Габитуация | Пикабу

Габитуация | Пикабу Женщине

Что такое габитуация. причины появления и способы гармоничной адаптации

Совет, как нужно разговаривать с людьми

Можно прочитать миллион книг и постов блогов по самосовершенствованию, посетить массу тренингов и вебинаров, по поводу того, как правильно разговаривать с людьми, как ориентироваться на их потребности, что люди любят, а что нет.

Но настоящий секрет как нужно разговаривать с людьми сводится к одному:

Интересуйтесь, а не заинтересовывайте!

Бывает такое, что вроде бы знаешь, как правильно общаться, какие слова надо произносить, а какие нет, а нет, можешь все равно во что–нибудь вляпаться. Либо сказал не то, либо не так, либо на что -то не обратил внимания. Или просто в беседе видишь только себя, не обращая внимания на собеседника.

Уметь слушать и задавать искренние вопросы, это для большинства-достаточно сложно. Особенно для тех, кто «специально этому учиться». Почему? Да потому что он чаще «соображает» как правильно сказать, а не чувствует, что правильно сказать.

Все люди в мире обожают говорить на свою любимую тему, самую интересную тему – о себе.
Когда вы поддерживаете человека, активно его слушаете, собеседнику это нравится и, соответственно, ему нравитесь и вы!

Понимаете вы или нет, но наша беседа с человеком, начинается еще до того, как мы успели сказать хотя бы слово.

Многие об этом даже не задумываются. Например, когда мы увидели человека, то начинаем его оценивать, начинаем о нем что-то думать, анализировать, во что одет, лицо, выражение глаз, поведение и т.д. Это уже общение, невербальное. И, собеседник, как правило, уже считал с вас информацию, и может уже прореагировать именно на это.

Когда мы общаемся, главным критерием общения с человеком является комфортность или дискомфорт сторон общения. И это очень важно! Так как очень часто в общении люди «тянут одеяло на себя».

Перед тем как начать общение, у многих из нас в голове мелькает много разных мыслей, изводим себя предположениями, типа как он на нас прореагирует или не прореагирует, как посмотрит, что подумает и т.д. И, конечно же, нам хочется, чтобы на нас прореагировали определенным образом. Короче, у многих из нас начинается игра «я думаю, что ты думаешь, что я думаю»!

По большому счету, какое нам дело до того, что о нас думают люди? Даже если вы не нравитесь им еще до вашей встречи.

Вообще-то, совсем не существенно то, что о вас думает незнакомец. Это вас не касается. Это его мысли.

Важно только то, что вы нравитесь сами себе, чувствуете себя уверенно и знаете себе цену.

На самом деле никто ни о чем не думает! У человека может такое настроение быть или выражение лица потому, что это у него что-то не в порядке.

Ваша задача улыбаться человеку. Даже если он выражает недовольство на лице! И, помните, улыбка, это лучший способ познакомится с человеком, который вам нравится.

Если человек вас не интересует, пусть улыбка будет короткой и беглой. Вы все равно дадите человеку понять, что вы обратили на него внимание.

Если человек вам нравится, то улыбнувшись ему, вы можете получить ответную улыбку в ответ и возможность познакомиться и завязать разговор.

Если вы себя раньше так не вели, то это будет первое время нелегко, но потом, это войдет в привычку. Даже если вам не хочется улыбаться, улыбнитесь. В девяти случаях из десяти вам улыбнутся в ответ.

Даже если вам не улыбнулись в ответ, не захотели с вами общаться, ничего страшного не произошло!

На самом деле мы не можем нравиться всем, как и все люди не могут нравиться нам.

Дальше, когда произошел контакт улыбками, вы улыбнулись друг другу, а дальше что? Одни начинают стесняться, не знают, как правильно себя повести, вдруг начинаете вспоминать, что вы «стеснительный человек».

На самом деле, это только может быть нашим защитным убеждением. Если человеку хочется в это верить, то нужно забиться в норку и оттуда не выходить.
Некоторые люди после того как поздоровались, просто немеют. Они начинают интенсивно думать о том, как показаться интересным, умным собеседником, т.е. главная задача у таких людей, это произвести впечатление, а не завязать общение.

Другие, начинают изображать из себя «крутых», и начинают вести себя надменно по отношению к другим людям, как бы говоря, что «я хорошая добыча, но трудная».

Так ведут себя подростки или совсем юные особы. Но иногда это делают люди и более зрелого возраста. Как правило, такие люди проигрывают.
Так как можно потерять возможность улучшить свою не только личностную, но и профессиональную жизнь.
И еще одна категория лиц, общается конструктивно и здраво.

Чтобы быть конструктивным в общении нужно помнить несколько правил:

1. Если вы не уверены, что ваша шутка понравится, лучше не шутить.

2. Не нужно делать саркастических замечаний или язвительных выпадов, чтобы показать, насколько вы остроумны. Нет ничего умного в вашем неприятном поведении.

3. Делайте комплимент только тогда, когда вы искренне хотите это сделать. Не нужно их делать ради того, чтобы понравиться. Неискренность видна сразу.

4. Не нужно использовать стандартные, заготовленные шаблоны для установления коммуникации. Они затерты, и у собеседника может сложиться впечатление о вашей шаблонности, а значит неискренности.

5. Не подлизывайтесь, делайте комплименты искренне.

6. Заговорите о новостях, событиях, Если человек пришел знакомиться с возможностями вашего бизнеса, то поинтересуйтесь человеком, его интересами, мечтами, потребностями (об этом в другом посте).

7. Если у вас есть общие знакомые, положительно отзовитесь о них.

8. Задавайте вопросы, но не навязывайте их. То есть надо думать, что сказать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Постарайтесь найти общие интересы, продолжая задавать вопросы и общаться с человеком.

9. Умейте задавать уточняющие вопросы.

Техника уточняющих вопросов заключается в том, что вы задаете вопросы о том, кто, что, где, когда и почему.
Нужно спросить о чем–то, а потом задавать уточняющие вопросы, касающиеся той же темы.

Эта простая техника может выяснить, какие у вас с собеседником общие интересы.

Если собеседник отвечает вам нехотя или ограничивается немногословными однозначными ответами, то возможно, собеседник не хочет разговаривать.
Тогда вам переключиться на другую тему или отойти.

Нужно помнить, что собеседнику нужно как можно чаще смотреть в глаза, тогда мы сможем быстрее и лучше понять, что человек хочет, и всегда можно уловить его настроение и состояние.

Конечно, очень важно обращать внимание на тело и мимику собеседника.

Чем больше общего у нас с собеседником, тем вероятнее, что мы наладим отношения.

Следовательно, техника уточнения нам просто необходима для того, чтобы найти своих потенциальных друзей либо клиентов и партнеров.

Ключевые советы, как поддержать разговор:

— Интересуйтесь, не старайтесь заинтересовать.

— Следите за своими жестами и мимикой, не занимайте личностное пространство своего собеседника.

— Развивайте различные темы, почерпнутые из средств массовой информации

— Проявите свое чувство юмора, но не насмехайтесь и не язвите.

— Будьте энергичны, но в меру, чтобы человек не подумал, будто вы нахал(ка).

Нужно помнить о том, что если мы поднимаем какую-то тему в разговоре, то должны четко знать, о чем говорим. Если чего-то или о чем-то не знаем, лучше помолчать.

Если в чем-то чего-то не понимаем, не нужно бояться это признать, и обязательно нужно задавать вопросы. Очень часто люди рады будут рассказать или пояснить то, что другие не знают.

Если собеседник ведет себя с нами нетерпеливо, и считает, что говорим глупости, нужно дать ему понять, что мы не намерены это терпеть.
Их нетерпимость говорит об их ядовитом характере.

Поэтому берегитесь таких собеседников. Их действия показывают, что это именно те люди, от которых лучше держаться подальше.

Если общаясь с человеком, услышали слово, которое вам непонятно, спросите его: «что вы имели ввиду говоря….?».
И можно узнать новое слово и его значение.
Очень часто разные люди могут вкладывать разное понятие в одно и то же слово.

Вы можете не понравиться собеседнику, и собеседник может не понравиться вам.
Но в любом случае вам надо расстаться, чтобы комфортно было вам и ему.

Если вы расстаетесь с собеседником, не говорите ему: «Я позвоню», если не собираетесь это делать.
Или «очень рад(а) была нашему знакомству, мне еще нужно пообщаться с некоторыми людьми», попрощаться любезно, оставив хорошее о себе впечатление.

Итак, чтобы хорошо разговаривать с людьми, то:

— Подойдите с улыбкой е к человеку, с которым вы хотите пообщаться.

— Не пугайтесь, если кто-то не заинтересуется вами. Ведь много же людей, которые вас не интересуют.

— Будьте искренни, не делайте всякого рода замечаний, корча из себя «умного», так ка это может сразу испортить настроение собеседнику.

— Всегда найдется, о чем поговорить. Просто задавайте вопросы и расспрашивайте более подробно об услышанном. Будьте заинтересованы. Не волнуйтесь о том, чтобы заинтересовать.

— Когда вы решаете, что с вас достаточно, уйдите с достоинством. Кроме всего прочего, будьте честны! Если говорите, что перезвоните, то сделайте это!

Выполняйте свои обещания!

Габитуация н дисгабитуация — мегаобучалка

Привыкание (габитуация) — это постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающейся или повторяющейся стимуляции в нормальных условиях (не сопровождается подкреплением стимула). Привыкание свойственно всем живым существам. Следует отличать привыкание от процессов мышечного утомления, а также от сенсорной адаптации. Последняя представляет собой процессы происходящие с сенсорными органами, тогда как привыкание это психические процессы выработки ответной реакции на стимул. Привыкание в отличие от сенсорной адаптации может осуществляться как сознательно так и неосознанно. Привыкание сходно с процессами затухания выработанной ответной реакции.

Выработанная ответная реакция может проявиться даже после прекращения действия стимула. Если стимуляция слабая, то привыкание происходит быстрее. Сильная стимуляция может и не сопровождаться привыканием. При прочих равных условиях стимуляция с более высокой частотой повторения вызывает более быстрое привыкание.

Определяющим привыкание параметрами является частота и интенсивность стимула. В то же время привыкание происходит при условии соразмерности частоты поведению.

Противоположностью привыканию является отвыкание, когда изменившийся сходный стимул вызывает ответную реакцию. Исследуя процессы отвыкания связанные с проявлением сильного измененного стимула Томпсон и Спенсер обнаружили, что отвыкание фактически не является в полном смысле отвыканием так как не прерывает процесс привыкания. В этом случае происходит наложение независимого процесса повышенной возбудимости то есть сенсибилизация

восстановление первоначальной реакцию «дисгабитуации», отвыкание.

В настоящее время выделяют следующие формы индивидуального научения:

I. Облигатное (обязательное) стимул-зависимое научение. Данная форма научения внешне очень напоминает инстинктивное поведение, но представляет собой процесс накопления индивидуального опыта в жестких видотипичных рамках. В результате облигатного научения приобретается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи.

Среди облигатных форм научения выделяют:

1. Простые формы:

а) привыкание (габитуация) – данная форма научения выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявления стимула, который не сопровождается биологически значимым воздействием на животное. Привыкание имеет приспособительное значение и является основой для более сложных форм обучения. В качестве примера привыкания можно привести поведенческую реакцию голубей на резкий звук. Если он не связан для них с болевыми ощущениями, то эта реакция ослабевает, и птицы быстро перестают обращать на него внимание;

б) сенситизация – данная форма научения проявляется в усилении реакции под влиянием постороннего стимула. Сенситизация выполняет приспособительную роль, повышая готовность ЦНС к восприятию стимулов.

2. Сложные формы:

а) импринтинг (запечатление): способствует формированию у животного устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам. В результате импринтинга фиксируются отличительные признаки объектов, врожденные поведенческие акты родителей, братьев, сестер, пищевых объектов и др. Импринтинг особо развит в критический период становления сенсорики, преимущественно на ранних этапах послеродового (постнатального) развития. Данная форма научения возможна в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода и не требует внешнего подкрепления. Результат импринтинга обычно необратим и обеспечивает животным охрану потомства, узнавание родителей, сородичей, будущих половых партнеров, признаки местности и др. Например, Лоренц установил, что только что вылупившиеся гусята запечатлевают в качестве родителя объект, присутствовавший рядом с ними в течение определенного периода после вылупления. Впоследствии гусята будут следовать за этим объектом как за родителем, даже если это будет мяч или человек;

б) латентное (скрытое) обучение. Оно осуществляется в процессе ознакомления животного с окружающей обстановкой;

в) имитация (подражание, викарное обучение) – научение в результате наблюдения за действиями других животных или человека. В результате данного научения расширяются и обогащаются врожденные формы поведения путем заимствования чужого опыта.

II. Ассоциативное, эффект-зависимое, факультативное, научение. Включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Данная форма обучения является наиболее гибким, лабильным компонентом поведения животных. Среди факультативных форм научения выделяют следующие:

1)Пассивное научение (условный классический рефлекс) – основано на ассоциации индифферентного раздражителя с деятельностью организма, биологический смысл заключается в сигнальном значении раздражителей для животного.

2)Оперантное научение. Данная форма научения осуществляется в результате активного взаимодействия и проявления двигательной активности животного. Здесь выделяют следующие формы:

а) манипуляторная деятельность – деятельность по перемещению компонентов среды в пространстве (инструментальный рефлекс);

б) локомоторная деятельность – деятельность по перемещению самих животных в пространстве. Локомоторные действия животного ЛеонтьевА. Н. делит на две составляющие: а) действия, связанные с воздействием побуждающего предмета; б) деятельность, связанная с воздействием преграды, то есть с условиями, в которых предоставляется предмет, побуждающий деятельность.

3)Одномоментное (аверсивное) научение. В результате данного научения у животного формируются поведенческие реакции, которые проявляются в избегании или неприятии пищи, после однократного сочетания «стимул-болезнь». Такие поведенческие реакции сохраняются на всю жизнь. В результате этого научения образуются устойчивые связей в нервных сетях структур лимбической системы.

III. Когнитивное научение. Данная форма научения: опираются на весь спектр более простых форм неассоциативного и ассоциативного научения. В зачаточном состоянии они представлены у высших приматов и имеют полное развитие только у человека, являясь основным механизмом, определяющим индивидуальность интеллектуальной деятельности человека. Среди форм когнитивного научения выделяют:

1)Образное (психонервное) запечатление – при первом восприятии среды происходит формирование психонервного образа как целостного единого переживания. Этот образ может сохраняться, не угасая, и воспроизводиться спустя длительное время после непосредственного восприятия.

2)Элементарная рассудочная деятельность. Она базируется на инстинктах, рассудочном механизме и на обучении. В результате формируется целостный акт, называемый унитарной реакцией.

3)Вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого и информации о наличной ситуации. Может иметь разные формы: прогноз событий, независимых от субъекта, прогноз результатов ответных действий, планирование целенаправленных действий и так далее

§

Оперантное научение

Выработка навыков по методу Скиннера получила название «оперантное», или «инструментальное», обусловливание. Животное должно при решении таких задач проявить двигательную инициативу, самостоятельно «изобрести» способ действия, оперирования. Животному здесь не «навязываются» экспериментатором определенные движения, как это имеет место при выработке «классических» условных рефлексов по методу Павлова. При обучении крысы в скиннеровском «проблемном ящике» временная связь образуется после ряда случайных движений (нажатий на планочку), подкрепляемых появлением пищи в кормушке. В более сложно устроенных установках крысам предоставляется даже возможность выбора между двумя способами действия, приводящими к разным результатам. Так, например, можно крысе дать возможность «по своему усмотрению» регулировать температуру в «проблемном» ящике, включая то обогревающий рефлектор, то охлаждающий вентилятор в соответствии со своими потребностями. При каждом нажатии на рычаг попеременно включается рефлектор и выключается вентилятор или наоборот.

Оперантное научение, при котором вырабатываются новые действия над окружающей средой.

Это формирование оперантных (инструментальных) условных рефлексов— активных действий (операций), направленных на достижение цели. Два основных вида такого научения — это метод проб и ошибок и социальное научение.

Метод проб и ошибок

Этот способ научения заключается в том, что живое существо при возникновении потребности производит множество разных действий (проб); большинство из них оказываются бесполезными (ошибки), но некоторые приводят к достижению цели, и тогда они закрепляются в виде оперантных условных рефлексов. Например, у голубя в клетке имеется кружок, удар по которому приводит к появлению кормушки с зерном. Голодный голубь активно ходит по клетке, клюет разные объекты и при случайном попадании клювом в кружок получает пищу. Через некоторое количество повторов голубь для получения пищи будет уже направленно бить кружок клювом.

Выработку оперантных условных рефлексов можно направлять, подкрепляя какие-то промежуточные этапы, нужные для достижения цели (например, выложить для голубя дорожку из зернышек по направлению к кружку и приклеить к кружку ещё одно зернышко). Этот метод обучения называется методом формирования реакций, он широко используется при дрессировке, частично — при воспитании детей и в разных видах психотерапии. Используется животными при воспитании молодых особей — например, когда кошка воспитывает котят.

Социальное научение

В естественной среде ни метод проб и ошибок, ни метод формирования реакций сами по себе не могут обеспечить адаптации и выживания животного. Любая ошибка может оказаться последней: заяц не может ошибиться в своем поведении при виде волка. Наставника же, формирующего реакции, тоже нет; исключение составляет обучение детенышей родителями, но этот способ достаточно ограничен. В связи с этим возникло социальное научение, или научение путём наблюдения. Суть его сводится к тому, что молодая особь учится не на своих, а на чужих ошибках: копируя поведение взрослых особей, она перенимает опыт поколений. Эта форма научения включает два вида: простое подражание и викарное научение.

Простое подражание — это слепое копирование действий взрослых особей, без понимания его последствий. Простое подражание характерно для самых молодых особей — маленьких детей и детенышей животных.

Викарное научение — это подражание успешной модели с пониманием последствий. Так кто-то подражает любимым героям книг или фильмов, кто-то — лидеру класса, кто-то — известным спортсменам, актерам и пр. Это научение характерно для более взрослых особей — подростков и молодых животных; иногда у человека оно сохраняется на всю жизнь, фактически заменяя самостоятельное развитие и поведение.

Как быть Леди:  Значение слова «Раскаяться» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. -

При «классическом», павловском обусловливании наблюдается «респондентное» поведение, т.е. ответ следует за стимулом, а в результате образования условно-рефлекторной связи и подкрепление (безусловный раздражитель) связывается со стимулом. При оперантном же обусловливании вначале производится движение (ответ), сопровождаемое подкреплением без условного раздражителя. Но как и при «классической» выработке условных рефлексов, адекватная реакция животного (в данном случае двигательная) подкрепляется здесь полезным для животного результатом. При этом потребность в пище или создании оптимальных температурных условий побуждает крысу реагировать на рычаг выученным образом, точнее, ориентировать свое поведение в соответствии с восприятием рычага. Это восприятие действует как условное раздражение постольку, поскольку действие рычагом приводит к биологически значимому результату — пищевому или температурному подкреплению. Вне этой временной связи рычаг не имеет для крысы никакого значения.

Тот факт, что при павловском обусловливании действует сначала условный агент (условный раздражитель, например звук метронома или вспышка лампочки), а уже затем безусловный (например, вкусовое ощущение в результате пищевого подкрепления), не следует переоценивать, так как и условный рефлекс может быть выработан лишь при наличии внутренней готовности животного, т.е. соответствующей потребности. У вполне сытого животного невозможно выработать условный рефлекс на пищу.
Выше уже говорилось о роли первичной (инстинктивной) мотивации в поведении животных.
Оперантное обусловливание по Скиннеру в сравнении с «классической» павловской постановкой эксперимента охватывает лишь упрощенный, укороченный поведенческий акт: вне внимания оставляется первая фаза — фаза ориентации животного во времени и пространстве. При выработке «классического» условного рефлекса животное должно сперва по внешним ориентирам научиться тому, когда, при каких сопутствующих внешних условиях следует произвести соответствующее движение. Вот эта первичная ориентация животного во времени по внешним сопутствующим признакам не учитывается при упомянутой постановке опытов по методу Скиннера. Равным образом не учитывается и пространственная ориентация, т.е. как животное находит рычаг, как научается пользоваться им, — словом, как ориентирует свои движения в пространстве. А ведь это является самым важным для подлинного психологического анализа поведения животного. Вместо такого анализа структуры деятельности при формировании двигательного навыка бихевиористами учитываются лишь временные параметры этого процесса (например, число нажатий за определенное время) без соответствующего качественного анализа.
В противоположность этому «классическая» павловская методика уже по самому существу своему принципиально верно моделирует естественные условия формирования поведения животного, так как направлена на анализ первичной ориентации животного по признакам компонентов среды, по которым животному необходимо ориентироваться в самом начале любого поведенческого акта.

Латентное научение

формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление понятия «латентного обучения» сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма (Э. Толмен и др.), в котором научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой субъектом задачи, проявляется в форме внезапных «озарений».

Латентное научение [лат. latēns (latentis) — скрытый, невидимый] — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, когда отсутствует актуализированная потребность к установлению связей, т. е. задача научения как таковая не ставится. Иногда Л. н. рассматривают как особый вид запечатления, основанный на принципе образования ассоциативной временной связи между индифферентными стимулами в условиях ориентировочно-исследовательского поведения. Конкретными примерами этого могут служить многочисленные факты, когда, знакомясь с ситуацией при отсутствии специального подкрепления (утоления голода, жажды и др.), животное (или ребенок) осваивает ее настолько, что затем может успешно использовать знания о ситуации в условиях реализации какой-то возникшей потребности. Сторонники одной из бихевиористских теорий научения, рассматривавшие поведение в терминах организации (или реорганизации) перцептивного поля в соответствии с принципом S — S (стимул — стимул), не считали подкрепление или «вознаграждение» обязательным условием научения в отличие от теорий научения другого типа, где в качестве основания рассматриваются закономерности образования временных связей по классической схеме S — R (стимул — реакция): условные рефлексы И.П. Павлова или оперантное обусловливание Б.Ф. Скиннера.

§

Узловая нервная система, или сложная ганглионарная система — представлена у кольчатых червей, моллюсков. Большая часть клеток центральной нервной системы собраны в нервные узлы — ганглии.

В эту группу входят кишечно-полостные, черви, брюхоногие и двустворчатые моллюски, иглокожие. Это более продвинутые животные по сравнению с предыдущей группой. Во-первых нервная система. Одна ее функция связана с координацией работы организма как единого целого, вторая — обеспечение взаимоотношений животного с внешней средой (поведение). Происходит ускорение проведения возбуждения: если протоплазме одноклеточных — 1-2 мкн в секунду, у многоклеточных — от 0, 5 м в секунду. Это увеличивает скорость реакции.
Типы НС: 1)Самая примитивная НС (сетчатая) — у сидячих форм: актиний и гидр.
2)Более прогрессивная НС (кольцевая) — у свободноплавающих кишечно-полостных. У них появляется возможность тактильного, химического ощущения, хотя восприятия еще нет. У актиний есть сложно устроенные глаза (сетчатка, хрусталик и т. д.) — наверное, для того, чтобы держаться между поверхностью и более низкими слоями воды. У медуз есть парные нервные ганглии: церебральный, педальный и висцеральный (в мантийной полости). У червей надглоточный и подглоточный ганглии, соединенные нервными отростками; вдоль тела тоже лежат ганглии, соединенные отростками — нервная лестница, примитивный вариант головного мозга. У иглокожих НС напоминает НС медузы. Все эти животные могут воспринимать только отдельные свойства среди, но некоторые ориентируются на комплекс свойств (например, у пиявок — сначала вибрация, ближе — запах, еще ближе — тепло). Пластичность поведения гидр и актиний минимальна. Некоторые актинии поселяются на раковинах моллюсках и раков-отшельников, и когда хозяин покидает раковину, актиния занимает там его место. У кишечно-полостных пластичность поведения наблюдалась, в основном, в экспериментах. Привыкание у актиний сильнее, если воздействие слабое.

Виды воздействий: 1)освещение (ритмичное) — актиния сокращается, приседает. Если сильный и резкий свет, то для привыкания необходимо 40 воздействий, если слабый — 3 воздействия. При механическом воздействии: слабое — 5 часов, сильное — дольше.
2)Химическое воздействие: при помещении в аквариум с актинией воды с запахом хищника — морской звезды, возникнет защитная реакция (избегание, сжимание в почку). Зависимость от возраста у гидр: лучше обучаются молодые животные. Все гидры, как и одноклеточные, хранят информацию не больше часа. В то же время, животное легче вспоминает то, чему оно училось в течение суток. После того как включается свет, гидре дают пищу, затем — повтор; но ассоциативной связи не образуется. В другом случае использовали вибрацию и затем удар током. Но и здесь после 150 сочетаний ассоциативная связь не выработалась: гидра не сжималась после воздействия вибрации. У актиний: животное помнит безопасное ощущение и опасность. У них можно выработать ассоциативную связь. В норме если рыба касается щупалец актинии, актиния реагирует на запах, открывает рот и хватает жертву. Если кусочек фильтровальной бумаги пропитать запахом рыбы, актиния будет реагировать на него точно так же, но, продержав его во рту несколько минут, «выплюнет» обратно, и если в течение нескольких суток подкладывать актинии эти кусочки бумаги, она престанет на них реагировать. У червей наблюдаются зачатки общения при попытках занять чужой домик. Попытки выработать ассоциативную связь: после 70 сочетаний свет-ток у планарий наблюдается сжатие после света. При через несколько десятков проб происходит усиление двигательной активности. Ассоциативные связи удерживаются долго, до 16 дней. Планария находится в лабиринте в точке выбора, подается две точки воздействия: при свете животное должно ползти направо, при вибрации — налево. Планария выучивается за 150 повторов. Еще: планария освещается ярким светом, это вызывает дискомфорт; снаружи прикреплена черная коробочка. Если планария попадет туда, срабатывает фотоэлемент, и свет отключается. С каждым разом планария совершает это действие все быстрее. Прогресс у морских многощетинковых червей — в ускорении передвижения: они быстрее плавают и ползают за счет щетинок, которые позволяют отталкиваться от субстрата. Привыкание вырабатывается очень быстро, иногда за несколько сочетаний. Например, у дождевого червя можно выработать способность различать по качеству поверхности опасные и безопасные отсеки помещения. Во время эксперимента червя поместили в чашку Петри, дно которой было разделено на четыре сектора: покрытый песком, камнями, глиной и гладкий (стекло). Если червя «наказывают» во всех секторах, кроме глиняного, то рано или поздно червь заползет в глиняный отсек и там останется. У морских многощетинковых червей вырабатывали условные связи на освещение. Вместо домика животное помещали в стеклянную трубку. После того, как червь в ней освоился, вне трубки появлялась пища, и перед этим загорался свет или возникала вибрация. После 30-50 сочетаний «освещение/вибрацияакормление» червь начинал сам выползать из домика в ответ на свет или вибрацию. Этот опыт черви могли запоминать надолго (до 15 дней). Морские звезды (как и дождевые черви) могут различать поверхность. Если вырабатывается отрицательная связь с поверхностью, морская звезда будет избегать ее. Примерно на 6 день животное забывает этот отрицательный опыт. Таким образом, иглокожие примерно одинаковы с червями по уровню психического развития.

§

По А.Н. Леонтьеву, перцептивная психика является высшей стадией психического отражения. И даже на ее низшем уровне мы встречаемся с подлинными навыками и подлинными восприятиями. Предметное восприятие предполагает определенную степень обобщения и появление чувственных представлений.

На этом уровне развития находятся высшие беспозвоночные: головоногие моллюски и членистоногие (насекомые ракообразные, многоножки, паукообразные и др.).

Движение

Наиболее значимым для эволюции членистоногих (центральная группа этого уровня) был выход на сушу и её завоевание. Членистоногие — первые обитатели суши. Переход в новую для них среду сопровождался развитием особых органов передвижения — конечностей, представленных в форме сложных рычагов. Членистоногие в состоянии передвигаться по суше почти всеми возможными способами (ползание, ходьба, бег, прыгание, передвижение в толще грунта). В воде членистоногие плавают, ныряют, ползают и бегают по её поверхности.

Нервная система

У насекомых основы нервной системы составляют метамерно (системно) расположенные ганглии5, связанные друг с другом межсегментарными нервными стволами. Эти стволы могут сближаться, образуя одну непарную нервную цепочку.

В связи с отчетливой цефализацией в головном отделе ганглии сливаются, образуя мощный головной мозг, состоящий из 3 отделов.

Кроме насекомых, на очень высоком уровне развития находится нервная система головоногих моллюсков. У них ганглии слились воедино, образуя околопищеводную массу. Особенно развиты — оптические ганглии, иннервирующие огромный глаз (моргание).

Сенсорные способности

У насекомых, ведущих весьма свободный образ жизни, развились и своеобразно устроенные органы чувств. Большую роль в жизни насекомых играет зрение. У них имеется несколько простых глазков и один сложно устроенный — фасеточный глаз. Фасеточный глаз состоит из нескольких, объединенных в один, глазков-фасеток, что позволяет получать «мозаичное» изображение предметов среды. В мозгу зрительные изображения синтезируются в целостную картину. Наилучшим образом насекомые видят подвижные объекты или неподвижные во время собственного движения. Видимый спектр цветового зрения у насекомых шире, чем у человека: граница его проходит в ультрафиолетовом спектре.

Не меньшее значение в жизни насекомых имеет обоняние. Например, осы рода РЬИапШш охотятся за пчелами, руководствуясь не только зрением, но и запахом. Также у насекомых развито осязание: пауки узнают о том, что в паутину попала жертва, основываясь главным образом на вибрации паутины.

Предметное восприятие

На уровне перцептивной психики стало возможным предметное восприятие (тогда как на уровне сенсорной психики различение форм еще невозможно). В опытах Н. Тинбергена было показано, что осы способны различать форму предметов. Ос обучали распознавать круг из сосновых шишек, выложенных вокруг входа в норку. После того как оса улетала за добычей, круг передвигали в сторону.

Прилетев, оса прежде всего искала вход в норку в центре нового круга. В последующих опытах шишки заменяли камешками, а вокруг норки выстраивали эллипс или треугольник. Однако оса прилетела в центр круга, выстроенного из камешков. Таким образом, было показано, что пространственная ориентация осуществляется здесь только по форме (кругу).

Общение и групповое поведение

У головоногих моллюсков и членистоногих (особенно насекомых) существуют внутривидовые формы коммуникаций с передачей информации по разным сенсорным каналам. Это относится, прежде всего, к пчелам и муравьям и связано со сложной высокодифференцированной структурой их сообществ, разделением функций среди особей.

У муравьев большую роль играет химическая чувствительность, и общение между особями происходит прежде всего по этому каналу. Личинки муравьев выделяют специфические вещества, побуждающие взрослых рабочих особей кормить их; по запаху обитатели муравейника узнают своих муравьев и отличают чужих. Коммуникации между муравьями также осуществляются с помощью запаха. Например, в момент тревоги муравьи выделяют специфические пахучие вещества, которые и разносят по муравейнику сигнал об опасности.

У пчел гораздо большую роль играет другой способ передачи информации — с помощью «танца». Найдя источник пищи, вернувшаяся в улей пчела раздает другим пчелам- сборщикам пробы нектара и приступает к танцу. Рисунок танца зависит от местонахождения источника пищи, пчела с помощью пробежек, «вихляний», круговых движений передает пчелам информацию о расстоянии до добычи и направлении полета.

Инстинкт и научение

Ж. А. Фабри своими блестящими исследованиями показал, что даже сложнейшие действия насекомых не являются проявлением «разума», а выполняются на врожденной инстинктивной основе.

Однако нельзя понимать это в том смысле, что насекомыми управляет только «слепой инстинкт». Простейшие формы обучения были возможны даже на куда более низком уровне, что уж говорить о столь высокоорганизованных существах. Однако научение у насекомых и других членистоногих «состоит на службе» у инстинктивного поведения.

Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы. Эта способность определяется в эксперименте(дифференцировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит ориентировочная деятельность.

§

В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные

Хрящевые рыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объекта: чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Существует два вида акул — катраны и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости (пропущено).

Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий — мозг освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы переключаются через происходит обобщение информации, поступающей в мозг от разны органов чувств — более полное взаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные и горизонтальные полосы (70-80 проб), но задачи на выявление абстрактного признака «неодинаковое» (3 изображение: 2 одинаковых, 1 — отличное) решать не способны. Выучивание одного признака, нет способности к переносу. Опыт не может быть использован для решения других задач того же типа. Лабиринт: черепахи выучиваются проходить 4-6-тупиковый лабиринт, т. к. в природе они сталкиваются с подобными ситуациями (норы). Экстраполяция: преодоление преграды способность предвидеть направление перемещения корма. Не все — около половины черепах, и сухопутные лучше. Эта группа, по сравнению с амфибиями, более прогрессивная (НС и образ жизни), поэтому способность к научению развита лучше, хотя есть недостатки.

У птиц взаимосвязь со средой более сложная и разнообразная, птицынамного подвижнее, активны круглый год (теплокровность), взаимосвязи в сфере питания определяются темии объектами питания, которые вид использует. У некоторых видов объекты питания — крупные животные, процесс поимки которых оченб сложен. Некоторые птицы научились использовать примитивные орудия для разделывания пищи (кактусы, палочки, камни). Взаимосвязи в сфере заботы о потомстве тоже сложнее. Выбор места для гнезда, охрана территории, выкармливание и обучение птенцов — в этих сферах вррожденные и приобретеные элементы поведения тесносвязаны. Впервые птицы могут обогащать свой опыт через наблюдение. Птенцы стервятников, как только начинают хoдить, исслеуют камни. Если подложить яйцо страуса, птенцы начинают бросать в него камни, с каждым разом точнее и сильнее. Это индивидуальное. Дополнение к врожденному поведению: интерес к камням есть и у детенышей, которые развивались без сверстников. Имитационное научение: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особь научилась делать что-то новое и полезное, остальные получают опыт через подражание. Пластичность поведения очень высока, ассоциативные связи часто вырабатываются с 1-2 сочетаний, т. к. птицы отличаются большой наблюдательностью, замечают изменения в ситуации и связывают эти изменения с собственными действиями. Помнят выученное гораздо дольше: куры, утки и гуси помнят сигнал о пище около 3 месяцев, врановые помнят выученное от 5 месяцев до 2 лет. Птица различаются по уровню психического развития. Лучше — врановые, попугаи и дневные хищники. Все они питаются разнообразным кормом, и сложные взаимосвязи влияют на. Наиболее примитивные птицы — курицы, наиболее развиты — врановые (с 1го сочетания). Именно у пиц впервые появляется игра, как у молодняка, так и взрослых особей. У молодняка игра тесно связана с особенностями образа жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно играют с предметами, врановые — локомоторная игра, в зависимости от условий обитания. Особенно разнообразна такая игра в условиях города, где птицы могут использовать предметы: катание, отнимание. Локомоторно-манипуляционная игра: ворона кидает по водосточной трубе камень и внизу пытается его поймать. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое). В экспериментальных ситуациях птицы легко обучаются различным инструментальным действиям, эти навыки образуются очень быстро (до 10 сочетаний). Например, голуби учатся дергать за рычаг, чтобы получить пищу. Кроме того, есть способность к различению количество предметов. Способность к ситуационному звукоподражанию (особенно развита у скворцов Майна и попугаев). Птицы способны связывать звуки с обстановкой и в дальнейшем издавать эти звуки в подобной ситуации.

Как быть Леди:  А вы общаетесь с мамочками на площадке?

Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота органов чувств, способность к различению минимальных концентраций химических веществ, способность к тончайшей зрительной дифференцировки. Обоняние: собаки используются для распознания (обнаружения) преступников по запаху, но способны и к более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса (до 5 см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника, могут различить однояйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человек, различают индивидуальный запах холоднокровных животных. Зрительные анализаторы: Цариф и умный Ганс — лошади, демонстрировавшие способность разговаривать и решать сложные математические задачи. Выяснилось, что лошади могут научится наблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек. Взаимосвязи со средой очень разнообразны.

§

Онтогенез-процесс индивидуального развития организма. Изучается формирование основных структур психики.

Периоды:

1.эмбриональный(начиная с момента оплодотворения до выхода зародыша из яйцевых оболочек)

2)постэмбриональный(от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма)

Пренатальный период.

Развитие поведения животного и человека начинается уже в эмбриональный период. Развивающийся в утробе матери или в яйце детеныш производит множество движений, которые представляют собой элементы будущих двигательных актов, и тем самым способствуют подготовке поведения новорожденного. Так, новорожденные ягнята и козлята способны, не утомляясь, бегать в течение двух часов подряд. Эта возможность обусловлена тем, что в ходе эмбриогенеза путем упражнения сформировалась координация всех функций, в том числе и необходимых для осуществления такой интенсивной деятельности уже в самом начале постнатального развития.

Существует понятие «эмбрионального научения». Оно означает, что уже в ходе эмбриогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов, постепенное развитие и совершенствование двигательных функций.

Ранний постнатальный период.

На этом этапе развития формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами этой среды и закладываются основы поведения взрослого животного.
Этот период развития характерен для незрелорождающихся детенышей и птенцов птенцовых птиц, которые рождаются слепыми, глухими и беспомощными. В течение постнатального периода в развитии детеныша происходят самые значительные изменения. Из совершенно беспомощного эмбриона он превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию. Зрелорождающиеся детеныши проводят данный период в утробе матери.

В течение первых недель детеныши не способны поддерживать постоянную температуру тела. Новорожденные детеныши не способны к самостоятельному мочеиспусканию и испражнению. Огромные изменения после рождения происходят в нервной системе. Так, головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины.

Ювенильный период.

По-другому этот период можно назвать игровым. Об этом периоде можно говорить только относительно детенышей высших животных, у которых развитие совершается перед половым созреванием в форме игровой активности.

Во-первых, игровая активность рассматривается как генеральная репетиция взрослой жизни. Например, локомоторные игры. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в «прятки», в «догонялки». Таким образом, тренируется будущее охотничье поведение.

Во-вторых, игровая активность рассматривается как растрата лишней энергии.

— Зрело- и незрелорожденные животные

Существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные.

ЗРЕЛОРОЖДЕННЫЕ ДЕТЕНЫШИ — это детеныши, которые появляются на свет в уже почти сформировавшемся состоянии и почти сразу же становятся способными к самостоятельному выполнению жизненных функций.

НЕЗРЕЛОРОЖДЕННЫЕ ДЕТЕНЫШИ- детеныши, рождающиеся неспособными к самостоятельному существованию и нуждающиеся в длительной опеке со стороны матери.

У зрелорожденных все системы связаны с движением имеют вызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в определ. сроки: половые рефлексы. Любое поведение требует прижизненной доводки, даже врожденное. Детёныши позвоночных рождаются на разных стадиях зрелости. Крайнее незрелорождение — кенгурёнок. Незрелорождённые — большинство млекопитающих. А птенцы ряда птиц и детёныши копытных — зрелорождающиеся (почти сразу способны выполнять основные жизненные функции — опорно — локомоторные, пищедобывательные и др. ) Зрелорожденные детёныши начинают подвергаться воздействию среды в уже почти сформированном состоянии и сравнительно мало подвержены вредным влияниям среды, но при этом чрезвычайно ограничены возможности дальнейшего прогрессивного развития поведения: имеют место лишь отдельные дополнительные надстройки условно — рефлекторной деятельности.

Зрелорожденные детёныши начинают подвергаться воздействию среды в уже почти сформированном состоянии и сравнительно мало подвержены вредным влияниям среды, но при этом чрезвычайно ограничены возможности дальнейшего прогрессивного развития поведения: имеют место лишь отдельные дополнительные надстройки условно — рефлекторной деятельности. Незрелорожденные, хотя им приходится труднее и они не могут жить без родительской помощи, находятся всё же в более выгодном положении: развитие нервной системы у них ещё не вполне закончено и они могут подставить свои развивающиеся врождённые формы поведения под влияние внешней среды. В рез — те врожденной формы поведения значительно модифицируются. (по Орбели). Т. о. незрелорождающиеся более прогрессивны. Психически наиболее развитые животные относятся к незрелорож денным. Наследственные формы поведения обрабат — ся при-жизненно. Но это не единственное, что определяет психическое развитие — гуси и лошади обнаруживают высокий уровень.

§

Произвольные: если животное хочет что-то сообщить и предпринимает усилия(звук, жесты, мимика, прикосновения)
Не произвольные: она невербальная, когда жестами или мимикой, что-то делаешь, сама того не осознавая (поза, запах, особенности фигуры, внешний вид)

!!!произвольная это когда животное хочет этого и предпринимает усилия
а непроизвольная(своим видом или запахом сигнализирует о том, кто он есть и какой у него статус) и к непроизв. относятся звуки, запахи, мимика, жесты и особенности фигуры(т.е. взъерошенный, приглаженный и тд)

Языки животных

Язык животных задействует много каналов связи — зрительный, обонятельный, слуховой[1]. Важнейшей особенностью является его эмоциональный характер. Элементы этого языка представляют собой экспрессивные возгласы вроде «Внимание!», «Опасность!», «Спасайтесь!», «Поберегись!», «Убирайся прочь!»[2].

Другой важной чертой языка животных является зависимость алфавита сигналов от ситуации. Многие животные имеют в алфавите лишь 10-20 звуковых сигналов, но с помощью них передаётся значительно большее количество информации — в зависимости от ситуации. Смысловое значение большинства сигналов носит вероятностный характер в зависимости от ситуации. Этим язык животных схож с языком эмоций человека. Однако сигналы животных всегда очень конкретны и сигнализируют об определённой обстановке или состоянии. В этом их принципиальное отличие от речи человека.

аким образом, язык большинства животных — это совокупность конкретных сигналов — звуковых, обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент.
Основная масса сигналов животных, передаваемых по каналам основных видов коммуникации, не имеет непосредственного адресата. Этим естественные языки животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем сознания и воли.
Сигналы языка животных строго специфичны для каждого вида и генетически обусловлены. Они в общих чертах одинаковы у всех особей данного вида, а их набор практически не подлежит расширению. Сигналы, используемые животными большинства видов, достаточно разнообразны и многочисленны.

  • Однако все их многообразие у разных видов по смысловому значению укладывается приблизительно в 10 основных категорий:

1. сигналы, предназначенные половым партнерам и возможным конкурентам;

2. сигналы, обеспечивающие обмен информацией между родителями и потомством;

3. крики тревоги;

4. сообщения о наличии пищи;

5. сигналы, помогающие поддерживать контакт между членами стаи;

6. сигналы-«переключатели», предназначенные для того, чтобы подготовить животное к действию последующих стимулов, так называемая метакоммуникация. Так, характерная для собак поза «приглашения к игре» предшествует игровой борьбе, сопровождающейся игровой агрессивностью;

7. сигналы-«намерения», предшествующие какой-либо реакции: например, птицы перед взлетом производят особые движения крыльями;

8. сигналы, связанные с выражением агрессии;

9. сигналы миролюбия;

10. сигналы неудовлетворенности (фрустрации).

Большая часть сигналов животных строго видоспецифична, однако среди них есть и такие, которые могут быть вполне информативны и для представителей других видов. Это, например, крики тревоги, сообщения о наличии пищи или сигналы агрессии.
Наряду с этим сигналы животных и очень конкретны, то есть сигнализируют сородичам о чем-то определенном. Животные хорошо различают друг друга по голосу, самка узнает самца, детенышей, а те, в свою очередь, прекрасно различают голоса родителей. Однако, в отличие от речи человека, обладающей свойством передавать бесконечные объемы сложнейшей информации не только конкретного, но и абстрактного характера, язык животных всегда конкретен, то есть сигнализирует о конкретной окружающей обстановке или состоянии животного. В этом принципиальное отличие языка животных от речи человека, свойства которой предопределены необычайно развитыми способностями мозга человека к абстрактному мышлению.
Системы коммуникаций, которыми пользуются животные, И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Он подчеркивал, что эта система является общей для животных и человека, поскольку для получения информации об окружающем мире человек использует фактически те же системы коммуникаций.

В настоящее время наличие зачатков второй сигнальной системы исследуют у приматов, а также у некоторых других видов высокоорганизованных животных: дельфинов, попугаев, а также врановых птиц.

  • Существует два подхода к анализу этой проблемы:
    • проведение тестов на символизацию в обычных лабораторных экспериментах;
    • обучение животных особым языкам — так называемым языкам-посредникам, которые представляют собой упрощенные аналоги речи человека. Языки-посредники в основном воспроизводят его структуру, но реализованы с помощью более доступных для животных и не требующих тонкой артикуляции средств — жестов, выбора жетонов, нажатий на клавиши компьютера и др.

Искусственные языки

Иску́сственные языки́ — специализированные языки, в которых лексика, фонетика и грамматика были специально разработаны для воплощения определённых целей. Именно целенаправленность отличает искусственные языки от естественных. Иногда данные языки называют ненастоящими, придуманными языками (англ. invented language, см. пример употребления в статье[2]). Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются новые.

Программа «Контакт»

§

Обучение обезьян искусственным языкам (так называемым языкам-посредникам), которые в той или иной степени обладают свойствами человеческой речи, сыграло и продолжает играть важнейшую роль в двух неразрывно связанных, но все же самостоятельных аспектах изучения поведения. Первый касается оценки уровня развития когнитивных процессов – способности к образованию довербальных понятий и использованию символов вместо реальных предметов и явлений.

чем больше появлялось экспериментальных данных о сложности высшей нервной деятельности человекообразных обезьян, тем более логичным становилось предположение о том, что наряду с развитой первой сигнальной системой они обладают и какими-то, пусть самыми примитивными зачатками второй сигнальной системы. Как мы уже показали в разделе 2.7.4, вопрос о том, в какой мере и форме у антропоидов может проявляться способность пользоваться символами вместо реальных предметов и явлений, закономерно возникал у многих исследователей, и, начиная с 70-х годов, анализом этой проблемы прицельно занимается несколько научных коллективов. Супруги Аллен и Беатрис Гарднер (Gardner, Gardner, 1969; 1985; см. также: 2.7.4), выбрав жестовый язык американских глухих – амслен (AMerican Sign LANguage), получили возможность исследовать способности шимпанзе овладевать элементами языка, построенного по правилам английской грамматики. Их подход и метод были вполне адекватны для того, чтобы выяснить, в какой мере такой язык может стать средством коммуникации обезьяны и человека, а также обезьян между собой. Первая воспитанница Гарднеров – шимпанзе Уошо – за 3 года обучения усвоила 130 знаков, изображенных сложенными определенным образом пальцами

язык животных, включая и обезьян, – это конкретные звуковые, обонятельные, зрительные и т.п. сигналы, которые действуют в данной ситуации, в данный конкретный момент. Они одинаковы у всех особей каждого вида, запас их определен геноти-пически и практически не подлежит расширению. Й.П. Павлов называл их «первой сигнальной системой», общей для животных и человека. В отличие от этого язык человека позволяет передавать информацию в отвлеченной форме с помощью слов-символов, которые являются сигналами других, конкретных сигналов. Именно поэтому И.П. Павлов называл слово «сигналом сигналов», а речь – «второй сигнальной системой», которая позволяет не только реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события, но в отвлеченной форме передавать информацию об отсутствующих предметах, о событиях прошлого и будущего.

Люди способны понять, о чем лают собаки, потому что все млекопитающие общаются на универсальном языке.
Согласно последним исследованиям поведения животных, все они передают одни и те же эмоции — страх, агрессию, радость — практически одним и тем же акустическим путем. И эта примитивная система коммуникации, похоже, объединяет всех млекопитающих.
Так, исследование, проведенное журна­лом «Language Communication», показывает, что маленькие дети могут идентифицировать простые эмоции, переданные криками макак. А во время эксперимента, проведенного группой профессора Питера Понгракза из Будапешта, участникам предложили опреде­лить эмоции, которые передавали собаки с помощью лая. Выяснилось, что люди доста­точно точно определяют, выражает лай аг­рессию, страх, отчаяние, игривость или сча­стье. При этом «высокий» лай с долгими ин­тервалами участники эксперимента расценивали как менее агрессивный, чем низкий с короткими интервалами. Для плача младен­цев характерна та же особенность, только длина интервалов в этом случае более важ­на, чем высота звука. И такая связь между частотой звуков и передаваемыми эмоциями характерна, по утверждению профессора Понгракза, для всех видов млекопитающих.
Поскольку человек лучше всего понимает «сообщения» собак, исследователь предпо­ложил, что эта уникальная способность раз­вилась в древние времена, когда люди нача­ли приручать животных и собака стала «луч­шим другом человека». Кошки также умеют «разговаривать» с человеком, но их звуковые сообщения в основном направлены на манипуляцию хозя­ином, чтобы получить от него то, чего они хотят — в основном пищу, защиту и ласки.

Семья в животном мире

Функции семьи

Функции семьи у животных:

1. Биологическая (продолжение рода, заводить семью-естественно для всех животных)

2. Воспитательная (каждый родитель воспитывает своего детеныша)

3. Защитная (защита своих детей)

Отношения между полами в мире животных довольно сложны и не объясняются только примитивными инстинктами.

Брачные игры — у животных — особые формы поведения, стимулирующие созревание половых продуктов и готовящие партнеров к периоду размножения. Брачные игры служат механизмом полового естественного отбора. Например, самка лисы бегают друг за другом, слегка кусаются, и, поднявшись на задние лапы, кружат вместе, устраивая своеобразный танец.

Брачные ритуалы. Самцы кузнечиков поют, чтобы привлечь самок (а те идут на их песню и — при возможности выбора — предпочитают поющего громче и чаще, а к тому же точнее воспроизводящего видовую песню), и что точно так же, пением, привлекают самок соловьи.

Брачный наряд — Он служит в первую очередь для привлечения партнёра противоположного пола. Например, к весне появляются ярко окрашенные выросты: красные брови (у куриных).

Половой процесс-способ формирования базы изменчивости.
Половой отбор-борьба за гены, борьба за выгодный брак.
Брачное поведение- ритуал(звуковые сигналы, агрессия).

Многие животные, хотя и размножаются половым путем, настоящую семью не заводят. Семья возникла только потому, что появилась необходимость охранять, выкармливать и обучать детенышей. Характер семьи во многом определяют детеныши. Иногда обязанности между родителями распределены так строго, что необходимо участие непременно обоих родителей, один выкормить их не может. Когда у ястреба перепелятника выведутся птенцы, мать по прежнему остается в гнезде, охраняя и обогревая своих птенцов. Ястребиху и ее выводок кормит отец. Он весь день проводит на охоте, а всю пойманную дичь несет домой и отдает ее супруге. (У многих животных в дом отцов не пускают.) Ощипывать, разрывать добычу на части и кормить птенцов он не умеет. Если семья остается без отца, опытная самка может выкормить выводок, хотя носить добычу домой ей непривычно. Если семья остается без матери, она обречена на гибель. Несчастные птенцы умрут голодной смертью, так как пойманную добычу отец по прежнему будет складывать на край гнезда, но кормить птенцов не станет.

У заботливых родителей браки бывают прочными. Очень часто они заключаются на всю жизнь. Это не значит, что супруги никогда в жизни не разлучаются. Такие пары среди животных редки. Обычно они живут вместе, только когда наступает время подумать о детях. Так поступает большинство наших перелетных птиц. На зимовках самцы и самки держатся порознь и часто также порознь возвращаются домой, чтобы встретиться лишь у родного гнезда. Ученые считают, что браки животных, которые заключаются на всю жизнь, объясняются не нежными чувствами супругов друг к другу, а лишь привязанностью их к своему гнезду. Даже такие хорошие семьянины, какими повсеместно слывут аисты, легко берут себе в жены новую подругу. Самец весной первым возвращается на гнездовье, и, если в этот момент к нему присоединится молодая самка, он ее примет, а когда чуть позже прилетит хозяйка гнезда, будет равнодушно взирать на конфликт аистих. Та из них, которая выйдет победительницей, станет его женой.

Совсем иначе строится семья, когда детеныши рождаются на свет сильными и самостоятельными. Тогда нет необходимости обоим родителям принимать участие в воспитании малышей, и семья принимает самые неожиданные формы. Вот явилась ранним весенним утром стая самцов судаков на родное нерестилище, где они сами когда то появились на свет. Распалась стая. Каждый судак облюбовал себе местечко на дне, расчистил его и построил гнездо из корней подводных растений. Не удивляйтесь, не все рыбы просто выметывают икру, многие сооружают замысловатые гнезда.

Виды семьи.

В природе известны как моногамные, так и полигамные виды животных.

С точки зрения биологии, существование у человека нескольких устойчивых брачных систем удивительно, потому что большинство животных имеют какую-либо одну брачную систему, являющуюся видовым признаком[4].

Моногамия у животных — отношения между полами, характеризующиеся тем, что самец в течение более или менее продолжительного срока спаривается с одной определённой самкой и обычно принимает участие в заботе о потомстве. Моногамия наблюдается у большинства птиц, причём лебеди, аисты, орлы, грифы соединяются в пары на несколько лет, в отдельных случаях — на всю жизнь, другие — только на один сезон, расставаясь после выведения и выкармливания птенцов (например, гуси) или даже сразу после устройства гнезда, ещё до откладки яиц (многие утки). Все дикие гуси моногамны. Среди млекопитающих обезьяны и волки образуют пары на несколько лет или больше; песцы, лисицы, барсуки, горностаи, бобры — редко более чем на один сезон. К моногамии иногда относят также отношения насекомых и других беспозвоночных, у которых оба пола (или только самцы) умирают вскоре после однократного спаривания (самки — после откладки яиц).

Как быть Леди:  Перепады настроения

Полиандрия. Как уже отмечалось, при полиандрии, также как при самочьей полигамии одна самка спаривается с несколькими самцами. Однако при полигамии самка рожает детенышей или насиживает яйца от разных отцов, а при полиандрии, характерной для птиц, самка откладывает яйца в несколько гнезд, построенных разными самцами. Высиживание яиц и дальнейшая забота о птенцах производится самцами. У видов, обладающих полиандрией, роли самок и самцов изначально перемещены. Самки этих видов имеют более яркую окраску и другие вторичные половые признаки, обычно характерные для самцов. Половое поведение подобных самок также с самого начала в корне отличается от обычных. Они устраивают брачные турниры за обладание самцами, занимают и охраняют гнездовые участки и т.д. Так, самки тропических птиц-якан, отвоевывают от посягательств других самок того же вида, и удерживают за собой площадь, на которой располагаются гнездовые участки 2-4 самцов. Каждый из этих самцов строит свое собственное гнездо, в которое откладывает яйца самка. Если какая-нибудь из кладок погибает, хозяйка территории откладывает в пострадавшее гнездо новую порцию яиц. Полиандрия описана и у некоторых видов куликов, обитающих на территории России, например куликов-плаунчиков. Их повадки во многом сходны с повадками яканы, однако самки не занимаются ни охраной территории, ни гнезд насиживающих яйца самцов. Самки этих куликов выбирают себе самцов и соблазняют их с помощью брачного танца. После спаривания самец, под защитой активно охраняющей его самки, приступает к строительству весьма простого гнезда. После откладки яиц самка отправляется на поиски нового самца. После выполнения своей миссии продолжения рода, самки плавунчиков собираются в стаи и кочуют по тундре в поисках мест кормежки. Реверсия половых ролей у плавунчиков сопровождается и соответствующими физиологическими изменениями. Так, у самок отмечается повышенное содержание мужского полового гормона — тестостерона, способствующего возникновению у них соответствующего поведения. У самцов же в крови накапливается гормон пролактин, способствующий насиживанию яиц и дальнейшему «материнскому» поведению.

Роль разных форм брачных отношений в эволюции. Полигамия и полиандрия, так же как половое размножение, способствует расширению генофонда вида и естественному отбору. Так, например полиандрия и самочная полигамия чаще отмечается у видов птиц, обитающих в сложных экологических условиях: крайнем Севере, пустынях и т.п. То, что одна самка при этом откладывает яйца или рожает детенышей от разных самцов, повышает шанс выживания ее потомков с определенными генотипами.

§

В противоположность чисто теоретическому рассмотрению теорий влечения фрустрационная теория, представленная Доллардом и его соавторами в монографии [65], положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, агрессия – это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступления целевого состояния, к которому он стремился. Фрустрационная теория утверждает, что, с одной стороны, агрессия всегда есть следствие фрустрации, а с другой – фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии). И не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии (этого не происходит, если, например, подвергшийся фрустрации человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную). Гипотеза катарсиса, согласно которой агрессивное поведение снижает уровень побуждения к агрессии, также не при всех обстоятельствах соответствует действительности.

в отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1. степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

2. сила препятствия на пути достижения цели;

3. количество последовательных фрустраций.

То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество ответных реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. В дальнейшем Доллард и соавторы предположили, что влияние следующих одна за другой фрустраций может быть совокупным и это вызовет агрессивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности. Из сказанного следует, что влияние фрустрирующих событий сохраняется в течение определенного времени, — это предположение является важным для некоторых аспектов теории

Смещённая агрессия

индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы обратились к факторам, замедляющим открытую демонстрацию агрессивного поведения. Они пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент времени, прежде всего из-за угрозы наказания. Фрустрированный индивидуум, которого страх наказания удерживает от нападения на другое лицо, помешавшее ему достичь намеченной цели, может переадресовать свои атаки другим объектам. Хотя наиболее подходящим или желательным объектом для разрядки агрессии у фрустрированного индивидуума будет именно тот человек, который блокировал его целенаправленное поведение, объектами агрессии могут также служить и другие люди.

Миллер объяснил подобное появлением смещенной агрессии — то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

1. силой побуждения к агрессии,

2. силой факторов, тормозящих данное поведение и

3. стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.

Тема 4. Мышление, сознание и интеллект животных

Доказательства наличия интеллекта у животных

Еще очень чье-то интересное наблюдение было записано английским ученым Д.Роменс ом– современник Ч.Дарвина — что крысы якобы додумались совершенно особым способом воровать яйца. По его словам, одна крыса обнимает яйцо лапами и переворачивается на спину, а вторая тащит ее за хвост.

Наконец, самая уникальная черта, например, шимпвнзе – способность выражать свои мысли с помощью символов – слов.

Итак, зачатки разума у животных присутствуют, если оно:

– успешно разрешает новые для него, неожиданно возникающие задачи, решению которых оно не могло научиться заранее;

– действует не наугад, не методом проб и ошибок, а по заранее составленному плану, пусть самому примитивному;

– способно к обобщению получаемой им информации, а также к использованию символов.

Три критерия интеллектуального поведения животного:

1. Когда движения органов сменяются движениями орудий и становятся опосредованными.

2. Употребление орудий, предполагающее понимание объективных свойств вещей.

3. Структурный(целостный, оформленный характер всей операции. Операция шимпанзе не возникает из отдельных элементов, как при дрессировке крыс;интеллектуальная операция возникает сразу как целое, которое определяет свойства и функциональные значения своих составных частей.

Мышление у животных

Особый интерес к проблемам мышления животных наблюдался на заре становления сравнительной психологии. Основная литература по этой теме принадлежит классикам, наиболее известным из которых является Вольфганг Кёлер. В то время эксперименты проводились преимущественно на приматах. Кёлер, например, использовал шимпанзе. Сейчас уже достоверно установлено, что мышление свойственно не только приматам. В последнее время были получены данные о способности новокаледонских ворон к установлению причинно-следственных связей.[27] Самка африканского серого попугая показала способность к выводу путём исключения

§

Согласно современным представлениям, основы математических способностей у человека и животных имеют общее основание. Хотя животные и неспособны оперировать абстрактными математическим понятиями, они могут уверенно оценивать и сравнивать количество различных объектов. Подобные способности отмечены у приматов и некоторых птиц, в частности, воронов. Более того, приматы способны производить арифметические операции[29]

Справедливость канона Моргана, как и важность скрупулёзной оценки методов, хорошо иллюстрирует история Умного Ганса — лошади, демонстрировавшей исключительные математические способности. Умный Ганс был способен производить математические вычисления и выстукивать ответ копытом. Тринадцать лет Ганс публично демонстрировал свои способности (в том числе и в отсутствие хозяина, исключавшее возможность дрессировки), пока в 1904 году Оскар Пфюнгст нем. Oskar Pfungst не установил, что лошадь реагировала на незаметные движения экзаменаторов[30].

Самосознание

Под самосознанием понимается наличие представления о себе как индивиде, своих действиях и состоянии. Высшие приматы, такие, как шимпанзе и орангутаны, способны узнавать себя в зеркале, в то время как большинство животных реагируют на своё изображение в зеркале как на другую особь[31]. При этом следует принимать во внимание, что отсутствие «самоузнавания» в данном случае не может служить основанием для вывода об отсутствии самосознания. Скорее, это может говорить о неимении большинством животных когнитивных способностей, необходимых для интерпретации факта существования устройства, воспроизводящего изображения находящихся перед ним объектов.

Распространённые заблуждения

Интеллект животного тесно связан с другими формами поведения и особенностями биологии. Распространённым заблуждением при рассмотрении поведения животных, является антропоморфизм — наделение животных человеческими чертами. Антропоморфизм был характерен для ранних исследователей[32].

Сознание и самосознание животных.

Современные представления о высших психических функциях животных основаны на разноплановом комплексе знаний, почерпнутых как из экспериментов учёных разных направлений, так и из наблюдений за поведением в природной среде обитания.

О наличии у животных интеллекта и эмоций впервые высказался Ч. Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами и ассоциациями, они обладают и «способностью к рассуждению». Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» — англ. reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к формированию ассоциаций (то есть к обучению).

Наиболее горячие споры среди учёных до недавнего времени вызывал вопрос о наличии самосознания животных. Одни исследователи полагали, что сознание у животных, пусть примитивное, но есть, другие же считали, что единственное живое существо, наделённое самосознанием — это человек.

В 1970 году американский учёный Гордон Гэллоп Младший (Gordon G. Gallup, Jr.) при помощи простого зеркала положил конец бесчисленным и ожесточённым дискуссиям среди учёных умов. Суть зеркального теста заключалась в том, что нескольким шимпанзе, усыплённым наркозом, наносили краской небольшие пятнышки на одну из бровей и на противоположное ухо. Животные, проснувшись, прикасались к окрашенным участкам тела не чаще, чем к остальным, то есть не ощущали никаких последствий. Однако, увидев себя в зеркале, шимпанзе вдруг начинали активно ощупывать окрашенные места. Таким образом, удалось доказать, что приматы понимали, что видят в зеркале себя, помнили, как они выглядели раньше, и осознавали, что в их облике произошли изменения.

Подобные эксперименты с зеркалом на человеческих младенцах показали, что люди начинают осознавать себя лишь к возрасту 1,5—2 лет. Шимпанзе, орангутаны и гориллы узнают себя в зеркале в относительно зрелом возрасте (старше 4 лет).

В настоящее время ученым известно шесть видов животных, способных узнавать себя в зеркале, — это шимпанзе, орангутаны, гориллы, дельфины, слоны и сороки.

Тот факт, что самосознание независимо возникло у таких далёких от людей видов, как слоны и дельфины, свидетельствует о конвергентной эволюции этого признака

Метасознание

Считалось, что метасознание присуще лишь человеку. Специалисты по когнитивной этологии разработали специальные методики и провели целый ряд экспериментов для выяснения вопроса о наличии метасознания у животных. В журнале Trends in Cognitive Sciences были опубликованы новые экспериментальные данные. Автор публикации Дэвид Смит (David Smith), доцент Университета Баффало, говорит, что накопленные знания о мышлении животных говорят в пользу того, что некоторые из них обладают похожими на человеческие мыслительными способностями, так называемым метасознанием. Признаки метосознания изначально были выявлены у дельфинов. Животным была предоставлена возможность выбора, либо отказаться от прохождения теста, причем за отказ животное получает небольшое вознаграждение, за удачное выполнение задания даётся более желанная награда, а за неудачное — ничего. Затем задание постепенно усложняют (например, заставляя животное делать выбор между двумя всё более похожими друг на друга фигурами или звуками) и смотрят, будет ли расти частота «отказов».

В ходе этих экспериментов выяснилось, что многие животные (крысы[26], дельфины, обезьяны) при недостатке информации ведут себя вполне по-человечески: отказываются от прохождения теста или пытаются получить дополнительные сведения. Тем самым животные способны оценивать собственную информированность и компетентность и понимают, каковы их шансы на успешное выполнение задания.

Метасознание позволяет не только оценивать собственные знания, но и использовать подручные предметы и инструменты для добывания пищи[27].

Психологическая энциклопедия. привыкание (габитуация) (habituation)

Приглашаем посетить сайт

Привыкание (габитуация) (habituation)

П., или габитуация — это относительно устойчивое уменьшение реакции после непрерывной или (в большинстве случаев) многократной стимуляции, к-рая не сопровождается подкреплением. Для нек-рых исслед. П. яв-ся эмпирическим рез-том, тогда как для др. оно выступает в роли гипотетического конструкта, что определяется глубиной и характером его изучения. Утомление, реакция на лекарства и наркотики, адаптация и повреждение, хотя и вызывают снижение реакции, не охватываются этим термином и рассматриваются как совершенно самостоятельные явления. Однако и для обозначения родственных П. феноменов н др. контекстах используются др. термины.

Ориентировочная реакция обнаруживает типичные характеристики феномена П. Когда чужой, неопознанный шум настораживает дикое животное, оно обычно прекращает любое свое занятие, замирает и с помощью органов чувств обследует окрестности в поисках источника этого шума, готовое в любую секунду убежать. Если больше ничего не случается и животное слышит только обычные шорохи, оно интерпретирует это как отсутствие опасности и скоро возобновляет прерванное занятие. Последующие аналогичные шумы, если они не имеют важных последствий для животного, будут вызывать похожие, но все более слабые и короткие реакции настороженности, возможно, до окончательного исчезновения к.-л. внешних признаков беспокойства. Эту базисную реакцию или ее рудименты можно наблюдать у большинства биолог. видов, вплоть до плоских червей, а нек-рые исследователи заявляют о существовании П. (габитуации) у кишечнополостных и даже простейших. Скорее всего, для объяснения такого сходства в рез-тах потребуется прибегнуть к разным механизмам.

Второй пример, хотя и существенно отличается в нек-рых отношениях, по существу сходен в др. В рез-те повторяемого сильного охлаждения одного пальца происходит постепенное ослабление боли, связанной с холодом. Энвайроментальным физиологам это явление известно как специфическая габитуация, когда реакция ограничивается затронутым органом (в данном случае пальцем). Общая габитуация — это изменение физиолог. «установки», к-рое приводит к уменьшению реакции на повторяющийся стимул. Акклиматизация относится к функциональной компенсации, происходящей за неск. дней или недель в ответ на комплекс средовых факторов, как в случае сезонных или климатических изменений. Акклиматизирование относится к такого же рода приспособлению, но к к.-л. одному средовому условию, как в случае контролируемых экспериментов.

Габитуация ориентировочной реакции — наиболее широко изученный вид П., представляет теорет. интерес, поскольку представляет собой самый примитивный тип научения: устойчивое изменение поведения в ответ на приобретаемый опыт.

К важнейшим характеристикам П. относятся следующие: а) после достаточно длительного отсутствия стимуляции первонач. сильная, но теперь ослабленная реакция снова проявится в полную силу (спонтанное восстановление); б) чем чаще и регулярнее вызывающая реакцию стимуляция, тем быстрее происходит П.; в) чем сильнее стимуляция, тем медленнее П., хотя нек-рые околопороговые стимулы могут не вызывать П., а очень сильные стимулы могут вызывать оборонительные реакции, отличающиеся по своим свойствам от ориентировочных; г) добавочная стимуляция сверх той, к-рая полностью отменяет первоначальную реакцию (отрицательная габитуация), дополнительно продлевает габитуацию и задерживает спонтанное восстановление; д) привыкание может распространяться (генерализовываться) на др. сходные стимулы; е) предъявление др., обычно более сильного (а иногда и знач. более слабого) стимула, чем тот, к к-рому произошло П., может восстановить первоначальную реакцию (как в случае «дисгабитуации»).

Было сделано неск. попыток пролить свет на природу нейронных механизмов, лежащих в основе краткосрочного П. Согласно модели синаптической депрессии, сенсорный вход активирует малые промежуточные (вставочные) нейроны в периферическом отделе ретикулярной формации. В свою очередь, они активируют те нейроны в центральной области ретикулярной формации, к-рые вызывают возбуждение в коре больших полушарий у высших млекопитающих. Однако необходимо сначала доказать, что синаптическая депрессия в принципе возможна, и для этой цели в качестве рабочей модели лучше использовать более примитивных животных. Морской заяц (Aplysia) имеет всего лишь неск. легко идентифицируемых ганглиев. Исслед. габитуации показывают, что повторяющаяся стимуляция отдельного сенсорного нейрона вызывает постепенное уменьшение амплитуды возбуждающих потенциалов в постсинаптической мембране. При этом в самой постсинаптической мембране никаких изменений не происходит. Ослабление постсинаптической реакции связано с прогрессивно уменьшающимся числом квантов нейромедиатора (ацетилхолина), высвобождаемых каждым последующим потенциалом действия в синаптическую щель. Предположительно что-то подобное синаптической депрессии, наблюдаемой на нейронной модели морского зайца, происходит и в ретикулярной формации высших животных.

Е. Н. Соколов для объяснения П. предложил модель совпадения-несовпадения, осн. на предположении, что у высших млекопитающих раздражитель вызывает собственную нервную репрезентацию, к-рая носит относительно устойчивый характер (являясь по сути энграммой). Нервные следы последующих раздражителей сравниваются с энграммой раздражителя, вызвавшего первоначальную реакцию сосредоточения; если эти последующие раздражители соответствуют предшествующему раздражителю, возбуждения ретикулярной формации не происходит и наступает П.

В эксперим. работах часто обнаруживается, что первая реакция на настораживающий стимул не яв-ся самой сильной; величина следующих неск. реакций может превышать величину первой, и только в последующих пробах сила реакции начинает уменьшаться. Кроме того, нередко оказывается, что угасшую реакцию можно восстановить, применяя др., обычно сильный стимул. Первонач. предполагалось, что эта дисгабитуация представляет собой просто снятие П., но теперь она рассматривается как совершенно иной процесс — процесс сенситизации, лежащий в основе увеличенного реагирования. Соответственно, кривая реагирования обычно носит сложный характер, обнаруживая вначале подъем, а затем спад. Ее форма обусловлена комбинированным действием сенситизации и П. П. начинает доминировать после неск. стимуляций, тогда как сенситизация сохраняется на постоянном уровне или уменьшается. Ряд данных указывает на существование нейронов, к-рые дают только реакцию П. и — по мнению нек-рых — обнаруживают заметную сенситизацию.

См. также Аккомодация, Адаптация, Утомление

А. Райэпелл

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий