Принятие как способ облегчить страдания — Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Принятие как способ облегчить страдания - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер» Женщине

Шаг 1. согласитесь, что событие уже свершилось

Речь идёт не о смирении и не о подчинении обстоятельствам. Нужно просто признать, что событие, которое уже произошло, отменить не получится. Многим людям это даётся тяжело, и они подолгу обдумывают ту ситуацию, представляя альтернативные сценарии развития событий. Это не только бессмысленно, но и болезненно.

Соглашаясь, человек оставляет неприятную ситуацию в прошлом. Это даёт ему возможность вернуться в настоящее и начать эффективно работать для того, чтобы минимизировать ущерб или даже полностью исправить последствия неприятной ситуации. Именно в этот момент он видит картину максимально полно и отчётливо, благодаря чему может найти сразу несколько решений для возникших проблем.

Почему так важно уметь принимать?

Отказываясь принимать себя, поведение близких или определённые обстоятельства, человек находится в состоянии перманентного внутреннего конфликта. На сопротивление принятию тратится много энергии, поскольку он постоянно прокручивает в голове неприятные мысли, снова и снова переживая из-за мнимой несправедливости.

Важно также уяснить, что непринятие не снижает вероятность возникновения новых неприятных ситуаций и разочарований. Они в любом случае бывают у всех. Но легче всего с ними справляются именно те, кто умеет принимать. И не так важны сами события, как реакция на них.

Что такое принятие?

С точки зрения психологии, принятие – это признание человек всех аспектов действительности такими, какие они есть. Это подразумевает, что он признаёт своё тело, темперамент, характер, физическую форму, здоровье, способности и ограничения. Помимо самого субъекта, принятие может относиться к условиям его жизни, родственникам, друзьям и другим окружающим людям. Принятие – это способность видеть себя или другой принимаемый объект целиком, со всеми «хорошими» и «плохими» сторонами.

Принятие является залогом высокого качества жизни и душевного здоровья, поэтому каждый человек должен стремиться к нему. По сути, оно заключается в понимании того, что всё, что когда-либо происходило в вашей жизни, вам нужно. Все эти события давали вам опыт и выковывали ваш характер, делая вас тем, кем вы являетесь сегодня.

Принятие подразумевает более осознанное восприятие жизни. Получив этот ценный навык, человек буквально избавляется от мешавших ему шор, которые были сформированы навязанными стереотипами. Он получает способность мыслить более ясно, видеть причинно-следственные связи, понимать причины разных событий, предсказывать последствия собственных поступков и решений.

Принять себя, чтобы измениться

Любовь и милость Бог дают нам уверенность, что Он принимает нас в данный момент такими, какие мы есть. Прочитайте Римлянам 5:6-11. Если Бог полностью и безоговорочно принимает нас, то мы должны действительно принять себя. Диалектическая терапия поведения, развитая в начале 1990-х Маршей Линехэн, основана на предпосылке, что клиент должен чувствовать себя полностью принятым, поскольку врач настраивает на ожидание изменения.

Слово «диалектический» может быть определено как «присутствие двух, казалось бы, противоречивых истин одновременно». Диалектика здесь заключается в том, что хотя Бог любит и принимает вас, одновременно Он говорит о необходимости изменений. Притча о блудном сыне в Луке 15 и о блудной женщине в Евангелии от Иоанна 8 – примеры этого принципа.

Консультируя, я помогаю людям связаться с их прошлым, их гипервиной, стыдом, сожалением и ненавистью к самому себе. Они могут проявиться в проницательных и не очень проницательных разрушительных мыслях, чувствах и поведении. Такое состояние ума препятствует принятию Божьей любви и прощения.

Когда расточительный сын пришел в себя, он осознал свое положение, но также принял прощение отца и подарки. Уличенную в супружеской неверности женщину успокоило, что Иисус не осудил ее, но она была вдохновлена призывом идти и больше не грешить.

Пытаясь найти человека, с которым вы хотели бы прожить жизнь, попытайтесь понять эту диалектическую дилемму: быть верным себе, меняя себя. Цель – не стать таким, каким хотят видеть вас другие люди, но возрасти до той личности, которой Бог хочет, чтобы вы были.

Понять себя, чтобы измениться в лучшую сторону

Слово Бога – зеркало души. Библия помогает нам видеть то, что видит Бог. В Послании Евреям 4:12-13 утверждается:

«Ибо слово Божье живо и действенно, и оно острее любого меча обоюдоострого. Оно проникает в нас так глубоко, что отделяет душу от духа и суставы от костей. Оно судит наши чувства и помыслы сердца. И нет ничего сущего, что скрылось бы от Него, всё обнажено и предстаёт неприкрытым перед взором Того, Кому дадим отчёт».

Бог хочет, чтобы мы видели, кем на самом деле являемся с Его точки зрения. Бог дает нам средства увидеть себя настоящих, чтобы измениться в лучшую сторону и стать такими, какими Он замышлял нас с самого начала. Как пишет в послании Ефесянам 4:23-24 Павел, мы можем «обновить образ мыслей и одеться в новую природу, отражающую характер Бога – истинную праведность и святость».

Как только мы осознаем и оцениваем, что наши грехи отделили нас от Бога, но Его божественная любовь и милосердие примирили нас с Ним, можем начать процесс обновления. Мы можем также быть уверены, что Бог завершит начатое: «Тот, Кто начал в вас это доброе дело, доведет его до конца ко дню возвращения Иисуса Христа» (Послание Филиппийцам 1:6).

В мире психологии много источников, чтобы помочь вам глубоко и основательно понять себя. В поисковой системе вы найдете множество сайтов с тестами и полезными методиками. В своих рекомендациях я говорю о трех составляющих «СЕБЯ»: Самоидеал, Самовидение, Самооценка.

Самоидеал – это то, кем мы стремимся быть перед Богом. Это то, как мы себя видим и чего надеемся достичь в будущем. Это совокупность наших целей, мечтаний и надежды на наши жизни. Ясное видение того, кем Бог тебя создал, подобно маяку, ведущему через шумные воды жизни.

Часто идеал находится глубоко в подсознании, и мы его теряем. Поэтому изо дня в день живем без цели и руководства. Слово Бога говорит нам, что «где нет руководства свыше, люди погибают» (Притчи 29:18). Томми Ньюберри в своей книге, основанной на Филиппийцам 4:

8, предлагает выписать личную формулировку миссии. Это звучит так: «Письменное озвучивание вашего полного потенциала с Божьей точки зрения». Вы можете выписать свою формулировку и поместить её на видное место, чтобы она постоянно попадалась вам на глаза.

Самовидение – подсознательный процесс, руководящий вашими мыслями, чувствами и поведением. Этот образ преимущественно формируется из ваших взаимоотношений с другими. Практики психического здоровья называют его вашей «основной структурой веры». Это совокупность глубоко скрытых пониманий о себе, влияющих на ваше самочувствие.

Мы склонны обращать внимание на эти внутренние мысли и действовать по ним, что влияет на наши взаимоотношения с окружающими. К сожалению, у многих из нас негативное самовидение, искажающее информацию, которую мы получаем от других. Искажение еще больше укрепляет наше негативное видение.

Хорошая новость заключается в том, что вы можете преодолеть это искаженное самовидение «обновлением наших умов», как сказано в Послании Римлянам 12:2. Отвергая это отрицательное программирование с помощью Слова Господнего, мы можем преднамеренно выбрать новые мысли.

Вы можете научить свой ум обрабатывать информацию более духовными и здоровыми способами. Практика Тренировки внимательности приводит к формированию новых образцов мышления, создающих новые чувства и действия, которые выстраиваются в одну линию с нашим потенциалом, данным Богом.

Как быть Леди:  Статьи о саморазвитии

В своей практике использую и Слово Бога, и Тренировку внимательности, чтобы помочь клиентам бросить вызов не только негативным мыслям, но и тому, как они обрабатывают получаемую информацию. Об обучении христианской внимательности больше расскажу в следующих статьях.

Самооценка – это наше подлинное чувство собственного достоинства. Оно должно основываться на вере и доверии тому, что вы ребенок Бога, особенный и ценный для небесного Отца. Бог создал вас уникальным. Вы «дивно устроены» (Псалом 138:13-14). Например, у каждого отпечатка пальца есть свои особенности.

Каждая сетчатка опознается индивидуально. Если таков физический дизайн Бога, то насколько больше Его намерения по поводу души. Здоровая самооценка основана не на делах, достижениях или приобретениях, как в мире, а на безусловной Божьей любви. Многие из нас не видели этого на примере родителей.

Тем не менее когда мы возрождаемся в Божьей семье, провозглашаем Его безусловную любовь. Прочитай молитву Павла в послании Ефесянам 3:14-21 и посмотри, как отчаянно он хочет, чтобы мы познали любовь Бога. Когда вы приобретете это, то свободны думать, чувствовать и вести себя достойно полученному званию и делать неизмеримо больше того, что могли попросить или вообразить.

Принятие себя

Объясняя, что такое принятие, обычно в первую очередь говорят об умении принимать себя. Человек может быть недоволен своим слабым здоровьем, физической формой или фигурой. Многие считают, что все их проблемы объясняются нехваткой силы воли или слабым характером, злятся на себя, но ничего не могут поделать.

Но научившись принимать себя таким, как есть, можно избавиться от лишних переживаний, и тогда эти проблемы будут гораздо меньше отравлять жизнь. Принятие себя – это принятие всех своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон, удач и неудач, мудрых решений и ошибок. Всё это должно быть у гармоничной личности, поэтому не нужно корить и отвергать себя из-за своего несовершенства.

Принятие обстоятельств

Наша жизнь не всегда складывается так, как нам того хотелось бы. И многие люди отказываются принимать это, сетуя на несправедливость. При этом они не замечают, что те, кому «постоянно везёт», на самом деле прикладывают к этому везению значительные усилия.

Важно понимать, что обстоятельства, которые одному кажутся несправедливостью, были бы весьма желанными для другого. Поэтому одним из лучших способов принятия обстоятельств является ведение дневника благодарности. У всех свои критерии восприятия, и вместо того, чтобы сетовать на несправедливость, нужно искать способ улучшить свою жизнь с учётом имеющихся возможностей.

Как научиться принимать?

Принятие – это ценное умение, которое должен развивать каждый, кто хочет стать гармоничной личностью. Никому оно не дано от природы, в чём можно убедиться, обратив внимание на поведение детей. При этом многие взрослые, благодаря своему опыту, способны легко принимать действительность такой, как она есть. Если у вас это не получается, попробуйте стратегию из трёх шагов, которую рекомендуют применять психологи.

Какие виды принятия бывают?

Человеку свойственно строить иллюзии и воспринимать мир через призму своих убеждений и ожиданий. Поэтому большинство людей чем-то недовольны. Их не устраивает собственный социальный статус, здоровье, фигура, темперамент, характер и прочие особенности.

Примечания:

Йо-йо – игрушка, состоящая из двух дисков, соединенных осью, к которой прикреплен один конец струны, а другой конец которой надет на палец играющего; движение кисти играющего заставляет игрушку отскакивать, когда катушка разматывается, и подпрыгивать, когда, полностью размотавшись, струна начинает снова наматываться на ось. – Прим. ред.

Хара – центр живота. Считается, что из этого центра жизнь покидает тело. – Прим. ред.


Главная |
Контакты |
Нашёл ошибку |
Прислать материал |
Добавить в избранное

Принятие других людей

Такова реальность: некоторые люди просто раздражают. Ни один человек не способен ладить со всеми, это просто невозможно, учитывая весь обширный и разнообразный человеческий опыт, разницу в типах личности, культурах, ценностях и тому подобном.

Мы живем, создаем браки, дружим, работаем и сосуществуем с людьми, которых временами не в состоянии вытерпеть. И тогда система реагирования на угрозы в мозге может перейти в режим обороны и начать сражаться с этими людьми.

Мы отказываемся признавать право человека быть другим и вступаем в войну нетерпимости, при этом, бывает, даже придумываем всевозможные теории о нем:

— «Он меня не уважает»;

— «Его надо проучить»;

— «Ненавижу, когда он так делает»;

— «Он нарочно пытается меня расстроить»;

— «Я отказываюсь это принимать».

Как и в случае с другими аспектами принятия, несомненно, бывают моменты, когда правильно и необходимо выступать против неприемлемого поведения и что-то менять или искать помощи, — например, когда речь идет о насилии, травле, унижении или издевательствах.

Иногда полезно рассказать другим о том, какие чувства они у вас вызывают, — в надежде, что они изменятся. Но это не всегда возможно, и порой легче принять человека таким, какой он есть. Подумайте о том, что:

— начальник, который никогда вас не хвалит, может просто не уметь это делать;

— партнер, который не опускает сиденье унитаза, может быть не таким внимательным, как вы;

— друг, который всегда опаздывает, скорее всего, опаздывает на встречу не только с вами, но и со всеми остальными;

— у ребенка, который не делает то, что ему говорят, могут быть трудности с концентрацией;

— партнер, которого вы считаете неромантичным, возможно, просто не умеет проявлять эмоции.

Принятие как способ облегчить страдания - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Мы все заслуживаем принятия, несмотря на свои слабости и недостатки; они часть нас, но они не определяют нашу сущность. Источник

Не забывайте, что у каждого человека есть предыстория, которая способна объяснить его действия и поведение. Обычно люди плохо себя ведут потому, что им тоже что-то причиняет боль.

Когда их поведение причиняет нам вред, мы, разумеется, вправе противостоять этому. Но иногда зоны конфликта, которые мы создаем, пытаясь изменить другого человека, провоцируют лишь большее сопротивление переменам с его стороны, усиливают наше раздражение и в целом усугубляют стресс.

Принятие не означает поражение

Возможно, некоторые из вас не уверены в том, что концепция принятия действительно полезна. Вы можете даже спросить, равнозначно ли принятие признанию поражения или неудачи. Это резонный вопрос.

Ответ: нет, это не неудача и не поражение. Принятие не означает, что вы должны оставаться в ситуации, которая негативно влияет на вашу жизнь, если вы можете что-то изменить в ней. Однако иногда жизнь ставит препятствия более серьезные, чем дорожная пробка, и мы просто не способны их контролировать. Сюда входят:

Принятие себя

Теперь все стало еще интереснее. У большинства из нас есть аспекты личности, которые принять трудно. Многим знакомы подобные мысли:

— «Мне не нравится мое тело»;

— «Я хотел бы быть умнее»;

— «Если бы я только был богатым…»;

— «Лучше бы я сделал в прошлом другой выбор».

Кажется, в мире бушует эпидемия неудовлетворенности, желания быть другими. Однако эта вечная неудовлетворенность очень вредит нам. Мы ежедневно отвергаем сами себя, разочаровываемся в себе, в худшем случае — презираем себя.

Любопытный факт: большинство людей никогда не стали бы обращаться с другими с той же строгостью, с какой подходят к себе. В случае крайних проявлений это уже превращается в насилие над собой.

Порой люди отвергают особенности, которые даны им изначально: свою расу, сексуальную ориентацию, повороты своей судьбы, семью, прошлое, свои несовершенства, индивидуальность и человеческую суть. Но это нелепо. В саду много разных цветов, вот и все.

Сделайте паузу


Принятие как способ облегчить страдания - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Десять минут до Дзена

Остановитесь на мгновение и вспомните недавнее небольшое огорчение. Например, вы куда-то опоздали, упустив автобус или застряв в пробке. Подумайте, как вы справились с этой ситуацией, и определите, какой подход вам ближе:

А. Будь что будет! Это немного раздражает, но это не в моей власти, я ничего не могу с этим поделать. Но хотя бы есть время позвонить тем, с кем не успевал поговорить, или послушать музыку. Все будет хорошо.

Б. Не могу поверить, что это происходит! День теперь испорчен. Почему это всегда со мной случается? Можно уже все планы отменять.

Принятие как способ облегчить страдания - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер» 
Нужно уметь отпускать происходящее. Источник

Как вы думаете, какая реакция способна усугубить стресс, поднять ваше давление и негативно отразиться на остальных событиях дня? Ответ, конечно, Б. А теперь подумайте: почему так происходит — из-за обстоятельств или из-за вашей реакции на обстоятельства?

Сделайте паузу,

Подумайте, какие стороны собственной личности вам трудно принять. Почему вы отвергаете их? Поразмышляйте об этом с сочувствием и с открытым умом. Решите именно сегодня перестать их отвергать.

Принятие как способ облегчить страдания - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Постарайтесь найти в себе смелость принять себя полностью, и тогда вы сможете обрести свободу. Источник

Каждый день помните о том, насколько важно принимать все, что нельзя изменить, о свободе принятия себя, о чувстве покоя, которое приходит с принятием других.

Сущность понимания и принятия ученика

Понимание ученика (воспитанника) не ограничивается принятием его субъектной позиции. В известном фильме о школе «Доживем до понедельника» старшеклассник в сочинении на тему «Что такое счастье?» написал лишь одну исчерпывающую фразу: «Счастье — это когда тебя понимают». Добавим — и уважают.

Как быть Леди:  Стоп, бессилие: как перестать срываться на детей

«Эффект Пигмалиона» — если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно в самом деле происходит. В педагогическом процессе это проявляется в том, что, если у учителя складывается отрицательная установка на ученика (воспитанника), последний проявляет свои худшие качества, загоняется в комплексы, неверие в себя, в свои возможности, и наоборот — положительная установка, вера учителя в силы ученика формирует у того веру в свои силы, и он в учебе и поведении начинает показывать высокие положительные результаты.

Это было экспериментально доказано психологом Р. Розенталем, который после диагностики детей сообщил учителям в отношении некоторых из них завышенные показатели, которые реально им не соответствовали. Через некоторое время эти ученики действительно стали показывать более быстрый темп развития, связанный с тем, что у них учителями на основе установки психолога сформировалась высокая оценка своих возможностей. «Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая» (В. А. Сухомлинский).

У педагогов, которые понимают воспитанников, преобладают организующие воздействия, а с низким уровнем понимания — оценивающие и дисциплинирующие.

Воспитывающему взрослому необходимо строить свое общение с ребенком на основе его понимания, принятия и признания.

Понимание ребенка — умение видеть ребенка «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков.

Принятие ребенка — безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, высоких или низких показателей он достиг.

Признание ребенка — восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.

Говоря о понимании ребенка, необходимо вновь сказать несколько слов о педагогической герменевтике, которая обращает внимание воспитателя во взаимодействии с детьми не только и не столько к педагогическим фактам, сколько к тому, что за ними стоит, т.е. к смыслам тех или иных фактов, характеризующих поведение ребенка. Ориентация педагога на постижение смысла детского поступка или поведения означает приоритет в воспитательной деятельности задач понимания ребенка. Метод педагогической герменевтики обогащает представление педагогов о детстве в целом и о каждом ребенке в отдельности, формирует способность дифференцированного восприятия каждого ребенка, развивает педагогическую активность в преодолении ситуаций непонимания, помогает глубине постижения каждого воспитанника.

Применение герменевтического подхода — это «прочитывание» ребенка как своеобразный текст, в котором находит совокупное отражение вся доступная педагогу информация: хроника жизни, смешные и грустные эпизоды, семейная история, речь и поступки ребенка и т.п. Одна опытная учительница так определяла свой подход к воспитанию школьников: «Очень важно знать всю подноготную ученика, его родителей, братьев, сестер, соседей по квартире. Моя связь со многими из них нейтрализует вредные воздействия, усиливает полезные влияния. Таким образом, у меня оказывается много помощников, действующих в том же направлении. Сколько бы я ни изучала ученика в классе, пока я не понаблюдаю его вне школы, он для меня — неизвестная величина. Но как только я вникла в его семейный быт, посмотрела на него за игрой на улице, я считаю, что «икс» найден, теперь надо искать другие данные для решения задачи его воспитания».

Переход от «знаниевой» (от факта) воспитательной деятельности педагога к «пониманиевой» (от смысла) принципиально меняет деятельность воспитателя. «Знаниевый» подход отражает способность педагога усвоить и воспроизвести сумму знаний о ребенке, в правильности которых он не сомневается, «пониманиевый» подход — это способность педагога постичь внутреннюю связанность, организованность рассматриваемых явлений, логическую упорядоченность, составить ясное представление о причинно-следственных связях. А. С. Макаренко писал: «Мой глаз… был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться и каждом отдельном случае…»

Понимание воспитанника связано с умением воспитателя определить степень внушаемости ученика, понять его состояние. Так легко внушаемый воспитанник неуверен, эмоционально неустойчив, легко поддается влиянию. В экстремальных ситуациях часто теряется. В конфликтах такие воспитанники капризны, истеричны, легко впадают в состояние аффекта. Следовательно, в работе с такими детьми воспитатель должен внушить им веру в свои силы, правильность своих идей, возможность решения возникающих проблем.

Трудновнушаемые дети эмоционально устойчивы, уверены в себе, склонны к анализу, ничего не принимают на веру, требуют конкретных доказательств. Они насторожены, плохо сходятся с людьми, упрямы, трудно поддаются как отрицательному, так и положительному влиянию. Из конфликтов выходят долго и трудно, сохраняя недоверие к воспитателю.

У учащихся могут быть состояния аффекта, депрессии, фрустрации (сильное напряжение, тревога, страх, опасения, беспомощность, растерянность). У многих детей в современной ситуации социальной нестабильности возникает состояние тревожности, характеризующейся эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности.

Для воспитанников с высокой тревожностью характерна неадекватная реакция на замечания и требования, даже выраженные в косвенной форме. При установлении контактов с такими школьниками нужен спокойный тон, в разговорах с ними все должно быть определенным и ясным. Им нужно создавать условия для проявления хотя бы малейших положительных качеств. С ними нецелесообразно вступать в выяснение отношений после сделанного замечания. Нежелательно таких детей выдвигать на какие-нибудь ответственные должности (староста, ответственный командир и т.п.). Всегда будут возникать конфликты. При завышенном уровне притязаний у таких детей им не следует давать поручений, с которыми они не смогут справиться хорошо. Межличностные отношения с такими детьми следует строить таким образом, чтобы предоставлять им большую автономию и ответственность за себя.

Школьникам с низкой тревожностью характерно ярко выраженное спокойствие, граничащее с равнодушием. Они уверены в себе и считают, что у них все хорошо. Задача воспитателя с такими детьми разрушить состояние безмятежности, нарушить спокойствие в отношении себя, своего будущего, заставить их переживать, к чему-то стремиться. Есть импульсивные дети, которым характерны немотивированные поступки. Агрессивные, которые постоянно со всеми в конфликте, дерутся, оскорбляют. Агрессия чаще всего — защитная реакция воспитанника, доведенного до такого состояния неправильным отношением к себе и непониманием.

Е. С. Иванов. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе

«Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний.

В подавляющем большинстве случаев астенические состояния в сил)’ ряда причин не распознаются у детей своевременно, родители таких детей не обращаются за помощью к врачам-психиатрам, а особенности поведения детей, обусловленных в действительности болезненным состоянием, расцениваются как недисциплинированность. Анализ причин неуспеваемости детей этой группы проводится неправильно, неуспеваемость рассматривается как неспособность к обучению или как результат интеллектуального недоразвития ребенка, и дети неправильно направляются во вспомогательные школы…

К основным нарушениям психической деятельности ребенка при астении должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. При этом особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению.

У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. В ряде характеристик из школы наблюдательные педагоги описывают поведение таких детей на уроке следующим образом: «…не может высидеть полностью урока, уже через 10—15 минут не слушает, начинает вертеться, перекладывает тетради, задевает соседа по парте… на замечания почти не реагирует». Эти особенности астении у детей отличают ее от астении у взрослых (Г. Е. Сухарева) и дают основание для отнесения таких детей в категорию недисциплинированных. Повышенная двигательная активность является, видимо, одной из фаз утомления, так как вслед за двигательным беспокойством у ребенка на какое-то время наступает вялость, сонливость. В этом состоянии ребенок уже абсолютно выключен из урока и на замечания педагога не может реагировать. У части детей фаза вялости, повышенной сопливости наступает, минуя фазу двигательной расторможенности.

Как быть Леди:  ТОП-12 онлайн-курсов по психологии с выдачей сертификата

Многим детям свойственны частые колебания настроения, легкая эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность. Своеобразно приподнятое настроение часто бывает при двигательной расторможенность сопровождается шаловливостью, проказливостью, свойственной детям более младшего возраста. Меры дисциплинарного нажима на таких детей могут быть полезными лишь в единичных случаях, на очень короткое время, на начальных этапах и при условии редкого применения. В общем-то эти меры, в том числе и меры общественного воздействия, применяемые в условиях, когда у ребенка имеются уже хронические школьные неудачи, и образовалась система психоконфликтных отношений, чаще усиливают упрямство и могут приводить к появлению примитивных реакций защиты и протеста в разной их форме.

У части детей с астениями наблюдается состояние усталости. Они встают неотдохнувшими, без чувства бодрости, с легкой головной болью. Иногда эти дети жалуются на боли в сердце, нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта, вялость, какое-то общее недомогание, боли в суставах и др. Некоторым из них свойственна легкая ипохондричность, страхи, опасение за свое здоровье, головные боли, нарушение аппетита и сна. Состояния соматического дискомфорта особенно часто бывают при астениях у детей с субклинически текущим ревматизмом или хронически протекающими гнойными инфекциями (хронические тонзиллиты, отиты, воспаления придаточных пазух носа, холециститы), а также иногда у детей с постинфекционной астенией…

Особое место среди детей, страдающих астеническими состояниями, занимают дети, которые, имея интеллект, примерно соответствующий возрасту, не справляются преимущественно с темпом прохождения программы массовой школы. Среди этих детей есть ученики и с так называемыми западениями или неравномерностью школьных знаний, они не могут освоить счет, письмо и чтение. Эта группа детей входит в состав более обширной группы, объединяемой общим названием: дети с временной задержкой психического развития…»[1]

Учителю для понимания детей и их поступков необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности воспитанников. Ученик со слабой нервной системой при напряженной работе на уроке быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, продуктивность его работы падает к концу школьного дня. Он становится раздражительным. Прямо противоположно проявляют себя ученики с сильной нервной системой. Такие ученики не испытывают дискомфорта в стрессовых ситуациях, или он проявляется значительно слабее. Им не мешает одновременное выполнение нескольких дел, шум в классе. Исследованиями доказано, что среди неуспевающих детей мало детей с сильной нервной системой. Однако при однообразной, монотонной работе такие учащиеся испытывают раздражение, неудовольствие, начинают отвлекаться, заглядывать в чужие тетради. Им с трудом удается работать по алгоритму, по шаблону. Им скучно и неинтересно при повторении пройденного материала.

По-разному проявляют себя учащиеся (воспитанники) в зависимости от инертности и подвижности нервной системы. Дети с инертной нервной системой плохо себя чувствуют, даже хорошо зная материал, когда выполнение заданий жестко ограничено во времени, когда темп выполнения работы быстрый, при частой смене видов деятельности. Ученики (воспитанники) с подвижной нервной системой с желанием работают при смене видов деятельности, могут успешно работать в высоком темпе. Предпочитают объяснение нового материала повторению, умеют отойти от стандартов, быстро ориентируются в материале, могут четко формулировать мысль, развивать ее по ходу ответа, импровизируют. Но такие дети быстро теряют интерес к монотонной работе, однообразной деятельности. Учащиеся с подвижной нервной системой часто отвлекаются от работы, общаются с другими учениками. Ученики с инертной нервной системой предпочитают заниматься своими делами в одиночку.

Однако без соответствующей поддержки и коррекции со стороны педагога в тех случаях, когда трудно инертным или подвижным, как показывает школьная практика, и те и другие могут показывать одинаково низкие результаты.

Но есть еще и особенности стилей учения отдельных учеников (индивидуальные стили учебной деятельности), которые необходимо учитывать при подготовке и проведении учебных занятий:

  • абстрактный — мыслит на уровне концепций;
  • аналитический — анализирует, разбивает целое на части;
  • аудиальный — учится посредством восприятия информации на слух;
  • визуальный — учится посредством зрительного восприятия информации;
  • зависимый — неспособный отделить необходимую информацию от «фоновой»; зависимый от ситуации/контекста;
  • импульсивный — учится методом проб и ошибок; отличается быстрой реакцией;
  • ИМ (интуитивный — мыслительный) — учится на идеальных конструкциях, интересуется системами и моделями;
  • интроверт — при взаимодействии с другими людьми теряет свою энергию;
  • интуитивный живет завтрашним днем; склонен к импульсивности; безразличен к деталям; ищет глобальную картину; реагирует исходя из собственных внутренних ценностей;
  • ИЧ (интуитивный — чувственный) — учится посредством взаимодействия с людьми, интересуется культурой;
  • кинестетический — учится на собственном деятельностном опыте;
  • конкретный — склонен к тому, «что можно пощупать»; прагматичен;
  • механический — склонен использовать при обучении развитую механическую память;
  • независимый — легко отделяет существенную информацию от второстепенной; не зависит от контекста/ситуации;
  • нелинейный — организует информацию нелинейным способом;
  • рефлексивный — требует времени на усвоение и обработку информации;
  • СВ (сенсорный — воспринимающий) — ожидает от окружающих достаточной гибкости; нуждается в переменах;
  • сенсорный — существует «здесь и сейчас»; отмечает детали; требует времени для обдумывания ответа; стремится достичь точности;
  • синтетический — интегрирует; строит целое из частей;
  • СР (сенсорный — рассудочный) — ожидает внешней организации; нуждается в заданной структуре и сроках;
  • усилитель — находит различия между объектами;
  • усреднитель — находит сходства между объектами;
  • устный бинарный — учится посредством диалога;
  • экстраверт — при взаимодействии с другими людьми получает дополнительную энергию.

Понимание воспитанника предполагает очень чуткое со стороны воспитателя (учителя) внимание к внешним проявлениям того или иного физического или душевного состояния воспитанника (ученика). По выражению глаз, лица, фигуры, по интонациям голоса ребенка и даже по его тембру учитель должен понимать, здоров или заболевает ребенок, печален или радостен, случилось ли у него что-то очень хорошее или плохое и тяжелое, счастлив ли он или глубоко несчастен и расстроен.

Искусство учителя как раз и состоит «в определении характера необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечить» (М. Доналдсон).

Шаг 2. определите причину произошедшего

Мы часто укоряем себя за свои ошибки, даже не пытаясь осмыслить, почему мы поступили именно так, а не иначе. Подумайте, почему произошла эта ситуация. Какие ваши действия подготовили обстоятельства. Какие цели вы преследовали, когда совершили ошибку.

И обязательно извлекайте уроки из подобных событий. Это позволит взглянуть на случившуюся неприятность как на ценный опыт, благодаря которому в будущем можно будет избегать подобных ошибок.

Шаг 3. примите решение двигаться дальше, не оглядываясь

Поняв причину и оставив событие в прошлом, следует сказать себе: «Теперь я знаю, как не допустить подобных ошибок в будущем, а значит, могу более уверенно двигаться вперёд». Осознайте, что будущее начинается именно сейчас. Поэтому нужно отталкиваться от тех обстоятельств, которые имеются в данный момент, и строить будущее, не застревая в прошлом даже на уровне мыслей и эмоций.

Заключение

Принятие – это способ объективно взглянуть на себя и свою жизнь, отказавшись от иллюзий и нелепых оправданий. Это состояние спокойствия, позволяющее принимать хорошо обдуманные решения, адекватно реагируя на имеющиеся обстоятельства.

Принятие практически всегда сопутствует осознанности – состоянию, в котором человек максимально полно проживает каждый день своей жизни, не отвлекаясь на неконструктивные переживания о пошлом и мечты о будущем. А для того, кто привык переживать из-за каждой ошибки, принятие – это ещё и путь к счастливой жизни, наполненной приятными эмоциями.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий