Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация — Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио Женщине

Интерпретационная техника

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Интерпретационная техника – совокупность средств, приемов и правил уяснения и разъяснения смысла и действительного содержания правовых предписаний.

Интерпретационная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) интерпретационных актов (актов толкования права).

Правила подготовки интерпретационных актов можно объединить в три группы:

правила внешнего оформления;

правила формирования структуры;

содержательные правила:

а) языковые:

словам и выражениям придается то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если не имеется оснований для иной их интерпретации;

если имеется легальная дефиниция (определение) или же иным путем законодателем определено значение термина, то оно употребляется именно в этом смысле;

значение термина, установленного законодателем для данной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли;

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио если в законе не определено значение термина, то ему следует придавать тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике;

идентичным формулировкам одного и того же закона нельзя придавать разное значение, если это не следует из самого закона;

нельзя без достаточных оснований придавать одно и то же значение разным терминам;

б) логические;

в) по связи с другими актами толкования. Как правило, не допускается изменение позиции субъекта толкования.

Наибольшей четкостью и детализацией отличаются акты официального толкования Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

наименование решения, дата и место его принятия;

персональный состав Конституционного Суда Российской Федерации, принявший решение;

необходимые данные о сторонах;

формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;

нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;

требования, содержащиеся в обращении;

фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;

нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, которыми руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения;

доводы в пользу принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;

формулировка решения;

указание на окончательность и обязательность решения;

12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

Date: 2021-07-27; view: 5566; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Систематизация правовых документов – это деятельность, направленная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую согласованную систему.

· Объектами систематизации являются юридические документы. Предметом – отдельные разделы этих документов. конкретные нормативно-правовые, интерпретационные, правоприменительные предписания, подлежащие учету и группировке.

Субъектами систематизации являются частные лица, проводящие правосистематизаторскую работу по собственной инициативе и компетентные органы. Однако практика последнего десятилетия показывает, что доля и значение официальной систематизации неуклонно снижается. Частные лица действуют более оперативно и предлагают очень удобные формы систематизации.

Множество объективных и субъективных причин делают систематизацию крайне необходимой. К объективным причинам относятся: двухуровневая система законодательства; нестабильность в государстве; многочисленность правотворческих субъектов; формирование новых отраслей законодательства; накопление большого количества нормативных актов; пробельность, содержащаяся в нормативных актах и необходимость ее устранения.

Субъективные причины состоят в противоречивости нормативных актов разных уровней, а порой и внутри одного нормативного акта; засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями; декларативность актов; перекосы в соотношении законов и подзаконных актов.

Принципы систематизации – это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему: плановость, стремление к минимальному количеству нормативных актов, целесообразность, оперативность, непрерывность, экономичность, доступность, демократичность, гласность, профессионализм, научность.

Кодификация – это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Кодификация существенно отличается от других видов систематизации:

— целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта;

кодекс – фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права;

— цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений, но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права;

— кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки;

— при кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права;

— собранные правовые предписания перерабатываются путем изменения, дополнения и преобразования;

— кодификация имеет определенные ограничения: время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации и скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации;

— результаты кодификации всегда носят официальный характер;

— кодификационный акт является обязательным для всех его адресатов;

— кодификационные законы хотя и считаются по юридической силе равноправными с законами некодифицированными, однако специальный закон имеет преимущество перед законом общим.

Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству, правила ее проведения в большей мере относятся к законодательной технике.

Консолидация – это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт.

Консолидация занимает промежуточное положение между кодификацией и инкорпорацией, но тяготеет к первому виду систематизации, и граница между ними в последнее время стала размываться.

Правила проведения консолидации специфичны и отражают прежде все ее юридическую природу как преимущественно разновидности законодательной техники.

Особенности консолидации:

— в консолидированном акте могут быть объединены акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права;

— консолидация осуществляется в отношении быстро меняющихся сфер общественной жизни, в то время как кодификация не всегда позволяет своевременно отражать социальные изменения;

— консолидированный акт в отличие от кодифицированного новые правовые предписания не устанавливает и др.

Инкорпорация – это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

В процессе инкорпорации преследуются две цели: поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии и обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

По субъектам инкорпорации различают:

1. Официальная инкорпорация осуществляется правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации.

2. Официозная инкорпорация осуществляется правотворческим органом, но им не утверждается.

3. Неофициальная инкорпорация производится различными ведомствами, организациями, научными учреждениями, отдельными юристами по собственному усмотрению.

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы: нормативные акты, акты толкования, правореализационные и правоприменительные акты.

По критериям отбора правовых документов в сборник различают:

· инкорпорацию по юридической силе;

· хронологическую;

· систематическую (по отраслям права или ее части)

· предметную инкорпорацию (по разновидности общественных отношений или явлений).

Учет правовых актов – это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

По разновидности учета правовых актов различают официальный учет, который ведут юридические службы государственных органов и неофициальный, осуществляемый различными организациями и частными лицами.

Критериями систематизации могут быть
:

· вид юридического документа;

· орган, издавший документ;

· время издания документа;

· его юридическая сила; о

· траслевая принадлежность и предмет регулирования.

Способы учеты могут быть различными:

· картотеки,

· сброшюрованные папки,

· журналы,

· информационно-поисковые системы по праву.

В настоящий момент практически осуществился тотальный переход на компьютеризированный учет правовых актов: автоматизированные информационно-описковые системы и частные справочные правовые системы.

91 Правотворчество: понятие и виды

Правотворчество это некая форма государственной деятельности, которая связана с официальным выражением и закреплением нормы права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права.

Виды правотворчества:

1) законотворчество – это правотворчество высших представительных органов, которые издают нормативные акты высшей юридической силы;
2) делегированное правотворчество – это нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, которая осуществляется по поручению парламента по принятию оперативного решения определенных проблем нормативных актов, которые входят в компетенцию представительного органа;
3) подзаконное правотворчество – в данном случае нормы права в свою очередь могут вводиться и приниматься в действие Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

Date: 2021-07-27; view: 2858; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Организационные стандарты правотворчества призваны оправдать допустимость и необходимость господства позитивных законов как форм выражения общеобязательных нормативных требований гражданского общества, артикулированных органами государственной власти.

Особенно важна разработка таких стандартов для организации законодательных и представительных органов, осуществляющих правотворчество от имени народа страны, региона, если речь идет о законодательном органе субъекта федерации, или от имени населения муниципального образования.

Организационные принципы, обеспечивающие правовой характер нормативных правовых актов, издаваемых представительными органами, условно можно разделить на две самостоятельные группы: а) принципы их конституирования, коренящиеся в их политико-правовой природе (назначении) и б) принципы внутренней организации, обеспечивающие эффективную бездефектную деятельность.
Таким образом, организационные стандарты правотворчества являются необходимым элементом обеспечения надлежащего правотворчества в правовом государстве. Под организационными принципами стандартов следует понимать исходные начала, идеи, положенные в основу организации субъектов правотворчества и иных участников правотворческого процесса.

Стандарт законодательной процедуры включает ряд требований, обеспечивающих гарантии соблюдения критериев правового закона. Следует учитывать, что законодательный процесс – сложное по составляющим его действиям, стадиям и субъектному составу социально-правовое явление. Совокупность его образцовых свойств, качеств и признаков, удовлетворяющих стандарту, трансформируется из свойств и качеств: 1) участников законодательного процесса; 2) установленного порядка и последовательности действий, образующих отдельные стадии и весь процесс в целом; 3) порядка опубликования и вступления нормативно-правового акта в действие.

Стандарт научно-экспертного обеспечения законодательного процесса. Никто не может быть судьей в своем собственном деле. Поэтому законодатель, создавая закон, должен неоднократно подвергать его разнообразной проверке. Понятно, что начинаться такая проверка должна с выявления наличия или отсутствия социально-экономической потребности в правовом регулирования той или иной сферы общественных отношений23. Существенную помощь в этом вопросе ему могут и должны оказывать наука и общественные объединения. На актуальность решения этой задачи для совершенствования законодательства указывают предложения об упорядочении этой стороны деятельности парламента, сформулированные Е.М. Савельевым24. Правовое регулирование экспертного обеспечения законодательной деятельности – важная, но не исчерпывающая мера.

Стандарт научно-экспертного обеспечения законодательства должен обеспечивать независимую экспертизу закона с точки зрения специальных знаний, но ни в коем случае не подменять законодателя.

93 Законотворческий процесс: понятие и стадии

Законотворческим процессом называют упорядоченный процесс принятия законов, который состоит из ряда этапов.

Согласно статье 104 Конституции российской Федерации, право законодательной инициативы принадлежит как Президенту Российской Федерации, так и Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Российской Федерации.[1] Это право также может принадлежать судам Российской Федерации, а именно Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Основные стадий законотворческого процесса:

1.Законодательная инициатива. Заключается в внесении законопроекта на рассмотрение Государственной Думы. Право на совершение таких действий также может именоваться правом законодательной инициативы;

2.Предварительного рассмотрения законопроектов.
Законопроект, который подлежит рассмотрению Государственной Думой, направляется в соответствующий комитет палаты, которая назначается ответственным по законопроекту;

3.Рассмотрение, а впоследствии и принятие законопроектов в Государственной Думе.

Законопроект, подготавливающийся к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, материалы к нему направляются в Совет Государственной Думы в дальнейшем для внесения на рассмотрение Государственной Думы;

4. Подписание и обнародование закона. В соответствии со статьей 107 Конституции Российской Федерации , Президент Российской Федерации, которому направлен федеральный закон, подписывает и обнародует закон в течение 14 дней.

94 Подзаконное нормотворчество: виды и уровни

Подзаконное нормотворчество — принятие нормативных правовых актов в развитие федеральных законов Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций и др., т.е. органами исполнительной государственной власти. Предназначено для детализации законов и их конкретизации.

95 Систематизация законодательства: понятие, цели и виды

Систематизация законодательства — это деятельность по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов данного государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему.

Цель внутренней систематизации — внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве.

Цель внешней систематизации — внешняя обработка нормативных актов, их классификация.

Виды систематизации законодательства:

·Инкорпорация — это такой вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом) в единых сборниках. Инкорпорация является низшей формой систематизации. Различают

Официальную, проводимую непосредственно правотворческими органами, Официозную(полуофициальную), выполняемую по поручению правотворческого органа,

Неофициальную инкорпорацию, проводимую учебными, научными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальная инкорпорация является официальным источником законодательства

·Кодификация — это деятельность, направленная на создание нового сводного нормативно-правового акта — кодекса, устава и пр. с целью обеспечения единого непротиворечивого регулирования определенной сферы общественных отношений. Кодификация является высшей формой систематизации, ее могут проводить только правотворческие органы. Различают

Всеобщую, предполагающую образование кодифицированных актов по основным отраслям законодательства,

Отраслевую, представляющую собой объединение нормативного материала по определенной отрасли или подотрасли, и Специальную кодификацию, объединяющую нормы правового института или нескольких правовых институтов

·Консолидация — это такой вид систематизации, при котором несколько родственных нормативно-правовых актов сводятся в один для устранения множественности нормативно-правовых актов. Консолидация является промежуточным видом систематизации между инкорпорацией и кодификацией

96 Правовые отношения: понятие и признаки

Правовые отношения –возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Признаки правовых отношений:

· разновидность общественных отношений;

· носит волевой характер;

· как правило, возникают на основе норм права;

· характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей;

· осуществление субъективного права и исполнение юридической обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

97 Субъекты права: понятие и виды

Субъекты права –участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Виды субъектов:

· индивидуальные (физические лица) –граждане гос-ва, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

· Коллективные (юридические лица) – государственные и негосударственные организации, государство в целом: гос-ва, гос. органы и учреждения, фирмы, банки, предприятия и др. Юридическое лицо – организация, которая имеет в своей собственности имущество и отвечает по своим обязательствам своим имуществом.

Как быть Леди:  Рассказ. 57. Добровольное заточение (Валентинка Павлова) / Проза.ру

Date: 2021-07-27; view: 1055; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Содержание гражданских правоотношений – субъективные права и обязанности участников гражданского правоотношения. Субъективное гражданское право – мера дозволенного поведения субъекта гражданского правоотношения; состоит из юридических возможностей, называемых правомочиями. Виды правомочий: правомочия требования; правомочия на собственные действия; правомочия на защиту. Субъективная обязанность – мера должного поведения участника гражданского правоотношения; сводится к совершению субъектом определенных действий либо к воздержанию от них.

Основания возникновения гражданских прав: из сделок; актов госорганов и органов местного самоуправления; судебного решения; в результате приобретения имущества; в результате создания объектов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения. Необходимо знать, когда возникло право и когда оно прекратится (право собственности на имущество возникает у его приобретателя, как правило, при передаче этого имущества, но право собственности на недвижимость возникает с момента госрегистрации соответствующей сделки).

Осуществление субъективного гражданского права – реализация управомоченным лицом возможностей, заключенных в этом праве. Оно может быть личным или через представителя.

Способы осуществления субъективных гражданских прав. Фактические – действия, не порождающие юридических последствий (например, использование собственником земельного участка для выращивания овощей); юридические – действия, порождающие юридические последствия (например, заключение сделок, в частности, принятие наследства).

Субъективные права должны осуществляться в определенных пределах: в определенных временных рамках, формах, определенными средствами защиты и по определенным правилам.

Date: 2021-07-27; view: 371; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

1. Осуществление гражданских прав происходит путем совершения действий или воздержания от их совершения.

2. Граждане и юридические лица осуществляют свои права по своему усмотрению и в соответствии со своим интересом.

3. Отказ субъекта от принадлежащего ему права не влечет прекращение этого права, а иногда и не имеет юридической силы.

Пределы осуществления субъективных гражданских прав. Субъекты гражданского права обязаны: осуществлять гражданские права в соответствии с их назначением; не нарушать прав и законных интересов других лиц; не допускать действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу; не допускать действий, ограничивающих или устраняющих конкуренцию; действовать разумно и добросовестно; соблюдать нормы нравственности и другие принятые в обществе нормы и т. д.

Злоупотребление правом – действия субъектов гражданских правоотношений, совершаемые в рамках предоставленных им прав, но с нарушением их пределов.

100 Объекты правоотношений: понятие и виды

Объект правоотношения – это то, на что непосредственно направлено действие правоотношения. Объектом правоотношений является действительное поведение его участников. Участники правоотношения строят свое поведение в соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности.

Виды объектов правоотношений:

  • материальные блага – вещи, деньги, ценности, иное имущество и т. п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Материальные блага могут являться объектом и в иных отраслях права (в частности, быть объектом уголовно-правовой защиты);
  • нематериальные блага – это жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его безопасность и свобода, неприкосновенность личности и др. Нематериальные блага – объекты охраны в уголовно-правовых отношениях, а также они характерны для процессуальных, трудовых и отдельных других правоотношений;
  • культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческой деятельности, а именно: произведения искусства, литературы, научные изобретения, различные услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания. Все они являются как объектами гражданско-правовых, трудовых и других отношений, так и объектами уголовно-правовой защиты;
  • ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п. Данные объекты более типичны для административных и процессуальных отношений;
  • поведение субъектов – это правоотношения, которые складываются на основе норм административного права в сфере бытового обслуживания, управления хозяйственной, культурной деятельностью и т. д.

101 Юридические факты: понятие и классификация

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение правовых отношений).

Классификация юридических фактов:

Date: 2021-07-27; view: 467; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

· события- факты, не связанные с волей участников конкретного правоотношения:

ü абсолютные – естественные природные явления, которым придается юридическое значение в силу того, что они оказывают определенное воздействие на общественные отношения;

ü относительные – события, не связанные с волей участников конкретного правоотношения, о связаны с волей третьих лиц (поджог дома-страховое правоотношение между собственником и страховой кампанией).

· действия- факты, связанные с волей хотя бы одного из участников правоотношения:

ü правомерные:

Ø юридические акты-действия, совершенные с намерением породить юридические последствия;

Ø юридические поступки- действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, но они возникают в силу законов;

ü противоправные:

Ø правонарушения

Ø объективно противоправные – акты поведения, выражающее невиновное причинение вреда, нарушение субъективных прав.

102 Реализация права: понятие и формы

Реализация права— процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Формы реализации права:

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме.

Date: 2021-07-27; view: 379; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

1. объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2. субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1. между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2. между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3. между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4. между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5. между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6. между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий:

1. отмена старого акта;

2. принятие нового акта;

3. внесение изменений в действующие акты;

4. систематизация законодательства; деятельность судов;

5. референдумы;

6. переговоры через согласительные комиссии;

7. толкование и др.

Пробелы в праве –полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Способы преодоления пробелов в праве:

· аналогия закона –способ, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения.

· Субсидиарное применение права – способ, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой нормы из другой отрасли права

· Аналогия права —способ, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства.

106 Толкование норм права: понятие и способы

Толкование норм права –выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально – волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации.

Способы толкования — специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.

Способы толкования права:

языковой . Содержание правовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

· функциональный исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.

· исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

· систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

Date: 2021-07-27; view: 695; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Акты толкования – правовые акты, принятые компетентными гос. органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

Особенности актов толкования:

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

2) не являются источником и формой права;

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные — указы, постановления, инструкции и т.д.;

6) их цель — толковать, разъяснять, но не создавать право.

Виды актов толкования права:

1. По внешней форме:

· Письменные

· устные

2. По юридической значимости:

· Акты нормативного толкования

· Акты казуального толкования

3. По видам государственных органов:

· Акты законодательных (представительных) органов

· Акты исполнительных органов

· Акты судебных органов

· Акты органов прокуратуры

4. В зависимости от субъекта издания:

· Акты аутентичного толкования

· Акты легального толкования

5. По отраслям права:

· Конституционно — правовые

· Уголовно – правовые

· Гражданско — правовые

· др.

109 Правомерное поведение: понятие и виды

Правомерное поведение – общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности, общества и гос-ва поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое гос-вом.

Виды правомерного поведения:

Ø По форме проявления:

ü Действие;

ü Бездействие;

Ø По степени активности:

ü Пассивное – субъекты намеренно не используют принадлежащие им права;

ü Обычное – не связано с дополнительными затратами и усилиями;

ü Активное – связано с дополнительными затратами времени, энергии и тп.

Ø По формам реализации норм права:

ü В форме соблюдения;

ü В форме использования;

ü В форме исполнения;

ü В форме правоприменения;

Ø По отраслям права:

ü Реализация норм конституционного права;

ü Реализация норм гражданского права;

ü Реализация норм других отраслей;

Ø По мотивам поведения:

ü Основанное на убежденности личности в необходимости и соц. Ценности права;

ü Основанное на конформистских началах (подчинению стереотипу);

ü Основанное на страхе перед применением мер гос. принуждения.

Date: 2021-07-27; view: 327; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Субъективная сторона правомерного поведения — это психологическое отношение субъекта к своему поведению, которое предопределяет его правомерность. Субъективная сторона включает в себя мотив (побуждение) и цель (достижение, использование определенного блага, составляющего объект) правомерного поведения.
Объективная сторона правомерного поведения — это действие или бездействие, соответствующее правовым предписаниям или не противоречащее им. Для объективной стороны правомерного поведения имеют значение способы совершения соответствующих поступков, используемые при этом средства, реальность достигнутых результатов. Юридической оценке подлежат только объективно выраженные деяния.

Правомерное поведение, как и всякое вообще специфическое человеческое поведение, представляет собой органическое единство внешней деятельности человека и его сознания. Объективную сторону правомерного деяния образуют те его элементы, которые характеризуют его как акт внешнего поведения.

Субъективная сторона правомерного поступка складывается из элементов, которые характеризуют его с точки зрения внутреннего психического состояния лица в момент совершения этого поступка.

Правомерные поступки — акты сознательного поведения, но об их субъективной стороне можно судить лишь по содержанию и форме внешнего поведения лица. Нет другого объективного мерила намерений лица, помимо содержания и формы его действий. О реальных помыслах и чувствах личности можно судить лишь по одному признаку — по ее действиям. Поэтому правомерные поступки участников общественных отношений отличаются друг от друга, от противоправных деяний и юридически безразличных актов поведения прежде всего своей объективной стороной.

111 Правонарушение как социальная аномалия: понятие и признаки

Date: 2021-07-27; view: 340; Нарушение авторских прав

§

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

При определенных обстоятельствах некоторые формально противоправные деяния не относятся законодателем к числу правонарушении.

Обстоятельства освобождения от юридической ответственности:

v невменяемость (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях);

v необходимую оборону (имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т. с. явного несоответствия защиты характеру и степени общественной опасности посягательства) (ст. 37 УК РФ);

v задержание лица, совершившего преступление (имеет место при задержании лица, совершившего преступление, для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений путем причинения ему вреда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер) (ст. 38 УК РФ);

v крайнюю необходимость (допустима в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости) (ст. 39 УК РФ);

v физическое и психическое принуждение (допустимо в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями) (ст. 40 УК РФ);

v обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели) (ст. 41 УК РФ);

v исполнение приказа или распоряжения (допустимо в случаях действия лица во исполнение обязательных для него предписаний путем причинения вреда охраняемым законом интересам) (ст. 42 УК РФ);

Как быть Леди:  Заговор: как вернуть любимого мужчину, если он не хочет даже общаться

v малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности;

v казус (случай) и т. д.

Кроме того, следует иметь в виду, что действующее законодательство в отношении лиц, виновных в совершении правонарушения, устанавливает некоторые основания освобождения их от юридической ответственности. К их числу относятся:

акт амнистии;

истечение срока давности;

деятельное раскаяние виновного;

примирение виновного с потерпевшим;

изменение социально-политической обстановки;

применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия.

Освобождение от ответственности не тождественно освобождению от наказания. От ответственности может быть освобожден или подозреваемый, или обвиняемый, или подсудимый. Причем это делается и органом дознания, и предварительного следствия, и прокуратурой или судом, а от наказания освобождается уже осужденный, и только судом.

Date: 2021-07-27; view: 312; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Санкция — элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.)

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения, под которыми можно понимать форму и меру юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Негативными санкциями считаются правовые наказания, под которыми можно понимать форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

116 Правовое регулирование: понятие и виды

Правовое регулирование – это осуществляемая с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. Регулируя поведение, право тем самым регулирует и те отношения, в которых находятся субъекты, обладающие правами и обязанностями.

Виды правового регулирования:

Запрет – это возложение обязанностей воздерживаться от определенных действий. При запрете свобода поведения субъектов права начинается за пределами предписаний, заключенных в правовой норме.

Дозволения – управомоченная форма правового регулирования. Эта форма выражается в предоставлении участнику правовых отношений определенных субъективных прав, т. е. в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Предписание как форма правового регулирования обязывает совершение определенных действий (например, граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы РФ, собственник жилого дома обязан платить налоги). Предписание – прием императивного регулирования общественных отношений. Оно выражается формулой: «Все, что не разрешено, – запрещено». В правовых предписаниях устанавливаются правила поведения, т. е. то, каким образом следует поступать субъектам права. Если имеются отклонения от такого поведения, то для этого субъекта правоотношений могут наступить нежелательные правовые последствия.

Date: 2021-07-27; view: 447; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие — как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Различия между правовым регулированием и правовым воздействием:

Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.
Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие — не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе — необязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование — лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную, инфоррмационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства — правовыестимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.
Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического. Ведь действие права «состоит,

во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права);

во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)» (Л.И. Петражицкий). Социальный аспектхарактеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.

Date: 2021-07-27; view: 448; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак).

Элементы механизма правового регулирования:

§ норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

§ юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

§ правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

§ акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

§ охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

Способ правового регулирования — это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Способы правового регулирования:

Дозволение — способ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим нравом возможностей.

Запрещение — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.

Обязывание — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.

Методы правового регулирования:

§ императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим. Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;

§ диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях — заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

Date: 2021-07-27; view: 350; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Признаки правовых стимулов:

v они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

v сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

v обозначают собой положительную правовую мотивацию;

v предполагают повышение позитивной активности;

v направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.Виды правовых стимулов:

v в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льгота (диспозиция), поощрение (санкция);

v в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

v в зависимости от объема — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные(льгота);

v в зависимости от времени действия — постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

v в зависимости от содержания — материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Признаки правовых ограничений:

v они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

v сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;

v обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

v предполагают снижение негативной активности;

v направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

v в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическая обязанность,, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция);

v в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т.п.;

v в зависимости от объема — полные (ограничение дееспособности детей) ичастичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

v в зависимости от времени действия — постоянные (установленные законом избирательные ограничения) ивременные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

v в зависимости от содержания — материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

Date: 2021-07-27; view: 348; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Уровни:

В правовом регулировании общественных отношений необходимо прежде всего выделять такие два уровня, как непосредственное регули­рование и государственное регулирование. Непосредственное регулиро­вание является результатом прямого действия права, независимо от то­го, признано оно государством или нет. Право как определенная мера свободы всегда оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения, даже если оно не признается государством. Государственное регулирование — это регулирование, осуществляемое нормами позитив­ного права. Такое регулирование может быть даже антиправовым, по­скольку право и закон не всегда совпадают.

Государственное регулирование обществешгых отношений тоже имеет два уровня: нормативный и индивидуальный. Их нередко называ­ют видами правового регулирования, хотя на самом деле — это его уров­ни, так как индивидуальное правовое регулирование всегда носит под- нормативный характер и является продолжением нормативного право­вого регулирования.

Нормативный уровень связан с действием, функционированием норм позитивного права. На этом уровне происходит упорядочение оп­ределенных видов общественных отношений, в результате которого складывается общий (формальный) правопорядок. Общественные от­ношения. будучи урегулированными нормами права, превращаются в правоотношения. Но это еще общие правоотношения, поскольку ни субъекты, ни содержание этих правоотношений не конкретизированы. Нормы права, регулируя общественные отношения, лишь определяют, кто может быть участником этих отношений как правоотношений, ка­кими юридическими правами и обязанностями эти участники буду!4 или могут обладать, при каких условиях у этих участников могут реально возникнуть соответствующие, но уже конкретные, правоотношения.

Правовое регулирование на индивидуальном уровне связано с упо­рядочением конкретных общественных отношений, которые возникают и складываются уже как правоотношения. На этом уровне происходит реализация юридических прав и обязанностей, ставших субъективными, и цели, заложенные в нормах права, достигают своих конкретных адре­сатов.

Уровни правового регулирования (государственного регулирова­ния) можно рассмотреть и в других плоскостях. Так, учитывая исполь­зование государством централизованного и децентрализованного мето­дов правового регулирования, можно говорить о соответствующих уровнях (централизованном и децентрализованном) правового регули­рования. Принимая во внимание федеративное устройство нашего госу­дарства можно соответственно выделять уровни правового регулирования.

Приёмы:

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).

Позитивное обязывание — обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).

Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.

Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).

Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Режимы:

Правовой режим— это особый порядок правового регули­рования, выражающийся в определенном сочетании юридиче­ских средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные при­знаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечива­ются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во вре­менных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регули­рования, состоящий из юридических средств и характеризую­щийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо не­благоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъ­ектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать раз­личия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, времен­ные и пространственные факторы, включенные в сферу дейст­вия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основа­ниям. В зависимости от:

предмета правового регулирования выделяют конституци­онный, административный, земельный режимы и т. д.;

их юридической природы — материальные и процессуаль­ные;

содержания — валютный, таможенный, пошлинный режи­мы и т. п.;

субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без граж­данства и т. д.;

Как быть Леди:  сочувствие — Викисловарь

функций права — режим особого регулирования и особой охраны;

формы выражения — законный и договорный;

уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

сфер использования — внутригосударственные и межго­сударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).

Date: 2021-07-27; view: 2744; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

1. совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2. совершенствование правоприменения, «дополняющее» действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3. повышение уровня правовой культуры субъектов права, которое также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных регулируемых отношений.

123 Законность: понятие, принципы и гарантии

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

1. Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)

2. Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

3. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

4. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

5. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

6. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

7. Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);

8. Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровняправовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

Гарантии законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Date: 2021-07-27; view: 515; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Целесообразность законности — законность всегда целесообразна, всегда надо следователь предписаниям закона, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, отступление от них всегда нецелесообразно, т.е. любые отступления, чем бы они не были продиктованы, чем бы они не мотивировались – недопустимы.

Соотношение законности и целесообразности в деятельности органов власти и управления.

Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Требование целесообразности не должно противоречить требованию законности при реализации ответственности (целесообразность не допускает возможности принятия произвольных, субъективных решений государственным органом). И уж тем более нельзя нарушать требования закона под видом его нецелесообразности. В таком нарушении нет необходимости, ибо сам закон дает возможность выбора целесообразного решения. Например, санкции уголовно-правовых норм являются относительно определенными, что позволяет государственному органу избрать наиболее целесообразную в конкретных условиях меру наказания. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

Date: 2021-07-27; view: 3153; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Под основанием юридической ответственности принято понимать те правовые и фактические факторы, при существовании которых государство применяет к субъектам права те или иные принудительные меры. Правовым основанием юридической ответственности является норма права. Фактическим основанием юридической ответственности выступает правонарушение. Если из состава правонарушения исключается какой- либо необходимый компонент, то нет целого — правонарушения, нет законного основания юридической ответственности. Но наличие нормы права и факт ее нарушения автоматически не влекут юридической ответственности. Юридическая ответственность может наступить лишь на основе акта применения нормы права к данному конкретному случаю. Вот почему полным законным основанием юридической ответственности выступают: состав правонарушения и акт применения о назначении той или иной меры юридической ответственности. Лишь та ответственность может быть назначена правонарушителю, которая определена в юридической норме. Назначение за конкретное правонарушение меры юридической ответственности, не предусмотренной правом, представляет собой нарушение законности.

Способы закрепления вида и пределов юридической ответственности в нормах права различные.
В одних нормативных актах виды и размеры ответственности определяются вслед за описанием состава правонарушения. Такой прием используется в УК, в актах, устанавливающих административную ответственность.
Иногда состав правонарушения формируется как нарушение обязанностей, а затем следует перечень возможных мер ответственности. Это имеет место в трудовом праве. В некоторых случаях ответственность за правонарушения предусматривается специальным актом, который выступает в качестве дополнения к акту, устанавливающему юридические обязанности.
В судебной, административной и дисциплинарной практике факты неосновательного привлечения к ответственности встречаются отнюдь не редко, что особенно опасно для становления правового государства.

Date: 2021-07-27; view: 513; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ — специально учреждаемые государством органы, призванные обеспечить конституционную законность (правовую охрану конституции). Мировой конституционной практике известны две модели К.ю. — американская и европейская. Американская модель основана на прерогативе высшего судебного органа общей юрисдикции (Верховного суда) выносить решения о неконституционности законов. При этом суд может объявить неконституционным любой закон, подлежащий применению в конкретном деле. Такая система конституционного контроля действует в США, Канаде, Японии, Австралии, Индии, Швейцарии, Скандинавских странах и др. Европейская модель основана на том, что специально учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым судом. Такая модель К.ю. характерна для РФ. Механизм конституционного контроля РФ образуют Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. В то же время органы конституционного контроля субъектов РФ не образуют с федеральным Конституционным Судом единую систему. Объединение этих органов в рамках К.ю. страны обусловлено характером осуществляемых ими задач: а) охрана демократической Конституции и б) конституционная защита ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, всего конституционного строя.

127 Правопорядок: понятие и социальная ценность

Правопорядок — это порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения.

Правопорядок являются непременными условиями и выступают в качестве основы:

  • нормального функционирования жизни общества;
  • четкой, эффективной деятельности государственных, хозяйственных, общественных организационных структур;
  • обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей, надежной охраной законных интересов и прав физических и юридических лиц;
  • уверенность населения в справедливости действий власти.

Date: 2021-07-27; view: 464; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами права всех действующих на территории гос-ва норм права. Виды правопорядка:

Элементы правопорядка:

1. Закреплённая юридическими нормами правовая структура общества, куда включаются государство, его органы, предприятия, организации и учреждения; негосударственные образования и общественные объединения, граждане. Чётко определяется их атрибутивный элемент: компетенция, полномочия, функциональная нагрузка, соотношение по юрисдикции и другие правовые свойства и сферы возможных взаимодействий. Всё это оформляется правовым статусом участников правопорядка : конституцией, законами, уставами, договорами.

2. Правовые отношения и связи, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения. В динамический аспект взаимодействия элементов структуры и их свойств включаются реализованность прав и обязанностей, свободы и ответственности личности, гарантированность, фактическая и правовая обоснованность поступков и действий субъектов, индивидуализированность и определённость отношений и связей, их законность и справедливость.

3. Атрибутивные элементы правопорядка проявляются во многом, но, прежде всего в упорядоченности элементов структуры. Здесь регулируется всё: участники и их отношения, связи и свойства; методы воздействия на отношения и поведение людей, процедуры и процессы возникновения и развития элементов. Вводится многогранная и разносторонняя правовая регламентация. Очень часто атрибутивные элементы закрепляются в правовых актах, которые называются распорядком, регламентом, процессом, протоколом и т.п. Такая многосторонняя урегулированность ведёт к устойчивости и стабильности, что характеризует правопорядок кК монолитное образование.

Виды правопорядка:

Классификация правопорядкапроводится по следующим основаниям: по территориальному охвату на: правопорядок всего государства; правопорядок субъектов федерации; правопорядок города, района и т. д.;

по правовому охвату:

v общеправовой;

v отраслевой;

v правопорядок при реализованности отдельных норм права;

по отраслям права:

v конституционный;

v финансовый; административный;

v уголовно-правовой;

v правопорядок в иных сферах права;

по степени закрепления:

v формализованный;

v неформализованный (peaлизованность обычаев и т. д.);

по сложности:

v сложный;

v элементарный;

v упрощенный.

Date: 2021-07-27; view: 4958; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

С каждым новым этапом развития общества, с расширением демократических начал и активизации личного фактора возрастает необходимость в стабилизации, урегулированности и гарантированности связей и взаимоотношений, взаимодействий людей. Это обстоятельство порождает стойкую тенденцию систематического упрочения и укрепления правопорядка. Поэтому общество — государство — народ должны постоянно заниматься решением этих проблем.

Данная тенденция обусловлена объективными потребностями и интересами людей, которые должны использовать все правовые средства, особенно право и законность, для постоянного укрепления всех сторон правового порядка.

Важнейшей тенденцией развития является упрощение, универсализация, оптимизация правовых связей, отношений, структур и регулирования. Увеличивающиеся объемы работы, углубляющиеся социальные процессы, усложняющиеся взаимоотношения приводят к перенасыщенности социальных и правовых связей. Общество этого не принимает, что приводит к неуправляемости и произволу. Личность отторгает перенасыщенность связей и сложности социальной жизни. Отвергаются отжившие социальные институты. Упрощаются связи и процессы. Все более универсальной и оптимальной становится регламентация. Конечно, нельзя тенденцию к упрощению сводить к примитивности. Первое — величайшее благо, второе — непоправимое зло. Речь идет не о поверхностных моментах и примитивных подходах к решению сложных проблем, а о высшем достижении человеческого разума, о наиболее простых и целесообразных формах организации общественной жизни. Эта тенденция затрагивает все стороны правопорядка.

Необходим оптимальный объем нормативного материала за счет увеличения общности правовых предписаний. Требуется резкое сокращение субъектов, которые занимаются правотворчеством. В серьезной универсализации нуждаются правовые статусы субъектов. Очень часто наблюдается усложненность и запутанность процесса, процедуры. Неоправданное копирование субъектами Федерации федеральных структур, наличие дублирующих организаций и функций, низкое качество законодательства, да и многое другое говорит о несовершенстве правовых связей сегодняшнего дня. Они сложные, запутанные и не всегда доступны людям. А это разрушает правовой порядок. Вот почему универсализация и оптимизация, упрочение выступают одной из определяющих тенденций на путях формирования четкого правового порядка. Обществу нужен четкий, простой, понятный и доступный людям порядок, дающий высокую степень прочности, стабильности и гарантированности жизненных процессов.

В настоящее время многие из этих вопросов попадают в сферу проведения правовой реформы. Вносятся конкретные и самые разнообразные предложения о путях совершенствования правовых рычагов, которые в конечном счете будут способствовать формированию правопорядка и правового государства.

Тенденцией развития правопорядка выступает и борьба противоположностей. В правовой жизни отчетливо просматриваются два направления: одно нацелено на укрепление и упрочение правопорядка, другое — на его отрицание и разрушение. Одно связано с укреплением права, законности, с уравновешенностью и стабилизацией связей; другое — с их противоположностью — неурегулированностью, злоупотреблениями, преступностью, попранием прав, свобод, законных интересов личности и др. В борьбе этих противоположностей идет процесс формирования и упрочения правопорядка. Чем решительнее наступления на негативные проявления, чем прочнее правопорядок, тем больше сужается сфера проявления негативных сторон. На путях законности, демократии и справедливости формируется правовой порядок. На путях беззакония, произвола и несправедливости он разрушается. Эти противоположности обусловливают определенную тенденцию правового развития. Государства и люди не могут быть снисходительными к этим направлениям. На путях упрочения порядка и борьбы с негативными явлениями решаются проблемы удовлетворения интересов людей. Степень их удовлетворения и гарантированности провозглашенных прав и свобод находится в прямой зависимости от прочности правового порядка.

Date: 2021-07-27; view: 1050; Нарушение авторских прав

§

Проблема допустимости запроса: закон и его интерпретация - Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституцио

Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологистами, другими общественными организациями позволяет консолидировать общество, активизировать творческие силы нации на самом низовом и массовом уровне, адекватно подходить к решению обостряющихся социальных проблем, эффективно контролировать действия бюрократического аппарата и бороться с коррупцией. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.

В заключение следует отметить, глобализация не является предопределенным и автономным процессом. Исторический опыт ХХ в. указывает на неизбежность динамического взаимодействия глобализации и фрагментации. Динамика данных взаимоотношений детерминируется взаимоотношениями, которые складываются между глобальными регулирующимися механизмом и национальными интересами государств. Государство выступает важнейшим посредником данных взаимоотношений, занимая центральное место в оценке и развитии глобализации и фрагментации.

132 Право XXI века: тенденции и перспективы

Date: 2021-07-27; view: 453; Нарушение авторских прав

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий