Почему нас пугает безумие

Почему нас пугает безумие Женщине

«это чувство отравляет» почему россияне постоянно испытывают вину? отвечает социальный психолог

Миллионы россиян постоянно чувствуют себя в чем-то виноватыми, это едва ли не национальная черта — особенность, которая присуща именно русскоговорящим людям, где бы они ни жили. Так считает доктор наук, социальный психолог, профессор Колумбийского университета (США) Светлана Комиссарук. «Лента.ру» поговорила с ней о том, чем наше чувство вины хуже того, которое испытывают европейцы, почему оно может быть и разрушительным, и благотворным.

«Лента.ру»: В своей книге «Поколение сэндвич» вы говорите, что нашему поколению нужно перестать винить себя. В чем мы обычно себя виним?

Комиссарук: В принципе, чувство вины формируется в любом человеческом обществе, потому что оно объясняет нам, что хорошо, а что плохо. Если бы детям не прививали чувство вины и не поясняли, что есть хорошие поступки, а есть плохие, то наше общество было бы джунглями. Тем-то мы и отличаемся от животного мира, что в человеческом обществе есть общее понимание, как правильно и как неправильно поступать, как следует себя вести.

Это понимание формируется у всех нас с детства. Например, разбил чей-то дорогой подарок — расстроился, чувствуешь себя виноватым, наврал маме — расстроился, чувствуешь себя виноватым, у брата отобрал игрушку — чувствуешь, что сейчас тебе прилетит, что ты виноват. Поэтому чувство вины — это в принципе необходимое чувство, это такой регулятор, при помощи которого изначально родители регулируют наши поступки, а потом это становится внутренним мерилом.

Но проблема в том, что если этим чувством вины злоупотреблять, оно становится хроническим, вот тогда это уже не очень хорошо. Тогда мы все время чувствуем себя виноватыми — нам кажется, что кто-то нас постоянно судит, что кто-то нас измеряет линейкой, и мы зачастую не дотягиваем до стандартов и образцов. Это такое хроническое ощущение: я недотягиваю, недоделываю, недодаю, недосматриваю, что я «недо». Такое постоянное чувство вины, конечно, отравляет существование, оно непродуктивно.

Особенно легко стать хронически виноватым, когда мы чувствуем, что со всех сторон люди от нас зависят и мы в долгу перед всеми. Дело в том, что чувство долга почти на автопилоте порождает чувство вины, потому что невозможно долг выполнять на все сто процентов, это ведь очень размытое понятие — выполнение долга полностью, на все сто.

Что сильнее влияет на чувство вины — общество или близкое окружение?

Это хороший вопрос. Я думаю, что все правила начинаются с общества, ведь всегда есть понятия, которые в обществе приняты. Например, у нас, у русскоязычных по всему миру, независимо от того, где мы живем, не принято стариков отдавать на попечение государству или в какие-то частные учреждения, где они доживают свою жизнь, — это наша русская ментальность, это такой общественный долг. И с ним приходит чувство вины, если нам кажется, что он не выполнен. С другой стороны, если в близком окружении находятся тетушки или соседи, которые о нас судачат, это, конечно, добавляет еще больше чувства вины.

Фото: Vitaliy Rigalovsky / Unsplash

Но в основном, я думаю, чувство долга и чувство вины формирует общество. А те, кто вокруг нас, об этом напоминают — они такие лакмусовые бумажки, индикаторы.

И, знаете, часто нам осуждение со стороны только мерещится. Обычно никто нас в общем-то и не винит, а внутренний менторский голос мамы, учительницы или бабушки уже сам начинает нас винить, строить, независимо от того, что на самом деле в обществе и окружении происходит. Мы очень быстро впитываем это, и это называется интернализация. Человечек маленький сначала ничего внутри не имеет и получает всю эту моральную сетку «что хорошо — что плохо» извне, а потом постепенно это становится его внутренним голосом. Вот когда в свои 40-50 вы оставляете немытую посуду на ночь, вам уже никакая мама не погрозит пальчиком, но внутри остается осадок: надо же, неряха. Вот это уже внутренний голос. И идешь, моешь эту посуду из последних сил, потому что голос с тебя строго спрашивает.

Чувство вины перед собой — тоже из-за внешних факторов?

Да. Все процессы, которые происходят у нас с нашим внутренним «я», начинаются извне и проходят внутреннюю интернализацию. И мотивация стать хорошим сначала внешняя: нас учат стараться и стремиться, добиваться, делать максимально хорошо, когда мы маленькие. А потом постепенно это становится внутренним.

У каждого человека существует несколько таких ипостасей. Есть «я», которое максимально строгое, требовательное, очень безжалостное (у Фрейда это называлось «суперэго»; у каждой психологической теории для этого существа разное название, но оно у всех нас есть, внутренний голос-судья). И есть «я», которое настоящее, которое пытается примирить все ипостаси (у Фрейда это называется «эго»). А есть еще «я» — маленький шалунишка, который следует своему либидо и другим порывам: вкусно поесть, когда на диете, или лечь спать, когда дедлайн. У Фрейда это называется Ид/Id. И его надо сдерживать, ему нельзя давать волю. В других теориях это называется, например, «я могу», «я хочу» и «я должен». То есть самые разные классификации, а идея одна и та же: я тот, кто я на самом деле, мирю две свои другие ипостаси — того безжалостного, кто постоянно требует быть лучше всех, и того, кто говорит «да забей ты на все, живем один раз, выпей еще стаканчик».

Он боится осуждения извне, боится, что его выгонят из коллектива и он останется никому не нужным и не справится. «Не ложися на краю» — нельзя быть с краю, когда ты в коллективе. Такому человеку ужасно трудно не соответствовать поставленной планке. То есть помимо тех требований к себе, что есть у всех живых людей, у нас на затылке, над нами, висят еще требования, которые, как нам кажется, предъявляет общество. И поэтому мы еще больше чувствуем эти требования.

И тут могут быть две крайности. Первая — стремиться изо всех сил стоять на цыпочках и всему соответствовать. Вторая — забить на все (все равно никому никогда ничего не докажешь, все равно всегда плохой) и просто спуститься на дно, лечь на диван с пивным животиком и на все наплевать. Нужно найти третий выход — серединку, которая между тем, чтобы никому ничего не доказывать и, наоборот, не забить на все. Тогда твое чувство вины и долга — здоровые.

И это все, конечно, начинается с принятия себя. Это начинается с того, что ты себе говоришь: «Вот я такой, живем дальше». Это называется «радикальное принятие»: «Я сделаю максимум, дальше будь что будет. Наверное, я что-то упустил, наверное, я не так красиво выразился, наверное, я был в чем-то виноват перед детьми, наверное, я не самая хорошая мама. Но я только человек, я стараюсь».

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Вот это радикальное принятие нашим людям дается очень тяжело, именно потому, что радикально принимаем мы себя сами, а требования-то сыплются извне! То есть если в западном мире человек сам себя принимает — ему менее тяжело от того, что кто-то вокруг его осуждает, потому что он хозяин и солист своей жизни. А в восточном, коллективистском мире очень сложно быть самодостаточным, принимающим себя человеком, когда вокруг столько глаз, которые тебя, как тебе кажется, судят.

В Японии и других странах Азии по-другому?

И в Японии, и в Китае, и в других странах Азии чувства вины и долга тоже играют огромную роль. Но у нас это связано еще и с нашей русской меланхолией, вечной рефлексией. У нас очень много внимания уделяется тому, «кто виноват и что делать». У нас это идет от Достоевского, Толстого и Чехова и даже раньше — от Грибоедова. Наши знаменитые самокопание, рефлексия и разбор полетов занимают очень много времени. Наша русская классика — тоже в основном депрессивная, рефлексирующая, длинная история о никчемности человека и человечества.

У нас, мне кажется, хроническое самобичевание. И этому можно найти много причин, сейчас не об этом. Факт, что сейчас, когда мы еще и дольше живем, и действительно должны и тем, и тем, и тем, — у нас все больше долга. А чем больше долга — тем больше следом за ним вины. И это еще больше ранит, круг замкнулся.

Русская литература влияет на наше чувство вины и формирует его или просто его отражает?

Отражает. Наша русская классика нам, конкретным современникам XXI века, мало что может уже добавить к тому, что есть. Просто во все века, пока существует общество, которое переживает «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!», пока существует общественное мнение, пока существуют коллективные собрания и выговоры, пока существует сравнение «у соседки ребенок уже говорит на трех языках, а наш только на двух», пока «на миру и смерть красна», «я — последняя буква в алфавите», «прежде думай о Родине, а потом о себе» — пока вот это существует в нашем сознании, продолжает жить распухшее чувство вины. Потому что мы неминуемо недотягиваем, и всегда найдется кто-то лучше.

Кадр: фильм «Преступление и наказание» (1969)

Почему в нашей культуре все время сравнивают? Это идет из того, что наши люди жили очень кучно, все вместе, очень зависели друг от друга: для того, чтобы свадьбу сыграть, нужно всем миром собрать стол, чтобы похоронить кого-то — нужно собрать поминки. «С миру по нитке — голому рубаха» — это вот об этой зависимости от коммуны. А если ты так зависишь от всех, если ты настолько часть чего-то большего, то, конечно, тебе важно, чтобы ты им нравился и чтобы они тебя не осуждали.

Из этих глубинных коммунных установок, которые в XXI веке вроде бы уже совершенно неактуальны, однако все равно остаются в фольклоре, морали, сказках, во взгляде на мир, и идет наше болезненное отношение к критике, наши чувство долга и чувство вины. Это очень глубокий культурный код, он передается из поколения в поколение. И наши русскоязычные, которые уезжают за рубеж и живут там по 20-30 лет, конечно, внешне меняются и учатся быть более автономными, не зависеть от чужого мнения, но все равно у них внутри остается этот стержень, потому что он очень глубоко, это трудно искоренить

Но в этом много хорошего, это не только плохое: наши, русские, очень обязательные, боятся сложить о себе плохое мнение, тянут всех и держат слово, поддерживают родителей. То есть в любом нашем отрицательном есть положительное, и наоборот. Все очень связано — не такие уж мы несчастные и зависимые, в нас много хорошего.

То есть это чувство вины само по себе учит нас делить плохое и хорошее. Но часто бывает так, что мы, выполняя долг, жертвуем своими принципами и комфортом и действуем в ущерб себе. Становится ли оно плохим в таком случае?

Чувство вины в нормальной дозе необходимо, и оно есть у всех. А вот то, которое нас преследует постоянно, как будто у нас какие-то антенны, которые ищут, в чем я теперь виноват, за что мне сейчас прилетит, за что меня сейчас осуждают, в чем я теперь хуже соседки, — вот это уже патология, которая мучает. И тут уже каждый человек должен разложить себе по полочкам: с одной стороны — сказать, что вот это и это я делаю правильно, как могу, так и делаю, — это здоровая часть; а вот это и вот это — завышенные требования, которые я или кто-то другой мне предъявляют, — это нереально выполнить. И это нормально, что я не справляюсь, все не справляются, и я, конечно, стараюсь, но не всегда получается. То есть повторять себе: «Делай, что должен, и будь что будет».

Как быть Леди:  Доверие — что это такое: его утрата, как вернуть, определения в словарях

Задумайтесь: если из-за чувства вины мы думаем, что мы не все сделали и нужно еще больше стараться, еще больше сделать, мы в какой-то мере назначаем себя супергероем. Это гордыня такая: «Мне все подвластно, я просто мало постарался». Если вывернуть то патологическое чувство вины, то там внутри на самом деле самообман: «Это из-за меня все произошло, если я исправлюсь, то все будет хорошо». Если вывернуть хроническое чувство вины и покопать, что там на дне, окажется, что там совершенно примитивное и очень наивное предположение: «От меня все зависит, из-за меня все плохо, а значит, из-за меня все будет хорошо».

И отсюда же идет виктимблейминг, который тоже очень характерен: «Нечего было ходить в короткой юбке по темным улицам, и тогда бы тебя не изнасиловали». Это то же самое: в том, что с тобой происходит, виноват ты сам. Это тот же наивный и примитивный взгляд на мир, в котором все от тебя самого зависит.

Фото: Thomas Peter / Reuters

А зачем мы так думаем? Это общечеловеческое, социальный психолог Лернер проводил исследования этого феномена еще в 70-е годы прошлого столетия. Это наша наивная вера в справедливость мира: что хорошим людям прилетает хорошее, а плохим — плохое, и раз с тобой что-то случилось — значит, поищи, почему ты в этом виноват. А я хороший, все делаю правильно, и со мной такого не случится — я не буду ходить в короткой юбке и заходить в бары, и меня не изнасилуют, а ты сама виновата; я не буду курить и у меня не будет рака легких, а у тебя рак легких, потому что ты курил. Это очень простая логическая цепочка, которая не выдерживает проверку жизнью, создает нам такое впечатление «сам виноват, а вот не надо было…».

Но так страшно думать, что в любую секунду на тебя и на твоих близких может стена упасть, это же невыносимо, так из дому не выйдешь! Гораздо спокойнее думать: «Я все буду делать хорошо, я буду хороший, и со мной ничего не случится, а те, с кем случится, что-то не так делали».

Но эта мысль примитивна. Ты можешь быть трижды хорошим — и может что-то случиться, и наоборот — ты будешь трижды плохой, но тебе повезет. В этой жизни не все от нас зависит. Конечно, нужно быть осторожным, нужно сделать все, что от тебя зависит, но дальше от тебя ничего не зависит. И поэтому гипертрофированное чувство вины, если покопать, — это гордыня. Если я, например, думаю, что мы развелись потому, что я плохая жена, и все это из-за меня, то что я на самом деле думаю? Что все от меня зависело: я сейчас буду хорошей — и больше ничего плохого не случится. Но это же неправда, мы же развелись не только потому, что я была плохая, а потому, что были обстоятельства, мы пошли разными дорогами, наши семьи не совпадали, потому что я где-то что-то не так, и он так же. Ведь жизнь намного сложнее, глупо думать «это все из-за меня, сейчас я буду хорошим». Ты будешь хорошим, но ничто другое не изменится.

То есть чувство вины — мало того что патологическое, это еще и самообман.

Вы говорили про убеждение «плохим — плохое, хорошим — хорошее». Не исходит ли это от веры, от идеи наказания свыше?

По теории Лернера о вере в справедливое устройство мира и по теории управления страхом смерти, у каждого человека в сознании существует некий буфер-защита между ним и хаосом, который произойдет внезапно и от него не зависит. Одним из таких буферов является религия, которая убеждает: не все так хаотично, есть кто-то большой, кто наводит порядок. Этот большой видит, что ты стараешься, и он будет к тебе добр, он тебя защитит.

Дело в том, что мы, человеческие существа, единственные из всего живого можем знать, что впереди неопределенность, что есть какое-то непредсказуемое будущее. Все остальные живые живут одним днем, не зная, что существует завтра. Не знают ни собака, ни кошка, ни тигр. А мы знаем, и это очень страшно — что завтра будет что-то, о чем мы понятия не имеем, это парализует. И поэтому мы себе ищем объяснения как умеем. Одно из них — религия.

Фото: Taisiya Vorontsova / Reuters

Другое объяснение, еще один буфер — культура, которая говорит пушкинским «Нет, весь я не умру», останется после меня «памятник нерукотворный», и мои стихи будут помнить и читать. Или вот «Юбилейное» Маяковского: «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пэ, а я на эМ». Это тоже буфер между человеком и неизвестностью, которая наступит завтра. Маяковский говорит себе: я не умру, будет стоять книга моя, люди будут знать и читать. Неизвестность, которая у всех нас впереди и которую непонятно как предсказать, очень страшно осмыслить и осознать, поэтому люди придумывают всякие схемы, которые держат их на плаву. Одна схема — «кто-то большой там наверху меня бережет», поэтому возникла религия. Вторая схема — «я буду очень хороший и меня запомнят» или «я буду очень талантливый и что-то оставлю после смерти, меня будут помнить».

Людям сложно признать, что в любой момент они могут уйти в никуда, в неизвестность, и чувство вины — часть этой схемы. «Я заслужу и буду хорошим, чтобы в этой неизвестности со мной все было хорошо и меня помнили хорошим». Поэтому так страшно, когда я не заслуживаю и кто-то считает меня нехорошим.

Вы приводили в пример жену, которая винит себя в разводе. Но в отношениях между людьми часто возникает ситуация, в которой один партнер осознанно навязывает другому чувство вины, манипулируя им. Для чего это делается?

Люди манипулируют, чтобы добиться желаемого результата от того, с кем у них есть эмоциональная связь. Мы все манипулируем друг другом, все и всегда. Иногда мы это делаем исподтишка, а иногда — не задумываясь. Манипуляция — это способ воздействия на близких. Малыш в год-два уже понимает, что если он заплачет, то к нему прибегут. Это уже первая манипуляция. Или другая детская манипуляция, когда младший против старшего задирается, но как только старший пытается ответить, он начинает рыдать, прибегают взрослые — и старшего наказывают.

Самые простые рычаги, которые существуют между людьми и которые отлично действуют, — это рычаг долга и рычаг вины. Если на вас не действует вина и в ответ на «ты виноват» вы только пожимаете плечами, вами невозможно манипулировать. Но если это ваше слабое место, если это точка, в которую нажать — и всегда выстрелит, то, конечно, это просто приятно использовать против вас!

Поймите, если у вас существует хроническое чувство вины — это ваша ахиллесова пята, и люди, которым нужно от вас чего-то добиться, будут ею пользоваться. Например, мать говорит: «Я одна шла в темноте, никто мне не показал дорогу, подслеповатая, чуть не упала, еле дошла до дома». Дочь или сын слышат это, и у них срабатывает болевая точка, они вызывают такси, мчатся в следующий раз провожать, расчищают дорожку…

Может ли быть манипуляция во благо?

Манипуляция может быть и во благо, и во вред: у манипуляции нет валентности — она и не с плюсом, и не с минусом. Например, мама говорит маленькой девочке: «Ах, какая у меня помощница, как бы я без тебя стол накрыла, как ты ровно ложечки положила, моя умница». Можно это назвать манипуляцией? Можно. Хорошо ли это, полезно ли это? Конечно.

Манипуляция — это давить на точки, которые отзываются. Например, вся наша реклама — это манипуляция. Маркетинг занимается тем, что манипулирует нашим желанием хорошо выглядеть, что-то дешево купить или вести здоровый образ жизни.

Манипуляция — это не ругательство, это способ воздействия. А уж твои конкретные цели окрашивают манипуляцию в светлые или темные тона. Если ты чувством вины манипулируешь, чтобы добиться каких-то благ или чувствовать власть, — это манипуляция не во благо. А если ты манипулируешь, чтобы воспитать в ребенке осторожность, когда он кого-то обижает, — это во благо. Например, «как тебе не стыдно, она сидела и плакала целый вечер, тебе стоило вот так ей игрушку ломать?» — это манипуляция чувством вины, но она во благо: маленький человек должен понять, что причинил страдания сестре или брату.

Современная молодежь более осознанно относится к себе, своим границам и возможностям, но нас окружает множество маркетинговых уловок. Получается, в отношении нас манипуляция проявляется уже в другой форме?

Дело в том, что манипуляция работает, пока человек не осознает, что им манипулируют. Если вы уже раскусили эту уловку, если на вас какой-то маркетинговый ход не работает, то маркетологам нужно для этого сегмента населения делать что-то другое. Это такая «гонка вооружений»: чем осознаннее мы становимся и лучше понимаем, как именно нас пытаются провести, тем более хорошими новыми уловками должны пользоваться маркетологи. Их цель — продать, и они будут находить способы.

В маркетинге, кстати, востребованы социальные психологи, потому что они профессионально изучают, что именно воздействует на людей. Например, очень хорошо действует принцип «ты мне — я тебе», поэтому очень часто вам что-то дают бесплатно, чтобы автоматически появилась необходимость отплатить и отблагодарить. Или, например, второй принцип, который часто действует в маркетинге: «первый месяц бесплатно, дайте нам кредитку». Если вы не отмените, через месяц с вас начнут снимать деньги, всякие подписки так действуют. Рассчитано на то, что через месяц вы привыкнете к этому продукту и начнете им пользоваться за деньги, потому что вам понравилось, — такой крючочек. Или, например, когда проводят большие благотворительные балы или выставки — это тоже маркетинговый ход, рассчитанный именно на чувство вины: я такой красивый, в вечернем наряде сижу и наслаждаюсь изысканной едой в красивом месте. А в это время собирают деньги для пострадавших от наводнения, и у меня такое чувство вины, такой контраст — здесь все так красиво и хорошо, а там люди пострадали, остались без крова… И я жертвую деньги.

То есть все, что связано с чувством вины, — это удобный такой крючочек, за который нас дергают, чтобы взять у нас деньги, опять-таки на хорошее дело — на благотворительность.

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Или, например, манипуляция гордыней, когда человеку говорят: «Пожертвуйте деньги, и мы на кресле, купленном в оперном зале на ваши деньги, сделаем табличку с вашим именем». Еще пример: у нас в Центральном парке в Нью-Йорке на каждой лавочке есть табличка с именем: люди дали на это деньги, а мы им — кусочек славы.

А нет ли у этого осознания манипуляций оборотной стороны — мыслей о том, что мир прогнил, все гонятся за успехом, что человек ему не соответствует? Не возникает ли внутренний конфликт?

Это в вас сейчас русский максимализм говорит: или все, или ничего. Или это должен быть совершенно чистый альтруизм, когда человек отдает последнюю рубашку, или это плохо.

Как быть Леди:  Как ухаживать за девушкой: советы мужчинам, как себя вести

На самом деле это выбор каждого — как относиться к благотворительности взамен на славу и известность. Лично я думаю, что если человек пожертвует деньги скорой помощи и врачи быстрее доберутся до пострадавшего, потому что у них на одну машину больше, то какая нам разница, что на скорой написано имя благотворителя и он таким образом себя прославляет.

Я думаю, что когда благотворитель дает деньги, это лучше, чем когда он их не дает. Поэтому я думаю, что, сидя на диване, рассуждать, что Чулпан Хаматова или другие благотворители России должны бороться с государственным несовершенством, а они вместо этого собирают деньги и помогают людям вместо государства, — неправильно. Я согласна с Достоевским и с его теорией слезинки ребенка, я тоже считаю, что должна быть польза кому-то конкретному, пусть даже одному. Лучше, чем ничего. Ну а то, что приносящий пользу получит взамен, — это второстепенно. Если скорая помощь кого-то довезет, какая разница, что на этой скорой помощи написано? Или если появится еще один корпус университета, на котором будет написано, что это здание имени такого-то, разве от этого польза меньше?

Я не считаю, что мир прогнил. Я думаю, это всего лишь значит, что люди несовершенны, и с этим несовершенством надо мириться и жить. Лучше быть несовершенным, но делать добро, чем быть судьей, который сидит на диване, осуждая и ничего не делая. Вы ведь согласитесь со мной — настоящих святых нет. Всем известно, что мать Тереза, имя которой стало нарицательным для благости, оказалась деспотом и садистом. Нет святых людей, и я думаю, что это нормально.

Можно ли как-то работать с чувством вины, искоренять его?

Можно. Нужно договариваться со своим внутренним судьей — очень бескомпромиссным перфекционистом и максималистом, что ты и так делаешь максимум, что ты просто человек. Что, наверное, ты действительно не самый лучший сын, что соседские сыновья приходят к мамам каждый день, а ты только раз в неделю. Прими это, и тогда оно перестанет быть точкой, на которую давят. Прими то, что ты недостаточно хорош, и у внутреннего судьи не будет повода манипулировать тобой, потому что манипуляция срабатывает только тогда, когда ты на эту кнопочку каждый раз реагируешь. А если ты говоришь «да, не очень-то я идеальный» — эта манипуляция меньше работает.

Если ты даешь повод своим старикам опять и опять тобой манипулировать, они будут манипулировать. «Не включайте свет, я почитаю в темноте»…

Может ли человек самостоятельно прийти к радикальному принятию или ему нужна профессиональная помощь?

Конечно, может. Просто нам иногда страшно даже подумать, что я неидеальная мать или неидеальная дочь. А вот если мы сами себе это тихонько скажем и увидим, что потолок не упадет, если мы признаем, что да — накосячила, наговорила, поленилась, а потом сделаем это еще и еще раз, — мы постепенно примем себя. Это не значит, что ты себе прощаешь все ляпы, — это значит, что ты понимаешь, что как бы ты не старался, на все сто у тебя не получится.

Можно себе внутри рядом с этим bully, который тебе говорит «тут не такая и тут плохая, и вообще ничтожество», противопоставить теплую мягкую фигуру, которая говорит «не все так страшно, и так тоже нормально». То есть найти в себе против bully, который постоянно гнобит, внутреннюю защиту, которая скажет: «Ну почему же, и вот это, и вот это сделала, можно иногда побыть ленивой и устать». Найти защиту, которая позволит не жить в минус, потому что этот bully всегда будет указывать, что не так, и ты будешь жить в минус — сколько ни стараешься, все ему недостаточно хорошо. А ты этот минус уравновесь тем внутренним другим существом, которое будет тебя любить и жалеть.

То есть ты воспитываешь внутри еще одного родителя. Тот строгий bully-родитель, который в тебе живет, не обязательно вышел из поведения реальных родителей, это не обязательно идет из детства, кстати. Может быть, родители тебя и похваливали, но в тебе все равно есть недовольство собой. Воспитываем в себе еще одного внутреннего родителя, который тебя любит, жалеет, балует и защищает. Когда ты взрослый, тебе меньше нужно одобрение извне, ты уже можешь проработать это внутри — для этого не обязательно ходить к психологу и читать умные книжки.

Как нам воспитывать детей, чтобы они ощущали здоровое чувство вины, а не гнетущее?

Это хороший вопрос. Нужно знать об ошибке заранее, чтобы ее не допускать. Самое главное, что ребенок должен получать от родителей, — конкретную, точечную критику и точечную похвалу. Потому что именно в этом обобщении, которое мы обычно получаем от родителей, и кроется источник хронического чувства вины. У нас, к сожалению, в детстве не было обвинения или наказания за конкретный поступок, у нас было «ты плохой мальчик» или «мама на тебя обиделась», «мама тебя не любит». Вот это обобщение перерождалось в хроническое чувство вины. Ты привыкал, что тебя всегда недостаточно, что ты никогда не делаешь так, чтобы всех все устроило.

Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

А если вы растите ребенка с пониманием, что у него всегда есть ровная база «я тебя люблю, что бы ни случилось», и хвалите за конкретные достижения — например, «ты постарался, и у тебя на этой картинке здорово получились ушки у зайчика», или конкретно ругаете «вот эти слова, которые ты сказал бабушке, меня очень расстроили, нельзя так говорить» — тогда не возникает ничего хронического, постоянно нависающего над малышом в виде приговора. Правильный подход — когда при самом плохом поступке ребенка никто его навсегда не отталкивает и не отвергает: и мама его продолжает любить, и бабушка, и ничто не делает его плохим — речь идет о конкретном поступке или словах.

Точечные моменты воспитания действительно играют роль. А если все время наказывать и обобщать, у ребенка опускаются руки, он себя чувствует хронически виноватым. И тогда он либо на все плюет и становится независимо от вас плохим, либо превращается в хронически виноватого, и у него внутри сидит этот bully — судья, который его гнобит.

А вы чувствуете вину?

Конечно, я же тоже человек. Все, что я написала в своей книге о чувстве вины и долга, и обо мне тоже. И то, что я знаю и пишу, — это то, как хотелось бы в идеале, но, конечно, и у меня бывают ошибки, и я тоже работаю над радикальным принятием. Нет святых и нет подлецов, есть серединка, и мы все вместе в ней барахтаемся.

Как отличить от нормального?

Сложность диагностики и наличие большого количества пограничных психических расстройств привела в свое время к обширной постановке диагнозов «о душевной болезни».

Чтобы избежать таких ошибок нужно получить консультацию специалиста по психиатрии, что поможет ответить на вопрос наверняка.

До этого времени можно лишь предположить как норму, так и патологию.

Для психически здорового человека свойственно:

Нормальный человек всегда склонен к сомнению и неуверенности, но в отличие от душевнобольного может постоять за себя и реализовать свой потенциал в большинстве жизненных ситуаций. Для душевнобольных эти процессы бывают практически невозможными.

Их характеризует такое поведение, которое не позволяет им комфортно сосуществовать с другими людьми, в особенности с психически здоровыми личностями.

Для душевнобольных личностей характерно:

При общении с такими людьми обращается внимание на их отвлеченность от текущей ситуации.

Они могут рассказать о несуществующих для окружающих зрительных объектах, звуках, вкусах.

Также ими овладевают навязчивые идеи и страхи, которые побуждают пациентов к активным действиям.

Меняется сам образ человека — движения становятся хаотичными и плохо контролируемыми, речь обедняется или насыщается алогичными и нарушенными словами и словоформами, мимика становится совершенно неуместной для ситуации.

Все эти признаки вызывают нарушение обычного уклада жизни этих пациентов при отсутствии понимания с их стороны причины такой проблемы.

Кто это такой?

Проблемами изучения заболеваний души начали заниматься всерьез всего лишь несколько веков назад.

Эта относительно молодая наука выделила основное определение психически или душевно больного человека: это индивид, имеющий глубокие нарушения психики.

Это определение зачастую ассоциируется с чем-то аморальным и далеко запущенным, однако не всегда душевнобольной равнозначно асоциальному и общественно опасному человеку.

Психика представляет собой многоуровневую сложную систему. Великий отечественный психиатр Снежневский разработал многоступенчатую концепцию глубину психических нарушений.

Эти уровни представляют собой подобие спирали или лестницы, где опускание на ступень или этап ниже усугубляет нарушения и препятствует полному его излечению.

На поверхности этой лестницы находятся астено-вегетативные расстройства, которые представлены самыми легкими отклонениями в виде постоянной слабости и небольшой апатии.

Глубже находятся нарушения эмоциональной или аффективной сферы в виде депрессии или мании, затем следуют истерические расстройства и неврозы. За ним следуют уже боле глубокие проблемы с нарушением восприятия действительности и адаптации к условиям жизни.

К таким расстройствам относят шизофрению, бред, галлюцинаторный синдром.

Эти отклонения и приходят первыми на ум, когда упоминают слово «душевнобольной».

В общем же это определение можно отнести ко всем проявлениям психических нарушений, которые в рамках теории Снежневского представлены единым психозом с различным уровнем глубины нарушения.

Понятие душевнобольной включает в себя как характерные признаки в поведении, так и черты характера и образ жизни.

Такие люди обладают особым складом бытового уклада и профессиональных отношений.

Поведенческие черты как правило сразу угадываются обществом по особенностям походки, взгляда, мимики. Окружающие неосознанно чувствуют неполадки в психологической структуре личности. В основном это касается грубых расстройств.

При более мягких нарушениях все процессы душевнобольных людей протекают скрыто и остаются незамеченными, что и является главной проблемой в идентификации подобных личностей.

Мир душевной болезни

Чтобы относиться с состраданием к душевнобольным людям, необходимо понять, что симптомы и переживания, от которых они страдают, лежат далеко вне границ их контроля. Мысли и чувства их нелогичны и непредсказуемы. Они боятся своих ощущений ничуть не меньше, чем мы опасаемся их поступков.

Жизнь этих людей особенно осложняется непониманием со стороны окружающих. Обычно их боятся, избегают, поднимают на смех. Ощущение одиночества, изоляции и депрессия становятся вторичными симптомами болезни и вносят в жизнь больного еще больше страданий.

МИФЫ О ПСИХИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Миф: Психические болезни очень редки и необычны.

Факт: Ни шизофрения, ни аффективные расстройства не являются новыми или необычными. Шизофрения встречается примерно у 1 процента мировой человеческой популяции независимо от воспитания в детстве, религии, социально-экономического положения, расы, политической системы. В некоторых странах случаев заболевания чуть больше (например, в скандинавских странах и Западной Ирландии), в других чуть меньше (например, в тропической Африке) по причинам, никому до конца не понятным. В Соединенных Штатах около 2,5 миллионов человек больных шизофренией и значительно больше — тяжелыми аффективными расстройствами.

Миф: Существуют методы излечения тяжелых психических заболеваний.

Факт: На сегодня не известны методы, позволяющие вылечить человека от шизофрении и больших аффективных расстройств. Некоторые заявляли, что способны вылечить отдельные категории душевнобольных. Однако их методы не удавалось воспроизвести другим специалистам на произвольно составленных группах больных. Что мы можем, это ослабить во многих случаях симптомы и улучшить качество жизни больных и их близких.

Миф: Болеть шизофренией — значит иметь расщепленную личность.

Факт: Болеть шизофренией — не значит иметь расщепленную личность. Расщепление личности связано с совершенно особым психическим состоянием, называемым на профессиональном языке множественными диссоциативным расстройством личности. Оно вызывается неоднократными психическими травмами в детстве. Для людей с таким расстройством характерны переходы от одного состояния личности к противоположному.

Как быть Леди:  Избирательность восприятия | Понятия и категории

Миф: Психически больные люди — агрессивны.

Факт: Люди с психическим заболеванием в основном не агрессивны и не убийцы в психотическом состоянии, какими их часто изображают средства массовой информации. Среди них случаев агрессивного поведения не больше, чем в популяции в среднем. Этот распространенный миф сослужил очень плохую службу людям с психическими заболеваниями, большинство которых как раз очень отстранены и тихи.

Миф: Психическая болезнь заразна.

Факт: Психические болезни не заразны. Каким бы ни был человек, с которым вы проводите время или пьете из одного стакана, вы не можете заразиться от него психическим заболеванием. На короткое время можно почувствовать замешательство, проведя время с человеком, который не может ясно думать или говорить. Но после того, как вы с ним расстанетесь и пообщаетесь с ясно мыслящим взрослым человеком, ваше замешательство исчезнет.

Миф: Психически больные люди — плохие и злые.

Факт: Люди с психическим заболеванием не злые. Тот факт, что человек подвергся такому заболеванию, не означает, что он или его семья сделали что-то плохое или что они плохие люди. Иметь такую болезнь — несчастье, такое же, как родиться с диабетом, предрасположенностью к болезни сердца или раку. Нет причин стыдиться того, что какая-то из этих болезней появилась в вашей семье. Однако до сих пор многие семьи, в которых есть душевнобольной, очень этого стыдятся.

Миф: Психически больные — морально слабы.

Факт: Болеть психическим расстройством — не признак слабости. Душевнобольные люди не могут путем усилий над собой устранить симптомы болезни, так же, как человек с дефектом слуха, сколько бы ни старался, не сможет слышать лучше.

Миф: Люди с психическим заболеванием — творческие гении.

Факт: Процент людей с психическими заболеваниями, умственные способности которых выше среднего уровня, тот же, что для людей, не имеющих таких заболеваний. Это относится к художественным, творческим, инженерным способностям и всем другим видам талантов и способностей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ С ДУШЕВНОБОЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

*Будьте уважительны; разговаривайте со взрослым человеком как со взрослым.

* В общении будьте спокойны, четки и открыты.

* Старайтесь быть последовательным и предсказуемым.

* Четко устанавливайте ограничения, правила и пределы ожидаемого.

Сохраняйте дружелюбную дистанцию.

Учитывайте, что человек болен.

Относите симптомы к болезни, а не к человеку.

Не связывайте симптомы или болезнь персонально.

Если ваш родственник очень тяжело болен, ограничивайте контакты.

Сохраняйте позитивный настрой даже при неудачах

* Дайте возможность больному человеку сохранять достоинство.

* Отмечайте и поощряйте любые положительные сдвиги. Чаще хвалите и иногда делайте конкретные замечания.

* Сосредоточьте внимание на текущем уровне функционирования и на достижении максимально возможного качества жизни в данное время.

* Трансформируйте долгосрочные цели в ряд краткосрочных.

* Помогайте больному в достижении реальных краткосрочных целей.

* На вопросы, касающиеся долгосрочных целей, отвечайте: «Не знаю».

* Не допускайте, чтобы болезнь превратила вашу жизнь в хаос.

* Будьте активны; но не вовлекайте в вашу деятельность больного человека.

* Продолжайте свое образование и беседуйте с теми, кто может вас поддержать

ПОЧЕМУ БОЛЬНЫЕ НЕ ХОТЯТ ПРИЗНАВАТЬ,  ЧТО ОНИ БОЛЬНЫЕ, И НЕ ХОТЯТ ПРИНИМАТЬ ЛЕКАРСТВ

Больные отказываются признать себя больными по следующим причинам:

1.         они испытывают то, что психологи называют отрицанием, или отвержением, — обычная первая реакция на шоковое или очень неприятное известие, например, о смерти близкого или о диагнозе тяжелой разрушительной болезни;

2.         переживают боль из-за социального ярлыка, связанного с психическим заболеванием; болезненны и мысли о будущем:

* горестные переживания по поводу неосуществимых желаний и невозможности жить нормальной жизнью;

* низкая оценка своих перспектив;

* понимание того, что предстоит длительное лечение

3.         Возможны следующие варианты переживаний симптомов болезни:

* постоянное массированное отрицание проблем (простейший защитный механизм, необходимый для сохранения хрупкого чувства самооценки, характерного для психического расстройства);

* бредовое мышление, неверные суждения и неадекватная оценка реальности.

Больные сопротивляются медикаментозному лечению по следующим причинам:

1.         из-за неприятных и выводящих из равновесия побочных явлений;

2.         потому что, соглашаясь на лечение, они как бы признают себя психически больными;

3.         у больного может возникать ощущение, что таким образом им управляют внешние силы, что: он утрачивает власть и контроль над своей жизнью;

4.         в глазах больного ослабление симптомов заболевания благодаря лечению может свидетельствовать об ограниченности его жизни и переживается им болезненнее, чем пребывание в состоянии психоза. Многие больные предпочитают высокоэнергетичное состояние маниакальных эпизодов тому упадку энергии, который испытывают при медикаментозном лечении.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЛЮДЬМИ, СТРАДЮЩИМИ ДУШЕВНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ

1) Относитесь к ним с уважением, даже если вам не до конца понятно то, что они говорят или делают;

2) Старайтесь оказывать им помощь и поддержку и быть с ними как можно более приветливыми;

3) При общении с ними сохраняйте спокойствие. Будьте кратки и старайтесь говорить просто и понятно;

4) Придерживайтесь тех тем разговора, где вы оба чувствуете себя вполне комфортно;

5) Не подшучивайте и не подтрунивайте над ними, если у вас нет абсолютной уверенности, что ваш собеседник примет такой тон разговора;

6) Не задавайте слишком много вопросов об их жизни;

7) Не давайте советов, если вас об этом не попросят;

8) Не затрагивайте вопросов религии, политики или других темы, которые могут быть эмоционально восприняты вашим собеседником или вызвать его возбуждение;

9) Если ваш собеседник начинает вести себя неприемлемо, то спокойно, но твердо объясните, что делать можно, а чего нельзя.

Медицинский психолог ГБУЗ «ОПНД»  Кремер Ю.Р

Симптомы и признаки

Душевные расстройства вызывают резкую тревожную реакцию окружающих на такого индивида, поэтому такие пациенты скрывают свои отличительные особенности на этапе сохранения критики к своему заболеванию.

Такие больные характеризуются своими особыми признаками.

Первый из них является социальной изоляцией с момента установления диагноза. Зачастую такие люди очень одиноки из-за страха окружающих перед душевнобольными.

Однако такие люди зачастую не представляют угрозу для общества, кроме ряда ограниченных состояний, которые протекают в форме возбуждении: галлюцинаторный психоз («голоса» при шизофрении), делирий, онейроид.

Эти синдромы характеризуются изменением сознания продуктивного характера — то есть человек начинает видеть что-то за гранью реальности и реагировать активными действиями. При этом человек может нанести вред себе и окружающим.

В остальных случаях эти пациенты не представляют угрозы, но нуждаются в постоянном уходе, поскольку не самостоятельны и не могут полноценно себя обслуживать без врачебного контроля медикаментами или помощи родственников.

Таким образом ограничение жизнедеятельности характеризует эту группу людей.

Также они испытывают ограничения в адаптации к окружающему миру — не способны привыкнуть к новым условиям или жить в меняющихся.

Для пациентов необходима стабильность и четкая программа действий для контроля течения своего заболевания.

Такие пациенты нуждаются в особых условиях обучения и работы и требуют индивидуального подхода.

Течение психических глубоких патологий как правило хроническое с периодами обострения и ремиссии, полного выздоровления добиться не удается.

Медикаментозная терапия имеет ряд побочных свойств и ограничений. Поэтому эта категория больных характеризуется серьезным социальным и трудовым прогнозом не в самых оптимистичных тонах.

Душевнобольные люди как правило не имеют критики к своему состоянию. Это значит что они не считают себя больными, а все свои действия оценивают как нормальные — «Это мир сходит с ума, а не я».

Эти пациенты трудно убеждаются в собственном недуге, зачастую такое происходит после выраженного обострения, которое в первую очередь обращает на себя внимание близких.

Зачастую душевнобольные сохраняют интеллект. Редко наблюдаются грубые расстройства мыслительных процессов. Нередко среди таких пациентов встречаются гениальные творческие личности или выдающиеся ученые.

В большей степени страдает сфера интересов и мотиваций, а также эмоциональные реакции.

Душевнобольные имеют лабильную эмоциональную психику, а со временем и вовсе замедленную реакцию на события.

Круг интересов таких личностей постепенно сужается.

Основные признаки глубоких психических расстройств:

  1. Выраженная дезадаптация личности.
  2. Выделяющееся поведение.
  3. Нестандартный внешний вид.
  4. Нарушение взаимодействия с другими людьми.
  5. Нежелание признавать наличие расстройства.
  6. Стремление к активным действиям или же наоборот пассивности.
  7. Расстройство эмоциональной сферы в стороны эйфории или меланхолии.
  8. Возможно наличие органической патологии нервной системы.

Шизоидный тип

Характеристики личностей данного типа:

  • аутизм
  • оторванность от реальности
  • скрытность
  • патологическая замкнутость
  • отсутствие синтонности
  • парадоксальность в поведении
  • причудливость эмоций и поступков
  • сочетание анестезии и гиперестезии
  • склонность к сложным теоретическим построениям
  • любовь к символам
  • односторонняя развитость воли
  • неадекватность эмоциональной разрядки
  • неспособность к эмпатии
  • отсутствие нормального контакта с другими
  • эксцентричность и пр.

Таких психопатов отличает склонность к крайностям. Они характеризуются подозрительностью (как и параноический тип психопатии). В работе могут проявлять монотонную активность или быть неуправляемыми. Им лучше выбирать творческие профессии, требующие неординарного взгляда на задачи. Не могут понять эмоций своих близких и других людей.

Те вопросы, которые им интересны, воспринимаются с сосредоточением. На другие вопросы свое внимание данные личности не направляют. Наблюдается сочетание внушаемости и упрямства. Стоит отметить и особенный характер движений психопатов шизоидного типа.

Шизоидные личности могут быть:

Для последних характерны:

  • склонность относить всё на свой счет
  • мнительность
  • чувствительность
  • ранимость
  • проживание в выдуманном фантастическом мире
  • уход в себя
  • склонность к одиночеству
  • отсутствие желания общаться с другими
  • робость
  • жестокость

Юлия высоцкая, актриса

В 2002 году она сыграла пациентку психиатрической клиники Жанну — главную героиню фильма Андрея Кончаловского «Дом дураков». Готовясь к съемкам, проходившим в одном из психоневрологических диспансеров Москвы, Юлия Высоцкая два месяца провела среди больных интерната, стараясь понять их мироощущение, найти для роли точные черты.

Psychologies: С какими чувствами вы шли в диспансер в первый раз? Вам не было страшно?

Юлия Высоцкая: Страшно не было, потому что я совсем ничего не знала об этом мире. Но, когда попала туда, испытала страх — прежде всего на психофизическом уровне: там другие запахи, другие взгляды, другая энергия. Все другое. Нет-нет, никакой агрессии не было, люди настроены очень спокойно.

Но они иначе воспринимают себя и окружающий мир, у них особые отношения с прошлым и будущим, слабее развиты причинно-следственные связи, ассоциативное мышление. Для больных, например, не было сюрпризом, что я там появлялась, а потом уходила куда-то, — им было неважно, где я была ночью… Мне кажется, нужно сойти с ума, чтобы в полной мере понять, что и как они чувствуют.

Вы не боялись стать такой же, сойти с ума?

Нет, потому что на тот момент мне очень хотелось понять этих людей и приблизиться к ним максимально. Мне хотелось как можно дальше себя отпустить в профессиональном плане. Страшно было оттого, что там ты не можешь провести параллели со своей обычной жизнью, от ощущения непредсказуемости — не только реакций людей, но и всего происходящего.

Что же все-таки помогло вам преодолеть страх?

Просто время. Я приезжала туда каждый день, несколько месяцев — вот и привыкла. Преодолеть страх помогает желание узнать. Ты по-прежнему не понимаешь, чего ждать, но твое тело и твое бессознательное перестают реагировать на этот мир как на враждебную среду.

Может быть, вы сохранили контакты с кем-то из пациентов клиники?

Для них, мне кажется, существуют только те люди, которые с ними в данный момент. Я приезжала в диспансер спустя три-четыре месяца после съемок, но, по-моему, была больше рада видеть их, чем они — меня. Для них значимее то, что происходит сегодня, сейчас.

Я не вспоминаю об этом опыте каждый день, но, безусловно, помню каждое лицо и каждую судьбу. На самом деле подобный опыт — как и каждый прожитый нами день — накладывает на нас какой-то отпечаток, и мы становимся другими. Я такая, какая есть сейчас, — и благодаря интернату тоже.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий