- Что вы получите от конференции, если вы…
- Что такое «психодрама»?
- Основные техники психодрамы
- Виды активностей на фестивале
- Виды и формы психодрамы
- Все материалы о психодраме
- Элементы психодрамы
- Этапы психодрамы
- Основные техники психодрамы
- Теория ролей
- Теория спонтанности
- Социометрия
- Перенос, вчувствование и теле
- Виды и формы психодрамы
- Что такое «психодрама»?
- Когда появилась психодрама?
- Религия и психодрама
- Театр и психодрама
- Философия и психодрама
- Как стать психодраматерапевтом в россии?
- Как стать психодраматерапевтом в россии?
- Когда появилась психодрама?
- Перенос, вчувствование и теле
- Психодрама • конкурсы | московская психодраматическая конференция
- Психодрама • правила поведения на конференции | московская психодраматическая конференция
- Религия и психодрама
- Социометрия
- Театр и психодрама
- Теория ролей
- Теория спонтанности
- Философия и психодрама
- Элементы психодрамы
- Этапы психодрамы
Что вы получите от конференции, если вы…
И, конечно же, попробуете, как работает психодрама онлайн
Стать участником конференции
Вы можете спросить: как одно мероприятие может быть полезным для людей со столь различным опытом, не профанация ли?
Нет. У нас около 50 активностей. Около 65% из них подходит для людей без какой-либо специальной подготовки и помечены в расписании словом «клиентские». Также не требует подготовки лекции и
Опытные психологи также могут поработать с личными запросами и одновременно взять на заметку себе какие-то приемы работы коллег.
Активности, рассчитанные на психодраматистов — помечены в расписании значком
Имеет ли смысл идти на эти активности психологам других направлений — не знаем и приглашаем к диалогу вашу интуицию.
Каждый день — это 5 часов личного клиентского опыта.
Виды активностей на фестивале Купить билетОстались вопросы? Вы можете найти ответы тут
Нужна ли какая-то подготовка?
Что такое «психодрама»?
В переводе с греческого «психодрама» означает «действие души» (psyche – душа и drama – действие). Это один из первых психотерапевтических методов, возникший в начале 20 века, и первый метод групповой психотерапии. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».
Кроме дословного перевода можно интерпретировать психодраму, как «терапию действием», и такое представление отражает суть метода, в основе которого лежит движение. Девиз психодраматистов: «Не расскажи, а покажи». Таким образом, можно сказать, что психодрама – это метод практической психотерапии, построенный на анализе действий (а не мыслей) и направленный на получение нового телесного, коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.
Основные техники психодрамы
В психодраме можно выделить три центральных техники: дублирование, обмен ролями и зеркало.
Дублирование предполагает временное присоединение к протагонисту другого члена группы, его функция — поддержать протагониста и помочь ему выразить его актуальное состояние, например, озвучивая подавляемые протагонистом мысли и чувства (или давая начало звучанию, которое продолжает протагонист).
Иногда действия или слова вспомогательных Я могут выступать в роли интерпретации, когда они повторяют не заданный текст протагонистом, а что-то из своей роли, что, возможно, главный герой драмы никогда бы не осмелился не только сказать, но даже подумать. И тогда это открывает новое знание себя, понимание отношений.
Обмен ролями позволяет посмотреть на ситуацию и на себя глазами другого, что тоже расширяет границы понимания себя и других. Во время обмена ролями протагонист временно принимает роль, отданную им вспомогательному «я», а вспомогательное «я» в это время играет роль протагониста.
Техника служит децентрации, дает возможность прожить чувства введенного персонажа «изнутри» и увидеть — благодаря вспомогательному «я» — собственную реакцию на него. Затем каждый возвращается к исходной роли. Такой обмен ролями во взаимодействии протагониста со вспомогательным «я» может быть многократным, например, при разыгрывании взаимодействий, когда протагонист, поочередно принимая ту и другую роль, обе наделяет словами (вспомогательное «я», как правило, при смене ролей повторяет слова и действия, только что произнесенные и осуществленные протагонистом, но возможны и спонтанные слова и действия).
Техника зеркало дает возможность увидеть себя и ситуацию со стороны. Она предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. В целом задача этого вспомогательного «я», выступающего в качестве живого зеркала, состоит в том, чтобы по возможности более точно копировать поведение протагониста; но иногда оказывается важным акцентирование некоторых элементов его поведения, что осуществляется с позволения или по инициативе ведущего.
Виды активностей на фестивале
Купить билет
Виды и формы психодрамы
По фокусу:
Психодрама, центрированная на протагонисте или на индивиде: концентрируется на протагонисте, который с помощью группы и директора, изображает реальную или воображаемую ситуацию из своей жизни. Ее также можно назвать «раскрывающей», так как в процессе действия вытесненные события из жизни протагониста быстро достигают уровня переживания и осознания, обогащает его новым опытом, новыми возможностями.
Психодрама, центрированная на теме: концентрируется на общей для группы теме или (в индивидуальной работе) на теме, заданную клиентом изначально (например, 5 сессий на тему отношений с мамой в рамках сертификационных требований). Ее функции:
Психодрама, направленная на группу: один из вариантов психодрамы, центрированная на протагонисте, терапевтическая работа с проблемой, затрагивающая всех членов группы (группы супружеских пар, группы Анонимных Алкоголиков и т.д.). Все участники группы получают возможность для идентификаций, отождествлением с ситуацией, протагонистом, вспомогательными «Я», которые детально обсуждаются во время шеринга. Также такой вариант дает участникам новое углубленное понимание проблематики темы, которая затрагивает каждого.
Психодрама, центрированная на группе: сосредотачивается на эмоциональных отношениях участников группы друг с другом и возникающих общих проблемах , вытекающих из этих отношений. Этот вид психодрамы занимается проблемами группы и является одной из форм диагностики и разрешения групповых конфликтов.
По составу участников:
- Групповая или классическая: групповой опыт, психодрама, сделанная «в группе, с помощью группы, вместе в группой и для группы» (А. Шутценбергер), происходит при наличии и участии аудитории, состоящей из людей того же статуса или состояния, как у тех кто играет в действии. Запрос протагониста должен соответствовать запросу группы.
- Индивидуальная: в ней отсутствует группа, клиент работает с терапевтом индивидуально, в группе один на один или с помощью групповой команды. По мнению Шутценбергер она представляет собой исключение из правил, отдельной формой групповой психодрамы. Морено считал эту форму вспомогательной, временной, закрытой психодраматической процедурой, после которой клиент возвращается в группу.
Ее варианты: индивидуальная по Морено – происходит с помощью 2-х терапевтов, один из которых исполняет роль дубля протагониста; монодрама; аутодрама; индивидуальная психодрама в группе: - Психодрама без ведущего: группа организуется сама в присутствии наблюдателя или без него, близка к группам без лидера по К. Роджерсу.
По целям:
По количеству сцен:
По проявлению спонтанности:
По сочетанию с другими методами:
По способу проведения:
- Импровизационная игра (Г. Лёйтц): импровизация без заранее определенных ролей, ситуаций, развертывается сама по себе. Один из участников идет на сцену и начинает играть, остальные к нему присоединяются.
Цели: разогрев, социометрия, раскрытие групповой динамики, развитие спонтанности. - Ролевая игра (Морено): педагогическая ролевая игра, ролевой тренинг.
Цель – обучение определенному ролевому поведению, способ раскрытия различных частей личности через попытку проигрывания новой роли; клинические ролевые игры – вариант работы с пациентами (наркология психиатрия и прочее).
Технические приемы, позволяющие достичь эмоционального вовлечения (Келлерман): детализация, присутствие в «здесь и сейчас». - Ситуационная игра: метод социального тренинга, цель которого не только диагностика и адекватное ролевое поведение, но и тренинг поведения в затруднительных ситуациях.
- Социодрама: «socius» (окружающие) и «drama» (действие), дословно переводится, как действие с окружающими людьми, задумывалась Морено, как способ разрешения коллективных, культурных, этнических конфликтов. Он выделял 2 вклада социодрамы в изменение общественных отношений: исследовательская ценность и ее способность излечить и принять решение с помощью общего катарсиса. Субъектом социодрамы является группа. Темой — групповая проблема. Целью — обучение плюс действия, направленные на творческие (креативные) социальные изменения за пределами классной комнаты. И психодрама, и социодрама пытаются посеять семена изменений. Однако психодрама смотрит в корень проблемы, в то время как социодрама смотрит в саму почву, в которой наши коллективные корни формируются или деформируются. Социодрама лечит болезни общества, которые, в свою очередь, делают больными его членов.
Все материалы о психодраме
Сортировать: по алфавиту | по дате
Элементы психодрамы
Зрители – люди, которые находятся в психодраматической группе, но активно не участвуют в действии.
Директор – это психотерапевт, обученный вести психодраму, выполняющий роль режиссера.
Протагонист — любой человек из группы, чью ситуацию или проблему сейчас проигрывают.
Вспомогательные Я — участники группы, которые играют заданные протагонистом роли, например, его отца или симптома.
Сцена — это выбранное клиентом пространство в помещении, где проходит психодрама. Оно может быть символически отделено лентой от зрительного зала, где сидят другие участники группы. Нужна для того, чтобы разделять происходящее в реальности (встреча) и переживания клиента.
Этапы психодрамы
1. Разогрев
Термин «разогрев» (warming-up) пришел в психодраму из спорта. В психодраме стадия разогрева служит цели повышения спонтанности в группе, создания атмосферы доверия и готовности к работе. Можно говорить о разогреве директора, протагониста и группы, в частности вспомогательных Я для вхождения в роль. От качества разогрева зависит продуктивность предстоящей драмы.
Широко распространены двигательные разогревы, позволяющие поднять энергетику группы, освоить новые роли, прочувствовать актуальные состояния на данный момент.
2. Действие
Психодрама построена на действии, даже второй этап сессии, следующий за разогревом называется действие. После разогрева директор и протагонист проводят действие, оно строится на сцене. Так выстраивается окружающая обстановка протагониста и его внутренний мир, в этом ему помогают вспомогательные Я, которые одновременно являются и помощниками директора, и продолжением протагониста.
Действие на сцене разворачивается здесь-и-сейчас от первого лица. В движениях часто выражаются бессознательные состояния или то, что человек не мог сказать словами.
В психодраме возможно переиграть события прошлого. Так, проиграв травматичную ситуацию из детства, протагонист может на сцене начать действовать по-другому, более спонтанно, адаптивно, совершенно, что облегчит некоторые аспекты проблемы в настоящем.
В психодраме также можно разобрать текущую жизненную ситуацию, проявить свои актуальные чувства, научиться их выражать, например, гнев или агрессию, любовь или нежность.
В психодраме можно заглянуть в альтернативные варианты будущего и посмотреть, что ждет протагониста, и что ему следует делать, чтобы прийти к желаемому результату
3. Шеринг
Термин происходит от английского to share – делиться. Шеринг завершает сеанс драмы. Все снова садятся в круг и по очереди обмениваются впечатлениями от драмы, своими эмоциями и мыслями. Основная задача этого этапа – поделиться своими чувствами с протагонистом, поддержать его. Также шеринг остужает чувства участников, возвращая их в повседневную жизнь.
4. Процесс-анализ (только в учебной группе)
Присутствует только в учебных группах. В ходе процесс-анализа обсуждается, как строилась драма, ее теоретические обоснования, техники, происходит интерпретация событий драмы.
Основные техники психодрамы
В психодраме можно выделить три центральных техники: дублирование, обмен ролями и зеркало.
Дублирование предполагает временное присоединение к протагонисту другого члена группы, его функция — поддержать протагониста и помочь ему выразить его актуальное состояние, например, озвучивая подавляемые протагонистом мысли и чувства (или давая начало звучанию, которое продолжает протагонист). Протагонист вправе принять или отвергнуть сказанное, если он согласен, то повторяет фразу своими словами, а если нет – ему становится проще понять свое состояние.
Иногда действия или слова вспомогательных Я могут выступать в роли интерпретации, когда они повторяют не заданный текст протагонистом, а что-то из своей роли, что, возможно, главный герой драмы никогда бы не осмелился не только сказать, но даже подумать. И тогда это открывает новое знание себя, понимание отношений.
Обмен ролями позволяет посмотреть на ситуацию и на себя глазами другого, что тоже расширяет границы понимания себя и других. Во время обмена ролями протагонист временно принимает роль, отданную им вспомогательному «я», а вспомогательное «я» в это время играет роль протагониста. Техника служит децентрации, дает возможность прожить чувства введенного персонажа «изнутри» и увидеть — благодаря вспомогательному «я» — собственную реакцию на него. Затем каждый возвращается к исходной роли. Такой обмен ролями во взаимодействии протагониста со вспомогательным «я» может быть многократным, например, при разыгрывании взаимодействий, когда протагонист, поочередно принимая ту и другую роль, обе наделяет словами (вспомогательное «я», как правило, при смене ролей повторяет слова и действия, только что произнесенные и осуществленные протагонистом, но возможны и спонтанные слова и действия).
Техника зеркало дает возможность увидеть себя и ситуацию со стороны. Она предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. В целом задача этого вспомогательного «я», выступающего в качестве живого зеркала, состоит в том, чтобы по возможности более точно копировать поведение протагониста; но иногда оказывается важным акцентирование некоторых элементов его поведения, что осуществляется с позволения или по инициативе ведущего. Основное предназначение техники — позволить протагонисту более объективно отнестись к своей позиции в отношениях с окружающими или увидеть свою внутреннюю ситуацию.
Теория ролей
Морено разработал развернутую теорию ролей, которую дорабатывали его последователи.
Определения «роли», данных Морено:
В отличие от театра, в психодраме клиент исполняет не всем известные роли из классических произведений или современных постановок, а те роли, которые он играет в своей настоящей жизни, например, супруга, начальник, уставший родитель, мечтающий. А также роли людей, с которыми он взаимодействует, которые важны для него, будь то ныне живущие или уже ушедшие. Он может попробовать быть в роли своих чувств, желаний, опасений, надежд и ощущений.
Уровни ролей:
В модели Якоба Морено, дополненной Гретой Лёйтц, выделяется уровня:
- Соматический: телесная сфера, непосредственное поведение человека – «целующий партнера», «моющий посуду», «принимающий пищу» и т.д.
- Психический: уровень интрапсихических состояний и процессов – «радующийся», «грустящий», «испугавшийся» и т.д.
- Социальный: область общественных взаимоотношений – «сын», «психолог», «клиент», «любовник» и т.д. Социальным ролям соответствуют ролевые статусы, для каждой из них характерна определенная стереотипность, поскольку они относительно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек может в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие.
- Трансцендентный: экзистенциальный уровень роли – «любящий», «творящий», «сочувствующий» и т.д. Представление о трансцендентных (итегративных) ролях было введено Лёйтц; оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космосом и соотносится с высшими аспектами бытия, в частности с религиозными убеждениями, этикой, высшими чувствами, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой»… В одном из примеров Лёйтц такой ролью стала роль Христа, принятая Иисусом из Назарета.
Нормальное ролевое развитие предполагает поэтапное продвижение от соматической стадии к трансцендентной. Критерием здоровой личности является способность одновременно существовать на всех этих уровнях.
Теория спонтанности
Якоб Морено считал, что способность человека быть творцом является его основополагающим качеством. При рассмотрении им различных аспектов творчества, он сформулировал понятие «спонтанности». Это «некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу».
Спонтанность существует в моменте своего возникновения, она не может сохраняться или каким-то образом накапливаться, она может проявляться или подавляться. В последнем случае возникает, так называемый «невроз креативности», то есть обеднение бытия, отсутствие созидающей, приносящей удовольствие жизни, снижение личностных возможностей для персональных и социальных достижений.
По Морено, в новой обстановке возможно три варианта реагирования: отсутствие реакции, старая реакция, новая реакция. Спонтанность – это энергия, позволяющая адекватно реагировать здесь и сейчас на незнакомую ситуацию или оригинально и более адаптивно вести себя в старой ситуации. Самый первый пример спонтанности в жизни человека – это рождение.
Спонтанность – это противоположность тревожности, беспокойству. Чем больше первой, тем меньше второй. Нельзя путать спонтанность и импульсивность. Импульсивность, деструктивная спонтанность непродуктивна, она похожа на действия «из огня в полымя», в ней нет смысловой опоры и учета действительности.
Креативность не отделима от спонтанности. Креативность как творческая энергия в присутствии спонтанности способствует созданию культурных консервов, т.е. продуктов творческих актов таких, как пьеса, повесть, симфония. В психодраме участники группы учатся быть креативными и спонтанными в новых жизненных обстоятельствах.
Социометрия
Социометрия — эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях. Морено выделил две силы, действующие в отношениях между людьми, — притяжение и отталкивание, проявляющиеся как симпатия и антипатия. Для изучения действия этих сил в реальных группах был создан социометрический тест, целью работы с которым было выявление динамических глубинных социоэмоциональных структур (при этом понятия «притяжение» и «отталкивание» были трансформированы соответственно в «выбор» и «отвержение»).
С социометрией связаны представления Морено о социальном атоме, определяемом как наименьший элемент структуры отношений. Центром социального атома выступает конкретный индивид, но, с точки зрения Морено, обособленный индивид — это социальная фикция; в социальный атом входят все отношения человека с окружающими, которые в определенный момент так или иначе с ним значимо связаны в эмоциональном, социальном, деловом, культурном плане. В социальный атом входят не все знакомые индивида (так называемый «объем знакомств»), а лишь те, кто в силу значимости отношений перешагнул «порог социального атома». В социальный атом входят также люди, связанные с индивидом желаемыми (но еще не реальными) отношениями; они образуют, так сказать, внешнюю оболочку вокруг ядерных отношений.
Упомянутые социоэмоциональные силы — притяжение и отталкивание — приводятся в действие отношениями трех типов, обозначаемых как перенос, вчувствование и теле.
Перенос, вчувствование и теле
Перенос в психодраме трактуется в смысле, близком к психоаналитическому, — как нереалистическое восприятие другого с позиций собственных бессознательных желаний, ожиданий, обусловленных предшествующим опытом отношений с другими людьми, особенно в раннем детстве. При переносе нет реального понимания другого; здесь нет Встречи.
Вчувствование (эмпатия) в психодраме рассматривается как воображаемое принятие роли другого. Выделяют два его компонента — когнитивный и эмоциональный, которые в оптимальном варианте находятся в равновесии, что дает возможность относительно полного и целостного видения реальности другого и, соответственно, адекватного поведения. Способность к эмпатии в психодраме развивается благодаря изображению других людей. Чем интенсивнее вчувствование, тем более роль другого воспринимается как часть себя самого. Вместе с тем вчувствование — односторонняя форма отношений.
Теле — двусторонний (или даже многосторонний) развернутый модус человеческих отношений, Встреча двух или нескольких людей, взаимовчувствование, взаимопроникновение, одновременное преодоление разделяющих психологических пространств. Теле предполагает адекватное видение другого; на нем может быть основано как взаимное притяжение (тогда взаимоотношения креативны), так и видение
Виды и формы психодрамы
По фокусу:
Психодрама, центрированная на протагонисте или на индивиде: концентрируется на протагонисте, который с помощью группы и директора, изображает реальную или воображаемую ситуацию из своей жизни. Ее также можно назвать «раскрывающей», так как в процессе действия вытесненные события из жизни протагониста быстро достигают уровня переживания и осознания, обогащает его новым опытом, новыми возможностями.
Психодрама, центрированная на теме: концентрируется на общей для группы теме или (в индивидуальной работе) на теме, заданную клиентом изначально (например, 5 сессий на тему отношений с мамой в рамках сертификационных требований). Ее функции:
Психодрама, направленная на группу: один из вариантов психодрамы, центрированная на протагонисте, терапевтическая работа с проблемой, затрагивающая всех членов группы (группы супружеских пар, группы Анонимных Алкоголиков и т.д.). Все участники группы получают возможность для идентификаций, отождествлением с ситуацией, протагонистом, вспомогательными «Я», которые детально обсуждаются во время шеринга. Также такой вариант дает участникам новое углубленное понимание проблематики темы, которая затрагивает каждого.
Психодрама, центрированная на группе: сосредотачивается на эмоциональных отношениях участников группы друг с другом и возникающих общих проблемах , вытекающих из этих отношений. Этот вид психодрамы занимается проблемами группы и является одной из форм диагностики и разрешения групповых конфликтов.
По составу участников:
- Групповая или классическая: групповой опыт, психодрама, сделанная «в группе, с помощью группы, вместе в группой и для группы» (А. Шутценбергер), происходит при наличии и участии аудитории, состоящей из людей того же статуса или состояния, как у тех кто играет в действии. Запрос протагониста должен соответствовать запросу группы.
- Индивидуальная: в ней отсутствует группа, клиент работает с терапевтом индивидуально, в группе один на один или с помощью групповой команды. По мнению Шутценбергер она представляет собой исключение из правил, отдельной формой групповой психодрамы. Морено считал эту форму вспомогательной, временной, закрытой психодраматической процедурой, после которой клиент возвращается в группу.
Ее варианты: индивидуальная по Морено – происходит с помощью 2-х терапевтов, один из которых исполняет роль дубля протагониста; монодрама; аутодрама; индивидуальная психодрама в группе: - Психодрама без ведущего: группа организуется сама в присутствии наблюдателя или без него, близка к группам без лидера по К. Роджерсу.
По целям:
По количеству сцен:
По проявлению спонтанности:
По сочетанию с другими методами:
По способу проведения:
- Импровизационная игра (Г. Лёйтц): импровизация без заранее определенных ролей, ситуаций, развертывается сама по себе. Один из участников идет на сцену и начинает играть, остальные к нему присоединяются.
Цели: разогрев, социометрия, раскрытие групповой динамики, развитие спонтанности. - Ролевая игра (Морено): педагогическая ролевая игра, ролевой тренинг.
Цель – обучение определенному ролевому поведению, способ раскрытия различных частей личности через попытку проигрывания новой роли; клинические ролевые игры – вариант работы с пациентами (наркология психиатрия и прочее).
Технические приемы, позволяющие достичь эмоционального вовлечения (Келлерман): детализация, присутствие в «здесь и сейчас». - Ситуационная игра: метод социального тренинга, цель которого не только диагностика и адекватное ролевое поведение, но и тренинг поведения в затруднительных ситуациях.
- Социодрама: «socius» (окружающие) и «drama» (действие), дословно переводится, как действие с окружающими людьми, задумывалась Морено, как способ разрешения коллективных, культурных, этнических конфликтов. Он выделял 2 вклада социодрамы в изменение общественных отношений: исследовательская ценность и ее способность излечить и принять решение с помощью общего катарсиса. Субъектом социодрамы является группа. Темой — групповая проблема. Целью — обучение плюс действия, направленные на творческие (креативные) социальные изменения за пределами классной комнаты. И психодрама, и социодрама пытаются посеять семена изменений. Однако психодрама смотрит в корень проблемы, в то время как социодрама смотрит в саму почву, в которой наши коллективные корни формируются или деформируются. Социодрама лечит болезни общества, которые, в свою очередь, делают больными его членов.
Что такое «психодрама»?
В переводе с греческого «психодрама» означает «действие души» (psyche – душа и drama – действие). Это один из первых психотерапевтических методов, возникший в начале 20 века, и первый метод групповой психотерапии. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».
Кроме дословного перевода можно интерпретировать психодраму, как «терапию действием», и такое представление отражает суть метода, в основе которого лежит движение. Девиз психодраматистов: «Не расскажи, а покажи». Таким образом, можно сказать, что психодрама – это метод практической психотерапии, построенный на анализе действий (а не мыслей) и направленный на получение нового телесного, коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.
Когда появилась психодрама?
Основатель психодрамы — Якоб Леви Морено (1889-1974). Родился в Бухаресте, получил медицинское образование в Вене, уже здесь начал закладывать теоретические и практические основы психодрамы.
Первая проба метода произошла 1 апреля 1921 года в Венском театре комедии. Я.Л. Морено предложил публике попробовать разрешить политический кризис в стране средствами театра. Представление с треском провалилось.
В 1922 году Морено организовал «театр импровизации», функции которого постепенно становились психотерапевтическими. Этот опыт стал в последствии прообразом психодрамы. В 1925 году Морено эмигрировал в США. В 1936 году в Биконе он открыл оздоровительный центр со специально построенным театром. Тогда же началось издание журналов и проведение семинаров, где обсуждалась не только психодрама, но и другие психотерапевтические подходы.
В Россию психодрама приходит в конце 80-х годов 20 века.
Религия и психодрама
Морено критиковал современную религию за ее оторванность от реальной жизни. По его мнению в человеке живет желание быть Богом, творить, созидать, то есть обрести состояние «Я-Бог».
Я-Бог — третья стадия эволюции искры Божьей; первая — Он-Бог — воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая — Ты-Бог — воплощена в Иисусе, богочеловеке, к которому можно «обратиться лично». Третья стадия — Я-Бог — еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробуждением креативности и спонтанности человека, призывая к «нормальной мегаломании». Спонтанность в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству.
Театр и психодрама
Значительное влияние на Морено оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М. Чехова. Из идей Станиславского близки Морено призыв следовать «истине страстей» (у Морено — принцип психологической правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, «поднимаясь до нее», ставя себя на место персонажей; при этом чувства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме — проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть «вспомогательного «я»»).
М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью переживаний, понимая формулу Станиславского «идти от себя» как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей форме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и «душевной технике» актера.
Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценарием. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не преследовавший поначалу терапевтических целей, предполагал собственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно.
Философия и психодрама
На Морено влияли различные философские концепции и трудно выделить только одну из них. Но можно утверждать, что экзистенциальные идеи Серена Кьеркегора и Мартина Бубера, были близки основателю психодрамы. Общим для них является идея диалога между Богом и человеком, идея равнозначности Я и Ты как условия настоящей «встречи», размышления об опасности прагматического отношения к Богу как к идолу, обоснование необходимости одновременности встречи и обособленности.
Также Морено привлекали концепции Карла Маркса: идея социальной сущности человека и идея отчуждения. Первая явилась основой концепции «социального атома», вторая была воспринята Морено не в экономическом плане, а как утрата спонтанности.
Как стать психодраматерапевтом в россии?
В Москве существует четыре института, обучающие психодраме:
1. Институт групповой и семейной психотерапии (ИГиСП), директор – Екатерина Михайлова
2. Институт психодрамы и ролевого тренинга (ИПиРТ), директор – Елена Лопухина
3. Московский институт гештальта и психодрамы (МИГиП), директор – Нифонт Долгополов
4. Институт психодрамы и психологического консультирования (ИППК), директор – Виктор Семенов
В Ростове-на-Дону есть Институт тренинга и психодрамы, директор – Владимир Ромек. Кроме постоянно действующих ВУЗов в России существуют программы обучения психодраме от общественных организаций психологов, например от ОППЛ обучающую программу по психодраме ведет Илона Романова. Еще есть программы обучения в регионах от разных иностранных ВУЗов, таких например, как Институт психодрамы, социометрии и групповой психотерапии им. Морено.(Германия)
Программа обучения рассчитана в среднем на три — четыре года и включает в себя три этапа, по завершению каждого из которых проходит сертификация и вручается сертификат. Общее количество часов обучения: 900.
Как стать психодраматерапевтом в россии?
В Москве существует четыре института, обучающие психодраме:
1. Институт групповой и семейной психотерапии (ИГиСП), директор – Екатерина Михайлова2. Институт психодрамы и ролевого тренинга (ИПиРТ), директор – Елена Лопухина3. Московский институт гештальта и психодрамы (МИГиП), директор – Нифонт Долгополов4. Институт психодрамы и психологического консультирования (ИППК), директор – Виктор Семенов
В Ростове-на-Дону есть Институт тренинга и психодрамы, директор – Владимир Ромек. Кроме постоянно действующих ВУЗов в России существуют программы обучения психодраме от общественных организаций психологов, например от ОППЛ обучающую программу по психодраме ведет Илона Романова.
Программа обучения рассчитана в среднем на три — четыре года и включает в себя три этапа, по завершению каждого из которых проходит сертификация и вручается сертификат. Общее количество часов обучения: 900.
Когда появилась психодрама?
Основатель психодрамы — Якоб Леви Морено (1889-1974). Родился в Бухаресте, получил медицинское образование в Вене, уже здесь начал закладывать теоретические и практические основы психодрамы.
Первая проба метода произошла 1 апреля 1921 года в Венском театре комедии. Я.Л. Морено предложил публике попробовать разрешить политический кризис в стране средствами театра. Представление с треском провалилось.
В 1922 году Морено организовал «театр импровизации», функции которого постепенно становились психотерапевтическими. Этот опыт стал в последствии прообразом психодрамы. В 1925 году Морено эмигрировал в США. В 1936 году в Биконе он открыл оздоровительный центр со специально построенным театром.
В Россию психодрама приходит в конце 80-х годов 20 века.
Перенос, вчувствование и теле
Перенос в психодраме трактуется в смысле, близком к психоаналитическому, — как нереалистическое восприятие другого с позиций собственных бессознательных желаний, ожиданий, обусловленных предшествующим опытом отношений с другими людьми, особенно в раннем детстве. При переносе нет реального понимания другого; здесь нет Встречи.
Вчувствование (эмпатия) в психодраме рассматривается как воображаемое принятие роли другого. Выделяют два его компонента — когнитивный и эмоциональный, которые в оптимальном варианте находятся в равновесии, что дает возможность относительно полного и целостного видения реальности другого и, соответственно, адекватного поведения.
Теле — двусторонний (или даже многосторонний) развернутый модус человеческих отношений, Встреча двух или нескольких людей, взаимовчувствование, взаимопроникновение, одновременное преодоление разделяющих психологических пространств. Теле предполагает адекватное видение другого; на нем может быть основано как взаимное притяжение (тогда взаимоотношения креативны), так и видение
Психодрама • конкурсы | московская психодраматическая конференция
Если вы хоть раз были на конференции, наверняка, у вас остались воспоминания. Предлагаем не хранить их в себе, а поделиться со всем психодраматическим сообществом. Да ещё и получить за это приз — новую порцию воспоминаний. Облеките эти воспоминания в художественную форму на ваш вкус и выбор. Будь то стихи, песня, эссе, видео-ролик, скетч, рисунок, поделка из сосновых опилок или театр на песке. Форма может быть любой! Давайте выпустим на волю свою креативность и спонтанность! Правила конкурса: Размещайте в комментариях под постом на нашей странице в Facebook до 22 февраля 2021 года творческие работы с пометкой, с какой конференцией целиком или конкретным …
Подробнее
Психодрама • правила поведения на конференции | московская психодраматическая конференция
Наша конференция является особым, безопасным, свободным от оценок пространством. Поэтому на протяжении всех видов активностей и в перерывах действуют правила:
- Участие в конференции возможно только по достижении возраста 18 лет.
- Участие в конференции возможно только после регистрации. Наличие бейджа с именем является её подтверждением и обязательно во время присутствия на всех мероприятиях конференции для всех участников.
- В коридорах и общественных пространствах школы все ходят в масках. На самих мастер-классах маски по желанию.
- «Конфиденциальность»: информация о других участниках является конфиденциальной, не разглашаем ее даже в измененном виде.
- Правило «Стоп»: вы имеете право отказаться участвовать в любой активности, объяснив причину.
- «Уважение к границам других людей»: мы все спрашиваем разрешения, перед тем как прикоснуться к человеку.
- «Безоценочность общения»: мы говорим только о себе и своих чувствах (Я-высказывания), не используем Ты-высказывания и не оцениваем других людей, не делаем интерпретаций и не даём советов.
- Ответственность за проработку поднявшихся тем: если в ходе мастерской актуализировался материал, который не может быть проработан в этом формате, участники берут на себя ответственность за использование возможностей support-групп или за получение иной профессиональной помощи вне конференции.
- Непричинение физического ущерба себе, друг другу и физическим объектам (обстановке). Бережное отношение к пространству, в котором происходит конференция.
- Курение разрешено только за пределами территории места проведения конференции. Вейп и электронные сигареты мы приравниваем к курению из-за запаха и возможной аллергии.
- Протагонистом в полноценной драме или большой виньетке участник может быть не чаще одного раза за день. Выполнение этого правила оставляем за участниками и ведущими мастер-классов.
Если кто-то нарушает данные правила в отношении Вас, пожалуйста, обратитесь к Ведущим мастер-класса, волонтерам или членам оргкомитета.
Давайте сделаем участие в конференции максимально комфортным!
Оргкомитет-2021
Религия и психодрама
Морено критиковал современную религию за ее оторванность от реальной жизни. По его мнению в человеке живет желание быть Богом, творить, созидать, то есть обрести состояние «Я-Бог».
Я-Бог — третья стадия эволюции искры Божьей; первая — Он-Бог — воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая — Ты-Бог — воплощена в Иисусе, богочеловеке, к которому можно «обратиться лично». Третья стадия — Я-Бог — еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробуждением креативности и спонтанности человека, призывая к «нормальной мегаломании». Спонтанность в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству.
Социометрия
Социометрия — эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях. Морено выделил две силы, действующие в отношениях между людьми, — притяжение и отталкивание, проявляющиеся как симпатия и антипатия. Для изучения действия этих сил в реальных группах был создан социометрический тест, целью работы с которым было выявление динамических глубинных социоэмоциональных структур (при этом понятия «притяжение» и «отталкивание» были трансформированы соответственно в «выбор» и «отвержение»).
С социометрией связаны представления Морено о социальном атоме, определяемом как наименьший элемент структуры отношений. Центром социального атома выступает конкретный индивид, но, с точки зрения Морено, обособленный индивид — это социальная фикция; в социальный атом входят все отношения человека с окружающими, которые в определенный момент так или иначе с ним значимо связаны в эмоциональном, социальном, деловом, культурном плане.
В социальный атом входят не все знакомые индивида (так называемый «объем знакомств»), а лишь те, кто в силу значимости отношений перешагнул «порог социального атома». В социальный атом входят также люди, связанные с индивидом желаемыми (но еще не реальными) отношениями; они образуют, так сказать, внешнюю оболочку вокруг ядерных отношений.
Упомянутые социоэмоциональные силы — притяжение и отталкивание — приводятся в действие отношениями трех типов, обозначаемых как перенос, вчувствование и теле.
Театр и психодрама
Значительное влияние на Морено оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М. Чехова. Из идей Станиславского близки Морено призыв следовать «истине страстей» (у Морено — принцип психологической правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, «поднимаясь до нее», ставя себя на место персонажей; при этом чувства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме — проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть «вспомогательного «я»»).
М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью переживаний, понимая формулу Станиславского «идти от себя» как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей форме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и «душевной технике» актера.
Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценарием. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не преследовавший поначалу терапевтических целей, предполагал собственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно.
Теория ролей
Морено разработал развернутую теорию ролей, которую дорабатывали его последователи.
Определения «роли», данных Морено:
В отличие от театра, в психодраме клиент исполняет не всем известные роли из классических произведений или современных постановок, а те роли, которые он играет в своей настоящей жизни, например, супруга, начальник, уставший родитель, мечтающий. А также роли людей, с которыми он взаимодействует, которые важны для него, будь то ныне живущие или уже ушедшие. Он может попробовать быть в роли своих чувств, желаний, опасений, надежд и ощущений.
Уровни ролей:
В модели Якоба Морено, дополненной Гретой Лёйтц, выделяется уровня:
- Соматический: телесная сфера, непосредственное поведение человека – «целующий партнера», «моющий посуду», «принимающий пищу» и т.д.
- Психический: уровень интрапсихических состояний и процессов – «радующийся», «грустящий», «испугавшийся» и т.д.
- Социальный: область общественных взаимоотношений – «сын», «психолог», «клиент», «любовник» и т.д. Социальным ролям соответствуют ролевые статусы, для каждой из них характерна определенная стереотипность, поскольку они относительно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек может в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие.
- Трансцендентный: экзистенциальный уровень роли – «любящий», «творящий», «сочувствующий» и т.д. Представление о трансцендентных (итегративных) ролях было введено Лёйтц; оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космосом и соотносится с высшими аспектами бытия, в частности с религиозными убеждениями, этикой, высшими чувствами, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой»… В одном из примеров Лёйтц такой ролью стала роль Христа, принятая Иисусом из Назарета.
Нормальное ролевое развитие предполагает поэтапное продвижение от соматической стадии к трансцендентной. Критерием здоровой личности является способность одновременно существовать на всех этих уровнях.
Теория спонтанности
Якоб Морено считал, что способность человека быть творцом является его основополагающим качеством. При рассмотрении им различных аспектов творчества, он сформулировал понятие «спонтанности». Это «некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу».
Спонтанность существует в моменте своего возникновения, она не может сохраняться или каким-то образом накапливаться, она может проявляться или подавляться. В последнем случае возникает, так называемый «невроз креативности», то есть обеднение бытия, отсутствие созидающей, приносящей удовольствие жизни, снижение личностных возможностей для персональных и социальных достижений.
По Морено, в новой обстановке возможно три варианта реагирования: отсутствие реакции, старая реакция, новая реакция. Спонтанность – это энергия, позволяющая адекватно реагировать здесь и сейчас на незнакомую ситуацию или оригинально и более адаптивно вести себя в старой ситуации. Самый первый пример спонтанности в жизни человека – это рождение.
Спонтанность – это противоположность тревожности, беспокойству. Чем больше первой, тем меньше второй. Нельзя путать спонтанность и импульсивность. Импульсивность, деструктивная спонтанность непродуктивна, она похожа на действия «из огня в полымя», в ней нет смысловой опоры и учета действительности.
Креативность не отделима от спонтанности. Креативность как творческая энергия в присутствии спонтанности способствует созданию культурных консервов, т.е. продуктов творческих актов таких, как пьеса, повесть, симфония. В психодраме участники группы учатся быть креативными и спонтанными в новых жизненных обстоятельствах.
Философия и психодрама
На Морено влияли различные философские концепции и трудно выделить только одну из них. Но можно утверждать, что экзистенциальные идеи Серена Кьеркегора и Мартина Бубера, были близки основателю психодрамы. Общим для них является идея диалога между Богом и человеком, идея равнозначности Я и Ты как условия настоящей «встречи», размышления об опасности прагматического отношения к Богу как к идолу, обоснование необходимости одновременности встречи и обособленности.
Также Морено привлекали концепции Карла Маркса: идея социальной сущности человека и идея отчуждения. Первая явилась основой концепции «социального атома», вторая была воспринята Морено не в экономическом плане, а как утрата спонтанности.
Элементы психодрамы
Зрители – люди, которые находятся в психодраматической группе, но активно не участвуют в действии.
Директор – это психотерапевт, обученный вести психодраму, выполняющий роль режиссера.
Протагонист — любой человек из группы, чью ситуацию или проблему сейчас проигрывают.
Вспомогательные Я — участники группы, которые играют заданные протагонистом роли, например, его отца или симптома.
Сцена — это выбранное клиентом пространство в помещении, где проходит психодрама. Оно может быть символически отделено лентой от зрительного зала, где сидят другие участники группы. Нужна для того, чтобы разделять происходящее в реальности (встреча) и переживания клиента.
Этапы психодрамы
1. Разогрев
Термин «разогрев» (warming-up) пришел в психодраму из спорта. В психодраме стадия разогрева служит цели повышения спонтанности в группе, создания атмосферы доверия и готовности к работе. Можно говорить о разогреве директора, протагониста и группы, в частности вспомогательных Я для вхождения в роль. От качества разогрева зависит продуктивность предстоящей драмы.
Широко распространены двигательные разогревы, позволяющие поднять энергетику группы, освоить новые роли, прочувствовать актуальные состояния на данный момент.
2. Действие
Психодрама построена на действии, даже второй этап сессии, следующий за разогревом называется действие. После разогрева директор и протагонист проводят действие, оно строится на сцене. Так выстраивается окружающая обстановка протагониста и его внутренний мир, в этом ему помогают вспомогательные Я, которые одновременно являются и помощниками директора, и продолжением протагониста.
Действие на сцене разворачивается здесь-и-сейчас от первого лица. В движениях часто выражаются бессознательные состояния или то, что человек не мог сказать словами.
В психодраме возможно переиграть события прошлого. Так, проиграв травматичную ситуацию из детства, протагонист может на сцене начать действовать по-другому, более спонтанно, адаптивно, совершенно, что облегчит некоторые аспекты проблемы в настоящем.
В психодраме также можно разобрать текущую жизненную ситуацию, проявить свои актуальные чувства, научиться их выражать, например, гнев или агрессию, любовь или нежность.
В психодраме можно заглянуть в альтернативные варианты будущего и посмотреть, что ждет протагониста, и что ему следует делать, чтобы прийти к желаемому результату
3. Шеринг
Термин происходит от английского to share – делиться. Шеринг завершает сеанс драмы. Все снова садятся в круг и по очереди обмениваются впечатлениями от драмы, своими эмоциями и мыслями. Основная задача этого этапа – поделиться своими чувствами с протагонистом, поддержать его. Также шеринг остужает чувства участников, возвращая их в повседневную жизнь.
4. Процесс-анализ (только в учебной группе)
Присутствует только в учебных группах. В ходе процесс-анализа обсуждается, как строилась драма, ее теоретические обоснования, техники, происходит интерпретация событий драмы.