Музыка для улучшения работоспособности мозга и развития памяти — Блог Викиум

Музыка для улучшения работоспособности мозга и развития памяти — Блог Викиум Женщине

Что надо знать об открытии георги лозанова? и музыка для развития мозга и памяти у взрослых

Георги Лозанов с его коллегой Алеко Наваковым, изучив этот вопрос, доказали, что музыка, имеющая ритм 60 ударов в минуту, дающая альфа состояние, может помочь изучить иностранные языки, любые предметы.

Не только запомнить нужную информацию, но и расширить память. Вы вспомните то, что давно знали, но забыли. Милтон Эриксон и Линн Купер обнаружили такой же эффект от альфа состояния.

К такой музыке относятся медленные части произведений Баха, Вивальди, Телемана.

… к популярному мифу

Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту.

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.

А если все таки просто слушать музыку?

А если просто слушать музыку, есть ли какой то эффект? Имеется в виду не терапевтический, а развивающий для головного мозга? Да, есть.

Слушая музыку, мы плачем, радуемся, воодушевляемся. Она имеет доступ к нашим эмоциям. Мы наслаждаемся музыкой, она затрагивает наши чувства.

Ученые сканировали мозг человека во время прослушивания музыки и ими было обнаружено, что активировались те же самые центры вознаграждения, как и в случаях эмоционального подъема.

То есть эффект был такой же, как и в случаях получения удовольствия от поедания любимого кусочка торта, а, может, для кого-то любимого сочного фрукта.

О приеме наркотиков и занятиями сексом мы не будем говорить, но и в последних случаях активируются те же самые центры.

Взять, например, музыку Моцарта.

Почему заговорили об эффекте Моцарта? И почему сейчас пытаются нивелировать эти выводы? Это отдельный вопрос. Чтобы не верить на слово, предлагаю проверить на практике)

Что нам говорят факты? Вольфганг Амадей Моцарт был уникальным музыкантом, композитором, но сначала удивительным ребенком.

Альфа-волны

Альфа-волны возникают при электрическом функционировании головного мозга при 8-12 Гц. Такие свойства возникают в момент расслабления организма либо полусна. При такой электрической активности считается, что люди находятся в космическом состоянии. Дети в маленьком возрасте находятся преимущественно в этом состоянии.

После сумбурного и тяжелого для прослушивание таких мелодий позволит сохранить здоровье и укрепить мыслительные, интеллектуальные процессы. Альфа-волны слушать бесплатно можно по ссылке.

Играть — не слушать


Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности,

. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом —

делает человека умнее.

Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год)

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные.

Музыка для улучшения работоспособности мозга и развития памяти — Блог Викиум
Фото Tristan LoperCC

Какую музыку слушать для развития мозга и памяти, если совсем не знаешь с чего начать?

Есть ли такая музыка для развития мозга и памяти одновременно? Да, такая музыка есть! Как вам такое: слушать музыку и расширять память, слушать музыку и лучше концентрироваться, слушать музыку и оздоравливаться, слушать музыку и снимать стресс?

Представляете, вы лежите, наслаждаетесь музыкой, и выздоравливаете, избавляетесь от стресса и память ваша расширяется, работа головного мозга улучшается.

В наш век интернета, огромного объема информации имеет успех тот, кто быстро усваивает информацию. А еще обладает различными способностями, развитым интеллектом и головным мозгом в целом, и, конечно, отличной памятью.

Именно это дает больше степеней свободы и, конечно, здоровье. Имея у себя все перечисленное или хотя бы часть, человек может быстро освоить нужную профессию, изменить направление жизни, подстроиться к изменчивым требованиям окружающей среды.

Но самое главное — быть счастливым. А что говорить о детях, которые уже живут в постоянном потоке информации. Как им овладеть и не потеряться?

Как быть Леди:  Как доставить женщине незабываемое удовольствие в постели

Как нам может помочь музыка?

Содержание статьи:

  1. Самое древнее влияние музыки на человека
  2. Секрет людей, обладающих феноменальной памятью
  3. Что надо знать об открытии Георги Лозанова? И музыка для развития мозга и памяти у взрослых
  4. А если все таки просто слушать музыку?
  5. Сила высоких частот от эксперта
  6. Самый действенный, но сложный способ
  7. Первый шаг к развитию головного мозга и памяти и личный опыт

Классический стиль музыки

Для развития умиротворенности разума отлично подходит Моцарт. Он и вдохновляет на новые мысли и идеи. Еще давно классический музыкальный стиль считался прерогативой интеллектуальных людей. В наше время ситуация, конечно же, поменялась из-за обилия самой разной музыки, но в целом умные люди и сегодня нередко слушают классику. Кроме этого, Моцарт оказывает позитивное влияние на развивающихся детей.

Мелодии, написанные Моцартом, заслуженно считают целебными, потому что в ней содержится огромное количество различных музыкальных комбинаций. Они помогают пробудить мозговую активность. Но следует отметить, что далеко не вся классика оказывает столь положительное воздействие. Например, музыка Баха к таковым не относится.

Музыка барокко?

Да, это была классическая музыка эпохи Барокко. Но и она не вся (эпоха включает в себя 150 лет), и используется она по особенному.

Как же разобраться во всей музыке, что предлагается и что выбрать конкретно для развития мозга и памяти?

Музыка для развития детского мозга

В зависимости от того, какой музыкальный стиль чаще слышит ребенок, формируются его вкусовые предпочтения и даже частично характер. Для того чтобы научиться складывать числа или улучшить чтение, ребятишкам лучше всего отдать предпочтение классике. Именно такие мелодии помогают развивающемуся мозгу и организму в целом.

Увеличение ассортимента классических мелодий только поможет облегчить всестороннее развитие ребенка. Однако кроме классики следует слушать и другие композиции. Крайне важно, чтобы они не содержали агрессивных и чрезмерно ускоренных мотивов.

Не только музыка положительно влияет на мозг: научное сообщество уже доказало, что мозг можно развивать через специальные когнитивные тренировки. Викиум собрал научные исследования современных нейрофизиологов и на основе их создал увлекательные игровые тренажеры. Попробуйте прямо сейчас!

Музыка для улучшения памяти

Часто, из-за большого поступления памяти развиваются пробелы в памяти. Исправить это можно специальными мелодиями для улучшения памяти. Такая музыка для работы мозга обычно направлена на длинных вибрационных звучаниях, которые пронзительно попадают в головной мозг.

Звуки плавно переходят от спокойных, до более ярко выраженных. Сначала может показаться легкое головокружение, а затем человек вновь вернется к спокойствию и твердости. Такая музыка полезна для обучения и улучшения памяти.

Музыка для улучшения работы мозга

музыка

Ежеминутно человеческому мозгу приходится воспринимать и обрабатывать огромные информационные блоки. Это сильно истощает и утомляет весь организм. Чтобы упорядочить свои мысли, существуют идеально подходящие мелодии. Нередко из-за больших объемов информации в памяти образуются пробелы.

Главной отличительной чертой подобной музыки является то, что мелодии должны быть размеренными и спокойными. Особенным плюсом будут повторяющиеся мотивы то с нарастающим, то с затихающим звуком. Такое умиротворенное звучание создает условия для возобновления нервных клеток. Немаловажно будет перед прослушиванием хорошо проветрить помещение для поступления достаточного количества кислорода.

Музыка помогающая сосредоточиться

Занимаясь каким-то сложным делом, мы далеко не всегда можем полностью сконцентрировать на нем свое внимание. Музыка отлично поможет сбалансировать нервную систему. Таким образом, заострять долгое внимание на одном деле будет гораздо легче. Интеллект — сложная штука, и чтобы заставить его полноценно действовать, иногда нужно отвлекаться на творчество. Мелодии способны восстановить стимуляцию всего организма.

Во время звучания музыки, человеческий слух тут же ловит определенные звуковые вибрации, которые оказывают благотворное действие. Поэтому такую музыку нередко называют лечебной. Постепенно сменяющиеся ноты вдохновляют и позволяют придумывать гениальные идеи.

Достаточно побыть в таком спокойном состоянии полчаса, и вы обновите вашу способность заострять внимание на работе или другой важной деятельности. Слушать приятные музыкальные мотивы можно в неограниченном количестве, лишь бы хватало времени. Совсем скоро вы точно заметите, как улучшилась ваша память. Так что повышать количество прослушиваний только приветствуется.

Несколько экспериментов

В 2021 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты

развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).

Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться.

Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.

Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования.

Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

Как быть Леди:  Внутреннее умиротворение как главная цель жизни

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.

Первый шаг к развитию головного мозга и памяти

С чего начинать? Необходимо убрать причины для плохой работы головного мозга и памяти.

Стресс  — это самое пагубное для нашего здоровья. Учеными из университета Джорджтауна было обнаружено, что даже дети в возрасте 8 лет испытывают на себе влияние стресса.

Он негативно отражается на их обучаемости и мышлении.

На курсах по развитию памяти, детей и взрослых сначала учат снимать стресс, поскольку проблемы  с вниманием и памятью могут быть связаны именно со стрессами и сильными переживаниями.

Человека в стрессе можно сравнить с атлантом, держащим на своих плечах небосвод. В этом состоянии мы не можем нормально чувствовать свое тело, развиваться, получать удовольствие от жизни.

Меленная музыка в стиле Барокко обладает лечебным эффектом за чет того, что она переводит мозг в режим расслабленности, она снимает стресс, стабилизирует кровяное давление, а ритм сердца приближается к здоровому состоянию.

Как вы уже догадались — это медленные части произведений Барокко с ритмом в 60-64 удара в минуту, та же самая музыка, что и для развития мозга и памяти.

Самое древнее влияние музыки на человека

Все по порядку.

В 17-18 веках великими мастерами создавалась музыка в соответствии с особенными формулами. Они бережно хранились музыкальными школами и передавались из рук в руки с очень древних времен.

Ученые давно интересовались такой музыкой, которая влияет на психику и тело человека. Как музыка, может, например, улучшить сон? Как-то к великому Иоганну Себастьяну Баху обратился граф Кайзерлинг по поводу улучшения сна.

Когда он заболевал, то страдал бессонницей, и просил приведенного с собой юного музыканта Гольдберга играть ему на клавесине всю ночь.

И Бах написал для этого случая вариации, которые были названы в честь игравшего для графа музыканта. Это знаменитые Вариации Гольдберга. Откуда Бах знал какие гармоники могут успокаивать разум?

Вы можете и сами их слушать, если вас мучает бессонница.

Самый действенный, но сложный способ

Я советую любого ребенка, даже не обладающего способностями к музыке, как в прочем зря считают многие родители, приобщать к музыке, к игре на музыкальных инструментах, учить музыке.

Да и взрослые в любом возрасте могут научиться играть на пианино, сейчас можно купить и синтезатор и цифровое пианино по любой цене.

Музыка дает другую более тонкую настройку нейронной сети, которая открывает иной пласт возможностей и способностей. И в последующем сведет на нет или отодвинет надолго задумки Альцгеймера.

Она связывает работу полушарий головного мозга, а руки, имеющие обширные связи с корой головного мозга, помогают не только его развивать, но и омолаживать.

Один из признаков гениальности — огромные связи между обоими полушариями головного мозга. Их можно подарить ребенку, играя в правополушарные игры с рождения, когда полушария активно работаю вместе (читайте нашу статью про методику Макото Шичиды).

Но также можно наладить межполушарные связи с помощью музыки.

Ученые доказали, что у детей, которые занимаются музыкой, мозолистое тело (корпус коллозиум), которое связывает оба полушария на 25 % больше, чем у детей, которые не занимаются музыкой.

Игра на пианино дает самый максимальный эффект.

Чем минимально отличаются дети, которые занимаются музыкой?

  • пространственным мышлением
  • способностями к математике. Профессора математики и физики Оксфорда играют на музыкальных инструментах
  • способности к языкам. Лев Толстой, Борис Пастернак, Стендаль, Иван Сергеевич Тургенев, Жан-Жак Руссо, Ромен Роллан, талантливые литераторы советовали, заниматься музыкой. Они знали не по одному иностранному языку.

И даже простое интенсивное прослушивание музыки улучшает пространственное мышление.

Секрет людей, обладающих феноменальной памятью

Сначала надо выяснить как запоминали люди, обладающие суперпамятью. Эти вопросы также изучались в Советском Союзе и не просто так.

Например, йоги могут пересказывать дословно в течение многих дней очень длинные древние тексты. А люди, которые считают быстрее компьютера? Что помогает им?

А есть люди, которые получают данные, недоступные следователям и разведчикам? Как они все это делаю и доступно ли это обычному человеку, можно ли к этому приблизиться?

Я же не говорю о том, чтобы стать гениальным, хотя почему бы и нет?

Ученые выяснили, что эти люди запоминают находясь в определенном состоянии, их мозг испускает преимущественно волны низкого уровня, его еще называют альфа-уровня (7-13 Гц в секунду).

Это происходит, когда мозг работает в замедленном режиме, когда тело полностью расслаблено. Конечно, полной противоположностью является наш бодрствующий режим.

Когда мы бежим, что-то делаем, думаем, анализируем, наш мозг испускает бетта-волны и он очень далек от гипермнезии — от суперпамяти.

И наоборот, когда наше тело расслаблено, а мозг работает в расслабленном режиме, наши способности усиливаются. Такого состояния йоги достигают при помощи медитаций.

Как быть Леди:  Когнитивные искажения: ошибки мышления и помощники шарлатанов | Батенька, да вы трансформер

Мы же можем этого достичь используя необходимую музыку, просто нажав на кнопочку Play.

Как вы можете догадаться, что в таком состоянии оба полушария головного мозга начинают работать в параллельном режиме или как обычно говорят синхронно.

Сила высоких частот от эксперта

Силу музыки Моцарта изучал Альфред Томатис, доктор медицины, оториноларинголог. Он изучал силу частот его музыки и писал, что по воздействию на организм человека она несравнима с другими.

Музыка Моцарта улучшает восприятие пространства, помогает сосредоточиться, сконцентрироваться, имеет длящееся во времени действие.

Высокочастотные концерты энергетически подзаряжают кору головного мозга, помогают сонастроить мозг и тело. Учеными доказано, что если вы слушаете определенное количество времени такую музыку, это гармонизирует работу мозга, обостряет разум, внимание и концентрацию.

Кроме того, за счет положительного воздействия на мозг, происходит оздоровление организма.

А. Томатис сделал открытие о связи слуха и речи и запатентовал прибор «Электронное ухо», с помощью которого лечил от дислексии, заикания, даже физических повреждений органов речи.

Его действие основано в том числе на силе высоких частот музыки Моцарта. Жерар Депардье был вылечен от заикания с помощью этого прибора.

Почему с возрастом люди плохо себя чувствуют (помимо всего прочего, конечно)? Они перестают слышать звуки высоких частот, которые могли бы подзарядить их мозг и оздоровить.

Да, и просто люди в пожилом возрасте, ну, не слушают такую музыку.

Если вы хотите узнать о такой музыке переходите по этой ссылке и внизу (откроется в новой вкладке). Во Франции и в нашей стране открыты центры Томатиса. Я сама с рождения дочери ставила ей диск с произведениями Моцарта.

Талант моцарта

Он слушал звуки скрипки отца и пение песен мамы, когда находился в животе у матери. В 6 лет, когда наши дети еще ходят в школу, он уже был профессиональным исполнителем.

Ездил в турне, сочинил свое первое произведение. Он с бешенной скоростью сочинял. Как только он записывал одно, сразу же сочинял другое.

Моцарт писал своему отцу, что он видит произведение сразу целиком, как картину или статую, у себя в голове, а ему остается только перенести его на бумагу. Он писал, что все уже сочинено.

Он мог огромное произведение «переписать» за 6 часов. Всего Моцарт за свои тридцать с небольшим лет сочинил 626 произведений.

Моцарту был открыт канал, но только ему. Человек должен быть настолько чувствительным, чтобы воспринять все то, что дается свыше.

Поэтому музыка Моцарта особенная, она отличается от произведений всех других  композиторов. Она прозрачна, чиста, проста.

Так, ученые обнаружили, как раз в знаменитом эксперименте, который выявил эффект Моцарта, следующие факты.

Дети, которые просто слушали в течение 10 минут сонату для двух фортепиано До мажор К. 448, могли проходить тесты с повышением коэффициента IQ на 6-9 баллов.

Но если не поддерживать этот эффект, то он сходит на нет. На самом деле, такое падение — это обычное явление.

Например, у детей к 2-3 классу, если не заниматься с ними и дальше, прирост интеллектуальных способностей замедляется.

Позже, другие исследователи, из них психолог В. Уильямсон из Великобритании, сомневаясь в том, что исследованная соната Моцарта повышает интеллект, посчитала ее совсем «не тем суперсредством для развития мозга».

Она пишет, что любая музыка, которая нравится человеку, вызывает хорошее настроение, способна вызвать интеллектуальный подъем. Замечательно!

Но это только доказывает как универсальна Музыка Моцарта! Она подходит любому ребенку, взрослому, потому что вызывает хорошее настроение у любого человека и следующий за ним интеллектуальный подъем.

Кто же запрещает слушать музыку постоянно?)

Тета-волны

Данный тип волн отвечает за ритм 4-8 Гц. Обычно он проявляется у детей дошкольного возраста. Он активируется для создания полного расслабления нервной системы и головного мозга, прекрасному мышлению, памяти, а также мгновенному пониманию полученной информации. Именно в такие моменты могут раскрываться таланты вашего ребенка.

За счет этих волн, дети способны понять и запомнить весь запас информации, который они видят за день. Для взрослого человека их появление характерно в период быстрой фазы сна либо полусна.

Эффект моцарта — от научной гипотезы…

В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «

» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «

» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.

Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий