Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова

Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова Женщине

Главная идея что значит «человек в футляре»

Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.

Основные проблемы

  1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
  2. Проблема бессмысленности жизни. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
  3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
  4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
  5. Проблема социапатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Главные герои и их характеристика

В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

Другие действующие лица:

  • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству,
  • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова,
  • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель,
  • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет,
  • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова,
  • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

Как быть Леди:  Что такое селфхарм и почему у человека возникает желание сделать себе больно? — CMT Научный подход

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в а.

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь 2 героя контрастируют, а автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей он стороне.

В противовес замкнутому, неуверенному в себе, угрюмому Беликову автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии, обладающий зычным голосом и суровым характером. Он уверен в себе, прямолинеен, нетерпим ко лжи и лицемерию. Михаил Саввич прибыл на новое место работы из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодралами», а атмосферу в коллективе характеризует как «удушающую».

К Беликову относится с подозрением, видя в нем «фискала» и «мерзкого типа», но в личные отношения сестры не вмешивается, предоставляя возможность ей самой выбрать жениха. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных преподавателей и с нетерпением ждет возвращения на Родину, где он будет рыбачить и учить «хохлят».

История, жанр и герои рассказа

«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова, где повествование ведут между собой 3 героя, рассказывая друг другу истории из жизни. В 1898 г. начало этой трилогии положил ее первый текст — рассказ «Человек в футляре».

Центральным в произведении есть образ учителя Беликова, но все остальные персонажи не менее важны, так как их взаимодействие с «человеком в футляре» полностью раскрывает его образ.

Всего в рассказе 8 действующих лиц:

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский — врач-ветеринар.
  2. Буркин — учитель гимназии.
  3. Беликов — преподаватель греческого языка, центральный персонаж произведения.
  4. Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии, коллега Беликова.
  5. Варенька — сестра Михаила Коваленко.
  6. Афанасий — старик шестидесяти лет, повар главного героя.
  7. Мавра — жена старосты.
  8. Учителя, коллеги Беликова.

Композиция

Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.

Четко и точно дается описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих. Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек, сумел держать в напряжении всех жителей города.

В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову. Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова. Коваленко дает решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

Как быть Леди:  Девственник — Lurkmore

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Популярные сочинения

  • Сочинение Самсон Вырин и Дуня

    В замечательной повести, написанной великолепным автором Александром Пушкиным, образы Самсона Вырина и Дуни показаны очень интересными, яркими и запоминающимися. Благодаря их взаимоотношениям

  • Сочинение Тихон Кабанов в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

    Одним из главных персонажей пьесы М. Горького « Гроза» является Тихон Кабанов. Вместе с женой он живёт в доме, принадлежащем его матери. Характер Тихона весьма неоднозначен.

  • С чего начинается Родина — сочинение 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11 класс

    В жизни каждого человека есть много важных и присущих ему вещей, ради которых стоит жить, которые приносят радость. Семья, дом отца и наша родина — некоторые из них.

Психологический портрет мужчины

https://www.youtube.com/watch?v=K1wzdXd2ma8

В названии произведения заключается вся суть нрава героя, потому что его личная жизнь закована в кокон. Это закрытый, одинокий, необщительный и подозрительный человек. Он постоянно пытается спрятаться от окружающего мира и надевает на себя некий защитный панцирь.

Учителя боялись Беликова по нескольким причинам:

  • внешний вид;
  • характер;
  • профессиональная деятельность;
  • образ жизни.

Персонаж был робким и довольно пугливым человеком. Но на самом деле он панически боялся реальности. Он нее он и пытался спрятаться в различные футляры.

Даже единственная профессия — учитель греческого языка — считается своеобразным коконом.

В профессиональной деятельности герой прячется от действительности. Он любит прошлое и побаивается не только будущего, но и даже настоящего. Чехов наделяет Беликова максимальной старомодностью и сильной боязнью жизни.

Сочинение беликов (человек в футляре)

Больше десятка лет разделяет рассказ А.П.Чехова,“Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его писательской молодости. Во-первых, это комбинация одной конкретной общественной сатиры, той конкретной исторической эпохи с философским мотивом, с постоянно всем известными задачами и решениями. А название повествования, и псевдоним его главного героя разом воспринялись как обширная абстракция.

Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени. “Футлярные люди”, “Беликовы” — эти социальные указатели, которые мелькали в заглавие, на страницах скандальных статей, прошли в уклад жизни, становились всем понятными формулами.

На шесть лет раньше, Лесков говорил что, проанализировав иное произведение Чехова: “Всюду — палата № 6. Это Россия…” Ощущения оставленные в душе, между этими рассказами были схожи во многом: “Вся Россия показалась мне в футляре”, — однажды писала Чехову одна чтица, следившая за его творчеством.

Образ Беликова идет от биологического, характерно-психологического, к общественному слою, к демонстрации естественного начала людей в социуме. Да и это совсем не удивляет: Чехов — по профессии своей он медик, который владеет естественным научным взглядом на все происходящее, убежденный в том что, четкое понимание медицины и поэзии ни разу не конфликтовали друг против, друга.

А.П.Чехов, как художник — музыкант для высказывания своих мыслей частенько использует приемы из музыки, как повтор, проводит мотивы сквозь множество голосов различных инструментов, повествуя нам о необъяснимом страхе ограниченности, обыденной пошлости.

Проблема, которая затрагивается Чеховым в данном повествовании, постоянно останется насущной для большинства людей.  Не замечая для себя, любой человек может замкнуться в себе или же закрыться в «футляр» собственных заблуждений, переставая размышлять, выискивать и колебаться в своих решениях.

И вот это самое страшное, что ведет к регрессу человека как личности, как сущности. Человек не замечает абсолютно ничего кроме своих предрассудков и страхов, он не может адекватно размышлять, придумывать, додумывать свои замыслы. Некий болезненный страх за собственное существование постоянно бушевали в душе Беликова – выдающегося персонажа повести Чехова, «Человек в футляре» которая была издана в 1898 году.

Беликов – это тот самый «человек в футляре», бессмысленное, жалкое существо, додумавшееся, однажды навести страх на целый город. Даже учителя, с опаской относились е нему. Да что учителя, абсолютно весь город, от малого до великого шарахались от него.

Человек в футляре… Казалось такое, странное выражение, но как точно оно олицетворяет человеческую душу. Идея этого произведения кроется в том, дабы показать обществу суть страха: «Под воздействием таких людей, как Беликов, за последние 10 — 15 лет в нашем городе стали бояться всего.

Опасались звучно высказываться, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить людей грамоте». Да и все, что мы себе настроили, придумали, то чем огородили себя от мира, все это нужно разрушать, через все это нужно перешагнуть, открывать для себя что-то новое, интересное, посмотреть на все адекватным взглядом и не усложнять себе жизнь какими-то воображаемыми случайностями.

Данное изложение сочетает в себя совокупность очень интересных композиций, которые, не смотря ни на что, не мешают нашему писателю А.П.Чехову послать нам неразделимую оценку восприятия бытия человека, утверждение своих совершенств и мировозрения.

Как быть Леди:  Сочинение: Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре» (А.П. Чехов) | Литрекон

В разоблачение облика Беликова нам помогает композиционный прием, который частенько, в своих произведениях использует Чехов, – рассказ в рассказе. В нашем случае это охотящиеся, которые решили обустроиться  ночевать в сарайчике старосты Прокофия, они повествовали друг другу различные инциденты, истории, басни.

Один из рассказчиков был Буркин, решил не отставать от всех, изложить историю об одном живущем своего города, преподавателе иностранного греческого языка, Беликове, своему приятелю известному врачу — ветеринару, Ивану Ивановичу. Чем же был знаменит этот преподаватель то?

А вот тем, что, не смотря на замечательную солнечную, теплую погоду, входил всегда он из дома в калошах, с зонтиком в руках и обязательно в ватном теплом пальто. Но зонтик же у него был в чехле, часы в чехле из серой замшевой ткани, и даже при необходимости вынимая перочинный нож, для того чтобы обточить карандаш, ко всему удивлению и нож он держал в таком же чехле.

Выражение его облика любому встречному, на первый взгляд казалось, что оно тоже облачено в чехле, лицо, которое постоянно пряталось за поднятым воротником теплого ватного пальто. По мнению рассказчика Буркина, Беликов, все время расхаживал в черных очках, фуфайке, затыкал свои уши ватой, а садясь на извозчика, то приказывал поднять верх, будто боясь чего-то.

Прихоть было это или какой-то придуманный образ жизни нашего героя, наш рассказчик нам не объясняет. Но отмечает он, что у данного героя было бесконечное жадное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», для того чтобы скрыть себя и защититься слов, действий и всей грязи окружающего его мира.

Особенности, которые конструирует Чехов, в наружном облике Беликова становятся символическими. Удивительно то, что такому малопривлекательному и недалекому человеку, с таким скучным образом жизни, человеку, который не спит по ночам, он всеми своими мыслями запугал не только себя, но ему же удалось запугать всем своим видом всех тех людей которые окружали его, да и вовсе весь город.

По началу Чехову было забавно и вполне безобидно описывать место где жил Беликов, потому что оно было схоже с какой-то берлогой. Сравнивать героя рассказа с раком-отшельником или улиткой, которые никому не повредят да и плюс к тому всегда всего боятся.

Все сочинения

Характер белякова

Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой.

Беликов – человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия – преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности.

Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни – «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром. Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.

Человек в футляре

На момент выхода рассказа многие читатели произведения гадали, с кого же срисовал литературный портрет главного героя А. П. Чехов, находя схожие черты во многих знакомых писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения таким параллелям, признав, что образ скорее собирательный, а не точный.

Перебирая персонажей произведения, можно с легкостью определить, кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся, мнительный, обидчивый, ненавидящий всем сердцем действительность и презирающий нарушение любых правил и порядка. Конечно, это главный герой — учитель греческого языка местной гимназии Беликов.

Это невысокий человек с маленьким бледным лицом и в темных очках, которому уже было давно за 40 лет, 15 из которых он проработал в местной гимназии. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал действительности, скрываясь от нее за темными очками, высоким воротом пальто и зонтиком. Несмотря на свою интровертность и сухость, однажды Беликов, как говорит Буркин, «чуть даже не женился».

Жизнерадостная Варенька одновременно притягивала его своим веселым нравом и ласковым к нему отношением, но пугала и отталкивала неудержимым свободолюбием и желанием нарушать правила, которые были в основе мировоззрения Беликова. Но женитьбе не суждено было случиться.

Неудачная карикатура, в которой Беликова прозвали «влюбленный антропос», прервала не только возможное сватанье, но и жизнь мнительного учителя греческого языка.

Чему учит автор?

Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами.

Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий