Приемы убеждения: описание, эффективные методы

Приемы убеждения: описание, эффективные методы Женщине

Выделяют три основные категории аргументов для убеждения:

Истинные факты. Содержащаяся в тексте сообщения неопровержимая информация настраивает людей на оценку всего текста (в том числе его рекомендаций) как правильного.Аргументы, дающие психологическое удовлетворение, поскольку они апеллируют к позитивным ожиданиям.Аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям.

По способу представления аргументов различают так называемые «односторонние» и «двусторонние» сообщения.

«Одностороннее сообщение» — это текст, который содержит аргументы только источника информации. Такие сообщения более эффективны в случае, когда объект психологического воздействия не испытывает враждебных чувств по отношению к источнику информации и вдобавок отличается низким уровнем образования.

«Двустороннее сообщение» содержит как аргументы источника информации, так и контраргументы противника, которые предстоит разоблачить. Такое построение текста служит побудительным мотивом к активной мыслительной деятельности объекта, в результате чего происходит пересмотр ранее сложившихся у него суждений.

«Двустороннее сообщение» ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения, мнений, оценок. «Двустороннее сообщение» в то же время как бы упреждает аргументацию противника и создает предпосылку для выработки определенного иммунитета против нее.

Порядок расположения аргументов тоже имеет значение. В частности, целесообразно располагать информацию, непосредственно ориентированную на изменение установки («сильные аргументы»), перед любой другой, не связанной с решением этой задачи. В большинстве случаев наиболее действенным считают расположение «сильных аргументов» в середине текста сообщения (так называемая «пирамидальная модель» воздействия).

Эффективность же текстов с «сильными аргументами», расположенными в начале и в конце сообщения, зависит от установок объекта психологического воздействия. Если он проявляет значительный интерес к теме сообщения (т. е. у него имеются по этому вопросу положительные установки), то более эффективен текст, в котором «сильные аргументы» содержатся в конце сообщения (так называемая «кульминационная модель» воздействия).

Если же объект относится к теме сообщения безразлично, то лучше разместить «сильные аргументы» в начале текста («антикульминационная модель»), чтобы сразу привлечь необходимое внимание.

Воздействие убеждающего сообщения на противника во многом зависит от того, какие призывы (лозунги) в нем подобраны и как они подаются. Различают:

Прямые призывы. Они предполагают убеждение, основанное на предъявлении сильных прямых аргументов.Косвенные призывы. Представляют собой убеждение путем намеков и обещаний.Неопределенные призывы. Они побуждают объект самостоятельно прийти к выводам, логически вытекающим из предъявленной ему аргументации, хотя в тексте сообщения отсутствуют конкретные предложения.

Метод видимой поддержки

Он требует особо тщательной подготовки. Пользоваться им наиболее целесообразно тогда, когда вы выступаете в качестве оппонента (например, в дискуссии). В чем он заключается? Скажем, собеседник изложил свои аргументы, факты, доказательства по проблеме дискуссии, а теперь слово предоставляется вам. Но в начале своей речи вы ему вообще не противоречите и не возражаете.

Более того — к удивлению присутствующих, приходите на помощь, приводя новые положения в его пользу. Но все это только для видимости! Затем следует контрудар. Примерная схема: «Однако… вы забыли в подтверждение вашего тезиса привести еще и такие факты… (перечисляете их), и это далеко не все, так как…» Теперь наступает черед ваших контраргументов, фактов и доказательств.

Практическая логика и аргументация: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс
Практическая логика и аргументация: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

Важная характеристика убежденности — ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности.

Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Как показывает практика, для того чтобы ее поколебать, недостаточно одних только логических выводов. Убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:

Когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию.Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия.

Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близки особенностям мышления объекта.

Отсюда важность учета национально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания сообщения.Если есть время убеждать. Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время.

Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также «растягивает» процесс.

Методы воздействия убеждением

Убеждение подразумевает «мягкое» воздействие на человека, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание объекта.

Метод убеждения используется для:

  • долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;
  • привлечения к сотрудничеству;
  • побуждения объекта к нужному поступку.

По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.

Каждый человек имеет свой настрой в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя:

  1. явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);
  2. безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);
  3. отрицание (неприятие).

Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.

Для изменения отношения индивида к чему-либо нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что:

  • в поединке разума и установки чаще побеждает установка;
  • в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и понято;
  • изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям объекта;
  • проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека;
  • в случае полностью негативной установки ее переориентация обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики («промывания мозгов») персоны.

В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта, его можно попытаться убедить прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные акции), действуя при этом:

  • акцентированно-логично;
  • императивно (категорично);
  • эксцитативно (растравливанием эмоций);
  • альтернативно (сведением проблемы к выбору «или-или»).

Всякое воздействие содержит в себе элементы внушения и убеждения, но в разных пропорциях. Проще убеждать тех, кто имеет:

  • яркое живое воображение;
  • ориентацию скорее на других, чем на себя;
  • несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты).
Как быть Леди:  Что такое конформизм и нонконформизм — велика ли разница между конформистом и нонконформистом

Трудно поддаются убеждению лица с:

  • явной враждебностью по отношению к другим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать как следствие желания доминировать над окружающими);
  • сильным духом критицизма;
  • неизменной готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас).

Перед проведением активной акции следует добротно подготовить человека рядом подводящих предварительных бесед с тем, чтобы последующее акцентированное воздействие не явилось для него неприятной неожиданностью.

Принцип симпатии

Психика человека устроена таким образом, что нам тяжело отказать или не согласиться с человеком, который нам нравится. Вы когда-нибудь задумывались, почему так происходит? Давайте рассмотрим три грани этого вопроса.

  1. Мы испытываем симпатию к тем людям, которые, как нам кажется, похожи на нас. При общении с ними создается впечатление, что они являются отражением нас. К таким людям мы испытываем уважение и желание соглашаться со всем, что они говорят и делают.
  2. Мы испытываем лучшие чувства к тем, кто нас хвалит. Таким людям сложно сказать «нет», ведь в таком случае мы лишимся похвалы.
  3. Нам нравятся люди, с которыми нас объединяет общее дело. В такой ситуации отказ может понести за собой ухудшение межличностных отношений и крах общего дела.

Наглядный эксперимент, показывающий влияние симпатии, был проведен среди двух групп студентов. Группам были выданы одинаковые задания. Одной группе сказали: «Время – это деньги, поэтому приступайте к выполнению задания сразу». Другой группе предложили познакомиться и пообщаться между собой, перед тем как приступить к выполнению задания.

Чтобы эффективно применять метод симпатии с целью убеждения, перед началом обсуждения важных вопросов с оппонентом необходимо увидеть области, в которых вы схожи, и подметить их. Указав на схожесть в определенных вещах, вы расположите своего собеседника, после чего ему будет сложно не согласиться с вами.

Психологические приемы убеждения и аргументации

Спор, прения, дебаты, полемика — это наука убеждать. Убеждение — метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Убеждение базируется на аналитическом мышлении, в основе которого преобладают логика, доказательность, научная аргументированность. При убеждении достигается не просто принятие информации, а внутреннее согласие с ней, причем окончательный вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно.

Убеждающее воздействие предполагает воздействие как на рациональную, так и эмоциональную сферу личности, активное взаимодействие инициатора и адресата влияния. Проще поддаются убеждению лица, которые имеют яркое, живое воображение, ориентируются скорее на других, чем на себя, имеют несколько заниженную самооценку.

Эффективность убеждения повышается при соблюдении следующих условий:

  • • умении установить контакт, вызывать доверие;
  • • выдержке, терпении и такте;
  • • умении доказывать, разъяснять, опровергать;
  • • подаче новых идей так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными;
  • • личной убежденности, искренности;
  • • одинаковом понимании терминов, понятий и выражений, используемых сторонами;
  • • учете индивидуальных особенностей убеждаемого и психологии малой группы.

Сама процедура убеждения включает следующие виды воздействий: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

По мнению Д. Майерса[1], при осуществлении убеждающего воздействия важно учитывать следующие особенности:

  • 1. Основные характеристики инициатора воздействия:
    • • авторитетность, компетентность и надежность (способность вызывать доверие);
    • • уверенность и прямой подход к проблеме, взгляд прямо в глаза;
    • • способность отстаивать что-либо, принося в жертву свои личные интересы (эффект бескорыстия);
    • • привлекательность (физическое обаяние и эффект подобия. Когда выбор основывается на личных оценках, вкусах или стиле жизни, наибольшим влиянием пользуется тот, кто похож на нас. Суждение непохожего человека более независимо.
  • 2. Содержание сообщения:
    • • сообщение становится более убедительным, если оно вызывает позитивные чувства (эффект хорошего настроения);
    • • иногда сообщение может оказаться убедительным, если оно апеллирует к негативным эмоциям, возбуждает страх; но указывает, как избежать опасности;
    • • наглядность, образность улучшают восприятие сообщения, а беспредметность, напротив, ухудшает.
  • 3. Формы и условия воздействия:
    • • активно пережитое убеждает больше, нежели пассивно воспринятое;
    • • убедительность снижается при повышении важности, сложности проблемы и степени знакомства с нею;
    • • убедительность повышается при личном влиянии (разговор с глазу на глаз);
    • • чем образнее подача информации, тем убедительнее предлагаемые сообщения. Приоритет убедительности (сообщение, передаваемое в настоящий момент видеозапись -> аудиозапись -> печать);
    • • стимуляция мышления аудитории делает сильное сообщение более убедительным. В качестве методов стимулирования мышления могут использоваться риторические вопросы, многократное повторение одного и того же сообщения и пр.
  • 4. Характеристики адресатов влияния.

Люди с низкой самооценкой зачастую медленно понимают сообщение и поэтому плохо поддаются убеждению. Напротив, люди с высокой самооценкой понимают все быстро, но предпочитают придерживаться своих взглядов.

Установки, социальные стереотипы молодых более подвижны. Пожилые люди с трудом воспринимают аргументы убеждения, основанные на современных подходах. Высокообразованная или заинтересованная аудитория более восприимчива к рациональным аргументам, менее образованная или равнодушная — к эмоциональным. Неудовлетворенный человек в состоянии фрустрации или эмоционального стресса легче убеждается, если воздействие вызывает мысли, направленные против источника негативных эмоций. Решающим становится не содержание сообщения, а психологическая готовность, эмоциональное состояние адресата. Если сообщение вызывает подходящие для нас мысли, оно убеждает. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, мнение остается прежним.

Предварительное информирование приводит к обдумыванию контраргументов. При этом чем более значимо для человека сообщение, тем более веские контраргументы он приводит, тем сложнее его убедить.

Убедительность вербального сообщения возрастает, если удается каким-либо образом отвлечь внимание аудитории настолько, чтобы подавить возможное возражение. Обычно это достигается либо с помощью ярких зрительных образов (они воздействуют настолько, что мы не анализируем смысл сообщения), либо высокой скоростью речи (быстро говорящие более убедительны, так как оставляют меньше времени на возражения), либо элементарным отвлечением.

Результат убеждения считается успешным тогда, когда партнер в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценить положительные и отрицательные его стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений[2].

Психологами установлено, что при спокойном состоянии человека, при прочих равных условиях, результативнее воздействовать на него убеждением, а в случае возбужденного состояния или повышенной тревожности — кратким внушением.

Внушение, или суггестия, — это такое психологическое воздействие одного человека на другого, при котором оказывается определенное влияние на убеждения, установки, решения последнего. Находясь под влиянием внушения, человек действует без собственной мотивации, не контролирует направленное на него воздействие.

Подверженность внушению называется суггестивностью. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Суггестивность устного сообщения или текста в процессе коммуникации может основываться на его содержании или форме или на том и другом одновременно.

Как быть Леди:  Виды и названия фобий — Брейн Клиник

Внушение, основанное на содержании, состоит в особом подборе и сочетании аргументов, входящих в состав данного сообщения. Суггестивность содержания сообщения может вызываться также эмоциональной стороной. Внушение, основанное на форме, заключается в особом оформлении и подаче сообщения.

Эффективность внушения зависит от[3]:

  • 1. Свойств суггестора (того, кто осуществляет внушение): его социального статуса и рейтинга, волевого, интеллектуального и характерологического превосходства, способности достигать успеха и оптимизма.
  • 2. Свойств суггерента, т. е. человека, на которого нацелено внушение: его неуверенности в себе, тревожности, беспокойства, робости, низкой самооценки, чувства собственной неполноценности, повышенной эмоциональности, впечатлительности, слабого владения логическим анализом, веры в авторитеты.
  • 3. Отношения, складывающегося между суггестором и сугге- рентом. Для достижения успеха большое значение имеют доверие, авторитет, зависимость.
  • 4. Способа «конструирования» сообщения — уровня аргументированности, сочетания логических и эмоциональных компонентов.

При этом используют следующие приемы:

  • конкретность и образность ключевых слов. Употребление слов, смысл которых конкретен, а содержание легко представить мысленно, визуализировать, существенно повышает эффективность внушения;
  • конкретность и образность качеств, позволяющих сугге- ренту сформировать представление о достоинствах внушаемого параметра (решения, характеристики, мнения и пр.);
  • отсутствие в комментариях суггестора слов «нет» и «не». Следует предпочесть утверждения позитивного характера отрицаниям, так как психика человека сопротивляется частице «не», настораживая, вызывая сомнение;
  • речевая динамика. Способны повысить суггестию речи такие ее параметры, как мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, паузы, использование эффекта неожиданности, адекватные речи, мимика и экспрессия, темп речи.

Эти параметры воспринимаются суггерентом как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что в большинстве случаев способствует формированию положительного отношения, доверия.

Наибольшее влияние на партнеров в любых переговорах оказывает аргументация (от лат. argumentatio — суждение).

Аргументирование — это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (т. е. аргументов или, как их еще называют, доводов).

В аргументации, как правило, выделяют две основные конструкции:

  • доказательная аргументация, с помощью которой хотят что-то доказать или обосновать;
  • контраргументация, с помощью которой опровергаются тезисы и утверждения собеседника.

Для конструкций аргументами применяют основные приемы[4]:

  • 1. Фундаментальный — представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого знакомят с фактами и сведениями, являющимися основой доказательной аргументации.
  • 2. Противоречия — основан на выявлении противоречий аргументации партнера. По сути этот метод является оборонительным.
  • 3. Извлечения выводов — основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частичных выводов приведет к желаемому результату.
  • 4. Сравнения — имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно, что придает выступлению яркость и большую силу внушения.
  • 5. «Да… но». Он позволяет рассмотреть и другие стороны решения путем согласия с собеседником, а потом возражения, так как обычно аргументы охватывают или только преимущества, или только слабые стороны предложенной альтернативы.
  • 6. «Бумеранга» — дает возможность использовать аргументы собеседника против него самого. Этот метод не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное действие.
  • 7. Игнорирования. Очень часто бывает, что факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут, но зато его ценность можно проигнорировать.
  • 8. Видимой поддержки. Суть его заключается в том, что после аргументации собеседника мы ему вообще не возражаем и не противоречим, а, наоборот, приходим на помощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Позже следует контрудар.

Помимо методов аргументации, нужно владеть техникой и тактикой аргументирования. Техника — это умение приводить логичные аргументы, а тактика — выбирать из них психологически действенные.

Аргументация достигает цели, когда аргумент правильно сформулирован, т. е. ясно и четко. Это требование очень важно, ибо любая ошибка в выборе слова, возможность двоякого истолкования фразы, нечеткая форма изложения мысли — все это может быть истолковано против вас, когда вы хотите что-либо доказать.

В течение всего доказательства нельзя отступать от первоначальной формулировки, так как в противном случае вы не сможете доказать свою мысль. Одни из аргументов оказывают большее воздействие на разум человека, другие — на его чувства. Конечно, рациональное и эмоциональное у людей взаимосвязаны, поэтому деление на логические и психологические аргументы является условным. Кроме того, один и тот же аргумент может действовать и как логический, и как психологический, вызывать соответствующие чувства.

Для успеха, убеждающего воздействия необходимо до выступления определить, что именно волнует партнера или аудиторию больше всего, и подобрать эмоционально значимые аргументы.

К ним относятся аргументы: к личности, публике, авторитету.

«Аргумент к личности» ссылка на личные качества и поступки человека, чьи идеи или предложения обсуждаются. Поэтому во время предвыборной кампании претенденты стремятся в лучшем виде представить себя, а некоторые — в невыгодном свете остальных кандидатов. Может быть эффективным «аргумент к публике» (ссылка на общественное мнение). Действие такого довода основано на удовлетворении присущей большинству людей потребности вписаться в определенную социальную группу, заслужить ее одобрение. Убеждающий характер имеет «аргумент к авторитету», чье высказывание прозвучит весомо для слушателей.

Психологические требования к аргументам:

• понятность. Приводя логические доводы — теоретическое обоснование, факты, законы, статистические данные, соображения здравого смысла и другие, нужно добиваться, чтобы они были понятны,

  • • авторитетность. Чтобы слушатели не сомневались в истинности приводимых доводов, нужно ссылаться на источник, авторитетный для них, и помнить: то, что уважают одни, могут презирать другие;
  • • близость. Вызывают доверие те аргументы, которые взяты из сферы деятельности слушателей, близки им, опираются на их опыт. Женская, мужская, молодежная аудитория, аудитория пенсионеров — все они имеют свои особенности;
  • • приемлемость. Есть вопросы, которые в конкретной аудитории могут вызвать нежелательную реакцию, а этого надо избегать;
  • • наглядность. По возможности аргументы следует делать наглядными — использовать плакаты, диаграммы, таблицы, фотографии, рекламные проспекты. В крайнем случае можно создать у слушателей словесный образ, который помогает донести мысли до слушателей и убедить их.

На примере политической пропаганды видно, что правильный учет интересов и потребностей масс определяет ее успех. Вот как один политический деятель ориентировался на интересы населения во время предвыборной кампании. У этого кандидата было четыре варианта буклетов: для женщин, молодежи, мужчин и колхозников. На всех буклетах — разные фотографии претендента. Специалисты подбирали тот имидж, который импонирует соответствующей части населения. На каждом буклете по-разному было сформулировано главное направление деятельности кандидата. Например, на обложке буклета для колхозников — «Справедливость и порядок», а на обложке для молодежи — «Европа, независимость, будущее». Различались и доводы, с которыми обращался кандидат к разным социальным группам. В листовке для женщин упоминалось их желание, чтобы «сыновья, мужья и братья не проливали кровь на чужбине». В материале для молодежи назывались нужды молодых семей, студентов, спортсменов, удовлетворить которые кандидат считает необходимым.

Как быть Леди:  Почему умер Высоцкий? - Блог "Московского врача" - Держись! Звони! Наш номер один, един 741-06-41 — LiveJournal

Хорошее знание интересов партнера или аудитории позволяет отыскать самые действенные доводы.

Основные положения тактики аргументирования:

1. Выбор техники аргументирования. В зависимости от особенностей партнеров выбираются различные методы аргументирования.

  • 2. Устранение противоречий. Важно избегать обострений или конфронтации. Если же они произойдут, то нужно сразу же перестроиться и сгладить их, чтобы следующие вопросы можно было рассмотреть без конфликта.
  • 3. Двусторонняя аргументация может применяться, когда вы указываете не только на положительные, но и отрицательные стороны предлагаемого решения. В любом случае следует указывать на недостатки, о которых партнер мог бы узнать из других источников информации. Односторонняя аргументация может применяться в тех случаях, когда партнер менее образован, или у него уже сложилось свое мнение, или он открыто выражает позитивное отношение к вашей точке зрения.
  • 4. Очередность перечисления преимуществ и недостатков. Решающее влияние на формирование позиции партнера оказывает начальная информация, т. е. во время аргументации сначала перечисляются преимущества, а потом недостатки. Обратная очередность, т. е. сначала перечисляются недостатки, а потом преимущества, неудобна тем, что партнер может прервать вас до того, как вы дойдете до преимуществ, и тогда его действительно будет трудно переубедить.
  • 5. Персонификация аргументации. Необходимо сначала попытаться выявить позицию партнера и потом включить ее в вашу аргументацию или же, по крайней мере, не допустить, чтобы она противоречила вашим аргументам[5].

Необходимо упомянуть также о спекулятивных методах аргументации. Эти методы можно даже назвать обычными уловками, и их, конечно, не стоит применять. Но знать эти методы, когда их применяют ваши партнеры, все же следует:

  • техника преувеличения состоит в обобщении и любого рода преувеличении, а также составлении преждевременных выводов;
  • техника анекдота. Одно остроумное или шутливое замечание, сказанное вовремя, может полностью разрушить даже тщательно построенную аргументацию;
  • техника использования авторитета состоит в цитировании известных авторов. Слушателям обычно достаточно упоминания одного известного имени;
  • техника дискредитации партнера. Если нельзя опровергнуть суть вопроса, то по меньшей мере нужно поставить под сомнение какие-либо качества личности собеседника;
  • техника изоляции основывается на «выдергивании» отдельных фраз из выступления, их изоляции и преподнесении в урезанном виде с тем, чтобы они имели значение, совершенно противоположное первоначальному;
  • техника изменения направления заключается в том, что собеседник не атакует ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который по существу не имеет отношения к предмету дискуссии;
  • техника введения в заблуждение основывается на сообщении путаной информации. Собеседник сознательно или неосознанно переходит к дискуссии на определенную тему, которая легко может перерасти в конфликт;
  • техника отсрочки. Ее целью является затягивание дискуссии. Собеседник употребляет ничего не значащие слова, задает отработанные вопросы и требует разъяснения по мелочам, чтобы выиграть время для раздумий;
  • техника апелляции. Собеседник выступает не как деловой человек и специалист, а взывает к сочувствию. Путем воздействия на наши чувства он ловко обходит нерешенные деловые вопросы;
  • техника искажения представляет собой неприкрытое извращение того, что мы сказали, или перестановку акцентов.

Можно столкнуться и с использованием некорректных аргументов.

Эти аргументы — средства психологического воздействия на партнера, поскольку не способствуют выяснению истины. К ним относятся следующие:

  • • ссылка на авторитет, на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, мнение аудитории, противника, собственный авторитет;
  • • склонение к принятию тезиса в силу верности, привязанности, почтения и пр.;
  • • агитация за принятие тезиса потому, что так выгодно в моральном, политическом или экономическом отношении;
  • • взывание к человеколюбию и состраданию, стремление разбудить в другой стороне жалость, сочувствие, желание уступить, помочь в чем-то;
  • • вместо реального обоснования обращение к обыденному сознанию, которое нередко обманчиво, если речь идет не о повседневных делах или вещах домашнего обихода;
  • • ссылка на особенности личности оппонента, его вкусы, внешность, достоинства и недостатки, их обсуждение вместо доказательства тезиса;
  • • использование фактов и положений, иногда заведомо неизвестных оппоненту. Действует на человека, который не хочет признаваться в том, что он чего-то не знает;
  • • ссылка на мнения, чувства, настроения, материальные интересы слушателей;
  • • угроза неприятными последствиями или применением каких-либо средств принуждения;
  • • расточение неумеренных похвал противнику в надежде, что тронутый комплиментами он станет мягче и покладистей;
  • • использование принципов и идей, не имеющих (или имеющих косвенное) отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей, опирающихся на стереотипы, приметы и пр.;
  • • выдвижение в поддержку своей позиции оснований противника в споре. Этот аргумент некорректен, поскольку человек, использующий его, не разделяет данного мнения, а лишь делает вид, что согласен.

Структура убеждающего воздействия

Убеждающее воздействие обычно включает:

  • воздействие источника информации;
  • воздействие содержания информации;
  • воздействие ситуации информирования.

Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как воспринимающие его люди относятся к источнику информации.

Воздействие содержания информации. Во-первых, воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.

Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается. Доказательность не включает в себя автоматически убедительность.

Специалисты исходят из того, что:

  • содержание информационных материалов должно быть хорошо продумано и соответствовать законам формальной логики;
  • конкретное в содержании информационного сообщения кажется убедительнее абстрактного;
  • чем динамичнее текст, чем ярче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше он привлекает внимание;
  • лучше воспринимается то, что близко интересам и потребностям объекта воз действия;
  • лучше осмысливается то, что преподносится небольшими смысловыми частями (блоками);
  • лучше усваивается то, что вызывает эмоциональный отклик у объекта воздействия;
  • лучше воспринимается, осмысливается и усваивается тот материал, который преподносится в соответствии с национальными традициями восприятия объекта.

Убеждение не может сводиться к простому изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить противника, и к последующему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует гораздо больше способов убеждать людей.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий