Понятие стрессоустойчивости в психологии и практике психотерапевта: как стать ванькой-встанькой

Понятие стрессоустойчивости в психологии и практике психотерапевта: как стать ванькой-встанькой Женщине

Что такое стресс? причины стресса

Человеку не обязательно попадать в чрезвычайные ситуации для того, чтобы получить стрессовую реакцию.  Только на основании своих мыслей мы можем испытывать исключительно сильные эмоции и получать в ответ на них соответствующие реакции организма.

Стресс – такое состояние организма и психики, которое возникает в качестве реакции на воздействие травмирующих внешних или внутренних факторов среды. Такое состояние сопровождается существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения. Факторы стресса могут затрагивать и физическую и психическую сферы (различные внезапные проблемы финансового, социального, семейного, бытового плана).

Физиологические реакции человека на стресс похожи на реакции, которые испытывают зебра или лев, убегающие от опасности, или, наоборот, догоняющие жертву, чтобы не умереть с голоду. Но для животных стресс – это краткосрочный кризис, после которого они или живут дальше, забыв о потрясении, или умирают.

Человек же, беспокоясь по множеству причин ежедневно, запускает те же самые физиологические реакции. То есть мы запускаем физиологическую систему, предназначенную для реакции на физические чрезвычайные ситуации, всего лишь беспокоясь о насущных делах и проблемах на работе и дома.

Все эти трудности вроде ипотеки, отношений с начальником и соседкой, заливающей вас третий раз за месяц,  — это стрессоры, выбивающие из состояния равновесия. А реакция на стресс – всё что делает наш организм, чтобы снова восстановить работу системы.

Почему так важно тело и телесные аспекты

Почему же мне, как психологу и телесному психотерапевту так важно  опираться не только на логику, эмоции, ценности, но и  уделять так много внимания телу? Ответ непростой, поскольку ответов найдется довольно много. Например, такой известный ученый, как Сеченов, указывал на роль мышечного движения, завершающего протекание любой мысли и эмоции. А такой уважаемый психолог как Карл Густав Юнг называл тело “выражаемой частью души”.

А еще для меня, как практика, важно, что телесные реакции, напрмер, напряжение-расслабление, являются тонким ориентиром и важным знаком, маячком, этаким “критерием истины” в понимании многих психических процессов.

Основываясь на факте тесной связи между телесными и психическими аспектами душевной жизни, телесные психотерапевты склонны рассматривать ее проявления одновременно как буквально, так и фигурально.  

В результате в анализе во взаимодействии с клиентом появляется еще одно измерение, а следовательно,  получается более “объемное” видение некоторых проблем. Это сложно объяснить в двух словах,  но — немного терпения :-). По ходу чтения этой и других статей многие непривычные для восприятия понятия станут яснее. 

Например, станет более понятным, почему на сеансе с клиентом, когда речь заходит о стрессоустойчивости, я намеренно начинаю знакомить клиента с ней  немного издалека. И, как правило, задаю клиентам следующий вопрос.

«Какая, на ваш взгляд, геометрическая фигура является самой устойчивой?» Кто-то из читателей может дать ответ?

Рано или поздно они озвучивают верный ответ. Да, это треугольник с острым углом вверху  и широким основанием внизу. Или, если в пространстве, — пирамида. Иными словами, легкий верх и массивный низ.

А про убедительную устойчивость куклы- неваляшки или ваньки-встаньки многие из нас помнят из детства. Принцип в них в этом смысле тот же: легкий верх и тяжелый низ, созданный с помощью прикрепленного  в самом низу игрушки грузика.

Тогда я задаю следующий вопрос. «А какая фигура тогда является самой неустойчивой?»

Как вы уже, наверное,  догадались, самой неустойчивой является перевернутый треугольник с основанием вверху или перевернутая пирамида. Такую  фигуру даже и толкать не нужно — сама падает вниз от любого прикосновения- дуновения.

Как повлиять на стрессоустойчивость

Как повысить стрессоустойчивость? Реакция на стресс имеет свойство меняться. Например, у людей типа А психотерапия может изменить не только поведение, но и уровень холестерина, и снизить риск инфаркта независимо от изменений в диете или других физиологических регуляторов содержания холестерина в крови.

Попадая в стрессовую ситуацию, человек начинает создавать и тестировать различные механизмы преодоления стресса – поведенческие и когнитивные. Если созданный механизм не помогает в конкретной стрессовой ситуации, попытки совладания со стрессом продолжаются до тех пор, пока не появится желаемый результат.

Эти механизмы, которые называют копинг-стратегиями,  постоянно меняются, зависят от ситуации и эмоционального состояния человека. Чем разнообразнее репертуар таких механизмов, тем легче и быстрее можно справиться со стрессом. Помимо разнообразия, важна гибкость в выборе конкретной стратегии противостояния стрессу: более эффективно со стрессом справляются люди, которые выбирают стратегию совладания исходя из ситуации.

Далее мы рассмотрим некоторые адаптивные стратегии противостояния стрессу, которые могут помочь в преодолении стресса.

Определение в психологии

Определение в психологии дает нам лишь общее понимание устойчивости к стрессу. Авторы под разными углами рассматривают ансамбль личностных качеств и различные связанные с ним факторы, влияющие на степень стрессоустойчивости.  Видение этих факторов к тому же у разных авторов они различно.

Это могут быть, например, коммуникативные навыки, самооценка, конфликтность, склонность к риску и др. На основании этого видения создаются методики и тесты для психодиагностики стрессоустойчивости, достаточно серьезно отличащиеся друг от друга. 

Общим же является подчеркивание способность человека выносить эмоциональное напряжение, давление,  интеллектуальные и другие большие нагрузки без печальных последствий для здоровья в виде психических или психосоматических расстройств.

Есть немало хороших добротных тренингов, направленных на то, чтобы помочь персоналу  различных организаций повысить устойчивость к стрессовым воздействиям и факторам. Результаты этих тренингов различны, и тому много причин. Самая интересная для меня заключается вот в чем.

В результате работы над собой и проблемами сотрудники, конечно,  начинают больше и лучше осознавать важные для них вещи. Это важный шаг, но нередко его бывает недостаточно. И происходит  это тогда, когда  осознавание остается само по себе, а прежние привычки — сами по себе.

А  причина такого положения в том, что большинство привычек тесно связаны с телом, нашей телесностью.  Привычки пропитаны телесными факторами, а тело — привычками.

Вот почему я  буду рассматривать эту тему именно как телесный психотерапевт, как практик. А опыт показывает, что осознанное включение тела позволяет со временем добиваться не просто заметных, а прямо-таки выдающихся результатов стрессоустойчивости.

Об этом более подробно я пишу в своей книге «Три нелепые ошибки, которые сводят на нет любые усилия и простые приемы их избежать». Благодаря этой книге вы наконец сможете «подружить» новое осознание, полученное на любых формах психотерапевтической работы и свою обыденную жизнь.

От чего зависит стрессоустойчивость?

Возможно, вы замечали, что некоторые люди реагируют на травматические ситуации более легко и хладнокровно, чем другие. Они могут быть более усталыми, более подавленными, чем обычно, но затем достаточно быстро восстанавливаются и приводят свое состояние в привычное русло.

  1. Генетическая предрасположенность 

Есть предположения, что разницу реакций даёт ген 5-НТТ.  Белок, закодированный этим геном,  транспортирует серотонин в различные отделы мозга. Если у человека длинная форма этого гена, он более устойчив к стрессу. Люди с короткой формой 5-НТТ имеют риск более интенсивной негативной реакции на какую-либо травму.

  1. Коронарный тип личности (тип личности А)

Термин А-тип придумали в начале 1960-х годов двое кардиологов, Мейер Фридман и Рэй Розерман, для описания набора свойств личности, которые влияют на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний.  В результате многочисленных исследований, ключевым в перечне этих свойств является «недружелюбие».

Как быть Леди:  Что такое хандра: симптомы, отличие от депрессии, советы

Недружелюбным в ключе этой теории считают того, кто легко выходит из себя по пустякам и возмущается из-за инцидентов, которые другие сочли бы не столь значимыми. Соответственно, в ситуации, которая мало взволновала бы других, стрессовые реакции личности типа А ускоряются до предела, и сердечно-сосудистая система быстрее изнашивается.

  1. Свойства нервной системы

Разный тип нервной системы делает нас более или менее устойчивыми к серьёзному психоэмоциональному напряжению. Люди с сильным типом нервной системы, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов лучше справляются со стрессом. Тем же, кто обладает слабым типом нервной системы, необходимо больше внимания уделять пополнению энергетических ресурсов своего организма.

  1. Жизненный стиль человека

От образа жизни, темперамента, личности во многом зависит, как мы воспринимаем неоднозначные обстоятельства: видим в них, в первую очередь, хорошее или плохое, обращаемся за социальной поддержкой или нет, активно действуем или становимся более пассивными, принимаем ситуацию или нет.

Последствия стресса для организма

  1. Физиологические

Мы привыкли к тому, что определённые проблемы внешней среды приводят к специфическим реакциям нашего организма на них. Например, мы совершенно по-разному реагируем на жару и холод. Но реакция на стресс всегда одинакова, с каким бы стрессором не встретился человек.

В первую очередь,  организм начинает быстро высвобождать энергию из мест её хранения  и прекращает её дальнейшее накопление. Глюкоза и самые простые формы жиров и белков направляются к мышцам, которые, по задумке природы, должны работать изо всех сил в стрессовой ситуации.

Ускоряется сердечный ритм, повышается артериальное давление, учащается дыхание – это помогает перенести в мышцы как можно больше питательных веществ и кислорода. Всё, что не требует немедленной активации, откладывается на потом – угнетается пищеварительная и репродуктивная системы.

Функции роста и регенерации тканей замедляются. Вместе с этими изменениями угнетается и иммунитет. Иммунная система, отслеживающая раковые клетки и выделяющая антитела, чтобы защитить нас от болезней, замедляет свое действие, чтобы использовать энергию для более насущных во время стресса задач.

  1. Когнитивные

В состоянии стресса наблюдаются нейробиохимические изменения в структурах головного мозга, которые мешают работе фронтальной коры и выполнению ею когнитивной функции. Снижается ёмкость оперативной памяти, сужается поле внимания, снижается способность сосредоточиться на отдельной проблеме. Изменения гормонального фона приводят к нарушениям в процессе воспроизведения информации.

  1. Психологические

Стрессовые ситуации вызывают самые разнообразные эмоциональные реакции – от лёгкого возбуждения до депрессии. Наиболее часто встречающейся реакцией на стрессор являются страх и тревога. Способность преодолеть страх и сохранить самообладание часто связано с какой-то сверхцелью или сверхзадачей, которую преследует человек, оказавшийся в стрессовой ситуации.

Ещё одна распространенная реакция на стресс – гнев. Если стрессовые условия сохраняются и личности не удается преодолеть их, то переживание неприятных, неконтролируемых событий может привести к апатии и депрессии. У некоторых людей развивается приобретённая беспомощность – отстранённость и бездействие в ответ на неконтролируемые события.

От чего зависит стрессоустойчивость
От чего зависит стрессоустойчивость? Фото Ben White, Unsplash

Примеры в языке

Кстати, в языке много выражений о стрессоустойчивости, упоминающих или прямо апеллирующих к телу, с упоминанием верха и низа. “Поставить с ног на голову”, “Почва уходит из-под ног”  и др. О неустроенности человека можно выразиться, что он находится ( болтается, “подвешен”) между небом и землей и т.п.

Вот почему так важно увидеть ситуацию с устойчивостью к стрессу объемно. Ведь стрессоустойчивость в психологии и  телесной психотерапии подразумевает одновременную  работу с когнитивными процессами ( разум, логика, мысли), с чувствами и телом. Так гораздо больше шансов получить оптимальный результат.

Есть люди, которым это дается легко. А другим потребуется время и усилия. Но вот в чем парадокс.

Опыт показывает, что люди, страдающие от эмоционального стресса, страхов, расстройств, являются  одаренными и талантливыми людьми. Однако они зачастую  почти не задумываются о своих способностях.

Тому, кто подозревает у себя нераскрытый талант, могу порекомендовать к прочтению весьма любопытную книгу. С первого взгляда она не имеет отношения ни к психологии, ни к теме сегодняшней статьи. Однако это только на первый взгляд. Ведь талантливый человек часто страдает от психологических проблем именно из-за нераскрытия своего потенциала.

А как раскрыть его? Ответ прост: пробовать, пробовать и еще раз пробовать. И книга Екатерины Северной «30 способов сделать жизнь ярче!» подскажет вам, что, где и как пробовать. Многие читатели этого на редкость позитивного издания смогли сделать свою жизнь лучше без помощи психолога и психотерапевта.

Я очень люблю работать именно с такими одаренными, но по каким-то причинам нереализованными людьми. Это настоящее удовольствие по крупицам, по маленьким шажочкам раскрывать доселе тайное и спрятанное в глубине бессознательного.

Вот почему так хочется помогать таким людям на их пути к  самовыражению. Для них я и пишу этот блог и создаю тренинги.

И прежде чем наполнить понятие стрессоустойчивости конкретикой, хочу сейчас зафиксировать ваше внимание именно на этой объемной фигуре, которую я только что описала. Пусть она какое-то время просто останется с вами.  Напоминает о себе, стимулирует к действиям, к развитию, к обучению новым навыкам. Почему это так важно? По одной причине:

Тело всегда выбирает лучшее.

Это закон, который создан Природой. Опираясь на него можно гораздо быстрее и основательнее  справиться не только с хроническим эмоциональным стрессом, но и с психосоматическими расстройствами и другими последствиями стресса. И об этом мы еще поговорим.

Расслабление:

  1. Расслабьте область вокруг глаз, затем мышцы корпуса, и опустите плечи. Сделайте глубокий вдох. Продолжайте делать медленные и глубокие вдохи и выдохи до трёх минут. После этого сделайте энергичный вдох. 
  2. Снимите усталость с глаз: быстро растирайте руки, пока не почувствуете тепло. Закройте глаза руками. Почувствуйте тепло.
  3. Прогрессивная нервно-мышечная релаксация по Якобсону.

Техника предполагает последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц по схеме:

  • напрягаем определённые мышцы;
  • осознаём и стараемся прочувствовать это напряжение;
  • расслабляем эти мышцы.
  • отмечаем контраст в ощущениях между напряженным и расслабленным состоянием.

Методику можно выполнять лежа или сидя. Положение должно быть максимально комфортным для вас.

Мышцы ног: Обратите внимание на стопы и пальцы ног. Потяните их от себя и сконцентрируйтесь на ощущениях. Затем сделайте глубокий вдох и на выдохе расслабьтесь. Повторите всё то же самое, направив пальцы ног к себе. 

Приподнимите ноги от пола на высоту 10-20 см. Держите положение 5 секунд. На выдохе медленно и плавно опустите ноги на пол. Прочувствуйте состояние расслабления.

Мышцы рук: Сожмите кулаки (ощутимо, но без дискомфорта). На вдохе досчитайте до пяти – на выдохе расслабьтесь. 

Напрягите бицепсы и мышцы предплечий и кисти, согнув правую руку в локте. Акцентируйте свои ощущения. На выдохе расслабьте руку. Сделайте то же самое одновременно для обеих рук.

Напрягите трицепсы: обеими ладонями с силой упритесь в пол. Почувствуйте напряжение. Выдохните и расслабьтесь.

Мышцы живота и спины: Напрягите мышцы, задержите дыхание, почувствуйте напряжение. Выдохните, расслабьтесь. 

Приподнимите таз, опираясь на пятки, локти и плечи. Оставайтесь в таком положении несколько секунд, акцентируясь на напряжении. Выдохните и опустите таз на пол, расслабьтесь, прислушайтесь к ощущениям.

Медленно и аккуратно приподнимите от пола грудную клетку, опираясь на затылок и таз. На выдохе осторожно опуститесь обратно. Прислушайтесь к своему состоянию.

Мышцы шеи и лица: В положении лёжа, поднимите голову, потянув подбородок к груди. Акцентируйте внимание на напряжении мышц шеи. Выдохните и аккуратно опустите голову.

Сожмите челюсти так, как будто держите что-то в зубах. Почувствуйте напряжение, глубоко вдохните и расслабьтесь. 

Как быть Леди:  Маргинал - кто это? Маргинальный человек: характеристика, признаки, причины маргинальности

Наморщите лоб, не закрывая глаза. Подержите напряжение некоторое время. Глубоко вдохните и расслабьтесь.

Напрягите губы. Снова вдохните и расслабьтесь с шумным выдохом.

Уприте язык в верхнее небо, ближе к зубам. Напрягите его, чувствуя это усилие. Продержав несколько секунд напряжения, расслабьте язык и мышцы лица.

В завершение, зажмурьтесь. Прочувствуйте это усилие и на выдохе расслабьтесь.

Проделав все описанные упражнения, напрягите все тело одновременно – мышцы стоп, живот, руки, грудной отдел, мимические мышцы. Задержите дыхание и продержите это напряжение комфортное для вас время. Глубоко вдохните и выдохните. Расслабьтесь. Проследите за ощущениями в теле, мыслями, эмоциями и впечатлениями от процесса.

В этой статье представлены разные способы и техники повышения стрессоустойчивости. Но самым главным способом борьбы со стрессом является само знание того, что вы можете с ним справиться. Несмотря на то, что стресс выводит организм из состояния равновесия, наше тело и психика достаточно адаптивны и умеют  с этим справляться.

Стресс не делает нас больными и даже не увеличивает риск заболеть. Стресс опасен другим — защитные системы нашего организма могут мобилизоваться для его устранения и не справляться с более долгосрочными задачами вроде устранения какой-либо болезни. Наша задача — не допускать хронических стрессов и состояния постоянной мобилизации, и успевать накапливать энергию до того, как организм истратит её целиком. Учитесь, прислушивайтесь к себе, копите энергию, и становитесь сильнее и устойчивее каждый день.

С чего начать

Важно не откладывать ничего на потом, а просто начать этот путь. Начать с малости, хотя бы с чего-нибудь полезного, а затем добавлять новые навыки.  Для кого-то хорошим началом было бы разобраться с факторами, механизмами и последствиями стресса.

Кому-то важнее в первую очередь убрать негативные мысли, если они беспокоят. Или освоить навыки саморегуляции. На блоге достаточно много информации для старта.

Например, для того, чтобы совладать с чувствами, вам может помочь моя книга “Как разрешить себе любые эмоции, переживания и чувства, не разрушая себя и окружающих”

Кроме того,  я советую как можно раньше включить тело в обретение новых полезных привычек. Например, освоив простое дыхательное упражнение для управления эмоциональными процессами.

Или начать с чего-то совсем простого,  использовав  связь тела с  воображением. И время от время представлять себя огромной горой с легкой вершиной и массивным основанием.

Должна признаться, тело инертно, оно меняет свои привычки медленно. Но, потратив время на включение тела в полноценное проживание психических процессов, вы не пожалеете об этом.

Наступит момент, когда  инерция тела, интегрированного в другие психические процессы,  то есть обретение «умной телесности» начнет работать на вас, защищая и оберегая, создавая устойчивость.

Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса

Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Р. Маннинга «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе» [1].

Первым, кто стал изучать стресс, был канадский ученый Г. Селье. В журнале «Nature» 4 июля 1936 г. было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В этом письме приводились данные о стандартных реакциях организма, которые возникали из-за воздействия различных болезнетворных агентов. Эти данные положили начало учению о стрессе.

По мнению Г. Селье, «…стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование [2]. В своей книге он писал, что факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают одинаковую, биологическую реакцию, которая состоит в активации приспособительных способностей организма.

Г. Селье выделяет три стадии стресса. Первая – реакция тревоги из-за столкновения человека со стрессором, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления(резистентности), когда организму удается успешно справится с внешними воздействиями. Если действие стрессогенных факторов долгое время не удается устранить, то наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются, начинают использоваться невосстановимые ресурсы. В этот период организм хуже сопротивляется новым воздействиям, увеличивая опасность заболеваний.

Позднее Г. Селье предлагает разделять стресс на два вида: дистресс (distress – истощение, несчастье) и эустресс. Эустресс Г. Селье рассматривает как положительный фактор, источник радости от усилия и успешного преодоления, повышения активности. При таком виде стресса происходит активизация процессов самосознания, осмысления, памяти. Дистресс наступает лишь при чрезмерных стрессах, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, невозможности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий.

Таким образом, психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В этот термин включаются эмоционально-психические реакции, синдромы, аффективные реакции, а также физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Первым, кто попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса, был Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную [3]. В последние годы отмечают условность разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот.

Дж. Эверли и Р. Розенфельд считают, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат [4].

Л.А. Китаев-Смык полагает возможным понимание «стресса» как неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначать как стресс в широком смысле. Он говорил, что индивидуальная выраженность стресса, в частности его неблагоприятных проявлений, в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль [5].

По мнению А.С. Разумова имеющиеся стрессовые факторы можно разделить на следующие группы:

1. Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленной деятельности. Эти стрессоры способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

А) экстремальные стрессоры — участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

Б) производственные стрессоры — работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и другие.

В) стрессоры психосоциальной мотивации — разного рода соревнования и конкурсы.

2. Стрессоры оценок: могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

А) старт-стрессоры и стрессоры памяти — предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.

Б) стрессоры, побед и поражений — успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.

В) стрессоры зрелищ — спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и другие.

Как быть Леди:  Деменция у пожилого человека — советы в критических ситуациях

3. Стрессоры рассогласования деятельности:

А) стрессоры разобщения: конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и другие.

Б) стрессоры ограничений — психосоциальных и физиологических: заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и другие.

4. Физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, вибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясения и другие [6].

Таким образом, любой стресс является физиологическим, так как сопровождается различными физиологическими реакциями и может возникать из-за боли, высокой и низкой температуры воздуха, шума, вибрации, гипоксии, непереносимости запахов и других причин, и всегда эмоциональным, так как обладает соответствующими эмоциональными переживаниями, также стресс может быть и информационным, который возникает по причине внезапности, новизны обстановки, недостатка или избытка информации. Любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение называются стрессорами. Для того чтобы не сбиваться с рабочего ритма, нужно иметь хорошую стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость личности — это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [7].

Многие авторы сводят устойчивость, толерантность к стрессу к понятию «эмоциональная устойчивость». Давая определение эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [8].

Л.М. Аболин дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели [9].

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость — способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека [10].

Таким образом, авторы отмечают, что эмоциональная устойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях.

Исследователи В.А. Бодров и А.А. Обознов под термином «стрессоустойчивость» понимают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [11].

А.А. Баранов под стрессоустойчивостью понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы [12].

Исследователь Б.Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья [13] предполагая, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях.

В.А. Пономаренко считает, что в экстремальных ситуациях физиологические механизмы ориентировочной реакции, доминанта, стереотипы, оперативная память могут выступать как помеха для решения задач, а «интеллектуальный уровень поведенческих действий с подключением нравственных резервов в виде долга и чести на основе отношения к своей профессии и к себе, как профессионалу, формирует новую смыслообразующую цель — преодоление и победу» [14]. Таким образом, быстрота и готовность переключения с одного уровня регуляции поведения к другому — фундамент психологической устойчивости.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),

Б) эмоционального компонента — эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,

В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),

Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,

Д) информационного компонента — профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач,

Е) интеллектуального компонента — оценка, прогноз, принятие решений о способах действий [15].

Некоторые авторы сводят стрессоустойчивость к понятию «жизнестойкости». Наиболее полно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С. Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, о мире и об отношениях с ним, которая состоит из трех компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом [16].

Компонент вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного [17].

Жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и тому подобное), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям [18].

            К факторам (ресурсам), влияющим на стрессоустойчивость, можно отнести (по Китаеву-Смыку Л.А.): врожденные особенности организма и ранний детский опыт; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего) [19].

Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить стресс — значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями не только профессиональной деятельности, но и повседневной — без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость личности играет важную роль в преодолении стресса, потому что от нее зависит не только психическое состояние человека, но и профессиональная и повседневная деятельность, ведь чем выше стрессоустойчивость, тем лучше и быстрее преодолевается стресс и тем менее разрушительное воздействии он оказывает на человека. Таким образом, стрессоустойчивость личности — важнейший фактор преодоления стресса.

Формула стрессоустойчивости

Формула устойчивости к стрессовым факторам простая: легкий верх, протекаемая середина,  тяжелый низ с массивным основанием.

И вот куда следует стремиться:

  • к легкому верху — благодаря свободному, не захламленному разуму, способному к реалистичным суждениям;
  • протекаемой середине  — благодаря естественному течению и завершению эмоциональных процессов;
  • массивному основанию — благодаря опорам, хорошему  контакту ступней с землей в буквальном смысле. А в фигуральном  — с реальностью, реалистичным представлениям о себе и о мире. К опорам можно по праву отнести некоторые  человеческие качества и привычки. А также способность тела расслабляться и “заземлять”,  впитывать энергию отрицательных эмоций, превращая их в безопасные

Обо всем этом подробнее  — в других статьях, следите за обновлениями.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий