- Что еще?
- Почему сложно детям?
- Что на самом деле происходит с подростками – определяем внутренний возраст своего ребёнка
- Почему хорошие люди поступают плохо?
- Что нужно знать о подростковом возрасте?
- 13-15 лет
- Попадание в плохую компанию
- Большинство подростков с удовольствием учатся новому.
- Взрослый
- Вопросы полового созревания
- Если ребёнок попал в плохую компанию
- Как правильно себя вести с подростком
- Младенец
- Не верь воспоминаниям
- Обманываться рад?
- Особенности переходного возраста
- Ошибки родителей в воспитании
- Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
- Подросток
- Преодоление кризисного периода: советы психолога
- Психолог для подростка в санкт-петербурге
- Психолог для подростка в спб
- Психолог для подростка онлайн
- Психолог для подростка подчёркивает направления развития:
- Работа психолога с подростками
- Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.
- Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.
- Совет 1. наделите ребёнка обязанностями
- Совет 2. установите правила и заранее обговорите санкции
- Совет 3. не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки
- Совет 4. не читайте морали — разговаривайте по душам
- Совет 5. не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные
- Совет родителям от психолога-эксперта
- Старец
- У девочек
- Чат с психологом для подростков
- Чем можно занять подростка
- Юноша
Что еще?
Энциклопедия «Используй психологию!» даст подростку ответы на важные вопросы о самом себе и других людях:
- Почему ты так себя ведешь?
- В чем твоя уникальность?
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- Как формируется зависимость?
- Почему люди влюбляются?
- Зачем нужны сны?
- Существуют ли абсолютные злодеи?
- Как стать счастливее?
В книге есть краткие биографии выдающихся ученых и очень много красочных схем, которые облегчают восприятие материала. А еще в ней описывается, как достижения психологии применяются в реальном мире (от психотерапии и судебной системы до дизайна интерфейсов).
Знание психологии пригодится в самых разных областях и откроет много возможностей. Познакомьте подростка с этой увлекательной наукой уже сейчас!
Иллюстрации из книги
Обложка поста отсюда
Почему сложно детям?
- Они меняются внешне и внутренне. И, порой, им сложно принять эти изменения и контролировать их.
- Хотят быть принятыми в обществе, чувствовать себя значимыми. Вместо этого могут встретить насмешки, агрессию со стороны сверстников или стать жертвой травли.
- Ждут понимания от родителей и принятия всех их особенностей. Вместо этого сталкиваются с тотальным контролем, критикой и запретами.
- Хотят самостоятельности и независимости, но не могут её получить, поскольку ещё не несут полной ответственности за свои поступки.
Чтобы удовлетворить необходимость ребёнка в самостоятельности и независимости, но продолжать заботиться об его безопасном передвижении, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay. Вы всегда будете знать, где ваш ребёнок без надоедливых вопросов, звонков и СМС.
Что на самом деле происходит с подростками – определяем внутренний возраст своего ребёнка
Оксана Тумадин,
психолог-эксперт, автор уникальной методики раскрытию потенциала личности и уникальности:
Для большего понимания, что происходит с подростками, рассмотрим внутренние возраста. Г. Гурджиев сформулировал более 100 лет назад семь внутренних уровней человека. Многие родители поймут своих детей, помогут им пройти подростковый период без стресса для обеих сторон и перейти в осознанный взрослый мир, не теряя своей детской непосредственности. Именно эта детская непосредственность в жизни дает успех, удачу, радость жизни, радость от своих достижений.
Почему хорошие люди поступают плохо?
Ученые заметили, что иногда даже обычные люди, ведущие добропорядочную жизнь, способны на насилие и жестокость. Когда человек так поступает, он начинает оправдывать себя, ссылаясь на обстоятельства или приказы других людей. Психологи попытались выяснить, почему так происходит.
Особенно интересны два эксперимента. В первом Стэнли Милгрэм изучал подчинение властям. Он пригласил мужчин поучаствовать в исследовании, как он объявил, процесса обучения (с вознаграждением 450 долларов).
Вначале каждый познакомился с мистером Уоллесом — подставным участником эксперимента. Уоллес всем сообщил, что у него больное сердце. Затем испытуемые тянули жребий на роли учителей и учеников (настоящие испытуемые всегда получали роль учителя), после чего располагались в смежных комнатах.
«Учителя» задавали «ученику» — мистеру Уоллесу — вопросы; по требованию контролировавшего эксперимент супервайзера за неверные ответы они должны были наказывать его ударами тока возрастающей силы (в действительности ток не подавался).
Если «учитель» колебался, супервайзер побуждал его действовать. При первых ударах током мистер Уоллес стонал от боли. Когда напряжение возрастало, он просил прекратить, затем протестовал, а при ударе в 315 вольт раздавался душераздирающий вопль. Ответом на удар в 330 вольт была тишина.
Милгрэм обнаружил, что испытуемые применяли ток до 300 вольт, а около двух третей — 450 вольт и выше. Хотя некоторые явно испытывали душевные страдания, они продолжали следовать указаниям супервайзера.
Милгрэм объяснил это тем, что нас учат уважать носителей власти и подчиняться им. Однако у человека есть выбор: он может отказаться от повиновения, если приказ противоречит нравственным принципам, или отказаться от личной ответственности и выполнять приказы.
Еще один психолог Филип Зимбардо изучал влияние социальных обстоятельств на готовность к плохим поступкам. В ходе знаменитого эксперимента Зимбардо организовал «тюрьму» в Стэнфордском университете. Семь тысяч студентов получили роли заключенных или охранников.
Они быстро и в полной мере адаптировались к своим ролям: «охранники» проявляли власть и агрессию, «заключенные» демонстрировали пассивность. После эксперимента «охранники» отмечали, что чувство власти им давали униформа, дубинка и наручники, а «заключенные» сообщали, что чувствовали бессилие и унижение.
Зимбардо пришел к выводу, что людям свойственно соответствовать той роли, которую навязало им общество, при этом социальное давление способно заставить человека совершить злодеяние. Но это не значит, что с преступников «поневоле» снимается ответственность за их поступки.
Что нужно знать о подростковом возрасте?
Психологи уже давно отмечают тенденцию «омоложения» подросткового возраста. Дети теперь вступают в переходный период гораздо раньше, чем их родители, – в 10-11 лет. Также отмечено «продление» подросткового возраста до 18-19 лет, когда ребёнок достигает совершеннолетия и отделяется от родителей не только психологически, но и материально, финансово.
В границах подросткового возраста выделяют два этапа: младший подростковый возраст (10-12 лет) и старший подростковый возраст (начиная с 13 лет и до завершения переходного периода).
- В младшем подростковом возрасте ребёнок уже начинает ощущать свою взрослость, у него усиливается потребность в общении со сверстниками, его организм готовится к изменениям.
- К 13-14 годам гормональная перестройка достигает своего пика. Ребёнок становится раздражительным, обидчивым, у него часто меняется настроение.
- Переходный период завершается вступлением ребёнка во взрослую жизнь. У юношей и девушек стабилизируется эмоциональное состояние, появляются зрелые, взвешенные решения. Наступает время для полного отделения от родительской семьи.
Сколько продлится подростковый возраст у вашего ребёнка, точно неизвестно. Поскольку, созрев физически, подросток может ещё долгое время оставаться психологически не подготовленным к самостоятельной организации своей жизни.
Почему этот период называется переходным? Потому что в развитии ребёнка совершается переход от детства к взрослости. И главная задача для подростка – осознать себя и отделиться от родителей.
Подростковый возраст – это испытание как для детей, так и для родителей.
Сейчас видны две тенденции:
1) тенденция нежелания рано взрослеть, заводить семьи и детей как минимум до 24-28 лет. С этим показателем снижается и ответственность по отношению к своей жизни во всех сферах. Более поздние сроки наступления финансовой самостоятельности приводят к полузависимости от взрослых. Именно здесь происходят конфликты родителей и детей. Подростки с одной стороны жаждут самостоятельности и всеми поступками показывают это, исходя из гормонального развития, как и заложено природой. С другой стороны бессознательно подростки сами тормозят переход во взрослую жизнь, не желая брать ответственность.
2) Вторая тенденция – желание быстрее выйти на своё предназначение и менять мир. Всё больше становится таких детей. Они рождаются уже взрослыми и им очень тяжело внести все уровни физиологического взросления – им хочется быстрее повзрослеть и, не обращая внимание на все подростковые выбросы в характере, они идут к своим целям, чтобы делать дела. Они понимают, что хотят, куда идут и как правило с детства заняты размышлениями и изучением мира далеко не как ребёнок,
13-15 лет
Оставаясь по сути ребенком, он уже чувствует себя повзрослевшим. Он испытывает желание быть независимым, всячески показывая это. Он активно размышляет о будущей профессии, желает ощутить свою значимость в семье и обществе.
Подросток испытывает высокий интерес к противоположному полу. Возможно появление школьной дезадаптации, вследствие сложных отношений со сверстниками или учителями. Вступив в острый подростковый период, ребенок отдаляется от семьи, чувствуя больше интереса к друзьям и более старшим товарищам, которые становятся для него авторитетом.
Выбрав себе ориентир, на который ему хочется равняться, подросток пытается стать похожим на него. Хорошо, если пример оказывается положительным.
Подростки, столкнувшиеся со многими запретами в семье, начинают демонстрировать замкнутость и отчужденность. В это время важно не действовать с напором и агрессией – следует приступить к налаживанию контакта.
Попадание в плохую компанию
Подростки стремятся быть причастными к группе, стать в компании сверстников «своим человеком». Поэтому велика опасность, что ваш ребёнок попадет в «неподходящую» компанию, где молодые люди совершают противоправные действия, употребляют алкоголь, наркотики или курительные смеси.
Убедитесь, что ваш ребёнок не связался с плохой компанией и не причиняет вред своему здоровью. Установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
Большинство подростков с удовольствием учатся новому.
Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.
Взрослый
«Взрослый» соединяет все предыдущие уровни и умеет ими управлять. Он ответственен за свою жизнь, за семью, отношения, работу. Может направить подростка и юношу идти в правильном направлении.
Во «Взрослом» ещё есть эгоизм, и порой он осуждает всех, кто безответственен или не понимает элементарных вещей по отношению к жизни.
Вопросы полового созревания
Половое созревание (пубертат) у подростков связано с активной выработкой половых гормонов как у мальчиков, так и у девочек. Гормональная перестройка влечёт за собой изменения и в телосложении, и в личности, и в поведении ребёнка.
Чем характеризуется пубертатный период:
- появление первых менструаций у девочек и ночных поллюций у мальчиков;
- изменение роста и веса;
- активная работа сальных желёз, которая нередко вызывает появление прыщей;
- развитие молочных желёз и округление бедер у девочек;
- появление волос на подмышечных впадинах и половых органах;
- развитие мускулатуры у мальчиков;
- усиление работы потовых желёз и как следствие – появление резкого, неприятного запаха пота.
«Буря гормонов» влечёт за собой такие симптомы подросткового возраста, как:
- повышенный интерес к противоположному полу, в том числе и эротический;
- перепады настроения;
- переживания по поводу внешности;
- агрессивность, раздражительность, вспышки гнева.
Родителям важно в этот период:
- отбросить стыдливость и обговорить все вопросы, касающиеся полового созревания. Лучше, если мама или папа затронут эти «щекотливые» темы, нежели если ребёнка «просветит» интернет;
- ни в коем случае не стоит стыдить сына или дочь за повышенный интерес к половой сфере. Многие родители приходят в ужас, застав сына за мастурбацией или дочь за просмотром порнофильма. В этом ничего ужасного нет. Ваш ребёнок растет. Если раньше он интересовался машинами, куклами и конструкторами «Лего», сегодня ему интересны отношения между мужчиной и женщиной;
- не высмеивать переживания ребёнка, касающиеся его внешности. Лучше ещё раз напомнить сыну или дочери, что все гадкие утята когда-нибудь превращаются в прекрасных лебедей, нужно лишь немного подождать;
- если подростка сильно беспокоят прыщи и избыточный вес, стоит посетить врача-эндокринолога.
Если ребёнок попал в плохую компанию
- Не впадайте в панику. Задайте себе вопрос: эта компания плохая для меня или для моего ребёнка? Если подросток получает там уважение, признание и поддержку, он будет всеми силами стремиться быть в этой компании и дальше.
- Познакомьтесь с друзьями сына или дочери поближе, пригласите их в гости или на природу. Возможно, ваше мнение о них изменится.
- Запомните: запреты и угрозы не помогут! Ребёнок все равно будет общаться со своей компанией, но уже втайне от вас.
- Если ваши худшие опасения подтвердились, и ребёнок действительно связался с плохой компанией, ваша главная задача – вернуть доверительные отношения с сыном или дочерью и постараться выяснить причину, по которой эта компания так его привлекает.
- Попробуйте заинтересовать подростка другими увлекательными вещами: спортом, музыкой, программированием.
- Если вы узнали, что ваш ребёнок состоит в религиозной секте или связался с криминальной группировкой, ни в коем случае не медлите! Смените школу, район проживания или город, чтобы у ребёнка не было соблазна вернуться к прежним «друзьям».
Как правильно себя вести с подростком
Учите подростка правильному отношению к делам. Помогите ему стать организованным, достигать своих целей, осуществлять все намеченное. Учите его внимательности, мягкости, выдержке. Многим детям, находящимся в переходном возрасте, не хватает этих качеств. Лучшее обучение – собственный пример.
Подростки склонны к пессимизму: самоедству, внутренним обвинениям. Они корят себя за разные ошибки, не уверены в собственной внешности, умственных способностях. Воспринимайте это не подростковыми особенностями, а дурными привычками, требующими избавления. Отказавшись от негативизма, человек проще идет к достижению больших целей. Помогите сыну или дочери полюбить себя.
Какое поведение родителей считается неправильным в этом случае? Типичная ошибка, столкнувшись с нежелательным поведением ранее послушного ребенка, демонстрировать неконтролируемую агрессию, либо демонстративно впадать в переживания. На этом воспитание заканчивается.
Когда сложный возраст сопровожден регулярными конфликтами с окружающими, это оборачивается кризисом подросткового возраста. Ребенок пытается доказать, что он самостоятельная личность, отдельная от родителей. Он пытается укрыть свою личную жизнь и переживания от семьи, чтобы не чувствовать контроля. В большинстве случаев кризис неизбежен, и биологической основы у него нет.
Чем характерен кризис? Подростки демонстрируют независимость, самостоятельность, выдвигают требования к родителям. Попробуйте работать на опережение кризиса. Как это сделать? К сложному возрасту личность ребенка должна быть максимально сформированной. Прививайте ответственность, родительский авторитет, стройте позитивные дружеские отношения.
Младенец
«Младенец» – человек, который не хочет брать ответственность и живет только ради удовлетворения своих потребностей. Наверное, вы все видели пожилых людей, которые требуют сверх внимания к себе, превращая жизнь окружающих в ад. Это как раз уровень младенца, а значит человек, пройдя всю жизнь, так и не повзрослел.
Не верь воспоминаниям
Наши воспоминания обычно достаточно точны, особенно о важных для нас вещах. Однако мелкие подробности мы часто вспоминаем неправильно.
Эксперименты когнитивного психолога Элизабет Лофтус показали, что воспоминания нередко оказываются неверными, хотя человек убежден, что хорошо все помнит.
Например, если ваши эмоции и убеждения сейчас и в тот момент, когда происходило событие, сильно отличаются, то воспоминания могут быть искажены.
Иногда мы точно помним информацию, но путаем ее источник. Например, думаем, что видели это в новостях, а на самом деле слышали от друга.
На воспоминания влияет и процесс их извлечения из памяти. В одной из первых работ Лофтус изучала достоверность показаний свидетелей по уголовным делам и роль наводящих вопросов. Участникам эксперимента показывали видеозаписи автомобильных аварий, а затем просили оценить скорость машин.
В ходе другого эксперимента Лофтус создала фиктивную фокус-группу из людей, ранее уже посещавших Диснейленд. Им показали рекламу парка, в которой присутствовал кролик Багз Банни. В комнате также поставили большую картонную фигуру этого персонажа. Затем их спросили, видели ли они кролика во время визита в Диснейленд. Около трети из них ответили «да», хотя Багз Банни — герой компании Warner Brothers, а не Disney.
Профессиональные хитрости и манипулирование умами
На протяжении ХХ века рекламодатели все чаще использовали психологию убеждения, чтобы воздействовать на людей.
Бихевиорист Джон Б. Уотсон работал в рекламном агентстве, где использовал свои знания для повышения продаж всех видов продукции. Рекламодатели давно знали, что недостаточно просто рассказать о хорошем продукте, но Уотсон предложил новые способы убеждения потребителей.
Обманываться рад?
Если человек в чем-то твердо убежден, заставить его изменить свое мнение очень трудно. Даже если привести доказательства, что он ошибается, он будет настаивать на своей правоте. Иногда мы все так поступаем. Даже когда ошибка очевидна, мы заверяем себя, что наши убеждения имеют веские причины.
Наши убеждения крайне важны для нас. В их основе наши знания и то, что мы считаем правдой. Поэтому, когда кто-то сомневается в том, в чем мы твердо убеждены, мы испытываем сильный дискомфорт.
Американский психолог Леон Фестингер назвал это чувство когнитивным диссонансом. Чтобы избавиться от него, человек с удвоенной энергией начинает отстаивать свою правоту и оспаривать любые доказательства, которые противоречат его точке зрения.
Фестингер писал, что изменить мнение человека с сильными убеждениями очень трудно: «Скажите ему, что не согласны, и он отвернется от вас. Предъявите ему факты или цифры, и он не поверит вашим источникам. Апеллируйте к логике, и он не поймет ваших аргументов».
Чтобы проверить свою теорию, Фестингер и его коллеги встретились с членами секты, которые утверждали, что инопланетяне сообщили им о скором конце света. Во время интервью сектанты твердо верили, что конец света наступит 21 декабря того года.
Когда стало ясно, что апокалипсис не состоялся, психологи опросили сектантов еще раз. Те не отказались от своих убеждений и заявили, что мир был спасен именно благодаря их крепкой вере. Признание своей ошибки вызвало бы у них когнитивный диссонанс. Вместо этого их вера укрепилась, и они стали утверждать, что получили новое — благодарственное — послание.
Фестингер заметил, что упорнее всего стояли на своем сектанты, отказавшиеся почти от всего, чтобы войти в секту: они ушли с работы, продали дома. Он пришел к выводу, что чем больше времени и усилий человек уделяет чему-то, тем сильнее он будет это защищать.
Особенности переходного возраста
Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.
Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.
Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.
Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.
Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.
Ошибки родителей в воспитании
Как мы уже говорили, родителям тоже непросто пережить период взросления их сына или дочери. Поэтому многие, часто неосознанно, своими фразами или действиями разрывают те нити любви и доверия, которые связывают их с ребёнком.
Что не рекомендуется делать родителям подростков:
- Критиковать и запрещать общение ребёнка с друзьями («Мне не нравится этот твой Вася, он и учится плохо, и одевается неряшливо. Я не хочу, чтобы ты с ним дружил»).
- Высмеивать внешность и одежду («Ты зачем так накрасилась в школу? Выглядишь как клоун»).
- Чрезмерно контролировать все сферы жизни ребёнка («Кто тебе сейчас звонил? Ну-ка, быстро покажи мне телефон»).
- Относиться как к маленькому ребёнку («Тебе ещё рано знать об этом. Вот вырастешь, тогда и поговорим»).
- Игнорировать переживания подростка («Что ты там опять рыдаешь в спальне? Иди лучше уроки делай»).
- Сравнивать со сверстниками, одноклассниками, детьми знакомых («А вот Настя из вашего класса на одни пятерки учится и маме по дому помогает, а у тебя на уме только одни мальчики»).
Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.
Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?
Подросток
«Подросток» хочет достигать новых высот, выделяться из толпы, познавать жизнь. Подросток старается развивать свои наиболее сильные стороны и способности. Но часто у него ещё не хватает осознанности в этичности и правилах человеческого общения и взаимоотношений, из-за этого способы достижения своих целей порой не экологичны.
Подростки не признают авторитетов. В отношениях могут показывать своё превосходство. Часто взрослые так и остаются «Подростками» – это выражается в насильном подчинении окружающих своим правилам.
Преодоление кризисного периода: советы психолога
Воспользуйтесь советами психолога. Что поможет преодолеть кризис?
Для этого ребенку предстоит выполнить ряд задач:
- Положительные отношения со сверстниками, дружеские связи.
- Принятие собственной внешности.
- Принятие своего пола, осознание, в чем заключена женская и мужская социальная роль.
- Дружеский, доверительный контакт с родителями.
- Приобретения ответственности, инициативности.
- Осознание своих способностей, выбор профессии.
Без помощи родителей сложно пройти кризис благополучно. Отцу и матери стоит признать, что их чадо – отдельная, самостоятельная личность. Поменяйте модель поведения, если видите острое неприятие предыдущей модели.
Вышеперечисленные выполненные задачи указывают на преодоление кризиса. Роль родителей в этом велика – немало зависит от их поведения. Сын или дочь нуждаются в совете, разговоре? Не отталкивайте их, считая проблему глупой и не стоящей внимания. То, что пустяково для вас, для старшеклассника может иметь невероятную значимость. Впоследствии он поймет незначительность ситуации, но сейчас она имеет для него огромное значение.
Нередко подросток неосознанно проверяет родителей на прочность. Хотите завоевать авторитет и уважение дочери или сына – все зависит от вашего поведения. Запреты должны быть обоснованными и соблюденными. Предупреждения реальными и осуществленными. Глупо говорить:
Ему следует заранее понимать, чем грозят нарушения. Озвучивайте угрозы, которые готовы и сможете осуществить – держите свое слово. К примеру, это может быть лишение чего-то на определенное время: компьютерные игры, просмотр телевизора, сокращенная прогулка с друзьями и другое.
Увлекаться не стоит. Санкции и наказания – крайние меры. Куда лучше если вы установите с ребенком отношения доверительного характера. Доверия, просьбы, дух поддержки, уважения и сотрудничества предпочтительнее приказов. Добиться тесных и теплых отношений сложно, если были допущены ошибки на предыдущем возрастном этапе.
Психолог для подростка в санкт-петербурге
Итак, что же нужно знать о подростковом возрасте:
- Этот период взросления не навсегда! Он обязательно закончится. Каждый родитель, принимая те или иные шаги в дальнейшем воспитании, вспоминает свой «сложный возраст». Поэтому часто думает: «Боже, как мои родители вообще вынесли такое…»
- Ведите дневник (или список желаний). Записывайте в нём каждый день, чем вы остались довольны собой за прошедший день. Сначала будет нелегко его вести. Но с каждым разом у вас будет получаться все лучше. Главное правило – не сдаваться! Пишите не о глобальных своих достижениях, а обо всех, даже самых незначительных. Например: навели порядок в комнате, протёрли пыль, сходили с друзьями в кино, подготовились к ВПР, выполнили домашнее задание на отлично, помог бабушке перейти через дорогу и т.д. Это поможет вам ощущать свои достоинства. Подглядывайте в дневник чаще! Становись лучше.
- Записывайте моменты, когда вы превзошли свои ожидания. Например, думали, что сдадите контрольную на тройку, а сдали на «отлично» или «хорошо». Или хотели помыть только свою тарелку, а вымыли всю посуду за семьёй, да ещё и стол протёрли. Это поможет вам осознать, что ограничений в хороших поступках нет. Вы можете всё.
- Избавьтесь от «внешнего шума» и критики. Взвешивайте всё, что вам говорят окружающие. Не заглушайте свою индивидуальность, веря каждому слову других людей. Остановитесь и подумайте, справедливо ли то, что они говорят вам и советуют? Если это так, тогда задумайтесь над этими словами серьёзней. Если нет – просто заглушите этот шум в голове.
- Говорите с собой уважительно. Замечали такие мысли в голове? «Все на меня как-то косо смотрят», хотя это вообще не так. Или, например, «меня явно ненавидят» — и это тоже совершенно неправда. Ваш мозг может внушать, что вы недостаточно хороши. Поэтому важно научиться говорить с собой, как с человеком, которого уважаете. Если обнаружили подобные мысли, сразу записываем эти слова на бумагу. И мысленно говорите себе: «СТОП, я не буду разговаривать с собой в таком тоне». Затем негативные слова меняете на позитивные. Например, «Семья меня любит», «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения».
- Проводите время с теми, кто вас любит. Безусловную любовь могут дать только родные люди. Эти отношения укрепляют самооценку.
- Совершайте добрые поступки. В этот момент вы ощутите себя значимым, нужным и полезным. Вы можете собирать макулатуру, присматривать за детьми, помогать маме по дому или бабушке – соседке. Неважно, какие хорошие дела вы совершаете. Главное – действуйте.
- Найдите понимающего взрослого собеседника. Иногда родителям не всё можно рассказать или получить совет. Но в окружении обязательно есть взрослый человек, который может помочь, поговорить или дать совет. Помощь психолога подростку тоже подходит в этой ситуации.
- Рекомендации подросткам от психолога: определите ценности. Важно обозначить, как и с кем проводить дальше время. С кем или чем связать свою жизнь. Например, друзья, образование, спорт, животные, искусство и музыка, семья и город. А также важны жизненные качества, которые будут сопровождать вас на протяжении жизни: надёжность и доброта, верность и трудолюбие, энергичность и нежность, честность и независимость, готовность помочь и мастерство. Задайте себе вопрос: «Кто и что имеет для меня значение?» И ответьте на этот вопрос на бумаге.
- Анонимный психолог для подростков рекомендует: нарисуйте свои мечты. Желания можно осуществить, если их визуализировать. Подумайте о тех людях, которыми вы восхищаетесь. Чем эти люди занимаются и почему они особенные для вас? Это могут быть близкие, знакомые или даже известные люди. За что вы считаете их великими? Представьте и себя таким же. Нарисуйте этот образ и сохраните.
- Советы психолога детям. Определите свои источники вдохновения. Ответьте себе на вопросы и запишите на бумаге (в том же дневнике): чем нравится заниматься? Что придаёт смысл жизни? К чему у меня есть талант? О чём нравится читать и смотреть фильмы? Ответив на эти вопросы, вы сможете черпать энергию и уверенность в себе.
- Ставьте цели, даже маленькие и достигайте их. Фиксируйте на бумаге и выполняйте. Не расстраивайтесь, если не получается достигнуть всех и сразу. Идите к целям постепенно, расписывая на более мелкие шаги. Решение этих задач добавит вам уверенности в себе и смелости. Действуйте.
- Мыслите масштабно. Недостижимых целей не бывает. Мечтайте о великом! Это поможет достигать ваших целей как можно быстрее.
- Читайте книги. Они помогают расширить кругозор, находить блестящие идеи и переворачивать ход мыслей в нужное русло.
- Планируйте свой будущий день. Если у вас все время уходит на игры в компьютер, то нужно расширить свои способности. Распределяя и планируя свой день, вы научитесь справляться с обязанностями. Благодаря планированию у вас освободится больше свободного времени. А свободным временем вы можете распорядиться, как душа пожелает, опираясь, опять же, на своё будущее. В игры играть или изучать английский – выбор за вами.
- Следите за здоровьем. Правильное питание и спорт – залог хорошего самочувствия, энергичности и выносливости. Не зря ведь родители и взрослые употребляют поговорку: «В здоровом теле здоровый дух»? Измени свои привычки.
- Психолог подростку 14 лет. Разнообразьте свой досуг. Помогайте родителям готовить ужин, играйте в настольные игры, посещайте выставки, мастер-классы и кино, займитесь спортом и новыми увлечениями.
- Советы психолога подростку 15 лет. Общайтесь дружелюбно и вежливо со сверстниками. Помогайте им. Принимайте их физическое формирование положительными эмоциями. Поддерживайте друг друга, защищайте. Займитесь совместным спортом.
Психолог для подростка в спб
Как мы уже и говорили ранее, семьи бывают разные. В одних семьях родители – алкоголики или наркоманы, им просто плевать на своих детей, и они рожают еще и еще. В других семьях родители – одиночки, у них просто не хватает ни сил, ни времени, ни денег на психологов и общение с детьми.
В третьих семьях есть оба родителя, и они пытаются помочь своим взрослеющим детям легче пережить этот период и обращаются к психологу. В четвертых семьях дети предоставлены сами себе и вынуждены бороться с этим миром или начинают искать выход из ситуации в интернете, читая полезные статьи по психологии для подросткового периода.
Денег то нет на платную консультацию, да и страх присутствует… А версий семей ещё очень и очень много.
Психолог для подростка онлайн
Конечно, это идеальный вариант, когда можно получить консультацию по телефону или в чате совершенно бесплатно и в тот момент, когда это очень необходимо.
А родителям важно получить инструкцию «Как снова сделать ребенка нормальным». Но мы хотим дать некоторые важные советы подросткам. А также их родителям.
Психолог для подростка подчёркивает направления развития:
- Важно выстроить физический образ своего «Я» благодаря половому и физическому созреванию;
- Имеет большое значение развитие межличностного общения в группах сверстников;
- Выстраивать новые отношения в семье, включающие эмоциональную независимость, психологическую поддержку;
- Развивать абстрактное мышление;
- Формировать жизненную философию и систему ценностей;
- Определяться с образованием и будущей профессией;
- Готовиться к семейной жизни
Работа психолога с подростками
Учитывая то, что все семьи и воспитание в них разное, но к ребёнку уже необходимо относиться, как ко взрослому, родителям важно не потерять контакт с ним. А взрослеющему организму научиться взаимодействовать не только с членами семьи.
В период личностного созревания подростки бывают «колючими», неразговорчивыми, учатся хуже, начинают забывать о гигиене, устраивать беспорядок в своём жилище, врать и воровать. Вследствие чего родители просто в шоке. У мам случаются истерики, а у пап появляется одно единственное желание – подчинить ребенка любой ценой.
Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.
Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.
Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.
Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.
Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.
Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.
Совет 1. наделите ребёнка обязанностями
От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.
Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.
Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.
Совет 2. установите правила и заранее обговорите санкции
Случайные наказания — плохой стимулятор. Кричать — непродуктивно. Физическое наказание воспринимается как насилие, игнорирование разрушает эмоциональный контакт, а крик запускает защитные механизмы и отключает сознание. Говорить жёсткую, неприятную информацию мягким тоном тоже нелогично — подросток запутается в сигналах.
Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.
Совет 3. не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки
В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.
Совет 4. не читайте морали — разговаривайте по душам
Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.
Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.
Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.
Совет 5. не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные
Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.
Но для подростка это может быть реальной проблемой. Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их.
Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.
Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.
Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.
Совет родителям от психолога-эксперта
Из-за незнания тонкостей внутреннего мира и типов личности, многие родители теряют связь с ребёнком. А ведь всего лишь и нужно понять, что ребёнок стал другим: у него появилась своя уникальность, свои принципы, свои границы и нужно, исходя из позиции друга, найти контакт.
Ещё один важный момент – не нужно всегда чего-то хотеть от ребёнка. Когда он закрывается и хочет побыть в одиночестве – не мешайте ему, это пройдет. Вообще, нужно взять на вооружение фразу «и это тоже пройдет» – это как когда мы пропускаем волны на море сквозь себя. Они просто уходят – их невозможно контролировать, задерживать на месте.
Встаньте и почувствуйте движение волн и вам сразу станет легче. Следующие волны принесут вам с детьми: радость, взаимопонимание, обнимашки, благодарность, уважение, терпение, более крепкую связь – пусть невидимую, но совершенно необходимую.
Старец
«Старец» живёт ради самой жизни. Он видит причины всех действий и не совершает поступков, которые приводят к разрушению. Созидает всё вокруг.
Когда в школе, семье, встречаются такие люди, дети автоматически вырастают «Старцами», так как впитывают основы живой гармоничной жизни с рождения.
Коротко изучив внутренние уровни и искажения, можно точно определить внутренний уровень своего ребёнка, подростка. Нужно понаблюдать за ним в повседневной жизни, понять, к кому он тянется из взрослых, а с кем-то неумолимо агрессивен, поговорить «по душам» об учёбе, поведении, мыслях.
У девочек
Девочка пока не обладает автономной нравственностью, она у нее конвекционная (навязанная окружающими). В большинстве случаев общество внушает девушке, что все, что связано с сексуальностью постыдно и грязно. При этом она впервые испытывает эротические фантазии, стыдясь и смущаясь этого.
В некоторых случаях девочки, чувствующие привязанность к отцу начинают ревновать к матерям. Они не осознают, что во многом вносят разлад в семью, списывая все на непонимание родителей. Подростку хочется романтической любви, она думает об интимных отношениях, смущается первых менструаций.
В этом возрасте девочки испытывают потребность в признании. Им хочется быть прекрасными, покорять сверстников и мир. При этом приходится испытывать страдания от несовершенств во внешности и насмешек одноклассников.
Многие девочки испытывают страдания от прыщей. Не наблюдайте снисходительно за тем, как она замазывает их пудрой и не озвучивайте советы, типа «умываться надо получше». Правильное решение – пойти с дочерью к дерматологу, и избавить ее хотя бы от одной болезненной проблемы, ведь психология подросткового возраста подразумевает их и без того немало.
Девочка-подросток демонстрирует взрывную реакцию на все, что ей не нравится, но при этом нуждается в понимании и поддержке. Большая ошибка многих матерей – игнорирование тем про интимную гигиену, противозачаточные средства и прочие подобные темы. Причем их нужно поднимать не в 16 лет, а уже в 12, даже если вам кажется, что у вас «чистая девочка», которой не нужно все это знать.
Показывайте дочери, что вы всегда поддержите ее, формируйте с ней доверительные отношения, и это избавит ее и вас от многих проблем в будущем.
Чат с психологом для подростков
Это отличная идея, особенно если возникли трудности, а взрослого, которому доверяешь – нет сейчас.
Не нужно забывать, что в формировании личности участвуют школа, семья и семейные ценности, социальное общество, «улица» и друзья, личные качества и потребности, даже гороскоп и имя влияют на человека, и на то, кем он станет.
При неправильном формировании личности у подростка могут развиваться комплексы и неуверенность в себе из-за физиологического развития, например. Как девочкам, так и мальчикам сложно принять появление волос на их теле, которые он так тщательно стараются скрыть и избавиться от них.
В таких случаях важно достичь гармонии, чтобы ребёнок не имел стеснения и мог обратиться с вопросами к родителям. Хорошо, если смогут додуматься поискать ответы на вопросы в интернете. Хотя, далеко не всей информации можно доверять во всемирной паутине.
Поэтому мы написали данную статью в помощь подросткам.
Чем можно занять подростка
Если в семье сложились позитивные отношения, занять подростка будет не сложно.
Некоторые варианты:
- Совместная готовка. Выберите блюдо, которое очень нравится вашему ребенку – попросите помочь с его приготовлением. Совместная готовка обеда с родителями – замечательный способ помочь сыну или дочери приобрести навыки командной работы.
- Настольные игры. В настоящее время существует огромное многообразие таких игр. Это отличное времяпровождение, поднимающее настроение и развивающее мышление подростка. Выберите игру, которая будет по вкусу всем игрокам.
- Посещение интересных мероприятий в соответствии с предпочтениями подростка. Это может быть выставка авто, концерт, поход в кино, художественная выставка, увлекательный мастер-класс и прочее.
- Спорт. Если у вас активный ребенок, то ему понравится какая-нибудь любительская спортивная секция. Выбор велик!
- Хобби. Если испытываете надобность в том, чтобы чем-то занять подростка, это говорит о том, что у него отсутствует хобби, которое поглощало бы его в полной мере. Попытайтесь понять, что нравится вашему ребенку, чем бы ему хотелось заниматься. Программирование, футбол, пошив одежды, танцы, восточные единоборства? Поговорите с ним об этом – увлечение должно быть у каждого ребенка.
Юноша
Следом идёт уровень «Юноша». Человек начинает думать о смысле жизни, часто уходит от материальной зависимости, чтобы познать другие ценности. Если произошло правильное усвоение предыдущих уровней, то юноша (девушка) осознаны во всех сферах жизни, понимают всё, что им делать, куда идти и зачем.
Если предыдущие уровни не пройдены, то подростки становятся ленивыми, перестают делать обыкновенные задачи по отношению к семье, работе, учёбе.