Полезные советы как развить эмоциональный интеллект: упражнения и способы развития для дошкольников и школьников | FindMyKids Blog

Полезные советы как развить эмоциональный интеллект: упражнения и способы развития для дошкольников и школьников | FindMyKids Blog Женщине
Содержание
  1. Что мешает развитию эмоционального интеллекта?
  2. Виды интеллекта
  3. Выбирайте достойные поведенческие модели
  4. Высокий
  5. Диагностика eq
  6. Для чего он нужен
  7. Дошкольный возраст (4-7 лет)
  8. Зачем нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?
  9. Игры с эмоциональными пиктограммами
  10. Как развивать эмоциональный интеллект?
  11. Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?
  12. Наблюдение за эмоциями
  13. Низкий
  14. Подростковый возраст (10-18 лет)
  15. Полное руководство по эмоциональному интеллекту
  16. Понимание собственных чувств
  17. Понимание чувств другого человека
  18. Понятие и история появления термина
  19. Практические советы родителям
  20. Ранний возраст (с рождения до трёх лет)
  21. Родителям важно:
  22. Саморегуляция
  23. Самосознание
  24. Составляющие eq
  25. Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей
  26. Теория холла
  27. Тест на определение eq
  28. Управление собственным поведением
  29. Шаг 1. осознание
  30. Шаг 2. самоконтроль
  31. Шаг 3. наблюдение
  32. Школьный возраст (7-10 лет)
  33. Эмоциональный интеллект
  34. Эмоциональный интеллект: как опредить и прокачать | развитие эмоционального интеллекта
  35. Эмпатия
  36. Заключение

Что мешает развитию эмоционального интеллекта?

К факторам, которые препятствуют развитию эмоционального интеллекта, относится надевание на себя чужой одежды, выдавание внешних деклараций — чувств, эмоций, переживаний — за свои (из душевной лени или самосохранения). Часто с детства ребенок привыкает к такому поведению, и пытается понравиться и угодить сначала учителям и родителям, а потом и начальству на работе.

А вот недооценка чувственных переживаний не позволяет наработать внутриличностную компетенцию. Помните фразу: «Мало ли, что ты хочешь? НАДО — и все!»?

Страх эмоциональной жизни тоже тормозит развитие эмоционального интеллекта. Часто это явление наследственное: родители боялись выражать эмоции и ребенок тоже боится. Но ведь всем нам нужно понимать, что эмоции и чувства — очень важный тип ориентировки.

Главный вопрос на приеме у психолога: «Что ты чувствуешь?». Именно так человек может проникнуть в истинное переживание и ощутить контакт с самим собой. Переживание — это та область человеческой психологии, которая вбирает в себя все: и событие, из-за которого это переживание произошло, и людей, которые втянуты в это переживание, и чувства, которые человек испытывает, пребывая во всем этом, и мотивы человека.

Еще несколько негативных причин:

  • неумение чувствовать, алекситимия;
  • не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни (человек не может ответить на вопрос о том, что он чувствует, и начинает описывать то, что он думает, или события, которые привели его к такому состоянию);
  • спешка и занятость, сбой ритмов — ориентация на «внешнее и объективное», игнорирование собственных внутренних процессов;
  • показная эффективность и успешность, попытки ее измерить (к этому фактору можно отнести, например, оценочную систему в школе);
  • страх быть «не таким», перфекционизм, комплекс отличника;
  • незнание себя: своей индивидуальности, собственного обаяния и харизматичности;
  • показная взрослость и разумность.

И еще один важнейший фактор, который негативно сказывается на развитии эмоционального интеллекта, — ориентировка на результат, а не на процесс. А между тем, самое главное, что, например, может дать ребенку учитель начальных классов, — это любовь к учебе, независимо от оценок и способностей.

Результат, безусловно, важен, но с точки зрения стратегии жизни, процесс важнее результата. Ведь когда процесс не интересен, человек не может быть продуктивен в какой-то сфере. Именно процесс ведет к мастерству и успеху.

Виды интеллекта

Долгое время в понятие «интеллект» входил только уровень IQ, от которого, как считалось, будет зависеть успех ребенка в будущем. В основном в тесты на IQ входили задания на логику и математику. Но благодаря американскому психологу Говарду Гарднеру — автору теории множественного интеллекта — понимание интеллекта значительно расширилось, и у него появилось довольно много видов:

  • Логико-математический интеллект
  • Эмоциональный интеллект: 
    — внутриличностный 
    — межличностный
  • Натуралистический
  • Практический
  • Творческий (музыкальный, художественный, литературный…)
  • Телесно-кинестетический
  • Лингвистический или вербальный
  • Пространственный
  • Экзистенциальный или духовный

Говард Гарднер считает, что интеллект — это способность к решению задач, которая обусловлена социальной средой. Это означает, что ученый, который занимается ядерной физикой и музыкант, играющий в оркестре, решают разные интеллектуальные задачи. Поэтому разным специалистам требуются разные типы интеллекта — чтобы обладать способностями для конкретных областей деятельности.

И тут очень важна личностная ответственность родителей — чтобы вовремя увидеть, в чем талантлив ребенок, к чему он тяготеет, какой интеллект ему необходимо развивать.

Невозможно решить все жизненные задачи только за счет логического интеллекта. Например, поэты, художники и музыканты обладают совершенно другим видом интеллекта — творческим. А те, у кого хорошо развит практический интеллект, с легкостью ведут бизнес и управляют другими людьми — даже если не были успешными учениками в школе.

Выбирайте достойные поведенческие модели

Если определенные эмоции заставляют вас чувствовать себя проигрышно, подумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, в ответ на замечание вы начинаете кричать, злиться, чем еще больше раззадориваете соперника. Если оппонент спокоен внешне, то считайте, что в споре он выйдет победителем. Не дайте чувствам взять верх над разумом.

Высокий

  • Человек искренне интересуется другими людьми, их заботами и проблемами, пытается оказать посильную помощь. Он буквально считывает мимику и эмоции окружающих.
  • Индивид осознает причину своего плохого настроения, он понимает почему в данный момент расстроен, злится или испытывает чувство вины.
  • Находит силы и методы справляться с трудностями и неудачами. Любой человек может оказаться в состоянии стресса и определенный период переживать его последствия, но индивид с высоком эмо-интеллектом справляется с таким состоянием эффективно, без значительных психологических потерь.
  • Эмоционально развитые люди осознают сильные и слабые стороны, стараются развивать первые и искоренять (минимизировать) вторые.
  • Человек умеет отказывать в просьбах, которые ведут к ущемлению его собственных интересов.
  • Высокий уровень эмоционального развития не дружит с перфекционизмом. Человек уверен в себе и ничего доказывать другим не станет.
  • Человек умеет слышать собеседника, проникаться его словами, читать между строк. Формальное слушание не для него.

Диагностика eq

В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

  • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
  • методики, где человек оценивает себя сам;
  • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.

Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

Для чего он нужен

Более корректным будет вопрос: “Почему эмоциональный интеллект так важен?” Он позволяет строить долгосрочные отношения с коллегами, друзьями, близкими и родными людьми. Ведь именно навык коммуникации по сути и определяет, насколько успешным в жизни будет человек.

Даниел Канеман, обладатель Нобелевской премии по экономике, выяснил, что люди готовы заключать менее выгодные для себя сделки, если партнер вызывает у них симпатию. Обаятельный продавец способен продать больше товара, даже если тот будет бесполезным или недостаточно качественным. Люди с развитым EQ имеют больше возможностей за счет влияния на других людей.

Высокий уровень EQ означает, что человек умеет распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном. Такие качества позволяют налаживать связи, обращать на себя внимание, способствуют доверию и, как следствие, занятию высоких должностей, предполагающих управление коллективом.

Интересно! Роль эмоционального интеллекта отлично показана в сериале “Теория большого взрыва”. В нем главные герои являются гениальными учеными, но совершенно не умеют вести себя в обычном обществе, из-за чего постоянно и попадают в комичные ситуации.

Кроме понимания и управления эмоциями EQ способствует развитию мышления. Ученые доказали, что настроение оказывает прямое влияние на мыслительные процессы. Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет.

Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту.

Дошкольный возраст (4-7 лет)

В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка».

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

Зачем нужен высокий уровень эмоционального интеллекта?

Во-первых, когда у человека развито самосознание, у него все в порядке с самооценкой и есть уверенность в себе.

«Нормальный уровень самооценки — нулевой. У нее не должно быть знака „ “ или „-“. Но при этом она обладает гибкостью — меняется в зависимости от ситуации. Когда художник попадает в общество физиков-ядерщиков, он будет чувствовать себя скромно — и это нормально».

А уверенность в себе — базовое ощущение, которое у многих детей и даже взрослых людей опирается на какие-то внешние оценки, чужие критерии успешности. Но в идеале уверенность в себе должна исходить только из собственной уникальности. Эта уникальность подразумевает, что абсолютно у каждого человека есть свой набор потенций, который при решении определенного круга задач будет самым лучшим.

Во-вторых, человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным, обладать высокой самомотивацией и продуктивностью.

В-третьих, развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку проявлять социальную чуткость: предупредительность, тактичность и деликатность, пониманиеотношений в коллективе и умение ладить с людьми. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним.

И, наконец, в-четвертых, — управление отношениями: влияние, вдохновляющее лидерство, умение регулировать конфликты, помощь другим в развитии и совершенствовании, сотрудничество и умение работать в команде, содействие изменениям.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку.

Как быть Леди:  Что такое интеллект и можно ли получить его по наследству — Нож

Как развивать эмоциональный интеллект?

Посмотрите на фотографии людей, сделанные с помощью тепловизора. Удивительно, как температура тела реагирует на наши эмоциональные состояния. На картинке всего 14 разных примеров эмоций, но российские психологи выделили целых 80!

«Возьмите за аксиому: если вы не развиваете эмоциональный интеллект у себя, развить его у детей тоже не получится».

  • Осознавайте свои сильные и слабые стороны — умейте их называть, понимать причины, давать направление реализации.
  • Называйте свои и чужие эмоции — чем больше набор слов, тем выше чувствование. Отвечайте себе на вопрос: «Что я сейчас чувствую?».
  • Проявляйте наблюдательность, станьте отзывчивы, будьте готовы прийти на помощь тем, кто нуждается.
  • Уделяйте внимание невербальному языку — мимика, осанка, походка, позы, жестикуляция и прочее.
  • При неудачах проявляйте благодарность за полученный опыт.
  • Создавайте себе новые обучающие условия и старайтесь адаптироваться к ним, идите в свой страх, выходите из зоны комфорта.
  • Научитесь признавать свою вину и при этом старайтесь преодолевать страх перед ошибками.
  • Снижайте перфекционизм.
  • Проявляйте способность отключаться и переключаться.
  • Будьте готовы слушать и слышать.

«Наберите в поисковике „список человеческих эмоций“. Скопируйте к себе и выделите разным цветом: что вы распознаете хорошо, что вам знакомо меньше, и какие эмоции вы не понимаете вообще. Так вам будет проще понять, чувствование каких эмоций нужно развивать, и в чем ваша сильная сторона. Держите список перед глазами, чтобы ориентироваться в том, что вы сейчас чувствуете». 

Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?

Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2021 году:

Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.

Наблюдение за эмоциями

Чувства нельзя игнорировать, их следует проживать и анализировать. Научитесь осознавать свои эмоции в течение дня. Почему вы расстроились, чему обрадовались? К примеру, как отреагировали на критику руководства – возникла обида, огорчение или неприятие. Эмоциональные реакции можно записывать: «Я злюсь, если…»., «Я в восторге, когда…».

Низкий

Людей с низким ЭИ можно опознать по следующим признакам:

  1. Они всегда готовы вступить в жаркий спор, требуя от собеседника серьезной аргументации. Остановится, подумать, проиграть такие личности не в состоянии.

  2. Человек часто обвиняет других в чрезмерной чувствительности. Это связано с привычкой неуместно шутить, критиковать, подкалывать, а ответ на просьбу прекратить эмоциональное насилие, возлагать вину за конфликт на другого.

  3. Человек с пониженным ЭИ абсолютно не понимает чувства другой личности. Он не видит, что собеседник расстроен, озадачен или смущен и не желает дальнейшего общения.

  4. Вина за все неудачи и трудности возлагается такими людьми на окружающих или обстоятельства. На себя ответственность принимать они не хотят, выступая в роли вечной жертвы.

  5. Переживает частые неконтролируемые эмоциональные вспышки. Человек не умеет, да и не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они не уместны либо нарушают комфорт других людей.

Люди с низким ЭИ пасуют перед неудачами, тяжело переживают их, впадают в депрессию, но менять ситуацию, действовать не хотят. Они редко имеют друзей и широкий круг общения.

Подростковый возраст (10-18 лет)

Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

Полное руководство по эмоциональному интеллекту

Как улучшить эмоциональный интеллект

Мы рассмотрели все аспекты эмоционального интеллекта — что это такое, как он может нам помочь, и ключевые компоненты Смешанной модели EQ. Помня обо всем этом, пришло время взглянуть на то, как мы все можем направить наши усилия на улучшение нашего эмоционального интеллекта.

В своих фундаментальных исследованиях и публикациях, Эмоционально Интеллектуальный Менеджер, Дэвид Р. Карузо и Питер Салвей обсудили четыре ключевых навыка, относящихся к развитию социального интеллекта:

1. Способность распознавать свои чувства и чувства других людей.

2. Использование этих чувств для направления собственного мышления и рассуждений вместе с другими.

3. Понимать, как могут меняться наши собственные чувства и чувства других людей в ответ на определенные события.

4. Сохранять открытость к чувствам и уметь интегрировать их в решения и действия.

Джастин Барисо, автор Прикладного EQ, продвигает эти идеи дальше, используя их для изложения семи ключевых шагов, которые мы все должны предпринять, если мы хотим улучшить наш эмоциональный интеллект.

1. Проводите время, размышляя о своих собственных эмоциях

Стремясь лучше понять чувства других людей, с чего лучше начать, чем заглянуть внутрь и понаблюдать за своими собственными?

Время от времени садитесь и проводите некоторое время, размышляя о своих чувствах и реакциях. Подумайте о том, как вы можете реагировать на такие ситуации, как следующие:

  • Ваш босс отводит вас в сторону, чтобы сказать, что вы бездельничали.
  • Ваш супруг обвиняет вас в том, чего вы не делали.
  • Другой водитель отрезает вас от возможности съехать в нужном месте на кольцевой развязке.

Определяя свои собственные эмоциональные реакции на такие инциденты, вы становитесь более внимательным к своим чувствам и своей способности контролировать их. Со временем вы становитесь более опытным в распознавании импульсивных действий и, в свою очередь, сможете остановить себя от опрометчивых решений.

2. Изучить чужие взгляды

Легко забыть, что люди, с которыми мы встречаемся, воспринимают нас совсем по-другому, чем то, как мы себя воспринимаем. При этом обращение к близким нам людям с просьбой поделиться своим мнением о нашем взаимодействии с ними может помочь нам лучше понять самих себя.

Будь то супруг/супруга, родитель или брат/сестра, начните с того, что зададите несколько вопросов о своем поведении в значимые моменты — например, в стрессовых ситуациях или в спорах. Вот некоторые из них для начала:

  • Вел ли я себя необычно в это время?
  • Считаете ли вы, что я вел себя логически или эмоционально?
  • Был ли я чувствителен к вашим эмоциям?
  • Должен ли я вести себя по-другому?
  • Не могли бы Вы объяснить, как?

Понимая, как другие люди воспринимают наши эмоции, мы можем получить объективный, менее предвзятый взгляд на наше поведение.

3. Начать быть более наблюдательным

Развитие нашего эмоционального интеллекта возможно только в том случае, если вы станете более внимательны к своим чувствам. Важно, чтобы вы ежедневно внимательно следили за своим поведением. Как говорит Барисо,

«Если вы сделаете какие-либо новые открытия, обязательно повторите первый шаг. Вы даже можете записать свой опыт; это поможет прояснить ваше мышление и удержать вас в «режиме обучения»».

4. Использовать «паузу»

«Пауза», как выразился Bariso, невероятно проста, но очень эффективна, когда речь заходит об улучшении EQ. Это, как следует из названия, действие — сделать небольшую паузу, перестать думать перед тем, как действовать или говорить.

Это не позволяет нам принимать безрассудные или импульсивные решения без предвидения. Это позволяет нам взять под контроль такие эмоции, как гнев и ревность, которые могут вызвать много проблем, если их оставить, чтобы устроить бунт.

Паузу во время стрессовых моментов легче сказать, чем сделать, но с практикой становится легче. Используя разумные паузы, мы можем улучшить наш эмоциональный интеллект с течением времени, используя наши эмоции вместо того, чтобы позволить им направлять нас вслепую.

5. Начните спрашивать, почему

Когда другие люди предпринимают действия, с которыми мы не согласны, мы быстро выносим суждения об их мыслях и поведении. Мы можем навешивать ярлык на человека, сигнализирующего о себе позади нас, как на невнимательного и бездумного человека.

Редко мы останавливаемся, чтобы задуматься о том, почему другие люди ведут себя так, как они себя ведут. Вместо этого мы делаем поспешные выводы и предположения, не задумываясь о своих чувствах.

Повысить наш эмоциональный интеллект можно, просто задавая вопрос почаще — спрашивая, почему человек, который нас раздражал, мог поступить так, как он поступил. Спрашивая почему, мы связываемся с их эмоциями, сопереживаем их действиям, и вдруг чувствуем себя менее осуждающими и более приемлемыми.

Как быть Леди:  Честность, аутентичность и открытость: основы PR-стратегии для онлайн-бизнеса

6. Учимся на критике, а не на обиде

Независимо от того, идет ли речь о нашем романтическом партнере, новом клиенте или лучшем друге, критика никогда не бывает легкой пилюлей, которую можно проглотить. Никто не любит, когда ему говорят, что то, что он делает, неправильно.

Как бы нам не хотелось сбрасывать со счетов мнения наших критиков и отстаивать свои собственные убеждения, в критике обычно есть доля правды — и мы можем поучиться у нее.

Когда кто-то дает нам негативный отзыв о чем-то, легко обидеться. Но гораздо здоровее для нас отложить в сторону свои чувства и посмотреть, чему мы можем научиться на их словах.

Барисо просит нас рассмотреть следующие вопросы при подаче критических замечаний:

«Отложив в сторону мои личные чувства, чему я могу научиться с этой альтернативной точки зрения?

Как я могу использовать эту обратную связь вместо того, чтобы сосредоточиться на муках, чтобы помочь мне или моей команде совершенствоваться?».

Иногда критика действительно должна быть дискредитирована — особенно когда она основана на лжи или злодеянии. Если же это не так, то мы можем многому научиться у наших критиков, и мы должны использовать их слова, чтобы стимулировать наше собственное улучшение.

7. Практика

Все вышеперечисленные навыки требуют практики. Трудно сделать паузу, когда все, что мы хотим — это пробить стену или закричать во весь голос. Трудно понять, почему человек, вызвавший сильное негодование в наших сердцах, мог поступить так, как он поступил.

Однако, в жизни трудные вещи, как правило, приносят наибольшую пользу. Продолжение наших усилий с течением времени позволит нам максимизировать наш эмоциональный интеллект и увеличить наши шансы на успех как в работе, так и в личной жизни.

Если вы потерпите неудачу несколько раз в любой из вышеперечисленных практик, не сдавайтесь. Продолжайте пытаться, и в конце концов, вы обнаружите, что вы становитесь все лучше и лучше в контроле и выявлении эмоций.

Понимание собственных чувств

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

Понимание чувств другого человека

Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

  • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
  • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
  • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

Понятие и история появления термина

Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient или EQ) – это способность выражать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоции, чувства, намерения и желания других людей.

На рубеже XIX-XX вв. внимание исследователей было приковано к умственным способностям человека. Были разработаны тесты, которые позволяют измерить уровень интеллекта и выразить его в виде количественного показателя. Так появилось понятие IQ. В то время считалось, что именно оно определяет успех в жизни.

На практике оказалось, что люди с высоким IQ далеко не всегда становились успешными, а те, чей показатель ума имел средние результаты, часто строили головокружительную карьеру, имели много друзей и создавали удачную личную жизнь. Позже исследователи пришли к выводу, что успех в большей степени определяется другим видом интеллекта – эмоциональным.

О важности эмоций говорил еще Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал материал “Выражение эмоций у людей и животных”, в котором описал роль эмоциональных проявлений для адаптации и выживания. Впервые определение Emotional Quotient употребил Майкл Белдок. В 1964 году оно появилось в его работе “Чувствительность к выражению эмоций в трех формах общения”.

Расцвет теории EQ в Америке и Европе пришелся на конец 1980-х – начало 1990-х годов. Этому посвящались многие исследования, а также были разработаны первые тесты для оценки уровня эмоционального интеллекта.

Для справки! О том, что такое интеллект, вы можете прочитать в другой статье нашего блога.

Практические советы родителям

Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

Родителям важно:

  • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
  • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

Саморегуляция

Гоулмэн доказывает, что эмоции – это часть физиологии человека, прожить без них не представляется возможным. В тоже время, собственные переживания нужно уметь подчинять разуму. Любая эмоция должна соответствовать обстоятельствам и ситуации, в которой она возникла. Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.

Самосознание

Индивид осознает свои сильные и слабые стороны, знает себе цену. Такие люди имеют реальную самооценку, не склонны к самовосхвалению или самобичеванию. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.

Составляющие eq

Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие. Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день. Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента:

  1. Восприятие – это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные.
  2. Понимание – умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий.
  3. Использование – неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации.
  4. Управление – способность усмирять свои эмоции и направлять их на достижение тех или иных целей. Кроме того, это способность применять эмоции для выбора своего поведения и принятия решений.

Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих:

  1. Самопознание, т. е. идентификация своих эмоций.
  2. Саморегуляция – контроль над собой и сдерживание импульсов.
  3. Мотивация– стремление к достижению поставленных задач.
  4. Эмпатия – способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений.
  5. Социальные навыки – умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям.

Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде.

Теория холла

Альтернативная методика тестирования уровня ЭИ разработана Холлом. В данном случае опросник состоит из 30 позиций и ответы оцениваются по шестибалльной шкале.

Прохождение анкетирования позволит тестируемому понять:

Обе методики применяются в психологии и широко представлены в сети интернет для прохождения в онлайн режиме.

Тест на определение eq

Есть много различных методик для оценки уровня эмоционального интеллекта. Предлагаю наиболее популярный тест.

Вам нужно ответить на 30 вопросов и поставить себе за каждый ответ оценку.

ОтветОценка
Категорически нет– 3
Скорее всего, нет– 2
Частично нет– 1
Частично да 1
Скорее всего, да 2
Совершенно согласен 3

Итак, начнем:

  1. Мои действия продиктованы моими эмоциями. Иными словами, благодаря любым моим эмоциям (плохим и хорошим), я понимаю, как нужно поступить в данный момент.
  2. Негативные эмоции дают мне толчок для изменений в жизни.
  3. Когда на меня давят морально, мое состояние остается ровным.
  4. Я умею прослеживать изменения моих чувств.
  5. При необходимости я могу оставаться уверенным в себе и спокойным.
  6. Если необходимо, я в силах быть веселым и смотреть на вещи оптимистично.
  7. Я всегда обращаю внимание на свое эмоциональное состояние.
  8. Если я расстроился, в скором времени без труда смогу прийти в норму.
  9. Я могу выслушать жалобы собеседника.
  10. Я своевременно принимаю меры для избавления от разрушительных эмоций.
  11. Я способен сопереживать и проникаться чувствами к окружающим меня людям.
  12. Близкие люди чувствуют себя спокойно рядом со мной.
  13. Мне хватает упорства для преодоления жизненных трудностей.
  14. Я люблю решать проблемы и задачи нестандартно и интересно.
  15. Я адекватен к настроениям и потребностям других людей.
  16. При необходимости мне легко войти в состояние гармонии.
  17. Я способен анализировать свои отрицательные эмоции и размышлять над этим.
  18. Если я переживаю, то это ненадолго.
  19. Я считаю, что осознание эмоций важно для хорошего физического самочувствия.
  20. Я способен распознать чувства окружающих, даже если они их пытаются скрыть.
  21. Я могу угадывать эмоции по мимике.
  22. Если это в данный момент важно, то я могу держать эмоции под контролем.
  23. Я распознаю истинные желания людей даже без слов.
  24. Окружающие люди считают, что я умею сопереживать.
  25. Я убежден, что человек, который понимает причины своих эмоций, способен управлять своей жизнью и добиваться успеха.
  26. Я умею веселить и вдохновлять людей.
  27. Близкие люди приходят ко мне за советом касательно личной жизни.
  28. Мне легко поставить себя на место другого человека.
  29. Я способен помочь близким людям разобраться в себе.
  30. Я не зацикливаюсь на переживаниях и быстро с ними справляюсь.

Теперь давайте подсчитаем общий балл и посмотрим на результат:

  • более 70 – высокий уровень;
  • от 40 до 69 – средний;
  • менее 39 – низкий.

Не стоит отчаиваться, если вы недобрали несколько пунктов. EQ можно развить. Далее узнаем, как это сделать.

Управление собственным поведением

Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Родителям необходимо:

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Шаг 1. осознание

Самое первое, что нужно сделать для развития EQ, – научиться замечать и распознавать свои эмоции. Для этого эксперты предлагают выполнять такое упражнение. Заведите таймер с интервалом в 1 или 2 часа. Как только сигнал срабатывает, ваша должны задать себе два вопроса:

  1. Что я делаю?
  2. Что я чувствую?

К примеру, в 6 утра вы можете ответить: “Я завтракаю и чувствую себя невыспавшимся”. К обеду скажете: “Я выслушиваю начальника и злюсь”. После работы ответите: “Я смотрю комедию – мне очень смешно”.

Это простая тренировка внимания. Можно ничего не записывать, а лишь понять свои ощущения и уловить связь между внешними факторами и эмоциями.

На заметку! Чтобы таймер не зазвонил в неподходящее время, установите виброрежим.

Шаг 2. самоконтроль

Под влиянием сильных эмоций люди часто совершают действия, о которых потом жалеют. Ученые утверждают, что даже самая сильная эмоциональная реакция имеет свойство заканчиваться в течение 12 минут. В среднем даже 5–10 минут вполне хватит для того, чтобы успокоиться и не наломать дров.

Развитие эмоционального интеллекта предполагает выдерживание паузы между появлением эмоции и последующей за ней реакцией. К примеру, вы стали участником жаркого спора и начинаете чувствовать, что закипаете. Это момент, когда в вас возникла негативная эмоция. Вместо того чтобы сразу же наговорить оппоненту все, что вы о нем думаете, сделайте паузу:

  • подышите;
  • выпейте стакан воды;
  • умойтесь;
  • пройдитесь по улице;
  • послушайте любимую песню;
  • поиграйте в игру на смартфоне;
  • посмотрите видео и т. п.

Иными словами, сделайте что-то безопасное. То, что отвлечет ваше внимание и поможет успокоиться.

Шаг 3. наблюдение

Проследите, как события влияют на ваши эмоции и как появившиеся эмоции влияют на дальнейшие события. Вот пример.

Вы проснулись в хорошем расположении духа и отправились на работу. В офисе вас встретила недовольная коллега и сделала досадное замечание. Вы огорчились. Весь день прошел в испорченном настроении: по телефону нагрубили близкому человеку, вечером опоздали на рейсовый автобус, вернулись домой совершенно измотанным и несчастным.

Если критика или иное неприятное событие надолго выбивает вас из колеи, приготовьте для себя “скорую помощь”, которой сможете пользоваться в подобных ситуациях. Можете выбрать любой подходящий для вас пункт из предыдущего раздела или придумать что-то свое.

Школьный возраст (7-10 лет)

В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований.

Эмоциональный интеллект

Популяризатором определения «эмоциональный интеллект» традиционно считается американский писатель, психолог и научный журналист Дэниел Гоулман. Почитайте его книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». А вот социальный психолог Питер Саловей и профессор психологии Джон Майер занимались разработкой самой концепции эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект состоит из двух видов, которые чаще всего развиваются последовательно — сначала внутриличностный, потом межличностный интеллект. Хотя бывают исключения, и тогда последовательность меняется.

Внутриличностный интеллект состоит из двух компонентов — самосознание и саморегуляция. Самосознание — это способность различать и интерпретировать собственные мотивы, желания, потребности, настроения, порывы и предсказывать их влияние на других людей.

А саморегуляция — способность регулировать свои эмоциональные реакции и состояния, управлять своим настроением. Как позавтракать, как правильно проснуться, как реагировать на ухудшение погоды — у такого человека есть свои маленькие секреты, из которых выстраивается вся жизнь.

«Людям с высокой степенью внутриличностного интеллекта проще выстроить отношения с окружающими — они честны внутри себя, доброжелательны, открыты и оптимистичны. Им легче дается, например, родительство, учительство и прочая коммуникационная деятельность — профессиональная и жизненная».  


Межличностный интеллект тоже имеет две составляющие — эмпатия и социальная умелость. Эмпатия, или понимание других, — это социальная восприимчивость, способность считывать эмоциональное состояние других людей, умение сопереживать. Социальная умелость — способность управлять эмоциями других людей и отношениями с ними.

Социальная умелость таит в себе и темную сторону. Человек, который использует эту способность в корыстных целях и нечестными способами, может манипулировать людьми.

Эмоциональный интеллект: как опредить и прокачать | развитие эмоционального интеллекта


Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. Психологи заговорили о EQ, когда поняли: тестов на IQ недостаточно, чтобы предсказать успешность человека в жизни и карьере. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, человеку нужно общаться с начальством и подчинёнными, чувствовать ответственность за свою часть работы в команде, справляться со стрессами и конфликтами.

Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру.

Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.

Эмпатия

Умение распознавать чувства других людей и сопереживать. Это врожденное чувство, многие люди не способны на то, чтобы понять другого человека. Они ограничиваются формальными фразами: «Не переживай», «Не обращай внимания». Эмпатичная личность пропускает чужие неприятности и радости через себя.

Если все перечисленные составляющие развиты в личности, то она обладает высоким эмоциональным интеллектом.

Заключение

Мы с вами узнали, что такое EQ, как его проверить, зачем развивать и какие есть способы улучшить эмоциональный интеллект. Оказывается, чтобы добиться успеха в жизни, недостаточно уметь высчитывать сложные формулы. Куда важнее быть чутким, коммуникабельным и позитивным человеком, способным осознавать и контролировать свои эмоции.

Напоследок дам вам еще один бонус-совет. Чтобы иметь представление о том, как зарождаются эмоции, обязательно посмотрите мультфильм “Головоломка”. Его полюбили не только дети. У взрослых он также нашел большой отклик. Уверена, что и вы получите массу впечатлений и узнаете много нового.

А вы уже подсчитали коэффициент своего эмоционального интеллекта? Согласны с результатом?

Буду благодарна, если поделитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях. Ведь для многих она может оказаться полезной.

Не забудьте подписаться на обновления, чтобы не пропустить выход новых интересных публикаций.

До скорого!

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий