Почему актриса Вивьен Ли сошла с ума и не справилась с туберкулезом

Почему актриса Вивьен Ли сошла с ума и не справилась с туберкулезом Женщине

«унесённые ветром»

Оливье развивал карьеру в кино, но несмотря на успех в Британии, его плохо знали в Штатах, а ранние попытки представить себя на американском рынке провалились. Согласившись на роль Хитклиффа в фильме «Грозовой перевал», он уехал в Голливуд и оставил Вивьен в Лондоне.

В это время в Голливуде активно искали актрису на роль Скарлетт в «Унесённых ветром» (1939). Американский агент Вивьен Ли предложил её кандидатуру в феврале 1938 года. В том же месяце Дэвид Селзник посмотрел её работы «Пламя над Англией» и «Янки в Оксфорде», и с этого момента Вивьен стала серьёзной претенденткой на роль.

В период между февралём и августом, Селзник просмотрел все её английские картины, а к августу он вел переговоры с продюсером Александром Корда, с которым у Вивьен Ли был подписан контракт. 18 октября Селзник написал тайную записку режиссёру фильма Джорджу Кьюкору: «Я все ещё надеюсь на эту новую девушку».

Вивьен переехала в Лос-Анджелес под предлогом того, чтобы быть рядом с Оливье. Когда Майрон Селзник (брат Дэвида), который также представлял и Оливье, встретил Вивьен Ли, он понял, что она обладает всеми теми качествами, которые его брат так долго искал.

Майрон отвёл Вивьен и Оливье на площадку к Дэвиду, где снимали сцену пожара в Атланте. На следующий день Вивьен прочла отрывок из сценария для Селзника, который устроил кинопробы. Селзник написал тогда своей жене: «Она Скарлетт — темная лошадка и выглядит чертовски привлекательно.

Говорю тебе в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли». Режиссёр Джордж Кьюкор согласился с общим мнением и восхвалял «невероятную безудержность» Вивьен, которая получила свою роль вскоре после этого.

Киносъёмки оказались сложными для Вивьен. Кьюкор был уволен и заменён Виктором Флемингом, с которым Ли часто ссорилась. Она и Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) тайно встречались с Кьюкором по ночам и на выходных, чтобы спросить у него совета в исполнении своих ролей.

Вивьен подружилась с Кларком Гейблом (Ретт Батлер) и его женой Кэрол Ломбард, а также и с де Хэвилленд, но часто ссорилась с Лесли Говардом (Эшли Уилкс), с которым должна была сыграть несколько эмоциональных эпизодов.

Также её раздражала необходимость иногда работать 7 дней в неделю, часто до поздней ночи, к тому же она скучала по Оливье, который работал тогда в Нью-Йорке. Она писала Ли Холману: «Я не выношу Голливуд… Я никогда к этому не привыкну — как я ненавижу сниматься в кино»[30].

В 2006 году де Хэвилленд опровергла заявления о маниакальном поведении Вивьен Ли во время съёмок «Унесенных ветром», опубликованные в биографии Лоренса Оливье. Она встала на защиту Ли, говоря: «Вивьен была безукоризненно профессиональна, безукоризненно дисциплинирована на съемках.

Из десяти премий «Оскар», выигранных «Унесенными ветром», была и премия за лучшую женскую роль, которую получила Вивьен Ли. Она также выиграла награду как лучшая актриса, полученную от «New York Film Critics Circle»[32].

1937—1939: встреча с лоренсом оливье

Лоренс Оливье увидел Вивьен в «Маске добродетели». Он поздравил её с выступлением, и между ними завязались дружеские отношения. Играя любовников в фильме «Пламя над Англией», Ли и Оливье поняли, что их дружба переросла в сильное влечение, а после съёмок — в роман.

В это время Ли прочла книгу Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и настояла на том, чтобы её агент в Америке посоветовал её Дэвиду Селзнику, продюсеру фильма, на роль Скарлетт. Она говорила журналистам:

«Я видела себя в роли Скарлетт О’Хара», а кинокритик Лежон вспомнил разговор того времени, в котором Ли «потрясла нас всех» своим утверждением, что Оливье «не будет играть Ретта Батлера, но я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите и вы увидите!»[27].

Ли играла Офелию в «Гамлете» в постановке Оливье в театре Олд-Вик. Оливье позднее вспоминал один инцидент, который произошёл однажды, пока она готовилась к своему выходу. Без всякой на то причины она вдруг начала кричать на него, потом притихла и стала смотреть в одну точку.

Она выступала на сцене без подобных инцидентов, и уже на следующий день вернулась в нормальное состояние, напрочь забыв об этом событии. Впервые Оливье стал свидетелем такого поведения Ли[28]. Они стали жить вместе, потому что ни Холман, ни жена Оливье, актриса Джилл Эсмонд, не соглашались дать супругам развод.

Ли снялась с Робертом Тейлором, Лайонелом Берримором и Морин О’Салливан в фильме «Янки в Оксфорде». Это был первый фильм с участием Вивьен, заставивший обратить на себя внимание в Соединённых Штатах.

Во время съёмок она заработала себе репутацию сложной и безрассудной в работе, и Корда посоветовал агенту Ли предупредить актрису, что у неё будет небольшой выбор ролей, если она не изменит своё поведение[29]. Её следующая роль была в фильме «Переулок Святого Мартина» с Чарльзом Лоутоном.

1949—1951: «трамвай „желание“»

Успех турне приободрил пару, и они впервые появились вместе в Вест-Энде. Они играли те же спектакли, добавив «Антигону». На этом настояла Вивьен, так как она всегда мечтала попробовать свои силы в трагической роли. Ли добилась роли Бланш ДюБуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“», и была утверждена после того, как автор пьесы и продюсер увидели её игру в других спектаклях. Оливье стал режиссёром этой постановки.

Пьеса содержала намёки на изнасилование, гомосексуальность и беспорядочные связи, вокруг неё велись жаркие споры и дискуссии. Из-за обсуждений в средствах массовой информации Вивьен волновалась ещё больше. Игру Ли в этой пьесе много критиковали.

Было сыграно 326 спектаклей «Трамвая», после чего Вивьен пригласили принять участие в создании киноверсии этого спектакля. Её зачастую непристойное чувство юмора помогло в общении с Марлоном Брандо, который также участвовал в картине.

Однако у Вивьен были сложные отношения с режиссёром Элиа Казаном, который не ценил её как актрису. Он говорил, что у неё нет большого таланта. Но работа продолжалась, и вот он уже восхищался её решимостью отличаться от всех остальных актрис своего времени. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль».

А Ли говорила, что роль очень выматывает её: «Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сих пор управляет мною». Рецензии на фильм были отличные, и Ли получила второй «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль», а также премию BAFTA за «Лучшую женскую роль»[36].

Теннеси Уильямс сказал, что в игре Вивьен было всё, что он хотел, и больше, чем то, о чём он мечтал. Несколько лет спустя Вивьен Ли, страдавшая биполярным расстройством, скажет, что именно роль Бланш ДюБуа привела её к безумию[37].

Демоны вивьен ли: гений и безумство великой актрисы. а вы знали этот факт из ее биографии?

1937 год, Источник: karavan.ua

Электрошок, ледяные простыни и сырые яйца — как лечили от психического расстройства обладательницу двух «Оскаров» и одну из самых красивых женщин двадцатого века.

Как быть Леди:  Виктимблейминг - причины возникновения и негативные последствия

В начале 1953 года на пороге элитной клиники доктора Фрэйдерберга (Англия) появилась элегантная пара, в которой любопытный персонал (имейся тут таковой) без труда узнал бы актеров первой величины Лоуренса Оливье и Вивьен Ли. Однако вышколенные сотрудники дело свое знали, поэтому никто из них даже бровью не повел. Медсестры сопроводили вновь прибывших в палату, где муж оставил умолявшую не покидать ее супругу и плотно закрыл за собой дверь. Потекли невыносимо длинные, тревожные дни.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» , www.globallookpress.com

Позднее в своей книге «Вивьен Ли. Жизнь, рассказанная ей самой» напишет:

Сейчас, вспоминая эти дни, пусть их было не очень много, я понимаю, что вполне могла сдаться, я страшно устала бороться, я была одна – любимый человек меня предал, родители не интересовались, друзей ко мне не пускали…В том состоянии, в котором я была… я не хотела даже бороться. Кто я? Чучело, страшилище, уродина! И это та, что совсем недавно славилась своей красотой, за которую даже упрекали.Вивьен Ли

Вивьен Ли в 1955 году, источник фото: karavan.ua

Воспоминания о том времени полны боли и отчаяния. Но что произошло с великой актрисой, чье имя золотыми буквами навсегда вписано в историю мирового кинематографа? Как она, обладательница двух «Оскаров» оказалась в итоге всеми покинутая в психиатрической клинике?

Вивьен Ли, урожденная Вивиан Мэри Хартли, родилась 5 ноября 1913 в индийском городе Дарджилинге, где ее отец Эрнест Хартли служил офицером в индийской кавалерии. По одной из легенд, мат будущей звезды во время беременность каждое утро подолгу смотрела на Гималаи, в надежде, что их красота передастся ребенку. Что ж, дочь в итоге превзошла самые смелые ожидания.

Источник: REX

Склонность к актёрству рано проявилась у будущей звезды — уже в три года она выступала на сцене в любительском театре своей матери. А уже в семь Вивьен точно знала, кем будет — ее подруга детства Морин О Салливан (впоследствии тоже известная актриса) вспоминала, что уже тогда Вивиан заявляла, что станет великой актрисой.

Вивьен рано вышла замуж. Ее первым супругом стал респектабельный лондонский адвокат Ли Холмс (отсюда и псевдоним), считавший стремление жены к сцене блажью и прихотью, и всячески препятствовавший становлению ее карьеры.

Фото: obzorfoto.ru

Покорность мужу или судьбе никогда не входила в список добродетелей Вивьен, поэтому очень скоро ее имя стало известно в театральных кругах Лондона. Прошло еще немного времени, и актриса встретит любовь всей своей жизни — знаменитого актера Лоренса Оливье.

Познакомившись с ним, она сразу узнала в нем свою судьбу. Тот факт, что оба они на тот момент находились в браке, ее нисколько не смущал.

Их страстный и пылкий роман, вспыхнувший на съемках фильма «Огонь над Англией», продолжился и по возвращению на родину. Соединившись единожды, они уже не расставались долгие годы.

Вивьен Ли и Лоренс Оливье

Их брак нельзя назвать безоблачным. Было все: и ревность Лоренса к успеху супруги, и бесконечные интрижки Ли. Но главной проблемой стало психическое заболевание Вивиан, вызванное или сопровождавшее (доподлинно неизвестно) туберкулезом легких, который актрисе диагностировали в 1945 году.

Болезнь выражалась в беспричинных приступах агрессии, во время которых актриса набрасывалась на мужа с кулаками, а потом ничего не помнила.

Долгие годы состояние Вивьен удавалось скрывать от посторонних. Но потом несчастья стали преследовать актрису одно за другим. Сначала она, на съемках «Цезаря и Клеопатра» упала и потеряла ребенка (как тут не вспомнить знаменитую сцену из «Унесенных ветром»). Затем «заразилась безумием» от своей героини Бланш Дюбуа в «Трамвае Желание». Позднее Брандо вспоминал, что Вивьен не просто играла Бланш, она была ею. Такое погружение в роль принесло Ли второй «Оскар» и очередной приступ.

Кадр из «Трамвай Желание» © Hulton Archive/Getty Images

В итоге в конце 1952 года на съемках фильма «Прогулка слона» она окончательно «слетела с катушек». Работа в тяжелейших условиях тропического климата (съемки проходили на Цейлоне) и разлука с Лоренсом сделали свое дело — у актрисы начались галлюцинации. Она бродила по ночам, что-то бессвязно бормоча, называла партнера по фильму именем мужа, перестала узнавать людей. Съемки пришлось остановить — группа вернулась в Голливуд. Первую неделю в Америке Вивьен перенесла благополучно, но потом ее состояние ухудшилось. Тогда-то Оливье и поместил супругу в клинику доктора Фрэйденберга.

Маниакально-депрессивный психоз! Я читала об этой болезни. Конечно, можно возразить, что ею страдают многие актеры, художники, вообще те, кто занят творчеством ежедневно, но это не оправдание.Вивьен Ли о том периоде

Ее лечили. Лечили теми методами, которые тогда считались эффективными: заворачивали в ледяные простыни, кололи наркотики, кормили одними сырыми яйцами и, конечно же, использовали электрошок.

Источник: karavan.ua

Биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз), характеризующийся перепадами энергии и способностью нормально функционировать.

Нет необратимых изменений личности. Это просто способ защиты мозга от перегрузок, чрезмерных требований к человеку, ощущения необъективной оценки ваших заслуг, слишком большой критики и тому подобного. Когда груз становится невыносимым, мозг реагирует очередным приступом. Такое состояние испытывает подавляющее большинство людей, особенно вашей профессии, но многие умеют сбрасывать тяжесть, например, алкоголем, гневом или даже исполнением ролей, в которых возможна демонстрация отрицательных эмоций.Отрывок из книги «Вивьен Ли. Жизнь, рассказанная ей самой

Источник: karavan.ua

Частая смена настроения: от хорошего до плохого еще не биполярное расстройство, хотя и может стать его предвестником. Биполярное расстройство — это, когда человека «штормит» от мании к депрессии и обратно. В первом состоянии он бодр, весел, говорлив и способен свернуть горы, во втором мечтает выйти в окно. Кое-кто, к слову, и выходит.

Источник: karavan.ua

Вивьен не вышла. Хотя однажды в припадке безумия и пыталась выпрыгнуть на ходу из самолета. И все же, в отличие от многих прочих звезд, страдавших биполярным расстройством (Курт Кобейн, Робин Уильямс) она до конца жизни боролась со своим заболеванием, сохраняя способность улыбаться и шутить, дружить и любить мужа, даже после его предательства.

Боролась, даже не подозревая об истинных причинах своего состояния. Уже после ее смерти было установлено, что препарат, которым знаменитую актрису лечили от туберкулеза вызывает, в том числе, и психические расстройства. И, чем больше ее лечили, тем больше губили.

© Hulton Archive/Getty Images

Со временем Оливье, уставший от бесконечных приступов безумия супруги, обрел «тихую гавань» в объятьях актрисы Джоан Плоурайт. И, когда Вивьен исполнилось 45 лет, он подарил ей «роллс-ройс» и с присущей англичанам галантностью объяснил, что им следует расстаться.

© / www.globallookpress.com

Вскоре он подтвердил свою просьбу документально, прислав телеграмму с требованием предоставить ему свободу. Развод состоялся в 1960 году, после чего Оливье тут же женился на своей любовнице. Это подкосило Вивиан, и она вновь вернулась к электрошоку. Несмотря на сильную головную боль и следы от электрических разрядов, она продолжала «лечение», пока врачи, убедившись в его не эффективности, не заменили электрошок психотропными препаратами.

Как быть Леди:  В7. Понятие отражение и его значение для психологии. Особенности психологического отражения — Студопедия.Нет

1957 год, за три года до развода. Источник: karavan.ua

Несмотря на болезнь, Вивьен никогда не оставалась без мужского внимания. В те годы рядом с ней находился актер Дж. Мерривейл, который не отходил от нее ни на шаг даже в самые тяжелые периоды. Она не вышла за него замуж, так как все еще ждала возвращения своего Лоренса, которого боготворила всю жизнь и о котором никогда не сказала дурного слова и чье фото стояло на ее прикроватной тумбочке вплоть до самой смерти.

© Sasha/Getty Images

В последних числах мая 1967 года лечащий врач сообщил Вивьен, что туберкулез поразил оба легких, положение критическое и требуется госпитализация. Но Вивьен, уставшая от больниц и лечения, предпочла умереть дома. 7 июля 1967 года в возрасте пятидесяти четырех лет, она покинула этот мир, но не сердца многочисленных поклонников красоты и таланта величайшей актрисы двадцатого столетия. Даже сейчас, спустя более пятидесяти лет, о ней все еще помнят, пишут, снимают фильмы и передачи.

1965 год, за два года до смерти, Источник: karavan.ua

Источники

  1. 12Vivien Leigh // Internet Broadway Database (англ.) — 2000.
  2. Vivien Leigh (eig. Hartley) // FemBio: Банк данных о выдающихся женщинах
  3. Vivien Leigh // Энциклопедия Брокгауз (нем.)
  4. Bibliothèque nationale de Franceидентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2021.
  5. Vivian Mary Hartley // Internet Broadway Database (англ.) — 2000.
  6. Oxford Dictionary of National Biography (англ.) / C. MatthewOxford: OUP, 2004.
  7. Taylor 1984, p. 40.
  8. Walker 1987, pp. 150—151.
  9. 123«Awards won by Vivien Leigh.» (англ.). Academy Awards Database (Oscars.org). Дата обращения: 24 мая 2008.Архивировано 15 декабря 2021 года.
  10. Bean 2021, pp. 125—126.
  11. 12Walk of Fame Stars: Vivien Leigh (англ.). walkoffame.com. Hollywood Chamber of Commerce (5 June 2021). Дата обращения: 5 июня 2021.Архивировано 8 мая 2021 года.
  12. 123Olivier 1982, p. 174.
  13. Spoto 2001, p. 301.
  14. Edwards 1978, pp. 304—305.
  15. American Film Institute (исп.) (16 de junio de 1999). Дата обращения: 14 октября 2021.
  16. Саша Стоун.The Best Oscar Performances of All Time (англ.). Awards Daily (10 июля 2021). Дата обращения: 24 августа 2021.
  17. Джордж Уэйлс.The 200 Greatest Movie Performances Of All Time (англ.). Total Film (23 июня 2021). Дата обращения: 24 августа 2021.
  18. Bean 2021, pp. 26–27.
  19. 12345Funke and Boothe 1983, p. 82.
  20. Bean 2021, p. 20.
  21. Strachan 2021, p. 3.
  22. Vickers 1988, p. 6.
  23. Edwards, pp 25-30
  24. Edwards, pp 30—43
  25. Coleman, p 75
  26. Actors Talk About Acting — Vivien Leigh interview (1961) (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 января 2006.Архивировано 27 сентября 2021 года.
  27. Coleman, pp 76-77, 90, 94-95
  28. Coleman, pp 97-98
  29. Coleman, p 97
  30. 12Taylor 1984, pp. 22–23.
  31. Thomas, Bob. The Washington Examiner (англ.), The Associated Press (3 January 2006). Архивировано 12 декабря 2007 года.Дата обращения 7 января 2006.
  32. Taylor, pp 22—23
  33. Edwards, p 127
  34. Holden, pp 221—222
  35. Holden, pp 295
  36. Coleman, pp 227—231
  37. Holden, p 312
  38. Walker 1987, pp. 258—259.
  39. Edwards 1978, pp. 266—272.
  40. Steinberg, Jay. «Articles: Ship of Fools.» (англ.), Turner Classic Movies. Дата обращения 18 января 2021.
  41. «Actress Vivien Leigh Dies At 53 In London.» (англ.). Daytona Beach Sunday News-Journal (9 July 1967). Дата обращения: 4 октября 2021.
  42. Olivier 1982, pp. 273—274.
  43. Coleman 2005, p. 384.
  44. Edge, Simon. «Salacious secrets lay behind the glamorous life of Gone With the Wind star Vivien Leigh.» (англ.), Sunday Express (3 November 2021). Дата обращения 25 января 2021.
  45. Bean 2021, p. 243.
  46. Tickerage Mill: A private view — Vivien Leigh and Laurence Olivier (англ.).
  47. Blackboys Sussex — (Charcoal and Soot) — an English Village UK (англ.).
  48. Walker 1987, p. 297.
  49. Лейси, Хестер.Elvis and me? Now there’s a story… (англ.). independent.co.uk (7 February 1999).
  50. Shipman 1988, p. 126.
  51. Coleman 2005, p. 227.
  52. 12Shipman 1988, p. 125.
  53. Haver 1980, p. 305.
  54. Sarris, Andrew. «Reviews on the Web» (англ.), The New York Times (3 May 1998). Дата обращения 11 января 2006.
  55. Maltin 1997, p. 522.
  56. Hartnoll 1972, p. 301.
  57. Kael 1982, p. 564.
  58. Walker 1987, pp. 303, 304.
  59. «Laurence Olivier/Vivien Leigh.» (англ.) (14 March 1995). Дата обращения: 7 января 2006.
  60. «Vivien Leigh archive acquired by V&A.» (англ.) (14 August 2021).
  61. Vivien Leigh Awards (англ.). Vivien Leigh—IMDb (2 June 2021).
  62. «1939 Awards.» (англ.). nyfcc.com. Дата обращения: 15 января 2021.
  63. «British Actress in 1953.» (англ.). British Academy of Film and Television Arts Awards. Дата обращения: 1 февраля 2021.
  64. «1951 Awards.» (англ.). New York Film Critics Circle. Дата обращения: 24 мая 2008.
  65. Venice Film Festival 1951 (англ.).
  66. Winners & Nominees 1952 (англ.). goldenglobes.com.
  67. «Vivien Leigh.» (англ.) (недоступная ссылка). Tony Awards Database. Дата обращения: 24 мая 2008.Архивировано 31 августа 2021 года.

Литература

Книги на русском
Книги на английском
  • Andersen, Christopher P.An Affair to Remember: The Remarkable Love Story of Katharine Hepburn and Spencer Tracy (англ.). — Glasgow, Scotland: William Morrow & Co, 1997. — ISBN 978-0-688-15311-3.
  • Kendra, Bean.Vivien Leigh: An Intimate Portrait (неопр.). — Philadelphia, Pennsylvania: Running Press  (англ.), 2021. — ISBN 978-0-7624-5099-2.
  • Berg, A. Scott. Goldwyn (неопр.). — London: Sphere Books  (англ.), 1989. — ISBN 0-7474-0593-X.
  • Briggs, Asa.A Dictionary of Twentieth Century World Biography (англ.). — London: Book Club Associates  (англ.), 1992. — ISBN 978-0-19-211679-6.
  • Capua, Michelangelo. Vivien Leigh: A Biography (неопр.). — Jefferson, North Carolina: McFarland& Company, 2003. — ISBN 978-0-7864-1497-0.
  • Coleman, Terry.Olivier, The Authorised Biography (неопр.). — London: Bloomsbury Publishing, 2005. — ISBN 0-7475-8306-4.
  • David, Catherine. Simone Signoret (неопр.). — New York: Overlook Press  (англ.), 1995. — ISBN 978-0-87951-581-2.
  • Edwards, Anne. Vivien Leigh, A Biography (неопр.). — London: Coronet Books  (англ.), 1978. — ISBN 0-340-23024-X.
  • Funke, Lewis and Boothe, John E. Actors Talk about Acting: Fourteen Intimate Interviews, Volume 2 (англ.). — London: Avon Books  (англ.), 1983. — ISBN 978-0-380-01006-6.
  • Fury, David. Maureen O’Sullivan: No Average Jane (неопр.). — Minneapolis, Minnesota: Artist’s Press, 2006. — ISBN 0-924556-06-4.
  • Hartnoll, Phyllis. The Concise Companion to the Theatre (неопр.). — Peachtree City, Georgia, United States: Omega Books, 1972. — ISBN 1-85007-044-X.
  • Haver, Ronald. David O. Selznick’s Hollywood (неопр.). — New York: Bonanza Books  (англ.), 1980. — ISBN 0-517-47665-7.
  • Holden, Anthony.Olivier (неопр.). — London: Sphere Books Limited, 1989. — ISBN 0-7221-4857-7.
  • Howard, Ronald. In Search of My Father: A Portrait of Leslie Howard (англ.). — London: St. Martin’s Press  (англ.), 1984. — ISBN 0-312-41161-8.
  • Kael, Pauline. 5001 Nights at the Movies (неопр.). — Minneapolis, Minnesota: Zenith Books, 1982. — ISBN 0-09-933550-6.
  • Maltin, Leonard. 1998 Movie and Video Guide (неопр.). — New York: Signet Books  (англ.), 1997. — ISBN 978-0-452-25993-5.
  • McGilligan, Patrick. Alfred Hitchcock, A Life in Darkness and Light (англ.). — Chichester, West Sussex, UK: Wiley Press, 2003. — ISBN 0-470-86973-9.
  • More, Kenneth.More or Less (неопр.). — London: Hodder & Staughton  (англ.), 1978. — ISBN 978-0-340-22603-2.
  • Olivier, Laurence.Confessions of an Actor (неопр.). — New York: Simon & Schuster, 1982. — ISBN 0-14-006888-0.
  • Selznick, David O. and Behlmer, Rudy. Memo from David O. Selznick (неопр.). — New York: Modern Library  (англ.), 2000. — ISBN 0-375-75531-4.
  • Shellard, Dominic.Kenneth Tynan: A Life (неопр.). — London: Yale University Press, 2003. — ISBN 978-0-300-09919-5.
  • Shipman, David. Movie Talk (неопр.). — New York: St Martin’s Press  (англ.), 1988. — ISBN 0-312-03403-2.
  • Spoto, Donald. Laurence Olivier: A Biography (неопр.). — London: Cooper Square Press, 2001. — ISBN 978-0-8154-1146-8.
  • Taylor, John Russell. Vivien Leigh (неопр.). — London: Elm Tree Books, 1984. — ISBN 0-241-11333-4.
  • Thomas, Bob.Marlon: Portrait of the Rebel as an Artist (англ.). — New York: Random House, 1973. — ISBN 978-0-394-48728-1.
  • Vickers, Hugo.Vivien Leigh: A Biography (неопр.). — London: Little, Brown and Company, 1988. — ISBN 978-0-330-31166-3.
  • Walker, Alexander. Vivien: The Life of Vivien Leigh (неопр.). — New York: Grove Press  (англ.), 1987. — ISBN 0-8021-3259-6.
  • Edwards, Anne.Vivien Leigh, A Biography (неопр.). — London: Coronet Books  (англ.), 1978. — ISBN 978-0-340-23024-4.
Как быть Леди:  Больные души | Качество жизни | Наша Психология

Наследие

Вивьен Ли считалась одной из самых красивых актрис своего времени. Режиссёры, работавшие с ней, также подчеркивали это. Когда её спросили, считает ли она, что её красота была препятствием для того, чтобы её воспринимали всерьёз как актрису, она сказала:

«Люди думают, что если вы выглядите хорошо, вы не можете играть, и поскольку я забочусь только об актёрской игре, я думаю, что красота может быть большим препятствием, если вы действительно хотите выглядеть как персонаж, которого вы играете»[19].

Режиссёр Джордж Кьюкор описал Ли как «непревзойдённую актрису, сдерживающую свою красоту»[50], Лоренс Оливье сказал, что критики должны «отдать ей должное за то, что она была актрисой, не искажающей свои суждения из-за своей необычайной красоты»[51].

Гарсон Канин описал Ли, как «красотку, чья упоительная красота часто скрывала её ошеломляющие успехи как актрисы»[52]. Он сказал: «Великие красавицы редко бывают великими актрисами, просто потому, что им не нужно быть ими.

Вивьен Ли объясняла, что она «играла как можно больше разных персонажей, в попытке освоить своё ремесло и развеять предубеждения о своих способностях»[19]. Она считала, что комедийную роль труднее играть, чем драматическую, потому что она требует более точной подготовки, и сказала, что больше внимания следует уделять комедии как части обучения актёра[19].

Её ранние роли принесли ей ошеломительный успех в Великобритании, но она по-прежнему в значительной степени была не известна в других частях мира до выхода фильма «Унесённые ветром» (1939). В декабре 1939 года кинокритик Франк Ньюджент из New York Times, написал:

«Мисс Вивьен Ли в роли Скарлетт показала свой талант, эта роль сделала её знаменитой. Она так идеально подходила для Скарлетт, что любая другая актриса в этой роли была бы немыслима»[53]. В 1998 году, критик Эндрю Саррис писал:

«Она живёт в нашем сознании и памяти как динамическая сила, а не как постоянное присутствие»[54]. Историк кино и критик Леонард Малтин назвал «Унесённых ветром» одним из лучших фильмов всех времён, в 1998 году он писал, что Вивьен Ли «блестяще сыграла свою роль»[55].

Выступление Вивьен Ли в пьесе «Трамвай „Желание“», описанное Филлисом Хартнолом как «доказательство её большой силы как актрисы» привело к длительному периоду, в течение которого она считалась одной из лучших актрис английского театра[56].

Обсуждая последующую экранизацию, Полин Кейл написала, что Вивьен Ли и Марлон Брандо «продемонстрировали хорошую игру, и перенесли её на пленку», и что Ли «создала одного из тех редких персонажей, который может вызвать страх и жалость»[57].

В 1985 году портрет актрисы был включён в серию почтовых марок Великобритании наряду с Альфредом Хичкоком, Чарли Чаплином, Питером Селлерсом и Дэвидом Нивеном[58].

В архиве Лоренса Оливье хранится коллекция вещей, включающая в себя множество личных документов Вивьен Ли, в том числе многочисленные письма, которые она писала Оливье. Документы Вивьен Ли, включая письма, фотографии, контракты и дневники, принадлежат её дочери, Сюзанне Фаррингтон.

В 1994 году Национальная библиотека Австралии купила фотоальбом с монограммой «L & V O», предположительно принадлежавший Оливье, содержащий 573 фотографии Оливье и Ли, во время их поездки в Австралию в 1948 году. В настоящее время он является частью коллекции Национальной библиотеки Австралии[59].

Роли в театре

  • «Зелёное кольцо» (Зинаида Гиппиус) — Руся (1935)
  • «Маска добродетели» (Карл Штернхейм, Эшли Дьюкс  (англ.)) — Генриетта Дюкеснуа (1935)
  • «Ричард II» (Уильям Шекспир) — Анна Чешская (1936)
  • «Счастливый лицемер  (англ.)» (Клеменс Дэйн  (англ.), Макс Бирбом) — Дженни Мер (1936)
  • «Генрих VIII» (Уильям Шекспир) — Анна Болейн (1936)
  • «Летучие мыши в колокольне» (Диана Морган  (англ.), Роберт Макдермот) — Джессика Мортон (1937)
  • «Гамлет» (Уильям Шекспир) — Офелия (1937)
  • «Сон в летнюю ночь» (Уильям Шекспир) — Титания (1937)
  • «Серина Бландиш» (Сэмюэль Берман  (англ.), Энид Багнольд  (англ.)) — Серина Бландиш (1938)
  • «Ромео и Джульетта» (Уильям Шекспир) — Джульетта (1940)
  • «Дилемма доктора  (англ.)» (Джордж Бернард Шоу) — Дженнифер Дюбедат (1942)
  • «Школа злословия  (англ.)» (Ричард Бринсли Шеридан) — леди Тизл (1942)
  • «На волосок от гибели  (англ.)» (Торнтон Уайлдер) — Сабина (19451946)
  • «Ричард III» (Уильям Шекспир) — леди Анна (1948)
  • «Школа злословия  (англ.)» (Ричард Бринсли Шеридан) — леди Тизл (1948)
  • «На волосок от гибели  (англ.)» (Торнтон Уайлдер) — Сабина (1948)
  • «Ричард III» (Уильям Шекспир) — леди Анна (1949)
  • «Антигона  (англ.)» (Жан Ануй) — Антигона (1949)
  • «Трамвай «Желание»» (Теннесси Уильямс) — Бланш Дюбуа (1949)
  • «Цезарь и Клеопатра» (Джордж Бернард Шоу) — Клеопатра (1951)
  • «Антоний и Клеопатра» (Уильям Шекспир) — Клеопатра (1951)
  • «Спящий принц  (англ.)» (Теренс Реттиген) — Мэри Морган (1953)
  • «Двенадцатая ночь» (Уильям Шекспир) — Виола  (англ.) (1955)
  • «Макбет» (Уильям Шекспир) — леди Макбет  (англ.) (1955)
  • «Тит Андроник» (Уильям Шекспир) — Лавиния (1955)
  • «Южный морской пузырь  (англ.)» (Ноэл Кауард) — леди Александра Шоттер (1956)
  • «Тит Андроник» (Уильям Шекспир) — Лавиния (1957)
  • «Поединок ангелов  (англ.)» (Жан Жироду, Кристофер Фрай) — Паола (1958)
  • «Присматривай за Лулу!  (англ.)» (Ноэл Кауард, Жорж Фейдо) — Лулу Д’Арвиль (1959)
  • «Поединок ангелов  (англ.)» (Жан Жироду, Кристофер Фрай) — Паола (1960)
  • «Двенадцатая ночь» (Уильям Шекспир) — Виола  (англ.) (19611962)
  • «Поединок ангелов  (англ.)» (Жан Жироду, Кристофер Фрай) — Паола (1961—1962)
  • «Дама с камелиями» (Александр Дюма) — Маргарита Готье (1961—1962)
  • «Двенадцатая ночь» (Уильям Шекспир) — Виола  (англ.) (1962)
  • «Дама с камелиями» (Александр Дюма) — Маргарита Готье (1962)
  • «Товарищ  (англ.)» (Жак Девал  (англ.), Роберт Эммет Шервуд) — Татьяна (1963)
  • «Графиня» (Пол Осборн  (англ.), Морис Дрюон) — графиня Санзани (1965)
  • «Иванов» (Антон Павлович Чехов) — Анна Петровна (1966)
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий