О некоторых особенностях философской рефлексии – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

О некоторых особенностях философской рефлексии – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Женщине

Смотреть что такое рефлексия в других словарях:

рефлексия
размышление, дума; самоанализ, самопознание, раздумье, самонаблюдение, медитация, помысел, мысль
Словарь русских синонимов.
рефлексия
см. дума
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2021.
рефлексия
сущ., кол-во синонимов: 11
• анализ своих мыслей и переживаний (1)
• дума (16)
• медитация (9)
• мысль (42)
• помысел (10)
• раздумье (14)
• размышление (20)
• самоанализ (5)
• самонаблюдение (4)
• самопознание (4)
• саморефлексия (1)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2021.
.
Синонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия… смотреть

форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собств. действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувств. деятельностью: Р. в конечном счете есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле Р. есть способ определения и метод философии, а диалектика – Р. разума. Р. мышления о законах формирования социально-историч. действительности, о предельных основаниях знания и поведения человека составляет собственно предмет философии. Изменение предмета философии выражалось и в изменении трактовки Р. Проблема Р. впервые возникла у Сократа, согласно к-рому предметом знания может быть лишь то, что уже освоено, а т.к. наиболее подвластна человеку деятельность его собств. души, самопознание есть наиболее важная задача человека. Платон раскрывает важность самопознания в связи с такой добродетелью, как благоразумие, к-рое и есть знание самого себя (см. Хармид, 164 Д, 165 С, 171 Е); существует какое-то единое познание, к-рое не имеет никакого другого предмета, кроме себя самого и прочих познаний (см. тамже, 167 С). Теоретич. умозрение, филос. Р. оценивается как высшая добродетель. У Аристотеля Р. рассматривается как атрибут божеств. разума, к-рый в своей чистой теоретич. деятельности полагает себя в качестве предмета и тем самым обнаруживает единство предмета знания и знания, мыслимого и мысли, их тождество (см. Met. XII, 7 1072 в 20; рус. пер., М.–Л., 1934). В философии Плотина самопознание было методом построения метафизики; различив в душе ощущение и рассудок, он полагал самопознание атрибутом только последнего: только ум может мыслить тождество самого себя и мыслимого, ибо здесь едины мысль и мысль о мысли, т.к. мыслимое есть живая и мыслящая активность, т.е. сама активная мысль (см. П. П. Блонский, Философия Плотина, М., 1918, с. 189). Самопознание есть единств. функция ума, Р. противоположна практике (см. тамже, с. 190): «…Нужно перенести объект внутрь субъекта и созерцать его как нечто единое, процесс созерцания должен быть аналогичным процессу самосозерцания» (Эннеады, V, кн. 8; цит. по кн.: Браш М., Классики философии, т. 1, СПБ, 1913, с. 479). Лишь погрузившись в недра собств. духа, человек может слиться воедино и с объектом созерцания, и с «приблизившимся в тиши божеством» (там же, с. 480). В ср.-век. философии Р. рассматривалась как способ существования божеств. разума, как форма его реализации: дух познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. Напр., Августин полагал, что наиболее достоверное знание – это знание человека о собств. бытии и сознании. Углубляясь в свое сознание, человек достигает истины, заключенной в душе, а тем самым приходит к богу. Согласно Иоанну Скоту Эриугене, созерцание своей сущности богом и есть акт творения. Мыслители Возрождения, выдвигая идею человека как микрокосма, в к-ром в концентрированной форме выражаются все силы макрокосма, исходили из того, что познание природных сил есть вместе с тем и самопознание человека, и наоборот. Изменения в трактовке Р. в новое время связаны с выдвижением на первый план проблем обоснования знания. В «Метафизич. размышлениях» Декарта рассуждение основывалось на методич. сомнении: достоверным и не поддающимся сомнению является лишь одно – мое собств. сомнение и мышление, а тем самым – и мое существование (см. Избр. произв., М., 1950, с. 342). Добытое с помощью Р. сознание о самом себе – единств. достоверное положение – является основанием для последующих заключений о существовании бога, физич. тел и т.д. Локк, отвергая концепцию врожденных идей Декарта, проводит мысль об опытном происхождении знания и в этой связи различает два вида опыта – чувств. опыт и Р. (внутр. опыт). Последняя есть «…наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 129). Обладая самостоятельностью по отношению к внешнему опыту, Р. тем не менее основывается на нем. Лейбниц, критикуя различение Локка, показывает, что «…для нас невозможно рефлектировать постоянно и явным образом над всеми нашими мыслями, в противном случае наш разум рефлектировал бы над каждой рефлексией до бесконечности, не будучи в состоянии перейти к какой-нибудь новой мысли» («Новые опыты о человеч. разуме», М., 1936, с. 107). В собств. концепции Лейбница Р. получает полную самостоятельность, выступая как способность монад к апперцепции, т.е. к осознанию представлением своего собств. содержания; за этим фактически стоит иное истолкование рефлектирующей активности человеч. разума. Кант рассматривает Р. в связи с исследованием оснований познават. способности, априорных условий знания и толкует ее как неотъемлемое свойство «рефлектирующей способности суждения». Если определяющая способность суждения выступает, когда под общее подводится частное, то рефлектирующая способность нужна в том случае, если дано только частное, а общее еще надо найти (см. «Критика способности суждения», в кн.: Соч., т. 5, М., 1966, с. 117). Именно благодаря Р. производится образование понятий. Р. «…не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них», она есть «…осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильно определено» («Критика чистого разума», см. там же, т. 3, М., 1964, с. 314). Кант различал логич. Р., при к-рой представления просто сравниваются друг с другом, и трансцендентальную Р., при к-рой сравниваемые представления связываются с той или иной познават. способностью – с чувственностью или рассудком. Именно трансцендентальная Р. «…содержит основание возможности объективного сравнения представлений друг с другом» (там же, с. 316). Отношения между представлениями или понятиями фиксируются в «рефлективных понятиях» (тождество и различие, совместимость и противоречие, внутреннее и внешнее, определяемое и определение), в к-рых каждый из членов пары рефлектирует другой член и вместе с тем рефлектирован им. Рассудочное знание, основывающееся на рефлективных понятиях, приводит к амфиболиям – двусмысленностям в применении понятий к объектам, если не произвести его методологич. анализа, не выявить его формы и границы. Такой анализ и совершается в трансцендентальной Р., связывающей понятия с априорными формами чувственности и рассудка и конструирующей объект науки. У Фихте Р. совпадает с философией, трактуемой как наукоучение, т.е. как Р. науч. знания о самом себе. Шеллинг противопоставляет созидание и Р. (размышление). Он делает акцент на непосредств. постижении сущности, интеллектуальной интуиции. Из различных типов Р. Шеллинг выводил различные категории. В философии Гегеля Р. фактически представляет собой движущую силу развития духа. Рассматривая рассудочную Р. как необходимый момент познават. процесса и критикуя в этой связи романтиков, Гегель вместе с тем выявляет ее ограниченность: фиксируя абстрактные определения, Р. рассудка не в состоянии выявить их единство, однако претендует на окончательное, абс. знание. В «Феноменологии духа» Р. духа о самом себе выступает как форма саморазвертывания духа, как основание, позволяющее переходить от одной формы духа к другой. Гегель прослеживает здесь специфику движения Р. на каждой из трех ступеней развития духа. Логич. формы Р. соответствуют историч. формам самосознания, развитие к-рых завершается в «несчастном сознании», раздвоенном внутри себя и потому фиксирующем абстрактные моменты действительности в их обособленности друг от друга (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 112, 118–19). Будучи объективным идеалистом, Гегель полагает, что в предмете воплощается дух, к-рый обнаруживает в нем самого себя (по выражению Гегеля, сам предмет рефлектирует в самого себя, см. там же, с. 13). Эта идея, материалистически переосмысленная, была использована Марксом для выражения того факта, что стороны или моменты материального предмета, ставшего товаром, взаимно отражаются друг в друге и в самих себе (см. «Капитал», в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 121; «Das Kapital», В., 1961, S. 116). Существо Р. в логически обобщенной форме рассматривается Гегелем в «Науке логики» в связи с анализом сущности и видимости; в отличие от категорий бытия, для к-рых характерен переход от одного к другому, и от категорий понятия, где речь идет об их развитии, в учении о сущности фиксируется взаимоотношение парных категорий, каждая из к-рых рефлектируется – отражается, светится в другой (см. Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 195). Гегель выделяет три типа Р.: полагающую, к-рая соответствует описат. наукам, внешнюю, или сравнивающую, к-рая отражает господство в науке метода сравнения, и определяющую, к-рая фиксирует моменты сущности в их самостоятельности и обособленности друг от друга. В целом гегелевское учение о Р. раскрывает категориальную структуру той науки, к-рая фиксирует тождество, различие и противоположность, но не постигает противоречия, науки, к-рая противопоставляет субъекту вещь как свой предмет и не вскрывает их единства, данного в практике. В марксизме разработка проблемы Р. осуществлялась двумя взаимосвязанными путями: по линии критики метафизич. понимания Р. и по линии анализа филос. знания как Р. о культуре человечества, о его социальной истории. Отрицат. отношение к Р. как к специфически рассудочному способу выявления особенностей не предмета, а обыденного сознания, сопровождалось исследованием обусловленности Р. практикой, всей деятельностью человека. Уже в «Святом семействе» основоположники марксизма показали, что идеализм сводит реального, действит. человека к самосознанию, а его практич. деяния – к мыслит. критике своего собств. сознания (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 43, 58). В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс раскрывают классовый смысл призывов к интенсификации Р., характерных для бурж. философии 19 в.: он заключается в том, чтобы интериоризировать институциональный контроль, сделать его делом совести каждого человека, чтобы деспотизм гос-ва был дополнен цензурой совести; тем самым в человеке убивается активно-творч. отношение к действительности, разжигается ипохондрич. самоконтроль и бездеятельное самокопание в глубинах своей души. Критикуя рассудочную Р., противопоставляющую себя практике, Маркс и Энгельс показывают, что в действительности рефлектирующие индивиды никогда не возвышаются над Р. (см. тамже, т. 3, с. 248). Принципиальная ограниченность рассудочной Р., ее неспособность проникнуть в существо исследуемого предмета убедительно раскрыта Марксом в связи с критикой вульгарной политэкономии, к-рая закоснела в рефлективных определениях и потому была неспособна схватить бурж. произ-во как целое. Критика Марксом и Энгельсом рассудочного понимания Р. была по сути дела критикой принципов, на к-рых зиждилась наука, использующая метафизич. метод. Эта критика сливалась с методологич. исследованием категориальной структуры метафизич., рассудочного мышления, с теоретич. осмыслением объективно-практич. базиса этой превращенной формы мышления. Пороки метафизически-рассудочной рефлексии Маркс и Энгельс связывают со спецификой развития человека в условиях разделения труда и отчуждения, когда человек превращается в частичного человека, а одностороннее развитие его способностей приводит к тому, что частичная социальная функция становится его жизненным призванием. Именно в таких условиях Р. мышления о самом себе становится призванием философа и противопоставляется практике. Эта ограниченность преодолевается развитием универсально-практич. отношения к миру, в результате чего разум предстает как Р. практики в ее универсальности и целостности. Можно выделить различные уровни филос. Р.: 1) Р . о с о д е р ж а н и и знания, данного в различных формах культуры (языке, науке и др.), и 2) Р . о п р о ц е с с е мышления – анализ способов формирования этич. норм, логич. оснований и методов образования категориального аппарата науки. По своему существу Р. критична, ибо она, формируя новые ценности, «разламывает» сложившиеся нормы поведения и знания. Позитивный смысл Р. заключается в том, что с ее помощью достигается освоение мира культуры, продуктивных способностей человека. Мышление может сделать себя предметом теоретич. анализа только в том случае, если оно опредмечено в реальных, предметных формах, т.е. вынесено вовне и может относиться к самому себе опосредованно. Отвергая сведение Р. к уяснению предрассудков обыденного сознания, диалектич. материализм видит в философии самопознание всемирно-историч. практики человечества, в к-рой просвечиваются универс. характеристики природного мира. Марксистская философия является диалектич. Р. о мышлении, предметно воплощающемся не только в языке, но и в продуктах труда, в достижениях науки, во всей культуре человечества. Р. становится центр. понятием в бурж. философии 19–20 вв., выражая своеобразие предмета философии в системе наук и специфику филос. метода. Поскольку философия всегда истолковывалась как Р. о знании, как мышление о мышлении, акцент на проблеме Р. у совр. философов выражает стремление отстоять обособленность философии от предметно-чувств. деятельности, ограничить ее предмет самосознанием знания. Эта линия в чистом виде проводится в неокантианстве (Коген, Наторп, Нельсон и др.). Вместе с тем Нельсон специально выделяет психологич. Р. как средство осознания непосредственного знания (разновидность этой Р. – самонаблюдение – явилась гл. методом интроспективной психологии). Гуссерль специально выделяет Р. среди всеобщих сущностных особенностей чистой сферы переживания (см. «Ideen zu einer reinen Ph?nomenologie und ph?nomenologischen Philosophie», Bd 1, Haag, 1950, S. 177). Он придает Р. универсальную методологич. функцию. Сама возможность феноменологии обосновывается с помощью Р.: реализация феноменологии опирается на «продуктивную способность» Р. (см. тамже). Р. есть для Гуссерля «название для актов, в которых поток переживания со всеми его разнообразными событиями … становится ясно постигаемым и анализируемым» (там же, S. 181). Иными словами, Р. есть название метода для познания сознания. Феноменология призвана расчленить различные виды Р. и анализировать их в различном порядке. Сообразно с общим расчленением феноменологии Гуссерль выделяет три формы Р., считая их атрибутом лишь трансцендентального, а не эмпирич. субъекта. Первая форма – осознание индивидом содержания восприятий, образных представлений, постижение самого акта восприятия; возвышаясь к чистому сознанию, трансцендентальному опыту, индивидуальный поток переживаний переходит ко второй форме рефлексии – Р. о Р.; высшей формой Р. является трансцендентально-эйдетическая, к-рая обосновывает феноменологию в ее чистоте, позволяет открыть сущность вещи. Обращение человека к своей собств. экзистенции является одним из гл. лозунгов экзистенциализма. Экзистенция человека может быть выявлена только тогда, когда он остается один на один с безмолвным голосом своей совести, в страхе перед ничто. Требуя интенсифицировать Р., экзистенциализм обращает осн. внимание на инквизицию совести, не оставляя в душе ни одного уголка, не растравленного Р. Т.о., здесь речь идет не о гносеологич. Р., как в неокантианстве и феноменологии, а об этич. Р., к-рая должна будить в человеке чувство вины, определять его нравств. позицию в мире (см., напр., G. Marcel, Homo Viator, P., 1944, p. 224, а также Heidegger M., Sein und Zeit, Halle, 1927, S. 273). Такая трактовка Р. крайне близка проповедуемой христианством идее греховности человека и постоянного напоминания об этом. Неотомизм в понимании Р. возвращается к докантовской философии. Обосновывая возможность метафизики, неотомисты и католич. философы различают психологич. и трансцендентальную Р. Первая (область стремлений и чувств) определяет возможность антропологии и психологии. Вторая, в свою очередь, подразделяется на логическую (абстрактно-дискурсивное познание) и онтологическую (направленность на бытие), с помощью к-рой обосновывается возможность собственно философии, излагаемой по всем канонам докантовской метафизики. В неопозитивизме понятие Р. фактически (но без употребления термина) используется при различении вещного языка и метаязыка, т.к. предмет филос. и логич. анализа ограничивается лишь реальностью языка. Лит.: Webert J., R?flexion. Etude sur les op?rations r?flexions dans la psychologie de St. Thomas, «M?langes Mandonnet», 1930, v. 1, p. 285–325; G?nther H., Das Problem des Sichselbstverstehens, В., 1934; Driesch H., Selbstbesinnung und Selbsterkenntnis, 2 Aufl., Lpz., 1942; De Finance J., Cogito cart?sien et r?flexion thomiste, P., 1946; Litt Th., Die Selbsterkenntnis des Menschen, 2 Aufl., Hamb., 1948; Marc ?., Psychologie r?flexive, v. 1–2, Bruges–Brux., 1948–49; eго жe, Dialectique de l´affirmation. Essai du m?taphysique reflexive, Bruges–Brux., 1952; Madinier G., Conscience et signification. Essai sur la r?flexion, P., 1953; Hoeres W., Sein und Reflexion, W?rzburg, 1956; Wagner H., Philosophie und Reflexion, M?nch.–Basel, 1959; Schulz W., Das Problem der absoluten Reflexion, Fr./M., 1963; Apel К. О., Reflexion und materialle Praxis. Zur Erkenntnis anthropologischen Begr?ndung der Dialektik zwischen Hegel und Marx, «Hegel. Studien», Bonn, 1964, Beiheft 1; Etcheverry ?., L´homme dans le monde, Bruges–P., 1964, ch. VIII. А. Огурцов. Москва. … смотреть

Как быть Леди:  Философский нигилизм Ф. Ницше - Западная философия конца XIX – начала XX веков

РЕФЛЕКСИЯ — тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума, через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии Средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его умной энергии. Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в трансцендентальном единстве апперцепции: Я мыслю. Кант писал: Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания… В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка Р. представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие. Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. При этом, согласно Гегелю, философия, не подменяя биения жизни, в состоянии подмять последнее под себя: в ипостаси Р. философия означает сокращение непосредственного и перспективу его трансформации на иных, не непосредственных, не стихийных основаниях: Рефлексия означает, собственно, сокращение непосредственного. Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. — процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии Р. — не только знание и понимание субъектом (социальным актером) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция отраженного, или зеркального, Я), способность мысленного восприятия позиции другого и его точки зрения на предмет Р. (феноменологическая социология, этнометодология и др.). В этом смысле Р. — процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом зеркала (т.е. сознания субъектов) могут быть и кривыми, т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точку зрения Другого на этот предмет. Особо значимым для неклассической философии выступает тот тезис, что Р. есть не только всматривание внутрь себя, погружение в себя и свои образы, она также интенция, проекция Я. Как если бы дерево, например, существовало само по себе, а его образ был бы во мне, как в ящике, в который через отверстие в крышке пытается проникнуть взгляд наблюдателя. Осознавать это дерево — значит быть с ним заодно, среди его ветвей и листьев. Как сказали бы индусы, а с ними и романтики, это значит быть этим деревом, испытывать вместе с ним сладостное весеннее пробуждение, расти вместе с ним, раскрываться вместе с его почками, оставаясь при этом самим собой, отличным от него. Внутреннее сознание — не лежбище, где личность обрастает мхом; оно как свет во Вселенной: его не видно, но лучи его проникают повсюду (Мунье). (См. также Самосознание, Другой.) A.A. Грицанов, В.Л. Абушенко<br><br><br>… смотреть

тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума, через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии Средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его *умной энергии*. Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в *трансцендентальном единстве апперцепции*: *Я мыслю*. Кант писал: *Рефлексия не имеет дела с самими предметами,чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания…* В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка Р. представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие. Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. При этом, согласно Гегелю, философия, не подменяя *биения жизни*, в состоянии *подмять* последнее под себя: в ипостаси Р. философия означает *сокращение непосредственного* и перспективу его трансформации на иных, не непосредственных, не стихийных основаниях: *Рефлексия означает, собственно, сокращение непосредственного*. Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии Р. не только знание и понимание субъектом (социальным актером) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция *отраженного*, или *зеркального*, Я), способность мысленного восприятия позиции *другого* и его точки зрения на предмет Р. (феноменологическая социология, этнометодология и др.). В этом смысле Р. процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом *зеркала* (т.е. сознания субъектов) могут быть и *кривыми*, т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точку зрения *Другого* на этот предмет. Особо значимым для неклассической философии выступает тот тезис, что Р. есть *не только всматривание внутрь себя, погружение в себя и свои образы, она также интенция, проекция *Я*. Как если бы дерево, например, существовало само по себе, а его образ был бы во мне, как в ящике, в который через отверстие в крышке пытается проникнуть взгляд наблюдателя. Осознавать это дерево значит быть с ним заодно, среди его ветвей и листьев. Как сказали бы индусы, а с
ними и романтики, это значит быть этим деревом, испытывать вместе с ним сладостное весеннее пробуждение, расти вместе с ним, раскрываться вместе с его почками, оставаясь при этом самим собой, отличным от него. Внутреннее сознание не лежбище, где личность обрастает мхом; оно как свет во Вселенной: его не видно, но лучи его проникают повсюду* (Мунье). (См. также Самосознание, Другой.)… смотреть

— принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума, через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии». Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в «трансцендентальном единстве апперцепции»: «Я мыслю». Кант писал: «Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания…». В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка Р. представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие. Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. Феноменология Гуссерля продолжила традицию Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенцио-нальной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Специфические версии Р. были предложены в психологии и социологии. В психологии Р. — процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии Р. — не только знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция «отраженного», или «зеркального» Я), способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет Р. (феноменологическая социология, этнометодология и др.). В этом смысле Р. — процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом «зеркала» (т.е. сознания субъектов) могут быть и «кривыми», т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точку зрения «другого» на этот предмет. Специфическую концепцию Р. предложила также системо-мыследеятельная (СМД) методология. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко… смотреть

принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок. Р. является сопутствующим моментом любого рода философствования. Но именно начиная с Декарта, Р. становится основным методологическим принципом для философии. Во-первых, Р. означает переход к предметному рассмотрению сознания и, во-вторых переход к самосознанию, отношению к самому себе, саморефлексию. Благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и, как мыслящее существо, возвышается до субъекта. Именно в этом смысле Р. обозначает человеческого индивида как субъективность и характеризует современную метафизику как метафизику субъективности. Освобождая человека от непосредственной привязанности к сущему, Р. обеспечивает субъекта свободой, конституирует автономного субъекта мышления. Вокруг автономного субъекта мышления центрируется весь окружающий мир. В то же время Р. в современной философии выполняет роль движущего фактора истории как прогрecca к свободному обществу. Начиная с Канта, Р. становится априорным условием знания вообще. Р. обозначает трансцендентальные условия, конституирующие основания всего возможного знания. Как трансцендентальное условие знания вообще, Р. становится одновременно и средством, и методом, и основанием, посредством которых философия обосновывает сама себя. Благодаря Р. философия оказывается способной, с одной стороны, на законченность, полноту, а с другой стороны, обеспечивать условия возможности всех других наук. Другими словами, Р. обосновывает современную философию как философию.
История понятия Р. выделяет эмпирическую, логическую, трансцендентальную (и в т. ч., ноэматическую) и абсолютную Р. Последняя (гегелевская) представляет собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критику философии Р. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница. В отличие от Локка, Лейбниц в свете различения умопостигаемого мира и чувственного мира характеризует Р. как процесс строго интеллектуальный. Лейбниц приписывает особую роль всеобщему знанию и всеобщим истинам, и источник этой высшей формы знания видит в Р. Cogito me cogitare Декарта является логическим и онтологическим априори, синтезирующим логическую и эмпирическую Р. Трансцендентальная Р. продолжает картезианскую парадигму Р. Кант пишет: *Рефлексия (reflexio) не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания…* Т. о., трансцендентальная Р. обосновывает и логическую, и эмпирическую Р. в трансцендентальном единстве апперцепции *Я мыслю*. Феноменология Гуссерля продолжает эту традицию. Организация феноменологического метода заключается в том, чтобы исследовать интенциональную структуру сознания. Р. как универсальная методология осуществляет анализ интенциональной структуры сознания. В философии Гегеля Р. представляет собой абсолютную негативность. Р. снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие. Как чистое становление, самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р.
В XX в. закономерными являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида).
Т. X. Керимов… смотреть

Как быть Леди:  Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС | Учебно-методический материал на тему: | Образовательная социальная сеть

(Reflection; Reflexion) — умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания; инстинкт или влечение, включающие в себя религию и поиски смысла.«Обращенность сознания назад или к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в «дело» вступает психологическое размышление. Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы. Рефлексия «повторно разыгрывает процесс возбуждения», давая толчок серии вну-трипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий» (КСАП, с.131).«Обычно мы не думаем о «рефлексии» как о чем-то инстинктивном, а связываем ее с сознательным состоянием разума. Reflexio означает «повернутый назад» или «согнутый назад» и в психологическом применении обозначает тот факт, что в рефлекс, который доводит стимульный материал до своей инстинктивной разрядки, вмешивается психизация &amp;LT;…&amp;GT; Таким образом, на месте компульсивного (навязчивого) действия возникает некоторая степень свободы, а вместо предсказуемости появляется относительная непредсказуемость по отношению к воздействию импульса (CW 8, par. 241).По мнению Юнга, богатство человеческой психики и ее сущностный характер определяются инстинктом рефлексии. «Однако рефлексия хотя и инстинктивна, в то же время выступает как процесс сознательный, предполагающий использование воображения при принятии решений и последующего действия» (КСАП, с. 132)«Рефлексия является культурным инстинктом par excellence (по преимуществу), и ее сила продемонстрирована в мощной способности культуры поддерживать себя перед лицом дикой природы» (CW 8, par. 243).Именно рефлексии мы обязаны равновесием противоположностей. Но чтобы это произошло, сознание должно распознаваться как нечто большее, чем знание, а сам рефлсктивнй процесс восприниматься как «взгляд внутрь». Здесь наша индивидуальная свобода раскрывается наиболее поразительно. Рефлексия влечет за собой сновидения, символы и фантазии. Точно так же, как Юнг обнаруживает аниму во взаимосвязи и родстве с мужским сознанием, он заявляет, что анимус обеспечивает женскому сознанию способность к рефлексии, размышлению и самопознанию. Напряженные отношения между этими двумя началами не решаются по принципу «либо — либо», но требуют столкновения и интеграции, которые творчески проявляют себя в трансформации отношений между ними.«Мое внимание привлекает тот факт, что помимо области рефлексии существует другая, не менее, если не более обширная зона, в которой рациональное понимание и рациональные формы представления вряд ли обнаружат что-нибудь сверх того, что они способны охватить умом. Это — область Эроса» (MDR. Flaminco, 1989, р. 386)…. смотреть

Анализ и осознание собственного и чужого психического состояния, мыслей; «мышление, изучающее мышление». Вероятно, происходит от греческого термина «reflexio» — отражение, обращение назад. Английский философ Джон Локк / J. Lock [1632-1704] считал, что ощущения происходят от внешних вещей, а рефлексия есть «…наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». Док. Локк, Сочинения в 3 томах, М., 1985-1988 гг, том 1, с. 129. Проводя рефлексию своей деятельности, человек осознает: «Что же я/мы делаем на самом деле?», пытается выявить трудности и найти пути их преодоления. ПРИМЕР. В учебном процессе можно условно выделить следующие виды рефлексии: «- Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других людей: в ходе совместной работы постоянно возникают ситуации, когда обсуждается поведение кого-либо из участников. Те, чьи действия комментируются в группе, могут поразмышлять о том, что вызвало именно такую обратную связь, а также дополнить или углубить понимание собственных действий. — Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании ролевых игр или упражнений участники могут проанализировать, что произошло, что прояснилось. Обе формы рефлексии предоставляют каждому возможность сравнить свое поведение и свой образ мыслей с поведением и образом мыслей остальных. Участники смогут решить для себя, что можно извлечь из такого сравнения. При этом всегда существуют характерные ответы: «Я доволен своими действиями… В этой области я хотел бы изучить… В следующий раз я хотел бы…» — Рефлексия без посторонней помощи: иногда бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем учебном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными. Это может происходить по-разному. Например, общее молчание в течение нескольких минут предоставляет возможность для личного анализа. Другой вариант: каждый участник записывает свои размышления. Для такой письменной оценки также существуют различные формы, к примеру, записи в ежедневнике […] или же письменные резюме: что я понял… что я не понял… что я хотел бы изменить… — Рефлексия собственного развития: участники пытаются сопоставить свое поведение в учебной ситуации и свое личностное развитие. Они размышляют о том, что думали, чувствовали или делали в определенной ситуации, насколько они придерживались старых способов реагирования, как часто появлялось что-то новое. Можно составить «баланс» собственных сильных и слабых сторон, отметить для себя важные цели. Возможно, участник осознает, что он воспринимал ситуацию в группе как состояние войны и что он завидует тем, кто может рассматривать взаимодействие с другими как игру. Возможно, он решит выяснить, что эта метафора «войны» означала для него раньше». К. Фопель, Эффективный воркшоп. Динамическое обучение, М., «Генезис», 2003 г., с. 52-53. … смотреть

(от позднелат. reflexio обращение на­зад), принцип человеч. мышления, направляющий его на осмысление и осознание собств. форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критич. ана­лиз его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутр. строение и спе­цифику духовного мира человека.
Различают три вида Р.: элементарная Р., приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к раз­мышлению об их границах и значении; науч.Р.кри­тика и анализ теоретич. знания, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приёмов, к-рые свойственны данной области науч. исследования; филос. Р.осознание и осмысление предельных основа­ний бытия и мышления, человеч. культуры в целом.
Как форма познания Р. есть не только критич., но и эвристич. принцип: она выступает как источник ново­го знания. Р. полагает в качестве своего предмета само знание о нем.
Как особая проблема Р. стала предметом обсуждения ещё в др.-греч. философии. Сократ выдвинул на первый план задачу самопознания, предмет к-рого духовная активность в её познават. функции. У Платона и Арис­тотеля мышление и Р. толкуются как атрибуты, изна­чально присущие демиургу, божеств. разуму, в к-ром обнаруживается единство мыслимого и мысли. Подоб­ная трактовка Р. перешла через неоплатонизм в ср.-век. философию, где Р. преим. толковалась как отражённая в логосе миротворч. активность божества. В новое вре­мя трактовка Р. связана с проблемами филос. обоснования науч. знания. У Декарта Р. выступает в качестве способа постижения непосредственно достоверных ос­новоположений сознания. Кант трактовал подлинную Р. как отнесение знаний и представлений к соответ­ствующим познават. способностям: Р. определяет ис­точники познания (рассудок или чувств. созерцание), к-рые формируют понятия или представления. У Ге­геля Р. мирового духа выступает движущей силой его развития, внутр. формой историч. самосознания и са­моразвития культуры.
Для бурж. философии 20 в. характерны, с одной сто­роны, абсолютизация Р. как универс. способа анализа сознания (феноменология), а с другой негативное толкование Р. как источника неадекватного самопозна­ния человека (экзистенциализм).
К. Маркс и Ф. Энгельс, отвергая метафизич. и идеалистич. трактовки Р., понимали филос. Р. как осозна­ние предметно-практич. отношения человека к миру. При этом философия выступает как Р., направленная на раскрытие всеобщих «сущностных сил» человека и человечества. См. Философия…. смотреть

(от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял Р. со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и Р., трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка Р. стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.Р. — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма Р. — предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. P., таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием к-рого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований Р. в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания Р. ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью…. смотреть

(от лат. reflexio — обращение назад) — 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. есть неотъемлемый компонент при использовании таких психологических методов исследования трудовой деятельности, как самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, широко используемых в инженерной психологии и эргономике. 2. Термин, означающий отражение, с также исследование познавательного акта. В этом плане Р. выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми. Поэтому более широко Р.— это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают или понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. С Р. мы сталкиваемся во всех методах подготовки решения. Так, в военном деле Р. есть акт осознания процесса имитации рассуждений противника либо имитации возможного поведения того, с кем предполагается иметь дело. Р. есть представление того, что происходит в голове противника относительно наших действий. Одной из разновидностей Р. является конфликтная игра (военная игра, оперативная игра при подготовке операторов игровых систем и т. п.). Однако Р.— нечто большее, нежели конфликтная игра. Р.— это воспроизведение процесса взаимодействия двух или нескольких субъектов с учетом знаний и представлений каждого из субъектов обо всех остальных (в том числе и о самом себе) во всей полноте и глубине. Теория рефлексивных игр дает определенную перспективу в таком описании конфликта, которое учитывало бы представление каждой стороны о ходе рассуждений противника. Поскольку модель противника строится на основании внешнего наблюдения за поведением противника, то возможна передача ложных оснований для принятия решений. Этот процесс называется рефлексивным управлением. Любая дезинформация есть рефлексивное управление. Маскировка, провокация, формирование доктрины противника, внушение противнику ложного представления об уровне наших знаний о нем и т. п.— все это разновидность рефлексивных управлений различного ранга (В. В. Дружинин, Д. С. Конторов)…. смотреть

1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.
2. Как механизм взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания — внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.
Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных состояний психических.
Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она — не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии — отношения предметно-рефлексивные.
В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:
1) сам субъект, каков он есть в действительности;
2) субъект, каким он видит самого себя;
3) субъект, каким он видится другому;
4)
5) те же три позиции, но со стороны другого субъекта.
6)
Итак, рефлексия — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. … смотреть

Как быть Леди:  ЭСКАПИЗМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

(от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни субъектом.
К Р. относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Без Р. невозможно устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми.
Смысл Р. – переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы Р.– выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в Р. возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Р.– это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.
Благодаря Р. собственный «образ Я» более адекватно отражает реальное «Я».
Термин «рефлексировать» означает обращать сознание на самое себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии Р. понимали по-разному. Локк считал ее источником особого знания. Для Лейбница Р. – внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи – это Р. над впечатлениями, полученными извне. Для Гегеля Р. – взаимное отображение одного в другом. В социальной психологии под Р. понимали осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Р. – не только знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает рефлексирующего индивида.
В настоящее время наиболее изучена Р., сопровождающая собственную индивидуальную деятельность человека по решению нестандартных (творческих) задач. Такую Р. называют интеллектуальной. Исследуется Р. в процессе общения, а также некоторые аспекты Р. в педагогической деятельности…. смотреть

отражаю свое собственное сознание, свои мысли») – основная форма философствования, принцип мышления, направляющий человека на осмысление и осознание собственного психического состояния, своих собственных мыслей и представлений о тех или иных явлениях и процессах. Как главная форма философствования, рефлексия направляет нашу мысль не на предмет или явление, а на сложившиеся мнения, знания и представления о них. Рефлексия как бы перепроверяет наши знания и оценки, критически пересматривает наше отношение к ним, укрепляет сложившееся мнение, дополняет и исправляет его или совсем отбрасывает. Таким образом, рефлексия – это самопознание, понимание и сопоставление своего внутреннего мира с существующими представлениями о мире. Можно выделить несколько форм рефлексии: а) обыденная, элементарная – сомневающееся сознание, склонное довольно часто анализировать свои мысли и поступки, определять свои возможности, свои цели, правильность выбора жизненной позиции, свои представления о смысле жизни, предназначении и т.д.; б) научная рефлексия – занимающаяся критикой и уяснением научного знания: анализом сложившихся картин мира, научных парадигм, методов научного познания и пр.; в) философская рефлексия – сам способ существования философии, так как философия – рефлексивное знание по самой своей природе, она «мысль о мысли» (Аристотель). Она вторична не просто к миру, но вторична к самому знанию о мире. Философский процесс – это постоянный «разговор» философии самой с собой (пример: Платон философствует с Аристотелем, а Аристотель – с Платоном; Гегель – с Шопенгауэром, а Шопенгауэр – с Гегелем и т.д.), а в целом – это разные «картины» бытия, разные его понимания и смыслы. … смотреть

РЕФЛЕКСИЯ (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. В схоластической философии Р. называлась intentio secunda, понимаемая как обращенность разума на свои собственные состояния (напр., понятия), возникающие как результат intentio prima, т. е. обращенности разума на объекты (предметное содержание). И. Кант под именем «трансцендентальная Р.» понимал анализ содержания сознания в терминах порождающих его познавательных процессов: «Р. есть осознание отношения данных представлений к различным источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу м. б. правильно определено. До всякого дальнейшего обращения со своими представлениями мы должны решить вопрос: к какой познавательной способности они вместе принадлежат? кто связывает или сравнивает их — рассудок или чувственность?» (Кант). Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»). В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития (см. Учебная деятельность). Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др. См. Экзистенциальная психология. (Б. М.)<br><br><br>… смотреть

— определяющая характеристика человека, его мышления и деятельности, постоянная способность делать себя предметом собственной деятельности и мышления, своей собственной проблемой, постоянно управлять собственным развитием на все более глубокой и широкой основе, ведущая модальность воспроизводства, культуры, мышления, всех форм деятельности.Р. кумулятивный творческий процесс.Важнейшее проявление Р.- способность человека управлять своими отношениями, своей культурой, изменением, углублением,углублением своего комфортного состояния,воспроизводством в целом. В центре этого процесса лежит принятие решения. Р.имеет стадии развития.Наиболнн общие, но не единственные связаны двумя основными цивилизациями: традиционной, где преобладает инверсия, низший уровень Р.,где развитие нацелено на собственное ограничение, и либеральной,где преобладает инверсия, низший уровень Р., где развитие, самоизменение охватывает все более сложные системы отношений. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, существуют оба типа Р., которые дезорганизуют друг друга.Для преодоления раскола необходимо дальнейшее углубление Р., до способности превратить раскол в особый предмет озабоченности общества, приподнятся над пассивным к нему приспособлением. В. Ключевский писал в прошлом веке:»Недостаточное понимание своей деятельности-словом, недостаток народного самосознания- вот точка зрения, которая служит исходным пунктом русского пессимистического миросозерцания»…. смотреть

(от лат. отражение) направленность на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. Принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии понимания рефлексии. Специфические версии рефлексии были предложены в психологии и социологии. В психологии процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция «отраженного», или «зеркального» Я), способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (феноменологическая социология, этнометодология и др.). В этом смысле рефлексия процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом «зеркала» (то есть сознания субъектов) могут быть и «кривыми», то есть неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет рефлексии и точку зрения «другого» на этот предмет. В конце XIX и в XX веке знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.)…. смотреть

1) (лат. «отражение») – «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» (Ребер); анализ собственного психического состояния. Рефлексия во многом свойственна лермонтовскому Печорину («Герой нашего времени»); рефлектирующей личностью является Ромашов в повести А. Куприна «Поединок», Александр Адуев в романе И. Гончарова «Обыкновенная история».
Он вдумывается, всматривается в себя непрестанно, по всякому поводу… Этот вечный самоанализ, эта работа механизма мысли, вращающегося в пустоте, сделалась опасной привычкой, которая, как он говорит, «часто вредит ему в жизни» (Р. Роллан, Жизнь Толстого).
2) осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими, партнерами по общению.
«Не обращайте внимания, Лизавета Прокофьевна, у меня не припадок; я сейчас уйду. Я знаю, что я… обижен природой. Я был двадцать четыре года болен, до двадцатичетырехлетнего возраста от рождения… я убежден, что в этом доме меня не могут обидеть и любят меня более, чем я стою, но я знаю (я ведь наверно знаю), что после двадцати лет болезни непременно должно было что-нибудь да остаться, так что нельзя не смеяться надо мной… иногда… ведь так?» (Ф. Достоевский, Идиот)…. смотреть

(от лат. refexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующими субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются др. индивидами или общностями. Р. – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как др. знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится др., и те же самые три позиции, но со стороны др. субъекта. P., т. о., это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга…. смотреть

(лат. reflexio — отражение) — 1) Размышление, полное сомнений, противоречий. Анализирование собств. псих. состояния. 2) Как механизм взаимопонимания — понимание субъектом того, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Ранее понятие Р. означало процесс размышления индивида о происходящем в его собств. сознании. Р. в социальной психологии: осознание действующим субъектом того, как они воспринимаются и оцениваются в действительности др. индивидами или общностями. Существует шесть позиций Р., характеризующих взаимное отображение субъектов: 1) сам субъект, каков он есть в действительности; 2) субъект, каким он видит самого себя; 3) субъект, каким он видится другому; 4—6) те же три позиции, но со стороны др. субъекта. Т.о., Р. — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием к-рого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Н.Д.Наумов … смотреть

(лат. – мышление) – самоанализ, самопознание, самооценка, т.е. действие мышления, направленного на свой внутренний душевный мир, свое внутреннее состояние. Рефлексия – это внутренние сомнения, обсуждения самим с собой своих действий и отношений, возникших затруднений, поиск ответов на происходящее с самим собой. Различают формальную рефлексию (рассмотрение того, как это делается) и содержательную (по анализу, почему это делается). С помощью рефлексии человек в автономном режиме как бы соединяет себя с внешним миром, ибо его собственное сознание делается по отношению к этому миру внешним. Рефлексия – важнейший фактор развития человека и особенно его духовного и нравственного состояния. В отечественный лексикон слово пришло в самом начале XVIII века через польский язык…. смотреть

Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувственной деятельностью: Р. в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле Р. есть метод философии, а диалектика — Р. разума (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение)<br><p class=»src»><em><span itemprop=»source»>Словарь бизнес-терминов.<span itemprop=»author»>Академик.ру</span>.<span itemprop=»source-date»>2001</span>.</span></em></p><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»>дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия</div><br><br>… смотреть

(от лат. reflexio — обращение назад) — англ. reflexion; нем. Reflexion. 1. Размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного псих, состояния. 2. Принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. Различают элементарную, научную и филос. Р. см. МЕДИТАЦИЯ.
Antinazi.Энциклопедия социологии,2009
Синонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия… смотреть

рефле́ксия,
рефле́ксии,
рефле́ксии,
рефле́ксий,
рефле́ксии,
рефле́ксиям,
рефле́ксию,
рефле́ксии,
рефле́ксией,
рефле́ксиею,
рефле́ксиями,
рефле́ксии,
рефле́ксиях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия… смотреть

(1 ж), Р., Д., Пр. рефле/ксииСинонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия… смотреть

反射反射比反射率〔阴〕〈书〉反思, 反省. Синонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия

рефле́ксия, -иСинонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия

рефл’ексия, -иСинонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия

ж.réflexion fСинонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия

ж. книжн.
riflessione, meditazione; autoanalisi (самоанализ)
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия… смотреть

בבואההחזרההרהורהשתקפותСинонимы:
дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия

reflectionСинонимы: дума, медитация, мысль, помысел, раздумье, размышление, самоанализ, самонаблюдение, самопознание, саморефлексия

рефле’ксия, рефле’ксии, рефле’ксии, рефле’ксий, рефле’ксии, рефле’ксиям, рефле’ксию, рефле’ксии, рефле’ксией, рефле’ксиею, рефле’ксиями, рефле’ксии, рефле’ксиях… смотреть

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий