Олигофрения: степени умственной отсталости (имбецильность, дебилизм), адаптированная программа для детей с умственной отсталостью —

Олигофрения: степени умственной отсталости (имбецильность, дебилизм), адаптированная программа для детей с умственной отсталостью - Женщине

Основные причины

Несмотря на современные достижения диагностической медицины, точно установить этиологию недуга удается лишь у трети пациентов. Одной из наиболее вероятных причин — разнообразные генетические нарушения, причем в большинстве случаев олигофрения является лишь одним из синдромов многочисленных врожденных отклонений.

Значение имеют и особенности воспитания в семье. Бедность, асоциальный образ жизни, низкая образованность родителей способствуют передаче олигофрении из поколения в поколение. Физически и психически ребенок при этом абсолютно здоров, и если он попадает в полноценную функциональную семью, он развивается не хуже сверстников.

Иногда формирование определенных навыков может существенно замедлиться или даже остановиться под влиянием каких-либо психотравмирующих событий. Отсутствие должной психологической и социальной реабилитации в подобной ситуации нередко становится причиной легкой степени умственной отсталости.

Далеко не последнюю роль играют и экзогенные факторы. Это: Интоксикация плода во время внутриутробного развития лекарственными препаратами - Лето

  • интоксикация плода во время внутриутробного развития лекарственными препаратами, алкоголем, наркотиками;
  • дефицит питательных веществ, витаминов, макро-и микроэлементов в рационе беременной, перенесенные инфекции (особенно опасны в этом отношении грипп, сифилис, гепатит, токсоплазмоз);
  • тяжелая внутриутробная гипоксия, патологии плаценты;
  • радиационное облучение;
  • декомпенсированный сахарный диабет у будущей матери;
  • резус-конфликт.

Приобретенная умственная отсталость может быть следствием:

  • родовых травм;
  • преждевременных родов;
  • эндокринных расстройств, в частности, дисфункции щитовидной железы;
  • перенесенных в раннем возрасте осложненных нейроинфекций (менингита, энцефалита и др.).

Описание

При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно.

У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует[10]. Тем не менее они могут формировать простейшие обобщения[11].

Для них составляет трудность охватывание ситуации целиком, и обычно они улавливают только внешнюю сторону событий[10]. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д.

Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Хотя может быть и достаточно большой словарный запас, но речь при этом всё равно бедна и однообразна[11].

Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (вплоть до синдрома саванта): отличная механическая память (без осмысления повторяемого), способность производить в уме сложные арифметические операции, умение рисовать[12], абсолютный слух и др.[10].

Дебилы с программой основной общеобразовательнойшколы не справляются, обычно заканчивают начальную или вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь[11].

Они способны усваивать специальные программы, основанные на конкретно-наглядном обучении в медленном темпе[2]. Наиболее трудными для изучения предметами в школе для них являются физика и математика[12].

Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. Дебилы могут освоить несложную специальность, иногда даже очень хорошо[10]. Эмиль Крепелин отмечал, что «их умение больше, чем знание»[12].

В привычной обстановке дебилы относительно адекватны и самостоятельны[2]. Они могут жить самостоятельно, но чаще всего требуется руководство и поддержка[10].

Дебилы способны попадать под влияние других людей, так как обладают повышенной внушаемостью[11]. Из-за данной особенности они могут быть использованы как орудие в преступных целях[13].

Они также зачастую легко перенимают чужие взгляды и впоследствии стойко их придерживаются, при этом наблюдается недостаток в собственных суждениях[10]. Им свойственно запоминание различных правил и выражений, которые шаблонно употребляются[10].

Некоторые склонны даже поучать других людей и зачастую рассуждают о том, чего сами не понимают (так называемые «салонные дебилы»)[12]. Также у них недостаточно развита способность к подавлению влечений и самообладанию[11].

В целом их волевые и эмоциональные качества развиты лучше, чем у имбецилов[11]. Часто встречается усиление примитивных влечений, в частности полового влечения, сопровождающееся распущенным поведением[10].

У дебилов отмечается некоторая неуклюжесть, размашистость движений[11]. Иногда встречаются неврологические расстройства и аномалии физического развития, собственно, как и при других формах умственной отсталости[11].

Замечено[кем?], однако, что пациенты с лёгкой степенью дебильности в большинстве своём — вполне неплохие супруги, малоконфликтные, послушные и управляемые.

Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных). Характер их может быть добродушно-ласковым и приветливым, либо агрессивным со злобностью, упрямством и недоверчивостью к окружающим[12].

Все интересы страдающих дебильностью преимущественно сконцентрированы на удовлетворении инстинктов (пищевого и полового), а также на своей внешности[13].

Анализы и диагностика умственной отсталости

  • Генетические методы. Определение генотипа родителей и возможного риска рождения неполноценного ребенка. Если умственной отсталостью страдает один из родителей, то риск рождения больного ребенка составляет 20-30%, а у второго ребенка этот риск увеличивается до 40%. Если же отсталость интеллекта отмечается у обоих родителей, риск рождения больных детей, соответственно, составляет 60% и 84%.
  • Ранняя диагностика генных дефектов плода проводится путем исследования амниотической жидкости и хориона.
  • Для исследования на токсоплазмоз проводят забор околоплодных вод (амниоцентез) или пуповинной крови (кордоцентез) и направляют на ПЦР диагностику.
  • После рождения проводят скрининги для выявления фенилкетонурии, гомоцистинурии, галактоземии, болезни «кленового сиропа», тирозинемии, лизинемии, гистидинемии и мукополисахаридозов.
  • Наблюдение за ростом и развитием ребенка.
  • МРТ головного мозга.
  • По показаниям эхоэнцефалография, рентгенография черепа.

Психологическое и педагогическое обследование. Для обследования используется стандартизованный тест на умственную отсталость. Это не один тест, а серия постепенно усложняющихся заданий, которые нужно выполнить на время. Обследование занимает 1-2,5 часа.

По результатам судят об умственных способностях обследуемого. У детей с 3 лет используют шкалу Стэнфорд-Бине, а 5-15 лет применяют шкалу Векслера. После обследования психолог дает рекомендации и указывает как нужно развивать ребенка чтобы скорректировать пробелы.

При необходимости результаты по тесту Векслера уточняют дополнительными исследованиями. Не стоит самостоятельно проходить тест на дебильность онлайн и интерпретировать его. Если этот вопрос вас интересует нужно обратиться к специалисту, занимающемуся этим вопросом.

Чтобы не ошибиться и не присвоить ребенку клеймо олигофрена на всю жизнь для установления правильного диагноза важно наблюдение в динамике и проведение нескольких психологических обследований. Важна дифференциальная диагностика умственной отсталости от сходных состояний.

  • неподготовленностью к учебе;
  • отсутствием навыков к труду;
  • внимательностью и неусидчивостью;
  • нежеланием подчиняться требованиям;
  • негативным отношением к учебе;
  • неблагоприятными условиями жизни ребенка (конфликтные ситуации в семье, отсутствие помощи в учебе от родителей);
  • неумением доводить до конца начатое;
  • астеническим состоянием.

Олигофрению нужно дифференцировать с задержкой психического развития. Дети с таким диагнозом имеют живую психику, интерес к окружающему, более высоким уровнем логических процессов и большей фантазией, проявляют инициативность в игре, быстро перестраиваются при выполнении заданий.

Глубокая умственная отсталость (идиотия)

Википедия отмечает, что это тяжёлая форма олигофрении, характеризующаяся полным отсутствием мышления и речи. Больные могут произносить только нечленораздельные звуки, а также не понимают речи, обращённой к ним, воспринимая только интонацию. Глубокая УО проявляется резким снижением реакции больного на все окружающее — они или не реагируют на происходящее, или показывают неадекватные реакции. Больные предоставлены сами себе — некоторые неподвижно лежат, а другие бесцельно ползают и хватают предметы.

Уровень IQ меньше 20 баллов, и в зрелом возрасте их развитие ниже развития трехлетнего ребенка. В результате таких нарушений отмечается резкое ограничение самообслуживания или его отсутствие, поэтому больные нуждаются в постоянной опеке.

В ранее существовавшей классификации выделялась пограничная умственная отсталость — очень легкие нарушения интеллекта. Пограничная УО занимает ступеньку между нормальным развитием и олигофренией. Отличие пограничной недостаточности от олигофрении — наличие у ребенка абстрактного мышления.

Коэффициент интеллекта 70-89 баллов. При пограничной интеллектуальной отсталости выделяют несколько вариантов:

  • врожденная субдебильность (таких людей называют «конституционно глупыми личностями»);
  • психический инфантилизм;
  • недостаточность, связанная с патологией органов чувств;
  • задержка развития, связанная с повреждением мозга на ранних сроках беременности;
  • задержка развития, связанная с дефицитом информации, которую не получал маленький ребенок.

По другой классификации (клинико-физиологическая) умственная отсталость подразделяется на формы:

  • астеническая;
  • атоническая;
  • дисфорическая;
  • стеническая.
Как быть Леди:  Почему мы годами помним слова песен?

Кроме этого, некоторые авторы выделяют виды олигофрении в зависимости от этиологии:

Диагностика

Диагностика - Лето

Врач собирает информацию о:

  • наследственности (случаях болезни у ближайших родственников), при необходимости назначают соответствующие лабораторные генетические исследования;
  • течении беременности и родов;
  • перенесенных в детстве заболеваниях, травмах.

В соответствии с международными стандартами для оценки степени умственного развития и стадии дебильности используют шкалу IQ (диагностический критерий — показатель менее 50). Но по мнению некоторых врачей, подобный подход заслуживает серьезной критики из-за достаточно низкой чувствительности для определения сильных и творческих сторон интеллекта.

Поэтому мы дополнительно применяем другие диагностические тесты и шкалы, которые позволяют также комплексно оценить общение, навыки повседневной активности, социальной адаптации, моторики. Тестирование адаптировано в соответствии с возрастом пациента.

Диагностика дебильности

Первые симптомы, при которых можно заподозрить заболевание, проявляются в раннем детском возрасте и закрепляются в начальных классах школы. Лечение дебильности осуществляется после осмотра невролога, психолога, может также понадобится для консультации врач психиатр.

У большей части пациентов не выявляется значительных нарушений со стороны работы нервной системы и моторики. Может быть снижена выразительность мимики и некоторая неуклюжесть при осуществлении мелких дифференцированных движений. Для получения полной картины состояния ЦНС специалисты назначают такие исследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • реоэнцефалография (РЭГ);
  • магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ).

При дифференциальной диагностике требуется исключить нарушение умственного развития в результате временной задержки при нормальном потенциале. Важно также не упустить наличие шизофрении и эпилепсии, которые почти всегда сопровождаются снижением интеллекта и мышления. В особо сложных случаях может потребоваться консультация психиатра.

Чтобы исключить более тяжелые формы олигофрении (идиотизм и имбецильность) нередко требуется дополнительная информация. Для этого врачу важно знать:

  • когда стали отмечаться первые симптомы нарушения;
  • как протекала беременность у матери пациента;
  • наличие осложнений в родах;
  • какие были заболевания или травмы в раннем детстве;
  • наличие патологии щитовидной железы у матери, обусловленной недостатком йода.

Как классифицируют описываемый вид умственной отсталости

Характеристика дебильности включает в себя формы проявления расстройства:

— Дисфорическая — проявление апатии к обществу, отсутствие социальной адаптации, проблемы с жизнью в окружении;- Стеническая — проявление доброты, социальная активность, отсутствие агрессии;- Астеническая — частое физическое истощение, отсутствие сил, слабость тела;

От диагностированной формы дебильности зависит, насколько человек будет приобщен в общество в дальнейшем. При той или иной форме проявления рационально работать с психологами, невропатологами для снижения проявлений умственного расстройства.

Средний уровень развития у людей с дебильностью останавливается на уровне IQ 50-69. Оптимально диагностировать заболевание в 6-8 лет или ранее. Расстройство не является смертельным. По поведенческим факторам, взрослые ведут себя, словно дети 10-12 лет.

Как и при других формах проявления олигофрении, полное выздоровление практически невозможно. Для снижения симптоматики и для постепенного развития мышечной системы и интеллектуальных способностей требуется проводить обучение. Психологи и невропатологи назначают специальные медикаменты, содержащие большое количество микроэлементов для развития деятельности головного мозга.

Психологи помогают таким людям обрести профессию, соответствующую их степени развития и социальной адаптации. Люди без агрессии с подобной олигофренией могут работать физически, на производстве, в сфере сельского хозяйства, в торговле. В случае проявлений агрессии требуется частично ограничить социальную активность больного и оградить его от возбудителей.

Лечение дебильности в медицинском центре «лето»

Оптимальным считается профилактический подход уже на этапе планирования семьи. Необходимые клинические анализы, консультация генетика позволит соответствующим образом подготовиться к появлению особенного ребенка, спланировать медицинскую помощь, тактику педагогического обучения и социализации.

Психосоциальная программа - Лето

Не остаются без внимания и родственники. Активно практикуется семейная психотерапия, чтобы помочь близким справиться с уже существующей проблемой, научить их правильному поведению с больным.

Медикаментозное лечение подбирают на основании клинической картины. Применяют лекарства для коррекции сопутствующих нарушений (обычно эндокринных и кардиоваскулярных). Психотропные средства назначают для купирования признаков гиперреактивности, агрессии, тревожно-депрессивных расстройств. Также показаны:

  • ноотропы для улучшения мозгового кровообращения;
  • витамины;
  • аминокислоты;
  • антидепрессанты.

Если четко установлена причина олигофрении, назначают соответствующую этиологическую терапию.

Звоните нам по телефону 8(969)060-93-93. К сожалению, дебильность нельзя вылечить в полной мере, но при обращении к врачу на ранних стадиях симптомы недуга вполне можно держать под контролем и не допустить его прогрессирования.

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость у детей требует особого подхода к обучению. Согласно Конституции и закону об образовании на обучение имеют право все, несмотря на диагноз. Для умственно отсталых созданы специальные школы и детские дома, а также специальная система обучения.

Ребенок перед зачислением в дошкольное учреждение или школу осматривается психолого-медико-педагогической комиссией. По результатам обследования на ребенка заполняется карта обследования дефектологом, в которой указывается понимание им речи, умение вступать в контакт, моторные и сенсорные навыки, мышление и дается заключение о возможности/необходимости образования в спецшколе.

Если у ребенка умеренная УО, то он не всегда может обучаться, но имеет потенциал развития. Ребенок при систематических занятиях может овладеть простой речью и элементарным трудом. Если у детей тяжелая УО, они не посещают школу, поскольку их возможности обучения минимальные.

Основную роль в компенсации интеллектуальной отсталости играет:

  • Адекватная система обучения. Дети посещают специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида, в которых учат читать и писать, а также ориентироваться в бытовых условиях. Для таких школ разрабатывается адаптированная программа для детей с умственной отсталостью. При школах VIII вида могут быть различные мастерские (столярная, слесарная, швейная, переплетная и прочие), где ученики получают профессию. Адаптированная образовательная программа (АОП) — это нормативный документ, на основании которого проводится обучение детей. АОП для детей с умственной отсталостью разработана для всех классов. Адаптированная программа разрабатывается не только для школьников, но и для дошкольных учреждений. Программа включает развитие речи, физическое воспитание, рисование, лепку, эстетическое развитие, ознакомление с окружающим миром. На основе адаптированной программы создается специальная индивидуальная программа развития — СИПР. Составляется СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются в школе, а также для лиц, обучающихся на дому. Только индивидуальная программа развития ребенка с умственной отсталостью позволяет скорректировать недостатки ребенка. Индивидуальная программа развития учитывает степень умственного недоразвития ребенка и составляется для каждого ребенка отдельно. Степень сложности программы для ребенка, у которого легкая умственная отсталость — одна, а при наличии глубокой отсталости — другая.
  • Коррекционно-развивающая работа с психологом, логопедом и дефектологом.
  • Физическая активность, которая улучшает двигательные навыки и общее состояние здоровья.

В учебный план обязательно включается коррекционная программа, которая проводится индивидуально или в небольших группах. Коррекционные занятия проводят нейропсихолог, логопед и невролог. Они направлены на дефекты больных, которые можно скорректировать или хотя бы скомпенсировать Основные ее направления коррекционных занятий:

  • дидактические игры, которые формируют представления о форме предметов, их цвете и величине;
  • упражнения на внимание, на развитие творческих способностей и памяти;
  • пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
  • подвижные игры на развитие координации движений.

В процессе обучения используются коррекционные упражнения имеют разную направленность:

  • для развития моторики;
  • внимания и памяти;
  • для развития координации;
  • различения цвета, формы, величины;
  • для развития функций мышления.

Как правило, больные дети инертны, пассивны и не желают активно действовать, поэтому необходимы приемы, которые заинтересовывают их. В работе с такими детьми применяется игра, как метод обучения. Коррекционные игры разнообразны, соответствуют возрасту и уровню развития ребенка.

У лиц с умственной отсталостью плохо развита ручная умелость. Даже у школьников обнаруживается крайняя неумелость, поскольку пальцы их вялые и не удерживают мелкие предметы. Особенности ручной умелости у больных детей заключаются в том, что у них плохо развита кинестическая чувствительность, которая дает ощущения о предмете (его вес, размер, форма).

Из-за этого страдают движения при сложных заданиях, где нужно рассчитывать мышечные усилия и управлять ими. Из-за недоразвития моторики (прежде всего точных движений пальцами) умственно отсталые дети до школы не умеют рисовать. Поэтому в работе с ними уделяется большое значение развитию мелкой моторики.

Как основа для обучения используется адаптированная программа Баряевой Л.Б., которая разработана для учащихся всех классов и детей не только с умеренной интеллектуальной отсталостью, но и тяжелой. Программа для детей с глубокой умственной отсталостью имеет другую направленность — прежде всего для них важно развитие речи.

  • Развитие речи и окружающий мир.
  • Альтернативное чтение.
  • Математические представления и конструирование.
  • Музыка и движение.
Как быть Леди:  Бодипозитив очень популярен, но ведь человеку с лишним весом правда надо лечиться. Разве эти идеи полезны? — Meduza

На каждый предмет составляется конспект урока, примерный вариант которого можно найти в интернете. Автором разработано и выпущено много пособий для коррекционно-педагогической работы. Эффективным способом, который удовлетворяет потребность ребенка, не умеющего говорить, в общении являются пиктограммы.

Это символические изображения, которые замещают слова. Пиктограммы на голубом фоне изображают предметы, а на красном фоне — действия, которые наиболее часто встречаются в окружении ребенка. Учитель показывает ребенку пиктограммы, а он сопоставляет их с реальным предметом или действием.

С помощью пиктограмм можно конструировать фразы: учитель произносит фразу, а ребенок должен выбрать пиктограммы так, чтобы получилась произнесенная фраза. Существует несколько серий комплектов пиктограмм по темам: ребенок и мир животных, ребенок в школе, ребенок и игры, и прочее.

Олигофрениядислалия, дисфония, заикание, дислексия, дизартрия, ринолалия, дисграфия. Отмечается системное недоразвитие речи при умственной отсталости, то есть речь страдает как функциональная система. Расстройства речи характеризуются стойкостью, трудно устраняются и сохраняются до старшего возраста. Системное недоразвитие речи бывает разной степени, что отражается в логопедическом заключении.

При легкой степени:

  • звукопроизношение не нарушено;
  • словарный запас ограничен;
  • ошибки при употреблении сложных предлогов;
  • не выраженная дисграфия и дислексия.

При тяжелой степени:

  • нарушение звукопроизношения;
  • ограниченный запас слов;
  • выраженные аграмматизмы (неправильно употребляются падежи, нарушается конструкция предложения и согласование прилагательных, существительных и глаголов);
  • отсутствует связная речь.

Логопедическое обследование школьников — необходимая и важная составляющая работы логопеда. Для этого применяются различные методики, которые позволяет получить представление о нарушениях речи и разработать программу коррекционной работы. Логопедическая программа направлена на коррекцию не только речевых нарушений, но и письма и чтения.

Медикаментозное лечение умственной отсталости

Медикаментозное лечение при данном заболевании недостаточно эффективно, тем не менее часто имеется необходимость назначения симптоматического лечения, которое включает:

  • общеукрепляющие средства;
  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • седативные препараты;
  • при необходимости — противосудорожные, гормональные и антибактериальные препараты.

Ноотропы активируют интеллектуальные функции и повышают способность к обучению. Длительность их назначения зависит от диагноза. Часто применяется форма прием «трапеция»: вначале лечения доза увеличивается, потом остается на одном уровне, а к окончанию курса снижается.

Препараты ноотропного действия принимают утром и днем. Между курсами делают перерывы. Среди большого количества препаратов в педиатрии чаще всего применяется гопантеновая кислота (Пантогам) и пиритинол (Энербол, Энцефабол, Пиридитол).

Препарат улучшает внимание, познавательные функции, память, эмоциональную сферу и умственную работоспособность.

Специфическое лечение умственной отсталости у детей проводится при врожденном токсоплазмозе, фенилкетонурии и кретинизме. Оно дает хорошие результаты, если начато рано. При фенилкетонурии для предотвращения психических расстройств с первого месяца жизни и до 12 лет применяют диеты с ограничением/исключением фенилаланина, а дефицит белков восполняют смесями аминокислот, не содержащих фенилаланина.

Лечение токсоплазмоза должно быть начато в родильном доме при подтверждении у матери токсоплазмоза и клинических проявлений у новорожденного. Назначаются пириметамин с сульфадоксином и фолиевая кислота. Препаратами второй линии являются Спирамицин, Клиндамицин, Ко-тримоксазол.

Лечение кретинизма заключается в приеме L-тироксина (гормона щитовидной железы, уровень которого при данном заболевании снижен). Если лечение начато в первый месяц, то ребенок развивается нормально. Если лечение назначено позже, то имеется риск умственной отсталости.

Общие сведения

Психическое развитие ребенка является сложным процессом, при котором последовательно развиваются высшие психические функции — узнавание, речь, память, целенаправленные действия, чтение, письмо, внимание, мышление, счет, эмоции и в целом поведение. Педиатр, наблюдающий за развитием ребенка, и родители могут заподозрить нарушения психомоторного развития, которое проявляется умственной отсталостью.

Умственная отсталость — это различные наследственные, врожденные или приобретенные в первые годы жизни ребенка состояния, характеризующиеся общим психическим недоразвитием. Синонимы умственной отсталости — «олигофрения» и «психическое недоразвитие». Умственная отсталость понятие более широкое, чем олигофрения и более принят в психиатрии, вытесняя постепенно термин «олигофрения».

Что это за болезнь? Википедия дает следующее определение: «… врождённая или приобретенная задержка развития психики, вызванная патологией головного мозга и проявляющаяся снижением интеллекта». К олигофрении относят только врожденные и рано приобретенные случаи недоразвития психики, при которых дефект интеллекта преобладает.

Психическое недоразвитие в данном случае носит диффузный характер, и оно необратимое. При олигофрении страдают не только интеллект, а также поведение больного, эмоции, его воля и физическое развитие. Все эти нарушения связаны с органическим поражением мозга, в связи с этим олигофрения — это стойкое и необратимое состояние.

Однако, характерным является то, что уровень недоразвития интеллекта не прогрессирует со временем, а при правильном подходе (медикаментозное лечение и коррекционная работа) олигофрен развивается, его интеллект даже может повыситься и он становится социально адаптированной личностью. В зависимости от степени тяжести код умственной отсталости по МКБ-10 обширный — F 70-79.

Патогенез

В основе патологии лежит органическое повреждение головного мозга, которое происходит по разным причинам. Важное звено патогенеза — перивентрикулярная лейкомаляция (поражение белого вещества полушарий мозга). Данная патология нарушает процесс созревания мозга.

В течение периода онтогенеза, когда мозг ребенка развивается, различные неблагоприятные факторы вызывают повреждение мозга. Большая часть случаев олигофрении связана с поражением мозга во внутриутробном периоде. Головной мозг может повреждаться на разных стадиях формирования.

Внутриутробные аномалии делятся на:

  • Бластопатии (поражение зародыша до 4 недель беременности). В этот период возможна гибель зачатка или грубые нарушения во всем организме.
  • Эмбриопатии (поражение с 4 недель до 4-х месяцев). В эти сроки возникают пороки развития мозга и прочих органов, которые в данный момент находятся в стадии развития.
  • Фетопатии (поражение плода с 4 месяцев до конца беременности). Во второй половине беременности в головном мозге формируются наиболее сложные структуры, поэтому возможны и очень тяжелые повреждения. В фетальном периоде неблагоприятные влияния вызывают повреждение отдельных структур мозга.

К концу беременности в ответ на действие неблагоприятных факторов возникают местные реакции мозга: появляются воспалительные процессы, местные некрозы и рубцовые изменения. При наследственных заболеваниях и внутриутробных инфекциях поражение мозга прогрессирует и после рождения. Позднее образование лейкомаляционных очагов (в первый месяц жизни ребенка) отмечается при инфекционных процессах.

Примечания

  1. 12World Health Organisation.Manual of the International Statistical Classification of Diseases, Injuries, and Causes of Death (англ.). — Jeneva, 1977. — Vol. 1. — P. 212.
  2. 123Олигофрении. Классификация // Руководство по психиатрии / Под редакцией Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 350. — 640 с. — ISBN 5-225-00236-6.
  3. 12Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — С. 444. — 496 с. — ISBN 5-900990-03-6.
  4. Дворецкий И. Х., под ред. Соболевского С. И. Древнегреческо-русский словарь. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — Т. II. — С. 1119. — 1904 с.
  5. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др.Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — С. 549. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  6. Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина.Основы специальной педагогики и психологии (рус.). — Издательский дом «Питер». — С. 103—105. — ISBN 978-5-498-07834-2.
  7. Большой психологический словарь (неопр.). — ОЛМА Медиа Групп, 2003. — С. 558. — ISBN 978-5-93878-086-6.
  8. Романова Е. А.Диагностика заболеваний. Медицинский справочник (рус.). — Family Leisure Club. — С. 404. — ISBN 978-966-14-8977-5.
  9. Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др.Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 253. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  10. 12345678О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский.Психиатрия. — 2 изд.. — М.: Медицина, 1968. — С. 397—398. — 75 000 экз.
  11. 12345678Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1898. — С. 488—489. — 496 с. — ISBN 5-225-00278-1.
  12. 12345Б. Д. Цыганков, С. А. Овсянников. Психиатрия: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. — С. 460—461.
  13. 12И. Ф. Случевский. Психиатрия. — Медгиз, 1957. — С. 424—425.

Причины умственной отсталости

Этиология этого состояния включает три группы причин:

  • Наследственные факторы (генные и хромосомные формы, наследственные дефекты метаболизма).
  • Внутриутробные.
  • Перинатальные и приобретенные в первые 3 года жизни ребенка.
Как быть Леди:  Что такое ЭЙФОРИЯ, простыми словами - Журнал Амром

Если рассматривать наследственные олигофрении, то они связаны с генными или хромосомными заболеваниями и дефектами метаболизма. Нужно отметить, что с генетическими причинами связано 25-50% тяжелой интеллектуальной недостаточности. К генетическим олигофрениям относят:

  • Синдром Тернера, Дауна, Клайнфелтера.
  • Синдром Ретта — распространенное заболевание среди наследственных форм умственной отсталости. Вызывается мутацией определенного гена, который участвует в производстве определенного белка, необходимого для нормального развития мозга. Если ген изменен, то воспроизводится недостаточное количество этого белка или синтезируются патологические его формы. Синдром ретта встречается у девочек и проявляется не сразу — первые 6 месяцев малыши развиваются нормально. Затем происходит замедление развития, замедление роста головы и мозга, а также регресс приобретенных навыков. В некоторых случаях бывает врожденная гипотония, которая замедляет сроки появления сидения и ползания, но эти симптомы часто не распознаются или недооцениваются. В клинической картине выделяют несколько стадий, о которых будет сказано ниже.
  • Микроцефалию.
  • Энзимопатические формы, к которым относится фенилкетонурия (синоним фенилпировиноградная олигофрения), галактозурия, болезнь Гирке, гистидинемия и другие. Фенилкетонурия связана с нарушением обмена аминокислот. У больных отсутствует печеночный фермент, необходимый для превращения аминокислоты фенилаланина в тирозин, поэтому в крови больных накапливаются токсичные производные, которые поражают головной мозг и приводят к слабоумию. Фенилпировиноградная олигофрения не развивается, если заболевание выявить вовремя и ребенку предоставить правильный рацион питания с исключением фенилаланина.
  • Наследственные заболевания с повреждением кожи и нервной системы, протекающие с умственной недостаточностью — это факоматоз Кароля-Прика, болезнь Реклингхаузена, болезнь Хиппеля–Линдау, туберозный склероз и другие нейро-кожные синдромы, которых более тридцати. Факоматоз Кароля-Прика сопровождается атрофией дермы, пороками сердца, эпителиальными кистами и олигофренией.

Патологию внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии) вызывают различные неблагоприятные факторы, воздействующие во время беременности. Это могут быть внутриутробные инфекции (краснуха, тяжелый грипп, паротит, сифилис, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, листериоз), интоксикации (алкогольная, наркотическая), а также гемолитическая болезнь плода.

При алкоголизме матери развивается алкогольный синдром плода, при котором умственная отсталость сочетается с соматическими нарушениями и пороками (микроцефалия, аномалии лица и черепа, пороки внутренних органов). Гемолитическая болезнь плода (синоним эритробластоз плода) связана с резус-конфликтом, который вызывает гемолиз эритроцитов у плода и высокий уровень билирубина. Одним из последствий гемолитической болезни плода является формирование умственной отсталости различной степени.

Причиной умственной отсталости является также родовая травма или асфиксия в родах. Механическое повреждение черепа при родах приводит к кровоизлияниям в мозг и повреждениям его. Последствием родовых травм является снижение интеллекта, неврологические расстройства, эпилепсия, гидроцефалия.

Кислородное голодание при асфиксии влечет глубокие нарушения метаболизма в головном мозге. Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит), которые перенес ребенок в раннем детстве, также являются причиной формирования умственной отсталости, неврологических расстройств и эпилепсии.

Как причина олигофрении рассматривается йоддефицит. Вследствие низкого содержания йода в отдельных местностях и отсутствии коррекции его дефицита во время беременности, у детей развивается врожденный гипотиреоз и гипотиреоидная олигофрения (кретинизм).

Также встречается спорадический кретинизм, который наблюдается в любой местности и связан с дефектом синтеза гормона щитовидной железы тиреоидина. Степень проявления кретинизма зависит от степени недостатка тиреоидина. Во многих случаях причины умственной отсталости достоверно установить невозможно — это недифференцированные формы.

Профилактика

Профилактика включает обширный перечень мероприятий, позволяющих предупредить появление патологии:

  • Предохранение лиц репродуктивного возраста от мутагенных вредностей (радиоактивное излучение, магнитное излучение, отходы химических предприятий, избыточная инсоляция, высокочастотные токи, производственные вредности).
  • Недопущение кровнородственных браков.
  • Охранительный режим во время беременности (недопущение внутриутробных инфекций, стрессов, полноценный сон и отдых, исключение приема медикаментов, наркотиков и алкоголя, запрет курения, исключение контактов со средствами бытовой химии).
  • Полноценное питание во время беременности, прием витаминов и йодсодержащих препаратов.
  • Обследование беременных на антитела к вирусу краснухи, возбудители токсоплазмоза и сифилиса, осложнением которых является умственная отсталость ребенка. Определение антител к вирусу краснухи лучше провести до беременности. Если антитела не выявлены или определяются в низких титрах, имеется риск заболевания, поэтому необходимо сделать прививку
  • Пренатальная диагностика генных и хромосомных болезней и решение вопроса о целесообразности сохранения беременности.
  • Неонатальный скрининг — обследование новорожденных на наличие наследственных болезней обмена.
  • После рождения проводят скрининги для выявления фенилкетонурии, гомоцистинурии, галактоземии, болезни «кленового сиропа», тирозинемии, лизинемии, гистидинемии и мукополисахаридозов. Это позволяет выявить заболевание на доклинической стадии и своевременно начать лечение.
  • Предупреждении возникновения у маленьких детей нейроинфекций, черепно-мозговых травм, интоксикаций и тяжелых заболеваний, которые сопровождаются нейротоксикозом.
  • Осмотр ребенка специалистами.
  • Активное физическое развитие малыша.
  • Воспитание ребенка в благоприятном семейном окружении.

Симптомы

В настоящее время известно около 200 синдромов, связанных с данной патологией, и каждый из них затрагивает практически любое звено физиологических функций головного мозга.

Наиболее распространенными формами олигофрении являются:Синдром Дауна - Лето

  • Синдром Дауна. Детей с подобным недугом отличает характерная внешность (раскосые глаза, уплощенная переносица, широкие и толстые ладони, укороченные пальцы и т.д.). Для поведения типична пассивность, отсутствие агрессии, разнообразные поведенческие нарушения. Впоследствии диагностируют эндокринные патологии. Средняя продолжительность жизни редко превышает 12 лет, но у больных с синдромом Дауна старше 40 лет часто отмечают признаки Альцгеймера.
  • Синдром Мартина-Белл (хрупкой хромосомы Х). Типичные признаки — специфическая форма ушей и носа, высокий выступающий лоб, патологическую подвижность суставов. Присутствуют тенденции к агрессивности, деструктивному поведению, речевым нарушениям.
  • Синдром Феллинга (фенилкетонурия). В первые месяцы после рождения отмечают задержку физического развития, возможны эпилептические припадки. По мере взросления дети начинают вести себя агрессивно, часто встречаются вспышки ярости, хаотичность движений и непредсказуемость поведения. Из-за недостаточной выработки меланина волосы белокурые, кожа светлая. При ранней диагностике и строгой диете прогноз течения благоприятный.

Тяжелая олигофрения и идиотия

Такие больные практически не обучаемы и не контактны. Они не реагируют на шум, световые раздражители, не узнают родителей и членов семьи, не могут самостоятельно одеться, пользоваться столовыми приборами. Нередко отмечают снижение болевой и температурной чувствительности.

Эмоции также очень примитивны. Отсутствует способность испытывать радость, удовольствие, обычно преобладает злоба и агрессия. Речевые навыки также утрачены, вместо слов ребенок издает нечленораздельные звуки, рычание, мычание. Движения не согласованы, хаотичны.

Для внешности детей с тяжелой степенью дебильности характерны такие черты: Тяжелая олигофрения и идиотия - Лето

  • асимметрия черепа;
  • выдвинутая вперед нижняя челюсть;
  • небольшие по размеру ушные раковины;
  • слишком близко или, наоборот, далеко посаженные глазницы;
  • аномалии строения лицевого скелета, зубов, заячья губа.

Нередко на фоне когнитивного дефицита у детей отмечают судорожный синдром, параличи.

При идиотии больные не способны к самообслуживанию, поэтом требуют круглосуточного профессионального ухода.

Умственная отсталость легкой степени (или дебильность)

Окончательный диагноз дебильности ставится в 6-8 лет. Дебильность у ребенка становится заметной в раннем возрасте: он позже начинает держать голову, переворачиваться, а его движения часто заторможены. С возрастом отставание в психическом и физическом развитии становится все более заметным. Дебилизм — это психическое заболевание, для которого характерно:

  • Узость мышления.
  • Повышенная внушаемость.
  • Неспособность принять решение самостоятельно.
  • Возникновение неконтролируемой агрессии.
  • Повышенная сексуальность.
  • Склонность к антиобщественному образу жизни.

Стадия дебильности характеризуется тем, что больные обучаемы (им подходит адаптированная программа школы). Если у ребенка олигофрения в степени дебильности он обладает неплохой механической памятью, способен приобрести навыки чтения, письма и несложного счета.

При правильном обучении, проведении психолого-педагогической коррекции и отсутствии серьезных расстройств подростки овладевают неквалифицированной профессией, приспосабливаются к жизни и могут жить самостоятельно, вести обычный образ жизни. Среди таких детей могут быть художники и музыканты.

Какой уровень iq соответствует легкой умственной отсталости? Диагноз дебилизм устанавливается, если коэффициент умственного развития колеблется от 50 до 69 (по Векслеру). В России коэффициент умственного развития несколько завышен по сравнению со стандартами и при этой степени он колеблется от 60 до 79. Инвалидность при легкой умственной отсталости назначается в случае, если:

  • У больного умственная отсталость 50-64 и отсутствует сопутствующие расстройства.
  • Умственная отсталость в пределах 50-69, которая сочетается расстройствами поведения, когнитивными и соматоневрологическими нарушениями, нарушениями речи, слуха и зрения, что существенно затрудняет его социальную адаптацию.

В этих случаях устанавливается III группа инвалидности.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий