Когнитивно-поведенческие упражнения

Когнитивно-поведенческие упражнения Женщине

Основные техники когнитивно-поведенческой терапии при лечении зависимости

Специалисты по КПТ применяют специальные упражнения (техники), чтобы больному было легче преодолеть зависимость. Ниже – примеры таких техник.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия (кпт)

КПТ – комплексная психотерапия, основанная на познавательных процессах человека и его поведении.

На практике она применяется с 60-х годов прошлого века. Ее задача – помочь человеку поработать над негативными мыслями и чувствами, чтобы справиться с психическими проблемами.

Помимо зависимостей, КПТ применяется в лечении сопутствующих заболеваний:

  • тревожного расстройства;
  • синдрома дефицита внимания;
  • биполярного расстройства;
  • обсессивно-компульсивного расстройства;
  • нарушений пищевого поведения;
  • посттравматического стрессового расстройства.

В чем все-таки суть когнитивно-поведенческой терапии?

Суть КПТ невозможно понять без ее базовых понятий, среди которых наиболее важными являются такие:•    Схемы, представляющие собой глубинные психические установки, ответственные за отношение человека к себе и жизненным реалиям. Могут быть адаптивными и неадаптивными (весь мир – бардак, и нечего пытаться в нем разобраться), позитивными и негативными, идиосинкразическими (индивидуальными) или универсальными.

•    Автоматические мысли – умозаключения, формирующиеся в сознании настолько быстро, что не успевают полностью осмыслиться, но зато успевают оказать влияние на эмоции, принятие того или иного решения и на поведенческую реакцию индивида. Обычно это часто повторяющиеся мысли при общении с окружающими людьми – родителями, детьми, начальством, друзьями и коллегами.

После автоматизации мозг уже привыкает не обдумывать мысли, а просто «достает» их из памяти вместе с вызванными ими ранее эмоциями и схемами действий. Если опыт автоматической мысли принес положительные результаты, то она может быть полезна при принятии быстрого решения, но если автоматическая мысль была изначально неправильной, то следование ей может только навредить.

Именно поэтому выявление таких мыслей, их извлечение из подсознания и убедительная контраргументация позволяют переписать ошибочные мыслительные установки и соответственно изменить схемы поведения.•    Когнитивные ошибки, или иначе искаженные мыслительные схемы, неверно отражающие существующую реальность.

•    Произвольные умозаключения – это выводы, сделанные без подтверждения фактами или при наличии фактов, противоречащих этому умозаключению. •    Сверхобобщение. Имеет место тогда, когда по единичному эпизоду делаются всеобъемлющие умозаключения.

•    Преувеличение и преуменьшение своей роли и значения происходящих событий. Преувеличивая сложность ситуации, индивид преуменьшает свои возможности в ее разрешении.  •    Персонализация — наблюдается, когда пациента считает определенные внешние события как имеющие отношение к нему, когда на самом деле они к нему совершенно не касаются.

•    Максимализм — выдвижение чрезмерных требований к себе или окружающему миру в виде противоположных установок. Например, «если я не сколочу миллион, то я полное ничтожество», «если не буду знаменитым, то ну эту жизнь в болото» и т.п. •    Долженствование — чрезмерно развитое чувство долга и ответственности, часто навязанное извне и не допускающее альтернативного поведения. Может серьезно отравить жизнь человека и помешать ему самореализоваться.

Перед психотерапевтом стоит сложная задача определения преобладающего мотива, приведшего к психическому расстройству и нерациональному поведению, тем более, что их может быть несколько. Выяснить все это и разработать план лечения врач должен уже на первых сеансах, и задача пациента помочь ему в этом.

Как работает кпт

Человек систематически делает что-то, что нарушает качество его жизни. Решение употребить принимается человеком осознанно: он понимает, что у этого поступка будут тяжелые последствия. Но продолжает совершать разрушительные действия. Он идет употреблять.

КПТ помогает вывести пациента из замкнутого круга «ненормальное мышление – ненормальное поведение». Его мысли и поступки направляются в нужное русло. Со временем меняются паттерны поведения.

Каким должен быть результат от когнитивно-поведенческой терапии?

Пациент начинает осознавать, что многие вредоносные действия нелогичны. Отрицательные эмоции нерациональны. Он видит, как негативные ощущения берут начало из пережитого опыта или социальной среды. Ему больше не обязательно поступать основываясь на своих паттернах поведениях и употреблять вещества.

Зависимый понимает, почему чувствует себя или поступает определенным образом. Он знает, как эти чувства и действия мотивируют на использование объекта зависимости. Именно это – миссия КПТ, ведь таким образом человеку легче справиться с зависимостью.

Мы помогаем зависимым обнаружить мысли о желаемом веществе (или действии, если речь идет, например, об играх), возникающие «на автомате». 

Такая «автоматическая» мысль имеет импульсивный характер и часто является следствием неправильных представлений о себе, неуверенности, чувства страха. Часто люди пытаются заглушить эту моральную боль употреблением спиртного или наркотиков, при помощи азартных игр и т.д.

Постоянное возвращение к болезненным воспоминаниям поможет уменьшить боль, вызываемую ими. После этого люди могут научиться вести себя по-новому, чтобы потребностей в объекте зависимости больше не возникло.

Пациенты освобождаются от аддикции с помощью:

  • избавления от заблуждений о себе;
  • обучения самопомощи с целью улучшения настроения;
  • обучения навыкам эффективного общения;
  • привития навыков управления триггерами – ситуациями, усиливающими тягу к алкоголю и пр. 

Когнитивно-поведенческие упражнения

Когнитивно поведенческие упражнения

    Когнитивно-поведенческие упражнения – это лечебно-профилактические средства психотерапии, которые являются конгитивными средствами самовоздействия. Конечная цель подобных упражнений – уменьшение или полное устранение разрушительного и неадекватного поведения или дискомфорта.

Упражнение №1

«Преодоление тревоги»(по гештальт-терапевтической технике)

Для того, чтобы преодолеть тревогу, которая значительно ухудшает качество Вашей жизни необходимо сделать следующее:

Шаг 1. Задать себе и главное – честно ответить на следующие вопросы:

  • «Тревожась и переживая за будущее не уничтожаю ли я свое настоящее?»;
  • «Я испытываю тревогу потому, что моя проблема «огромна и неразрешима» или просто оттягиваю время, чтобы ее решить?»;
  • «Есть ли возможность сделать сейчас то, что меня так тревожит?» Например, назначить любимому встречу, начать серьезный разговор, составить план и т.п.

Шаг 2. После того, как Вы ответили на выше изложенные вопросы, попытайтесь представить и перенести свои переживания на сегодняшний день и пережить их прямо сейчас. Вы убедитесь в том, что тревожится и переживать о том, что уже происходит «здесь, в данный момент времени» достаточно трудно.

Как быть Леди:  Как пережить смерть собаки: рекомендации психолога, личный опыт

Шаг 3. Концентрируем внимание на окружающем:

  • Постарайтесь сосредоточиться на органах чувств, т.е. прислушайтесь к звукам, запахам и обратите внимание на цвета;
  • На листке бумаги: «Я осознаю, что…» запишите все то что почувствовали.

Шаг 4. Концентрируем внимание на внутреннем мире:

  • Прислушиваемся к сердцебиению, дыханию, коже, мускулатуре и т.п.;
  • Берем тот же листок и пишем «Я осознаю, что…» свои ощущения.

    После этого подумайте: «Все ли части тела Вы ощутили?». Если «нет», тогда сделайте четвертый пункт несколько раз, чтобы не оставить без внимания ни одну часть своего тела.

    Выполняя это упражнение, тревога начнёт отступать, Вы успокоитесь, так как переведете свое внимание на другую деятельность. В следующий раз, как только Вы начнете испытывать тревогу выполняйте поэтапно 4 пункта этого упражнения.

Упражнение №2

«Преодоление страха» (по Эллису)

    Если Ваш страх является следствием нерационального представления (ложного, не имеющего реальную основу) тогда необходимо сделать следующее:

  • Постарайтесь посмеяться над своим страхом, а также над страхом перед страхом;

    Например, зачем Вам нужно одобрение Ваших родных по приготовленному обеду? Мыслите рационально: если бы блюдо было невкусным (пересоленным, недоваренным, слишком жирным и т.п.), то они точно бы об этом сказали, а раз молча кушают, значит им все нравится. Посмейтесь над тем, что Вы ждете одобрение там, где его не следует ждать?

  • Честно и откровенно расскажите о своем страхе доверительному лицу и покажите свои эмоции, которые Вы при этом испытываете;
  • Постарайтесь найти первопричину Вашего страха, т.е. иррациональное (неправильное, ложное) представление о должном и заменить его на рациональное(разумное);
  • Наблюдайте за своими страхами, признавайтесь себе, что они мелочны и ничтожны и находите «правильное» представление о должном, оспаривайте и постепенно преодолевайте их.

    Например, Вы испытываете страх из-за того, что боитесь показать другим, как Вы тревожитесь за кого-либо или что-либо. Поймите, нет ничего постыдного и страшного в том, что другие увидят, что Вы встревожены. Сознайтесь себе в том, что Ваш страх перед проявлением своих эмоций – беспочвенен и необоснованный.Запомните, что каждый человек имеет право на эмоции и переживания.

Упражнение №3

«Повышение творческой активности» (по Д.Скотту)

    Это упражнение еще называют «Мозговым штурмом».

Шаг 1. Записываем идеи и решения проблемы – без особых раздумий взять лист бумаги и написать первые,которые пришли Вам в голову решения данной проблемы. Это необходимо для того, чтобы исключить все Ваши возможные страхи и переживания за последующую неудачу, исключить все «тормоза» и влияние механизмов Вашего сознания, которые могут, а самое страшное, что наверняка возникнут при длительных размышлениях.

Шаг 2. Самооценка решений – это критико-аналитическая часть упражнения, которая позволит выявить годные и непригодные решения. Оценивать свои решения нужно по 5-ти бальной системе, от большего разумного и верного решения (оценка «5»), к самому нецелесообразному (оценка «2»).

Шаг 3. Отбор лучшего решения – это может быть один самый подходящий вариант, а может быть комбинация из нескольких, которые приведут к положительному решению проблемы.

Упражнение №4

«Снятие стресса» (по К. Шрайнеру)

    Это есть своеобразное «очищение мозга» от «ненужных» мыслей.

Шаг 1. Прислушайтесь к своим чувствам, которые Вы испытываете во время стресса, возможно Вас «прошибает пот» или Вы напряженные от ожидания.

Шаг 2. Теперь специально сделайте так, чтобы прочувствовать тот момент, когда Вы сильно напряжены. Задайтесь вопросом и ответьте на него: «Ради чего и зачем я так напрягаюсь?».

Шаг 3. Теперь задайте себе следующий вопрос: «А что мне нужно для того, чтобы я почувствовал(-а) себя лучше?».

Шаг 4. На 2-3 минуты преувеличьте свои ощущения, пусть Вас на это время «прошибет пот» или наступить колоссальное напряжение. Ничего не предпринимая просто прочувствуйте это состояние и убедитесь в том, что оно занимает очень много энергии и сил, и что эта энергия тратиться в пустую.

Шаг 5. После проведенного эксперимента-наблюдения ответьте себе: «Нужно ли мне такое напряжение? Хорошо ли это для меня? Хочу ли я избавиться он него?».

Шаг 6. Следующим шагом будет осознание того, что Ваши требования создают чувство отчаяния.

Шаг 7. Приступаем непосредственно к релаксации. Для этого нужно представить, что все Ваши мышцы стали подобием податливого теста или поролона. Постарайтесь поймать состояние равновесия.

Шаг 8. «Очищаем свой мозг от ненужного» и делаем что-то конструктивное и нужное вместо того, чтобы впустую тратить свои силы и энергию для бесполезного напряжения или «прошибания».

Шаг 9. Последним шагом будет осознанная замена Ваших требований на Ваши предпочтения.

Упражнение №5

«Разрешение стрессовой ситуации методом «Взмаха» (по Р. Бендлеру)

    Встаньте удобно или сядьте и закройте глаза. Теперь представьте себе, что у Вас в обеих руках по одной фотографии:

  • В одной руке карточка, где сфотографирована Ваша проблема или отрицательная ситуация, которую не желали бы видеть. Она мрачная, все негативное и размытое;
  • В другой руке карточка, где сфотографирована приятная ситуация в ярких разноцветных красках, глядя на которую Вас посещают положительные эмоции, такие как радость, успокоение, счастье и т.п.

    Теперь одним взмахом, т.е. молниеносно опускайте негативную фотографию на колено, чтобы Вы ее перестали видеть, а позитивную поднимайте до уровня глаз.

    Это упражнение необходимо делать в тот момент, когда стрессовая ситуация проявляется и у Вас наступает напряжение. Подобную молниеносную замену фотографий нужно делать до тех пор, пока положительный образ окончательно не вытеснит отрицательный.

Упражнение №6

«Коррекция негативного поведения путем самоанализа»(по Д.Рейуортеру)

    Быть безучастным сторонним наблюдателем – это главное условие при выполнении данного упражнения. Вы должны прислушиваться, концентрировать свое внимание, осознавать свои чувства, прочувствовать их и запомнить, но при этом ничего не менять. Делаются подобные упражнения уединенно, чтобы Вам не мешали и не отвлекали.

Шаг 1.Концентрируемся на своем физическом теле:

  • Неважно, сидите ли Вы, лежите или стоите, обратите внимание на то как расположены ноги, руки, опущена или закинута голова, сгорблена ли спина и т.п.;
  • Сконцентрируйтесь на том, где сейчас Вам больно или чувствуется напряжение и т.п.;
  • Прислушиваемся к дыханию и сердцебиению.
Как быть Леди:  Осип Мандельштам: жена-лесбиянка, любовница-самоубийца и шутки над мертвецами - Экспресс газета

Внушите себе: «Это мое тело, но я не есть тело».

Шаг 2. Концентрируемся на своих чувствах:

  • Прислушиваемся к своим чувствам, которые Вы сейчас испытываете;
  • Найдите и отделите у этих чувств положительную сторону от отрицательной.

Внушите себе: «Это мои чувства, но я не есть эти чувства».

Шаг 3. Концентрируемся на своих желаниях:

  • Перечислите имеющиеся желания и стремления, если они есть у Вас;
  • Не задумываясь над их важностью и не ставя приоритетов перечисляйте их одним за другим.

Внушите себе: «Это мои желания, но я не есть эти желания».

Шаг 4. Концентрируемся на своих мыслях:

  • Поймайте мысль, которую Вы сейчас думаете. Даже если Вы думаете, что у Вас в данный момент времени нет никаких мыслей – это и есть мысль и за ней нужно понаблюдать;
  • Если мыслей много, то понаблюдайте как одна мысль сменяет другую. Совсем не важно правильны ли они и рациональные, просто сконцентрируйтесь на них.

Внушите себе: «Это мои мысли, но я не есть эти мысли».

    Подобное упражнение «Самокоррекции» относится к техникам психосинтеза и позволит понаблюдать и увидеть свое тело, чувства, желания и мысли как бы со стороны.

 Упражнение №7

«Кто я?»(по Т.Йоуменс)

    Данное упражнение также относится к техникам психосинтеза и заключается в постороннем наблюдении за собой. Цель упражнения –помочь развить в себе самосознание и выявить свое настоящее «Я».

    Каждый человек подобен многослойной луковице, где слой за слоем спрятано наше истинное «Я». Такими слоями могут быть маски, которые мы каждый день «выбираем» под подходящий случай и «надеваем» на себя, чтобы люди не увидели наших истинных чувств или тех качеств, которых мы стесняемся или которых не любим в себе. Но есть слои и положительные, которые мы игнорируем и не признаем себе, что они «хорошие». Увидеть за всеми этими слоями свою настоящую сущность, свое живое ядро, свою личность – это то, что благодаря этому упражнению Вам постепенно, шаг за шагом удастся сделать.

Необходимо чтобы во время выполненияэтого упражнения Вас не отвлекали.

Шаг 1. В тетрадке на первой страничке напишите вопрос-заголовок «Кто я?». Теперь поставьте время и запишите предельно честный ответ. Отбросьте мнение окружающих или что говорят о Вас родные, запишите именно то, как думаете Вы. Этот шаг можно делать по несколько раз в день или ежедневно, каждый раз проставляя дату и отвечая откровенно: «Кто Вы, по Вашему мнению?».

Шаг 2. Удобно сядьте и закройте глаза. Задайте себе этот же вопрос и представьте ответ в виде образа. Не корректируйте его и не рассуждайте, а уловите именно тот образ, который возник у Вас сразу же после вопроса. Открыв глаза сразу же опишите это возникший образ, вспомните, какие чувства Вы испытали, увидев его и что этот образ значит для Вас.

Шаг 3. Встаньте в середину комнаты и закройте глаза. Задайте себе тот же вопрос и прочувствуйте те движения, который начнет делать Ваше тело. Не контролируйте их, не мешайте, не вносите корректировки, а доверьтесь телу. Обязательно запомните эти движения, ведь именно таким образом оно отвечает на поставленный вопрос.

Упражнение №8

«Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи» (по М.Е. Сандомирскому)

    Главная цель диалога – срочно помочь себе снять возникший телесный эмоциональный дискомфорт. Упражнение нужно делать уединенно, чтобы не мешали.

Шаг 1. Закройте глаза и представьте перед собой зеркало, а в нем Ваше отображение. Присмотритесь: как Вы выглядите в момент наступившего дискомфорта, как это отражается на выражении Вашего лица, на осанке.

Шаг 2. Сконцентрируйтесь на физических ощущениях и найдите места, где именно испытываются неуютные ощущения.

Шаг 3.Суть следующего шага заключается в следующем: Вы должны сами себе (т.е. воображаемому собеседнику, своему отображению) сказать все те слова, которые, по Вашему мнению, успокоят Вас в данной ситуации, ободрят, остановят навязчивую тревогу, самосожаление, самобичевание, самообвинения и восстановит Ваше самоуважение и достоинство. Вложите в эти слова столько эмоциональности и чувств, сколько, по Вашему мнению, нужно будет для достижения поставленной цели. Ваш воображаемый «зеркальный» собеседник будет реагировать на Ваши слова и его ответная реакция станет Вам сигналом – попали ли Ваши слова в цель или они были произнесены впустую.

Шаг 4. Переключитесь на свои физические ощущения. Если слова дошли до цели, то физические страдания будут утихать и дискомфорт со временем исчезнет. Если же этого не произошло, повторите шаг 3 еще раз.

    При необходимости данное упражнение можно повторять несколько раз, главное – это заставить стихнуть физическому эмоциональному дискомфорту – это и есть срочная мгновенная экстренная самопомощь.

  В заключении хочется отметить, что подобных психотерапевтических упражнений в практике у психологов великое множество. Объединяет их одна цель –это самопомощь. Делая эти упражнения, Вы научитесь самостоятельно воздействовать на себя и тем самым помогать себе: устранять или уменьшать неадекватные проявления своего поведения, преодолевать тревогу или страх, снимать стресс, повышать свою творческую активность и лучше понимать себя.

Когнитивно-поведенческие упражнения

Подписаться на мои статьи можно здесь

  • Распознавание обстоятельств, мотивирующих человека к употреблению наркотиков или алкоголя;
  • Избегание триггеров (по возможности);
  • Умение справляться с эмоциями и мыслями, которые приводят к злоупотреблению спиртными напитками и наркотическими веществами.

Техники КПТ возможно применять на практике вне кабинета психотерапевта. Пациент может выполнять многие упражнения дома (как наедине с собой, так и в группе).

Образное представление

Это упражнение подразумевает следующее: человек думает о воспоминаниях, вызывающих у него сильные негативные чувства. Он обращает внимание на все, что видит и слышит во время размышлений, на каждую эмоцию, мысль или импульс, который возникает в этот момент. Часто возвращаясь к болезненным воспоминаниям, зависимый может со временем уменьшить тревогу, вызываемую ими.

Как быть Леди:  Садизм - что это такое. Причины и симптомы психологического садизма

Например, он сосредотачивается на болезненном детском воспоминании. Он вспоминает каждую деталь, включая эмоции. При многократном воздействии воспоминания причиняют ему все меньше и меньше боли, уменьшая необходимость заниматься моральным самолечением с помощью наркотиков или алкоголя.

Отличия бихевиоральной (поведенческой) терапии от других направлений психологии

Групповая терапия

  • гештальттерапия на первое место выдвигает «Я» пациента, призывая удовлетворять свои потребности и желания в момент их возникновения любыми социально приемлемыми способами. Считается, что различного рода психологические проблемы возникают у человека тогда, когда он не следует своим желаниям, а пытается соответствовать идеалу, навязанному ему окружающими людьми;
  • психоанализу подвергаются оценке сновидения пациента, а также ассоциации, которые вызывают различные предметы, люди и ситуации;
  • арт-терапия позволяет разрешить психологические проблемы путем воздействия художественных методов. Пациенту предлагают рисовать, лепить и т.д.

Также существуют и другие направления, но только бихевиоральная терапия позволит человеку обнаружить в глубинном сознании иррациональную логику и предупреждения.

Внутренние убеждения ставятся под сомнение, им дается новая оценка. Для достижения таких результатов психотерапевт задает пациенту много разных вопросов, некоторые из них являются каверзными, другие – смешными или просто идиотскими.

В результате когнитивно-поведенческой терапии пациент психолога получает возможность взглянуть на свои внутренние убеждения со стороны и понять абсурдность некоторых из них. Пересмотр своей оценки окружающего мира, людей и самого себя позволяет избавиться от таких психологических расстройств, как депрессия и тревожность, а также повысить самооценку и уверенность в своих силах.

При каких видах психических нарушений показана когнитивно-поведенческая терапия?

КПТ доказала свою успешность при лечении многих психических расстройств, в частности:•    Депрессии.•    Повышенной тревожности и даже генерализованных ее формах.•    Панических атаках.•    Ипохондрии.•    Посттравматическом синдроме.

•    Фобиях различного генеза и характера.•    Расстройствах пищевого поведения и крайнего их проявления в виде психогенной анорексии.•    Страхе публичных выступлений.•    Социопатических расстройствах.•    Хронических болях.•    Психологических проблемах в семье, у спортсменов, школьников, временно изолированных лиц и других категорий населения, в том числе дошкольников и пенсионеров.

В комплексе с медикаментозной терапией КПТ доказала свою эффективность при лечении таких заболеваний как:•    Различные виды зависимостей, в том числе алкогольной и наркотической.•    Шизофрения и галлюцинации, сопровождающие ее.•    Тяжелые депрессивные состояния.

Сфера применения КПТ постоянно расширяется, а само направление завоевывает все большую популярность. Это объясняется прежде всего ее безопасностью для пациента, минимальным вмешательством в глубинные психические процессы и нацеленностью на адаптацию пациента к изменчивому современному миру.

С какими заблуждениями работает когнитивно-поведенческая терапия

  • Зависимый думает об одобрении со стороны других, но не часто – о семейных проблемах и интересах членов семьи.
  • Он враждебно и с недоверием относится к окружающим, не ждет от них ничего хорошего. Ждет подвоха. В тяжелых случаях наблюдаются мания преследования и фобии.
  • Винит в зависимости не себя, а других людей или обстоятельства. Например, «было неудобно отказаться от выпивки на корпоративе».
  • Думает, что проще избежать жизненных ситуаций, чем потом отвечать за принятые решения. Является сторонним наблюдателем, не предпринимает никаких действий, чтобы наладить свою жизнь.
  • Верит в силу прошлого. Живет в сожалениях о себе и своем поведении. Поэтому в начале лечения пациент боится дальнейшей социальной жизни: вдруг с ней все будет плохо из-за того, что он бывший наркоман?

Список приятных занятий

Суть этой техники – составление недельного перечня увлекательных и безвредных для здоровья занятий, чтобы человек разнообразил свои будни. Задания должны быть простыми для выполнения и, конечно, вызывать позитивные эмоции. Это поможет сократить количество стихийно возникающих негативных мыслей, а значит, избежать потребности в объекте зависимости.

Пример: человек устал на работе. Чтобы отдохнуть, вместо выпивки он каждый день расслабляется в течение 15 минут. Он использует это время, чтобы найти и послушать новую песню современного музыканта. 

Фиксация мыслей

Пациенты задумываются над тем, когда у них возникают негативные мысли, и ищут объективные доказательства. Эти доказательства могут быть как подтверждающими, так и опровергающими. Цель – помочь человеку думать более уравновешенно и менее категорично, критически оценивая то, о чем он думают.

Пример негативной мысли: «Мой шеф не ценит меня. Мне нужно выпить, чтобы почувствовать себя лучше».

Эта мысль трансформируется в следующее: «Всем свойственно ошибаться. Я буду учиться на своих же ошибках, и мой шеф будет мне признателен. Мне не нужен алкоголь, чтобы чувствовать себя лучше».

Чем когнитивно-поведенческая терапия отличается от других психотерапевтических методов

В методе КПТ пациенты не ограничиваются разговорами с психотерапевтами во время сеанса. Психотерапевты не просто люди, умеющие выслушать: они работают наравне с больными.

Когнитивно-поведенческая терапия имеет оперативный и целенаправленный характер. Многие 60-90-дневные реабилитационные программы включают КПТ, чтобы помочь людям справиться с трудностями как можно быстрее.

Важное отличие – в том, что некоторые методы психотерапии подразумевают годы лечения. КПТ же часто требует всего 16 сеансов для получения значимых результатов.

Когнитивно-поведенческая терапия может осуществляться везде, будь то стационарные или амбулаторные условия. Возможна как индивидуальная, так и групповая работа. 

Близких пациента интересует, нужно ли сочетать КПТ с медикаментозным лечением. Да, часто это необходимо. Особенно в случае с алкоголиками и наркоманами, когда они переживают абстинентный синдром. Также они принимают лекарства в первые недели после него и если испытывают сильное желание принять вредные вещества.

Комплексное лечение помогает нормализовать психоэмоциональный фон: снизить тревожность, депрессивное состояние, тягу к объектам зависимости. Медикаменты подбираются с учетом возраста, сопутствующих болезней и других особенностей больного.

Если у вашего близкого проблема с алкоголем, наркотиками, игроманией или какой то другой зависимостью – не стоит откладывать лечение. Обратитесь за помощью в нашем анонимном телеграмм чате или по телефону, чтобы подобрать лучшее стационарное или амбулаторное лечение.

Эксперименты над поведением

Суть этих упражнений – противопоставление негативных и позитивных мыслей. Пациент видит, какие из этих мыслей более эффективны в изменении поведения. Некоторым людям подходит лояльное отношение к себе, а кто-то меняется в лучшую сторону благодаря самокритичности.

Пример: «Если я буду ругать себя после игры в онлайн-покер, я буду играть меньше» или «Если я буду мягко разговаривать с собой после игры в онлайн-покер, я буду играть меньше».

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий