Позиционирование в инфобизнесе: 4 простых шага, как правильно себя позиционировать эксперту

Позиционирование в инфобизнесе: 4 простых шага, как правильно себя позиционировать эксперту Женщине

Навыки эффективной коммуникации

Типы взаимодействия

Оглянитесь вокруг, внимательно присмотритесь к людям, которые окружают вас на работе, дома и на улице.

В одних и тех же ситуациях почему-то люди ведут себя очень по-разному. В конфликтной ситуации, например на работе, кто-то займет позицию молчаливого наблюдателя, кто-то – позицию яростного борца за справедливость или саркастического насмешника, а кто-то как ни в чем не бывало продолжит заниматься своими делами.

Обычно мы называем таких спокойных людей «толстокожими». Но разве дело в толщине эпителия? Пусть даже он у вас прочнее шкуры бегемота – это не спасет вас от эмоционального реагирования.

Дело в том, что вовлечение в конфликт определяется не вашим сознательным решением и даже не окружающими людьми и внешними обстоятельствами, а той позицией, которую вы занимаете благодаря вашим убеждениям. Именно они либо потащат вас в спор, заставят испытывать болезненные переживания и ощущения, либо вызовут улыбку и благодушное состояние.

Рассмотрим подробнее, какие принципиальные типы позиций и вариантов взаимодействия с другими людьми сформированы историей человечества.

Типы взаимодействия делятся на две глобальные группы: формальные и неформальные. Под формальными вариантами взаимодействия следует понимать общение, определяемое правилами и договоренностями. Эти гласные или негласные договоренности сформировались в ходе развития цивилизации и конкретного социума, объединенного профессиональными, конфессиональными или национальными принципами. К ним относятся: церемонии, ритуалы и игры.

Неформальные типы взаимодействия представлены таким взаимодействием, при котором происходит обращение к личности человека, а не к его роли, должности или статусу. К ним относятся межличностные и близкие отношения.

Рассмотрим подробнее, что собой представляет каждый тип взаимодействия.

Церемонии являются выраженно регламентированными событиями, с расписанным сценарием и установленными правилами их проведения. Например, свадебная церемония или церемония инаугурации президента.

Ритуалы также подразумевают наличие генерального сценария, но допускают возможности его изменения и импровизаций.

Игры имеют свои правила и сценарии, иногда скрытые для кого-либо из участников, вовлеченных в этот тип взаимодействия.

Формализация этих типов взаимодействия различна и уменьшается от наиболее жесткого варианта – церемонии – к наиболее гибкому из формальных типов – играм.

Если вам кажется, что участие во взаимоотношениях формального типа – это не для вас, вспомните последний визит на работу. То, как вы приветствовали сослуживцев, является примером ритуала, то есть сложившейся традиции.

Участие в голосовании на выборах – это пример церемонии.

Игра же, вообще, постоянная составляющая нашей жизни. Слова «Что наша жизнь – игра!» для лучшего понимания следует воспринимать несколько шире, чем поверхностное представление об игре как интриге или лицедействе. На работе мы играем роль руководителя или подчиненного, дома мы играем роль супруга или родителя либо ребенка, в дороге мы примеряем на себя роль пассажира или водителя, в обыденной жизни – покупателя или соседа.

Мы охотно замечаем и комментируем те нелепые потери ресурсов, которые видим в окружающем мире. От бесцельно согревающих атмосферу факелов природного газа, разбазариваемого в Сибири, до мотовства соседа. Но не всегда сами полноценно осознаем, как бездумно тратим ценнейший и невосполнимый ресурс – время.

Пожирателями времени становятся как наши вредные привычки и увлечения, так и вредные контакты, особенно с людьми, которые сами не ценят время и знают много способов его убить. Наиболее незаметными и коварными похитителями нашего времени являются разнообразные «игры», о которых упоминал еще Овидий. Он писал:

Близкие отношения возникают у любящей пары, между родителями и детьми (безусловно, не всегда), между закадычными друзями и т. п.

Неадекватность поведения, то есть несоответствие выбранного варианта взаимодействия и реальной ситуации, является основой стресса. В случае, когда ситуация подразумевает формальное взаимодействие, применение неформальных вариантов может вызвать непонимание, конфликт и/или стресс. И наоборот, в случае близких отношений формализм чреват их разрушением или вырождением.

Как быть Леди:  Как получать приятные эмоции от обычных вещей?

Если оскорбление, услышанное вами при выполнении профессиональных обязанностей, вы расцените как выпад лично против вас, то неизбежно возникнут и отрицательные эмоции, и стрессовые реакции. Если же это оскорбление будет оценено как адресованное вам как должностному лицу, но не относящееся к вам как личности, оно останется в мусорной корзине на вашей работе, а не в вашей голове. Это мощное средство профилактики стресса и формирования стрессоустойчивости.

Как же практиковать его в реальной жизни?

Во-первых, важно уметь выделять и различать разные типы взаимодействий. Чтобы в них не запутаться и не сбиваться в их уместном применении, все варианты надо знать в лицо.

Во-вторых, каждый тип взаимодействия желательно не только изучить, но и натренироваться умело их применять в подходящих ситуациях.

Как это осуществить технически? Игры подразумевают наличие ролей и наше ролевое поведение. Сыграть можно от души, пострадав от своей избыточной вовлеченности и эмоциональных переживаний, или поступить более рационально и обдуманно, продемонстрировав необходимый набор внешних проявлений.

Вообще, если говорить о роли, то у профессионалов – режиссеров и актеров – есть две основные модели ее воплощения, причем обе эти модели разработаны отечественными авторами. Речь идет о системе Станиславского и системе Михаила Александровича Чехова (племянника известного Антона Павловича), служившего в свое время в Московском художественном театре под руководством Станиславского и бывшего его учеником.

Упрощая, можно сказать, что система Станиславского ориентирует актера «вжиться в образ», «прочувствовать» героя и быть движимым его чувствами.

Система М. А. Чехова механистична и технологична. Все внешнее поведение актера разбивается на подробно проработанные блоки (мимика, жесты, походка, поза, характеристики речи и т. п.) и четко отрабатывается нарепетиции.

В чем принципиальное отличие этих систем? В том, что актер, использующий систему М. А. Чехова, может оставаться совершенно спокойным внутри, но выглядеть чрезвычайно эмоциональным.

Оба образа на экране и сцене будут весьма убедительны. Только актер, создавший образ с помощью системы М. А. Чехова, сэкономит нервы.

Поэтому, вступая в какую бы то ни было игру, не забывайте экономить на переживаниях и не слишком вживайтесь в образ! Для того чтобы сделать это эффективно, необходимо освоить техники неуязвимости.

Техники неуязвимости

Прежде чем перейти к непосредственно техникам, напомним, что использование любой техники ролевого поведения подразумевает два этапа:

1. Анализ (разложение) поведения по ведущим параметрам, которые можно выделить и зафиксировать. Вербальные, невербальные и паравербальные параметры: речь (темп, ритм, тон, громкость и т. п.), поза, мимика, жестикуляция, походка, дистанция с партнером по коммуникации, характеристики дыхания, вегетативные реакции и др.

2. Отработка разных форм поведения, их коррекция и закрепление с помощью ролевых игр и моделирования с использованием видеообратной связи.

Стандартное обывательское представление о психологической защите как о некой преграде, препонах, защищающих нас от внешнего мира, безусловно, является очередной иллюзией. Спрятавшись за подобным «забором», мы лишь потеряем полноценный контакт с окружающим нас миром, а неприятности нам все равно либо перекинут через этот «забор», либо найдется разрушительная сила, способная разбить в щепки это монументальное укрепсооружение.

Бессильны ли мы перед агрессорами? Нет! Поскольку лучшая защита – это недоступность. А она нам по силам! Для этого надо знать свои уязвимые места, струны, на которых играют манипуляторы во вред нам. И избавиться от этих струн, с помощью техник неуязвимости обезопасить себя.

Как быть Леди:  Как стать привлекательной для мужчин — Правда о которой молчат!

Техника диссоциации

Диссоциация своей личности и своей роли (функции, должности, профессии и т. п.) – универсальный способ создания недоступности, в смысле незадействованности.

1. Осознайте свою роль. Четко сформулируйте «сценарий» своей роли и основные элементы, присущие ей.

2. Посмотрите на свою роль со стороны. Дайте себе подробное разъяснение, что ВЫ НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВАШЕЙ РОЛЬЮ. Например так: «Моя роль подобна рабочему костюму, который я надеваю перед работой и снимаю после. Вся грязь достается костюму и не относится ко мне».

3. Отслеживайте раздельность личности и роли в процессе коммуникации. Скажите себе в конфликтной ситуации: «Человек обозвал не меня, а ту должность, которую я занимаю» и т. п.

4. Тщательно проанализируйте все оставшиеся ситуации эмоционального вовлечения, отмечая для себя моменты слияния собственной личности и роли.

Техника эффективного самопозиционирования

Техника состоит из четырех этапов, которые представляют собой последовательное самонастраивание для создания убедительного образа. То есть моделируются внешние проявления уверенности или другого желаемого состояния, которое необходимо продемонстрировать окружающим.

1. Самомониторинг. Им необходимо предварять любой ответственный контакт, будь то собеседование или же противодействие прессингу. Самомониторинг позволит своевременно выявить те проявления, которые подлежат корректировке.

2. Поза. Придавайте своему телу уверенное положение. Если в процессе самомониторинга вы обнаружили в своей позе признаки напряженности или беспокойства, стремитесь заменить их на противоположные. Для возвращения себе спокойствия применяйте релаксационные приемы: дыхательную технику и элементы мышечной техники.

3. Взгляд. В процессе общения чрезвычайно важно поддерживать хороший визуальный контакт с собеседником. То есть смотреть в глаза друг другу. Научно доказанным фактом является то, что человек с бегающим взглядом производит негативное впечатление и не вызывает доверия к себе.

4. Голос. Общеизвестной банальностью стало то, что при общении доверие к человеку на 58 % формируется исходя из оценки его внешнего вида, на 37 % складывается из того, как говорит человек, и на оставшиеся 5 % основывается на сути сказанного.

То, как говорят люди, можно разделить на три группы. Итак, люди говорят:

1. «Головой». При этом мы слышим тихий неуверенный голос. И впечатление о человеке, говорящем так, естественно, формируется соответствующее. Человек, говорящий «головой», пропускает минимальное количество воздуха через голосовые связки, но при этом прилагает максимум усилий для того, чтобы хоть какой-то звук получился.

Дело в том, что в этом случае человек или не вдыхает достаточное количество воздуха, или пытается говорить на вдохе, что попросту невозможно. То есть звук порождается не тем воздухом, который идет из легких, а жалким количеством воздуха, находящегося в верхних отделах дыхательных путей.

2. «Шеей». Голос более громкий, но не намного. При произнесении слова воздух двигается из верхних отделов легких через дыхательные пути, проходящие по шее. Для полноценного звукообразования этого количества воздуха недостаточно.

3. «Туловищем» или «грудью». При этом звучание голоса является наиболее полноценным. Присутствует в нем и достаточная глубина, и «сила», свойственная голосу говорящего человека. Этот вариант является наиболее правильным и с физиологической позиции, и с позиции звукообразования. То есть говорить нужно «туловищем» или «грудью».

Как же добиться «правильного» говорения?

Во-первых, процесс голосообразования нарушается, когда в легкие поступает недостаточное количество воздуха по причине ограниченности движений грудной клетки. Это возможно при нахождении в стрессовой ситуации. Вспомните: все мышцы в стрессе напряжены и иногда так, что человек «забывает, как дышать», не то, что говорить.

Во-вторых, поскольку профессиональная постановка голоса и у дикторов и у певцов требует времени, то необходимо тренироваться. Делать это можно и нужно, записывая себя на диктофон или видеокамеру. В крайнем случае можно тренироваться просто произнося текст предстоящего выступления перед зеркалом и добиваясь хорошего впечатления. Хороший голос – это навык, который, как и любой другой, подразумевает тренировку.

Как быть Леди:  Думать: цитаты, высказывания, афоризмы

Упражнение для развития навыков эффективного самопозиционирования

Самопозиционирование представляет собой упражнение, в котором участнику необходимо выступить перед тренинговой аудиторией. При выполнении упражнения производится видеосъемка выступающего. Это упражнение важно по двум существенным причинам.

Во-первых, ситуация выступления является моделью стрессового воздействия. Участник, выполняющий упражнение, демонстрирует свою модель поведения в стрессовой ситуации. В лабораторных условиях тренинга представляется возможность изучить особенности поведения при нахождении в стрессе и откорректировать неконструктивные шаги.

Во-вторых, выполнение самопозиционирования позволяет выработать именно ту модель поведения, которая является наиболее эффективной в той или иной обстановке. В любом контакте важно уверенное позиционирование себя. Внешнее и внутреннее спокойствие как в ответ на претензии, так и в другом взаимодействии (например, при проведении тренинга или при устройстве на работу), обеспечивает успешность поведения в достижении поставленных целей.

Упражнение проходит в два этапа.

Первый этап – самопозиционирование на произвольную тематику. То есть участник может предстать как:

✓ президент, выступающий с обращением к народу;

✓ представитель инопланетного разума, приветствующий землян;

✓ выдающийся деятель искусства.

Участники сами выбирают себе роль (можно предстать перед публикой даже в качестве самого себя) и выступаютс ней. После завершения упражнения в процессе его обсуждения тренер может задавать такие вопросы: «Насколько было легко выступать будучи тем-то?

Второй этап упражнения служит для отрабатывания самопозиционирования по специфике деятельности участников. Например, врачам – участникам тренинга дается такая инструкция: «Вас назначили заведующим вашего отделения. Сегодня у вас первый день и необходимо провести общее собрание коллектива, на котором вы должны представиться, рассказать о себе, о своих целях в отношении дальнейшей деятельности коллектива и позиционировать себя как руководителя». На подготовку участникам дается 15 минут.

Затем каждый участник выступает со своей презентацией. Группа играет роль сотрудников отделения и получает свое задание: по итогам каждой презентации дать обратную связь выступавшему участнику. «Коллеги» должны рассказать, что заинтересовало их в выступлении «заведующего», что произвело положительное впечатление, а что – отрицательное.

По итогам проведения тренинга и видеосъемки организуется обсуждение результатов каждого участника. Тренер дает необходимые рекомендации каждому участнику.

Самопозиционирование в профессиональной среде

О человеке судят на основании того, что он делает, как он выглядит, что говорит и как он это говорит.

Суть заключается в том, чтобы суметь донести свои мысли и идеи до окружающих, иначе, какой бы мудрой ни была мысль, от нее не будет никакой пользы.

Тренинг Лины Арифулиной направлен на раскрытие внутреннего потенциала, темперамента, творческих способностей личности. Он основан на методике Михаила Чехова и проходит в форме живого общения, дискуссий, экспериментирования и обсуждения результатов.

Главная особенность — индивидуальная обратная связь, цель которой — детальная проработка имиджа каждого из слушателей.

В программе:

  • Слагаемые «первого впечатления» или что с Вас считывают за 30 секунд;
  • Презентация себя или как наладить контакт сослушателями;
  • Концентрация внимания, как способ преодоления волнения;
  • От восприятия к эмоциональности или как найти нужный подход к партнеру и аудитории;
  • Выявление типичных ошибок в выступлениях на публике;
  • Концентрация внимания как способ преодоления страха публичности;
  • Активизация и связь всех органов чувств между собой посредством памяти физических действий и пантомимы;
  • Продумай свой имидж или представление собственного проекта «Что я умею и как».

Время проведения тренинга: с 11.00 до 15.0. 

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий