Почему хвост виляет собакой? | Пикабу

Почему хвост виляет собакой? | Пикабу Женщине
Содержание
  1. Почему хвост виляет собакой?
  2. Авторитетный аноним
  3. Апеллирование к эмоциям
  4. Влияние «сильной» темы необходимо сковывать ещё более «сильной» темой
  5. Вовлечение в действие
  6. Логические подмены
  7. Ложь способна эффективно управлять
  8. Мнимый выигрыш
  9. Написание истории
  10. Негативность тщеславия
  11. Необразованность получателя информации = возможность для манипуляций
  12. Обращение к клиповому (калейдоскопическому) мышлению
  13. Отсылка к искусственному развязыванию войн
  14. Плутовство (фильм) — викицитатник
  15. Подача информации в рамках зрелища (шоу)
  16. Подделка под старину
  17. Программирование реакций через подачу ролевых моделей
  18. Противоречивая информация
  19. Слабое информационное позиционирование = возможность для манипуляций
  20. Создание и использование образа врага
  21. Технологии и принципы управления общественным мнением
  22. Триумф творчества
  23. Управление образом публичной персоны
  24. Усиляющие персонифицированные образы
  25. Хвост виляет собакой или как создается повестка дня во всем мире

Почему хвост виляет собакой?

Авторитетный аноним

В одном из новостных выпусков в фильме используется метод авторитетного анонима: «Источник не пожелал раскрывать себя. Можно лишь говорить, что информация поступила с самого высокого уровня». Ссылки на несуществующий авторитет придают информации солидность и вес.

Апеллирование к эмоциям

Этот метод имеет отношение к уже упомянутым методам создания образов и зрелищ, которые должны обязательно вызывать соответствующий эмоциональный отклик у людей для эффективного управления ими – президент-спаситель должен восхищать, враг – пугать, песня – вызывать патриотизм, зрелище с возвратом героя войны – заставлять трепетать от волнения и т.д.

В «Плутовстве» метод апеллирования к эмоциям особенно выражен в создании нескольких песен по мотивам войны с террористами (The American Dream, Good Old Shoe, Courage Mom, The Men of the 303) – музыка легко стимулирует необходимые эмоции / в сцене репетиции слезливой речи президента к избирателям / и разговоре Конрада с представителем ЦРУ, на котором стоит остановиться отдельно.

В сцене с ЦРУ интересным образом можно проследить настоящее эмоциональное запугивание. Конрад с самого начала диалога с человеком от ЦРУ начинает активный эмоциональный прессинг на него, параллельно заводя общение в логические дебри, к чему мы ещё вернёмся отдельно.

Под конец разговора, когда логики уже почти нет, а эмоциональность на пределе, политтехнолог начинает целенаправленно вызывать у представителя ЦРУ эмоцию страха. Расписав ужасы войн будущего и намекнув на никчёмность ЦРУ, Конрад в конце диалога вбивает окончательный эмоциональный «клин» в собеседника: «Если вы не готовы к ней (войне будущего), рано или поздно топор отпустится на вашу голову, и вы проиграете».

Если давить на эмоции в процессе передачи нужного сообщения, это, в конце концов, подвигнет получателя на соответствующие действия. Здесь Конрад напирал на эмоции, пытаясь передать сообщение, что война и в самом деле идёт, а он здесь не при чем, ну а ЦРУ – вообще никчемная служба, и представитель ЦРУ, вынесенный на тревожную эмоциональную волну, в итоге отпустил политтехнологов на волю.

Влияние «сильной» темы необходимо сковывать ещё более «сильной» темой

(тема войны «перекрывает» тему секса)

В начале истории, узнав о том, что на президента повесят секс-скандал, политтехнологи понимают, что нужно срочно что-то предпринимать, ведь ситуация неминуемо вызовет бурю внимания у публики. Тема секса всегда апеллирует к неосознанному уровню человека, к его инстинкту продолжения рода, и воздействует на внимание как естественный магнит.

Тем самым, очевидно, что подобная тема «достучится» до огромного количества людей по стране – и если оставить ситуацию без противодействия, переизбрание для президента будет невозможным. Большинство электората, эффективно оповещённое темой секса, будет в курсе, что голосовать за президента, извращенца и преступника, нельзя.

Т.к. инстинкт продолжения рода уступает по силе разве что инстинкту самосохранения, ещё более базовому – запущенную сексуальным скандалом волну интереса населения в сюжете приходится перекрывать темой войны как более сильной по воздействию на инстинкты людей.

Война – это огромный, серьёзный удар по безопасности, способный вызвать животный страх у людей. А вопросы безопасности (инстинкт самосохранения) всегда приоритетнее, чем вопросы секса (инстинкт размножения). В итоге тема скандала вокруг президента, связанная с сексом и порочащая его, закономерно смещается специалистами более интенсивной по воздействию темой войны, только предусмотрительно поданной для политика в выигрышном свете.

Вовлечение в действие

Ещё один важный метод для управления общественным мнением – это интерактивность или вовлечение аудитории в действие.

В фильме этот метод проявлен в «ботиночных» акциях в честь Шуманна. Политтехнологи придумывают для граждан очень простое, незатратное, символическое действие – публично бросить или подвесить старые ботинки в поддержку возвращения национального героя домой.

Логические подмены

Несколько раз в фильме появляется тема логических подмен – хоть и не в отношении общественного мнения, но тем не менее. Возвращаемся к той же сцене общения политтехнологов с ЦРУ и разберём несколько использованных там логических подмен.

  • ЦРУ ответственно и чётко заявляет Конраду, что никакой войны нет, у них есть соответствующие устройства слежения, и, если бы война была, они были бы в курсе. Конрад на это отвечает, что война явно есть, он видел об этом информацию по ТВ, а устройства ЦРУ, видимо, неисправны. Предположение о неисправности устройств становится в его аргументации фактом, и далее герой продолжает диалог так: если у ЦРУ неисправные устройства (=псевдофакт), то зачем налогоплательщики вообще тратят триллионы долларов на оборону страны? -> Таким образом, из псевдофакта (неисправность устройств) получается запутывающий ЦРУшника обвинительный аргумент, что якобы налогоплательщики из-за ЦРУ только зря тратят свои деньги.

Как мы видим, в первом случае герой взял предположение за факт (неисправность устройств ЦРУ) и развил из него факт, ему необходимый (налогоплательщики обмануты из-за ЦРУ), а в трёх других случаях, взяв реальный факт (устройства не видят угрозы безопасности), делал нелогичные выводы (устройства не видят угрозы -> значит, устройства не нужны / ЦРУ ни на что не годны / представителю ЦРУ можно уходить на пенсию).

И ещё один короткий, но показательный момент псевдологики из фильма. Разговор Стэнли и Конрада:

Стэнли: «Президент установил мир».

Конрад: «Да, но войны-то не было».

Стэнли: «Это ещё большее достижение».

Абсурдный смысл – установить мир, если войны не было, – это большее достижение, чем установить мир, если война была – здесь просто в качестве «красного словца», которым нелогично возвышается и оправдывается «албанская кампания» политтехнологов.

Ложь способна эффективно управлять

В начале фильма один из главных героев фильма, Конрад Брин, озвучивает ещё один важный принцип управления общественным мнением: «Нет никакой разницы, правда или нет (*имеется в виду домогательство президента к активистке). Слух прошёл, пресса в курсе.

Она будет играть на этом». Здесь, в целом, нет никаких особенных открытий, и многие прекрасно знают – хоть и известно, что сила в правде, ложная информация, при определённой подаче, также имеет реальную силу и способна управлять общественным мнением. И бОльшая часть фильма этому и посвящена.

Сюжет изображает, как при соответствующей цели, имеющихся возможностях и должной реализации ложная информация способна направлять людей в нужное отправителю информации русло. С помощью лжи, которая конвертируется в различные «факты» или образы (героев, врагов, жертв и т.д.), главные герои фильма успешно достигают всех нужных им задач: отвлекают внимание граждан от скандала – ложью, улучшают образ президента – ложью, добиваются для него высокого рейтинга и победы на выборах – тоже ложью. (Просто ложь на лжи сидит и ложью погоняет).

Посмотрим на организацию лжи в сюжете и выявим, почему поток ложной информации политтехнологов был принят населением на ура. Как можно увидеть.

Во-первых, вся информация, поданная главными героями людям, как это подразумевается, была непроверяема на правдивость/ложность на рядовом уровне. Всё действо, происходившее за кулисами новостных потоков, было сугубо конфиденциальным. (Тут также важен момент, интересовала ли правдивость/ложность информации получателей в принципе, но этот момент в фильме не раскрывается.

Во-вторых, ложь была вполне правдоподобна и органично вписалась в реальность.

И, в-третьих, люди оказались готовы принять ложь из личной выгоды (=эффект выигрыша, о котором уже говорилось). Поначалу тема войны была пугающей, и принять за чистую монету её стоило из заботы о своей безопасности (=выгода), а на финишной прямой этот спектакль в итоге сделал жизни граждан лучше (президент на фоне фальшивой войны выглядел мировым отцом и спасителем, и в американцах проснулся патриотический дух). Т.е. снова – ложь была выгодной.

Как быть Леди:  6 стран для поиска идеальной жены

Иначе говоря, ложь политтехнологов в «Плутовстве» была эффективной, поскольку была: 1) непроверяема на ложность/правдивость, 2) правдоподобна, 3) выгодна для получателя.

Мнимый выигрыш

В фильме также прослеживается метод «мнимого выигрыша».

Человек хорошо мотивируется на действие, если ему дают понять, что он получит от этого действия выгоду или выигрыш. Если же человеку невозможно предложить реальную выгоду, а заставить его совершить определенное действие нужно – то можно стимулировать его на это действие с помощью «эффекта выигрыша».

Этот метод очевиден, к примеру, в позиционировании некоторых товаров как связанных с социальной успешностью. Например, созданное негласное правило: купи iPhone и почувствуй себя элитарием. Это стимулирования на действие (=покупку товара) через обещание мнимого выигрыша (=приобретение социального статуса).

Тему мнимого выигрыша также очень хорошо раскрывает один анекдот, апеллирующий к так называемой «девичьей памяти». Он не очень смешной, но в данном случае крайне характерный: «Как расстроить девушку – отнимите у неё 10 тысяч рублей. Как обрадовать девушку – верните ей её 10 тысяч рублей» (=радость от мнимого выигрыша). ->

Граждан в фильме убеждают в том, что их президент «крут», помог стране преодолеть серьёзную опасность и вернул мир – за кого же ещё голосовать на выборах, как не за этого выдающегося политика? Однако реально ведь мир и спокойствие у людей в действительности никто не отнимал, и настоящего спасения их президентом тоже не было. Т.е. народ в фильме, очевидно, стимулируется на голосование за президента мнимым выигрышем.

Метод мнимого выигрыша также перекликается с темой эффективной лжи, о которой будет сказано чуть позже.

Написание истории

И последний метод в данной статье – увековечивание в истории или написание истории.

Ближе к завершению кампании, команда президента планирует установку памятника солдатам, павшим в войне с албанскими террористами. Историческая фиксация информации о неких событиях – такая, как установка памятника или написание учебника – увеличивает убедительность этой информации и устанавливает нужный взгляд на данные события.

Негативность тщеславия

Второй сюжетной линией в фильме даётся небезынтересная история одного тщеславия, заставляющая задуматься о том, что погоня за пустой славой вряд ли способна принести что-то хорошее. Не будем раскрывать подробности для тех, кто не смотрел фильм.

Необразованность получателя информации = возможность для манипуляций

Также значимую роль играет и необразованность или неинформированность самой публики, на которую направлено информационное воздействие (в фильме это американские граждане). Незнание и неинформированность американцев об Албании добавляются к непозиционированию этой страны себя «сильным» образом на мировом уровне в сюжете и вместе дают больше возможностей для дезинформации.

По этому моменту, в целом, всё просто и понятно. Образованным, информированным человеком трудно манипулировать. -> Чем больше образованных людей в обществе, тем больше корректных оценок, тем «чище» общественное мнение (=сумма отдельных мнений) и тем сложнее манипулировать им во зло обществу.

Обращение к клиповому (калейдоскопическому) мышлению

Помимо слабой информационной позиции Албании и неинформированности американского населения по отношению к этой стране, в сюжете играет большую роль ещё и подразумеваемая нацеленность политтехнологов на клиповое или калейдоскопическое мышление у граждан.

Клиповое (калейдоскопическое) мышление – это получение информации и работа с ней урывками/вспышками/короткими образами в духе музыкального клипа или смены картинок в калейдоскопе. При таком мышлении человек не фокусируется должным образом на полученной информации, практически не осмысливает воспринятые идеи и не стремится выстраивать связи между ними.

«Носители такого типа восприятия окружающего мира потребляют не рациональные логические построения, а отдельные запоминающиеся фрагменты […]. Такой механизм мышления […] не даёт возможности критически отнестись к получаемым месседжам. […] уровень рефлексии у обладателей клипового сознания ниже: такие люди не задумываются, они успевают только получать огромное количество информации.

Поэтому манипулятивные технологии, применяемые в отношении носителей клипового мышления, оказываются гораздо более действенными. Усваивая готовые образы и суждения, люди принимают полученные установки на веру и не размышляют об их правильности и справедливости». С.В. Докука, «Клиповое мышление как феномен информационного общества».

В «Плутовстве» албанская информационная кампания ведётся как раз с прицелом на вышеописанное мышление. Политтехнологи в ускоренном темпе «бомбардируют» граждан через СМИ обрывками «фактов», символами (сержант Шуманн (“Schumann”) = старый хороший ботинок (“shoe”), который зря выкинули), лозунгами и т.п., не предоставляя рациональной, целостной картины происходящего.

Стимулируя население воспринимать информацию калейдоскопически, политтехнологи значительно способствуют своему успеху. Носители клипового мышления, толком не обрабатывающие полученную информацию – одни из самых лёгких объектов для манипуляций, что и демонстрирует «Плутовство».

Также нацеленность на клиповое мышление помогает команде быстро справиться с вытеснением информации о сексуальном домогательстве из поля зрения СМИ и населения. После начала калейдоскопического потока информации о «войне с албанскими террористами» (бомбардировщик Б-3, бомба в чемодане, обстрел албанской деревни, девушка с котёнком, потерявшийся «старый башмак» и т.д.) очень быстро история с активисткой оказывается вытесненной из СМИ, что подразумевает – народ об этом тоже преспокойно забывает.

Тут стоит упомянуть, что за клиповым мышлением логично следует плохая память. Первое без второго невозможно. Для носителей клипового мышления очень трудно хранить в памяти весь этот калейдоскоп из разрозненных, неосмысленных информационных «осколков», которые легко и бессистемно вытесняются новыми.

Отсылка к искусственному развязыванию войн

Также история «Плутовства» вызывает стойкие ассоциации с очень актуальной на сегодня темой искусственного развязывания войн. В фильме звучат довольно циничные слова, что война – это просто шоу-бизнес, и, если откинуть слово «шоу», то отсылка получается крайне реалистичная, к сожалению.

Наркотики: Героиня Энн Хеч пьёт алкоголь в сцене в самолёте, курит в одной сцене; в нескольких сценах главные герои предположительно пьют алкогольные напитки.

Секс: Заретушированный кадр отсутствия нижнего белья у женщины; упоминание, что один из героев сексуальный насильник; тема сексуального домогательства.

Насилие: Закадровое убийство нескольких героев.

Мораль

Несмотря на то, что фильм не выносит никакого наказания или порицания аморальной деятельности главных героев (целенаправленному обману населения), мы выставляем картине положительную оценку. Очевидно, что продемонстрированное в «Плутовстве» лживое управление массами, которое сегодня, к сожалению, обширно используется в реальном мире, вряд ли всерьёз может вызвать одобрение у зрителя. Наиболее же важно, что фильм раскрывает возможные подробности любой политической кухни и, тем самым, даёт зрителю «противоядие» от подобных манипуляций в жизни. Кто предупрежден, тот вооружен.

Источник

Плутовство (фильм) — викицитатник

We remember the slogans, we can’t even remember the fucking wars. Y’know why? Cause its show business. That’s why I’m here. Naked girl, covered in Napalm. Five marines Raising the Flag, Mount Suribachi. V for Victory, Y’remember the picture, fifty years from now, they’ll have forgotten the war. Gulf War? Smart bomb, falling down a chimney. Twenty-five-hundred missions a day, 100 days, one video of one bomb Mr. Motss. The American people bought that war.

Подача информации в рамках зрелища (шоу)

Также одной из важных технологий в фильме становится производство зрелища (шоу) – что наиболее всего относится к истории Шуманна.

Главные герои придумывают данный образ в продолжение своей «албанской кампании» после того, как сенатор Нил с подачи ЦРУ пытался «свернуть» тему войны в СМИ. Создаётся простенькая концепция, поддерживающая тему войны – американский солдат оставлен на территории врага.

И далее информация о нём вбрасывается в СМИ очень зрелищно, в духе шоу-бизнеса. Несчастный солдат, передающий матери сообщение азбукой Морзе на своём свитере, он трагически брошен на произвол судьбы, как старый, добротный ботинок, который мог бы ещё послужить.

Имя солдату при этом намеренно подобрано созвучное с «ботинком»/”shoe” – Шуманн/Schumann. Т.е. создаётся своего рода брэнд этого солдата, который далее раскручивается в массах. Придумываются лозунги («мужайся, мама», «верните его домой»), выпускаются футболки с этими лозунгами, поются соответствующие песни о старом ботинке и мужающейся маме, устраиваются акции в поддержку возврата героя домой (подвешивание старых ботинок на проводах, деревьях и т.п. / совместное скидывание старых ботинок в кучу) и, конечно, всячески нагнетается напряженная атмосфера в СМИ – президент со всем усердием пытается договориться с Албанией и вернуть народу его бравого бойца.

Тут важно сказать, что хорошее зрелище – это тот продукт, который вряд ли когда-нибудь потеряет актуальность. Зрелища издавна любимы людьми, просты и притягательны для восприятия, вызывают эмоциональный отклик, хорошо заметны в современных условиях перенасыщенности информацией.

Передавать аудитории информацию через качественное шоу – это беспроигрышный путь. Приложив к зрелищу нужный смысл, найти соответствующий отклик у благодарных потребителей зрелища – очень легко. Ведь если зрелище нравится, то и его основной смысл тоже волей-неволей вызывает расположение.

В «Плутовстве» через зрелище с Шуманном населению, по сути, передаётся смысл голосовать за президента. Шуманн всем интересен, его судьба для всех важна – а зависит она от действий президента. Слова Мотса о возврате бойца на Родину: «Это контракт с избирателями, хотя они этого не знают.

Важно также, что зрелища имеют свойство сплочать людей в толпу – реальную или виртуальную. Под влиянием зрелища внимание зрителей оказывается захваченным схожим образом, что формирует из них единую аудиторию, следом за чем возникает и общее, усредненное мнение.

Подделка под старину

Метод, который был использован в создании песни “Good Old Shoe”.

Эта песня была написана в рамках «албанской кампании» для стимулирования внимания и симпатий к сержанту Шуманну. Для усиления воздействия песни политтехнологи вбросили информацию, что нашли её в официальных архивах народной музыки 30-х годов. ->

Позиционирование песни “Good Old Shoe” как классической даже вызвало у некоторых людей «подмену памяти», и они решили, что уже слышали её когда-то.

Программирование реакций через подачу ролевых моделей

Несколько раз появляется метод программирования реакции через подачу ролевых моделей.

  • На пресс-конференции президента в начале фильма подставные журналисты дают ролевую модель для журналистов настоящих. Скандал с активисткой был всё ещё на слуху, и чтобы начать смещение внимания в нужную сторону, политтехнологи «снаряжают» подставных журналистов спрашивать на конференции только про ситуацию с Албанией, словно никакого скандала и в помине нет. Ведущий пресс-конференции, естественно, отвечает поначалу только на вопросы подставных журналистов. В итоге это вызывает цепную реакцию: и уже настоящий журналист вслед за «коллегами» спрашивает не про скандал, а про Албанию.
  • В клипе к песне «Мужайся, мама» подставная зрительница подпевает и плачет на камеру, и это даёт образец эмоциональной реакции для зрителя,
  • В аэропорту подставная албанская семья, мать и дочь, от всей души благодарят президента неким традиционным подношением (выдуманным полит-специалистами, конечно), а президент, в свою очередь, демонстрирует, как он этим растроган, и проявляет знак внимания в ответ (накидывает на плечи женщины пальто, поскольку идет дождь). film plutovstvo hvost vilyaet sobakoy dopusk na politicheskuyu kuhnyu 07 Фильм «Плутовство» («Хвост виляет собакой») (1997): Допуск на политическую кухнюЭтот эпизод с одной стороны формирует образ одобрения действий США со стороны Албании, а с другой программирует представителей Албании на территории США на соответствующую благодарную реакцию. -> Позже появляется подобная сцена уже «естественного происхождения» – актёр Джеймс Белуши, выходец из Албании на территории США, выступая по ТВ, уверенно симпатизирует президенту (как и подставная албанская семья в аэропорту).
Как быть Леди:  10 вопросов, советы по поводу которых лучше держать при себе - Лайфхакер

Противоречивая информация

В начале истории, когда по одним каналам СМИ герои уже запускают тему войны в общество, Конрад даёт наставление команде по официальным каналам всё отрицать, используя формулировку, что «нет никаких сведений о подготовке Албании к войне». Противоречивая информация очень хороша для подогревания интереса у публики. Через трансляцию противоречий у получателя вызывается удивление, интерес и некоторое напряжение.

Слабое информационное позиционирование = возможность для манипуляций

Этот пункт особенно актуален на сегодняшний день.

Когда президенту для нового образа понадобился враг, выбор его специалистов пал на Албанию как источник врага по той причине, что для населения США эта страна как «чистый лист». Диалог в фильме: «Почему Албания?» – «Что ты знаешь о них?» – «Ничего» – «Вот и я говорю: народ хитрый, высокомерный…».

Иначе говоря, большинство американцев об албанцах ничего не знает, а значит, те потенциально какие угодно, в том числе поголовно кровожадные террористы, против которых, «естественно», надо срочно двигать войска. С одной стороны, этот момент говорит об уровне информированности американцев в фильме, к чему мы ещё вернёмся, но с другой стороны – это подразумевает и слабый информационный статус самой Албании на уровне межгосударственных взаимодействий.

На сегодняшний день, когда человечество, не пережив духовной эры, вступило в эру информационную, слабое информационное позиционирование на мировой арене одних структур (как Албания в «Плутовстве») даёт простор информационно сильным структурам (как США) заполнять «пробелы» информационных слабаков нужной (дез-)информацией на своё усмотрение.

Яркий пример подобного перехвата слабого позиционирования – это мировое тиражирование экранного образа «плохих русских» Голливудом. Россия не формирует и не распространяет на мировом уровне сильный образ себя, и США целенаправленно заполняют этот пробел на своё усмотрение – формируют негативный образ России через свой кинематограф (=заполнение «информационного пробела» «слабаков» «силачами»).

Так что этот мотив фильма с албанцами, о которых никто ничего не знает, а значит, они хитрые, высокомерные и вообще террористы – очень показателен. На сегодня, если глобальная структура не формирует крепкое информационное позиционирование себя на мировом уровне, то информационно сильная структура может это сделать сама, и вероятнее всего, это будет сделано не во благо информационному «слабаку».

Создание и использование образа врага

Фильм также демонстрирует метод формирования образа врага.

В «Плутовстве» образ врага необходим по понятной причине – «Не может быть войны без врага» – «Может быть, но это будет очень скучная война». Образ врага нужен, поскольку необходим образ войны, которой не бывает без врага. Образ войны же нужен, напомню, поскольку нужна среда для формирования нового выигрышного образа.

Также существование некоего врага существование яркого, сильного лидера, каким выступил президент, подразумевает необходимость населения сплотиться под общим знаменем лидера – против данного врага, и дать лидеру необходимую ему поддержку и энергию.

В «Плутовстве» энергия масс аккумулируется через тему врага и в итоге направляется на почти единогласное предоставление «успешно» показавшему себя лидеру нового срока правления.

Можно также предположить, что на образ врага здесь скидывается скопившееся недовольство народа президентом, которое вполне может подразумеваться его первоначальным не очень высоким рейтингом, к чему вдобавок «подтянулся» скандал. Появившийся для американцев враг в виде неких албанских террористов, посмевших посягнуть на их святыни – образ жизни и «американскую мечту», становится отличным «приёмником» для любого существующего в массах недовольства.

Стоит ещё отметить такую специфику создания врага в данном фильме. Политтехнологи президента осмотрительно придумывают врага не в лице Албании как таковой, а в лице неких мифических албанских террористов – кучки диссидентов, о которых не знает собственное правительство.

Получается так, что специалисты создают очень реалистичный образ врага, что важно для качественного влияния на общественное мнение, но при этом застрахованы от проблем с источником этого «реализма» в виде действительно существующей Албании. Ведь имея дело с придуманными «албанскими террористами», американский президент действует в интересах страны-источника несуществующего врага.

Технологии и принципы управления общественным мнением

В первую очередь, фильм очень наглядно демонстрирует ряд рабочих методов управления общественным мнением, хоть и поданы они во многом гротескно. Постараемся должным образом отразить наиболее значимые из них.

Триумф творчества

 Фильм демонстрирует позитивные примеры индивидуального и коллективного творчества и сильно вдохновляет на тему креативности.

Очень большое впечатление оставляют сцены мозговых штурмов команды, где каждый старается внести свой творческий вклад в общее дело. Также интересно, как главный энтузиаст команды, продюсер Стэнли Мотс, развивает единичные идеи в целые концепции. Сначала генерирует одну идею (так, президент отправляет бомбардировщик в Албанию), потом самовопрошает “а почему?”, и первая идея тянет за собой следующую (потому что у них бомба).

Конечно, сама направленность творчества в фильме (лживая «обработка» населения) неправильна, но, тем не менее, здесь в итоге транслируется очень важная идея касательно творчества. Из любой проблемной ситуации есть выход, если подойти к решению творчески.

Управление образом публичной персоны

(образ миротворца и защитника нации вместо образа сексуального преступника)

Итак, перед самыми выборами президент на катастрофическом уровне лишается своего нейтрального рейтинга. Внезапное обвинение в сексуальном домогательстве (что плохо) к юной активистке (что ещё хуже) рискует сделать из политика настоящую персону нон-грата для избирателей.

Политтехнологи, руководствуясь имеющимися выигрышными ресурсами политика (основные из которых – актуальность его полномочий и привычность для населения), заменяют его негативный образ, сформированный скандалом с активисткой, на новый позитивный.

Постоянно находящаяся на первом плане сюжета организация видимости войны – это не просто «сковывающее действие», которое информационно «заглушает» ситуацию с домогательством. В этой «акции» заключен более глубокий смысл. Видимость войны здесь позволяет президенту выступить перед населением в новом, выигрышном статусе.

На фоне развернувшейся «войны» президент начинает исполнять для граждан новую, яркую, позитивную и ответственную роль – отца нации и защитника мира, который изо всех сил старается держать «опасную ситуацию» под контролем, имеет все нужные полномочия и готов благородно и самоотверженно «спасти» свой народ и свою страну.

Для понимания, почему этот подлог срабатывает, стоит обратиться к специфике функционирования отношений «политик <-> народ» в современном мире, которая отражена в фильме. Очевидно, что рядовые граждане сегодня практически не имеют непосредственных выходов на политиков часть населения в принципе не может корректно выносить оценки в данной сфере в силу некомпетентности, а той части населения, которая могла бы отслеживать и оценивать происходящее на политической арене, просто не позволено этого полноценно делать, ведь современная политическая система не является «прозрачной».

Таким образом, решающимфактором для политических оценок общей массы людей (в которой к тому же некомпетентных больше) является не реальная политика, а представленные политическими деятелями образы, транслирующиеся по каналам СМИ.

Т.е. самый основной метод, который был использован в «Плутовстве» для продвижения президента – это работа с его образом, по которому избиратели в фильме в итоге и сделали положительный выбор. Как уже было сказано выше, настоящего доступа к политику и его работе нет. ->

Взамен проигрышного образа политика здесь был сформирован выигрышный (вместо сексуального преступника – спаситель нации). -> Проигрышный образ был максимально «заглушен» и вытеснен выигрышным. -> Избиратели вынесли положительную оценку.  Что же касается видимости войны – война в «Плутовстве» по смыслу является вторичным элементом.

Её необходимость обусловлена продвижением президента и нужна для формирования его нового имиджа. Этот момент перекликается с заголовком фильма – «Хвост виляет собакой». В фильме гротескно изображено, как более глобальное служит частному: война – имиджу, а собака – хвосту.

Усиляющие персонифицированные образы

В фильме присутствует метод усиления характеристики ключевого образа дополнительным персонифицированным.

Самые основные образы в организованной политтехнологами кампании (помимо войны) – это 1. образ президента как защитника 2. образ албанских террористов как врага. И для того чтобы усилить положительность одного образа и отрицательность другого – показать, как хорош защитник и как плох враг, создаются соответствующие дополнительные образы-персоны:

1. Сержант Шуманн – великий герой, оставленный в тылу врага и возвращающийся домой благодаря усилиям президента. Шуманн, поставленный по смыслу в умах граждан рядом с президентом, дополнительно показывает им, как самоотвержен и благороден их глава государства.

2. Девочка с котёнком – несчастная жертва, пострадавшая от рук албанских террористов. Девочка с котенком дополнительно демонстрирует американскому населению, как беспринципен и ужасен их враг.

Сходный по тональности дополнительный персонифицированный образ усиливает эффект от основного образа и увеличивает позитивные/негативные отклики на него. Ужасающая жертва врага усиливает ненависть к нему, спасение величественным героем хорошего парня восхищает и вызывает уважение к герою.

Хвост виляет собакой или как создается повестка дня во всем мире

Почему собака виляет хвостом? Потому что она умнее хвоста. Если бы хвост был умнее — он бы сам вилял собакой.

Wag the Dog

На извечно мучивший человечество вопрос – «Что есть истина?» сейчас предлагается своеобразный, и одновременно очень жесткий, не терпящий возражений ответ: «Истина – это то, что вам сегодня сказали по телевизору».

Протоиерей Александр Лебедев

Для начала нашего разговора о том, как работает система управления обществом, зададим себе вопрос – откуда мы узнаем о событиях, новостях, «трендах»? Как правило – из соц.сетей, интернета и телевиденья, реже – газет и радио, но в любом случае из СМИ. Очевидно, что сегодня мы не живем в мире, где наша реальность это только то, что мы видим своими глазами. Поэтому и говорить о самостоятельном мнении на счет происходящего сегодня, крайне трудно. Как правило, в вопросах, которых мы не касаемся лично, мы доверяем лидерам мнений, то есть тем, чья точка зрения на происходящее нас устраивает. Однако всегда ли это позволяет нам знать правду? Зададим вопрос иначе. Возможно ли сегодня манипулировать человеком, подменяя реальность вымыслом, или вовсе режиссируя реальность из вымысла?

Чтобы разобраться в этом детально на живом примере, предлагаю нашим читателям посмотреть американский художественный фильм «Хвост виляет собакой» (Wag the Dog) в российском прокате известный как «Плутовство» – режиссер Барри Левинсон, 1997г.

Сразу скажу, что это очень показательный и в своем роде уникальный фильм, позволяющий заглянуть за кулисы мировой политики, журналистики, общественных отношений. Фильм, который «предсказал», а по факту срежиссировал события конца 1990-х годов в политике США. В чем суть его сюжета коротко? Незадолго до выборов президента в США разгорелся скандал вокруг сексуальных домогательств действующего президента в Белом доме. Дабы отвлечь избирателей от этой ситуации и консолидировать их в положительном русле, группа политтехнологов из администрации президента решает начать выдуманный от начала и до конца, военный конфликт с Албанией. Почему с Албанией? Да просто потому, что рядовые американцы о ней не знают практически ничего… Вам эта ситуация ничего не напомнила?

Как быть Леди:  Маразм - симптомы, причины, признаки, лечение маразма

Почему хвост виляет собакой? | Пикабу

НА ФОТО: Билл Клинтон и Моника Левински

Путем нехитрых махинаций, вбросов слухов и их опровержений, постановочных теленовостей, созданных с помощью профессионального кинопродюсера, «спецы» ухитряются не только выдать «фейковые» события за реальные, но и в итоге увеличить поддержку президента с 17% до 89% накануне выборов. А о том, что ситуация от и до выдумана, знают лишь немногие посвященные…

Казалось бы сюжет «Плутовства» не реален, где-то преувеличен, наполнен гротеском. Но в реальности всего год спустя выхода картины на экраны произошел реальный скандал с Биллом Клинтоном и Моникой Левинский, закончившийся… войной в Югославии, правда не с Албанией, а с Сербией.

Почему хвост виляет собакой? | Пикабу

Конечно, манипуляции общественным мнением и создание нужных настроений в обществе были всегда. В древности это были слухи и сплетни, королевские глашатаи оглашавшие указы на площадях, играли роль мнения известных и влиятельных людей. В новое время с появлением печатных СМИ, появилась возможность массового тиражирования информации, с появлением телевиденья и интернета СМИ стали неотъемлемой частью жизни человека. Соответственно и возможность формирования реальности, исходя из картинки на экранах, давно стала обыденной. СМИ перестали быть рупором правды – с этим не спорит никто, включая журналистов. Однако эпоха сплошной (тотальной) лжи наступила относительно недавно. Если сто лет требовалось запускать какие-то общественные процессы, играя на эмоциях, например, отправляя кутить по кабакам двойников Григория Ефимовича Распутина дабы его оклеветать, то теперь это и не нужно – отличить правду от лжи стало крайне сложно. Ведь истина сегодня – это не то что произошло, а то, что показали в СМИ, а человечество откровенно модерируется системой массового зомбирования. Примеров этому – масса.

Дипфейки:

И если совсем недавно требовалось какое-то подтверждение для лжи – свидетели постановочной химической атаки или теракта, то сегодня не нужно и этого. За примерами ходить далеко не нужно. Вот уже почти год как все мировые СМИ кричат о том, что вирус равный испанке чуме и оспе, поразил весь мир. А мнение скептиков, которые говорят, что при испанке или чуме вымирали целые регионы, а от всего «корона-барона» вируса умерло не больше чем от «обычных» болезней, мало кого волнует… Очевидно, что люди болеют и с масками и без них, но если телевизор сказал что маски обязательны и они спасают, то люди готовы принять это! К примеру, в Белоруссии никто не обязывал граждан носить маски, когда окружающие страны вводили жесткий карантин. Но многие люди надевали их сами, доверяя… телевизору! Ведь главное – кому люди верят.

Почему хвост виляет собакой? | Пикабу

НА ФОТО: Фреска из аэропорта Денвера (США)

Если откинуть искусственные шаблоны, в которые нас загнали и перестать бояться говорить правду, то надо признать следущее. Мы вошли в стадию развития общества, которую называют «постправда», то есть мир в котором правда и реальность событий измеряются в количествах лайков и просмотров, в степени резонанса от них. А то, что происходит на самом деле знают единицы. Война – это мир, ложь – это правда, а говорить правду – революционный акт, не так ли?

Почему хвост виляет собакой? | Пикабу

НА ФОТО: Алекс Джонс

Именно поэтому пару лет назад без объяснения причин были заблокированы все социальные сети и каналы известного консервативного американского журналиста Алекса Джонса. Возможно, просто потому, что впереди были мировые события, которые продюсер и режиссеры проекта «surivanoroc» не хотели давать возможность громко освещать независимым блогерам. Очевидно, что профессиональные журналисты понимают как устроена «кухня» мировых СМИ, и знают насколько реален обман сегодня. Поэтому таким людям как Алекс Джонс из США или Кен Йебсен из Германии, никто не даст эфир в системных СМИ. Дабы простые люди попросту не имели альтернативного мнения, или напротив – запутались в десятках альтернативных, зачастую ложных мнениях «независимых» блогеров… работающих на ту же самую систему, на разные сегменты общества.

Почему хвост виляет собакой? | Пикабу

НА ФОТО: Алекс Навальный

В этом и заключается суть мирового «управляемого хаоса» – контролировать и направлять умы миллиардов людей через СМИ, заливая мозги гигабайтами информации и не давая человеку опомниться, пока он идёт по нарисованному коридору запланированных событий. И не важно, кто именно это делает – телевизор или интернет, кто лично «вДувает» в головы людей нужные смыслы. Главное то, чтобы люди сами подставили голову под топор, думая, что это их единственный вариант лечения головной боли…

И делается это зачастую (как и показано в фильме «WagtheDog») через управляемые/запланированные мировые события, как например знаменитый «теракт» 11/9 2000 года, по факту являвшийся лишь постановкой. Ведь здания, как показала экспертиза, сложились от заранее запланированного взрыва (так сносят старые здания перед постройкой новых), а самолеты, по мнению экспертов, были лишь голограммой… Не верите? А это реальность наших дней, в которой отличить реальное события, от фейка (обмана) крайне трудно.

Почему хвост виляет собакой? | Пикабу

НА ФОТО: Здание Пентагона 11 сентября 2001г.

Так строились и мировые новости из Сирии, события на Украине, вся новостная повестка дня событий 2021 года. Вам кажется, что вы точно знаете, как это было? А как на счет такого маленького примера:

Постановочное видео Олега Ляшко:

Это лишь один сюжет постановочных боев, допросов «сепаратистов» и появления в кадре картонных героев. Были и другие – с реальной кровью и жертвами. По сути обеим сторонам конфликта СМИ нарисовали «своих» героев – в одном случае «небесную сотню» (отстрел которой, как мы помним, шел в прямом эфире, под комментарии оператору брать картинку запланированной смерти людей крупным планом). В другом случае – появились Моторола, Гиви и разного рода «казаки» Бабаи. По факту же и тех, и других активно пиарили мировые СМИ. Реальных героев, как правило показывали только после их смерти, как например погибшего 26 мая на выходе из Донецкого аэропорта Николая Леонова. Потому что они попросту не вписывались в картину управляемой постановки. Не случайно и то, что Алексей Мозговой и Павел Дремов были убиты именно после того как начали открыто говорить о постановочном и управляемом характере войны:

Примеров такого рода можно привести десятки и о том, как поляризируют наше общество, подготавливая к гражданской войне мы уже писали — https://tiledi.ru/post/provokaciii. Но главное понять саму систему того как это работает. Вопрос не в том, что событий (например – ковида) нет, они есть – и болезни, и войны. Дело в том, что все эти события – войны, эпидемии, теракты, имеют четко прописанную режиссуру. И если присмотреться, то можно увидеть, что мы живем в тщательно отлаженном механизме постоянного оболванивая и программирования общества. В системе управляемого хаоса, где роли лидеров и оппозиционеров давно распределены системой!

Тем не менее, не хочется завершать наш разговор на пессимистичной ноте. Кто бы чего не хотел в этом мире, но то, что заповедал Господь – сбудется. И слова пророков из Библии, и слова православных старцев. Православный Царь грядет!

Почему хвост виляет собакой? | Пикабу

Можно с осторожностью относиться к отроку Вячеславу (учитывая количество болящих в современном православии, это логично), но вот что он говорил — когда придет последний Правитель (Царь), он скажет людям всю правду по ТВ. А люди посмотрят, попереживают пару дней, а потом снова станут жить как обычно. И этому, похоже, есть простое объяснение – люди не хотят знать правду. Потому что эта правда шокирует, она как острый меч заставляет бороться за свою жизнь, не плыть по течению, а барахтаться. А люди этого в большинстве своем не хотят. И очень тяжело будет православному Царю это побороть потому, что врать намного проще, чем говорить правду и жить по этой правде. Ложь не требует усилий!

Вспомним Евангелие от Иоанна гл. 3, ст. 19: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но людиболеевозлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы».

А сегодня мы оцениваем жизнь не по тому, какие мы есть и что думаем сами, а потому что нам об этом сказали «умные» головы из зомбоящика (сюда относятся и гаджеты). И сколько не тверди человеку о том, что телевизор это в принципе не оружие правды и добра, он в это не хочет верить, потому что так говорят все, а жить и ощущать себя белой вороной могут не многие. Слишком это большой крест в наше лукавое время. Вот потому и злятся «православные» в кавычках, когда кто-то без маски появляется в храме…

P.S. Кстати, история скандала с Биллом Клинтоном и Моникой Левински произошла уже после фильма «WagtheDog». Но её почти так же, как и в кино, затмила война в Югославии за Косово. И никого в американском обществе это особенно не шокировало. Может быть потому, что мало кто готов понять в мире какого масштаба и наглости лжи мы живем. Для финала процитируем одного из профессиональных и наиболее одиозно известных лжецов ХХ века – Адольфа Хитлера, которого русским людям навязывают чуть ли не в «спасители нации»:

«Эти господа исходили из того правильного расчёта, что чем чудовищнее солжёшь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они все ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины. Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется».

Но Божья правда всё равно победит!

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий