Ответы на тесты по предмету «Социология. Тест 233» | Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия

Ответы на тесты по предмету "Социология. Тест 233" | Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия Женщине

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.

Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Социализация личности

Социализация- процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей. 

Социальная адаптация

Социальная адаптация- это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Виды социальных статусов

Социальный статус— это неисчерпаемый человеческий ресурс, который дает человеку возможность влиять на общество и получать особые позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает определенные права и обязанности.

Чаще всего человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами.

Различают такие виды социальных статусов:

  1. Определяются положением индивида в группе — личный и социальный.

    Личный статус — это положение человека, которое он занимает в малой группе, в зависимости от оценки его индивидуальных качеств.

    С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

  2. Определяются временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом — основной и неосновной (эпизодический).

    Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего связан с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).

    Эпизодический статус влияет на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент, читатель, слушатель).

  3. Приобретаются в результате свободного выбора или нет.

    Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг (национальность, место рождения, социальное происхождение).

    Достигаемый (приобретенный) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток).

    Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание олимпийского чемпиона).

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями.

Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям.

Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными.

В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле.

Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков.

История социальных статусов в россии

В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:

  • крестьянин,
  • мещанин,
  • личный почетный гражданин,
  • потомственный почетный гражданин,
  • личный дворянин,
  • потомственный дворянин.

В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:

  • крестьянин (жители сельских поселений, которые заняты в сельском хозяйстве, без образования);
  • рабочий (без образования);
  • служащий (наличие высшего образования или свидетельство из техникума).

При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.

Как повысить социальный статус

Социальный статус не является постоянным и естественным. У человека может быть стремление к его повышению.

Всегда есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки. Правда, есть категории, на которые человек повлиять не может — например, изменить биологических родителей или национальность. Но большинство вещей можно изменить и повысить свой социальный статус.

Повышению социального статуса способствует мотивация и амбиции. Если не стремиться улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, то прогресс не случится. Это касается всего — от выбора работы до построения отношений.

Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к изменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов закрепиться на достигнутом.

Определение социального статуса

Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.

Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Как быть Леди:  "Честно" или "чесно" как пишется правильно слово?

Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.

Критерии социального статуса:

  1. Собственность;

  2. Уровень дохода;

  3. Образ жизни;

  4. Отношения между людьми в системе общественного разделения труда;

  5. Отношения распределения;

  6. Отношения по потреблению;

  7. Место человека в иерархии политической системы;

  8. Уровень образования;

  9. Этническое происхождение.

Ответы на тесты по предмету "социология. тест 233" | помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия

1161. Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия
• достигаемый

1162. Социальные группы, которые играют решающую роль в процессе социализации индивида
• первичные

1163. Социальные действия, направленные на полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства социальных институтов, называются ____________ движениями
• Революционными

1164. Социальные предписания — это
• запрет или разрешение сделать что-либо

1165. Взаимодействие социальных групп, кончающееся их гибелью или гибелью одной из сторон, является
• Антагонизмом

Примеры социальных статусов

Рассмотрим примеры каждого вида социального статуса.

Самый главный, присущий всем людям статус — это человек. Он настолько обобщен и размыт, что его даже редко учитывают.

Примеры врожденных статусов: национальность, гражданство. Пол также дает определенный социальный статус и роль (дочь или сын, внук, сирота).

На приобретенные статусы человек может повлиять своим выбором. Так, например, расширяются родственные роли — когда-то незнакомые люди становятся мужем и женой при создании новой семьи, а их родственники приобретают новые социальные статусы (свекровь, золовка, свояченица, кум).

Эпизодические статусы: участники забастовок, посетители кинотеатра или кафе, пассажир такси или поезда. Эти статусы могут повторяться в жизни одного человека либо меняться на другие статусы.

Достигаемые статусы касаются профессиональных и статусных положений: профессия (врач, юрист, геолог), занимаемая должность (президент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включают такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, которая отражает неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.

Любое проявление социального статуса не может постоянно соответствовать ожиданиям общества, выдерживать и поведенческую линию, и внешнее соответствие.

Промежуточный тест 2 — попытка 1

2021-07-14

views image

17010

vkontakte icon

Question1

Выделите специфическую функцию института образования и науки:

Выберите один ответ.

a. открытие и передача новых знаний;
b. транслирующая.
c. социальный контроль;
d. коммуникативная;

Question2

Социальный статус-это позиция, занимаемая индивидом:

Выберите один ответ.

a. в социальном пространстве.
b. в малой группе;
c. в социальной группе, или обществе;
d. в семье;

Question3

Совокупность культурных элементов, несущая определенную смысловую нагрузку-это:

Выберите один ответ.

a. культурный порядок;
b. структура культуры;
c. культурный образец.
d. культурный комплекс;

Question4

Личный статус – это позиция, занимаемая индивидом:

Выберите один ответ.

a. в производственном коллективе;
b. в современном обществе.
c. в первичной малой группе;
d. в большой социальной общности;

Question5

Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия:

Выберите один ответ.

a. профессиональный;
b. неформальный.
c. достигаемый;
d. аскриптивный;

Question6

Что можно отнести к неформальному социальному контролю?

Выберите один ответ.

a. воздействие общественного мнения;
b. убеждение.
c. арест;
d. повышение оклада;

Question7

Все, что создано людьми, в своей совокупности называется:

Выберите один ответ.

a. ценностью.
b. культурой;
c. экономикой;
d. наукой;

Question8

Представлениям о девиантном поведении не соответствует социальная роль:

Выберите один ответ.

a. выдающегося ученого;
b. хулигана.
c. служащего банка;
d. наркомана;

Question9

Институциональные комплексы, назначение которых регулировать производство и распределение продуктов и услуг, отношения собственности и обмена:

Выберите один ответ.

a. юридические нормы.
b. политические институты;
c. экономические институты;
d. институциональные нормы;

Question10

Особая форма организации молодежи внутри господствующей культуры, определяющая стиль жизни и мышление ее носителей:

Выберите один ответ.

a. молодежный инфантилизм;
b. молодежная субкультура;
c. молодежный андерграунд.
d. молодежный максимализм;

Question11

Брачно-семейные институты включают в себя:

Выберите один ответ.

a. и те и другие;
b. только достигаемые статусы;
c. только аскриптивные статусы;
d. ни те ни другие.

Question12

Какой из перечисленных ниже статусов является предписанным:

Выберите один ответ.

a. студент;
b. русский.
c. менеджер;
d. социолог;

Question13

Понятие «культурный релятивизм» характеризует тот факт, что:

Выберите один ответ.

a. разумный, рационально мыслящий человек оценивает отдельный элемент культуры только в рамках данной культуры;
b. собственная культура рассматривается как единственно хорошая и правильная.
c. нормы часто применяются произвольным образом;
d. нормы, принимаемые как истинные изменяются время от времени, от общества к обществу;

Question14

Социологи выделяют пять основных социальных институтов. Назовите их:

Выберите один ответ.

a. здравоохранения, школы, Вооруженных сил, высшего образования, физической культуры;
b. политические, религиозные, экономические, образовательные, семьи и брака;
c. православия, католицизма, протестантизма, буддизма, иудаизма;
d. законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти, правоохранительных органов, средств массовой информации.

Question15

Семья в социологии понимается, как:

Выберите один ответ.

a. объединение индивидов для биологического воспроизводства населения;
b. союз двух лиц;
c. социальный институт, основанный на браке;
d. государственная структура, основанная на браке и законах, регулирующих семейные отношения.

Question16

Какие из перечисленных санкций относятся к негативным?

Выберите один ответ.

a. распускание слухов.
b. улыбки;
c. аплодисменты;
d. добрые жесты;

Question17

Появление массовой культуры вызвано:

Выберите один ответ.

a. улучшением международных отношений;
b. кризисом элитарной культуры;
c. массовым производством и потреблением, появлением средств массовой информации.
d. развитием эстетического сознания масс;

Question18

Исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворить те или иные социальные потребности – это:

Выберите один ответ.

a. социальные институты;
b. механизмы социальной регуляции.
c. общественные организации;
d. социальные группы;

Question19

Аномия, согласно Э. Дюркгейму — это:

Выберите один ответ.

a. снижение солидарных связей;
b. уход человека из своей социальной группы;
c. перестройка.
d. распад привычного нормативного порядка;

Question20

Кто из указанных ученых предложил теорию «зеркального Я»:

Выберите один ответ.

a. З. Фрейд;
b. Дж. Мид;
c. Ж. Пиаже.
d. Ч.Кули;

Question21

Специфической функцией семьи как социального института является:

Выберите один ответ.

a. воспитательная;
b. репродуктивная.
c. статусная;
d. экономическая;

Question22

Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, отличающих одну группу от другой — это:

Выберите один ответ.

a. культура;
b. идеология;
c. цивилизация.
d. общественное мнение;

Question23

Одним из авторов статусно-ролевой теории личности является:

Выберите один ответ.

a. Г. Спенсер;
b. В. Парето.
c. З. Фрейд;
d. Т. Парсонс;

Question24

Что из перечисленного не является элементом культуры:

Выберите один ответ.

a. нормы;
b. символы.
c. природная среда;
d. ценности;

Question25

Социальная аномия — это:

Выберите один ответ.

Question26

Ситуация столкновения противоречивых требований различных социальных ролей, исполняемых одним и тем же индивидом:

Выберите один ответ.

a. ролевая дистанция;
b. революционная ситуация;
c. ролевой конфликт;
d. статусная несовместимость.

Question27

Совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции индивида:

Выберите один ответ.

a. секуляризация;
b. статусный набор;
c. профиль стратификации;
d. институционализация.

Question28

Какие из перечисленных санкций относятся к негативным?

Выберите один ответ.

a. награждение;
b. разрыв отношений;
c. премия.
d. одобрение;

Question29

Что такое культурная ассимиляция?

Выберите один ответ.

a. процесс избирательного освоения ценностей одной культуры другой;
b. процесс поглощения одной культуры другой;
c. процесс взаимного проникновения культур;
d. процесс нейтрального сосуществования культур.

Question30

Делинквентное поведение – это:

Выберите один ответ.

a. сотрудничество индивидов ради решения общей задачи;
b. подавление инициативы других.
c. нарушение закона, влекущее за собой уголовное наказание;
d. отклонение от общепринятых норм;

Question31

Социальный контроль – это:

Выберите один ответ.

a. контроль общества за поведением людей;
b. наказание и поощрение.
c. наказание за недостойное поведение;
d. деятельность по обеспечению социально-приемлемого поведения людей;

Question32

Институт высшего образования продлевает период экономической зависимости детей от родителей и затрудняет формирование молодых семей. Какая функция реализуется в данном случае?

Источник

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек стал­кивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей.

Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.

Как быть Леди:  ❶ Что такое интерпретация 🚩 интерпретация что это 🚩 Школы

Название вида

Суть ролевого конфликта

Внутриролевой

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.

Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласко­вое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.

Межролевой

Конфликт, который возникает в ситуациях, когда тре­бования одной роли противоречат другой.

Например, требования работы могут противоречить религиозным верованиям.

Личностно-ролевой

Конфликтная ситуация, когда требования соци­альной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.

Например, профес­сиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.

Смотреть значение достигаемый статус в других словарях

Статус М. — 1. Правовое положение, состояние.Толковый словарь Ефремовой

Статус-кво М. Нескл. — 1. Фактическое или правовое положение, существующее или существовавшее в какой-л. определенный момент (в международном праве). 2. разг. Любое положение чего-л. на какой-л. момент.Толковый словарь Ефремовой

Статус — — общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.Политический словарь

Статус (в Международном Праве) — Правовое положение или состояние (напр., С. независимого государства, колониальный С.).Политический словарь

Статус Индивидуальный — — престиж и авторитет конкретного субъекта (личности, группы) как следствие занятия им определенной социальной позиции и конкретного исполнения социальной роли. (Косолапов Н.А., с.106)Политический словарь

Статус Национальных Языков — — официальное отношение государства к языкам общения народов. Языком общения всех народов, образующих единую социалистическую нацию, может быть только один язык, в……..Политический словарь

Статус Политический — (лат. status — состояние, положение) — совокупность прав, свобод и обязанностей человека, политических институтов, фиксирующих их политическое положение в обществе и государстве,……..Политический словарь

Статус Социальный — положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы……..Политический словарь

Статус-кво — Термин международного права, обозначающий фактическое или правовое положение, существующее в данное время или существовавшее до каких либо событий, до какого-либо……..Политический словарь

Благотворительный Статус (charitable Status) — Благотворительной называется организация, которая «существует для пользы других». Благотворительные организации имеют налоговые и иные льготы, определяемые……..Экономический словарь

Доверенное Лицо, Имеющее Статус Корпорации — INCORPORATED TRUSTEEТраст — компания или коммерческий банк, выступающие в соответствии с законом и/или правилами в качестве доверенного лица в отличие от доверительного собственника……..Экономический словарь

Статус — КВО, нескл., м. (от латин. status quo ante bellum -положение, к-рое было до войны) (полит., право). Положение, существующее или существовавшее в какой-н. данный момент. Сохранить статус……..Толковый словарь Ушакова

Конституционно-правовой Статус Российской Федерации (основные Элементы) — — федеральная учредительная власть, территориальное верховенство РФ, федеральная правовая система, система высших федеральных органов государственной……..Экономический словарь

Конституционно-правовой Статус Человека — — совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а т.ж. устанавливаемых конституцией обязанностей человека. Основными принципами К.-п.с.ч. в современных……..Экономический словарь

Правовой Статус Человека — — система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а т.ж. законных интересов человека как субъекта……..Экономический словарь

Статус — (от лат. status — состояние дела, положение) — правовое положение, состояние.Экономический словарь

Статус (организации, Лица) — правовое положение предприятия, предпринимателя, характеризуемое и определяемое их организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации,……..Экономический словарь

Статус Депутата — — правовое положение депутатов представительных органов государственной власти, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные……..Экономический словарь

Статус Доверительного Собственника — (Trustee Status) Термин используется в отношении обыкновенных акций компаний, удовлетворяющих требованию инвестиций «широкого профиля», как они определены в Законе……..Экономический словарь

Статус Искусственных Островов И Сооружений В Открытом Море — — в соответствии с принципом свободы открытого моря любое государство, как прибрежное, таки не имеющее выхода к морю, вправе возводить искусственные острова……..Экономический словарь

Статус Искусственных Островов И Сооружений В Экономической Зоне — — прибрежному государству принадлежит исключительное право возводить в своей экономической зоне или разрешать создание и использование искусственных островов……..Экономический словарь

Статус Искусственных Островов И Сооружений На Континентальном Шельфе — — прибрежное государство обладает исключительным правом возводить или разрешать возводить и регулировать создание на своем континентальном шельфе искусственных……..Экономический словарь

Статус Луны И Других Небесных Тел — — современная проблема международного публичного права, возникшая в 60-х гг. XX в. в связи с деятельностью по исследованию и освоению поверхности и недр Луны и других……..Экономический словарь

Статус Потребителя — интегрированный показатель, выражающий положение людей в обществе. С.П. отражается в понятиях — престиж, авторитет, имущественное положение и др.Экономический словарь

Статус Правовой — совокупность прав и обязанностей гражданина, должностного лица, включающая в себя: конституционные права и свободы граждан; общие права и обязанности.Экономический словарь

Статус Предпринимателя — от лат. status правовое положение предпринимателя, определяемое его организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью,……..Экономический словарь

Статус-кво — существующее или существовавшее на определенный момент политическое, правовое или иное положение, о сохранении или восстановлении которого идет речь.Экономический словарь

Субординированный, Подчиненный, Второстепенный, Имеющий Более Низкий Статус — Второстепенный в отношении претензий к активам по сравнению с другими задолженностями, т.е. выплачиваемый после того, как выплачены другие задолженности, имеющие более……..Экономический словарь

Статус — -а; м. [лат. status]1. Офиц. Совокупность прав и обязанностей гражданина или юридического лица. С. зоны свободного предпринимательства. Дипломатический с. С. независимости……..Толковый словарь Кузнецова

Статус-кво — } неизм.; м. [от лат. status quo — положение, в котором (дело находится или находилось)]Толковый словарь Кузнецова

Социальные институты образования и науки

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований. Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.

Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации. В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.

Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков. Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

  • органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
  • сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
  • творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;
  • учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;
  • учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
  • периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.

Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут. Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.

Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире. Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Цель научной деятельности – получение нового знания. Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи. Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.

В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры. Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.

Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ. Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

Как быть Леди:  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Губарева Л.И. Антропогенез и социогенез - n1.doc

Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества. Принцип незаинтересованностиозначает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.

Источник

Социальный статус и роль

В каждом обществе есть некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Это значит, что определенные статусы считаются престижными, а другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

  • реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
  • системы ценностей, которая характерна для общества.

Если престиж статуса необоснованно завышен или, наоборот, занижен, то возможна утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, не способно обеспечить нормальное функционирование. При этом важно различать престиж и авторитет.

Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, которая закреплена в культуре и общественном мнении.

Авторитет — степень признания обществом достоинства конкретного человека.

Социальный статус личности может влиять на поведение человека. Зная социальный статус человека, можно определить некоторые качества, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он может совершить. Такое ожидаемое поведение человека, которое ассоциируется с его статусом, принято называть социальной ролью.

Социальная роль — это образец поведения, который признан для людей контрактного статуса в определенном обществе.

Другими словами, социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.

Статус достигаемый

статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия.

Тест с ответами: “социальные институты”

1. Социальный институт – это: а) совокупность ролей б) орган власти в) образовательная организация

2. Герб государства – это: а) ценность б) символ в) модель

3. Первый этап возникновения института: а) создание системы знаков б) создание норм в) появление потребности

4. Потребность в получении и передаче знаний привела к появлению института: а) образования б) религии в) семьи

5. Такие роли, как супруги, родители относится к институту: а) государства б) религии в) семьи

6. Причина появления любого социального института: а) стремление к объединению б) насущная потребность в) стремление структурировать общество

7. К главным социальным институтам не относится: а) институт семьи б) образование в) институт монархии

8. По времени возникновения социальные институты подразделяются на: а) первичные и поздние б) главные и второстепенные в) массовые и групповые

9. Самый ранний социальный институт: а) религия б) государство в) власть

10. По взаимодействию друг с другом выделяют социальные институты: а) первичные и поздние б) сотрудничающие и конфликтующие в) организованные и стихийные

11. Функциями социальных институтов, которые Р. Мертон назвал латентными, являются: а) замедленные б) отсроченные в) реальные

12. Социальным институтом не является: а) образование б) авторитет в) семья

13. Нуклеарной называют семью: а) включающую только родителей и детей б) молодоженов, живущих отдельно от родителей в) состоящую из однополых партнеров

14. Типом авторитета, который не выделял М. Вебер, является: а) анархический б) традиционный в) харизматический

15. Типом государственного устройства неизвестным науке является: а) технократическое б) демократическое в) тоталитарное

16. Не бывает следующих социальных общностей: а) мнимых б) виртуальных в) реальных

17. Социальная роль: а) набор действий, выполняемых социальной группой б) занимаемая индивидом должность в) ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека

18. Ролевой конфликт: а) противоречие между несколькими ролями одного субъекта б) обусловленный данной ролью в) между режиссером и актером

19. Под социализацией понимается: а) создание новой социальной общности б) обобществление собственности в) освоение индивидом социальных ролей

20. Малая группа характеризуется: а) низким уровнем конфликтности б) непосредственными личными контактами между членами группы в) наличием общих интересов и взглядов у членов группы

21. Главным условием для возникновения малой группы является: а) общность интересов, профессии, деятельности б) длительное знакомство людей друг с другом в) психологическая совместимость всех членов группы

22. Для выполнения роли лидера необходимы следующие условия: а) выбор лидера группой в ходе голосования б) наличие у члена группы лидерских качеств и способностей в) успешное выполнение лидерской роли в другой группе

23. Отношения в рамках семьи, которые называют «браком» это отношения: а) связывающие родителей и детей б) недоброкачественные и недружелюбные в) связывающие супругов правами и обязанностями

24. С позиций распределения власти в семье матриархат можно определить как: а) власть детей б) доминирование женщин в) доминирование мужчин

25. Как особый социальный институт семья не должна выполнять функции: а) репродуктивные б) воспитательные в) политические

26. К характеристике социальной роли не относится: а) мотивация б) интенсивность в) масштаб

27. Индикатором принадлежности к социальной группе не является: а) способ производства б) способ взаимодействия в) самоидентификация

28. Революция отличается от реформы: а) следованием марксистской теории б) фундаментальностью преобразований в) стремительностью

29. В социологии не выделяют следующий тип конфликтов: а) схватки б) игры в) дебаты

30. Конфликты в организации следует разрешать на основе: а) применения авторитета б) компромисса в) паритета

Источник

Электронная тетрадь

Лето- лучшее время года. Наконец-то начинаются долгожданные всеми каникулы, это значит, что можно заниматься любимыми делами не беспокоясь о том, что нужно делать домашнее задание или готовиться к контрольной работе. Моё лето 2021 было очень насыщенным, и я готова поделиться с вами самыми яркими моментами моих каникул.

1. Июнь.Групповая сплоченность. 

Лето- это масса свободного времени, которое хочется провести с пользой. Мои каникулы начались в нашем школьном лагере. Я и несколько моих одноклассников были там в качестве вожатых. Мы были отличной сплоченной командой, которая преследовала цели- радостные детские улыбки и удовольствие детей от пребывания в лагере. Я и ребята занимались организацией различных мероприятий и квестов. Мы активно делились интересными идеями и мнениями друг с другом, получали позитивные эмоции во время обсуждений и репетиций, увлекались процессом подготовки отрядных уголков. Наша деятельность требовала тесного взаимодействия, поэтому работали одной дружной компанией. Каждый из нас чувствовал ответственность перед друг другом, поэтому, если было необходимо, мы оказывали помощь и поддержку внутри вожатского коллектива.  Я думаю, что мы успешно воплотили все наши задумки. Итог- сплоченная группа, довольные дети, мы счастливы!:)

2.Июль. Особенности семьи как малой группы (Функции семьи: хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, рекреационная). 

Семья- для каждого человека это особое слово, которое вызывает самые разные эмоции. С точки зрения обществознания, семья- это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Каждая семья выполняет функции, имеющие определенные социальные последствия.

В июле я поехала в гости к любимой бабушке. Ежедневно она учила меня готовить вкусные блюда, вместе мы ходили в сад, где я получала различные указания. По выходным нас посещали моя мама и дядя с семьей, поэтому бабушка отправляла меня в магазин за продуктами, пока она делала работу по дому. 

Семья всегда находится на первом месте для меня, поэтому время, проведенное вместе с семьей, дарит мне заряд уверенности и тепла. Каждую субботу мы собирались за большим столом и рассказывали друг другу интересные истории, играли в различные настольные игры, смеялись, обсуждали совместные планы, пересматривали семейные альбомы. А по воскресеньям мы ходили в походы, где пели песни, фотографировались, собирали грибы и ягоды,  купались в озерах.

Спасибо моим родным за то, что я получаю огромную поддержку и любовь, именно это придает мне силы и уверенность в себе.

3. Август. Самосознание.

Давно мечтала разобраться в себе, ведь оценка своих качеств, знание о себе- это важная часть становления личности.

В конце моих летних каникул, я самостоятельно решила заняться самосовершенствованием. Прочитав немало произведений, я начала рассуждать о жизни, пришла к выводу, что только я ответственна за свои действия и принимаемые решения. Я подумала, что я смогу сделать в 11 классе, после изучения самой себя.

Отдых подошел к концу, я оценила собственные возможности и поставила перед собой определенные цели, в этом году буду стараться раскрыть весь творческий потенциал своей личности.

Лето 2021 зарядило меня энтузиазмом и энергией, я готова работать над собой и получать знания.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий