- Что такое пассивно-агрессивное поведение?
- Что делать с хронической усталостью
- Почему развивается
- : консультация для родителей «работа с пассивным ребенком»
- Гиперстеническая форма неврастении
- Диагностика и лечение
- Как ведут себя такие люди?
- Как вести себя с пассивно-агрессивными людьми?
- Как это влияет на нас?
- Общие симптомы расстройства
- Отсутствие мотивации
- Пример из жизни
- Психологические особенности школьника-тихони
- Раздражительная слабость
- Темы для размышлений
Что такое пассивно-агрессивное поведение?
С меня хватит!
Это использование пассивности и обходных маневров для удовлетворения собственных потребностей и желаний в отношениях. Пассивно-агрессивные люди не признают собственные мысли и эмоции. Они выражают свои негативные и нежелательные чувства и качества, проецируя их вовне, вместо того чтобы обработать их внутренне.
Источник
Когда-то давно пассивно-агрессивное расстройство считалось формой личностного расстройства и было включено в Диагностическое и статистическое руководство по психическим болезням. Однако, так как эксперты признали, что пассивная агрессия распространена в том числе и среди людей, не страдающих психическими расстройствами, оно было удалено из списка.
Что делать с хронической усталостью
В первую очередь, вы должны исключить наличие острых или хронических форм заболеваний, таких как сахарный диабет, язвы желудка и кишечника, сердечно-сосудистые проблемы, ранняя стадия онкологической патологии. Для этого лучше пройти диспансеризацию. Дорого, нудно, но оно того стоит. Заодно узнаете о себе много нового.
Если организм более-менее в порядке, займитесь своим образом жизни. Причины хронической усталости, как самостоятельного заболевания, кроются именно здесь.
- Всеобщая компьютеризация – главный виновник быстрой утомляемости. С массовым распространением компьютерных сетей и электронных гаджетов электромагнитный фон окружающего пространства значительно вырос. Постарайтесь сократить время контакта с компьютером и ноутбуком до рабочих часов и оставьте плохую привычку засыпать в обнимку со смартфоном.
- Работа в темное время суток стирает границы ритма «день-ночь». Происходит сбой выработки мелатонина, что ослабляет иммунную функцию организма, нарушает углеводный и жировой обмен, способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний и ускоряет процессы старения. Для полноценной жизнедеятельности засыпать следует не позднее 10-11 часов вечера, отводя на ночной сон не менее 6 часов.
- Нарушение рациона питания лишает организм необходимых для нормального функционирования веществ – источника его энергии. Длительные диеты или пребывание на «сухом пайке» истощают внутренние запасы, заставляя тело переходить в режим энергосбережения. Постарайтесь внести в свой рацион питания все необходимое для полноценной работы внутриклеточных энергетических станций: свежие фрукты и овощи, зелень, растительные масла холодного отжима, мясо, рыбу, зерновые каши, кисломолочные продукты – все в разумных пропорциях.
- Отсутствие регулярной физической нагрузки (гиподинамия) приводит к депрессии, атрофии мышечной ткани, сердечно-сосудистым патологиям. Появляются сбои в работе гормональной системы, и значительно повышается риск развития онкологических заболеваний. Ежедневная зарядка – обязательная «программа минимум» для поддержки нормальной активности здорового организма.
Следуя этим рекомендациям, вы уже через неделю сможете ощутить значительные улучшения в своем самочувствии.
Почему развивается
Впервые понятие неврастении ввел американский врач Георг Бирд в 1869 году. Затем случаи заболевания были выявлены в Германии и Франции. В России о расстройстве узнали в 1899 году. В то время оно описывалось как состояние периодической усталости в юношеском возрасте. Постепенно признаки неврастении ограничили более узкими рамками.
Главной причиной расстройства становится стресс и переутомление. Стресс может быть:
Особая роль отводится переутомлению, как физическому, так и умственному, а также дефициту сна и эмоциональному напряжению.
Важным звеном является способ мышления человека, манера поведения и сложившаяся система ценностей, поскольку нередко нервное напряжение, переживания возникают на фоне идущих вразрез потребностей и возможностей больного с реалиями действительности. Однако в данной ситуации стоит учитывать уровень адаптивности к изменяющимся условиям, ведь каждый человек реагирует на одно и то же обстоятельство по-разному: кто-то справляется легко, практически без усилий, другой испытывает большие сложности и напряжение.
Таким образом, причиной неврастении становятся состояния, приводящие к дисгармонии нервной системы, нарушающие баланс между процессами возбуждения и торможения, вызывающие ее истощение.
Ведущая роль принадлежит профессиональному стрессу, сформированному тремя факторами: большой объем важной информации, обязательный к усвоению, нехватка времени, высокие амбиции. Подобная ситуация характерна для людей, занимающих руководящие должности, требующие высокой ответственности, или трудовая деятельность которых проходит в условиях конкуренции. Такой вид неврастении известен под различными названиями: информационный, экспериментальный невроз; синдром менеджера, белых воротничков.
Помимо основных причин, существуют и предрасполагающие факторы:
- инфекции;
- тяжелые, истощающие хронические заболевания;
- интоксикации;
- эндокринные заболевания;
- нарушение распорядка дня – недостаточный отдых;
- недоедание, авитаминоз;
- вредные привычки– алкоголь, курение, наркотики;
- черепно-мозговая травма;
- заболевания головного мозга – опухоли, нейроинфекции;
- внутричерепная гипертензия.
Астеническому неврозу нередко подвергаются люди с астенической конституцией (худощавость, тонкие удлиненные конечности, узкие плечи и грудная клетка). Они характеризуются быстрой утомляемостью и неспособностью переносить длительные интенсивные нагрузки, сниженным психическим тонусом и физической слабостью.
: консультация для родителей «работа с пассивным ребенком»
Карылгаш Кенесова
Консультация для родителей «Работа с пассивным ребенком»
Консультация для родителей
Работа с пассивным ребенком и его родителями.
Проблема пассивности. Пассивность, инертность или замедленная реакция – состояния прямо противоположные активности и инициативности. Пассивность в детях – главное препятствие формированию границ. Пассивные дети идут по жизни по кругу, постоянно от кого-то чего-то ждут. Когда ребенок пассивен, он не учится быть хозяином своей судьбы. Он привыкает находиться в чьих-то руках, привыкает, чтобы кто-то все решал за него. Пассивные дети не способны извлекать пользу из процесса под названием «учиться на собственных ошибках», который заставляет их формировать границы. Они никогда ни к чему не прикладывают усилий, никогда не терпят неудач и соответственно не растут. Зачастую это очень милые и приятные дети, но, общаясь с ними, вы никак не можете понять, что же они собой представляют. Им трудно завести друзей и определить свои интересы и пристрастия, они очень легко подпадают под влияние и контроль более напористых приятелей. Они лишь существуют, а не живут полной жизнью. Мне всегда становится грустно, когда я думаю о детях, которые из-за своей пассивности остаются на обочине жизни. Они растут, стареют и умирают, никогда ничем и никем до глубины души не увлекаясь и сами никого по-настоящему не увлекая. Из-за своей пассивности они обречены постоянно пребывать в сумерках. Как бездарно прожиты их жизни!
Что делать с пассивным ребенком? Родителям пассивных детей приходится решать двойную задачу. Они сталкиваются с теми же проблемами формирования границ – с безответственностью и нежеланием ребенка самому быть хозяином своей жизни, – но им гораздо труднее вовлечь такого ребенка в процесс обучения. Вот несколько разновидностей детской пассивности:
• Медлительность. Ребенок откликается на вашу просьбу в самый последний момент. Когда вы уже ждете его в пальто, чтобы отвести в школу, он все еще доделывает уроки. Когда вы просите его помочь вам накрыть на стол, обычно энергичный и быстрый ребенок еле движется. У него уходит колоссальное количество времени на то, что ему делать не хочется, и всего несколько минут на то, что хочется
• Игнорирование. Ребенок не выполняет ваши распоряжения, делая вид, что не слышит вас, либо явно не обращая на вас внимания. Он продолжает заниматься своей игрушкой, читать книгу или думать о чем-то своем
• ^ Безынициативность и нежелание рисковать. Ребенокизбегает всего нового: знакомства с новыми друзьями, посещения новой спортивной секции или нового кружка детского творчества. Он предпочитает оставаться в знакомой обстановке и заниматься привычными делами
• ^ Пребывание в мире грез. Ребенок скорее погружен в себя, чем в реальный мир. В своем внутреннем мире ребенок чувствует себя лучше и счастливее. Он погружается туда при столкновении с малейшей проблемой и при ощущении самого незначительного дискомфорта
• ^ Пассивное неповиновение. Ребенок не откликается на ваши просьбы, безучастно или угрюмо уставившись на вас и продолжая ничего не делать. Совершенно очевидно, что он на вас сердит и пренебрегает вашими указаниями, но хранит молчание
• Изоляция. Ребенок избегает общения с домашними, предпочитая оставаться в своей комнате. Ни в чем вам не противореча, не споря с вами и не вступая в открытую борьбу, он самоустраняется от происходящего вокруг и пытается пережить возникшую проблему в одиночку
Пассивные дети – вовсе не плохие и не злые. Просто у них своеобразное отношение к жизни, мешающее им развивать в себе такие качества, как независимость, самообладание и стремление стать хозяином своей судьбы. Не все связанные с пассивностью проблемы одинаковы по своей сути. Дети не проявляют активности по разным причинам. Ниже перечислены коренные причины, а также способы, с помощью которых вы сможете помочь своим пассивным детям развить в себе активность, необходимую для формирования границ личности.
• Страх. Дети могут не отзываться или вяло реагировать на происходящее вокруг из-за подсознательного страха или тревоги, парализующих их инициативность. Переполняющий душу страх заставляет детей занимать защитную или оборонительную позицию, когда они оказываются в непростых житейских ситуациях.
• Близость. Некоторые дети боятся быть близкими и открытыми с другими людьми. Они стеснительны, замкнуты и скованны рядом со сверстниками. Стараются избегать ситуаций, в которых могут обратить на себя чье-либо внимание. Предпочитают никогда ничем не выделяться. И хотя некоторые дети по своей природе более застенчивы, чем другие, они все равно обязаны учиться строить отношения с окружающими. Школа, церковь, занятия спортом, кружки и другие виды деятельности должны стать обычной и желанной частью жизни ребенка. Не вмешивайтесь в отношения между ребенком и его приятелями, но постоянно будьте близки с ним, чтобы он мог делиться с вами всеми своими переживаниями
• Конфликт. Дети принимают активное участие в жизни семьи, когда все хорошо, но становятся испуганными и пассивными, если кто-то начинает на них сердиться, если назревает конфликт. Их пугает чей-то гнев или возможность применения физической силы. Не обещайте детям, что они никогда в жизни не испытают боли. Но внушайте, что, насколько это зависит от вас, вы не допустите, чтобы кто-нибудь причинил им вред. Разбирайтесь как в назревшем конфликте, так и в возникшей боли. Мой знакомый водил дочь на уроки карате. Первые несколько недель он был страшно обеспокоен тем, что в начале каждого занятия девочка постоянно плакала и цеплялась за него.Но он сказал ей: «Ты должна ходить сюда три месяца. У тебя нет другого выбора, даже если ты будешь плакать. А через три месяца ты сама решишь, стоит ли тебе продолжать заниматься дальше». Незадолго до окончания трехмесячного срока девочка получила соответствующий ее уровню разряд и решила продолжить занятия. Внушайте ребенку, что состояние внутреннего конфликта вполне естественно и что он обязательно с ним справится
• Неудача. В наше время многие дети страдают от внутренних конфликтов, возникающих на почве их перфекционистских взглядов. Боясь сделать ошибку, они не позволяют себе проявлять инициативу, чтобы тем самым исключить вероятность неудачи. Таким образом, они лишают себя возможности учиться на ошибках. Разбирайтесь в каждой конкретной неудаче и внушайте ребенку, что он нисколько не рискует потерять вашу любовь к нему. Вы и сами можете совершить какую-то ошибку прямо на глазах у ребенка – и посмеяться над собой. Одна моя знакомая семья «добилась огромных успехов» в постоянном совершении ошибок. Бывая у них в гостях, мы никогда не слышим от них историй о каких-либо грандиозных достижениях. Наоборот, каждый из них просто и откровенно рассказывает о том, как в очередной раз решил рискнуть на работе и потерпел неудачу или опростоволосился на глазах у приятелей. Их дети также охотно делятся своими промахами. Эти люди делают неудачи своими друзьями
Неспособность правильно ставить цели.Желания и цели помогают детям преодолевать инертность: «Исполнившееся желание как древо жизни» (Притчи 13:12). Оказавшись в конфликтной ситуации, дети сразу же становятся пассивными. Эти дети вовсе не ленивы. Они и с проблемами-то столкнулись, пытаясь предпринять какие-то шаги, направленные на достижение определенного результата. Но пережить разочарование они не могут. Им могло оказаться не под силу написать первую в жизни контрольную работу – и они сдались; не сумели правильно разрешить назревший конфликт в отношениях с другом – и остались в одиночестве. Не старайтесь уберечь или оградить ребенка от окружающего мира. Дом – не место, где следует прятать ребенка от действительности. Дома ребенок должен овладевать умением решать поставленные перед ним задачи. Говорите ребенку, что всегда ему поможете. В меру сложные домашние дела, такие, как приготовление пищи, уборка, покупка продуктов, работа на дачном участке, даже косметический ремонт квартиры, помогут укрепить уверенность ребенка в собственных силах. И он сумеет начать ставить перед собой цели, которые ему будет интересно достичь. Самое лучшее – это выбирать между мытьем плиты и написанием научной работы!
Неугаданные желания. Ребенку может казаться, что он не обязан говорить вам о своих потребностях, так как вы якобы должны знать об этом заранее. Он расстраивается, если вы не задаете ему правильные вопросы, забываете о том, что он хочет, не понимаете, почему он такой несчастный. Это характерная черта маленьких и не очень маленьких детей, которым трудно в собственном восприятии отделить себя от родителей. Грудные младенцы нуждаются в маме, которая должна предвидеть все их потребности, – иначе их жизнь подвергнется опасности. Но по мере того, как дети растут, они обязаны четко доводить свои нужды до сознания родителей. Пусть ребенок знает, что вы действительно хотите помочь ему удовлетворить все потребности и решить все проблемы.Но при этом скажите так: «Даже, несмотря на то, что я очень люблю тебя, я не могу читать твои мысли. Если ты не скажешь мне ясно, что ты хочешь, то никогда этого не получишь. Это будет очень печально. Но если ты приложишь усилие, то я сделаю все возможное, чтобы помочь тебе».
Противоречивая агрессия. Некоторые дети по своей природе вовсе не пассивны. В каких-то вопросах они проявляют чрезмерную активность, переходящую в агрессивность, а в каких-то – крайнее равнодушие. Например,мальчик может быть активен в функциональном плане: он получает хорошие оценки и выполняет свои обязанности по дому. Но при этом он пассивен в плане общения: никогда ни с кем не поддерживает длительных отношений.А может быть и такое: мальчик, являющийся круглым отличником в школе, палец о палец не ударит, чтобы помочь родителям по дому.
Все необходимые компоненты активности и уверенности в себе в этих детях присутствуют. Но в определенных условиях детям трудно ими воспользоваться. Они нуждаются в том, чтобы вы помогли им проявить инициативу в наиболее конфликтных жизненных ситуациях.Пусть вас не смущает распространенная фраза: «А я привык так делать». Доводить личность ребенка до зрелости образа Божьего означает неустанно трудиться во всех областях развития и роста человека, а не только в тех, в которых мы наиболее одарены.В данном случае применяется следующее правило: «Ты не возьмешь конфету до тех пор, пока не приложишь достаточно усилий для решения возникшей проблемы». Чтобы получить деньги на карманные расходы или разрешение попозже лечь спать и посмотреть любимую передачу, замкнутый десятилетний ребенок должен раз в неделю пригласить определенное число детей на обед к себе домой или сходить с ними, например, на каток.Жизнь диктует нам свое правило: сначала съешь суп и только потом получишь мороженое.
Лень. Иногда дети пассивны, так как ничегонеделание является образом их жизни. Они могут быть очень заботливыми и добрыми, но им не знакомо состояние томительной жажды деятельности – то самое, которое побуждает нас работать и прилагать усилия на строительство отношений с окружающими, на решение бытовых вопросов. У них нет страха перед будущим.Они знают: кто-то всегда позаботится об их проблемах. Последствия их не пугают. В большинстве случаев причиной лени ребенка являются делающие все за него родители. В какой-то степени его лень оплачиваете вы. Сами того не сознавая, вы требуете от него слишком мало в соотношении с уровнем его зрелости и возможностей. Обеспечивая своему чаду комфортную жизнь, вы тем самым не способствуете его подготовке к жизни в реальном мире.
Как, по-вашему, для ведения домашнего хозяйства требуются усилия всей семьи или участие детей может быть символическим? Необходимо ли закрепить за детьми определенные обязанности по дому и по школе? Не ждите, что ребенок возьмет на себя эти обязанности добровольно. Вы должны выработать системный подход с учетом причинно-следственной связи. Одна моя знакомая, выросшая в очень обеспеченной семье, рассказывала, что, став матерью троих детей, она столкнулась с огромными трудностями, когда приучала ребятишек поддерживать порядок в доме.Она сказала: «Раньше я никогда об этом не задумывалась. Сняв одежду в своей комнате, я так и оставляла ее там, где сняла. Когда я снова заходила в комнату, одежда уже была разложена по местам – это делала горничная. Теперь одежда моих детей постоянно валяется где попало. Как жаль, что осознание подобных вещей пришло в мою жизнь так поздно». Очень трудно быть одновременно ленивым сыном (дочерью, с одной стороны, и отличным, активным и ответственным учеником, с другой. Спросите у своих знакомых, не кажется ли им, что вы делаете слишком много, а ваш ребенок слишком мало. Вы удивитесь, узнав, как на многое способны дети.
Помните: ваш ребенок будет настолько ленивым, насколько вы его приучите к этому. Следующее высказывание, очень хорошо отражающее суть личностного роста,в наибольшей степени относится к ленивым детям: «Ничего не изменится до тех пор, пока боль прежнего существования не станет сильнее боли перемен». Или,как говорится в Библии: «Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать» (Притчи 21:25). Положите предел и установите последствия лени сегодня, чтобы избавить ребенка от многих печалей завтрашнего дня.
Особые права. Основная причина пассивности ребенка – его убежденность в том, что он наделен особыми правами и заслуживает особого обращения. Такие дети считают, что все обязаны угождать им лишь на основании самого факта их существования. Они не ждут от окружающих ничего, кроме удовлетворения своих потребностей и желаний. Они никогда не испытывают благодарности, принимая все как должное.
Клинические отклонения от нормы. Иногда пассивность ребенка является симптомом нервного расстройства. Например, некоторые виды депрессии могут стать причиной того, что ребенок ищет убежища в пассивности, пытаясь таким образом справиться со своей душевной болью. Пассивность развивается и в результате употребления наркотиков и алкоголя. При малейшем подозрении на это обращайтесь к опытному врачу, специализирующемуся на лечении детей возраста вашего ребенка. Задача родителей – выяснить, есть ли у ребенка клинические отклонения от нормы.
Пассивные дети, взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Тем не менее это далеко не всегда так. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое поведение, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним. Необходимо помочь ребенку, приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми –сверстниками и взрослым
Рекомендации
Пассивные, заторможенные дети нуждаются в принципиально иных педагогических воздействиях. Неосознанность собственных действий таких детей, их непосредственные реакции на указания взрослого, а также общая пассивность поведения говорят об отсутствии действительно произвольного поведения. Сниженный интерес к самостоятельным действиям может свидетельствовать о том, что ситуации, связанные с игровой и предметной деятельностью, не побуждают активность таких детей, а потому говорить о ее сдерживании и преодолении (т. е. о произвольном поведении) в данном случае не следует.
Поднять уровень осознанности действий и творческой активности заторможенных детей, сделать их поведение более самостоятельным и осмысленным возможно только через длительную индивидуальную коррекционную работу, направленную на перестройку мотивационной сферы ребенка и на открытие им собственного способа действия.
Первой задачей взрослого в работе с такими детьми должно стать завоевание их безусловного расположения и доверия. Для этого воспитатель должен в течение продолжительного времени участвовать в детских играх, разговаривать и всячески пытаться установить контакт. Однако расположение к взрослому и доверие к нему далеко еще не обеспечивают активности и самостоятельности детей. Речевое внеситуативное общение (как познавательное, так и личностное, как правило, недоступно для пассивного ребенка. Он не может поддержать самый простой разговор (молчит, отворачивается, отвечает формально и односложно). Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы он увидел и узнал себя и свои возможности в результатах своих усилий. Следовательно, необходимо совместное действие, способное заинтересовать и увлечь ребенка.
Выбор действия тут представляет некоторые трудности. Оно должно быть предельно простым (чтобы ребенок мог легко достичь определенных успехов, осмысленным понятным, иметь зримый конкретный результат, который стал бы очевидным для самого ребенка. В качестве одного из возможных примеров такого действия можно привести работу с ножницами (вырезание ровных полосок бумаги). Этот простой и полезный навык не требует особых способностей, вместе с тем он предполагает определенные усилия со стороны ребенка, требует внимания и сосредоточенности. Результат таких действий наглядно представлен и может быть объективно оценен. Поэтому данное действие вполне может быть использовано для коррекционной работы.
Начать можно с самого простого — с разрезания листа бумаги по прямой линии на четыре части. Процесс деятельности разделяется на последовательные этапы. Сначала взрослый показывает, как можно разделить лист на четыре части без линейки и карандаша — сложив его пополам, а потом еще раз пополам, совмещая каждый раз уголки. Потом воспитатель показывает, как правильно держать ножницы, делать маленький надрез, направлять концы ножниц по прямой линий и т. д.
Главная задача взрослого при этом состоит не в том, чтобы научить резать полоски из бумаги, а в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься этим делом.Для этого используются все имеющиеся в арсенале воспитатели средства: интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно обыгрывать каждый этап этого занятия, заинтриговать ребенка,сделать простые действия загадочными и сюрпризными: радоваться, когда совпадают углы листа, удивляться, что листок стал в два раза меньше, или, когда он распался на четыре части, восхищаться получившимися полосками. Словом, надо стремиться эмоционально увлечь, ребенка, заражая его стоим эмоциональным отношением. Взрослый должен выражать яркий интерес к действиям дошкольника, поощрять его малейшие успехи.
Субъективная значимость этой простой и даже примитивной деятельности создается не только эмоциональной включенностью взрослого, но и подробным объяснением значения каждой мелкой операции.
На первых занятиях дети скорее всего будут пассивно и равнодушно выполнять инструкции взрослого. Первый всплеск их собственного интереса совпадает с моментом, когда они сами обнаруживают свои успехи или промахи. Они как бы открывают результаты своих действий и самостоятельно, без помощи взрослого, связывают их с тем, что и как они делали.Это сразу отражается в мимике и поведении: в глазах появляется блеск, обнаружив, что полоска ровная, ребенок улыбается и гордо смотрит на взрослого, а найдя ошибку, стремится ее исправить. Здесь обычно появляются первые высказывания о желаниях ребенка: «Хочу еще вырезать», «Хочу снова заниматься». После этого интерес к деятельности быстро нарастает. Дети сами требуют, чтобы с ними занимались. Продолжая занятия, важно поддерживать каждый успех ребенка,направлять его действия показом или подсказкой: «Ты уже не только все умеешь, но и все понимаешь и можешь сам себя поправлять».
Опыт показывает, что примерно через месяц подобных занятий такое понятное и осмысленное «дело» может стать для ребенка любимым. По собственной инициативе (что особенно важно для пассивных детей) он начинает тренироваться дома и все свободное время стремится резать полоски из бумаги, соревнуясь с другими в качестве результата. Интересно, что, овладев таким навыком, многие дети пытаются передать его сверстникам. Помощь и поддержка взрослого в этих случаях уже не нужны.
Естественно, вырезание полосок вовсе не единственное занятие, которым можно увлечь ребенка. Существует множество других возможностей (кубики, конструкторы, лепка, рисование, поделки из природного материала). Во всех случаях интерес к любому действию и чувство своей самостоятельности и компетентности передаются ребенку в общении со взрослым, через эмоциональную вовлеченность партнеров, осознание действия и оценку его результатов.
Успешность в конкретной деятельности отражается на поведении и самочувствии дошкольников за пределами занятий. Возникшая активность ярко проявляется и на прогулках, и в общении со сверстниками. Дети становятся более активными, эмоциональными, раскованными. После проведения такой коррекционной работы и родители, и воспитатели отмечают, что дети стали «веселее», «самостоятельнее», «активнее» и, как выразилась одна воспитательница, «какими-то наполненными».
Вместе с тем появившийся интерес к самостоятельным действиям и возросшая активность могут привести к тому, что дети становятся менее послушными и усидчивыми, поскольку им трудно сдержать стремление к непосредственному действию. Показатели произвольности у них могут существенно снизиться. В этих случаях нужно использовать те методы общения, которые были рекомендованы выше для импульсивных детей.
Памятка для родителей и педагогов
«Как общаться с пассивным ребенком«
Если ребенок пассивен, разрешайте ему пробовать. Предлагайте различные возможности или открывайте их вместе с ним, но не навязывайте их, не принуждайте его заниматься тем, чего он действительно не хочет.
Помогите или позвольте ребенку самому определить занятие (дело, которое у него получается. Возможно, для этого потребуется время, будьте терпеливы. Помните, что ребенку необходим позитивный опыт деятельности и действия для того, чтобы он самостоятельно реализовывал свое желание активизироваться.
Озвучивайте, что именно получается у ребенка: мастером чего он является, что хорошо умеет или делает лучше всех и т. д. Именно через слова формируется внутреннее знание человека о себе.
Прислушивайтесь (присматривайтесь) к желаниям и интересам ребенка и вдохновляйте на действие, когда он опасается неудач. Если что-то у него начинает получаться, не торопитесь указывать на ошибки или недостатки — лучше похвалите.
Позвольте ребенку ошибаться и учиться на своих ошибках. Тогда это станет его личным опытом преодоления трудностей и доверия к себе. Верьте в него — это станет ему хорошей поддержкой в сложные времена.
Уважайте жизненный темп ребенка и его предпочтения в переходах между активностью и пассивностью, особенно когда они отличаются от ваших. Помните, что в этом случае вы являетесь примером для расширения его поведенческого репертуара. И чем больше получает различных примеров ребенок, тем лучше.
Гиперстеническая форма неврастении
Основные признаки:
Данный вид расстройства, в первую очередь, определяется повышенной возбудимостью с преимущественной раздражительностью. Больного способно привести в раздражение что угодно: посторонний звук (капающая вода, колебание форточки, тиканье часов, скрип дверей), разговоры, любое движение, собрание людей.
Наблюдается снижение работоспособности. Но связано это не с переутомлением, а с ослаблением концентрации внимания. Больному сложно сосредоточиться на объекте. Он становится рассеянным, несобранным, неспособен длительное время фокусировать внимание на нужном объекте или процессе.
Пациенту сложно проследить мысль собеседника, дочитать текст, прослушать лекцию и до конца вникнуть в ее смысл. Немного поработав, он отвлекается, переключается на другую деятельность, что вынуждает тратить большое количество времени впустую. В результате продуктивность неврастеника очень низкая.
Сон – с затрудненным засыпанием. Во время сна просыпается, затем снова засыпает, цикл повторяется несколько раз за ночь. Такая цикличность носит название кивающего сна. Возникают яркие сновидения с картинками прожитого дня. С утра больной встает с трудом, разбитый, с «тяжелой» головой.
Головная боль носит особый, многообразный характер. Описывается как стягивающая, давящая, покалывающая, возникает ощущение несвежей головы. Она сопровождается звоном или шумом в ушах, головокружением с чувством неустойчивости. При поворотах — иррадиирует в позвоночник, туловище, конечности.
Диагностика и лечение
Диагноз «астенический невроз» устанавливает невролог. Врач собирает анамнез жизни и болезни пациента, учитывает жалобы.
Особенность постановки данного диагноза заключается в характере симптомов: они достаточно неспецифичны и могут сопровождать множество расстройств. Поэтому обязательно проводится дифференциальная (то есть сравнительная) диагностика неврастении с депрессивными состояниями, ипохондрией, астении в рамках шизофренического расстройства.
Обязательно исключается присутствие органических патологий, при которых неврастения может являться одним из симптомов: опухоли ГМ, нейроинфекции, а также травмы черепа. Для этого используют объективные методы обследования:
- МРТ, КТ, другие инструментальные методы;
- анализ крови, мочи;
- бактериологические анализы;
- консультации узких специалистов.
Если неврастения развивается как отдельное расстройство, ее симптомы отчетливо выражены. Когда же это проявления основного заболевания, признаки уходят на второй план.
Для определения наличия астенического состояния применяется «Шкала астенического состояния», являющаяся вариацией MMPI – Миннесотского многомерного личностного перечня.
Терапию расстройства начинают с определения его причины и устранения травмирующего фактора. Важным, одним из первостепенных мероприятий является налаживание режима дня пациента:
- установление правильного режима труда и отдыха;
- создание благополучного микроклимата внутри семьи;
- спокойная, располагающая обстановка на работе;
- полноценное питание, обогащенное витаминами;
- умеренные физические нагрузки;
- прогулки на свежем воздухе;
- по возможности смена обстановки;
- обязательно обеспечение полноценного сна.
Едва ли можно переоценить значение правильного режима дня и благополучной обстановки вокруг пациента. Положительный психологический климат и рациональное распределение нагрузки позволят гармонизировать состояние нервной системы, восстановить равновесие между процессами возбуждения и торможения.
Медикаментозное лечение допускается с назначения врачей. Прописывают общеукрепляющие средства для поднятия тонуса организма:
- гопантеновая кислота;
- глицерофосфат кальция;
- препараты железа;
- кофеин;
- боярышник, валериана, пустырник – для поддержания сердечно-сосудистой системы;
- препараты брома – бромкамфора. Она эффективна при доминировании процесса возбуждения в ЦНС, усиливает тормозные процессы, позволяя уравновесить возбуждение и торможение, снижая повышенную возбудимость. Улучшает сон, восстанавливает его структуру.
Из психотропных средств используют:
- транквилизаторы (при повышенной возбудимости) – «Нитразепам»
- снотворные (при расстройствах сна);
- ноотропы (в гипостенической фазе) – улучшают обменные процессы в мозге, активизируют нейронные связи;
- транквилизаторы в небольших дозах при гипостении – «Диазепам» (для снятия мышечного и эмоционального напряжения, нормализации сна);
- «Тиоридазин» – препарат из группы нейролептиков. В малых дозах проявляет себя как антидепрессант, стимулируя работу нервной системы. В данном качестве применяется в гипостенической фазе. Большие дозы «Тиоридазина» оказывают седативное воздействие, назначаются в гиперстенической фазе неврастении.
Для поднятия тонуса рекомендуется пить чаи на основе женьшеня, китайского лимонника, корня аралии маньчжурской.
Назначают физиотерапевтическое лечение:
- массаж;
- рефлексотерапия;
- электросон;
- ароматерапия.
Следует отметить потенциальные риски, возникающие при использовании психотропных препаратов без назначения врача. Возможны побочные явления как со стороны внутренних органов, так и ЦНС. Например, самолечение фенобарбиталом приводит к развитию брадикардии, снижению давления, усиливает головные боли и головокружение, угнетает дыхательный центр и провоцирует сонливость, повышает нервозность, развивает тревогу.
Главным методом лечения неврастенических состояний является психотерапия. Предпочтение отдается рациональной психотерапии и аутотренингам. Психотерапевтические методы помогают осознать больному, что его состояние вызвано реально существующими причинами.
Аутотренинг – инструмент первой помощи. Он позволяет настроиться на «нужную волну», помочь себе самостоятельно в трудной эмоциональной ситуации.
В целом, только комплексное лечение, объединяющее психотерапию, фармакотерапию и правильный режим дня, позволяют избавиться от неврастении.
Как ведут себя такие люди?
— Пассивно-агрессивные люди вместо того чтобы напрямую выражать свои потребности и желания, отказывают вам в своем времени, поддержке, ресурсах и внимании. Например, демонстративно не разговаривают с вами.
— Они могут ненамеренно халтурить, не выполнять конкретные требования или оговоренные обязательства. Утверждать, что скорее не смогли, чем не хотели делать что-либо.
— Пассивную агрессию многие проявляют «непрямым» способом: через прокрастинацию, затягивание, ненамеренную забывчивость и неэффективность. Люди могут клясться, что не виноваты, и заставят вас чувствовать себя слишком требовательными.
Источник
— Они постоянно ворчат и пребывают в дурном настроении, но вместо того чтобы объяснить его или признать, они заставляют вас «угадывать», что случилось.
— Они используют мелочные жалобы как способ выражения своего недовольства — сетуют на незначительные вещи.
— Во время конфликтов они могут внезапно закрыться. Когда они чувствуют ваше недовольство, то начинают защищаться и отвечают резким «ладно», «как хочешь» и тому подобными словами.
— Они могут просто избегать сложных ситуаций или «исчезать» в разгар конфликта.
— Они используют сарказм и юмор, чтобы поставить вас на место, утверждая, что «просто пошутили».
— Они проявляют насилие опосредованно, например могут бить стены, хлопать дверями или вредить себе.
Взаимодействие с кем-то, кто ведет себя пассивно-агрессивно, оставляет вас опустошенными, потому что бóльшую часть времени вы общаетесь с эмоционально незрелым человеком. Такие люди не хотят брать на себя ответственность за свои действия, признавать свои чувства или отвечать за последствия своего выбора.
Как вести себя с пассивно-агрессивными людьми?
Если вы поняли, что имеете дело с кем-то пассивно-агрессивным, потренируйте зрелый и решительный подход к ситуации. Например, скажите себе:
— «Я подозреваю, что это пассивно-агрессивное поведение».
— «Я не буду участвовать в непродуктивном цикле пассивно-агрессивного конфликта».
— «Эти люди не хотят открыто выражать гнев и неприязнь».
— «Я признаю, что тоже ощущаю гнев, но, если начну действовать из раздражения, проблема станет моей».
Источник
— «Вместо этого я возвращаю себе контроль над чувствами настолько, насколько это возможно».
— «Внутри пассивно-агрессивных людей до сих пор живет пугливый человек, который так и не научился управлять своим гневом».
— «Я имею дело с эмоционально незрелым человеком, так что мне следует придерживаться взрослой позиции».
— «Возможно, когда я успокоюсь, я смогу относиться к ним с сочувствием. Однако это не значит, что я позволю нарушать свои границы».
Как это влияет на нас?
Отношения с кем-то пассивно-агрессивным эмоционально выматывает. Так как эти люди не могут честно показывать эмоции, они подают историю так, словно это ими пользуются и злоупотребляют. Неожиданно оказывается, что вы должны «работать гневом» за них. Например, ваш пассивно-агрессивный супруг может постоянно рассказывать вам, как его доводит начальник. Однако рассказ ведется эмоционально сухо, и его герой никогда не предпринимает никаких мер для разрешения проблемы.
Вы вынуждены чувствовать гнев за него. В итоге вы рискуете завестись больше, чем он.
Таким незрелым поведением и избеганием ответственности они напоминают ребенка, который вернулся из школы и рассказывает маме, что его обижали одноклассники, ожидая, что мама что-то сделает.
Источник
Враждебность пассивно-агрессивного человека обычно замаскирована под вежливость, любезность, невинность и терпение. Этот фасад может привести вас в замешательство: почему такой добрый и щедрый человек так вас раздражает? Если не присматриваться к его особенностям и не разбираться в них, пассивная агрессия незаметна.
Общие симптомы расстройства
Астенический невроз может проявляться в таких формах:
- гиперстеническая;
- гипостеническая;
- раздражительная слабость.
Каждая из них сопровождается собственным симптомокомплексом, но существуют признаки заболевания, общие для всех видов:
- головная боль;
- головокружение;
- расстройство сна;
- недомогание;
- плохая память;
- неуверенность в себе;
- соматические нарушения.
Головная боль нарастает обычно к концу дня, носит расплывчатый характер. Появляется ощущение сдавления головы, как будто на нее надет массивный шлем. Явление получило название «каска неврастеника».
Головокружение проявляется чувством вращения внутри, но не окружающих предметов. Нередко оно сопровождает ситуации, сопряженные с физической усталостью, нарастающим волнением, переменой погоды.
Среди соматических симптомов распространены:
- ощущение ускоренного сердцебиения;
- учащенный пульс;
- гипертония;
- бледность, гиперемия лица;
- боль в грудной клетке давящего, колющего характера;
- запоры, поносы;
- газообразование, изжога, тяжесть в желудке;
- повышенное потоотделение;
- чувство жара в теле;
- озноб;
- учащение позывов к мочеиспусканию при эмоциональном напряжении, нормализация состояния в покое;
- половая дисфункция: преждевременное семяизвержение, импотенция, аноргазмия, фригидность.
Соматические нарушения могут возникать изолированно или в комплексе неожиданно, в любое время, особенно в момент психического напряжения.
Работа внутренних органов регулируется нервной системой, где особая роль отводится балансу между процессами возбуждения и торможения. Дисбаланс их взаимодействия приводит к сбоям правильного функционирования НС, в результате чего органы получают ошибочные сигналы, нарушающие их работу.
Важно разграничивать неврастеническую и обычную физиологическую усталость. Последняя возникает вследствие чрезмерных физических или умственных нагрузок, нарушении режима работы и отдыха, смене климатических поясов. Физиологическая усталость развивается одноразово и исчезает после достаточного отдыха. Неврастеническая усталость отличается постепенным развитием, не проходит даже после длительного отдыха.
Отсутствие мотивации
Это когда я что-то делаю, но не понимаю зачем. Так часто происходит, когда мальчик или девочка выбирает указанную мамой профессию. Есть другой случай — условный «поздний подросток». Люди в возрасте примерно 25 лет не идут работать, потому что живут в отчем доме и всем обеспечены. Мотивации на активную деятельность как бы тоже нет. Да, человек вряд ли станет двигаться, когда знает, что ему все дадут.
Сюда же относятся цели, навязанные обществом. Допустим, всем надо ходить в тренажерный зал. Или всем надо знать английский язык. Это стандарты общества, которым человек может не хотеть соответствовать. Потому как неясно: чтобы что?
Часто нежелание что-то делать связано с негативными эмоциями, которые человек испытывает во время выполнения задачи. Кто-то, допустим, не моет посуду. Этого можно не осознавать, но, вероятно, когда он в детстве начинал мыть посуду, его критиковали родители: не были терпимы к ребенку во время формирования навыка.
Критика не формирует желания что-то делать. Невозможно заставить ребенка учиться, ругая его за двойки. Мозг зачастую избегает деятельности, за которую критикуют. И надо понимать, что старшие поколения зачастую пользовались стыдом как средством мотивации.
Пример из жизни
Больная, 43 года, жалуется на головные боли в лобной области, плохое настроение, чрезмерную беспочвенную раздражительность. Присутствует постоянное чувство страха сойти с ума, заразиться сифилисом, из-за чего больную сопровождает чувство пугливости.
Симптомы беспокоят женщину на протяжении 6 месяцев. Она отмечает у себя присутствие таких, как обидчивость, застенчивость, впечатлительность.
В школе училась хорошо, трудолюбива, усидчива, много работает, отличается хорошей выносливостью.
Дважды была замужем, первый муж погиб. Второй супруг злоупотреблял алкоголем и проявлял по отношению к ней физическое насилие. Когда заразил женщину сифилисом, больная чрезмерно переживала этот факт как позор.
Очень переживала по поводу взаимоотношений с мужем и развода, много и напряженно работала. Вскоре начала систематически испытывать головные боли, появился шум, боль и зуд в ушах. По этому поводу пришлось обратиться к ЛОР-врачу. Было проведено лечение, но осталось ощущение, что в ушах образовались язвы. Стала раздражительной, нарушился сон, пребывала практически постоянно в плохом настроении. Головные боли нарастали.
Обратилась к другому специалисту. Тот долго и пристально всматривался в больную и молчал, из-за чего женщина сделала вывод, что сифилис вернулся. Ей стало очень страшно, по ночам вообще перестала спать, постоянно ходила по врачам.
Состояние ее ухудшалось, нарастало беспокойство, появились неописуемые ощущения в голове, взрывалась по малейшему поводу. В какой-то момент решила, что сходит с ума, и обратилась за помощью к психиатру. После должного обследования ей был выставлен диагноз: неврастения с навязчивостями.
Навязчивые ощущения при неврастении – довольно частый симптом. Как правило, они вытекают из ипохондрических мыслей, приобретающих устойчивый, тяжелый характер.
Психологические особенности школьника-тихони
Российский психолог Л.Славина очень тщательно изучала проблемы детей, которые ведут себя пассивно. И она сформировала особенности их поведения. Этих особенностей три:
- Ребенок не обладает достаточными интеллектуальными умениями и навыками
- Ребенку не нравится интеллектуальная работа
- Ребенку неинтересно познавать окружающий мир
Давайте рассмотрим каждую из этих особенностей, чтобы лучше понимать школьника-тихоню.
Недостаточные интеллектуальные умения – это пробелы в воспитании и развитии ребенка. Значит, с ним мало занимались, ему мало объясняли что-то интересное, у него не вызвали интерес к познанию нового. Проще говоря – у ребенка не воспитали любознательность.
Такой школьник просто не умеет испытывать радость от получения знаний. Этот интерес нужно развивать. Когда школьник научится искать полезную для себя информацию и хорошо ответит на уроке, у него будет формироваться привычка познавать и дальше. Ведь это делает его успешным.
Неприятие интеллектуальной работы. Этот фактор – результат первого пункта. Если школьник не может похвастаться своими умениями и навыками в интеллектуальной деятельности, то ему не нравится заниматься интеллектуальной работой. Ведь он не показывает в этом блестящих результатов.
Школьнику неинтересен окружающий мир. Потеря интереса к окружающей среде случается, когда ребенку предъявляют завышенные требования, которые он в силу своих психологических или физиологических особенностей выполнить не может. И ребенок реагирует потерей интереса.
У него нет практики интеллектуальных занятий, которые поощряются и делают его работу результативной, успешной. Поэтому нужно давать детям несложные задания, с которыми он сможет легко справиться, и хвалить за каждый успех. Так из школьника-тихони можно сделать гиганта мысли.
Раздражительная слабость
Данное состояние – промежуточный этап между гиперстенической и гипостенической фазами. Оно формируется у людей, обладающих уравновешенным типом нервной системы, с холерическим экспрессивным темпераментом, по прошествии ими гиперстенической фазы и отсутствия должного лечения.
На данном этапе для неврастеника характерна противоположность симптомов. Например, раздражительность резко сменяется апатией. Больной быстро заводится, начинает кричать, а затем резко возбудимость сменяется торможением. Он ощущает себя обессиленным, испытывает обиду и отчаяние, способен расплакаться, даже если раньше ему это было несвойственно.
Из других присущих данному состоянию черт выделяют суетливость, нетерпеливость, бесконтрольность собственных эмоций. Появляется рассеянность, проблемы с памятью.
Сон – поверхностный, с затрудненным засыпанием. Днем ощущается сонливость, а ночью сопровождает бессонница. Сон не выполняет своего прямого назначения – отдых, расслабление, восстановление. Проснувшись, люди с неврастенией лишены бодрости и прилива энергии.
Постепенно состояние переходит в следующую стадию, когда «опускаются руки», ничего не хочется делать, сложно сосредоточиться. Приступая к выполнению любой работы, пациент быстро устает, теряет ясность восприятия, у него усиливаются головные боли. Из-за испытываемой слабости он бросает начатое дело, при этом ощущая досаду из-за собственного бессилия. Через некоторое время снова предпринимает попытку что-то сделать и опять бросает по причине того же истощения.
В промежутках между такими этапами энергия и психический баланс не восстанавливаются. Их многочисленные повторы изрядно выматывают больного, доводя до полнейшего изнеможения. Наблюдается фиксация на телесных ощущениях. Появляется убежденность в наличии заболеваний внутренних органов, основанная на испытываемых вегетативных симптомах. Крайней степенью состояния становится появление депрессивных мотивов в поведении: мрачность, вялость, безразличие.
Темы для размышлений
Первый и самый важный шаг — вовремя выявить признаки пассивно-агрессивного поведения и постараться не попасть в ловушку неоправданного стыда и вины. Ищите очевидные признаки, например игру в молчанку или отказ от общения в качестве наказания. Прислушивайтесь к тому, что говорят ваши чувства и тело, особенно в том случае, когда речь идет о создании новых отношений. Затем задайте себе следующие вопросы.
1. Как я себя чувствую после того, как продолжительное время пообщаюсь с этим человеком?
2. Чувствую ли я, что он говорит не то, что думает?
3. Чувствую ли я смущение, раздражение, напрягаюсь ли?
4. Чувствую ли я, что могу честно и открыто говорить о собственных потребностях?
5. Чувствую ли я, что общаюсь с эмоционально щедрым и независимым взрослым?
6. Были ли у меня (или есть сейчас) отношения с кем-то пассивно-агрессивным? (Обдумайте выматывающие вас отношения — рабочие, дружеские и любовные.)
7. Как пассивно-агрессивные люди могут использовать мою эмпатию, чтобы сливать свой пассивный гнев?
8. Как взаимодействие с этими людьми влияет на мое физическое, ментальное и эмоциональное состояние?
В конечном счете это не ваша задача — обслуживать или исцелять дисфункциональные эмоциональные схемы других людей. Вы сможете жить полной жизнью, только если сначала позаботитесь о собственных потребностях. Перестаньте винить себя за все, что происходит в отношениях, и подозревать, что с вами что-то не так, прислушайтесь к внутреннему проводнику, и вы найдете понимание, сострадание и уверенность, которые превратят вашу эмпатию в силу.
По материалам книги «С меня хватит!»
Обложка отсюда