Про рэкетные и аутентичные чувства

Про рэкетные и аутентичные чувства Женщине

Аутентичные чувства

  • сопровождаются телесным откликом,
  • адекватны тому что происходит вокруг (ситуации),
  • относятся к одному из 4 базовых чувств:

Про рэкетные и аутентичные чувства

14 декабря 2020 г.

Про рэкетные и аутентичные чувства

В транзактном анализе принято делить чувства на рэкетные (замещающие) и аутентичные (настоящие). Аутентичных чувств всего четыре: страх, злость, печаль, радость! Даже маленький, только что родившийся малыш, может испытывать эти чувства.
Рэкетных чувств бесконечное множество, например, смущение, ревность, депрессия, вина, обида, чувства растерянности, фрустрации, беспомощности, отчаяния, непонимания и т. д.

Воспитывая своих детей, родители неосознанно обучают замещать аутентичные чувства рэкетными. Например, мальчикам часто дают послания: «Ты же мужик, не плачь! Возьми себя в руки!». Зато гнев поощряется в этот момент. Так в будущем у мужчины разовьется рэкетный гнев. Вырастая, такие мужчины в ситуации горевания начинают испытывать гнев и не могут прожить боль, застревая в этом процессе.

С девочками, чаще, все с точности наоборот. Им запрещают злиться там, где злость нормальная и естественная, подменяя её печалью. Родители часто кидают противоположную по посланию фразу: «Ты же девочка! Хорошие девочки не злятся!». И вырастают такие девочки, неумеющие выражать свою злость и защищать свои границы.

И, конечно, же проявление рэкетных чувств закрепляется у ребёнка дающимися поглаживаниями со стороны родителей.

И всё бы ничего, если бы в стрессовой ситуации эти детские паттерны не повторялись бессознательно. А, значит, подлинные чувства и потребности остаются неудовлетворенными. И загнанные внутрь, они будут проявляться в виде психосоматических реакций, фобий, приступов панической атаки и пр.

А главное, аутентичные чувства приводят к решению проблемы «здесь и теперь», разрешению и завершению ситуации! Рэкетные же чувства — не дают завершения. Так, аутентичный гнев помогает решить проблему в настоящем. Страх — в будущем. Печаль — помогает проститься с прошлым, завершить ситуацию и сказать ей «прощай!».

Разрешая себе проживать аутентичные чувства, мы решаем свои проблемы, Взрослеем и становимся гармоничнее. Другое дело, что проживать не всегда умеем экологично, но это уже совсем другая история, о которой я расскажу в следующий раз…

Работа с чувствами, когда они возникают

Для того, чтобы эмоции не «застревали» в теле и не приводили к осложнениями (например, к психосоматическим заболеваниям) в работе с чувствами клиенту в первую очередь необходимо научиться выражать их экологично здесь и сейчас (вне зависимости от того, к какой категории они относятся), а именно:

  • выйти в отдельное помещение (например, в туалет)
  • определить какого из базовых чувств больше в данном чувстве:

всем телом выразить это базовое чувство максимально активно используя мимику лица:

  • злость — порычать или пошипеть, корча злобную рожицу,
  • страх — активно попугаться (ой, боюсь-боюсь), сев на корточки и закрыв голову руками,
  • печаль — поплакать, скривив печальную физиономию,
  • радость — активно порадоваться (можно попрыгать, помахать руками: Yes!)

Для работы с аутентичными чувствами приведенной выше техники достаточно.

В работе с рэкетным чувством кроме его выражения необходимо найти аутентичное чувство, которое находится под рэкетным с помощью вопроса: «А что на самом деле я себя чувствую, когда мне кажется, что чувствую «рэкетное чувство» (например, страх)?»

В работе с резиновыми лентами необходимо найти и вновь прожить ситуацию из прошлого в безопасной обстановке (например, наедине дома или в кабинете психолога): это позволит аннулировать эмоциональный заряд прожитой ситуации прошлого.

Резиновые ленты

  • реакция на внешний стимул, который связан с эмоционально заряженной ситуацией в прошлом (не обязательно в детстве, например, после того как Вас покусала собака может появиться страх при виде собак)
  • в точности повторяют то чувство что чувствовали, когда возникла первоначальная ситуация
  • возникает, если вокруг нас происходит что-то что напоминает старую ситуацию
  • не навязчиво и не самопроизвольно повторяема
  • более сильное, чем рэкетное чувство
  • не обязательно связано с детским возрастом

Рэкетные и аутентичные чувства

История про Юлю  (авторская, не содержит историй реальных людей)

Жила-была девушка Юля, которая все время плакала. Она плакала, когда муж ей признавался в любви и дарил подарки, плакала, когда ее критиковал начальник на работе, плакала, когда коллеги делали ей комплименты за красивое платье и прическу, плакала, когда шёл дождь и когда светило солнце, плакала, когда была в веселой компании друзей и когда была одна.

Плакала, когда грустила и печалилась, плакала, когда веселилась и радовалась, плакала, когда любила и ненавидела, плакала, когда восторгалась и испытывала отвращение, плакала, когда злилась и даже, когда боялась…Плакала по поводу и без повода…  

Муж Юли, добрый и внимательный мужчина, все время злился, злился от непонимания, почему его Юля плачет. Он дарил ей подарки, любимые цветы, приглашал в кино и изысканные рестораны, заботился и любил ее, а она все время плакала…

И вот однажды Юле стало так грустно и плохо, она не могла уже терпеть это и ее стали посещать самые разные мысли:

— «Я недостойна своего мужа и его любви… ведь я все время плачу»

— «Я не умею смеяться и радоваться жизни, ведь мне все время грустно» — «мои друзья считают меня странной, потому что я все время плачу»

— «Я не хочу рожать ребёнка, потому что я его смогу научить только плакать»

И вот наша Юля, когда эти муки стали совсем душераздирающими, решила разобраться что с ней происходит и пошла к психотерапевту. И психотерапевт ей рассказала, что есть такие чувства — рэкетные.
Юля очень удивилась и захотела как можно больше узнать о таких чувствах.

Оказалось, что рэкетные чувства – замещающие чувства, они замещает настоящие, аутентичные чувства, эмоции или потребности. Чувства рэкета взяты с модели поведения родителей или поощрялись ими, в то время как другие чувства не поощрялись или запрещались. Эти эмоции не способны найти выход из конкретной ситуации.

Как быть Леди:  НОСТАЛЬГИЯ - что такое в Большой советской энциклопедии

Аутентичные чувства — это настоящие чувства, их всего четыре: гнев, печаль, страх, радость. Рэкетных чувств бесконечное множество, например, смущение, ревность, вина, обида, чувства растерянности, фрустрации, беспомощности, отчаяния, непонимания и т. д.

Юля вспомнила, что ее бабушка тоже всегда плакала. Плакала, когда готовила еду, плакала, когда Юля задорно смеялась, плакала, когда Юля впервые пошла, плакала, когда Юля начала говорить первые слова…

Однажды, когда Юле исполнилось 5 лет, бабушка умерла… и в этот день Юля решила, что не может отпустить бабушку так просто, поэтому будет всегда плакать, так бабушка будет всегда рядом.

И в процессе работы с психотерапевтом Юля раз за разом возвращалась в своё детство: там она вспомнила, что в детстве, когда она попросила у мамы подарок, а мама сказала «сейчас не купим», Юля расплакалась — и мама купила ей подарок.

Потом она вспомнила: когда-то она попросила папу поиграть с ней, а Папа только пришёл домой и устал после рабочего дня, он сказал ей, что хочет полежать. Юля расплакалась, и Папа пошёл с ней играть. И тут Юля поняла, что свою привязанность к бабушке можно еще использовать и с целью получения выгоды.

Юля таких историй вспомнила ещё много: про новую куклу, про разрешение пойти на день рождения к подруге, про выбор профессии, про дату свадьбы… и все это она получала только после того, как плакала…

И вот работая над собой, Юля постепенно научилась чувствовать и понимать свои настоящие чувства:

— смеяться, когда радостно;

— злиться, когда нарушают ее границы;

— печалиться, когда происходит что-то грустное;

— бояться, когда страшно.

Потом она перестала играть в психологические игры, а если игра была неизбежной — то Юля играла осознанно.

Юля узнала, что у неё было много запретов: «не живи», «не будь собой», «не чувствуй», «не будь взрослым», «не думай».

Ей конечно же пришлось приложить очень много усилий, чтобы собрать себя заново, чтобы укрепить своего взрослого и научиться понимать себя. Но награда была прекрасна — наша Юля стала счастливой, уверенной, взрослой и успешной женщиной.

Отношения с мужем значительно улучшились, на работе был карьерный рост, у Юли появились друзья и много своих интересов, которые наполнили ее жизнь новым глубоким смыслом и желанием жить!

Рэкетные чувства

  • неадекватны тому что происходит (например, возникает иногда ощущение, человек как будто ищет повод для того, чтобы разозлиться и находит его)
  • всегда покрывают автономные (или другие рэкетные, но «внизу» всегда автономное чувство, например рэкетная злость покрывает рэкетный страх, который в свою очередь покрывает аутентичную печаль):
    • это происходит в тех случаях, когда автономная реакция на ситуацию внутренне запрещена (например, злость у большинства женщин или страх у многих мужчин)
    • аутентичное чувство становится источником психической энергии для рэкетного чувства (отсюда и внешне неадекватная текущей ситуации «сила» рэкетного чувства)
  • повторяемые, навязчивые (например, могут являться постоянным эмоциональным фоном человека вне зависимости от внешней ситуации)
  • у каждого человека ограниченный набор «любимых» рэкетных чувств, которые составляют его личностный стиль:
    • каждое рэкетное чувство связано с какой-то благополучно не разрешенной драмой в детстве
    • рэкетные чувства организуют психологические игры, в процессе которых на партнеров по игре проецируются персонажи, связанные с соответствующей рэкетной драмой (историей)

Рэкетные чувства -о замещении подлинных чувств.

При рождении каждый из нас наделен набором аутентичных эмоций: радости, страха, печали, гнева. К ним можно добавить различные физические ощущения, которые может испытывать ребенок, например, покой, расслабленность, голод, сытость, усталость, возбуждение, сонливость и другие. В течение первых лет жизни мы испытываем, проверяем эти эмоции и ощущения и реакцию окружающих на то, как мы их выражаем. Семья, используя принятые нормы поведения, пытается поставить фильтры на открытое, спонтанное проявление эмоций. Ребенок учится подавлять одни и пользоваться другими, иногда в ущерб собственным желаниям, но получая поощрения, поглаживания от родственников за «правильные» эмоции.

В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции. Чувства — одна из форм переживания своего отношения к предметам и явлениям, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличии от эмоций, отражающих субъективное отношение к предмету в конкретной ситуации, чувства выделяют явления, которые имеют стабильную мотивационную значимость. Следовательно, при одном и том же стимуле эмоции как реакции на стимул могут быть разными, чувства же относительно постоянны. Чувства формируются по мере развития индивидуального сознания ребенка, под влиянием воспитательных воздействий семьи, средств массовой информации и искусства. Возникая как результат эмоционального опыта, сформировавшиеся чувства становятся ведущими и начинают сами определять динамику и содержание эмоций. Например, из чувства любви к близкому человеку могут развиваться — как радость, так и страх за него, гнев, если он не оправдал ожиданий, или печаль, например, при расставании.

В каждой семье есть свои предпочтительные, разрешенные чувства. В обществе для каждого пола, возраста, социального слоя есть разрешенные и запрещенные чувства. Например, во многих так называемых интеллигентных семьях женщине не принято сердиться, гневаться, ярко выражать свои эмоции, быть «базарной бабой». Неприлично. Однако при гневе человеческий организм вырабатывает дополнительную энергию, необходимую для защиты. Что с ней делать? Если девочка сердится, все говорят, что она устала, переутомилась, ведь девочки такие чувствительные. Если продолжает сердиться — ребенок заболел. «Полежи, успокойся, мама побудет с тобой, почитает книжку». «Хочешь чего-нибудь вкусненького?» Все члены семьи не замечают гнева ребенка, не спрашивают и не интересуются источниками гнева. Эмоция гнева запрещена, и она игнорируется.

Ребенок растет и начинает думать, что устал, заболел, когда испытывает чувство гнева. Во взрослой жизни напряжение, которое возникает от невозможности расслабиться или дать выход энергии гнева, будет проявляться головными болями, мигренью или болями в эпигастрии с возможным исходом в язву желудка или двенадцатиперстной кишки. Это уже называют — влиянием стресса, который принято лечить или «заедать чем-нибудь вкусненьким». Итак, когда девочка, женщина игнорировала свой гнев и не проявляла его открыто, то она получала поглаживания в виде материнской заботы и чего-нибудь вкусненького. Истинную эмоцию гнева она заменяла рэкетными чувствами, которые были разрешены, например, печалью, обидой, болью.

Как быть Леди:  Сочинение не тему «Как отцам и детям найти компромисс?»

Рэкетное чувство — замещающее чувство, оно замещает настоящее, аутентичное чувство, эмоцию или потребность. Чувство рэкета определяется как чувство, зафиксированное и поощряемое в детстве, переживаемое в различных стрессовых ситуациях и не способствующее взрослому решению проблем. В нашем примере, женщина, будучи девочкой, научилась в своей семье справляться с гневом — болея. Будучи уже взрослой и имея взрослые ресурсы, она по-прежнему использует энергию гнева для его подавления, для сдерживания, для переключения на другие чувства — печали, обиды, зависти, огорчения или на телесную боль. Например, она заболела, получила заботу от близких людей, очередной раз подкрепила поглаживаниями правильность выбранного способа реагирования. Но она не решила проблему, связанную с возникновением гнева. Источник остался, и он будет вновь вызывать гнев. С каждым разом требуя больше сил и энергии на сдерживание гнева. Психосоматическая болезнь — диагноз, который поставят женщине, и будут лечить тело. Болеть не стыдно. Признать же свою некомпетентность, несостоятельность или поражение в какой-либо области жизни — стыдно. Образ врача знаком и социально поощряем. Образ психолога, психотерапевта непривычен. Психосоматические болезни надо лечить, но врач будет лечить только тело. Если не лечить «душу», то возникает парадокс. Лечение тела без лечения души усиливает систему рэкета и делает болезнь «неизлечимой».

Пациент получает от врача поглаживания в виде внимания к болезни, заботу, лекарства, процедуры, рекомендации оставаться в постели. Иногда врач становится единственным человеком, который интересуется пациентом.

Рэкет представляет собой проигрывание устаревших стратегий поведения, часто принятых в детстве и помогавших в те далекие времена. Но в настоящем-то они уже не являются успешными стратегиями.

В детстве ребенок, демонстрируя рэкетные чувства, получал от родительских фигур долгожданное поглаживание. «Здесь и сейчас» в окружении уже взрослого человека всегда найдется тот, кто даст эти поглаживания, так как мы сами выбираем свое окружение. Каждый раз в стрессовой ситуации эти детские паттерны будут повторяться бессознательно. Однако подлинные чувства и потребности останутся неудовлетворенными. Загнанные внутрь, они будут проявляться в виде психосоматических реакций, фобий, приступов панической атаки.

Дети учатся испытывать чувства рэкета как средство удовлетворения своих потребностей в семье, как способ получения поглаживаний. Мальчиков учат подавлять страх, печаль, боль, зато можно сердиться, проявлять агрессию. «Не плачь, ты же мужчина. Мой маленький солдат!» Так в мужчине развивают рэкетные гнев, агрессию, чтобы заместить страх и боль. Девочек же учат заменять гнев на плач или печаль, даже если им хочется дать сдачи. «Ты же девочка, разве можно драться!»

Культура, религия, идеология общества также используют систему рэкета. Поразительно то, что обоснования для рэкетных чувств добропорядочны, праведны и справедливы.

Вот пример, рассказ участницы нашей терапевтической группы. Елена, 38 лет, врач. «Мне было десять лет. Отец тогда работал на комбайне. Он брал меня в поле. Была осень. Мы встали очень рано, еще до рассвета. Когда подошли к полю, рассвело. Огромные поля золотой пшеницы, как живые, двигались от малейшего ветерка и переливались. Мне казалось, что они живые и разговаривают со мной. Радость, восторг. Острое чувство единения с миром, природой. Вдруг страх — неприлично так радоваться, ведь кругом люди заняты тяжелым трудом, день и ночь убирают урожай. А я веселюсь?! Вина, печаль сменяли радость. Оставаться в поле уже не хотелось». Это яркий пример замены аутентичной радости на рэкетный страх, вину. И обоснование наполнено праведным гневом: «Радуешься, а люди мучаются». Почему нельзя трудиться с радостью?

Национальные стереотипы замены аутентичных эмоций на рэкетные чувства хорошо прослеживаются в народных сказках, фольклоре. Иванушки, Емели обычно страх подменяют пассивным глупым поведением. «Ваньку валяют». Много пословиц, поговорок указывают на способ подмены или являются предостережением для проявления аутентичных чувств и эмоций. Например: «Рано пташечка запела — как бы кошечка не съела», «Смех без причины — признак дурачины», «Много смеешься — будешь горько плакать».

Для терапевтической работы важно различать рэкетные чувства и скрывающиеся под ними аутентичные, истинные чувства. В транзактном анализе принято, что аутентичных чувств, как первичных эмоций, всего четыре: гнев, печаль, страх, радость. Это первый признак отличий.

Рэкетных чувств бесконечное множество, например, смущение, ревность, депрессия, вина, обида, чувства растерянности, фрустрации, беспомощности, отчаяния, непонимания и т.д.

Может возникнуть вопрос, в связи с чем рэкетные чувства иногда носят такое же название, как и аутентичные? Печаль, страх, радость, гнев могут быть и рэкетными. Например, часто встречающаяся женская манипулятивная стратегия. Гнев открыто выразить нельзя, ведь женщина должна быть нежной, хрупкой и беззащитной. Зато можно поплакать, погрустить о том, что тебя не понимают. Обидеться, надуться. Аутентичный гнев женщина заменила эмоцией печали, но уже рэкетной. Для облегчения задачи распознавания рэкетных чувств существует второй признак отличий.

Аутентичные чувства приводят к решению проблемы «здесь и теперь», разрешению и завершению ситуации. Рэкетные чувства — не дают завершения.

Третий признак предложил Джон Томпсон. Он объяснил связь аутентичных чувств с решением проблем во времени. Аутентичный гнев помогает решить проблему в настоящем. Страх — в будущем. Печаль — помогает проститься с прошлым, завершить ситуацию и сказать ей «прощай!». Аутентичная радость — не имеет временных границ и сигнализирует «Не нужно никаких перемен!»

Рассмотрим пример. Виктор, врач 45 лет, ехал в вагоне поезда. Выйдя в тамбур, почувствовал запах гари и дыма. Аутентичное чувство страха было им подавлено на спокойствие. «Я мужчина, что буду панике поддаваться». Он чинно сидел и ждал, когда кто-то другой рванул стоп-кран. Виктор помогал из задымленного вагона выносить вещи других пассажиров. Когда пожар разыгрался, и вагон начал гореть, он засобирался и был последним, кто покинул вагон. Он схватил, что под руку попало, когда выскакивал из горящего вагона. Обжег себе лицо и руки, шрамы остались. В той поездке Виктор вез важный груз, который полностью сгорел.

Как быть Леди:  15 неожиданных вещей, от которых способны потерять голову все мужчины | Фитнес и питание | 7Sisters

Итак, страх, который был аутентичным у Виктора в начале пожара, помог бы ему решить проблемы «в будущем» — его груз остался бы невредимым, не сгорел, его лицо и руки не обгорели бы. Виктор предпочел заместить страх равнодушием и спокойствием. После пожара ему пришлось уволиться и переехать в другой город. Гибель груза ему не простили. Переезжать в другой город не захотела жена, они расстались.

Известный современный транзактный аналитик Фанита Инглиш подробно проанализировала этапы возникновения рэкета. По ее мнению, существует три аспекта восприятия чувств у зрелой личности: осознание, выражение и действия.

Осознание — знания о себе, внешние и внутренние. Используя пять органов чувств, человек получает информацию от ощущений своего тела. Он отфильтровывает переживания и приходит к уверенному осознанию происходящего с ним, миром и телом в настоящий момент. Например, человек видит, слышит и осознает, что сейчас испытывает острую боль в мизинце левой ноги, на которую наступила любимая собака.

Выражение чувств это их демонстрация с помощью тела или слов. «Пошла прочь, глупая собака», — говорит человек и выдергивает ногу из-под лапы животного. Действия обычно направлены на кого-то или что-то, например, на собаку. Перед тем как совершить действие, мы делаем выбор между активным действием и пассивным бездействием. Шлепнуть собаку или нет? У взрослого человека есть возможность сделать выбор осознанно, совершить действия и выразить свои чувства. У маленького ребенка нет возможности сделать такой выбор осознанно, так как перечисленные три аспекта восприятия чувств у него формируются не одновременно. Ребенок начинает осваивать действия (третий аспект) одновременно со спонтанным проявлением эмоциональных реакций (второй аспект) и это происходит раньше, чем появляется осознавание себя (первый аспект). Поэтому осознание за ребенка совершают взрослые.

Ребенок выражает чувство, а родитель его называет, озвучивая одновременно причину и последствия. Например, «Ты сейчас вздрогнул? Тебе страшно. Иди ко мне на ручки, мама тебя защитит». Ребенок будет использовать свое Взрослое эго-состояние для осознания, но позже. Обычно, воспитанный, адаптивный ребенок принимает и соглашается с родительской интерпретацией происходящего. Когда ребенок вырастет, его взрослое эго-состояние, возможно, контаминируется детским эго-состоянием, скопирует родительские выводы. Он будет оценивать «вздрагивание» как реакцию испуга, а не возбуждения или холода, например.

Вернемся к рэкетным чувствам. В нашей семье две дочери-погодки — Катя и Ксения. Обе они тонко чувствуют свои границы и нарушение границ воспринимают весьма агрессивно. Предположим, что Ксеня без спроса взяла Катину любимую вещь. Увидев это, Катя разгневалась и ударила сестру. Ксеня расплакалась и прибежала к бабушке. Наша бабушка не психотерапевт, поэтому поступает стандартно, «по-человечески». «Ты же девочка, драться нельзя», — говорит бабушка. Тем самым игнорирует и запрещает чувство гнева у внучки. Бабушка дает реакцию только на действия. «Все споры надо решать мирно», — продолжает бабушка и дает стратегию. «Ты ведь умная девочка, Катя», — закрепляет поглаживанием.

Что делать и как воспитывать детей? Есть две стратегии, которыми мы активно пользуемся и как родители со своими детьми, и как терапевты в психотерапевтической работе. Первая стратегия — научить отделять чувства от действий. Вторая стратегия — научить выбирать оптимальные средства выражения чувств и наиболее результативные действия.

Вернемся к нашим дочерям. Родитель говорит: «Я вижу, как ты, Катя, сердишься на Ксеню. Но тебе не позволяется ее бить». Родитель не игнорирует, а принимает чувство гнева, но не разрешает повреждать сестру. «Ты можешь кричать, орать, возмущаться, бить „грушу“ (у нас есть боксерские перчатки и груша), любыми способами выражать свой гнев, но не бить сестру». Девочки учатся делать выбор между выражением чувств и действиями. Разведение чувств и действий позволяет взять время для осознавания своих чувств и мотиваций действия. А в дальнейшем — для осознания своего желания построить иные отношения друг с другом, более ясные, прозрачные. «Мне не жалко дать тебе свою вещь. Я прошу тебя, в будущем не бери мои вещи без разрешения», — говорит Катя сестре. В такой ситуации у девочек нет запрета на проявления гнева, нет замены на рэкетные чувства. Они ищут, экспериментируют и находят новые цивилизованные способы взаимодействия и выражения эмоций без рукоприкладства.

Рэкетные чувства, так же как и аутентичные, можно проявлять сразу — «здесь и теперь», а можно накапливать для того, чтобы использовать позднее. Есть выражение — последняя капля в чашу терпения, которая позволяет опрокинуть всю чашу на обидчика. Накапливание по каплям рэкетных чувств называется сбором марок. Как дети собирают марки, купоны, этикетки, пробки, чтобы потом получить приз. Или собирают монетки в копилку, чтобы сделать себе подарок, желанную покупку. Так и мы откладываем на потом, копим рэкетные чувства. Зачем? Чтобы потом получить награду или расплату. Например, мужчина терпит свою жену, которая активно делает карьеру. Его аутентичное чувство страха одиночества, покинутости, замещено рэкетной обидой. Он открыто не проявляет своих аутентичных чувств. Он не говорит своей жене правду:

Купон, или марка — рэкетное чувство, которое человек собирает с целью последующего обмена на негативную расплату.

Клиенты на терапию приходят с толстыми альбомами марок, с пузатыми копилками. У многих сбор «марок» и «монет» становятся главной мотивацией в жизни. Часто клиенты накапливают золотые марки аутентичных чувств, которые не разрешают себе проявлять «здесь и сейчас», а копят, кто на «черный день», кто — к празднику.

Итак, рэкет представляет собой систему сценарных паттернов поведения, которые используются вне осознания, как средство переживания чувств рэкета. Рэкет — это процесс, цель которого получить поглаживание за рэкетные чувства. Мы неосознанно искажаем восприятие реальности вокруг нас, игнорируем свои потребности, играем в психологические игры и получаем фальшивые поглаживания. Продолжим анализ человеческого поведения и рассмотрим процесс игнорирования, приводящий к искажению реальности.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий