Лучший способ заглушить совесть: все относительно

Лучший способ заглушить совесть: все относительно Женщине

Что такое угрызения совести?

Совершая грех в первый раз, человек чувствует некое [внутреннее] обличение, переживает. Сделав тот же грех повторно, он испытывает меньшее обличение, и если он. невнимателен и продолжает грешить, то его совесть очерствевает.

Диавол часто находит оправдание грехам, и вместо того чтобы признаться: «Я сделала это, чтобы попрать свою совесть», она оправдывает себя: «Я сделала это ради того, чтобы не расстраивался Старец». Он поворачивает ручку настройки на другую частоту, чтобы мы не увидели своего проступка.

Одна женщина, придя к духовнику на исповедь, безутешно рыдала и повторяла одну и ту же фразу: «Я не хотела ее убивать!» — «Послушай, — стал успокаивать ее духовник, — если у тебя есть покаяние, то у Бога есть прощение греха. Ведь Он же простил покаявшегося Давида».

Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри. Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается. А потом диавол во всем находит ему оправдание: «Это дело пустяшное, а это вещь естественная…» Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает.

Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины. Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь. Такой человек не понимает, что страдает от того, что совершил грех.

«место жительства» совести в организме человека

Мало кто знает, но существует очень интересная теория. Согласно ей, у каждого органа имеется еще и духовная функция, помимо физиологической. Например, сердце отвечает за душевную боль. Болезни ушей, как оказалось, возникают из-за того, что человек болезненно воспринимает отказы и упреки со стороны других людей.

Духовная и физиологическая функции этого парного органа схожи. На физическом уровне почки очищают организм от шлаков и токсинов. На духовном они аналогично пытаются «вывести» все самое плохое, отравляющее наше сознание. Правда, не всегда получается.

Вопросы, которые освобождают

Если человека что-то волнует и он от этой информации получил резонанс, можно задать себе вопросы — внутренние вопросы:

  • Какие люди были исключены из моей семьи и забыты?
  • От кого я сам лично отделился?
  • Кого я посчитал ниже себя?
  • Каким людям я подчиняюсь, нарушая свое место?

Идея взята из семинаров и книг Берта Хеллингера — автора семейных расстановок.

Главная суть совести

В чём основная задача совести? Почему нужно испытывать её муки? Потому что таким образом можно сохранить собственное достоинство. Есть люди без совести, которые даже не пытаются ее обрести. Они могут совершенно спокойно наносить вред людям и нисколько об этом не переживать и не жалеть. Однако тот, кто по каким-либо причинам потерял совесть, но вернул ее, достоин уважения, поощрения. 

Какой может быть совесть? Э. Фромм разделяет совесть на авторитарную и гуманистическую. То, о чём упоминалось выше, относится к гуманистической. Авторитарная совесть – способность подчинения внешнему авторитету, божественному или какому-либо иному.

Современному человеку очень важно иметь совесть, ведь в обществе это качество считается одним из самых важных. Высокого уровня развития это качество достигает, если человек умеет распознавать эмоции людей, сопереживать и сочувствовать. Этот навык легко приобрести или улучшить с помощью курса Викиум «Эмоциональный интеллект». Он учит понимать свои эмоции, управлять ими, а также распознавать эмоции других. 

Границы совести

Что такое совесть в человеческом понимании? Это вина и невиновность, имеющие определенные границы, которые разные в каждой семье. Например, в некоторых семьях принято раздавать детям затрещины, в некоторых это просто не приемлемо. У одних воровство не считается преступлением, у других является явным позором.

Духовная совесть

Есть другая совесть — духовная, которая гораздо масштабнее по действию и значению.

В чем она проявляется? В Жизненных Порядках. Например, если в роду исключают родственника за его плохие поступки, Жизненные Порядки, в лице духовной совести, начинают выравнивать эту «несправедливость». В новом поколении семьи этот исключенный человек «возвращается», вернее возвращаются его непринятые и непрожитые тогда чувства. Их наследует человек, родившийся позднее.

Начинают происходить странные вещи. В молодой семье рождается ребенок, который начинает проживать «двойную» жизнь, неся бремя чувств за себя и за «того парня». Это хорошо можно увидеть в практике семейных расстановок. Какова судьба этого ребенка, можно только догадываться.

Зачем грызет совесть?

Совершенно ясно, что сожаление мы испытываем после того, как совершим проступок и пока не услышим заветного: «Я прощаю тебя». Но зачем человеку оправдываться перед самим собой? Почему нельзя просто забыть о конфликте как о страшном сне и не забивать голову всякой ерундой?

Мозг человека устроен так, что ему нужно обязательно во всем убеждаться, даже в правоте своего «хозяина». Поэтому мысли по поводу произошедшего – это не что иное, как способ избавиться от надоедливых и порой таких занудных упреков совести. К сожалению, оправданиями и поисками доказательств собственной невиновности не спастись.

И у литературных героев есть совесть…

Муки совести в судьбе известных литературных героев – достаточно частое явление. Многие из них в той или иной степени задумывались о правильности своих поступков, оправдывались перед самими собой или же продолжали себя грызть. Самым совестливым персонажем русской литературы по праву считается Раскольников.

Стоит только вспомнить, как поначалу он бредил тем, что его хотят схватить, посадить, уличить. Герою даже не было стыдно. Мол, старуха-процентщица сама виновата. Раскольников не считал себя «тварью дрожащей». Он уверял себя, что «право имеет» на убийство тех, кто якобы мешает жить порядочным людям.

Анна Каренина – еще одна совестливая героиня. Вот только она корила себя не за убийство, а за измену мужу. Женщина самостоятельно выбрала себе наказание – бросилась под поезд.

Так, в своих произведениях, основанных на психологизме, авторы показывают, какая же все-таки страшная штука – совесть. Ее упреки способны свети с ума, довести до самоубийства. Поэтому не нужно совершать тех поступков, за которые вам было бы мучительно стыдно.

Иметь свое мнение — смертный грех!

Позиция «все относительно» до такой степени уже стала общей, что когда у нас кто-то на самом деле имеет свое мнение и глупость его высказывать и отстаивать, а уж тем более заикаться о правде и абсолютной нравственности — его обвиняют во всех смертных грехах. Точнее, грех в философии релятивизма один.

Как это ни парадоксально, самое большое преступление во времена всеобщей толерантности, декларирующей право каждого на свое мнение — это иметь свое мнение и считать его верным. Но как же, простите, можно называть своим мнением то, в чем человек не уверен?

То есть, именно это — хорошо, а то — плохо, так — верно, а этак — не верно. Если же человек не знает, что верно, не имеет четких ориентиров, то он не может продуктивно действовать и двигаться в направлении вперед. Топтаться на месте, бегать по кругу, болтаться как дерьмо фиалка в поруби — может.

Эх, мне бы лозунги писать, правда? Или рекламные тексты :)

Столько пафоса опять развела! Но, это крик души. Вам показалось. что меня кто-то задел несогласием? Если бы! Случаи несогласия меня, наоборот, радуют. Но так грустно бывает, когда человек, вроде, и выскажет свое мнение и тут же испуганно поправляется: «Я не претендую на истину, это всего лишь мое мнение» — не дай Бог заподозрят, что он в чем-то убежден…

Как быть Леди:  Методика психической саморегуляции «Мобилизация-1», Вопросы и задания для самоконтроля - Психическая саморегуляция

Ведь беда-то не в том, что человек не согласен принять что-то за истину, а в том, что он вообще отказывает истине в праве на существование. Он ее не только не нашел, но и не ищет, и искать не собирается — ибо ее для него нет и быть не может. Само слово «истина» стало чуть не ругательством. Мнения — вопрос вкуса, а не убеждений.

Сейчас мне нравится косметика этой фирмы и колбаса того завода. Найду колбасу вкуснее и косметику эффективнее — сменю, не задумываясь. И это отношение распространяется на все — и на убеждения, и на веру, и на любовь. Ну, кроме убежденности, что все относительно, естественно :)

Добродетель у нас осталась тоже одна единственная — терпимость, ко всему равная и все смешивающая в один котел, нетерпимая только к ориентирам…

Это до чего же мы дожили, люди? На этом фоне даже адепты самых диких сект выглядят лучше — они хоть во что-то верят, что-то выбирают… Собственно, потому и секты плодятся так активно (и это тоже исключительная черта современности), что человеку не очень-то уютно в мире абсолютной относительности.

Как бороться с муками совести?

Оказывается, к так называемому голосу разума можно даже не прислушиваться, игнорировать его. Наш мозг так и делает в некоторых случаях. К примеру, когда в голове человека есть мысли поважнее самобичевания по поводу того или иного курьеза. Как избавиться от мук совести?

Некоторые имеют особенность выдумывать себе ложные оправдания, которые, по их мнению, могли бы избавить их от угрызений. Но не тут-то было! Ведь тот, кто ищет оправдания, никогда не оказываются правым в итоге. Следовательно, нужно исключить выдумки причин невиновности и как следует поругать себя за содеянное.

Как избавиться от угрызений совести?

Мне 20 лет. 3 месяца назад я вышла замуж, теперь я беременна, ждем малыша. До свадьбы встречались 2 года, не всегда было все гладко. Иногда мне казалось, что я люблю его, а иногда казалось, что нет. Эти мысли меня пугали. Но все-таки мы решили пожениться.

Начали подготовку к свадьбе. И во время подготовки все стало очень плохо. У меня началась какая-то депрессия, я стала думать «может я не за того выхожу замуж», начали посещать мысли, что я не люблю его. Мне хотелось как можно больше времени проводить с подругами своими, и как можно меньше с ним.

Но в душе я понимала, что если мы расстанемся, то я не смогу без него. Т.к. раньше мы один раз расставались, и я на следующий день сама пришла к нему и помирилась, без него не смогла. В общем очень тяжелое было время для меня. Мама говорила, что это предсвадебная депрессия была, т.к. мне было страшно расставаться с девичеством и менять в корне свою жизнь.

Сейчас я понимаю, что на самом деле так и было. Но я успела совершить одну очень страшную ошибку. В то время у меня очень болела спина, и я пошла на прием к врачу-массажисту. И так вышло, что у нас начался роман. Меня привлекло то, что он намного старше (31 год), массажист (некое приключение в жизни).

Он женат, ребенок есть. Мы один раз после массажа решили выпить пива, и он начал приставать ко мне, мы поцеловались. Он меня так привлек, я прям голову потеряла. И у нас 2 раза был секс. Это все длилось недолго, меньше месяца. Самое страшное, что это было за пару месяцев до свадьбы, когда активно шла подготовка.

Я в тот момент так остыла к своему будущему мужу, не знала что делать. Срывать свадьбу я не могла, т.к. много денег было уже уплачено родителями, я просто не могла так поступить с ними. Решила все оставить как есть. И вот в один прекрасный момент мне этот «массажист» жутко надоел, я поняла, что он мне совершенно не нужен.

Пропал интерес напрочь. Сыграли свадьбу, начали жить вместе, я забеременела сразу. Был период притирки (мы до этого не жили вместе), мы так ругались и скандалили, такие истерики были, просто ужас. А теперь все начало налаживаться у нас. и я очень счастлива со своим мужем. и вот наступил этот страшный момент, меня начали мучить угрызения совести. мой муж меня так любит, как я могла так поступить с ним. сейчас я поняла, что я очень люблю его, что я счастлива с ним, что он тот, кто мне нужен, и я ни на кого его не променяю. меня так гложет эта мысль, что я совершила такое преступление. с каждым днем мыслей все больше. просто невыносимо так больше. сейчас пишу и плачу. мне очень стыдно. и я не знаю как мне дальше жить с этим чувством. хочется рассказать ему всё, попросить прощения, поклясться, что такое больше никогда не повторится, но я знаю, что он не простит мне измену и уйдет от меня, или возненавидит. а если и не уйдет ради ребенка, то его это очень ранит. сейчас я вспоминаю тот поступок, мне противно. мне противно что ко мне прикасался другой мужчина, мне противно, что я обманывала своего мужа. я никогда не отмоюсь от позора перед самой собой. мне так тяжело сейчас. как мне избавиться от этого чувства вины и угрызений совести? я так каюсь сильно. И очень люблю мужа, жаль что я это поняла уже после содеяного!!!

Как избавиться от угрызений совести перед самим собой? (2 ответа)

Народные пословицы о совести

Жизнь дана на добрые дела.

Вольному воля, спасенному рай.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Ангел помогает, а бес подстрекает.

По течению только дохлая рыба плывет.

Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

Худые дела не доведут до добра. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Совесть не повесть — в архив не сдашь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

О хранении чистоты совести

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полномуочищению совести.

Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом — в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”. Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека.

В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!

“Не величие власти,” — рассуждает св. Иоанн Златоуст, — “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.”

Как быть Леди:  Читать книгу Странности наших фобий. Почему мы боимся летать на самолетах Стивена Джуана : онлайн чтение - страница 7

Психологи и психологическая помощь

Мне 24. Лет с 15 у меня начали буять гормоны,мне много хотелось попробовать, но я себе не могла позволить делать,что хочу,и сдерживала себя, так как воспитание в моей семье этого не позволяло. Я берегла себя до 20 лет,пока не влюбилась в парня старшего от меня на 4 года. )

Хотя до этого 3 года встречалась с мальчиком но ничего не позволяла лишнего) Этот старший парень,назовем его «Х» был первым у меня -и то, после того как мы познакомили наших родителей. Отношения сложились очень печально, из-за его матери (куча оскорблений в мой адресс,некоторые взгляды разошлись), вскоре как оказалось он даже не поверил мне,что был у меня первым.

Разочарование/боль,хотя мы говорили уже о свадьбе. Дальше понеслась: флирт,общения с другими мальчиками, дважды мимолетный контакт (за что я до сих пор просто удивляюсь,КАК Я МОГЛА?!) Мне будто было пофиг на все. мол,»будь что будет!» И вот спустя 2 года я встречаю еще одну горе-«любовь»: мой ровесник, ревнивый до ужаса, с непонятной любовью «то льет слезы на коленях/то может ударить» — собственник.

Я терпела очень долго и думала,что действительно люблю этого человека, но видимо это была патологическая привязанность, где за все его ошибки я чувствовала виноватой себя — может я не так веду себя, проблема во мне и т.д. Сейчас уже полтора года встречаюсь с прекрасным парнем, который любит меня, мы живем вместе, у нас серьезные планы, мы из одного круга интересов.

И сейчас на меня начинает находить совесть за все то,что я сделала когда-то… Я когда-то припустить и мысли не могла, что у меня будет несколько сексуальных партнеров! Меня мучает этот факт,будто я не такая хорошая,как обо мне думают мои любимые люди..

— Но ПОЧЕМУ в воспитанной семье,как у меня,где с детства во мне воспитывали высокие моральные качества — могло произойти такое?? С детства меня воспитывали,что себя до брака нужно беречь, причем воспитывали под очень строгим контролем. Сейчас, я будто «грязная баба», по-другому не могу даже сказать( — мне всегда нравились интрижки,невинный флирт,внимание, и я ВСЕГДА держала себя в руках, НО бывали такие моменты,будто у меня крышу срывало!

— «БУДЬ ЧТО БУДЕТ,ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ!» и я делала подобные глупые вещи. И всякий раз когда я имела с кем-то отношения интимные, я всегда как-то позиционировала себя,будто это я мужик- и Я использую,а не меня. И мне это нравилось. Только вот сейчас повзрослела и мыслить начала иначе..

Роль совести в отношениях

Почему часто не складываются отношения между мужчиной и женщиной? Все вроде бы хорошо, они любят друг друга, но счастливой, совместной жизни приходит конец.

Частенько причиной неудавшихся отношений молодых людей бывают «разные» совести их родительских семей. Естественно, и набор нравственных (моральных) правил у пары бывает существенно разный. Одна сторона никак не может принять «понятия» жизни другой стороны, поэтому конфликт неизбежен.

Можно ли исправить ситуацию? Можно тем людям, кто не боится потерять принадлежность к своему роду и благосклонность своих родителей.

Что для этого нужно? Мужчина и женщина пересматривают границы совести своих родительских систем и создают СВОЮ собственную концепцию, учитывая интересы обеих сторон.

Совесть в психологии

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Совесть в священном писании

Воля Божия становится известной человеку двумя способами: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, через откровения или заповеди, сообщенные Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанные пророками и апостолами.

О существовании внутреннего, или естественного, нравственного закона ясно свидетельствует ап. Павел, говоря: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон, ибо показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2:14-15).

И на основании этого закона, написанного в сердцах, образовались среди языческих народов и составлялись писаные законы, служившие руководством для общественной жизни и воспитывавшие в каждом в отдельности человеке нравственную свободу. Хотя эти нравы и законы были несовершенны, все же без них было бы хуже, так как водворился бы в человеческом обществе совершенный произвол и распущенность. При недостатке попечения падает народ, как листья, — говорит премудрый (Притч. 11:14).

О присутствии в человеке естественного закона нравственности каждому говорит его совесть. Сказавши о деле закона, написанном в самой природе язычников, апостол присоединяет: свидетельствует их совесть(Рим. 2:15). Совесть имеет основание во всех трех известных психических силах: в познании, чувствовании и воле. Самое слово совесть (от ведать, знать), а также обычные выражения: совесть заговорила, совесть признает или совесть отвергает, — показывают, что в совести есть элемент познания. Далее, ощущение в совести радости или скорби, мира или недовольства и беспокойства сродняют совесть с чувством. Наконец, мы выражаемся: совесть удерживает меня от этого, или совесть заставляет меня сделать это, следовательно, относим совесть к воле. Таким образом, совесть есть «голос» (как обыкновенно выражаются), возникающий из своеобразного сочетания всех трех психических способностей. Он возникает от отношения самосознания человека к самоопределению и его деятельности.Лучший способ заглушить совесть: все относительно

Совесть имеет такое значение для деятельности, какое логика имеет для мышления. Или как присущие человеку чувство рифмы, такта и т.д — для поэзии, музыки и т.д. След., совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное.

Она всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божиих. Когда искуситель соблазнял в раю Еву, то сейчас же явилась на страже своей совесть, извещая о непозволительности преступления заповеди Божией. Ева сказала: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3:2-3).

Потому-то еще древние говорили про совесть: est Deus in nobis, т.е. в совести ощущается нами не только человеческое, но и выше-человеческая, или божеская, сторона. И по словам премудрого Сираха, Бог положил око свое на сердцах людей (Сир. 17:7). В этом сущность несокрушимой силы и величия совести по отношению к человеческим намерениям и действиям.

С совестью нельзя торговаться, сговариваться, вступать в сделки: совесть неподкупна. Нет надобности в рассуждениях и умозаключениях, чтобы услышать решение совести: она говорит непосредственно. Лишь только помыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему.

Как действует совесть? По своим действиям совесть различают законодательную и судящую(наказующую). Первая есть масштаб для измерения наших действий, а последняя есть результат этого измерения. Ап.

Павел называет законодательную совесть свидетельствующей о поступках (язычников; Рим. 2:15). А в другом месте: Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом (Рим.9:1). Но в Свящ. Писании больше говорится о совести судящей.

Так Адам после грехопадения, Каин после братоубийства, братья Иосифа после мщения невинному — все они испытывают терзания совести в своей душе. Во 2-й книге Царств говорится о разбитом сердце, т.е. об осудившей совести (гл.24:10).

В псалмах Давида не один раз говорится о подобном состоянии человека. В Новом Завете говорится о книжниках и фарисеях, приведших к Господу Спасителю грешницу, что: они начали уходить один за другим, обличаемые совестью (Ин.8:3). В посланиях ап. Петра и Павла, в местах о совести, больше говорится о совести судящей, т.е. награждающей или наказывающей.

Как быть Леди:  Инстинктивная неприязнь: в чем причины и как бороться? -

Какие существуют состояния человеческой совести? Так как совесть есть естественный голос, слышимый в самой природе человека, то вследствие этого она находится в тесной связи со всем состоянием души человека, в зависимости от ее нравственного развития — от образования, образа жизни и вообще истории.

Эта мысль подтверждается и Свящ. Писанием. История Откровения имеет своей задачей наиболее ясно раскрывать закон, и притом в согласии его с собственным познанием человека. Ап. Павел признает постепенное возрастание в человеке нравственной мудрости и требует этого, когда говорит:

Всякий, питаемый молоком, несведущ в словах правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:13-14); и еще: И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:2).

Развитие и совершенствование совести зависит как от образования ума, так и от усовершенствования воли. Строгая справедливость, в частности — любовь к истине и согласование практических действий с теоретическим познанием, — вот главные основы ясности, остроты и живости совести (совестливости).

Если совесть находится в зависимости от общего состояния человека, умственного и нравственного, образовавшегося под влиянием среды, как отдельного лица, так и целых народов, которое очень часто бывает извращенным, то по этой причине голос совести слышится разными людьми совсем по-разному, порой противоречиво.

Из истории известно, что люди совершают иногда самые жестокие действия, даже страшные преступления, ссылаясь на голос своей совести. Вспомним для примера об инквизиции, об обычае языческих народов умерщвлять слаборожденных детей и одряхлевших стариков и т.п.

Да и между нами нередко один со спокойной совестью совершает то, от чего совесть другого возмущается. Наконец, в одном и том же человеке совесть может говорить в разное время по разному. Отсюда следует, что проявляется совесть не у всех одинаково, что голос ее может быть истинным и неистинным, и то и другое в различной степени. Потому-то ап.

Павел в послании к коринфянам говорит о немощной или заблуждающейся совести, о совести идолов, т.е. совести, признающей идолов за действительные силы (1 Кор. 8:7,13). След., не может быть принято мнение тех, кто думает, что совесть человека содержит «полный и организованный нравственный закон, одинаковое и всегда равное содержание», и потому в случаях заблуждения и нравственной порчи ему следует только присмотреться к своей совести, чтобы понять свое заблуждение, свое извращенное состояние и обратиться на лучший путь.

История жизни языческих народов и их обращение в христианство не подтверждает этого взгляда. История говорит, как о том, что не у всех народов существует одинаковый кодекс заповедей, так и о том, что при обращении язычников в христианство дело не ограничивалось только напоминанием о содержимом их совести.

Происходила трудная и продолжительная работа во всем существе язычника, непрерывное и настойчивое влияние на все его сознание. Оттого-то борьба миссионеров с языческими суевериями и нравами далеко не легка, — как было бы, если бы эта теория о совести была верна.

Но, тем не менее, эта борьба возможна, дает результаты, и язычники обращаются в христианство. А это и есть признак того, что для всех людей открыта возможность исправлять свою совесть и руководствоваться правильными и чистыми ее указаниями. Каждый человек есть образ и подобие Божие.

Истинность или ошибочность, уверенность или сомнительность (вероятность) — вот свойства законодательной совести. Совесть же судящую мы называем спокойной или беспокойной, мирной или тревожной, утешительной или мучительной. В Свящ.

Писании она называется совестью благой, чистой, непорочной или злой, порочной, оскверненной, сожженной. Перед иудейским синедрионом ап. Павел свидетельствовал, что он всей доброй совестью жил перед Богом до сего дня (Деян.23:1). Ап. Петр увещает христиан иметь добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1 Пет. 3:16 и 21).

В послании к евреям, ап. Павел выражает уверенность, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно (13:18). Он заповедует священнослужителям иметь таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3:9).

И сам подвизаюсь иметь непорочную совесть перед Богом и людьми (Деян. 24:16), говорит он о себе. В послании к евреям, апостол называет совесть злой или порочной, когда призывает приступить с искренним сердцем, с полной верой, кроплением [Кровию Христовой] очистив сердце от порочной совести. (Евр.10:22).

В послании к Титу апостол называет совесть «оскверненной», когда говорит о людях: осквернены ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу (Тит 1:15). Сожженными же в совести апостол называет тех лжесловесников, через которых в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4:1-2). Жжение обозначает здесь мучительное сознание вины.

Совесть и стыд

Говорить, что у каждого есть совесть, нельзя. Общество характеризуется общепринятыми нормами. Нарушать их нельзя, так как это плохо, а выполнять – надо, и это хорошо. Если человек делает вещи, выходящие за рамки общепринятых норм, он испытывает вину перед другими за это, ему стыдно. В стыде также присутствуют досада, обида. Эти чувства направлены вовне.

Совесть – это, можно сказать, стыд перед самим собой. Здесь есть ощущение предательства себя, своих личных принципов, отступ от личных идеалов, которым хотелось бы соответствовать. Всё это переживается глубоко внутри. Умение человека рефлексировать, критически оценивать свои поступки говорит о развитой совести.

Стыд и совесть — одно и то же?

Вспомним тот момент, когда в детстве мы краснели из-за того, что приходилось выслушивать упреки родителей по поводу очередной шалости. В те моменты лицо мгновенно заливалось краской. Нам было стыдно. Мы сожалели о своем поступке в данный момент – здесь и сейчас. Чаще всего это как раз и происходило под нажимом других людей, которые, пытаясь научить уму-разуму, пристыжали нас.

А что следовало далее? Да ничего! Мы напрочь забывали обо всех проблемах и брани родителей. От негативных ощущений не оставалось и следа. Дискомфорт проходил достаточно быстро. Ведь, как известно, стыдно нам бывает перед другими людьми, а совестно – перед самим собой.

В случае с родителями была допущена ошибка. Взрослые просто пристыдили, вместо того чтобы объяснить. Возможно, если бы они детально расставили все по полочкам, мы бы не только почувствовали стыд, но и совесть. И впредь не совершали бы ничего подобного.

Исходя из этого, можно найти еще ряд отличий между двумя этими понятиями. Стыдно обычно становится сразу после содеянного. Человек пытается исправиться извинением. Он делает все, чтобы разрешить ситуацию, после чего наступает успокоение или даже гордость.

Как уже было сказано, именно общество вынуждает индивида признать свою вину. По правилам этикета, он извиняется и забывает о проблеме, так как мозгу был дан сигнал – «отбой». Прощение для нас играет роль самоуспокоения: ведь никаких претензий нет. Угрызения совести появляются лишь в том случае, когда мозг либо «не понял», что извинение и прощение было, либо их действительно не последовало.

Цена права принадлежности

Любой человек начинает испытывать угрызения совести, когда он совершает те или иные поступки, которые не принято делать в его семье. Отсюда можно сделать вывод, что совесть, это некий инстинкт, который служит человеку, когда дело касается его вины и невиновности.

Когда человек теряет чувство равновесия, он делает то или иное движение, чтобы не упасть. Так и при угрызениях совести, человек совершает те или иные поступки, чтобы не потерять право принадлежать своему сообществу. Будь это родительская семья, рабочий коллектив, государство. Хотя эти действия могут идти вразрез или даже вредить его личной жизни.

Но мы не можем жить без совести. Она не дает нам уйти в животное состояние и стимулирует нас на правильные дела. Именно на правильные дела, а не на «хорошие».

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий