Человек, индивид, личность — понятие и признаки

Человек, индивид, личность — понятие и признаки Женщине

Что такое межличностные взаимоотношения

Межличностными отношения — этоотношения, возникающие непосредственно между личностями (двумя людьми или в группе) в процессе общения, сотрудничества друг с другом. Их отличительные особенности: взаимность, непосредственный контакт. Успешность межличностных отношений зависит от трех составляющих:

  1. Взаимопонимание. С одними людьми человек сразу находит «общий язык», других не может понять. Взаимопонимание достигается при наличии общих взглядов на жизнь, целей, интересов, схожести в характерах. Кроме того, желание понять другого, должно быть взаимным, заинтересованность в общении должны проявлять оба собеседника;
  2. Взаимодействие – это способность осуществлять совместную деятельность, объединять усилия для достижения ожидаемого результата. Если цели участников отношений отличаются, о взаимодействии не может идти речь. Только наличие общей цели, задач, может сплотить разрозненную деятельность людей;
  3. Взаимовосприятие–это оценка людьми физических характеристик и умственных способностей друг друга. В процессе познания внешних особенностей и качеств характера собеседника, у человека формируется ответная реакция на данную личность.

Пример. У 7-б появился новый учитель биологии. У педагога с классом сразу установились хорошие взаимоотношения. Он так интересно организовывал деятельность на уроках, что все учащиеся стали с радостью выполнять домашнее задание, хотя раньше этого не делали.

Межличностные отношения могут возникать между людьми по их личному желанию или под воздействием внешних факторов.

В первом случае, намного легче будет достичь взаимопонимания, так как желание общаться было совместным, общность интересов притянула людей друг к другу. Во втором – могут возникать конфликты, разногласия между участниками межличностных взаимоотношений, так как их объединила чья-то воля, решение, что им нужно сотрудничать.

Пример. Школьный класс формируется школьной администрацией, а не в результате личных пожеланий учеников. Не все одноклассники в классе подружатся друг с другом, у некоторых могут возникать конфликты из-за взаимного неприятия.

Для чего и когда создавались первые государства

Проживая независимо друг от друга, первобытные люди все же придерживались некоторых правил, подчинялись обычаям, принятым в данном племени. Со временем, власть в племени сосредоточилась в руках старейшин, племенных вождей. Они управляли жизнью племени, распределяли между соплеменниками добычу, награбленную у других племен, наказывали провинившихся.

В 4 тысячелетии до нашей эры возникло самое первое государство в мире — Междуречье. Свое название оно получило за расположение между долинами двух рек — Тигром и Евфратом. Его так же называли Месопотамия, Шумер, Двуречье. Жителями древнейшего государства являлась цивилизация шумеров, у них к моменту его возникновения уже была своя письменность, религия, культура.

Считается, что потребность в образовании государства у жителей Междуречья возникла из-за засушливого климата. Чтобы отстроить сложную оросительную систему необходимо было разграничение функций между людьми, организованное управление. Позднее возникли и другие знаменитые государства Древнего мира: Древний Египет, Вавилон, Рим, Греция и многие другие.

С чем связано образование первых государств, ученые спорят до сегодняшнего дня. Есть несколько общепризнанных версий:

  1. Появление частной собственности (имущества принадлежавшего не всему племени, а отдельным семьям) привело к формированию неравенства. Одни соплеменники становились богаче, другие беднее. Постепенно в руках богатых людей сосредоточилась власть и возникла потребность держать в повиновении остальных соплеменников. Для этого создавалось государство – организация общества, в которой представителей власти защищают воины, стражи, чиновники;
  2. С развитием военного дела у отдельных племен возникла потребность в объединении, сплочении, перед угрозой внешнего врага. Это привело их к необходимости создания системы управления, которая обеспечила бы безопасность всем участникам государственного устройства;
  3. С развитием племен у них возникали новые экономические и политические цели, достигнуть которых можно было, только объединившись между собой в союз. По прошествии времени племенной союз эволюционировал до состояния государства, свободные ранее члены союза стали полностью подконтрольны сформировавшейся системе власти.

Таковы основные причины возникновения государств, признанные историками. Отличить государство от племенного союза можно по признакам государства:

Первые государства Древнего мира были схожи между собой: являлись небольшими по размерам, с хорошо развитым земледелием и строгой иерархией общества.

Духовные ценности и культурное наследие

Культура вмещает в себя все материальные и духовные ценности созданные человеком. К материальным ценностям относят: сооружения, изобретения, технику, транспортные средства, жилые дома. Среди духовных ценностей выделяют: произведения искусства, ритуалы, сказки, литературные произведения, традиции, обряды.

Представим себе ситуацию, в которой общество существовало бы без культурной преемственности. В нем, появившись на свет, человек должен был бы снова изобретать первые орудия труда, создавать новую письменность, придумывать свою мораль и законы. В этом случае развитие человечества было бы невозможно, люди так и остались бы на уровне первобытно-общинного строя.

Насколько прогрессировал современный человек, можно понять, сравнив духовные ценности в древнем обществе и современном. Так на Киевской Руси жизнь человека оценивалась в денежных единицах-гривнах. За убийство свободного человека нужно было выплатить штраф князю, в размере 80 гривен.

Жизнь сельского работника оценивалась в 12, холопа — в 5 гривен. Так же был распространен обычай кровной мести: можно было убить отца за отца, сына за сына или любого другого кровного родственника за место своего, убитого членами этой семьи. На сегодняшний день общество придерживается принципов человечности, гуманности, чего не скажешь о прошлом.

Для сохранения мирового культурного наследия еще в 1945 году была создана международная организация ЮНЕСКО. Сегодня она обеспечивает сотрудничество более 200 государств, входящих в ее состав, в сфере образования, культуры и науки. ЮНЕСКО занимается:

  • Созданием охраняемых природных территорий, чтобы усилить взаимодействие человека с природой, сохранить природные заповедники;
  • Охраной всемирного культурного наследия (памятников архитектуры, исторических ценностей, важных археологических находок);
  • Охраной нематериального культурного наследия: языка, национальной музыки, ритуалов, устного народного творчества, ремесел;
  • Сохранением исторических документов, архивов.

Только объединив усилия, люди могут сохранить культурное наследие своей страны и всего мира.

Индивидуальность и индивидуальность

Человек с момента своего рождения является индивидуумом, т. е. единым природным существом, носителем индивидуально-специфических черт.

Индивидуума обычно называют отдельным конкретным человеком, рассматриваемым как биосоциальное существо.

Как часто вы слышите о заметном человеке, который выделяется среди других: «Он человек!» Схожим по звучанию и происхождению с этим словом является понятие «индивидуум». В повседневной речи эти слова используются как эквивалентные. Однако наука различает их по смыслу.

Термин «индивидуум» характеризует человека как одного из людей. Этот термин также означает, насколько типичны признаки определенной общины для ее различных представителей (священник Амон Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Сельянинович).

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенностей. В то же время понятно, что особенности зависят от общества, от условий, в которых был сформирован тот или иной представитель человеческой расы.

Термин индивидуальность позволяет охарактеризовать различия между человеком и другими людьми, подразумевая не только внешность, но и совокупность социально значимых качеств. Каждый человек индивидуален, хотя степень этой идентичности может быть разной.

Яркими личностями были односторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните художника, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, художника, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и других. Их отличали оригинальность, оригинальность, яркая индивидуальность и индивидуальность.

Понятие «индивидуальность» в биологии обозначает специфические черты, присущие конкретному человеку, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

В психологии человек понимается как неотъемлемая характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

Философия рассматривает индивидуальность как уникальную идентичность феномена, как природного, так и социального. В этом смысле не только люди могут обладать индивидуальностью, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма).

Если индивид считается представителем сообщества, то индивидуальность — это особенность проявлений человека, подчеркивающая уникальность, универсальность и гармоничность, естественность и легкость его деятельности. Таким образом, в человеке типичное и уникальное воплощено в единстве.

Итак, рассматривая разницу между терминами «индивидуум» и «индивидуальность», обратимся к примеру. 20 марта 1809 года в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный по имени Николай. Это был один из сыновей помещиков, рожденных в этот день, по имени Николай, то есть человек.

Как быть Леди:  ДЕСТРУКТИВНЫЙ - это 📕 что такое ДЕСТРУКТИВНЫЙ

Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и т. д.). Позже у него появились черты, связанные с взрослением, обучением и индивидуальным образом жизни: он начал читать рано, с 5 лет он писал стихи, усердно учился в гимназии и стал писателем, чьим трудом следовала Россия. В ней проявлялась яркая личность, то есть те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

Таким образом, индивидуальность — это уникальность, оригинальность, оригинальность качеств и свойств человека, которые отличают его от окружающих.

Из этих двух понятий «человек» и «индивидуум» необходимо различать понятие «личность».

Исторические формы социального неравенства

Главными видами социального неравенства, известными в истории были: деление общества на касты, сословия, классы.

В Древней Индии общество делилось на 4 основных касты, принадлежность к которым определялась с момента появления человека на свет.

  1. Высшей кастой считались брахманы (священники, жрецы), они могли отдавать распоряжения и приказы даже правителям;
  2. К касте кшатриев (воинов) принадлежали глава государства (император), военачальники, министры, рядовые солдаты;
  3. Вайшьи (торговцы) представляли зажиточный слой населения;
  4. Шудры (рабочие) составляли основную прослойку общества, они подчинялись распоряжениям брахманов, кшатриев, вайшьев.

К отдельной полностью бесправной касте относились неприкасаемые, они жили вдалеке от всего остального общества, выполняли самую грязную работу. Считалось, что даже прикосновение или нахождение рядом с неприкасаемым оскверняет представителей других каст.

Вплоть до 19 и начала 20 века, в большинстве стран Европы, России, некоторых государствах Азии общество делилось на сословия. Рассмотрим пример социального неравенства в России в первой половине 18 века.

Высшее положение в российском обществе занимало дворянство. Дворянам принадлежала земля, жившие и работавшие на ней крепостные крестьяне, они имели привилегии при зачислении на государственную службу. В руках дворян была сосредоточена политическая и экономическая власть.

Важно! Только потомственные дворяне передавали свою сословную принадлежность по наследству. Личные дворяне получали свой титул, находясь на службе при государстве, покинув которую они утрачивали свое привилегированное положение.

К привилегированным сословиям принадлежало так же белое духовенство — все священнослужители кроме монахов, живших отреченной жизнью вдали от человеческого общества. Священники передавали свой духовный сан от отца к сыну, дети священнослужителей обучались в специальных церковных учебных заведениях.

К полу привилегированным сословиям относились купечество, казачество. Основу городского населения составляли непривилегированные сословия: горожане, ремесленники, небольшая по численности интеллигенция. Но основную часть российского общества – более 80% составляли крестьяне.

Постепенно, к концу 19 началу 20 века сословия в России исчезли, общество стало делиться на классы. Классы отличались уровнем дохода и способом заработка на жизнь. Знатное происхождение, родословная утратили свое прежнее значение, теперь, главной ценностью передаваемой по наследству стали деньги, капиталы.

Личность

Проблема личности является одной из главных проблем в системе наук, изучающих человека и общество, а также философию. Она пронизывает все остальные проблемы.

Человека называют человеком, являющимся субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Понятие личности неразрывно связано с социальными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидом (потому что тогда не с чем сравнивать его свойства) и тем более с личностью.

Философская энциклопедия определяет человека следующим образом: это человеческая личность как субъект отношений и сознательной деятельности.

Другое значение, личность — это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют человека как члена общества.

Оба определения подчеркивают отношения личности, личности и общества. Давайте попробуем выяснить эти связи. В науке проявляются два подхода к личности.

Первый рассматривает основные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает активным участником свободных действий, субъектом познания и изменения мира. В то же время признаются личностные качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей.

Другие люди, безусловно, будут оценивать человека, сравнивая его с нормами, установленными в обществе. Человек с интеллектом постоянно оценивает себя. В то же время самооценка может варьироваться в зависимости от проявлений личности и социальных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривается через набор функций или ролей. Человек, действующий в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах, зависящих не только от индивидуальных особенностей, но и от социальных условий. Итак, скажем, во время племенной системы семейные отношения требуют одного действия от старших членов, а другого — в современном обществе.

Человек может одновременно выполнять действия, выполняя разные роли — рабочий, семьянин, спортсмен и т. д. Он выполняет действия, проявляет себя активно и осознанно. Он может быть квалифицированным работником, заботливым или безразличным членом семьи, упрямым или ленивым спортсменом и т. д. Для личности характерно проявление активности, в то время как безличное существование позволяет «плавать случайно».

Изучение личности через ролевые характеристики, безусловно, подразумевает отношения человека с социальными отношениями, зависимость от них. Понятно, что как набор ролей, так и их исполнение (так сказать, репертуар и ролевая картина) связаны с социальной структурой и индивидуальными качествами исполнителя.

В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется и изменяется. Он действует, любит, ненавидит, борется, жаждет не самой личности, а человека, у которого есть черты характера. Благодаря этому, по-особенному, только по-своему, организуя свою деятельность, отношения, индивид выступает как человек.

Когда люди говорят о личности, они в первую очередь имеют в виду ее социальную индивидуальность и оригинальность. Последнее формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не каждый человек есть человек. Они рождаются как личность, становятся личностью в процессе социализации.

Социализация — это процесс воздействия общества и его структур на людей на протяжении всей их жизни, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизни в конкретном обществе, становятся индивидуумами.

Социализация начинается в детстве, продолжается в подростковом и довольно зрелом возрасте. От его успеха зависит, насколько человек, усвоив принятые в данной культуре ценности и нормы поведения, сможет реализовать себя в процессе общественной жизни.

Среда, окружающая человека, может влиять на развитие личности как целенаправленно (через организацию обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль здесь играет такой важный социальный институт, как семья.

Благодаря процессу социализации человек присоединяется к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это позиция в обществе, связанная с определенным набором прав и обязанностей. Система потребностей человека социализируется: социальные потребности добавляются к биологическим потребностям (в еде, дыхании, отдыхе и т. д.), таких как потребность в общении, уходе за другими людьми, получении высоких оценок от общества и т. д.

Процесс социализации проходит несколько этапов, которые социологи называют жизненными циклами: детство, отрочество, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны с изменением социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.

Формирование личности человека в процессе социализации происходит с помощью так называемых агентов и институтов социализации. Под агентами социализации понимаются конкретные люди, которые несут ответственность за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Есть агенты первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) И агенты вторичной социализации (чиновники университета, предприятия, телевизионщики и т. д.). Агенты первичной социализации образуют непосредственную среду человека и играют решающую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации — это социальные институты, которые влияют и направляют процесс социализации. Как и агенты, институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации является семья, школа и среднее — средства массовой информации, армия и церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере общественных отношений.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

  1. учить людей общепринятым культурным нормам и поведению в обществе;
  2. осуществлять социальный контроль над тем, насколько твердо, глубоко и правильно эти нормы и модели поведения усваиваются человеком.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме позитивных оценок) и наказание (в форме негативных оценок), также являются методами социализации.

Как быть Леди:  Сбербанк умышленно обманывает своих клиентов – отзыв о СберБанке от "TatyUskova" | Банки.ру

В период вторичной социализации человек может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации. Десоциализация — это потеря или сознательный отказ от приобретенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.

Ресоциализация — это противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переподготовки, возвращения человека к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации является негативным и достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, которые не могут быть восстановлены даже с помощью позитивной ресоциализации.

Для самого общества успешная социализация является залогом его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Таким образом, человек является субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Политическая сфера жизни общества

Слово «политика» пришло в современный мир из античности. Древние греки термином «полис» называли города-государства с самоуправлением. А всю деятельность власти, любое ее участие в жизни полиса они называли политикой. Древние греки и римляне считали, что политике нужно обучаться как искусству.

Сегодня политическая сфера общества — это одна из важных сфер человеческой жизни, в которой происходит распределение власти и ее использование для управления обществом. Главную роль, основные решения в этой сфере принимают политические лидеры. Народ тоже может оказывать влияние на политику, но оно чаще всего незначительное.

В политическую сферу жизни общества входят:

  1. Государство;
  2. Президент, высшие органы государственной власти;
  3. Политические организации;
  4. Политические партии;
  5. Политические отношения (отношения связанные с борьбой за власть и ее осуществлением);
  6. Политические идеи.

Функции политической сферы общества:

  • Защита государственной власти;
  • Распределение благ (полезных вещей, ценностей, денег) между всеми членами общества;
  • Защита государства от внешних угроз, установление дружественных отношений с другими государствами;
  • Защита народа, проживающего в государстве, его главных ценностей;
  • Согласование интересов многообразных групп людей, совместно проживающих на территории государства;
  • Контроль над исполнением законов, наказание за их нарушение;
  • Объединение людей, проживающих в данном обществе, для достижения государственных целей.

Если сравнивать политическую сферу жизни общества в прошлом и сегодня, то они значительно отличаются. В прошлом борьба за власть в основном происходила путем физического устранения конкурента, представителя высших органов власти.Так, например, были совершены покушения на российских царей:

Это было связано с тем, что в большинстве стран глава государства не избирался, а занимал свой пожизненный пост по праву рождения (короли, императоры, цари). Правителю не обязательно было завоевывать доверие и любовь народа, власть уже находилась в его руках, он использовал ее по собственному усмотрению, не ожидая одобрения населения.

Но сегодня не обязательно физически устранять своего политического противника, достаточно завоевать любовь народа и обрести его поддержку на выборах.

Сферы общественной жизни

В обществе выделяют 4 основные сферы общественной жизни:

1. Экономическая сфера — в ней организовано производство полезных продуктов, материальных ценностей, используемых для удовлетворения первичных потребностей человека. Жизнь этой сферы проходит в 4 видах деятельности: производстве, обмене, распределении и потреблении товаров или услуг.

Основными элементами экономической сферы общества являются:

Ресурсами для экономической сферы являются природные ископаемые, человеческий труд, интеллект, земля, капитал[2].

2. Политическая сфера общества — это структура власти в социуме и ее составляющие. К элементам государственной власти относят Президента, правительство, парламент, суд. Ей подчиняются армия, политические партии и движения, полиция, Федеральная Служба Безопасности.

3. Социальная сфера общества — это общественные группы (народности, классы, нации) во взаимоотношениях друг с другом. Каждая из групп представляет свои интересы, например, у богатых и бедных они будут противоположными. Главная задача социальной сферы жизни общества — достичь взаимопонимания между людьми, распределить ресурсы, удовлетворить потребности всех социальных групп, чтобы не возникало конфликтов.

4. Духовная сфера общества — это искусство, культурная, религиозная, научная деятельность людей. Элементами духовной сферы являются:

Задача духовной сферы воспитать человека как нравственное, духовное существо, удовлетворить его духовные потребности.

Взаимосвязь сфер общественной жизни очевидна, так как ни одна из них не может жить обособленно от остальных. Политика защищает порядок во всех сферах общества, экономика обеспечивает их материальными ресурсами, а духовная сфера производит общечеловеческие ценности.

Человек

Философские дебаты о природе человека имеют давнюю историю. Изучая общество и общественные отношения, люди долго пытались постичь суть самого человека, раскрыть его основные черты и особенности. Меняя взгляды на сущность человеческого существования, можно проследить основные вехи развития человеческих знаний.

Согласно научным представлениям, организм человека относится к млекопитающим, а именно к гоминидам (гуманоидным существам). Человек, как и все другие живые существа, является частью природы и продуктом естественной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию человека разумного от высших приматов до современных людей.

Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, что наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его мозга, изменение конечностей и всей его естественной конституции.

Как и любое другое живое существо, человек является своего рода метаболической системой, которая существует благодаря метаболизму с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в определенных физико-химических, органических и других условиях окружающей среды. Как естественное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Человек, как животное, характеризуется инстинктами, жизненными (витальными) потребностями. Существуют также биологически запрограммированные протосоциальные (до-социальные) паттерны поведения человека как особого биологического вида.

Как и любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенным набором видовых характеристик, каждый из которых может варьироваться у разных представителей вида в довольно широких пределах. На такое изменение могут повлиять как естественные, так и социальные процессы.

Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.

Но наряду с этим он отличается от любого животного и, прежде всего, следующими особенностями:

  • производит свою среду обитания (жилье, одежда, инструменты), но животное не производит, использует только то, что доступно;
  • изменяет окружающий его мир не только по стандартам его утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, а также по законам нравственности и красоты, животное может изменять свой мир только в соответствии с потребности своего вида;
  • может действовать не только в соответствии с потребностями, но и в соответствии со свободой своей воли и воображения, действия животного руководствуются исключительно удовлетворением физических потребностей (голод, инстинкт деторождения, групповые, родовые инстинкты и т. д.);
  • способен действовать универсально, животное применимо только к конкретным обстоятельствам;
  • он делает свою жизнедеятельность объектом (осмысленно относится к ней, целенаправленно меняет планы), животное идентично своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Вышеуказанные различия между человеком и животным характеризуют его природу; это, будучи биологическим, не только в естественной жизни человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен на самопожертвование и ставить такие вопросы, как «Кто я? «Почему я живу? «,» Что мне делать? » и так далее.

Человек — это не только естественное, но и социальное существо, живущее в особом мире — в обществе, социализирующем человека. Он рожден с набором биологических признаков, присущих ему как определенному биологическому виду. Но человек становится рациональным под влиянием общества.

Он изучает язык, воспринимает социальные нормы поведения, наделяет себя социально значимыми ценностями, которые регулируют общественные отношения, выполняет определенные социальные функции и играет конкретные социальные роли. Все его естественные пристрастия и чувства, включая слух, зрение, обоняние, становятся социально-культурными.

Он оценивает мир по законам красоты, выработанным в этой социальной системе, действует по законам морали, сложившимся в этом обществе. Он развивает новые, не только природные, но и социальные, духовные и практические чувства. Это, прежде всего, чувства общительности, коллективности, морали, гражданственности, духовности.

Биологическая природа человека является основой, на которой происходит собственно формирование человеческих качеств.

Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические характеристики организма человека, которые формируют биологическую основу деятельности человека как социального существа:

  • прямая походка как анатомическая особенность, которая позволяет человеку более широко охватывать окружающую среду, освобождая передние конечности даже во время движения и позволяя использовать их для работы лучше, чем это могут сделать четвероногие;
  • цепкие руки с подвижными пальцами и противоположным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и деликатные функции;
  • взгляд, направленный вперед, а не в сторону, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
  • большой мозг и сложная нервная система, обеспечивающие высокое развитие психической жизни и интеллекта;
  • сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующее развитию речи, то есть произношение определенного количества дифференцированных звуков;
  • длительная зависимость детей от родителей и, следовательно, длительный период опеки со стороны взрослых, медленные темпы роста и биологическое созревание и, следовательно, длительный период образования и социализации;
  • пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких как у других видов, способность адаптировать потребности к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных моделей поведения и адаптации к различные условия окружающей среды;
  • стабильность полового влечения, влияющая на формы семьи и ряд других социальных явлений.
Как быть Леди:  Как мат влияет на рабочие отношения и стоит ли бороться с ненормативной лексикой — Сноб

С развитием этих качеств человека некоторые его физические свойства ослабли: его чувства стали тусклыми, физическая сила уменьшилась, а защитные свойства его тела ослабли по отношению к неблагоприятным внешним факторам.

Если мы обратимся к другой стороне человека — его сознанию, то здесь отличия от животных будут еще более поразительными. В то время как поведение животного неразрывно связано с окружающей средой и руководствуется инстинктами, человеческая деятельность не является жестко закодированной, она всегда имеет место для свободного выбора.

Гораздо меньшая зависимость этого человека от окружающей среды, чем у животных, позволила специализировать его органы чувств и расширить их функции, а также создала условия для развития самостоятельного мышления, чувства, выражения воли, появления памяти и фантазии. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием.

По мнению некоторых философов, индивидуальный дух возвышается над душой человека, что устанавливает связь не столько с внешним материальным миром, сколько с сущностью (идеями) вещей. Это еще больше поднимает человека над миром животных, а человека над природой.

Душа и тело человека, его духовные и физические стороны неразрывно связаны. Благодаря своей особой телесной и духовной организации человек становится человеком, способным к целенаправленным, планомерным действиям, творческим достижениям, среди которых создание человеческих форм общения стоит на первом месте.

Будучи, конечно, естественным существом, живущим по законам естественного мира, человек может полноценно жить и развиваться только в обществе таких людей, как он. Важные факторы человеческой жизни, такие как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются в них интравитально, в процессе социализации, то есть ассимиляции индивидом социального и исторического опыт предыдущих поколений.

Таким образом, человек — это существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактное мышление, логическая память и т. д.), способное создавать и использовать инструменты в процессе общественного труда.

Человек — высшая ценность справедливого общества

Общество может считаться справедливым, если в нем человек представляет ценность сам по себе, просто по факту рождения на свет. Не имеет значения, богатый он или бедный, образованный или безграмотный, красивый или непривлекательный – он человек. Равноценное, уважительное отношение к разным людям, независимо от их национальности и личных особенностей, вот в чем проявляется человечность.

В далеком прошлом общество трудно было назвать человечным, цивилизованным. Тысячи лет назад в большинстве древних государств установился рабовладельческий строй. О сострадании к рабам, не было и речи. Рабы были обязаны бесплатно трудиться на своих хозяев, полностью лишались прав, находились вне закона.

Рабовладелец имел право наказать, продать, убить раба, запретить или разрешить ему женитьбу. Из-за этого рабы жили не долго, их жизнь проходила в тяготах и лишениях. Неравенство в обществе сохранилось, и после смены рабовладельческого строя феодализмом. Новой, фактически бесправной категорией людей в феодальном обществе стали крепостные крестьяне.

Проблема человечности волновала мыслителей с древних времен, но реализация этого принципа на практике последовала лишь после отмены крепостного права, установления в обществе демократии, принципов всеобщего равенства. Человеческая цивилизация пришла к выводу, что человек есть высшая ценность, несопоставимая с какими-либо экономическими, социальными благами.

Понятие человечность, как качество духовно развитой личности включает:

В чем проявляется человечность, примеры человечности из жизни школьников:

  1. На уроке физкультуры Вася не смог выполнить ни одного норматива. Он бегал медленнее других, постоянно спотыкался, его движения были неуклюжими. Но никто из одноклассников над ним не смеялся, дети знали о проблемах Васи со здоровьем, проявляли к нему сочувствие;
  2. В 7-А перевели новую ученицу — Алену Сидорову. Большинство детей в классе не желали с ней общаться, из-за того что девочка была бедно одета, не имела мобильного телефона. Но Настя Петренко сказала одноклассникам, что они ошибаются, что нужно ценить в человеке его личные качества, а не красивые вещи. После этого Настя и Алена стали хорошими подругами;
  3. Саша Федоренко, ученик 9-Б класса увидел на перемене как старшеклассник бил младшего ученика. Он немедленно вступился за малыша, за что получил в глаз кулаком. Саше, все-таки удалось отстоять первоклассника, чему он был очень рад, Саша не пожалел что оказался рядом в этот момент.

Существует много примеров человечности в повседневной жизни и истории, но их суть сводится к одному — проявлению любви и уважения к людям.

Вывод:

Таким образом, полисемия и сложность человеческого феномена отражаются в разнообразии понятий, используемых при его изучении.

Понятие «человек» используется для характеристики универсальных качеств и способностей, присущих всем людям. Эта концепция подчеркивает присутствие в мире такого особого исторически развивающегося сообщества, как человеческая раса.

В повседневной речи понятие «человек» отождествляется с понятием «личность». Однако между ними существуют глубокие семантические различия.

По своей сути человек — это биосоциальное существо (т. е. объединенное в одно), часть природы, но в то же время неразрывно связанная с обществом.

Он может полноценно жить и развиваться только в обществе таких людей, как он. Важные факторы человеческой жизни, такие как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при их жизни, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом социально-исторического опыта предыдущего поколения.

Но человечество как таковое не существует само по себе. Конкретные люди живут и действуют. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивидуум». Индивид — это отдельный представитель человечества, конкретный носитель всех социальных и психологических особенностей человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в данном случае используется в значении конкретного человек.

Индивидуальность — это уникальная личность человека, совокупность его уникальных свойств.

Личность рассматривалась в:

  1. Философия — как уникальная оригинальность любого явления, в том числе природного и социального.
  2. Психология — как неотъемлемая характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы и т. д.
  3. Биология — как специфические особенности, присущие конкретному человеку, организму благодаря сочетанию наследственных и приобретенных свойств.

Из этих двух понятий необходимо выделить понятие «личность».

Личность — это личность человека, обладающая сочетанием социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в повседневной жизни.

Личность — это результат развития человека и наиболее полное воплощение всех его качеств. Говоря о человеке, прежде всего, они подразумевают его социальную индивидуальность, и это формируется в процессе воспитания и деятельности, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Не каждый человек есть человек. Они становятся личностью в процессе социализации. Признаки, которые отличают человека от человека, включают в себя положительные характеристики. При таком подходе не все люди признаются.

Все люди имеют общие черты, но в то же время каждый человек имеет только присущие ему черты. Если мы рассмотрим общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизни, и сопоставим их с его индивидуальными характеристиками, то это будет особенность — человека. С этой точки зрения понятие личности применимо ко всем людям.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий