Классификация характеров в психоанализе | Пикабу

Адлер

Адлер (2, 3, 4, 5), наподобие ортодоксальных теоретиков, подчеркивает важность раннего детства в формировании характера. Индивидуальный «стиль жизни» определяется, по крайней мере в ядерной форме, к пяти годам. Основа установок остается неизменной, хотя их выражение в последующей жизни часто совершенно изменяется. В объяснении развития личности учение Адлера, однако, существенно отличается от позиции Фрейда.

Вместо сексуального компонента Адлер подчеркивает универсальность чувства неполноценности. Ребенок, будучи маленьким и беспомощным, неизбежно считает себя низшим в окружении взрослых. Родители, пренебрегающие ребенком, высмеивающие его или проявляющие недостаток нежности в обращении с ним, часто акцентируют переживание ребенком подчиненности.

Мать играет особенно важную роль в этом процессе, так как легкомысленное отношение к ребенку, потворство всем его желаниям и сверхопека затрудняют приобретение социальных навыков. Структура семьи тоже может способствовать интенсификации чувства неполноценности: единственный ребенок становится объектом ненормальной значимости и он посвящает остаток жизни тщетным усилиям восстановить утраченную позицию.

Старший ребенок, когда перестает быть единственным, часто настолько обескуражен утратой влияния, что в последующем не может в должной мере использовать свои способности; второй ребенок живет под тенью старшего и пытается его наверстать, самый младший может испытывать страх при соперничестве. Кроме того, имеются морфологически и функционально неполноценные органы, которые усугубляют картину.

С целью преодоления чувства малоценности человек стремится быть сильным и могущественным. Попытка обретения превосходства в качестве «совершенного человека» осуществляется с опорой на «направляющие фикции», которые служат организации опыта, способствующего достижению целей.

Сами цели, в широком смысле, олицетворяют безопасность и адаптацию. Результат стремления к превосходству бывает успешным при условии, что человек руководствуется принципами, соответствующими реальности. Очень часто, однако, компенсаторные попытки приводят к непрактичным целям и в конечном счете к неврозам.

Поиск сильной позиции детерминирует все действия человека, его развитие и имеет следствием усвоение унифицированного способа реагирования на окружение. Характер тогда можно определить как индивидуальный единообразный способ поведения в ситуациях на пути к намеченной цели.

Помимо прямой борьбы за власть иногда применяется другой подход. Это бегство в болезнь. Человек может добиваться господства и заставлять других приспосабливаться к своим требованиям путем демонстрации беспомощности. Неполноценность органов тоже приводит к двум типам реагирования.

Первый тип состоит в замене неполноценного органа другим, как в случае развития у слепого острого слуха. Второй тип реагирования представляет длительную концентрацию на неполноценном органе, что приводит к преодолению неадекватности. Иллюстрацией является заика, ставший оратором.

Западная цивилизация выставляет мужчину в качестве символа власти. Мужественность подразумевает верховенство, женственность – подчиненность. Поэтому каждый стремится достичь идеала мужественности – это так называемый «мужской протест». Такое поведение чаще отмечается у женщин, но встречается и у мужчин, особенно у неудачников.

Сексуальная активность всегда должна рассматриваться в аспекте стиля жизни, который, в свою очередь, основывается на ранних детских прототипах. Человек с общественным прототипом лояльно относится к партнеру в любовных ситуациях, а тот, кто в детстве был вынужден бороться за превосходство, склонен сексуальные отношения использовать в целях манипулирования.

Определение и классификация типов характера

Фенихель описывает характер как «привычный способ приспособления эго к внешнему миру, к ид и супер-эго, а также специфический тип сочетания этих приспособлений друг с другом» (см. прим. 1)

Характер более масштабное образование, чем защитные механизмы. Он включает позитивные организующие функции эго. Защитные механизмы эго охраняют организм от внешних и внутренних стимулов посредством блокирования реакций. Эго одновременно служит фильтром и организует стимулы и побуждения: некоторым позволяется прямое выражение, другим – непрямое. Гартман (37) включает в функции эго оценку реальности, контроль за процессами движения, восприятия, мышления, торможение аффектов и отсрочку в их выражении, предупреждение об опасности, синтез и организацию психических процессов.

Инстинктивные потребности, согласно Фенихелю, всегда вплетены в структуру характера. Установки эго составляют организация, направление и фильтрация побуждений с целью их соответствия внешнему миру. Подобным образом супер-эго играет существенную роль в формировании характера, так как индивид строит привычные шаблоны поведения, основываясь на представлении о «хорошем» и «плохом».

«Окружение усиливает специфические фрустрации, блокирует определенные способы реакций на эти фрустрации и облегчает другие; реальность предлагает определенные пути компромисса в конфликтах между инстинктивными потребностями и страхом последующих фрустраций; окружение даже создает желания посредством установления и формирования специфических идеалов.

Разные общества подчеркивают разные ценности и предлагают неодинаковые воспитательные меры, способствующие возникновению различных аномалий. Наше современное нестабильное общество характеризуется конфликтом между идеалом индивидуальной независимости (возникшей при капитализме и все еще эффективной) и регрессивным желанием пассивной зависимости (порождаемой беспомощностью в обеспечении безопасности и удовлетворении потребностей, а также активным воспитанием, представляющим социальную необходимость подчинения авторитетам)».

Относительное постоянство характера обусловлено тремя аспектами: частично наследственной составляющей эго, частично природой инстинктов, но главным образом базируется на специфической установке эго, обусловленной давлением внешнего мира.

Фенихель классифицирует характеры на две обширные категории: сублимирующие и реактивные. В случае сублимации инстинктивная энергия свободно разряжается ввиду изменения цели. Генитальный характер принадлежит к этой категории. Условия, способствующие формированию черт сублимации, не вполне ясны.

Как быть Леди:  Альберт Эйнштейн – цитаты и афоризмы гения о жизни, боге, беспорядке и прочих явлениях

При реактивном характере инстинктивная энергия постоянно сдерживается контр-катексисом. В установках проявляются избегание (фобия) или оппозиция (реактивное формирование). Распространенными особенностями эго являются утомляемость, заторможенность, ригидность, бездеятельность.

Гибкость индивида ограничена, он не способен ни к полному удовлетворению, ни к сублимации. У одних защитная установка развивается только в определенных ситуациях, другие находятся в этом состоянии постоянно. О последних говорят, что они пребывают «в обороне», защитные механизмы перестают быть специфическими и используются по отношению ко всем.

Эти люди, например, могут быть всегда дерзкими или вежливыми, эмоционально опустошенными или готовыми порицать других. Реакции на конфликт в сфере самоуважения проявляются в надменном поведении с целью спрятать глубокое чувство неполноценности; амбициозное поведение направлено на сокрытие неадекватности и т.д. Считается, что формированию реактивных черт способствует ранняя психосексуальная фиксация.

Райх (60), пионер в области анализа характера, описывает реактивные черты как специфический «панцирь». Постоянные изменения это защищают от внешних и внутренних опасностей. Панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним миром.

В дальнейшем его укрепление и причина существования обусловлены продолжающимися конфликтами тех же сил. Становление характера происходит из попытки разрешения эдипова комплекса, и последующему закаливанию эго содействуют три процесса: 1) идентификация с основным человеком, кто представляет фрустрирующую реальность; 2) агрессия, направленная внутрь в качестве тормозящей силы; 3) эго формирует установку. противостоящую сексуальным побуждениям.

Фаллическая стадия — статьи — психолог, психотерапевт филиппов андрей

Три очерка по теории сексуальности З. Фрейд.

  • Среди эрогенных зон детского тела имеет одна которая играет несомненно не первую роль и не может также быть носительницей самых ранних сексуальных переживаний, но которой в будущем предназначается большая роль. Она у мальчиков и у девочки имеет отношение к мочеиспусканию клитор и головка пениса. Сексуальные проявления этой эрогенной зоны относящиеся действительно к половым органам составляют начало позднейшей нормальной половой жизни.
  • благодаря анатомическому положению, раздражением секретами, мытью и вытиранию при гигиеническом уходе, благодаря определенным случайным возбуждениям вроде выползания кишечных паразитов у девочек, ощущение удовольствия, которые способны давать эти части тела неизбежно обращают на себя внимание ребенка уже в младенческом возрасте и будят потребность в их повторении. То есть, можно сказать что ребенок обнаруживает свои половые органы случайным образом, Например когда есть острицы или паразиты, они выползают и щекочут половую область ребенка или когда ребенка подмывают. Здесь можно вспомнить случай маленького Ганса, когда мать ухаживает за его гениталиями припудривает и маленький Ганс говорит, что ему приятно когда она это делает. Отсюда видно, что ребенок получает удовольствие от того, что мать ухаживает за его гениталиями. Поэтому так или иначе все дети получают сексуальное удовольствие.
  • если окинуть взором всю совокупность имеющихся условий и если принять во внимание, что мероприятия по соблюдению чистоты едва ли могут действовать иначе чем загрязнения, то нельзя будет отказаться от взгляда, что благодаря младенческому ананизму от которого вряд ли кто-нибудь свободен, утверждается будущий примат этой эрогенной зоны в половой деятельности. Действия устраняющие раздражение и дающие удовлетворение состоят в трущих прикосновениях рукой или несомненно рефлекторном давлении сжатыми вместе бедрами, последний прием применяется чаще всего девочками. У мальчика предпочтение оказываемой руке указывает на то, какое значительное добавление к мужской половой деятельности принесет в будущем влечение к овладению.

Фазы мастурбации     

  • Первая – фаза в младенческом возрасте
  • Вторая – кратковременный расцвет сексуальных проявлений в возрасте четырех лет, это фаллическая стадия. Однажды в детские годы после периода младенчества обычно до четвертого года сексуальные влечения этой генитальной зоны опять просыпаются и снова существуют некоторое время до нового подавления или же постоянно. Все подробности этой второй фазы инфантильных сексуальных переживаний оставляют глубокие бессознательные следы в памяти данного лица. Предопределяют развитие его характера, если человек остается здоровым и симптоматику невроза, если он заболевает после достижения половой зрелости.  В последнем случае весь этот сексуальный период оказывается забытым и указывающие на него бессознательные воспоминания смешанными, благодаря психоаналитическому исследованию удается довести забытое до сознания и этим устранить навязчивость проистекающую из бессознательного психического материала. Очень часто, когда ребенок чувствует себя одиноким он прибегает к мастурбации как к возможности почувствовать себя живым. И таким образом активировать себя. Это говорит об одиночестве, изолированности и нарциссической нехватке.    
  • Третья – соответствует пубертатному ананизму.

Уретральный эротизм

  • Некоторыми аналитиками уретральная стадия помещается как промежуточная между анальной и фаллической. В объектных отношениях фантазм помочиться на других.

Здесь приведу анекдот.

Мужчину выгнали из бассейна, он приходит к руководству и начинает скандалить и выяснять таким образом почему ему не разрешают посещать бассейн. Ему руководство говорит: знаете вообще-то вы там писаете!

Мужчина возмущается и говорит: так все писают!  

Да, только Вы это делаете с трехметровой вышки.

  • Энурез как раз является физиологическим проявлением уретрального эротизма и может приобретать значение бессознательного мастурбаторного эквивалента. Полный мочевой пузырь также случит возможности мастурбировать и дети получают огромное удовольствие от такого рода мастурбации. Также, энурез как симптом или заболевание относится к уретральному эротизму. Если говорить о удовольствии от мочеиспускания то оно фаллическое, потому что связано с генитальной областью, оно садистское потому что служит фантазмом активного проникновения, связанного с фантазмом повреждения и разрушения.
Как быть Леди:  Что такое хандра: симптомы, отличие от депрессии, советы

Здесь также существует пассивное удовольствие от свободного истечения, то есть пассивное удовольствие от уменьшения или снятия контроля.

  • Уретральный эротизм у мальчиков это пассивное свободное стечение может сочетаться с другими пассивными целями, такими как ласка полового члена или возбуждение промежности. То есть, это пассивное сексуальное удовольствие. Соответственно, пассивные цели могут сочетаться с садистическими фантазмами, что демонстрирует анализ тяжелых случаев ускоренного семяизвержения. Уретральный эротизм у девочек связан с тем, что активная часть эротизма связана с фантазиями о зависти к пенису. Пассивное значение свободного истечения часто заменяется уренальными слезами.
  • Соответственно уретральный эротизм связан с контролем сфинктера мочевого пузыря развивает нарциссическую гордость в ответ за то, что родители стыдят ребенка за неудачу этого контроля.

По Фенихелю стыд является специфической силой направленной против уретрально эротических соблазнов в то время как честолюбие может быть выражением борьбы с этим чувством стыда.  

  • Исчерпывающего аналитического объяснения показывает тот факт, что сознание вины невротика всегда, как это еще недавно признал Блейлер, связывается с воспоминаниями в мнестических действиях по большей части пубертатного периода, то есть мастурбация вызывает чувство вины. Самый грубый и важный фактор этой зависимости составляет тот факт, что ананизм является воплощением всей инфантильной сексуальности и потому способен взять на себя всё чувство вины относящиеся к сексуальности. Здесь Фрейд говорит о том, что инфантильная сексуальность собирается под приматом генитальности и получается что вина за свои мастурбационные желания берет на себя вину за все сексуальные удовольствия, которые ребенок получает в оральную и анальную стадии. Здесь оно как бы собирается вместе.

Сексуальные возбуждения младенческого возраста снова появляются в упомянутом детском возрасте или как центрально-обусловленное щекочущее раздражение требующее ананистического удовлетворение или как процесс похожий на полюцию, который аналогично полюции в период полового созревания дает удовлетворение даже и без помощи какого-либо действия, то есть пассивное удовлетворение. Последний случай чаще встречается у девочек и во второй половине детства. Причины его не совсем ясны, по видимому не всегда ему должен предшествовать период более раннего активного ананизма.

Симптоматика этого сексуального проявления очень бедна, вместо еще не развитого полового аппарата дает о себе знать мочеиспускательный аппарат как бы его опекун. Большинство болезней мочевого пузыря этого времени являются сексуальными заболеваниями, ночное недержание мочи соответствует такой полюции, если только не представляет собой эпилептического припадка. В результате эпилептического припадка у субъекта возникает непроизвольное мочеиспускание, как результат разрядки при эпилепсии. Если у субъекта нет эпилепсии, тогда мы сталкиваемся с энурезом.

  • Здесь можно подчеркнуть смещение сексуальности из генитальности в область мочевого пузыря. Очень часто такое заболевание как цистит возникает у женщин, мужчины не так часто этим страдают. Можно Сказать, что если инфантильная сексуальность не интегрирована, то происходит смещение в область уретральности и весь генитальный эротизм розыгрывается в области уретры. Возникает такое смещение. И тогда лучше бегать к урологу и заниматься своим циститом, чем вступать в сексуальные отношения.
  • Фаллическая стадия – это стадия детской организации либидо, которая следует за оральной и анальной стадиями, для нее характерно подчинение частичных влечений гениталий. На этой стадии в отличие от генитальной стадии пубертатного периода ребенок любого пола признает лишь один половой орган мужской. Так что различие для него тождественно противопоставлению фаллического и кастрированного. На этой стадии у девочек зарождается зависть к пенису. Часто можно встретить женщин застрявших в фаллической стадии из-за зависти к пенису, что им мешает двигаться в сторону генитальности. Потому что генитальность уже предполагает несколько иное отношение к мужчинам, а здесь женщина застревает в ситуации соперничества с мужчинами. Фрейд называл эту стадию инфантильной генитальной организацией. Хотя некоторые аналитики так не считают.
  • Открытие анатомического различия между полам происходит на этой стадии и есть идея фаллически кастрированной, от осознания анатомической реальности пениса. Но пенис в данном случае является нарциссическим органом. Это важно подчеркнуть, потому что именно на фаллической стадии мальчик идентифицирует себя со своим пенисом. Первичная сцена состоит в том, что происходит идентификация с одним из родителей или с обоими, реализуемая в направлении пассивности перед могуществом приписываемого большим, проекция собственной агрессивности, чувство покинутости вследствие исключения из родительских отношений, скопофилия и вуояризм.
  • Здесь следует провести различие между пенисом и фаллосом. Пенис это мужской половой орган в его анатомической реальности. Фаллос выполняет символическую функцию, для Фрейда он является скорее парциальным, частичным объектом. Страх кастрации разворачивается вокруг фаллоса и имеет нарциссическую природу. Здесь мы уже подошли к страху кастрации. Но здесь страх кастрации связан с нарциссизмом субъекта, в отличие от генитальной стадии, где страх кастрации связан с объектными отношениями.
  • Здесь я говорю о нарциссизме потому, что ребенок здесь находится в парадигме – фаллически кастрированный. Соответственно, у кого есть фаллос он властвует миром, а тот кто кастрирован, должен ему подчиняться.
Как быть Леди:  Что такое аутентичность

Есть поговорка в контексте фаллически кастрированного : есть те у кого заряжен пистолет и те кто будут копать. 

Фаллическая стадия у мальчиков.

  • Происходит либидинальная сверх загрузка пениса как инструмента сексуального удовольствия, соответственно мастурбация и фантазмы которые возникают в связи с этим, самоидентификация со своим пенисом и тенденцией к эксгибиционизму. Важное отличие фаллической стадии от генитальной или эдипальной в том, что мальчик идентифицируется со своим пенисом, то есть все тело мальчика представляет собой один большой, возбужденный фаллос. Он испытывает большую гордость за свой пенис, гордится что он мальчик. Если мальчик признает страх кастрации, страх что он может лишиться своего прекрасного органа, то происходит развитие по невротическому типу. Однако, если происходит попытка отрицания анатомических полов, тогда возникает фантазия о наличии пениса у матери. Такая фантазия возникает по причине невозможности иметь дело со страхом кастрации, тогда отрицается наличие женских гениталий и тогда есть фантазия, что у матери тоже есть пенис. Эта фантазия возникает еще по причине того, что в доисторической эпохе у матери была власть над субъектом, когда он был младенцем. получается, что у матери изначально очень большая власть, в данном случае над мальчиком. И наделение ее этим пенисом говорит о том, что ее наделяют властью. Фалличность это наличие власти. Чтобы принять страх кастрации надо преодолеть власть матери над собой. От фаллической матери перейти к фаллическому отцу, от фаллического отца перейти к эдипальному отцу и эдипальной матери. Тогда возникает вопрос,в чем различие между эдипальным отцом и матерью и фаллическими? В чем различие этих пар? В случае фаллических матери и отца речь идет о богах, о том,что родители являются идеализированными фигурами, они обладают бесспорной властью над субъектом, их слово непререкаемо и в результате этой идеализации они обладают этой властью. По мере того, как идеализация родительских объектов уменьшается, по мере того, как они становятся более реалистичными, появляются другие аспекты родителей, в частности сексуальные аспекты. Это связано с тем, что они являются парой, что у них есть любовные отношения и это уже эдипальный отец и эдипальная мать. Мать сексуально привлекательна отцу, отец сексуальн опривлекателен матери и ребенок вступает в конкурентные отношения с матерью за отца и с отцом за мать. Если матери приписывается пенис и не принимается страх кастрации, то развитие идет по первертному пути, развивается перверсия, то есть извращение.

Попытки отрицать реальность различия полов, что является источником развития перверсий, вера в наличие пениса у матери, то есть вера в могущество взрослого. В фаллической женщине мужчина ищет одновременно мать и эротический объект.

Отто Фенихель о комплексе кастрации у мальчиков.

  • В основе лежит фантазия о том, что мастурбация уже повредила пенис и это когда-нибудь обнаружится. То есть, в случае страха кастрации есть угроза кастрации, а в этой фантазии как-будто пенис уже поврежден, он уже стал дефектным в результате повреждения. Такие мужчины часто страдают навязчивым страхом, что у них недостаточная величина пениса, это убеждение плот детских убеждений от размера пениса взрослого. То есть, такой мужчина считает себя маленьким мальчиком у которого маленький пенис по сравнению с пенисом отца. Он остается в этой фиксации. Поворот к женственности, отказ от активного использования пениса часто происходит в целях страховки от кастрации в будущем, если я веду себя словно кастрат, никто не будет покушаться на мой пенис.

Фаллическая стадия у девочек.    

  • Сексуальная активность концентрируется вокруг клитора, отсутствие пениса переживается как физиологический факт, что вызывает глубокую нарциссическую рану, чувство неполноценности, зависть к пенису, то есть фаллическое притязание. И частая фантазия у девочек, что пенис когда-то был, но она его потеряла. Упреки в адрес матери и привязанность к отцу способствуют вхождению в эдипову фазу, то есть именно фаза к пенису толкает девочку от матери к отцу, она разочарована в матери, что она ее родила такой неполноценной и соответственно она обращается к отцу в попытке получить этот пенис. А что такое попытка получить этот пенис? Это ребенок от отца.

С одной стороны фалличность представлена властью и мы встречаем властных женщин, а с другой стороны такая женская фалличность может быть представлена в том, что мы называем девочка-девочка, а это очень сексопильная, очень женственная и во всем образе она слишком женственная, но при этом она ходит с острыми каблуками, она очень эффективна в своей карьере и она очень конкурентна. Если говорить про фаллического мужчину, то фаллический мужчина из себя представляет брутала или мачо. Это такой мужчина у которого сильно выражены мужские качества. Такие выраженности у женщин и у мужчин, которые нарочито выставляются напоказ являются проявлением фалличности и у женщин и у мужчин. То есть, в какой-то степени это эксгибиционизм, где женственность и мужественность выставляются напоказ. Они делаю это нарочито. 

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий