Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности

Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности Женщине

Что такое креатив

Креатив (

англ. creative — творческий

) — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Решил написать эту статью после того, как еще раз услышал это слово от серьезного человека. Скажу честно, меня это слово просто нервирует, нет, даже не слово, а то, как его используют.

Очень часто люди даже не знают истинного значения слова, но используют его, потому что оно в данное время модно. Точно такую же статью можно было бы написать про слово «гламур», «фейшен» и многие другие слова.

Многие воспитатели в детских садах говорят своим воспитанникам, что использование слов, смысла которых не знаете, может привести к нежелательным последствиям. Очень жаль, что многие люди не помнят или не получали этого жизненного урока.

Сейчас слово креатив использую где угодно и когда угодно, и обозначать оно может все что угодно. Креативной можно назвать любую вещь, которая не похожа на остальные, любою фразу и любой образ. Так можно сказать «креативный анекдот», «креативная фенечка» и «креативное мышление».

Определение, которое представлено в начале статьи очень абстрактно, слово creative на русский язык перевести просто невозможно из-за устоявшегося менталитета. Именно поэтому, дурным тоном для дизайнеров считается употребление этого слова. Креативной можно называть вещь только в шутку.

Пополняйте свой словарный запас, ведь, в русском языке есть достаточно слов, чтобы описать любое явление и событие. Могу привести несколько примеров замены слова «креатив»: творческий, красивый, неординарный, необыкновенный, необычный, продвинутый, абстрактный.

Люди, будьте креативней, не используйте это слово.


Еще опубликовано тут

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей.

Как быть Леди:  «Гигантская рука» или почему современным летчиком может быть только кожный звуковик - Системно Векторная Психология

Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Как прокачать в себе креативные способности?

Это достаточно сложный вопрос и качественного решения в одной статье описать невозможно. Самый лучший вариант, это пройти хороший тренинг по развитию креативности. В этом случае вы сможете получить актуальные знания. А также методики и приемы и упражнения, которые вам помогут перейти на новый уровень мышления.

Но главное понять, что научиться креативному мышлению может любой.

Это самый правильный и объективный подход, который можно только найти. Но если бы только в начале пути, я могу дать вам пару советов, которые, безусловно, Вам помогут.

Проявляете независимость суждений, пытаетесь отходить от шаблонного мышления, думайте в направлении новых перспектив.

Вы уже прочитали высшие о тех препятствиях, которые мы вы можете встретить. Если у вас есть что-то из этого, то соответственно стараетесь это преодолеть.

Также необходимо расширять кругозор.

Новые знания являются сырьем, это кирпичики, это строительный материал для новых идей. К тому же есть расхожее выражение, как: изобретать велосипед.

То есть вы можете искать решение, которое уже давно найдено, поэтому кругозор может выручить в самых разных ситуациях.

Нужно просто проявлять любознательность, читать книги, как это ни странно звучит в наше время, в котором люди привыкли проводить время в телефоне и в социальных сетях. Но чтение разной литературы, в том числе художественный, позволяет расширить ваш кругозор и в конечном итоге помогает быть более умным.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Креативность и интеллект

Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.

Креативность с точки зрения психологии

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века.

Как быть Леди:  СОЗАВИСИМОСТЬ: 10 фактов, которые нужно знать

Креати́вный

1. связанный с творчеством, созиданием, занимающийся творчеством ◆ Новая Россия оказалась между Сциллой и Харибдой: чтобы развивать постиндустриальную экономику, необходим работник рыночного типа (самостоятельный, креативный, предприимчивый), но для его воспитания сначала нужно создать классическое рыночное хозяйство индустриального типа. , 15 января 2003 г. // «Неприкосновенный запас» (цитата из НКРЯ)

На этот счёт есть одна история.

Однажды у Эйнштейна спросили, чем он отличается от обычного человека.

Он дал интересный ответ, что если  человеку дать задание найти иголку в стоге стена, то он, найдя иголку, успокоится. А Эйнштейн же напротив, продолжит искать, пока не найдет все возможные иголки.

Вот здесь налицо разница в подходах мышления.

Эта короткая история, учит нас то, как надо мыслить. Недостаточно найти только один вариант, только одну иголку, нужно отыскать все возможные варианты, все иголки какие только могут быть.

Вот очевидная разница между умом гения и обычным человеком.

Развить в себе креативное мышление это простой способ улучшить свою жизнь.

В интернете можно встретить предложения, типа: заработай без вложений. Но на проверку, все эти предложения оказываются пустыми обещаниями и обманом. Развивать же мышление можно не вкладывая денег. Достаточно просто поработать над собою.

Читайте по теме:

Как стать думающим человеком

В этом плане можно вспомнить фильм «Области тьмы».

Там главный герой получил  таблетки, которые активизировали работу и благодаря этому он смог изменить свою жизнь, зарабатывать больше и  у него появилось много всяких приключений в жизни. Довольно интересный фильм при случае обязательно посмотрите.

Простой рецепт гениальности:

Знания плюс особенности мышления и генерация новых идей, а потом проверка их на практике.

Тренируйте свое мышление и развивайте в себе позитивный настрой, не позволяйте негативным мыслям убивать ростки новых идей.

Вот теперь, вы знаете секрет гениев.

Развитие креативности

Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству.

Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.
Как быть Леди:  21 способ обрести творческое вдохновение - Лайфхакер

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Упражнение «дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия.

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.

Упражнение «увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий