О каких проблемах говорят татуировки человека

О каких проблемах говорят татуировки человека Женщине

Значение татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств

© А.Д. Борохов, 2021

ЗНАЧЕНИЕ ТАТУИРОВОК В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

А.Д. Борохов

Госпиталь Кирьят-Шломо (Израиль) E-mail: adsamuray@gmail.com

Анализируется значение характера татуировки для диагностики психических расстройств и наркологических заболеваний.

Ключевые слова: татуировки, психические расстройства.

Обследование пациента в психиатрии имеет специфические особенности. Формально его можно разделить на 2 части: вербальную (речевой контакт врача или медсестры с обследуемым) и оценку невербальных характеристик.

К неречевым элементам относятся внешний вид, походка, позы, действия, движения, мимика и жестикуляция, которые имеют характерные особенности при различных видах психопатологии.

К атрибутам внешнего вида относятся одежда больного, его прическа, а также пирсинг, шрамы и татуировки, обнаруживаемые при физикальном осмотре. Физикальный осмотр пациента или обследуемого — неотъемлемая часть психиатрического осмотра. На практике в силу тех или иных причин эта часть обследования производится средним медицинским персоналом и та информация, которую он получает, может помочь в постановке диагноза, выявлении скрытых или явных агрессивных тенденций, суицидальных попыток, злоупотребления психоактивными веществами, сексуальных отклонений и т.д.

Впервые татуировка упоминается в библейских текстах, в книге Левитов, причем с негативным оттенком: Бог говорит Моисею о запрете добровольного повреждения человеческого тела с целью нанесения специфических «меток»; позже Папа Адриан I издает для христиан запрет на татуировки. Подобные религиозные запреты существуют в иудаизме и исламе.

На протяжении многих веков татуировка использовалась как символ этнической или религиозной принадлежности (у египетских жрецов, ранних христиан, крестоносцев), социального статуса в криминальном мире (якудза, триады), а также

как признак его социального отчуждения (насильственное татуирование — например, порядковые номера в концлагерях).

С середины прошлого века татуировка получает широкое распространение в молодежной среде, особенно — в неформальных группировках (хиппи, панки, рокеры, металлисты, спортивные и музыкальные фанаты и т.д.). Так называемая мода на татуировки, появившаяся в конце 80-х годов прошлого века, активно поддерживалась и поддерживается глянцевыми журналами путем публикации фотографий лиц, добившихся успеха в шоу-бизнесе, знаменитых спортсменов, удачливых бизнесменов. Непременным акцентируемым атрибутом является наличие татуировки. Иными словами, татуировка стала не только эталоном богемного образа жизни, но и символом избранности и успеха. По мнению многих мастеров-тату, татуировка отражает неповторимую индивидуальность личности, придает сексуальный шарм.

В настоящее время, взгляды специалистов на мотивы татуирования разделились: одни видят в татуировке дань моде, другие — влияние социальной среды, третьи — психопатологию.

Мы придерживаемся интегральной позиции, согласно которой наличие татуировки в каждом конкретном случае определяется как социальными условиями, так и характерологическими чертами и психопатологическими проявлениями личности. На практике изобразительная характеристика татуировки, ее групповая принадлежность и смысловая нагрузка используются как для идентификации личности носителя, его социальной и профессиональной принадлежности, так и — в ряде случаев — для ее психопатологической оценки.

Актуальность данной работы заключается в том, что она может значительно расширить список невербальных проявлений целого ряда психических и поведенческих расстройств. Добровольно нанесенные татуировки, как и другие невербальные признаки, могут играть существенную роль в диагностике психических и поведенческих расстройств,

особенно в случаях, когда обследуемый преднамеренно стремится ввести медицинский персонал в заблуждение, давая ложное объяснение смысла татуировки, вообще отказываясь что-либо объяснять или просто давая ответы типа «по глупости, по молодости».

За период 1987-2021 гг. нами было изучено 467 пациентов (412 мужчин и 55 женщин), имевших искусственную дерматографию (татуировки) и находившихся под наблюдением психиатра.

В качестве углубленного объекта исследования были избраны молодые мужчины с клинически подтвержденным психиатрическим диагнозом, имевшие татуировки и наблюдавшиеся в специализированных лечебных учреждениях России, Казахстана и Израиля. Предметом исследования стала изобразительная и смысловая интерпретация 1576 татуировок, выявленных нами у 412 больных с разными видами психических расстройств. Все диагнозы были установлены в строгом соответствии с критериями МКБ-10. Кроме того, по аналогичной методике обследовано 78 здоровых молодых людей, имевших 134 татуировки (контрольная группа).

Для интегральной оценки татуировок у лиц с психическими и поведенческими расстройствами была создана рабочая классификация, построенная на оценке 3 основных параметров: изобразительной характеристики (ось А), групповой принадлежности (ось В) и смысловой нагрузки татуировки (ось С).

Параметры оси А служат для изобразительной характеристики татуировок и включают в себя оценку изображения по его форме, размеру, количеству и локализации. Параметры оси В свидетельствуют о групповой принадлежности носителя (культовая, этническая, военная, профессиональная, криминальная и т.п.).

Параметры оси С указывают на смысловую нагрузку татуировки (агрессивно-угрожающая, де-монстративно-протестная, декоративно-украшающая, памятно-сентиментальная, функциональная и т.п.).

Татуировки у взрослых больных с расстройствами личности и поведения

Как показали результаты изучения 162 пациентов с расстройством зрелой личности (по старой терминологии — психопатия), имевших на момент исследования 814 татуировок, их нанесение во многом зависело от типа личности. У больных с антисоциальным расстройством (72 человека) татуировки носили множественный характер, в среднем -от 5 до 8 на человека.

Из них 44,6% могли быть интерпретированы как агрессивно-угрожающие (оружие, хищники, сцены насилия). Типична татуировка, изобра-

жающая пирата с ножом в зубах, на клинке ножа -надпись «ИРА»; она распространена среди осужденных за хулиганство и бандитизм. При этом носитель, как правило, пытается ввести в заблуждение медицинский персонал, рассказывая романтическую историю своей любви, в память о которой, якобы, и была нанесена описанная татуировка. Истинный смысл татуировки — совершенно иной. В действительности носитель отождествляет себя с пиратом (корсаром, морским разбойником), являющимся жестоким грабителем, не признающим никаких нравственно-этических норм. Нож — наиболее распространенное холодное оружие, используемое в преступном мире. Надпись «ИРА» — не женское имя, а криптограмма «Иду Резать Актив». Подобная надпись является выражением прямой и явной угрозы лицам, сотрудничавшим с администрацией лагеря, или вставшим на путь исправления. 22,3% татуировок могут быть интерпретированы, как статусно-стратификационные («воровские кресты, звезды, перстни»). Они носят идентификационную функцию, указывая на иерархию в криминальном мире. Например, парное изображение под ключицами оскаленной пасти тигра — судим за хулиганство; пауки на паутине — за употребление или сбыт наркотиков; кошачьи морды — за мошенничество; 6-8-конечные «воровские» звезды — злостный нарушитель режима или вор в законе. Перстни с разными знаками и геометрическими фигурами соответствуют статьям уголовного кодекса, по которым данный субъект отбывал наказание.

На долю демонстративно-протестных татуировок пришлось 14,4%. Это — различные символы свободы — чайка, парусник, бегущий олень, надписи и криптограммы. Среди них — широкоизвестный в российском уголовном мире так называемый знак зоны (5 точек, расположенных «конвертом»; символизирует пребывание в местах лишения свободы «по краям — вышки, посредине — Я»). В Израиле аналогичный знак зоны имеет свою специфику: 3 точки, образующие равносторонний треугольник («Я — впереди, за мной — 2 конвоира»).

На долю татуировок этих 3 групп — агрессия, протест и принадлежность к тому или иному уровню иерархии криминального мира — пришлось свыше 80% всех татуировок, выявленных у данной группы больных. Была установлена выраженная связь между наличием у больных агрессивно-угрожающих и демонстративно-проте-стных татуировок и совершенными ими актами физической агрессии или демонстративными нарушениями общепринятых норм поведения.

(Продолжение на с. 28.)

Среднее число татуировок на 1 носителя у больных с эмоционально-неустойчивым расстройством личности было значительно меньше: 2-4. Среди татуировок, выявленных у 51 такого больного, ведущее место тоже заняли татуировки демон-стративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера (соответственно 32,3 и 16,4%), а также связанные с иерархией уголовного мира (15,4%).

У 39 больных с истерическим расстройством личности, помимо изображений демонстративно-протестного и агрессивно-угрожающего характера, было значительное число (35,5%) татуировок декоративно-украшающего и памятно-сентиментального характера. В определенной степени этим проявляются такие черты характера, как склонность к драматизации и преувеличенной экспрессии эмоций. Между уровнем эмоциональности и наличием татуировок памятно-сентиментального характера имеется прямая зависимость. При этом следует отметить, что при перечисленных типах расстройств личности большинство татуировок (57,4%) носят подражательный характер и свидетельствуют о желании походить на того или иного криминального авторитета.

Полученные нами данные убедительно демонстрируют сочетание большого числа татуировок с высоким уровнем агрессивности, конфликтности и криминальности у больных с антисоциальными, эмоционально-неустойчивыми и истерическими расстройствами личности, т.е. характер татуировки помогает выделить среди обследуемых или пациентов группу лиц повышенного риска, склонных к агрессивным и импульсивным действиям, направленным на себя и окружающих.

Татуировки у больных шизофренией, шизотипическими и бредовыми расстройствами

Больные с расстройствами шизофренического спектра характеризуются нарушением содержания и логики мышления, чрезмерной тревожностью, необычными мистико-мистическими убеждениями, эксцентричностью поведения. Эти отклонения от нормы находят отражение в форме, размере, месте нанесения и смысловом содержании татуировок.

У наблюдавшихся нами 48 больных, страдавших перечисленными видами психопатологии, сюжет татуировок, как правило, был разработан самим носителем или в него были внесены существенные изменения, не являвшиеся традиционными, этническими, религиозными, культурологическими признаками национальной или групповой принадлежности.

В некоторых случаях татуировка служила визуальным отражением бредовых переживаний, не только перенесенных в прошлом, но и актуальных

на момент обследования. Одновременно имело место сочетание таких важных признаков, как мистико-ма-гический контекст татуировки, дискордантность (разобщенность) между выбором ее сюжета и локализацией изображения на поверхности тела. К примеру, примитивно-графическое изображение «газоноко-сильщика» на ягодице, по замыслу носителя, должно «смешить людей»; при этом пациент сообщил, что стесняется раздеваться в таких общественных местах, как баня или пляж. Черт на стопе, по мнению другого больного, означает, что «черт должен знать свое место»; третий пациент изобразил на пояснице обнаженную девушку, «чтоб никто не видел».

По размеру эти татуировки — гигантского или довольно крупного размеров. Смысловое содержание татуировки у больных является «бизарным» (странным) и обычно объясняется псевдофилософским, мистико-магическим мировоззрением носителя, понятным лишь ему самому. Один больной изобразил зеленую гигантскую двухголовую черепаху «как новый герб России, олицетворяющий мощь, мир и долголетие»; по мнению другого пациента, татуировка «черт, совершивший харакири» свидетельствует о том, что он победил «внутреннее зло», а «дракон-киборг» на голени — что он любит компьютеры и идет в ногу со временем.

Мистические татуировки относятся к достаточно редкой группе накожных изображений. Как правило, они единичны, крупного и гигантского размеров, расположены на участках тела, обычно прикрываемых одеждой. По форме это в большинстве случаев — тематические рисунки, знаки и символы, характеризующиеся детализацией изображения. Большая часть мистических татуировок — цветные и выполнены специалистами профессиональных та-ту-салонов по указаниям носителя.

По своему смысловому значению мистические татуировки имеют личностно-фантазийный характер, в их изображениях есть нечто загадочное, непонятное и необъяснимое. Трактовка подобных татуировок носителем в корне отличается от их общепринятых характеристик. Например, набор непонятных линейных знаков, нанесенных на тыльную поверхность кисти, носитель объяснял как надпись на языке суахили (официальный язык Кении и Танзании, которого носитель не знал и надписей на нем никогда не видел), а абстрактный узор на правой голени — как типичное украшение аборигенов острова Борнео.

Как быть Леди:  Если мужчина не дарит подарки: мнение психолога Михаила Лабковского

Обычно мистическая татуировка является плодом воображения носителей, видящих в изображении тайный, никому не понятный, кроме них самих, смысл. Так, один из обследованных с татуировкой на левой стороне грудной клетки в виде восходящего солнца на вопрос о ее значении ответил, что «… его сердце любит тепло».

Татуировки у больных c психическими и поведенческими расстройствами, возникшими

в результате употребления психоактивных веществ

По своему содержательному значению наркома-нические татуировки можно подразделить на функционально-вспомогательные («колодцы», указывающие на точки для экстренного внутривенного введения наркотиков при абстиненции, или «перстни», характеризующие статус в наркоманической иерархии), знаково-атрибутивные (обозначающие наркотические препараты, сырье для их производства, а также способы и средства их введения — головка мака, лист конопли, шприц, кальян), гедонистические (отражающие ощущения, возникающие после приема психоактивных препаратов, — шприц с крыльями бабочки, джинн, вырвавшийся из кувшина) и комбинированные (включающие в себя элементы нескольких групп: обнаженные танцовщицы гарема на фоне султана, курящего кальян, или композиция из ножа, шприца, бутылки водки, женщины и денег с надписью «Вот, что нас губит»).

Специфические наркоманические татуировки практически никогда не являются результатом случайного выбора или подражания, а отражают личностную позицию и самоидентификацию с нарко-манической субкультурой. По утверждению больных, имеющиеся у них наркоманические татуировки служат для них своеобразным пропуском в мир наркоманов, облегчая носителям приобретение и сбыт наркотиков.

Косметические и эротические татуировки

Некоторые графические изображения могут скрывать косметические дефекты, связанные с перенесенной операцией и оставившие рубец на коже. Например, татуировки могут располагаться на месте шва, наложенного при аппендэктомии или резекции молочной железы. Как правило, такие косметические татуировки являются модификациями собственного тела и более характерны для женщин. Они служат не только для сокрытия дефекта, но и, по мнению самих обладательниц татуировок, придают им дополнительную сексуальную привлекательность.

Татуировки могут также скрывать шрамы от ожогов, следы суицидальных попыток и самоповреждений (как правило, на внутренней и наружной поверхности предплечий или наружной поверхности бедер). Иногда татуировка призвана «отвлечь внимание» от проявлений кожных заболеваний носителя, таких как нейродермит или псориаз. Так, одна женщина, перенесшая внематочную беременность, изобразила внизу живота проекцию внутренних половых органов с «разорвавшейся» фаллопиевой трубой. Татуировка может «скрывать»

реальный или мнимый дефект, связанный с избытком веса или, наоборот, с излишней худобой.

Само по себе «косметическое» нанесение татуировки не является психопатологическим признаком, однако указывает на индивидуальную значимость реального или «воображаемого» дефекта, желание его закамуфлировать или «переключить внимание» на конкретный зрительный образ.

Татуировка, особенно сделанная вне профессионального тату-салона, без соблюдения стерильности, значительно увеличивает риск заражения такими заболеваниями, передающимися через кровь, как гепатиты В и С, вирус иммунодефицита (СПИД). Поэтому при взятии анализов крови у лиц с татуировкой средний медицинский персонал должен быть особенно внимательным.

Эротические татуировки можно подразделить не только по явному или скрытому сексуальному контексту, но и по локализации на теле носителя. При этом рисунок или надпись не обязательно являются собственно эротическими.

Так, у мужчин можно рассматривать татуировку в эротическом контексте, если она нанесена на нижнюю часть живота, лобковую зону, половой член и мошонку, на ягодицы. У женщин ввиду большой табуированности обнажения тела такими местами являются вся поверхность передней грудной клетки, включая собственно молочную железу, нижнюю часть живота, лобковую зону, наружную и внутреннюю поверхность бедер, поясничную область и ягодицы.

Таким образом, мы приходим к выводу, что всякая татуировка, имея смысловое и личностное значение, является все-таки вспомогательным объективным признаком. Поэтому сам факт наличия татуировки без углубленного обследования недостаточен для постановки психиатрического диагноза.

Полученные данные имеют не только теоретическое значение, но и представляют большой практический интерес, так как татуировку можно использовать в качестве дополнительного диагностического признака при оценке личности и состояния больного, что будет способствовать правильности постановки диагноза и существенно дополнит клиническую картину заболевания, проясняя и уточняя ее отдельные аспекты.

Смысловая нагрузка татуировки и возможность использования ее при диагностике поведенческих нарушений и психических расстройств может послужить отправной точкой для проведения углубленного обследования в соответствующем направлении, особенно в тех случаях, когда обследуемый по каким-то причинам отказывается от сотрудничества с медицинским персоналом или склонен к диссимуляции имеющихся проблем. Кроме того, исследование предлагает дополнительные отбо-

рочные критерии, которые могут быть использованы при углубленном психиатрическом осмотре, во время массовых обследований для выявления лиц с психическими расстройствами, злоупотребляющих психоактивными и психотропными веществами, а также лиц с различными типами расстройства личности.

Приложение Декоративно-украшающие татуировки

я 1 ^ 1 ■ V 41 2 1 3 г — ЛГ

4

Группа татуировок, отражающих, сознательные и бессознательные образы, объекты личной привязанности и хобби, ценностные ориентации личности. В эту группу входят портреты кумиров, любые виды флоры и фауны, образы героев и персонажи кинофильмов, символы и иероглифы, характеризующие отношение к себе и миру.

1 — китайский иероглиф, личностно значимый для носителя; может встречаться в нормативной группе при условии, что данная татуировка единична; нередко наносится лицами с истероидными и нарциссическими чертами личности, характерными для психопатий возбудимо-неустойчивого круга.

2 — фрагмент картины Сальвадора Дали «Полет шмеля вокруг граната за секунду до пробуждения»; отражает понравившиеся носителю сюрреалистические образы.

3 — персонаж из сериала «Звездные войны» (1977), отражает понравившийся носителю киноперсонаж.

4 — персонаж из фильмов ужасов «Восставшие из Ада» (1987), образ английского офицера Первой мировой войны, ставшего членом демонической секты ада отражает понравившийся носителю киноперсонаж.

нимание или недоумение. Обычно носитель активно участвует в создании сюжета, либо внося индивидуальные коррективы в имеющийся рисунок, либо сюжет является внешним отражением его психической деятельности. Учитывается соответствие между сюжетом и расположением рисунка на теле.

1 — винт, поранивший ногу, в данном случае означает, по мнению носителя, что он «способен терпеть любую боль»; винт как символ индивидуально значим для носителя; но у наблюдателя, даже после такого «странного» объяснения возникает масса вопросов: почему именно винт? для чего вообще наносилась эта татуировка? почему именно в этом месте?

2 — звезда Давида (щит Давида), состоящий из перекрещенных мечей, со свисающей каплей крови; звезда Давида — известный традиционный символ в иудаизме -в трактовке носителя имел совершенно иной смысл: он означал 6 миллионов евреев, погибших во Второй мировой войне, причем такой символизм выражался только в капле крови; носитель не смог объяснить, в чем смысл скрещенных между собой мечей, ограничившись ответом: «Я так себе представляю».

3 — отрубленная голова с язвами и зашитым ртом; отражение пугающих зрительных галлюцинаций пациента-шизофреника, который принимал галлюциногенные грибы; на вопрос врача, почему он вытатуировал этот сюжет, пациент ответил, что изобразил «этот кошмар», чтобы никогда не забывать, а на спине, чтоб никогда самому не видеть…

4 — традиционный английский завтрак (яичница с беконом); даже если для носителя это — самое любимое блюдо, то с точки зрения обычной логики все равно непонятно, зачем наносить такой рисунок на собственную голову.

Мистико-магические татуировки

Бизарные (странные) татуировки

Группа татуировок, в которых визуализированный образ, как правило, непонятен наблюдателю, либо объяснение смыслового образа носителем вызывает непо-

Эту группу татуировок можно считать одной из самых древних, поскольку они имели серьезное значение как талисманы-«обереги». Их наносили последователи религиозных культов в надежде на покровительство богов. Так, у северо-американских индейцев тотемы животных означали не только принадлежность к племени, но и защиту и покровительсто духов. Такими же являются символы ранних христиан. Наиболее распространенные магические символы — индийский символ «Ом», или «Аум», олицетворяющий первый звук во Вселенной — и древнеегипетский «Анх» (круг, соединенный с т-образным крестом) — символ ключа от райских врат и вечной жизни.

?бони Отец

б конокфпй

геан <?ыя еыхйдит »я

СЬОЁОДУ,

1 — глаз в обрамлении металлоконструкций — индивидуально разработанный носителем оберег; большинство таких оберегов с иизображением глаза берут свое начало от «всевидящего» ока древнеегипетского бога Гора; носитель поместил свой талисман под защиту металлоконструкций; судя по форме зрачка, глаз принадлежит животному, возможно, мифическому дракону.

2 — вампир; традиционный образ многих членов неформальных объединений, связанных с так называемой черной магией и сатанизмом; данное предположение подтверждается специфической формой одежды, ритуалами и другими татуировками в виде перевернутых крестов и пятиконечных звезд, элементов магических заклинаний, летучих мышей-вампиров и т.д.; в последнее время встречается у так называемых «готтов»; вампир является также символом вечной жизни и в некотором роде — даже успеха (см. гротескный роман В.Пелевина «Ампир В»).

3 — Франкенштейн; персонаж романа М.Шелли «Франкенштейн или современный Прометей», повествующего об ученом, создавшем из частей трупов живого человекообразного монстра; мистический образ победы человека над смертью.

4 — оборотень; трансформация человеческого лица в череп на фоне кладбища; символизирует веру носителя в мифическую «вечную жизнь»; сюжет разработан самим носителем.

Эротические татуировки

Кроме традиционных обнаженных фигур, в эту группу входят надписи и символы, означающие любовь, наиболее известный из которых — сердце, пронзенное стрелой амура; конечно же, татуировки наносят на интимные зоны; изображения подчеркивают сексуальную агрессию, в частности обладают элементами садо-мазохизма.

Криминальные татуировки

Демонстративно-протестные

1 — роза, проткнутая мечом означает «смерть прокурору», несогласие с решением суда, вынесшим приговор; татуировка символического характера, не содержит прямой угрозы конкретному лицу.

2 — руки в разорванных цепях передают крест; символизирует преемственность воровских традиций; ка-

ждое целое звено цепи означает год заключения, ползвена — соответственно полгода; в данном случае — 5 лет пребывания «на зоне».

3 — парусник; символ имеет несколько значений: а) спешу туда, где есть свобода без труда; б) вор-гастролер; в) склонен к побегу.

4 — аллегорическое изображение герба СССР; негативное отношение к власти и порядку; традиционные символы заменены символами нищеты и смерти.

5 — монах с библией и посохом, выходящий из монастыря; аллегорический образ заключенного, профессионального карточного игрока (на жаргоне «библия» -карты), отбывшего полный срок заключения — 5 лет (5 закрашенных куполов храма).

1 — рыцарь на фоне отрубленных голов и с латинской надписью: «Подавлять гордыню непокорных»; подобные татуировки имеются у лиц как привлеченных за хулиганство, так и у тех, кто решает большинство конфликтов с помощью физического насилия.

2 — мусульманин с 2 ножами — националистическая мусульманская татуировка с угрозой в адрес иноверцев.

3 — бой гладиаторов; трактовка идентична трактовке рис. 1.

Как быть Леди:  Что такое амбиции человека - Как формируются, особенности, значение

Агрессивно-угрожающие

4 — восточный правитель на троне из костей на фоне палача и отрубленных голов с надписью на латыни: «Горе побежденным»; трактовка идентична трактовке рис. 1.

5 — пират с ножом в зубах; надпись на клинке: «ИРА» (комментарии — в тексте).

Алкогольные татуировки

Варианты наркоманических татуировок

1 — череп с бутылками и штопором; аллегорическое изображение пиратского символа «Веселого Роджера», кости заменены бутылками и штопором, иносказательно — «любовь до гроба».

2 — викинг с пивной кружкой; часто встречается у байкеров; отражает любовь к пиву, сам викинг — образец сурового воина-мужчины; оба символа неразлучны.

Функциональные татуировки

Рекомендуемая литература

Балдаев Д.С. Татуировки заключенных. — М.: Лимбус-Пресс, 2001.

Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 640 с.

Борохов А.Д. Когда весь мир на острие иглы… Татуировки и жаргон наркоманов. — СПб.: Речь, 2005. -328 с.

Armstrong M.L., Murphy K.P., Sallie A. et al. Tattooed army soldiers: Examining the incidence, behavior, and risk // Military Medicine. 2000; 165 (2): 135-141.

Borokhov A., Bastiaans R., Lerner V. Tattoo Designs Among Drug Abusers // Israel J. Psychiatry. — 2006; 43 (1): 28-33.

В данном случае татуировки скрывают следы внутривенных инъекций.

VALUE OF TATTOOS IN THE DIAGNOSIS OF MENTAL AND BEHAVIORAL DISORDERS A.D. Borokhov

Kiryat-Shlomo Hospital (Israel)

The paper outlines the diagnostic value of tattoos in mental illnesses and drug abuse.

Key words: tattoos, mental disorders.

Изобразительная характеристика

Параметры оси «А» служат для изобразительной
характеристики нанесенных татуировок и включают в себя оценку
изображения по 4 группам: форме, размеру, количеству и
локализации.

Форма изображения включает в себя градацию татуировок по пяти
параметрам:

1. Цифры, знаки, аббревиатуры.

Цифры чаще всего отражают календарные даты
индивидуально-значимых событий (например, дату рождения, годы службы в
армии, срок пребывания в местах заключения, число судимостей и т.п.).

Знаки — условные обозначения, принятые в той или
иной социальной или этнической группе для передачи определённой информации.
Например, к этнографическим татуировкам будут относиться родоплеменные
ритуальные татуировки, связанные с совершеннолетием и инициацией, а
также связанные с социальным статусом в племени.

Другим вариантом инициации может быть условное посвящение в
криминальную среду. Такой татуировкой является широко известный в
бывшем СССР и российском криминальном мире так называемый «знак
зоны» (сочетание пяти точек, расположенных «конвертом»,
который символизирует пребывание в местах лишения свободы «По
краям — вышки, посредине — я»).

В Израиле также
существует аналогичный «знак зоны», имеющий свою специфику,
которая заключается в обозначениях в виде трех точек, образующих
равносторонний треугольник одной из верши вниз («я — впереди,
за мной — два конвоира»). А в США это может быть
«слеза», вытатуированная у наружного края глаза.

Аббревиатура — сложносокращенное слово,
образованное из начальных букв или элементов словосочетаний. Зачастую
имеет несколько трактовок, причем за псевдопозитивными смысловыми или
нейтральными значениями, как правило, скрываются социально-негативные
и агрессивные установки личности носителя.

Например, аббревиатура из
трёх букв «ЗЛО», в зависимости от окружения, трактуется
носителем как «Заветы Любимого Отца» или «Зайчик
любит овощи». На самом деле данная аббревиатура имеет другое
истинное значение: «За всё Легавым Отомщу»; трехбуквенная
аббревиатура «ЛТВ» может трактоваться носителем как
«Люби, Товарищ, Волю», в то же время она имеет
совершенно другой истинный смысл: «Люблю Тихо Воровать»,
или же «Легавый — Твой Враг».

2. Символы—
изображения, служащие условным обозначением какого-то образа,
понятия или идеи.

Использование символов в
качестве основы татуировки наиболее распространено в криминальной
среде, среди членов неформальных группировок, военных и представителей
отдельных профессий.

Например, в российской криминальной среде летящая чайка
символизирует любовь к свободе, изображение мордочки кота —
вора, скрещенные ключи — вора-домушника, изображение крысы
может быть нанесено в криминальной среде исключительно насильственно
и говорит, что носитель татуировки воровал у своих
(«крысятил»).

Следует отметить, что использование символов в криминальных
татуировках имеет и второй, «тайный» смысл. Например,
татуировка в виде звонящего колокола символизирует то, что её носитель
отбывал заключение в местах лишения свободы «от звонка до
звонка», а изображение монаха с пером в руке — что
обладатель татуировки хорошо владеет ножом или бритвой.

Психологические моменты

Теперь рассмотрим, почему люди делают татуировки с психологической точки зрения. Здесь список причин куда как разнообразнее:

  • Социализация. Желание подчеркнуть свою принадлежность к определенной культуре или социальной группе. Это именно то, о чем мы говорили в самом начале статьи, но даже в современном мире данная причина принадлежит к числу наиболее распространенных. В большей степени, такие решения характерны для подростков, конформистов, готовых подчинить свое мнение мнению социальной группы, к которой они относятся.
  • Замещение. Девушка, которой не хватает в жизни романтики, украшает свое тело лепестками роз, порхающими бабочками и птичками-колибри. Мужчина, по характеру мягкий, но желающий казаться более сильным и смелым, выбирает агрессивные эскизы – ножи, хищных зверей.
  • Желание украсить свое тело. Никаких глубинных мотивов, никакого поиска скрытого смысла, никакого символизма. Просто красивый узор, дополняющий образ, подчеркивающий какие-то приятные внешние особенности хозяина. В каком-то смысле, подобные мотивы можно отнести и к практической категории.
  • Импульсивное проявление сильных эмоций. Для духовного развитого человека, зрелой и полноценной личности, такое не слишком характерно, но некоторые не могут сдерживать душевные порывы. Почему они делают татуировки? Просто потому что хотят. По собственному опыту мы можем сказать, что именно такие люди впоследствии активнее всего записываются или на сеансы перекрытия, или на полное сведение узора.
  • Фанатизм. Это также больше характерно для не слишком зрелых в личностном плане людей. Татуировка в данном случае является выражением любви к чему-то, покорности. Эмблема любимого футбольного клуба, портрет певца, религиозный символ – наиболее распространенные сюжеты для таких татуировок. Конечно, это совсем не значит, что все указанные эскизы делают исключительно личностно незрелые люди, но общая тенденция примерно такая.
  • Фиксация какого-то важного жизненного события. Рождение ребенка, знакомство со второй половинкой, свадьба – все это важные события в жизни каждого из нас. Для кого-то главное воспоминание о них – это фотографии, но кто-то идет дальше, делая татуировки: портреты детей, любимых людей, их имена и связанные с ними даты.
  • Нехватка ощущений в жизни. Характерный момент для людей, испытывающих личностный кризис, нуждающихся в какой-то дополнительной эмоциональной подпитке. Татуировка в данном случае воспринимается как выражение собственной жизненной силы, помогает человеку понять, что он еще способен на столь необычные и нестандартные поступки, может ощущать себя “живым”.
  • Проблема с личностными границами. Главная граница между нашим внутренним миром и миром внешним – наша кожа. Нанесение на нее узора – это стремление увеличить ее прочность, нарастить “броню”, что характерно для людей с определенными комплексами, обидчивых, ранимых. Нередко они делают много татуировок, множественные узоры сливаются в целый наряд, издалека смотрятся как одежда.
  • Выражение протеста. Объяснение мотивов создания на своем теле татуировки в данном случае предельно резкое и категоричное: “тело – моя собственность, своей собственностью я распоряжаюсь по личному усмотрению!”. Поступки характерны для подростков, которые находятся под чрезмерной родительской опекой, страдают от этого, из-за чего ищут способы продемонстрировать свою самостоятельность.
  • Повышение личной значимости. Звучит довольно странно, но для определенных категорий людей именно эта причина является основной. Таким способом они стараются сделать свою персону более весомой и значительной в чужих глазах.
  • Компенсация. Для некоторых татуировка – это способ ощущения собственной уникальности и неповторимости, компенсации каких-то недостатков, причем эти недостатки вполне могут носить и мнимый характер, не иметь ничего общего с реальным положением дел.
  • Перекладывание ответственности. Этот момент имеет место в ситуации, когда человек делает татуировку для того, чтобы она помогала ему в жизни достигать каких-то целей. Не удалось добиться желаемого результата? Что ж, вполне можно списать на то, что “татуировка не сработала”. Впрочем, для некоторых такой символ – это своеобразный активатор деятельности, напоминающий о том, что нужно прикладывать усилия.
  • Предоставление какой-то информации миру. Нежные легкие изображения говорят о ранимости натуры, о том, что не нужно излишне давить на их обладателя. Агрессивные эскизы, вроде звериных оскалов, хищных животных – это заявление о буйном нраве, мол, “не трогай меня лишний раз – останешься целым”.

Татуировки, не связанные с групповой принадлежностью

Самоосознание личности включает в себя не только процессы
самопознания, самоидентификации и самоопределения, но и формы их
проявления. Внешне это проявляется в виде предъявляемых окружающим
сигналов, которые могут носить как вербальный, так и невербальный
характер.

К последним относятся не только внешний вид индивидуума,
его прическа, одежда, макияж, но и искусственная дерматография
(татуировка), пирсинг. Данные атрибуты модификации тела несут в себе
информацию о том, каким данный индивидуум хочет выглядеть в глазах
окружающих.

Большинство татуировок, встречающихся у лиц, не связанных с
групповой принадлежностью, носит либо памятно-сентиментальный, либо
декоративно-украшающий, либо сексуально-эротический характер. Как
правило, татуировки единичны, но иногда у последователей модных
течений покрывают практически всю поверхность тела носителя.

Литература

1.   Авдеев М.И. Судебная медицина. – М.:
Госюриздат, 1949. – 503 с.

2.   Алферов Ю.А. Субкультура наркоманов и воспитательная
функция ИТУ по социализации их
личности // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии.
– М.: Моск. гос. университет; Акад. пед. наук СССР, 1988. –
С. 134–156.

3.   Алферов Ю.А. Наркомания в ИТУ: опыт работы с
осужденными наркоманами: учебное пособие. – Домодедово: ВИПК
МВД СССР, 1991. – 102 с.

4.   Бажин Е.Ф, Борохов А.Д. Диагностическое значение
некоторых видов татуировок у лиц с нарушением поведения и пристрастием
к наркотикам и алкоголю // Актуальные
вопросы психиатрии и наркологии. Тезисы докладов 3 съезда
неврологов, нейрохирургов и психиатров ЭССР. – Таллинн, 1989.
– Т. 2. – С. 23–25.

5.   Бажин Е.Ф., Борохов А.Д. О специфическом значении
искусственной дерматографии (татуировки) в диагностике наркомании //
Шестой Всероссийский съезд психиатров, 24-26 октября 1990 г., Томск:
тезисы докладов. – М., 1990. – Т. 2. –
С. 198–199.

6.   Балдаев Д. Татуировки заключенных. – СПб.:
Лимбус Пресс, 2006. – 168 с.

7.   Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия
символов. – М.: Крон-Пресс, 1995. – 512 с.

8.   Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь
психиатрических терминов. – Воронеж: МОДЭК, 1995. –
640 с.

9.   Бокариус Н.С. Первоначальный наружный осмотр трупа
при милицейском и розыскном дознании. – Харьков, 1925. –
541 с.

10.   Борохов А.Д. О возможных социально-психологических
механизмах агрессивно-деструктивного поведения в некоторых подростковых
неформальных группах //
Методологические проблемы социальной медицины. – Ленинград, 1989. –
С. 104–106.

Как быть Леди:  5. Индивид и личность. Философия

11.   Борохов А.Д. Искусственная дерматографии (татуировка)
и ее судебно-психиатрическое значение в комплексной оценке личности
правонарушителя // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: труды
конференции, посвященной X-летию Кохтла-Ярвеской психоневрологической
больницы. – Кохтла-Ярве, 1990. – С. 8–11.

12.   Борохов А.Д. Русская тюремная и военная татуировка:
социально-психологические и судебно-психиатрические аспекты –
Иерусалим: Папирус, 1994. – 185 с.

13.   Борохов А.Д. Когда весь мир на острие иглы.
Татуировки и жаргон наркоманов. – СПб.: Речь, 2005. –
328 с.

14.   Борохов А.Д. Клиническое значение психосемантического
анализа татуировки в психиатрии // Материалы IV съезда психиатров,
наркологов, психотерапевтов,
медицинских психологов Чувашии.
– Чебоксары, 2021. – C. 106–108.

15.   Борохов А.Д. Значение татуировок в диагностике
психических и поведенческих расстройств // Медицинская сестра. –
2021. – № 7. – С. 24–32.

16.   Борохов А.Д., Борохов Д.З. Клиническое и
социально-психологическое значение татуировок у больных наркоманией и
алкоголизмом (Транскультуральное
лонгитудинальное исследование) //
Наркология. – 2021. – Т. 9, № 10(106). –
С. 59–65.

17.   Борохов А.Д., Борохов Д.З. Психосемантическое
значение татуировки у больных с расстройствами шизофренического спектра
// Вестник Психиатрии и Психологии Чувашии, — 2021. –
№ 6. – С. 69–86.

18.   Борохов А.Д., Губин В. Методы экспресс-диагностики
отклоняющегося поведения у лиц призывного возраста (социально-психологические
и судебно-психиатрические аспекты): методические рекомендации. –
Ленинград: Полит. упр. ЛВО, 1990. – 84 с.

19.   Борохов А.Д., Ершов Б.Б., Файн А.П. Агрессия как
возможный пусковой механизм саморазрушающего поведения у подростков //
Саморазрушающее поведение у подростков: сб. науч. трудов НИПНИ им.
В.М. Бехтерева. – Ленинград, 1991. – Т. 128.
– С. 102–106.

20.   Борохов А.Д., Исаев Д.Д., Столяров А.В.
Социально-психологические факторы формирования гомосексуального
поведения у заключенных // Социологические исследования. –
1990. – № 6. – С. 93–97.

21.   Борохов А.Д., Кужим Г., Недельская М.
Психосемантический анализ татуировки в судебно-психиатрической
экспертизе // Материалы второго международного психолого-социального
конгресса 14–15 мая 2009, Санкт-Петербург. – СПб., 2009.
– С. 34.

22.   Борохов А.Д., Полторак С.В. Значение татуировки
в диагностике психических расстройств // Актуальные проблемы современной
психиатрии и наркологии: материалы межрегиональной научно-практической
конференции (Омск, 14–15 декабря 2005 г.). – Омск, 2005. –
С. 56–58.

23.   Бронников А.Г. Татуировки осужденных, их
классификация и криминалистическое значение (альбом). – М.:
Акад. МВД СССР, 1980.

24.   Бронников А.Г.
Криминалистическое значение татуировок у правонарушителей. –
Пермь: Стилус, 1982. – 356 с.

25.   Бронников А.Г., Дубягин Ю.П. Использование сведений
о татуировках в целях предотвращения и раскрытия преступлений. –
Пермь: УИТУ УВД Перм. облисполкома, 1986.

26.   Бронников А.Г., Дубягин Ю.П. Криминалистическая
диагностика и расшифровка татуировок правонарушителей: учеб. пособие
для сотрудников правоохранительных органов. – Пермь, 1989.
– 124 c.

27.   Выбор способа действия персонала (Modus Operandi)
в соответствии с психическим состоянием пациента / А.Д. Борохов,
Р.Д. Стриковская, Э.С. Гринберг [и др.] // Медицинская
сестра. – 2021. – № 6. – С. 14–18.

28.   Галин В., Дубягин Ю. Татуировка у зэков корейской
национальности о. Сахалин // Обозреватель (на японском языке).
– Токио, 1992. – № 4. – С. 17.

29.   Гернет М.Н. Татуировка в местах заключения
г. Москвы // Преступный мир Москвы. – М.: Право и жизнь,
1924. – С. 218–246.

30.   Горюнов В.Е Татуировки кистей рук. –
Челябинск, 1998. – 86 с.

31.   Грибанов В.В., Губин В.А., Теплов Э.П.
Нетрадиционные молодежные объединения: Актуальные проблемы
идеологической работы. – Ленинград, 1988.

32.   Губин В., Борохов А. Армия и молодежь:
социально-психологические и медицинские аспекты: методические
рекомендации / ПУ ОЛЛВО. – Ленинград, 1990. – 75 с.

33.   Джумалиева Б., Овсянникова Л., Борохов А.
Злоупотребление наркотиками и алкоголем у лиц с патологией поведения
и аномалиями развития личности // 1-й съезд невропатологов и
психиатров Казахстана: сборник статей. – Алма-Ата, 1987. –
Т. 2. – С. 161–162.

34.   Драггер М. Самоучитель по татуировкам. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

35.   Дубягин Ю.П., Теплицкий Е.А. Краткий англо-русский
и русско-английский словарь уголовного жаргона. – М.: Терра,
1993. – 288 с.

36.   Дубягина О.П., Дубягин Ю.П., Смирнов Г.Ф. Культ
Тату. Криминальная и художественная татуировка. – М.:
Юриспруденция, 2003. – 240 с.

37.   Егоров Р. Дао татуировки. – М.: Грант, 2001.
– 208 с.

38.   Егоров Р. Татуировка и другие модификации тела.
– М.: Рипол-классик, 2004. – 184 с.

39.   Ельский А. Татуировка. – Минск: МЕТ, 1997.
– 232 с.

40.   Жюльен Н. Словарь символов. – Челябинск: Урал ЛТД,
1999. – 512 с.

41.   Значение татуировок как признак саморазрушаюшего
поведения у подростков и молодежи / А.Д. Борохов, Т.В. Попов,
С.А. Тумасов [и др.] // Саморазрушающее поведение у подростков:
сб. науч. трудов НИПНИ им. В.М. Бехтерева. – Ленинград, 1991.
– Т. 128. – С. 107–112.

42.   Квеселевич Д.И. Русско-английский словарь
ненормативной лексики. – М.: Астрель ACT, 2002. – 1120 с.

43.   Керлот X.Э. Словарь символов. Мифология. Магия.
Психоанализ. – М.: Рефл-бук, 1994. – 608 с.

44.   Коган Я. Татуировка у преступников. – Одесса.
– 1928. – 64 с.

45.   Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков:
Социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск, 1988.
– 218 с.

46.   Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине.
– Прага: Авиценум, 1983. – 405 с.

47.   Кучинский А.В. Преступники и преступления. Законы
преступного мира. Обычаи, язык, татуировки: Энциклопедия. –
Донецк: Сталкер, 1997. – 448 с.

48.   Лапицкий М.А., Осипова Н.Н. Типология агрессивности
при нарушении поведения у подростков с различными акцентуациями характера
// Проблемы девиантного поведения молодёжи в современном обществе: материалы
науч. конф. с междунар. участием. – СПб.: Психоневрол. институт им.
В.М. Бехтерева, 2001. – С. 58.

49.   Лейн Б. Пытки и наказания. – Смоленск:
Русич, 1997. – 448 с.

50.   Липский И. Военная служба и неформальные объединения
молодежи // Лектору и пропагандисту. – 1989. – № 3.
– С. 23–48.

51.   Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство
для врачей. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ленинград:
Медицина, 1985. – 416 с.

52.   Личко А., Битенский В. Подростковая наркология:
руководство для врачей. – Ленинград: Медицина, 1991. – 304 с.

53.   Мамайчук И.И. Экспертиза личности в
судебно-следственной практике: учебное пособие. – СПб.: Речь,
2002. – 255 с.

54.   Мельяненков Л. По ту сторону закона. Энциклопедия
преступного мира. – СПб.: Дамы и господа, 1992. –
356 с.

55.   Муравлева Н. Искусство украшения тела: татуировка,
пирсинг, скарификация. – СПб.: Диамант, 2002. – 160 с.

56.   Наркомания у подростков / В. Битенский,
Б. Херсонский, С. Дворяк [и др.]. – Киев: Здоровья,
1989. – 216 с.

57.   Неганова Е.А., Чудиновских А.Г. Многоосевая оценка
психического состояния лиц призывного возраста в условиях амбулаторного
психиатрического приёма // Проблемы девиантного поведения молодёжи в
современном обществе: материалы науч. конф. с междунар. участием.
– СПб.: Психоневрол. институт им. В.М. Бехтерева, 2001. –
С. 67.

58.   Никитина Т.Г. Толковый словарь молодежного сленга:
Слова, непонятные взрослым. – М.: Астрель: АСТ, 2003. –
736 с.

59.   Ольгерд М. Татуировка: тайна и смысл…
– М.: Новости, 1995. – 96 с.

60.   Овчинский B.C. «Неформал» в законе //
Социологические исследования. – 1989. – № 2.
– С. 63–70.

61.   Петраков Б.Д. Психическая заболеваемость в
некоторых странах в ХХ веке. – М.: Медицина, 1972. –
300 с.

62.    Петухов Ю.Л., Чудиновских А.Г.
Многоосевая оценка психического состояния призывников при проведении
стационарной военно-врачебной экспертизы // Проблемы девиантного
поведения молодёжи в современном обществе: материалы науч. конф. с
междунар. участием. – СПб.: Психоневрол. институт им.
В.М. Бехтерева, 2001. – С. 76–77.

63.   Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.,
1998. – 704 с.

64.   Попов Ю.В. Классификация психопатических расстройств
у подростков // Психопатические расстройства у подростков. –
Ленинград, 1987. – С. 64–69.

65.   Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. –
Ленинград, 1975. – 335 с.

66.   Рогатых Л.Ф., Стрельченко Э.Г., Топоров С.Б.
Борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных и
сильнодействующих веществ. – СПб.: Питер, 2004. –
239 с.

67.   Румянцева Г.А. Суицидальное поведение молодёжи //
Проблемы девиантного поведения молодёжи в современном обществе:
материалы науч. конф. с междунар. участием. – СПб.: Психоневрол.
институт им. В.М. Бехтерева, 2001. – С. 86–87.

68.   Свирепо О.А., Ружанова О.С. Образ, символ, метафора
в современной психотерапии. – М.: Институт психотер.,
2004. – 269 с.

69.   Солдатенков Н. Бритоголовые // Аргументы и факты.
– 1989. – № 19(448).

70.   Соловьёва С.Л. Структура психической напряженности
в современном обществе // Проблемы девиантного поведения молодёжи в
современном обществе: материалы науч. конф. с междунар. участием.
– СПб.: Психоневрол. институт им. В.М. Бехтерева, 2001. –
С. 95.

71.   Сундеев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи
// Социологические исследования, 1989. – С. 56–62.

72.   Фолей Д. Энциклопедия Гиннеса по знакам и символам.
– 2-е изд. – М.: Вече, 1997. – 512 с.

73.   Холмс Д. Аномальная психология / пер. с англ.
– СПб.: Питер, 2003. – 310 с.

74.   Хорошавина О.В., Чудиновских А.Г. Оценка
психического состояния лиц, уволенных из вооруженных сил по поводу
психических заболеваний с позиций многоосевой диагностики // Проблемы
девиантного поведения молодёжи в современном обществе: материалы науч.
конф. с междунар. участием. – СПб.: Психоневрол. институт им.
В.М. Бехтерева, 2001. – С. 106–107.

75.   Энциклопедический словарь символов / авт.-сост.
Н.А. Истомина. – М.: Астрель, 2003. – 1056 с.

76.   Энциклопедический словарь. Том XXXIIa: Тай –
Термиты. – С-Петербург: Тип. Акц. Общ. «Издательское дело»,
Брокгауз-Ефрон, 1901. – С. 677–682.

77.   Энциклопедия символов / под ред. Е.А. Шейнина.
– Харьков: Торсинг, 2003. – 591 с.

78.   Энциклопедия символов, знаков, эмблем / авт.-сост.
В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнев. – М.: Астрель;
Миф, 2001. – 576 с.

79.   1000 Tattoos / ed. by H. Schiffmacher, B. Reimschneider.
– Köln: Taschen, 2002. – 699 p.

80.   Atkinson M. Tattooing and civilizing processes:
Body modification as self-control // Canadian Review of Sociology.
– 2004. – Vol. 41, № 2. – P. 125–146.

81.   Bennahum D.A. Tattoos of heroin addicts in New
Mexico // Rocky Mt Med J. – 1971. – Vol. 68,
№ 9. – P. 63–66.

82.   Borokhov A. Psychological aspects of tattooing as
a marker of sexual deviations in prison // 1st International Conference
on Psychiatric Diagnosis. – Tokyo, 1990. – P. 28.

83.   Borokhov A. Tattoos as a diagnostic of drug
addiction // 1st International Conference on Psychiatric
Diagnosis. – Tokyo, 1990. – P. 27.

84.   Borokhov A.D. Addiction-Related and sexopathological
aspects of tattooing as a form of creative self-expression in abnormal
personalities // First European Symposium on Drug Addiction and AIDS.
– Vienna, 1991. – P. 34.

85.   Borokhov A. Choice of suicide attempt or
autodestruction and correlation with psychopathological syndromes //
14th annual meeting of the Israel Society for Biological Psychiatry,
Hagoshrim, Israel. – 2021. – P. 7–8.

86.   Borokhov A. Psychosemantic analysis of tattoos
in clinical and forensic psychiatric practice // 14th annual meeting
of the Israel Society for Biological Psychiatry, Hagoshrim, Israel.
– 2021. – P. 7.

https://www.youtube.com/watch?v=Ax-lDp26n8Y

87.   Borokhov A., Bastiaans R., Lerner V. Tattoo as
an additional tool for diagnosing of mental behavioral disorders
associated with psychoactive substance use // Abstracts of the 4th
European College of Neuropsychopharmacology Workshop:
Neuropsychopharmacology of addiction. Nice, France, March 15-17, 2003.
– 2003. – Vol. 13, Suppl. 1. – P. 18.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий