Импрессионизм
Принцип оптического смешения цветов, основанный на реально увиденных и осознанных художником явлениях природы, использован мастерами импрессионизма с большой артистической свободой. Особая выразительность фактуры их картин – не самоцель, а необходимый способ выражения этих творческих устремлений.
Импрессионисты «стремились оставить в живописи следы того, как она сделана. Им нужно было, чтобы зритель не забывал, что он стоит на грани между зеркальной иллюзией и холстом, забрызганным красками, – пишет М. В. Алпатов. – Только тогда у него на глазах будет совершаться „чудо искусства”.
Своеобразное впечатление незаконченности импрессионистских картин, так смущавшее современного им зрителя, – следствие их желания запечатлеть эфемерность, подвижность, «неконстантность» видимого мира. Такой свободы и артистизма в значительной степени лишены более поздние работы неоимпрессионистов (точнее – дивизионистов) с их рациональной теорией разделения цветов и нейтрализацией почерка художника.
Импрессионисты были принципиальными противниками всякого теоретизирования. По определению Моне, искусство – это «свободная и проникнутая чувством интерпретация природы… теории не могут создать картин». Так называемая теория импрессионизма возникла позднее; она базировалась на художественных открытиях мастеров этого направления, на их способности видеть мир непосредственно, интуитивно, на присущем импрессионизму образном, непонятийном мышлении.
Абсолютное доверие импрессионистов своему зрительному восприятию, их стремление писать «только то, что они видят, и так, как они видят»20 породили ценностно новую условность в искусстве. И здесь уместно вспомнить слова Ш. Бодлера, сказанные им в 1859 году, на пороге зарождающегося импрессионизма:
Однако по мере эволюции импрессионизма, уже с конца 1870-х годов «заведомо условное» в нём все более начинало тяготеть к декоративизму: последовательное ослабление пластических моментов в живописи (пространства и объёмности), утверждение плоской изобразительной поверхности, замена естественного цветового видения условными тональными эффектами, «фильтрующими» красочное многообразие изображаемого мира, разделение композиции по принципу сопоставления цветовых зон – качества, связывающие импрессионизм с некоторыми тенденциями искусства рубежа веков.
Как уже говорилось, импрессионизм не возник внезапно. Многие из его открытий были подготовлены искусством XIX века, они как бы носились в воздухе. Вспомним хотя бы поразительные слова, которые вложил О. Бальзак в уста старого художника из рассказа «Неведомый шедевр»:
«Строго говоря, рисунка не существует! Не смейтесь, молодой человек… Линия есть способ, посредством которого человек отдает себе отчет о воздействии освещения на облик предмета. Но в природе, где все выпукло, нет линий: только моделированием создается рисунок, то есть выделение предмета в той среде, где он существует.
Только распределение света даёт видимость телам!.. Не так ли действует солнце, божественный живописец мира? О природа, природа! Кому когда-нибудь удалось поймать твой ускользающий облик?». Бальзак создавал рассказ в 1830 году; в это же время в динамичной, красочной живописи Э.
Делакруа, в романтических картинах Дж. М. У. Тернера, в пейзажах Р. П. Бонингтона и Дж. Констебла с их вечно изменчивым небом подготавливалось то, что позднее было взято на вооружение рождающимся импрессионизмом. К числу непосредственных предшественников Моне, К. Писсарро и А.
И все же импрессионизм был принципиально новым словом в европейском искусстве. Сейчас, рассматриваемый с большой временной дистанции, он сам приобрёл характер «классической» эпохи французской живописи. Нельзя, однако, упускать из виду, что импрессионизм в живописи проделал довольно сложную эволюцию: новое художественное видение мира кристаллизовалось постепенно, отдельные (отмеченные выше) черты поэтики импрессионизма имели относительно большую или меньшую степень значения в разное время и у различных мастеров.
Условно историю живописного импрессионизма можно разделить на периоды подготовки (созревания нового метода)- 1860-е годы, расцвета и борьбы за новое искусство-1870-е годы, начинающегося в 1880-е годы кризиса и творческих расхождений (последняя, 8-я выставка импрессионистов 1886 года совпала с распадом группы) и поздний – с 1890-х годов до конца жизни Дега, Ренуара, Моне.
Ни в один из этих периодов своего развития импрессионизм не являлся абсолютно главенствующим направлением во французском искусстве. Одновременно с молодыми художниками продолжали работать Ж. О. Д. Энгр, К. Коро, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле – представители старшего поколения; история импрессионизма хронологически включает в себя всю историю так называемого постимпрессионизма (Ван Гог, Сезанн, Гоген, также Сера, Синьяк, Тулуз-Лотрек).
Почти одновременно с импрессионизмом в искусстве родился символизм, при жизни старейших импрессионистов произошло выступление фовистов и рождение кубизма. Вот почему некоторые стороны импрессионизма сейчас гораздо ярче воспринимаются уже в зеркале современных ему и позднейших течений в искусстве: влияния импрессионизма не избежал почти никто из значительных французских художников конца XIX века.
В такой «двойной перспективе» импрессионизма Клоду Моне принадлежит очень заметное, но не исключительное место в самом направлении. Будучи прежде всего пейзажистом, он стремился восстановить утраченные представления о единстве мира, где человек нерасторжимо связан с природой, с окружающей его средой.
Моне открыл и довел до почти полного исчерпания некоторые особые качества импрессионистического восприятия природы, стихии света и воздуха, иными словами – пленэрную сторону импрессионизма, предоставив другим мастерам разрабатывать иные аспекты импрессионистской поэтики.
Признанным вождем импрессионистов Моне стал в силу исключительных качеств своей натуры: волевой, энергичный и целеустремленный, он оказался в центре борьбы за новое искусство, принимал деятельное участие в организации большинства выставок художников этого направления, возглавил борьбу за посмертное признание творчества Эдуарда Мане.
Вечно сомневающийся в своих возможностях и вечно ищущий, Моне, тем не менее, всегда умел подбодрить друзей, внушить им веру в свои силы. Даже для недоверчивого, замкнувшегося в себе Сезанна, столь далеко отошедшего в позднем творчестве от всех, Моне оставался единственным авторитетом, к мнению которого он неизменно прислушивался.
Светлана Мурина
Как клод моне добился признания, ничего не изменив в своих работах
Попытка самоубийства Моне так и осталась попыткой. Он продолжил борьбу. А картины по-прежнему спасали, как могли.
Например, использовались в виде уплаты за жильё. Тот самый «Завтрак на траве» пришлось оставить владельцу отеля. Он картину не оценил и забросил на чердак гнить от плесени.
Жалкое существование – из года в год. Порой Моне приходилось писать жалобные письма друзьям, чтобы те прислали денег хотя бы на хлеб.
Но в 1873 году ситуация изменилась к лучшему. Камилла Моне получила отцовское наследство.
Несколько лет семья смогла нормально существовать. А Моне творить. В эти годы он создал невероятное количество выдающихся работ.
А потом случилась трагедия. Камилла родила второго сына. Но через год умерла от туберкулеза.
Злые языки осуждали Моне. Мол, это все голодные годы на ней сказались. Все малевал никому ненужные картинки. Ему стоило бросить неприбыльное дело и пойти хоть маляром, хоть карикатуристом в журнал. А ещё интрижку завёл с женой заказчика, сына та ему родила.
Моне чувствовал вину и скатывался в депрессию. Алиса Ошеде, та самая жена заказчика, помогла ему вернуться к живописи. Он продолжил писать.
Как клод моне не стал великим карикатуристом
В 15 лет Клод Моне был знаменитым человеком в своем городе. Это был не Париж, а лишь портовый Гавр на севере Франции. Но согласитесь, не каждый может похвастаться таким статусом в подростком возрасте.
Все благодаря умению юного Моне написать озорную карикатуру на местного чиновника.
Родители юнца были обескуражены. Мало того, что сын рисует ерунду, он ещё осмеливается брать 20 франков за один рисунок. Между прочим это месячная зарплата суконщика или маляра!
Клод ходил павлином: он был горд собой. Особенно когда видел толпу зевак около витрины лавки. Люди с любопытством разглядывали его новые шаржи.
Он доказал всем, что необязательно корпеть за партой, чтобы хорошо зарабатывать. А то уже достали со своими претензиями по поводу прогулов, думал Моне.
Он уже не сомневался, что будет знаменит на весь мир. Осталось покорить Париж. Он был уверен, что его ремесло карикатуриста придётся по вкусу парижской публике. И юморные шаржи ему будут заказывать богатые месье и даже министры.
Но Моне так и не осчастливил ни одного парижанина своей карикатурой. И все из-за одной встречи.
Клод Моне познакомился с необычным художником. Он писал пейзажи совсем не так, как все.
Эжен-Луи Буден изображал обыкновенную природу, а не итальянские идеализированные пейзажи.
Его картины были напрочь лишены декоративности. Никаких пушистых крон, древних развалин или фигурок танцующих нимф.
Порой на них не было почти ничего. Пустынный берег, пасмурное небо, пара валунов и фигурки рыбаков.
Сначала Моне, как и все, потешался над отсутствием у художника воображения. Но постепенно до него дошло, что под внешней простотой скрывается нечто большее. Истинное лицо природы, написанное правдиво и искренне.
Именно у Будена Моне научился улавливать самое первое впечатление от увиденного и переносить это на холст.
Но домочадцам эта дружба не нравилась. Зачем это сын водится с художником-неудачником, который и пары картин своих продать не может. И поделом ему – кому нужны его невзрачные работенки.
Но было уже поздно. Моне был покорён таким подходом к живописи. Он твёрдо решил стать живописцем и уехал в Париж.
Клод, как обычно, учиться не стал. Родители за это лишили нерадивого сына всякой материальной помощи. Моне был уверен, что обойдётся без отцовских денег. Ведь он быстро добьется славы…
Как клод моне стал «пачкуном» и чуть не лишился жизни
Париж не особо ждал Клода Моне. Его работы решительно никто не хотел покупать. Сады и парки неизвестного художника никому не были нужны. Денег стало не хватать даже на хлеб.
Выручали новые друзья. Это были молодые художники, которые разделяли его взгляды на живопись, но при этом не были лишены поддержки родителей, как Базиль. Или имели уже хорошее наследство, как Кайботт.
Моне понимал, что ему нужно заявить о себе. На подачках от друзей долго не продержишься. Надо было создать выдающуюся работу и выставить ее на главной выставке города – в Парижском салоне.
У Моне сработал юношеский максимализм. Он решил покорить публику размерами. Он начал работать над огромным полотном «Завтрак на траве».
Но художник не рассчитал своих сил. Приходилось делать много этюдов на воздухе: иначе не передашь правдиво, как солнечные блики ложатся на белую скатерть. А потом возвращаться в студию и работать над полотном размером … 6 на 4 метра!
Конечно, он не успевал. До выставки оставалось 3 дня, а работе не было конца и края! Но надо же что-то показать публике, иначе ждать следующей выставки 2 года!
Тогда Моне за оставшееся время написал картину «Дама в зеленом». Всего за 3 дня! И публика увидела даму в необычной позе в эффектно переливающемся атласном платье.
Что ж, публике понравилось. Разве что критики не поняли, почему часть платья обрезана рамой. Чудак, но талантливый, рассуждали они. Моне не стал объяснять, что ему захотелось добавить немного спонтанности к искусственной позе.
О Клоде Моне заговорили. Теперь дело за малым – начать принимать заказы. На подобные портреты есть спрос.
Но Моне понимал, что ступил на ложный путь. Он не хотел быть салонным портретистом. Он не хотел каждый день писать дам в их нарядах и льстить им с помощью зауженных талий.
Он хотел продолжать экспериментировать с пейзажами. Он хотел работать не в студии, а на природе. Только там можно уловить, как солнечный луч меняет цвет платья, как раскалённый воздух расплавляет пространство, как шевелятся от ветра листья.
Он решил пойти своим путём. Отказавшись от неинтересных заказов, он начал работу над «Дамами в саду». На этот раз он успел к следующему Салону. Он ожидал если не триумфа, то хотя бы небольших оваций.
Но с овациями не сложилось. Жюри салона отвергло его работу. Они решили, что работа не окончена. Ведь краски наложены так небрежно. Никто из членов жюри не увидел раскалённый воздух и шевеление листвы от ветра…
Моне испортил себе репутацию. О нем теперь говорили, как о пачкуне, который пошёл не тем путём.
Девушка, которая позировала для «Дамы в зеленом» и «Женщин в саду» Камилла, стала его женой и родила сына. Теперь Моне был не один, а вот доходы так и не выросли.
Моне удавалось изредка продавать свои картины мелким лавочникам по 20 франков за штуку. Когда-то столько давали за его карикатуры.
Это было ударом за самолюбию. Он зарабатывал столько же, сколько и в 15 лет. Сначала его одолела ярость, и он изрезал в клочья 200 своих картин. Да лучше уничтожить, чем за копейки отдавать!
А потом настало ощущение полного бессилия. Моне вышел из дома и направился к реке. Почему бы не доплыть до середины и не умереть, думал он.
Он разделся и зашёл в воду. Он долго плыл. Но метр за метром отчаяние его отпускало, а инстинкт самосохранения только рос. Он понял, что не сделает этого и вернулся на берег…
Клод моне. коллекция картин.
Моне Клод Оскар (Monet Claude) (1840-1926), французский живописец. Учился в частных студиях в Париже (1859-1863), изучал японскую гравюру на дереве; испытал влияние Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эдуара Мане, мастеров барбизонской школы
«Скала близ Фекама»
«Утес Уелк в Пурвилле» 1882, Частное собрание
«Волнение моря в Этрете»
«После ланча» 1873-1876 Музей д’Орсе, Париж
«Обычная жизнь в Заандаме, Голландия» 1884
«Паруса в Аржантейле» 1872, Музей д’Орсе
«Река»
«Осень»
«Снег в Аржантайле»
«В лесу Фонтенбло»
«Пруд с лилиями»
«Японский мост»
«Пейзаж в Монако» 1884
«Стог сена зимой» 1891
«Свод скалы Этрет» 1883
«Кувшинки (Облака)» 1903
«Лягушатник» 1869
1869
«San Giorgio Maggiore в сумерках»
» Пляж «
«Бесшумный пейзаж с тополями»
«Мост Ватерлоо»
«Дама с зонтом»
«Дама с зонтиком» Этюд. 1886
«Дворец дожей»
«Фазаны и ржанки»
«Дама в прерии»
«Цветы в вазе»
«Мастерская на лодке-плоскодонке»
«Ваза с цветами»
«Маковое поле в ложбинке близ Живерни»
«Весенние цветы»
«Палаццо да Мула в Венеции»
«Поезд в сельской местности»
«Скала Эгюй и Порт д’Аваль» 1885
…. 1884
«Камилла читает»
«Жан Моне на игрушечной лошадке» 1872
«Камилла у окна»
«Яхты в Аржантёе»
«Регата в Аржантёе»
«Тюльпаны Голландии»
«Вдали от идиллицеской красоты…»
«Ваза с маками»
«Речной берег в Женевилире»
«Излучина реки Эпт»
«Тополя в Эпте»
«На пляже»
«Большая набережная в Гавре»
«Вокзал в Сен-Лазар»
«Маковое поле в Живерни»
«Ночное море»
«Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда»
«Море в Сен-Адрес»
«Древняя крепость Антиба» 1888
«Здание Парламента, Лондон» 1905
«Этрета, пляж и порт Амон» 1883
«Натюрморт с анемонами» Около 1885
«Темза у Вестминстера» 1871
«Стога сена в Живерни «
«Цветущий сад в Сент-Адрессе» ок. 1866
«Скалы в Порт-Гульфар»
«Уголок сада в Монжероне»
«Натюрморт с хризантемами»
«Натюрморт с дыней»
«На Сене под Аржантейем»
«Клумба с ирисами в саду»
«Мыс Мартин «
«На берегу Сены близ Ветёя»
«Натюрморт с подсолнухами»
«Собор в Руане»
«Руанский собор» 1894
«Руанский собор. Гармония в коричневых тонах» 1892
Пьер Огюст Ренуар «Художник Клод Моне» 1875
«Завтрак на траве»
«Сирень»
«Эффект садящегося солнца на снегу»
«Le Jardin de l`artiste a Vetheuil»
«Завтрак» 1868
«Лодки в Этрета (Три рыбачьих лодки)»
«Ребёнок в саду»
«Маковое поле» 1873
«Семья художника в саду»
«Река»
» Мисталь»
«Тропа»
1888
«Хризантемы»
«Утро на море»
» Ваза с тюльпанами» 1885
«В саду»
«Девушки в лодке»
«На охоте»
«Побережье Пляж в Пурвилле»
«Регата в Аргентуиле»
«Скала близ Дьеппа»
«Ветка лимонов» 1884
«Хризантемы»
«Персики»
«Стог сена» 1993
«Ваза с пионами»
«Гребля на реке»
«Зелёная волна»
«Утес вблизи Дьеппа» 1882
«Поле цветущего мака (Стог сена)»
«Парламент, закат солнца»
«Отчаливающие лодки»
«Стога сена»
Клод моне: от импрессионизма к абстракционизму
Людмила Лис, Людмила Лис,
14 ноября 2021, 01:44 — REGNUM
«Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие», — слова Моне — основоположника импрессионизма — удивляют своими реверансами в сторону геометрии, характерными, скорее, для кубиста и абстракциониста, а не для художника, чьи картины являются источниками ускользающего впечатления от уникального мгновения, которое здесь и сейчас, но больше никогда не повторится.
Рождение художественного шедевра — непостижимая тайна, симбиоз божественного дара и человеческого желания его принять и преобразовать, посредством глаз и рук. У гения всегда есть выбор: развивать или закопать талант, служить Богу или мамоне. Труд — непременное условие развития, но почему одним он приносит счастье и богатство, а другим нищету и тяжкие испытания, нам неведомо. Как объяснить бедность, непризнание современниками и самоубийство одаренного трудоголика Ван Гога, благополучие, процветание и прижизненную славу харизматичного Сальвадора Дали и тихую умеренную старость всеми признанного при жизни Моне?
Судьба художника — такой же дар, как и собственно талант. Никто не знает заранее, как сложится его судьба: ни художник, ни его поклонники. Но Бог всегда отыщет своего гения, как падшего Адама в раю, где бы тот не родился, он никогда не потеряется, даже, если весь мир будет против. Так случилось и с Оскаром Клодом Моне. Талант выплеснулся наружу в провинциальном французском городке, и нашлись люди, которые не дали ему пропасть. Все время находился тот, кто его поддерживал, решал личностные и материальные проблемы, направлял и настаивал.
Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Его отец держал бакалейную лавку на пару с братом своей жены. Семья была ограничена в средствах, в надежде на лучшую долю, родители будущего художника в 1845 году переехали в Гавр (Нормандия), где Клод скоро пошел в школу. Его нельзя было назвать прилежным учеником, он часто прогуливал уроки, проводя время на берегу моря, наслаждаясь временной свободой. В руках у него неизменно были блокнот и карандаш. Но рисовал он не морские пейзажи, а карикатуры на учителей и приятелей. Еще его привлекали «модники» в смешных шарфиках и ботинках из крокодиловой кожи, этакие денди с сигарами. Он был точно уверен в ту пору, что таким никогда не будет. Но как же он ошибался! Карикатуры стали очень популярными, и вскоре юный художник понял, что может их продавать за 15−20 франков.
Его отец не видел ничего плохого в увлечении сына, тем более что деньги в этой семье лишними не были. Однако Моне-старший пытался обучить мальчика работе в бакалейной лавке, рассчитывая передать Клоду семейное дело. К 15-ти годам стало ясно, что бакалейщика из Клода не получится, зато он стал известен всему городу, как карикатурист. Его работы были выставлены на витрине единственной в городе художественной лавки. Юноша с удовольствием наблюдал из-за угла, как горожане останавливались у витрины и восхищались мастерством и чувством юмора художника.
Рядом с его карикатурами красовались пейзажи местного художника Эжена Будена. Клод ненавидел и этого художника, и его пейзажи за то, что они отвлекали прохожих от карикатур. Эжен Буден, напротив, был очень добр к юноше, восхищаясь его работами. Он часто приглашал Клода на пленэр, но тот все отказывался, ссылаясь на занятость в школе. Буден настаивал, считая своим долгом опекать талант молодого человека. Однажды, в летние каникулы, когда повода для отказа не было, юный Моне все же согласился сопровождать Эжена Будена на пленэр, и ни разу потом не пожалел об этом.
«Буден похвалил меня своим мягким голосом, — вспоминал Моне, — и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы — это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом».
Будену удалось привить юному художнику любовь к работе на открытом воздухе. Он убедил Оскара в том, что, работая в мастерской, никогда не добиться такого света, таких оттенков и живости, выразительности мазка, как на природе. Он также рекомендовал Клоду «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное». Эти слова наставника запали ему в душу и стали путеводной звездой во всем последующем творчестве. Клод Моне открыл в себе способность к видению и воспроизведению на холсте тончайших оттенков и красок многократно отраженных и преломленных пучков всепроникающего и играющего с ним божественного света. Никто не видел окружающий мир таким, как Моне. Кажется, что свет открывался только ему. Запечатление этих открытий стало делом всей его последующей жизни.
Буден считал, что талант юного Моне не раскроется во всей полноте в провинции, без критики, без нового опыта. Эжен сам не имел специального образования, поэтому ему очень хотелось, чтобы его молодой друг уехал учиться в художественную школу в Париж. Клоду тоже хотелось покинуть отчий дом, размеренная деревенская жизнь наскучила ему. Однажды 17-летний Моне решился сказать отцу, что хочет стать художником и уехать в столицу. Родители не были в восторге от этой идеи, но понимали, что у сына есть талант, и что этим не стоит пренебрегать. Встал вопрос о средствах на обучение и поездку.
В 1850 году Эжен Буден отправил на выставку в Гавре две свои картины. За эти работы он получил стипендию на три года, а затем стал постоянным участником Салонов. Отец Клода решил таким же образом попробовать выбить стипендию для сына и написал просьбу в муниципальный совет, приложив к ней карикатуры и один натюрморт. Эти работы не произвели впечатления на муниципальный совет, молодому Оскару в стипендии было отказано с формулировкой, что «естественные склонности» Моне к карикатуре «могут отвлечь молодого художника от более серьёзных, но менее выгодных занятий, которые одни лишь заслуживают муниципальной щедрости».
Со средствами на поездку помогла тетка Моне мадам Лекадр. Она сама любила рисовать, поэтому понимала и одобряла любовь своего племянника к живописи. Буден снабдил своего ученика рекомендательным письмом к художнику Труайону, и Оскар Клод Моне отправился навстречу своей судьбе. В Париже Труайон настоятельно рекомендовал юному дарованию поступить в Школу изящных искусств, учиться классическому рисунку и работать до потемнения в глазах. Учиться Моне не захотел, но решил приобщиться к художественной жизни Парижа в «Кабачке мучеников» — местечке, популярном среди богемы. В шумной атмосфере этого заведения, где за несколько минут создавались и умирали авторитеты, где ни одно высокое имя не было достаточно уважаемо, где логика подменялась безудержными желаниями, где рекой лилась свобода, контрастирующая со строгостью и рутиной официальных учебных заведений, Клод чувствовал себя, как рыба в воде.
Прожив в Париже два месяца, он решил не возвращаться домой, несмотря на тяжелое материальное положение. Отец отказался содержать сына, который не хотел учиться, Клод жил на скудные средства, присылаемые теткой. В 1860 году его призвали в армию, где он, попав в Алжир, тяжело заболел брюшным тифом, а после еще и анемией. Мадам Лекадр помогла ему откупиться от армии. В 1862 году Моне снова возвращается в Париж, где поступает в университет на факультет искусств. Взбалмошный и неусидчивый характер не давал ему покоя, учеба быстро ему наскучила, и он с легкостью бросил ее, поступив в студию живописи Шарля Глейра. К тому времени там уже занимались Базиль и Ренуар. Несмотря на невысокий рост — 165 см — Моне произвел на студентов незабываемое впечатление. Он ведь был щеголь и франт, совсем как денди на его ранних карикатурах. Брезгливо отказавшись от предложенного ему табурета, годного только на то, «чтобы на нем коров доить», через неделю он уже сидел на месте самого Глейра, убедив преподавателя, что ему оттуда лучше видно. Обучающиеся там юные художницы были сражены его обаянием и чувством юмора. Одной, самой навязчивой девушке он сказал: «Вы меня извините, но среди моих любовниц только герцогини… или служанки. От золотой середины меня тошнит. Идеалом была бы служанка герцогини».
Жизнелюбие и находчивость Моне помогали ему выживать в условиях безденежья. Он никогда не позволял себе неопрятность в одежде. Всегда умудрялся одеваться лучше всех.
Клод и Ренуар в Париже делили на двоих одну комнату, жили впроголодь. Сын Ренуара Жан рассказывал то, что слышал от отца: «У Моне был удивительный дар уговаривать мелких торговцев заказать портрет, и это позволяло приятелям кое-как сводить концы с концами. За этот портрет им платили пятьдесят франков. Иногда за целый месяц не удавалось получить ни одного заказа. Это не мешало Моне носить кружевные сорочки и заказывать платье у лучшего портного Парижа. Он никогда ему не платил, отвечая на присылку счетов со снисходительным высокомерием Дон-Жуана, принимающего господина Диманша: «Если вы будете настаивать, мсье, я лишу вас своих заказов». И растерявшийся портной не настаивал, восторгаясь господином с такими манерами».
В 1865 году Моне познакомился с Камиллой Донсьё. Она тогда еще не достигла совершеннолетия. Привлекательная, умная девушка с темными волосами и прекрасными глазами работала натурщицей у молодого художника. Ее портрет «Камилла или дама в зеленом платье», написанный в 1866 году принес Моне известность. Камилла стала Моне и подругой, и любовницей, и моделью. Все женщины, которых потом рисовал художник, были похожи на нее. Родители и тетка Клода были в ужасе от этой связи. Они полностью лишили своего сына содержания, и Клод был вынужден временно вернуться домой. Камилла родила первенца, оставшись в Париже одна. Но она верила Клоду, его друзья не дали ей и младенцу, которого назвали Жаном умереть с голоду. 28 июня 1870 года Камилла и Клод Моне регистрируют свои отношения в муниципалитете.
В этом же году Моне уезжает в Лондон, где много работает и пытается пристроить свои картины на выставку Королевской академии, но ему это не удается. В Англии он знакомится с Полем Дюраном-Рюэлем, продавцом картин, который всю жизнь потом будет помогать ему из любви к искусству. Затем он уезжает в Нидерланды, где написал 25 картин, но не смог заработать ничего, кроме репутации революционера. В 1872 году он вернулся во Францию и написал свою знаменитую картину «Впечатление. Восходящее солнце». 15 апреля 1874 года в ателье Надара в доме №35 на бульваре Капуцинов открылась выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Именно ее и считают первой выставкой импрессионистов, хотя такого понятия тогда еще не существовало. Основоположников этого течения тогда называли «батиньольцами» (художники любили собираться в кафе на улице Батиньоль). Кстати, первый учитель Моне — Эжен Буден тоже участвовал в этой выставке. Также свои картины выставили Дега и Сезанн.
Критик журнала «Шаривари» Луи Леруа разбил тогда выставку в пух и прах, написав, что на ней не было ничего, кроме «впечатлизма». Термин прижился, с той поры художников, работающих в подобном стиле, стали называть импрессионистами. Импрессионистов, кроме манеры письма, объединяло еще чувство протеста. Путь к известности и возможность продавать свои картины лежала тогда только через Салон, порядок отбора в который не устраивал художников-новаторов. Клод Моне, Сислей, Писсаро и другие художники написали в газету «Ľ Avenir National» письмо, в котором заявили, что готовы создать альтернативную Салону организацию.
Как бы то ни было, выставка провалилась, художникам стало нечего есть. Сезанн уехал к родителям в Экс, Ренуару отказали в кредите в соседней молочной, потому что его долг превысил всякие разумные пределы. Один Клод не отчаивался. Он надел свой самый нарядный костюм, взял трость с золотым набалдашником и отправился на вокзал Сен-Лазар. Там Моне нашел директора и снисходительно вежливо сообщил ему, что он де знаменитый художник и собирается писать его вокзал. Директор засуетился, и вскоре Клод получил, все что пожелал. Для него останавливали поезда, освобождали от людей перроны, набивали углем топки паровозов, чтобы те дымили так, как хотел живописец. Он стал, окруженный всеобщим благоговением, тираном вокзала. Наконец, Моне уехал, увозя с собой полдюжины картин, провожаемый поклонами всего персонала с директором во главе, смеялся Ренуар, вспоминая эту историю. Так, постепенно, Оскар Клод Моне превращался из денди — это тот, кто хочет, чтобы на него смотрели, во «льва» — того, на кого все хотят смотреть.
В 1877 году Камилла родила Клоду второго сына Мишеля, а через два года умерла в возрасте 32 лет. В некоторых источниках пишут, что она умерла от аборта, в других, что от туберкулеза. Моне был глубоко потрясен смертью жены. Он писал ее в последний раз на смертном одре. Этот портрет теперь находится в коллекции Лувра в Париже.
Вскоре судьба после стольких испытаний все же улыбнулась ему. Он выиграл в лотерею 100 тыс. франков. Это и была та случайность, которая на самом деле является таким же Божьим даром, как и талант. Деньги даны были в тот момент, когда он уже достиг зрелости, и смог пустить их на развитие и творчество, а не промотал с друзьями на богемных вечеринках. Он снял себе дом в Живерни, куда переехал вместе с семьей торговца картинами Ошеде. В семье Ошеде было шестеро детей, и Алиса Ошеде ухаживала за сыновьями Клода, пока он работал. В то время он писал на свежем воздухе несколько картин одновременно. Также Моне пробовал писать одни и те же предметы при разном освещении.
Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к 1890 году мировую славу. В мае 1885 года в Парижской галерее Поля Дюрана-Рюэля открылась выставка, к которой Моне готовился несколько лет. Он создал серию картин «Руанский собор», взаимосвязанных и дополняющих одна другую. В циклах «Вокзал Сен-Лазар» (1877), «Стога» (1890 — 1891), «Тополя» (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. В этих работах он еще традиционно менял точку зрения на композицию. В серии «Руанский собор» Моне предложил революционное решение — на всех картинах изображен один и тот же фрагмент западного фасада знаменитого готического собора.
Он работал над соборами два года. Сначала он трудился в специально снятой напротив собора квартире, потом увез наброски домой в Живерни и продолжал совершенствовать их по памяти. Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана друзьям полны жалоб и сомнений: «Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым». «Я работаю так, что от усталости близок к удару». «Я не могу думать ни о чем, кроме собора». «Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в «Соборах» Клод Моне ввел в живопись четвертое измерение — время.
Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило Моне к мысли о том, что статичного, независимого от света и воздуха объекта не существует вовсе. И если задача живописца — уловить череду световых эффектов, то в единичном холсте это невозможно, но возможно в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику природой и ее Творцом. Поэтому для Моне было важно расположить картины в строгой последовательности, лишь при такой подаче из мгновений складывалась некая протяженность во времени. По своей сути это был прообраз мультипликационного фильма. Только его центральным персонажем был не собор, а свет, менявшийся на глазах, словно мираж. Собор был всего лишь фоном. По мнению критиков «Руанский Собор» стал квинтэссенцией импрессионизма. Пожалуй, он стал его витриной.
Будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо так описывал композицию, открывшуюся его взору: «Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания».
Моне желал бы, чтобы эти картины не разделялись, а были проданы в одни руки. Но это было невозможно, потому что каждая из картин оценивалась в 15 000 франков, да и не каждый имел такое помещение, где бы они все поместились. «Соборы» были проданы разным покупателям, и до сих пор их можно увидеть в музеях и частных коллекциях разных стран. Любопытно, что в том же году в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой выставлялись «Стога» Моне. Василий Кандинский писал позже, что именно они толкнули его на путь абстракционизма. «Глубоко в подсознании был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», — передавал Кандинский свое впечатление от «Стогов» в книге «Ступени» (1913).
В 1892 году Моне женится второй раз на Алисе Ошеде. Они жили вместе задолго до этого, сначала в деревне Ветей, в доме, где Моне до этого жил с Камиллой, потом в Живерни. Сначала они снимали там дом, позже выкупили его. Первый муж Алисы Эрнест, меценат Клода Моне, к тому времени умер. А до этого он уже давно не жил с семьей, очень много времени проводил в Париже, и, в конце концов, бросил Алису и шестерых детей на попечение Моне, уехав в Бельгию. Есть мнение, будто Эрнест подозревал, что между Клодом и Алисой существовала связь, поэтому он и оставил семью. Алиса была самоотверженной женщиной. Она вырастила восьмерых детей, и никогда не оставляла без внимания самого Клода. Они прожили вместе 18 лет. Алиса умерла в 1911 году, полностью обустроив ему быт и оставив художника развивать свой талант в одиночестве. Его творческий путь все дальше уводил его от импрессионизма к абстракционизму.
С абстракционизмом некоторые критики связывают и более позднее творчество Моне, в частности его серию «Кувшинки, пейзажи воды». После выигрыша в лотерею художник приобрел участок луговины в Живерни площадью 7500 квадратных метров. С помощью небольшого канала, отведенного от своего дома, он превратил свой участок в роскошный сад, выкопал пруд, развел там водяные лилии, построил мостик, как на его любимых японских гравюрах, а потом стал все это с удовольствием писать с натуры, проводя на открытом воздухе дни напролет: «Свершилось! Наконец-то я взялся за серию с различными эффектами; работаю с усердием, но в это время года солнце садится так внезапно, что угнаться за ним невозможно!»
Эта серия работ была выставлена в 1909 году в Парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, критики приняли ее восторженно. Тогда выставлялось 48 картин. Большие колонии белых с разными оттенками кувшинок никого не оставили равнодушными. Всего он написал около 200 картин с лилиями, но одна из них оказалась поистине роковой. За этой картиной тянется длинный шлейф мистических пожаров. Первый пожар случился в мастерской самого Моне. Мастерская сгорела полностью, но эту картину удалось спасти. Вскоре картина была продана хозяевам небольшого кафе на Монмартре. Кафе сгорело через месяц. Картину также осталась цела. После этого картина оказалась в доме у мецената Оскара Шмитца. Он повесил ее в своем кабинете. «Огненные лилии» затаились почти на год. Очаг пожара пришелся как раз на кабинет, но картина и на этот раз не пострадала.
Нью-йоркский музей искусств стал следующим пристанищем картины. Музей сгорел через четыре месяца. На сей раз, обгорела и картина. Специалисты НАСА забрали ее себе, чтобы восстановить с помощью нанотехнологий. За НАСА остается теперь только опасаться. Страшно представить, что будет, если картину после реставрации решат разместить в Белом доме.
В 1914 году умер старший сын Моне Жан, в 1917 году умер брат художника Леон. Моне теряет близких одного за другим. За ним преданно ухаживает дочь Алисы, до этого бывшая женой Жана. С ним происходит самое страшное, что только может случиться с художником, — он теряет зрение. Врачи ставят диагноз — двойная катаракта. А он так хотел работать, считая свои прежние картины несовершенными.
В конце жизни он писал: «Сегодня более чем когда-либо я вижу, насколько противоестествен тот незаслуженный успех, который выпал на мою долю. Я всегда стремился достигнуть лучшего, но возраст и неудачи истощили мои силы. Не сомневаюсь, что вы найдёте мои полотна совершенными. Я знаю, что, когда я их выставлю, они принесут мне большой успех, но мне это безразлично, поскольку сам я считаю их плохими…» Он не лукавил, Моне и на самом деле считал, что его картины — только ступеньки, которые помогут другим художникам быстрее достичь вершины искусства.
Клод Оскар Моне ушел из жизни 5 декабря 1926 года. Похоронили его в Живерни на церковном кладбище. Главным памятником живописцу стали его картины, уже многие десятилетия дарящие людям радость. В 2021 году на аукционе Sotheby’s картина Клода Моне «Водяные лилии», написанная в 1905 году была продана за $54 010 000. Слава Небесам и благодарность меценатам, за то, что лучшие картины Моне все же находятся в музеях, и доступны для всех людей, желающих приобщиться к великой красоте, созданной кисточкой самого Бога — Клодом Моне.
Рекомендации
- ^Уэллс, Джон С. (2008). Словарь произношения Longman (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0.
- ^Джонс, Дэниел (2021). Плотва, Питер; Сеттер, Джейн; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь произношения английского языка (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15255-6.
- ^Хаус, Джон и др .: Моне в 20 веке, стр. 2, Издательство Йельского университета, 1998.
- ^«Биография Клода МОНЕ». Giverny.org. 2 декабря 2009 г. Архивировано с оригинал 21 июня 2007 г.. Получено 5 июн 2021.
- ^«Импрессионизм — стили и движения». artinthepicture.com. Архивировано из оригинал 2 февраля 2007 г.. Получено 6 января 2007.
- ^«Стиль и видение картин импрессионистов Клода Моне — Искусство и культура». 16 июня 2021. Архивировано с оригинал 15 ноября 2021 г.. Получено 21 ноября 2021.
- ^ абП. Такер Клод Моне: жизнь и искусство, п. 5
- ^Патин, Сильви, Моне: «un œil … mais, bon Dieu, quel œil! », коллекция «Découvertes Gallimard«(№ 131), серия статей, стр. 14.
- ^Стивен З. Левин (1994). «6». Моне, Нарцисс и Саморефлексия: модернистский миф о самом себе (2-е изд.). Издательство Чикагского университета. п. 66. ISBN 978-0-226-47543-1.
Намного ближе к собственному атеизму и пессимизму Моне является Шопенгауэр, уже представленный кружку импрессионистов в критике Теодора Дюре в 1870-х годах и чье влияние во Франции достигло пика в 1886 году, в год Великой Отечественной войны. Мир как воля и идея.
- ^Рут Батлер (2008). Скрытые в тени мастера: образцовые жены Сезанна, Моне и Родена. Издательство Йельского университета. п.202. ISBN 978-0-300-14953-1.
Затем Моне взял конец кисти и провел длинными прямыми мазками влажным пигментом на ее груди. Это не ясно и, вероятно, не было сознательно задумано атеистом Клодом Моне, но каким-то образом намек на Крест лежит на ее теле.
- ^Новая Британская энциклопедия. Британская энциклопедия. 1 января 1974 г. с. 347. ISBN 978-0-85229-290-7.
- ^«Биография Клода Моне». biography.com. Получено 7 февраля 2021.
- ^ абcБиография Клода МонеВ архиве 20 января 2007 г. Wayback Machine Коллекция Гуггенхайма. Проверено 6 января 2007 года.
- ^Тинтероу, Гэри (1994). Истоки импрессионизма. Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-717-4.
- ^Джеффри Мейерс, «Моне в Алжире», стр. 19–24 «История сегодня», апрель 2021 г.
- ^Музей Орсе, Le déjeuner sur l’herbe, Notice de l’œuvre, Iconographie
- ^ абcЧарльз Ф. Стаки, стр. 11–16.
- ^«Метрополитен-музей». Metmuseum.org. Получено 20 декабря 2021.
- ^ абcЧарльз Стаки «Моне, ретроспектива», Hugh Lauter Levin Associates, 195
- ^Хейн, Скотт (2000). История Франции (1-е изд.). Гринвуд Пресс. п.112. ISBN 978-0-313-30328-9.
- ^От Джона Ревальда, История импрессионизма
- ^Дистель, Энн; Хуг, Мишель; Моффетт, Чарльз С .; Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк (11 апреля 1974 г.). Импрессионизм: выставка, посвященная столетию, Метрополитен-музей, 12 декабря 1974 г. — 10 февраля 1975 г.. Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-097-7 — через Google Книги.
- ^Импрессионизм — ОбзорВ архиве 2 февраля 2007 г. Wayback Machine ARTinthePICTURE.com. Проверено 6 января 2007 года.
- ^Моне, Клод Николас Пиох, www.ibiblio.org, 19 сентября 2002 г., дата обращения 6 января 2007 г.
- ^Тексты семи полицейских рапортов, составленных 2 июня — 9 октября 1871 г., включены в Моне в Голландии, каталог выставки в Амстердаме Музей Ван Гога (1986).
- ^ абВаттенмейкер, Ричард Дж .; Дистель, Энн, и другие. (1993). Великие французские картины от Фонда Барнса. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 98. ISBN 0-679-40963-7
- ^Его картины показаны и обсуждаются здесь «Архивная копия». Архивировано из оригинал 24 мая 2007 г.. Получено 8 апреля 2007.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь).
- ^ абcdБернар Денвир, Хроника импрессионизма: хронология истории импрессионистского искусства, Bulfinch Press Book, 1993.
- ^ абcdБернар Денвир, Хроника импрессионизма: интимный дневник жизни и мира великих художников, Thames & Hudson, Limited, 1993 г.
- ^ абc«Первая выставка импрессионистов 1874 года — Заметки». artchive.com.
- ^«Музей Дас Штедель — Художественный музей во Франкфурте». Штедельский музей.
- ^Наталия Бродская, Клод Моне, Parkstone International, 1 июля 2021 г.
- ^Наталия Бродская, Импрессионизм, Parkstone International, 2021 г.
- ^«Поиск в коллекции» Музей Нортона Саймона ». nortonsimon.org.
- ^«Музей Орсе: Клод Моне Женщины в саду». Musee-orsay.fr.
- ^«Клод Моне — Сад в Сент-Адрессе». Музей Метрополитен, то есть Музей Метрополитен.
- ^«Музей Дас Штедель — Художественный музей во Франкфурте». Штедельский музей.
- ^«Клод Моне — Гренуйер». Музей Метрополитен, то есть Музей Метрополитен.
- ^«Произведение искусства». szepmuveszeti.hu. Архивировано из оригинал 8 января 2021 г.. Получено 22 декабря 2021.
- ^Лондон, Национальная галерея. «Клод Моне — Пляж в Трувиле — NG3951 — Национальная галерея, Лондон». nationalgallery.org.uk.
- ^Хименес, Джилл Берк (2021). Словарь моделей художников. Рутледж. п. 165. ISBN 1-135-95914-5.
- ^Роз-Мари Хаген; Райнер Хаген (2003). Что говорят великие картины. Taschen. п.391. ISBN 978-3-8228-1372-0.
- ^«Моне и Камилла, биография». Intermonet.com. 12 ноября 2006 г.. Получено 19 сентября 2021.
- ^«Японская». артелино. Получено 5 июн 2021.
- ^«ЦЕЛЬ». members.aol.com. Получено 10 декабря 2021.
- ^Бергер, Джон (1985). Глаза Клода Моне от зрения. Нью-Йорк: Книги Пантеона. С. 194–195. ISBN 978-0-679-73722-3.
- ^ аб«Биография Оскара-Клода Моне, Жизнь и творчество Клода Моне». Monetalia.com. Получено 5 июн 2021.
- ^Чарльз Меррилл Маунт, Моне биография, Саймон и Шустер издательство, авторское право 1966 г., стр. 309–322.
- ^ аб«Деревня Моне». Живерни. 24 февраля 2009 г.. Получено 5 июн 2021.
- ^Чарльз Меррилл Маунт, Моне биография, Саймон и Шустер издательство, авторское право 1966 г., стр. 326.
- ^Мэри Мэтьюз Гедо, Моне и его муза: Камилла Моне в жизни художника, University of Chicago Press, 2021 г., ISBN 978-0-226-28480-4
- ^Гаррет, Роберт (20 мая 2007 г.). «Сады Моне привлекают Живерни и его искусство». Корреспонденты Globe. Получено 13 октября 2008.
- ^Художественная галерея Виктории, Сад МонеВ архиве 16 декабря 2021 г. Wayback Machine, (проверено 16 декабря 2021 г.)
- ^«Кувшинки 1919». www.metmuseum.org. Получено 22 октября 2021.
- ^Метрополитен-музей, Водяные лилии, Хейльбрунн Хронология истории искусств
- ^Гэри Тинтероу, Современная Европа, Музей Метрополитен (Нью-Йорк, Нью-Йорк), 1 января 1987 г.
- ^Фордж, Эндрю, и Гордон, Роберт, Моне, стр. 224. Гарри Н. Абрамс, 1989.
- ^Пусть светит свет Guardian News, 30 мая 2002 г. Проверено 6 января 2007 г.
- ^П. Такер Клод Моне: жизнь и искусство, п. 224
- ^МакОлифф, Мэри (2021). Рассвет Belle Epoque: Париж Моне, Золя, Бернхардта, Эйфеля, Дебюсси, Клемансо и их друзей (Мягкая обложка). Канберра: Роуман и Литтлфилд. стр.338. ISBN 978-1-4422-0928-2.
- ^«Исторический рекорд». Fondation-monet.fr. Архивировано из оригинал 20 июля 2021 г.. Получено 19 января 2021.
- ^ абДженнингс, Гай (1986). Художники-импрессионисты. Книги осьминога. ISBN 978-0-7064-2660-1.
- ^ абГарднер, Хелен (1995). Искусство сквозь века (10-е изд. Рейсса). Паб Harcourt College. п. 669. ISBN 978-0-15-501141-0.
- ^Дженнингс, стр. 130
- ^Дженнингс, стр. 132
- ^«Клод Моне». Получено 1 января 2021.
- ^Дженнингс П. 137
- ^Хелен Гарднер, Искусство сквозь века, п. 669
- ^«Прибытие поезда« Нормандия »на вокзал Сен-Лазар — Чикагский институт искусств». artic.edu.
- ^«Шедевр Моне получил рекордно высокую цену»В архиве 17 декабря 2006 г. Wayback Machine newsfromrussia.com, 5 ноября 2004 г. Проверено 6 января 2007 г.
- ^«Виртуальные миниатюры Моне, стр. 1 | Специальные отчеты». Хранитель. Получено 5 июн 2021.
- ^«Моне и другие, похищенные при ограблении музея в Ницце». artforum.com. 8 августа 2007 г.. Получено 8 августа 2007.
- ^«Французская полиция возвращает украденную картину Моне». artforum.com. 1 октября 2009 г.. Получено 1 октября 2009.
- ^«Рекордная цена Моне на аукционе». Нью-Йорк Таймс. 6 мая 2008 г.. Получено 19 января 2021.
- ^«Le Bassin Aux Nymphéas». Кристис Лондона. 24 июня 2008 г.. Получено 24 июн 2008.
- ^«Работа Моне продана с аукциона за 40,9 миллиона фунтов стерлингов». Новости BBC. 24 июня 2008 г.. Получено 24 июн 2008.
- ^ абЭкс-помощница Имельды Маркос предстает перед судом в Нью-Йорке за продажу работы Моне. Ассошиэйтед Пресс. 17 октября 2021 г. Проверено 17 октября 2021 г.