслись…»; «Я не знал, или я сохраню жизнь, или отбираю жизнь…»; «Я был так одинок, что должен был принимать все решения самостоятельно…»

Важно присматриваться к тем, кто кажется более пострадавшим, кто молчит или у кого есть особенно выраженные симптомы посттравматического расстройства. Это могут быть люди, которые более всего подверглись насилию и жестокости. К таким участникам нужен индивидуальный подход, и после окончания психологического дебрифинга им может быть предложена индивидуальная программа поддержки, психологической помощи. Иногда во время дебрифинга могут всплыть еще более давние кризисные события или более личностные проблемы. Следует предусмотреть более детальное рассмотрение некоторых индивидуальных реакций. Участников группы просят описывать симптомы, потрясения (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, в течение последующих дней и в настоящее время. Особо следует задержать внимание на необычных переживаниях, о некоторых трудностях возврата к обычной работе и к привычному образу жизни.

Можно ожидать знакомые черты посттравматического стресса — переживание феномена избегания и оцепенения. Страх может вызвать изменения в поведении. Фобические реакции могут проявляться в том, что люди не смогут вернуться назад в то место, где произошло событие. Особенно проблемным это становится в том случае, если оно является основным местом их работы. После подобных инцидентов люди иногда вынуждены менять место работы и место жительства, боятся пользоваться общественным транспортом, могут бояться спать без света.

В ходе рассказа о пережитых чувствах у членов группы создаются ощущения схожести, общности и естественности реакций. Групповое обсуждение, снимающее уникальности пережитого, является ключевым. Вопросы, которые способствуют созданию ощущения общности, могут быть такими: «Как вы реагировали на событие?»; «Что для вас было самым ужасным из того, что случилось?»; «Переживали ли вы в вашей жизни раньше что-либо подобное?»; «Что вызвало у вас появление такой же грусти, расстройства, фрустрации, страха?»; «Как вы себя чувствовали, когда произошло это событие?»

Важно получить ответ на вопрос о самых тяжелых переживаниях, связанных с происшедшим событием. Правильное поведение

396

ведущего психологического дебрифинга особенно важно на данной фазе обсуждения. Он должен создать такие условия, чтобы каждый участвовал в коммуникациях, вмешиваться, если правила дебрифинга нарушаются или если имеет место деструктивный критицизм. Почему это так важно в процедуре дебрифинга? Дело в том, что один из главных терапевтических результатов дебрифинга — моделирование стратегий, определяющих, как справляться с эмоциональными проблемами, возникающими во взаимоотношениях после травмирующего события. Участники группового обсуждения должны научиться выражать свои чувства, знать, что это безопасно, понимать, что они имеют право обсудить свои проблемы с другими.

Как быть Леди:  Трехчленные отношения: можно ли одновременно любить двоих / VSE42.RU - информационный сайт Кузбасса.

Нередки случаи, когда участники расстраиваются, если у них возникают сильные эмоциональные переживания. Для ведущего это является сигналом для организации групповой поддержки. Варианты поддержки могут быть самые разнообразные: можно положить руку на плечо человека, который находится в состоянии дистресса, или просто вербализовать поддержку, сообщив, что слезы здесь приемлемы и уместны.

Руководителю дебрифинга следует иметь в виду, что даже такой, простой на первый взгляд, способ групповой поддержки, как прикосновение к плечу соседа, может вызывать отрицательную реакцию и поэтому требует специального разрешения.

Если кто-то уходит, помощник руководителя дебрифинга должен удостовериться в нормальном самочувствии уходящего и способствовать его возвращению в коллектив.

Особое внимание следует уделить проблеме взаимоотношений в семье. Нередко человек, переживший стресс, видит, что семья не может понять того, что он пережил, и в семье возникает чувство взаимного отчуждения.

Часть вторая. Детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки

Часть вторая состоит из 5) фазы симптомов и 6) завершающей фазы.

5. Фаза симптомов

Во время фазы симптомов некоторые реакции должны быть обсуждены более детально. Участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, когда они возвратились домой в течение последующих дней и в настоящее время. Вопросы о необычных переживаниях, о некоторых трудностях возврата и сбытой работе обязательны.

Знакомые черты посттравматического стресса — переживание феномена избегания и оцепенение, и другие — будут без сомнения проявляться. Страх может вызвать изменения в поведении. Фобические реакции (страхи) могут начать проявляться, когда люди не могут вернуться назад в то же место, где произошло событие. Как уже говорилось, особенно проблематичным это становится, если это место их основной работы, когда после подобных инцидентов люди иногда вынуждены менять местожительство, переезжая в другой дом, могут бояться спать без света или уменьшать скорость езды на машине, когда представляют, что может случиться.

Особое внимание следует уделить проблеме влияния вовлеченности в событие на семейную жизнь. Человек может чувствовать, что его семья не в состоянии понять, что он пережил. Как описал один работник: «Я не смог ответить на вопрос моей жены, о том, что мы будем делать в выходные. Это был такой контраст с тем, о чем я думал, что я взорвался, и мы поссорились». «…Это может казаться “диким” принять “обычное” решение после решений, касающихся жизни и смерти». Такие реакции могут привести к возникновению вопросов целесообразности их работы. «Почему из всех профессий на земле ты занимаешься такой рискованной работой?» — спрашивает жена. Такие вопросы порождают у работников чувство непонятности и обесценивания своей деятельности. Они могут предпринимать попытку вновь примкнуть к своим коллегам, которые пережили те же события.

Иногда, может быть, полезно включать семьи в некоторые моменты процесса дебрифинга, возможно, для начала передав им письменные материалы. Другой вариант — отдельные встречи с семьями работников. В некоторых случаях семьям может быть показан фильм о подобном инциденте, чтобы они более ясно представляли себе, что пережил человек, которого они любят.

6. Завершающая фаза

На этом этапе психологического дебрифинга руководитель или один из его помощников, который вел запись обсуждения, должен попытаться синтезировать реакции участников. Поэтому особые требования предъявляются к ведущему записи, осуществлению диагностики общих реакций и попыткам нормализации состояния группы.

На данной фазе можно использовать материалы других инцидентов или даже результаты исследований. Акцент делается на демонстрации реакций, которые являются «нормальными реакциями на ненормальные события». Важно здесь подчеркивать индивидуальность каждого. У участников групповой дискуссии не должно сложиться впечатление, что они обязаны реагировать, раз они нормальны в данных событиях. Они должны только знать, что всегда могут делать это, если захотят.

Полезно использовать записи, которые восстанавливают в памяти реакции, уточняют их и делают более точными и последовательными воспоминания. Во время психологического дебрифинга

398

этого делать нельзя, а только в конце, чтобы не разрушать процесс обсуждения.

Хорошо иметь карту симптомов, где каждый из них подробно описан, желательно карту повесить в комнате, чтобы каждый мог подойти и добавить что-то к симптомам, если они не обнаружили их у себя раньше.

Важно, чтобы уже на этой фазе участники могли договориться о следующей встрече. Информация о предстоящей встрече позволяет участникам задуматься над формированием собственной стратегии преодоления своих ожиданий. Такие реакции, как возрастание тревоги, чувства уязвимости, проблемы со сном и концентрацией внимания, важно не только описать, но и предвидеть их возникновение. В процессе обсуждения они должны быть обобщены, и у участников групповой дискуссии сформированы установки и ожидания, что при нормальном развитии событий со временем симптомы исчезают.

Часть третья. Мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее

Часть третья включает 7 фазу — реадаптацию.

В ходе работы на фазе реадаптации обсуждается и планируется будущее участников групповой дискуссии, намечаются стратегии преодоления негативных симптомов.

Одна из главных целей психологического дебрифинга, помимо всего прочего, есть создание безопасного внутригруппового психологического контекста. Переживание непонимания со стороны сотрудников или членов семьи может быть одним из самых травмирующих аспектов посттравматического стресса.

Типичный текст у пострадавших от какого-либо травмирующего инцидента может быть выражен следующими словами: «Мы нуждаемся в возможности говорить друг с другом, поделиться всеми переживаниями и мыслями без страха, что другие будут смеяться над нами».

Полезно обсудить, в каких случаях участнику нужна дополнительная помощь. Определяющим могут быть следующие показания:

  • — если симптомы не исчезли спустя 6 недель,
  • — если симптомы со временем стали более явными,
  • — если есть сложности с возвращением в нормальное, прежнее состояние дома и на работе.

Направления дальнейшей помощи. Группа должна обсудить и принять решение о дальнейшем своем поведении: о необходимости организации следующего дебрифинга или как минимум отметить его вероятность, если инцидент был особенно травмирующим или остались некоторые проблемы.

В чрезвычайных обстоятельствах, например, смерти одного из сотрудников, или для углубления групповой солидарности возможно проведение следующего дебрифинга.

Следует предусмотреть общение друг с другом в дальнейшем, когда команда будет расформирована. Например, обменяться телефонами и адресами.

Возобновление работы психологического дебрифинга может иметь место после двух недель или даже двух месяцев. Этот процесс уже менее структурированный, чем первый, и его главная задача — проследить прогресс в восстановлении нормальной жизнедеятельности участников группового обсуждения.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий